Главная страница 1

Урок – обобщения по теме: «Бонапартизм, как историческое явление».


Дидактическая цель: проверка уровня усвоения учебного материала, его связь с историческими событиями данного периода и влияние на последующий ход развития истории. Применения знаний и умений полученных на уроках по данной теме на практике.

Образовательная цель: рассмотреть влияние на мировую историю выдающийся личность Наполеона Бонапарта . Охарактеризовать роль личности в истории.

Развивающая цель: продолжить обучение интеллектуальным приемам познавательной деятельности; систематизация знаний, оформления выводов.

Воспитательная цель: воспитывать ответственное отношение к коллективному делу, развивать мыслительные способности учащихся и интерес к предмету истории.

Задача урока состоит в том, чтобы в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать усвоение учащимися учебного материала. Работа в коллективе ( класс разбивается на команды) является одной из наиболее современных форм в образовательном процессе. Ученые доказали, что лучше усваивается информация, учащимися друг от друга.

Игровая форма урока предоставляет возможность для творческого самовыражения, погружения в историческую атмосферу, восприятие новых социальных ролей. Стилизация позволяет передать исторический фон эпохи. Игра активизирует деятельность учащихся способствует развитию речевой деятельности.

Пускай историю страстей

и дел моих хранят далекие потомки

Я презираю песнопенья громки.

Я выше и похвал, и славы, и людей .

Люцер.

План урока.

1)Бонапартизм, как историческое явление в политике .

2) Бонапартизм, как историческое явление в экономике.

3) Бонапартизм, как историческое явление во внешней политике.

4) Последствия бонапартизма для Европы.

Оборудование: карты, схемы, телевизор, ноутбук, карточки - задания.

На мониторе написано название темы урока и проблемное задание:



Проблемное задание:

В чем сущность бонапартизма , как исторического явления? Какие последствия он имел для Европы?

Ход урока.

Класс разбивается на 5 команд. Каждая команда сидит за своим столом. В ходе работы команды будут получать задания, на которые должны будут давать ответы. За правильные ответы им будут присуждаться баллы. Команда, которая наберет больше всего баллов, получит отличные оценки. За правильный ответ дается красный кружок, за «4» - синий, «3»- зеленый.

На прошлом уроке мы закончили изучать тему « Наполеоновские войны». На уроках были изучены реформы, военными успехи, и политическая деятельность Наполеона, в науке его политика получила название- бонапартизм. По имени Наполеона Бонапарта, человека который эту политику проводил в жизнь. Сегодня мы с вами попытаемся систематизировать эти знания, обобщить их, и ответить на главный проблемный вопрос урока: В чем сущность бонапартизма, как исторического явления? Какие последствия он имел для Европы?

Для того, чтобы нам лучше представить эту эпоху, я предлагаю вам встретиться с историческими героями того времени. Может их вопросы позволят нам лучше разобраться в сущности исторических событий.

На экране телевизора появляется портрет Наполеона Бонапарта. Наполеон предлагает учащимся самим проанализировать его политику по его собственным высказываниям.

Каждая команда получает высказывание Наполеона на листе. Исходя, из высказываний Наполеона нужно дать характеристику его политики. Он надеется на ваш справедливый суд.

Задания к первому пункту плана:

1 команда: «Общество без религии подобно кораблю, без компаса. Одна лишь религия дает государству прочную и твердую опору. Общество не может существовать без религии». (Наполеон)

2 команда: «Я бываю, то лисою, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим». (Наполеон)

3 команда: Лозунг французской революции «Свобода, равенство, братство!» был заменен при Бонапарте другим лозунгом: «Собственность, свобода, равенство!» В чем смысл такой замены лозунгов? О защите, какой собственности шла речь?

4 команда: став первым консулом, Бонапарт приказал министру Фуше составить списки эмигрантов, которым разрешалось вернуться во Францию. В 1802 году эмигрантам, которые принесли присягу верности республики, было дано право, въехать в страну. Этим указом воспользовались многие эмигранты. Какие выводы на основе этих фактов, можно сделать о политике Бонапарта? « Есть два рычага , которыми можно двигать людей – страх и личный интерес». (Наполеон)

5- команда: Первый консул сам подобрал себе второго и третьего: второй Камбасерес был якобинцем, «цареубийцей», то третий консул Лебрен был роялистом (сторонником короля). Наполеон по этому поводу сказал: «Один охраняет меня с лева, а другой справа. Я открываю широкую дорогу, по которой могут идти к своей цели все». Как это поступок характеризует того времени. Может их вопросы позволят нам лучше разобраться в сущности исторических событий.

Ребята в командах обсуждают ответ на поставленные вопросы в течении 3-х минут. Используется коллективный метод работы. После подготовки один из членов команды отвечает на вопросы. Когда представители всех команд выскажутся, учитель подводит итог беседы.

Вывод звучит следующим образом: В политике бонапартизм – это прежде всего лавирование между различными общественными группами: тем кто не согласен с тобой надо показать силу, кому нужна религия пусть верят в бога, кого-то надо подкупить пообещав свободу и собственность. В политике Наполеон занимал центристскую позицию, стараясь примирить всю Францию, и найти общие точки соприкосновения для прекращения революции. Верховная власть при этом должна оставаться за ним. «Присоединяйтесь к народу. Простое звание французского гражданина стоит больше, чем прозвище роялиста или якобинца». Французы, Франция – это были те понятия, вокруг которых Наполеон стремился сплотить нацию.

На мониторе появляется второй исторический персонаж – простой французский солдат. Он предлагает ученикам делать вывод о политике Наполеона в экономике по тем историческим фактам которые они получили на листочках.

Каждая команда получает листок с заданием. Задания ко второму пункту плана.

1 команда - « Нам нужны добропорядочные крестьяне. Они составляют силу и мощь армии» Наполеон. Он сохранил за крестьянами земли приобретенные во время революции. Сделайте вывод об отношении крестьян к правительству Наполеона и Наполеона к крестьянам.

2 команда – На основе статьи 1781 «Гражданского кодекса» сделайте вывод об отношении Наполеона к рабочим: «Хозяину верят в отношении его утверждений: о размере жалования, об уплате вознаграждения за истекший год и о платежах, произведенных в счет вознаграждения за текущий год».

3 команда – 21 ноября 1806 года Наполеон подписал свой знаменитый декрет о континентальной блокаде, который стал стержнем экономической политики Наполеона. В чем суть этого декрета? Какую роль он должен был сыграть для Франции?

4 команда - В 1811 году Наполеон прибег к гигантским заказам капиталистам за счет казны: так он произвел колоссальные закупки шерсти для армии (1миллион франков), дал громадные заказы лионским шелковым и бархатным мануфактурам. Заставил подвластные ему государства делать закупки тканей в Лионе. О чем свидетельствуют эти факты.

5 команда- На острове Святой Елены наполеон сказал: «Моя истинная слава не в 40 сражениях, выигранных мной: Ватерлоо их всех зачеркнуло. Но не будет и не может быть забыт «Гражданский кодекс». На чем основана была уверенность Наполеона? В чем состоит значение «Гражданского кодекса».

После подготовки команды дают ответы на поставленные вопросы. За ответы каждая команда получает кружок того или иного цвета в зависимости от правильности ответа.

Учитель подводит итог беседы по второму пункт плана: Политика бонапартизма в области экономики состоит в поощрении развития собственной промышленности, а не денежных спекуляций. Ограничения ввоза иностранных товаров (протекционизма), создания широкого среднего слоя в среде крестьянства за счет утверждения частной собственности на землю.

На мониторе появляется портрет министра иностранных дел Франции Тайлерана. Он поможет нам разобраться в особенностях внешней политики Наполеона Бонапарта. Но поскольку Тайлеран был не только великим дипломатом, но и очень хитрым человеком. Он очень хорошо знал, что в основе внешней политике Наполеона лежат завоевательные войны. За время своего правления Наполеон воевал практически со всеми странами Европы. Во всех этих войнах Наполеон одерживал победы. В своих документах Тайлеран перепутал все сражения и даты , когда они проходили. Вам необходимо восстановить правильную хронологическую последовательность наполеоновских войн.

Команды получают листы следующего содержания;

1796 - 1797 поход в Египет

1812 война с Австрией

1808 – 1814 война с Австрией

1800 – 1801 Освобождение Европы

1806 война с Россией

1809 война с третьей коалицией

1813 – 1814 война в Испании

1797 - 1798 война с Пруссией

1805 война с Австрией

Команды должны установить соответствие между датами и событиями за 3 минуты. Ответы на листочках сдаются учителю истории. Он оценивает правильность выполнения задания и говорит результаты.

Подводя итоги работы - по третьему пункту плана учитель говорит: «Для того, чтобы управлять миром нет иных секретов, кроме того, чтобы быть сильным» (Наполеон). В области внешней политики - это завоевательные империалистические устремления, которые диктуются интересами буржуазии. Мощная армия, которая внушает всем страх. Великий талант полководца позволил ему с успехом вести войны и одерживать победы.

А теперь попытаемся ответить на вопрос логического задания: В чем сущность бонапартизма?

Учащиеся должны ответить примерно следующие:


  1. Бонапартизм в политике – это лавирование между различными социальными группами для достижения гражданского мира в обществе и прекращения революции в стране.

  2. Создание среднего класса, как опоры государства с помощью частной собственности на землю для крестьян.

  3. Поддержка национальной буржуазии (протекционизм).

  4. Завоевательные войны с соседними странами в интересах крупной буржуазии.

  5. Высокая роль национального лидера- Наполеона.

Теперь, когда мы с вами выяснили, в чем суть бонапартизма, попытаемся ответить на вопрос: Какие последствия он имел для Европы и Франции?

На мониторе появляется портрет историка Евгения Викторовича Тарле. Но приведет нам несколько исторических фактов и просит ответить на его вопросы.

Команды получают задания:

1 команда – «В результате войн, которые вел Наполеон, к 1812 году образовалась обширная империя с населением 75 миллионов человек. Чем можно объяснить победы Франции над войсками коалиций европейских держав? Примите во внимание не только состав и организацию французской армии, но и ее противников, а также особенности государственного строя Франции и членов коалиции.

2 команда «В 1811 году управляющий банком доложил императору, что покоренные страны слишком разорены, и что до их покорения французские товары сбывались в большем количестве, чем после их покорения. Какие выводы можно сделать из этого сообщения о состоянии экономики и последствиях войн для Европы?

3 команда- В 1810-1811 годах во Франции разорилось много предприятий. В Лионе было 25 тысяч безработных, в Париже 22 тысячи. Поднялись цены на хлеб, увеличены налоги. З а15 лет правления Наполеона в армию призвано 2,5 миллиона человек. Какие слои населения могли быть недовольны создавшимся положением в стране? Какой вывод о состоянии империи можно сделать?

4команда- В письме одного политического деятеля описано важное политическое событие: «От этого собрания ожидали реформ политической системы Европы, гарантий «вечного мира»… Оно принесло только реставрации, сделки между великими державами, произвольные изменения владений. Четыре державы пользовались неограниченной властью». О каком собрании идет речь в письме? Какой принцип Европейской политики стал определяющим после разгрома Наполеона? Какой орган его поддерживал?

5 команда –Какие государства увеличили свою территорию и за счет каких государств это было сделано? Ответ показать по карте.



Учитель подводит итог по четвертому пункту плана: В результате политики Наполеона была создана обширная империя. Это стало возможно благодаря передовому способу производства капитализму, который утвердился во Франции после победы Великой Французской революции, всеобщей воинской повинности, выдвижению по личным заслугам командиров. Но тем не менее эта империя не была прочной, так как она держалась на насилии, а покоренные страны были плохими партнерами. У них была низкая покупательная способность. Все – это привело к кризису в экономике. В покоренных странах рос дух национального самосознания и велась освободительная борьба. Империя была обречена.

  1. На ее обломках произошел раздел Европы.

  2. Были реставрированы старые монархии

  3. Создан Священный Союз, что было шагом назад по сравнению с бонапартизмом.

Но капитализм продолжал развиваться и, следовательно новые революции были неизбежны.

Команды подсчитывают количество набранных баллов. Объявляется победитель. Учитель ставит оценки.



Смотрите также:
«Бонапартизм, как историческое явление»
84.31kb.
Аргументативные характеристики текста как синтаксической единицы
83.28kb.
Реферат по экономической и социальной географии мира
252.54kb.
Правовая реальность как системно-хаотичное явление
66.23kb.
Г. Лянтор Наше наследие музей
40.49kb.
«бакинский рабочий» суперзвезда бакинского происхождения
80.7kb.
Доклад на городской гешталь-конференции, Нижний Новгород, 14. 11. 98 И. С. Захарян Ребенок от др рус рабенок сын раба
137.37kb.
Культурная традиция и этнос Оппозиция “традиция — модернизация”
282.96kb.
Склярова светлана николаевна
556.88kb.
Защита диссертации состоится 2011 г
236.15kb.
Внеклассное мероприятие в технологии "Дебаты" по теме: "Инерция явление полезное."
42.08kb.
Как тяжкий рок висит над человеческим сознанием мысль о смерти. Как неминуемая чаша стоит призрак смерти и, пройдя весь жизненный путь, дух (человек) приходит к заключению, что здесь нужно кончать явление жизни
536.35kb.