Главная страница 1страница 2 ... страница 5страница 6

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

Центра социологических и маркетинговых исследований

2010-2011 гг.

Работа Центра осуществлялась в следующих направлениях:



  • Исследования в области образования и культуры;

  • работа в области дополнительного профессионального образования;

  • работа, направленная на поддержание научно-исследовательской деятельности преподавателей и аспирантов Гуманитарного университета;

  • маркетинговые исследования.


ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ


  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Социологическое исследование осуществлено по заказу ГорУНО г. Екатеринбурга. В его основе - изучение проблемы результативности реализации приоритетного национального проекта «Образование» в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга.

С этой целью в феврале – ноябре 2010 г. Центром социологических и маркетинговых исследований Гуманитарного университета (ЦСМИ) был осуществлен анализ социальной эффективности реализации национального проекта «Образование» в сфере школьного образования.

Социологическое исследование было проведено в школах г. Екатеринбурга методом множественного кейс-стади. В качестве кейса выступала отдельная школа, являющаяся победителем конкурса и выигравшая грант. Всего было обследовано 14 школ г. Екатеринбурга (общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии).

Для анализа проблемы был использован комплекс качественных и количественных методов сбора информации. Были изучены документальные материалы образовательных учреждений, касающиеся национального проекта «Образование» (конкурсные заявки, программы инновационного развития школы, отчеты о реализации проекта).

В ходе исследования использовались опросные методы:



  • экспертный опрос с ведущими социологами, педагогами, психологами и философами образования, представителями администрации педагогических вузов;

  • глубинные интервью с директорами школ и их заместителями, курирующими проект;

  • фокус-группы с учащимися;

  • фокус-группы с педагогами;

  • анкетный опрос учителей, посвященный изучению их отношения к национальному проекту «Образование» (для отбора единиц наблюдения использовался метод основного массива, N = 459 чел.).

Основной задачей исследования нам виделось создание по каждой школе картины мнений различных участников образовательного процесса (учащихся, учителей, представителей администрации школы) относительно тех инновационных процессов, которые происходят в образовательном учреждении. Кроме того, нас интересовала их позиция, а также мнения представителей экспертного сообщества относительно тенденций развития инноваций в сфере образования в России и роли ПНПО в оптимизации инновационных процессов. В ходе исследования анализировались представления всех субъектов образовательной сферы относительно:

  • наиболее актуальных задач нацпроекта «Образование»;

  • направлений проекта, в которых были достигнуты реальные результаты;

  • влиянии ПНПО на изменение ситуации в конкретном образовательном учреждении;

  • проблемах реализации национального проекта «Образование» в школе;

  • необходимости управленческого сопровождения и помощи по осуществлению инновационной деятельности в школе.



  1. ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК В РАМКАХ РАЗРАБОТКИ «КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2020 гг.».

Исследование проведено в сентябре-октябре 2011 гг. и было реализовано в рамках разработки «Концепции развития культуры в Свердловской области на 2012-2020 гг.» по заказу министерства культуры и туризма Свердловской области.



Основной задачей было выявление экспертных мнений относительно состояния и перспектив развития культуры в Свердловской области. Методы сбора информации – глубинные и полуформализованные интервью.

Обсуждаемые проблемы:

  • Вызовы времени и тенденции изменения культурной политики в Свердловской области. Оптимальная модель управления сферой культуры в Свердловской области: базовые принципы управления сферой культуры, сочетание наиболее актуальных методов (программно-целевой, проектный, сценарный и пр.) управления. Общая оценка эффективности существующей управленческой модели и практики ее реализации.

  • Приоритетные направления развития культуры в Свердловской области.

  • Доминирующие позитивные и негативные факторы, влияющие на сферу культуры.

  • Инновационное развитие культурно-досуговой сферы, наличие потребности в нем для Свердловской области. Основные субъекты культурно-досуговой сферы, инициирующие инновации. Каковы направления инновационного развития:

  • инновации в управлении сферой культуры;

  • инновации в отдельных направлениях культурно-досуговой деятельности?

  • Проблемы оценки уровня инновационного развития культурной сферы.

  • Уровень востребованности услуг культурно-досуговой сферы конечным потребителем. Динамика потребностей по направлениям, видам культурно-досуговой деятельности. Целесообразность комплексного мониторинга культурных потребностей и предпочтений населения. Проблемы формирования культурных потребностей. Эффективность существующих стратегий формирования потребностей. Проблемы продвижения услуг культурно-досуговой сферы. Брендирование, информационная поддержка. Оценка роли СМИ в формировании потребностей и продвижении услуг культурно-досуговой сферы. Возможности социальной и коммерческой рекламы.

  • Место общественности в реализации управления в сфере культуры, способы, формы привлечения общественности. Оценка уровня развития гражданских инициатив в сфере культуры. Проблемы развития благотворительности, волонтерской деятельности.

  • Эффективность взаимодействия с творческими союзами, объединениями. Перспективы развития отношений, задачи, основные направления.

  • Научные исследования в области культуры. Оценка эффективности сотрудничества, наличие потребности и проблемы оптимизации взаимодействия учреждений науки, культуры, органов управления культурой. Формы взаимодействия: традиционные, инновационные.

  • Наиболее острые проблемы правового регулирования: проблемы собственности и условий финансирования объектов сферы культуры, оплаты труда и социальной защиты работников культуры. Проблемы автономизации учреждений культуры.

  • Потребность и необходимость развития предпринимательской деятельности в культурно-досуговой сфере. Необходимые и возможные формы содействия развитию предпринимательству в культурно-досуговой сфере. Субъекты экономической деятельности (сфера бизнеса, уровень), готовые выстраивать отношения с органами госуправления, на каких условиях.

Оценка эффективности организационных форм управления в области:



  • ликвидации диспропорции в развитии социально-культурной инфраструктуры Свердловской области;

  • материально-технического оснащения учреждений культуры;

  • кадрового обеспечения отрасли (совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, их социальная защита); проблемы сохранения кадров, низкого уровня оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры;

  • доступности и качества услуг учреждений культуры для населения (в том числе незащищенным малообеспеченным слоям населения, молодежи, группам риска);

  • интенсивного инновационного развития культурно-досуговой сферы;

  • развития и позиционирования сферы культуры как базового элемента имиджа Свердловской области;

  • поддержки научно-исследовательской и методической деятельности;

  • использования СМИ для сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия;

  • поддержки и развития профессионального театрального искусства;

  • поддержки и развития профессионального музыкального искусства;

  • поддержки и развития профессиональной художественной деятельности;

  • развития театрально-концертной деятельности;

  • развития музейно-выставочной деятельности;

  • поддержки и развития самодеятельного творчества;

  • совершенствования системы информационно-библиотечного обслуживания;

  • совершенствования кинотеатрального процесса, кинообслуживания населения;

  • развития учреждений клубного типа;

  • сохранения и эффективного использования историко-культурного наследия;

  • сохранения и развития традиционных видов художественного творчества;

  • формирования единого информационного пространства, развития информационных баз учреждений культуры и искусства;

  • межрегионального сотрудничества в области культуры;

  • международного сотрудничества в области культуры;

  • развития профессионального и дополнительного образования в сфере культуры и искусства.



  1. к проблеме формирования внутреннего имиджа гуманитарного университета

В январе 2010 г. Центр социологических и маркетинговых исследований Гуманитарного Университета реализовал исследовательский проект, задача которого – охарактеризовать проблемы формирования внутреннего имиджа вуза в контексте анализа уровня удовлетворенности будущих выпускников полученным образованием и выявления наиболее острых проблем, с которыми сталкивались студенты в процессе обучения. В опросе принимали участие 167 студентов пятого курса очного обучения всех факультетов Гуманитарного Университета. Отбор реализован методом основного массива.


Основные задачи исследования:


  1. Охарактеризовать ключевые проблемы формирования имиджа ГУ в рамках внутренней среды вуза.

  2. Выявить уровень реализации ожиданий студентов, связанных с получением высшего образования, выбором вуза, факультета, специальности.

  3. Оценить степень удовлетворенности студентов различными сторонами образовательного процесса.

  4. Охарактеризовать наиболее острые для студентов проблемы обучения в ГУ, проанализировав их мнения о реальных и возможных причинах ухода из вуза.



  1. Национализм и неофашизм в России в оценках студенческой молодежи

Исследование проходило в вузах г. Екатеринбурга весной 2010 года. Опрошены 404 студента из 8 государственных и негосударственных вузов (12 факультетов). В исследовании приняли участие студенты - представители 15 национальностей.
Основные задачи:

1) изучение отношения студенческой молодежи к национализму;

2) измерение социального расстояния между представителями различных национальных общностей;

3) анализ представлений студенческой молодежи об опасностях развития неофашизма в России.




  1. абитуриенты гуманитарного университета:

проблемы выбора вуза и факторы его обусловливающие
Социологическое исследование, посвященное изучению проблем выбора вуза абитуриентами Гуманитарного университета (ГУ), мотивации и факторам его обусловившим, было проведено в ноябре 2010 г. Объектом исследования стали первокурсники дневной формы обучения, основным методом сбора информации – анкетирование. Объем выборки 117 человек, для отбора единиц наблюдения использовался метод основного массива (общее число первокурсников в вузе – 185 чел.).

Исследование имело сравнительный характер, данные сопоставлялись с результатами аналогичных исследований, проведенных в ГУ в 2009 г. (объем выборки 144 чел.) и в 2006 г. (объем выборки 379 чел.).


Основными задачами исследования стали:

  1. Выявление информационных потребностей абитуриентов на этапе принятия решения о выборе вуза. Анализ основных информационных источников абитуриентов о вузах города в целом и ГУ, в частности.

  2. Выявление вузов, рассматриваемых абитуриентами в качестве альтернативы ГУ. Определение места ГУ среди образовательных учреждений, рассматривавшихся абитуриентами в качестве возможных для получения профессионального образования.

  3. Определение факторов, повлиявших на выбор вуза абитуриентами.

  4. Изучение мнений респондентов о рекламе ГУ.

  5. Осуществление процедур сравнения данных характеристик респондентов с результатами исследований, полученными по аналогичной методике в 2009 и 2006 гг.




  1. ценностные ориентации первокурсников гуманитарного университета

Социологическое исследование ценностных ориентаций первокурсников ГУ реализовано в ноябре 2010 г. Объект исследования - первокурсники ГУ дневной формы обучения, метод сбора социологической информации – анкетирование. Выборка осуществлялась методом основного массива, объем выборки 117 человек. Исследование имело сравнительный характер, данные сопоставлялись с результатами мониторинга студенчества г. Екатеринбурга, осуществляемого исследовательским коллективом под руководством Ю.Р.Вишневского с 1995 г.1, общероссийского исследования, проведенного Центром социального прогнозирования и маркетинга аналогичных исследований в 2009 г. в 21 субъекте РФ2, общероссийского исследования, осуществленного Фондом общественного мнения в 2009 г. 3.



Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать ценностные приоритеты первокурсников

  2. Выявить особенности их гражданского самосознания

  3. Изучить отношение студентов к политике, социальным и политическим институтам

  4. Охарактеризовать отношение студентов-первокурсников к религии

  5. Выявить ценности образования и будущей профессиональной деятельности первокурсников

  6. Проанализировать основные виды деятельности студентов в свободное временя

  7. Выявить ценности, регулирующие отношения студентов со сверстниками и ближайшим окружением




  1. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ I КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ

Исследование проводилось в феврале – марте 2011 г.

Объект: студенты 1 курса НОУ ВПО Гуманитарный Университет.

Предмет: адаптация студентов к образовательному процессу в вузе.

Цель: выявить характер адаптации студентов к учебной, внеучебной деятельности, особенностям социально-педагогического, социально-психологического взаимодействия в вузе.

Задачи


  • Выявить характер адаптации студентов к учебной деятельности в вузе:

    • Мотивы и цели учебной деятельности;

    • Удовлетворенность студентов имеющимися навыками учебной деятельности;

    • Удовлетворенность полученными знаниями по отдельным дисциплинам;

    • Самооценку уровня активности в учебной, научно-исследовательской деятельности;

    • Самооценку изменения «образов» вуза, факультета, профессии в сознании студента за период обучения в вузе;

    • Основные адаптационные проблемы.

  • Выявить уровень включенности студентов во внеучебную деятельность, удовлетворенность ее организацией в вузе.

  • Выявить удовлетворенность характером социально-педагогического взаимодействия.

  • Изучить удовлетворенность студентов социально-психологическим климатом в коллективе.



  1. ПОТРЕБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ГУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ (2011 Г.)

В марте – мае 2011 г. Центр социологических и маркетинговых исследований Гуманитарного Университета реализовал исследовательский проект, задача которого – охарактеризовать потребности студентов ГУ в платных дополнительных образовательных услугах.

Основные задачи

Выявить:

  1. потребности студентов Гуманитарного университета в дополнительном общекультурном и профессиональном образовании, которое можно получить в ГУ;

  2. ориентацию на определенные направления дополнительного образования, продолжительность дополнительных образовательных программ и стоимость обучения;

  3. возможности факультетов ГУ предоставлять дополнительные платные образовательные услуги, ориентированные на индивидуализированные потребности студентов;

  4. уровень информированности студентов о наличии дополнительных платных образовательных услуг в ГУ (на других факультетах).

Методы:

  1. Метод фокус-групп со студентами 3-х курсов всех факультетов (всех специальностей);

  2. Экспертное интервью с зам.деканами.

VIII. Социальный портрет потребителя образовательных услуг (2010 г.)

В проекте представлен анализ социально-демографических характеристик студентов вуза в целом и каждого факультета в отдельности за 2010 г. и в динамике по отношению к предыдущему периоду.




РАБОТА В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Слушатели: педагоги допрофессионального образования.

Объем часов – 36 ч. в течение одного семестра.

В ходе обучения предполагается большой объем практических занятий (22 ч.), из них 14 ч. на компьютерах.




следующая страница >>
Смотрите также:
Центра социологических и маркетинговых исследований
490.25kb.
Пещеры: охрана, история исследований, культура, туризм, современное состояние и перспективы научных исследований в пещерах на территории бывшего СССР
49.9kb.
Докладу «Школа 2020. Какой мы ее видим?»
189.64kb.
Методология и методика социологических исследований, социологические проблемы изучения общественного мнения, социология коммуникаций, социология духовной жизни, демография
65.27kb.
Особенности символико-смысловых взаимодействий в рамках молодежной субкультуры мобильной коммуникации
275.08kb.
«Образование как старт для жизни»
58.16kb.
Бюллетень Центра анализа псагп
137.74kb.
Логико-комбинаторные методы анализа социологических данных: эвристический потенциал и методическая специфика
394.38kb.
Принципы подбора (источники) специалистов для работы в Центре прототипирования
101.06kb.
Нет армян мусульман, так же как нет турок христиан
146.04kb.
В соответствии с Уставом, утвержденным Президиумом ран 18. 12. 2008 г
98.66kb.
Отчет о деятельности цно за 2011 Г. Отчет о деятельности центра непрерывного образования за 2011 год
176.6kb.