Главная страница 1



ДА БУДЕТ БЛАГО
НАТЬЯ ШАСТРА

/НАУКА О ТЕАТРЕ/

применённая просветлённым Бхаратой
Итак, глава шестая в Натьяшастра Бхараты:

1/ Услышав описание пролога, снова заговорили величайшие духом. Все

мудрецы попросили Бхарату: «Дай нам ответ относительно пяти вещей:

2/ Какие раса изучаются в Натья?

В чём, поистине, состоит их сущность?

3/ Что такое упомянутые бхава? Как именно они осуществляются? А также,

что такое в действительности санграха, карика и нирукта?»

4/ Те слова мудрецов выслушав, святой Бхарата заговорил в ответ о раз-

личиях между бхава и раса.

5/ «Вначале я расскажу вам со всей полнотой, о, богатые подвигами аскезы,

последовательно о санграха, карика и нирукта.

6/ Нет возможности когда-нибудь дойти до конца по пути этой Натья. Бес-

конечна она, потому что слишком велико количество знаний и умений,

содержащихся в ней.

7/ Поистине, невозможно достичь предела даже в одном из этих знаний,

оно само уже - океан, какова же тогда дорога, объединяющая все

знания, дорога, ведущая к истине?

8/ Тем не менее, я буду говорить о том, что относится к этой Натья.

Начну с описания бхава и раса в форме санграха, что вмещают тайный

смысл в сжатой формуле и содержат только выводы.

9/ Мудрым следует знать - санграха кратко излагает то, что требует

подробных комментариев и разъяснений.

10/ Натьясанграха включает тезисы о раса, бхава и абхиная, о законах

классической и народной Натья, о разных стилях Натья и ее видоизмене-

ниях в различных странах, об успехе Натья, о музыкальных тонах и

оркестре, а также о пении и форме сцены.

11/ Карика - это то, что немногословно описывает какой-либо подчинен-

ный вопрос.

12/ Нирукта же исследует различные имена собственные, опираясь на сло-

варь ведийских слов и научные книги, вскрывая смыслы корней слов и

их изменяемых частей.

13/ Нирукта представляет собой синтез многих знаний, в том числе и нуме-

рологию корней.

14/ О лучшие из дваждырожденных, то, что мной высказывается сначала ко-

ротко, потом будет рассказано с нирукта и карика.

15/ Любовь, Смех, Страдание, Гнев, Героизм, Страх, Отвращение и Удив-



ление - вот восемь видов традиционных раса в Натья.

16/ Именно эти восемь возвещены Усмирителем бунтовщиков Великим Духом

(Брахмой). Теперь же, я буду говорить о бхавастхаибхава, санча-

рибхава и саттвабхава.

17/ Наслаждение, шутка и мука, ярость, могущество, а также боязнь, омер-



зение и изумление - вот известные стхаибхава.

18/ Отчаяние, опустошённость, подозрительность, также зависть, опьяне-



ние и усталость, леность и подавленность, озабоченность и обморок,

вспоминание и удовлетворённость,

19/ стыд, вспыльчивость, радость и смятение, а также глупость, гордость,



разочарованность, томление, сонливость и одержимость,

20/ сон, пробуждение и раздражение, а также обман и наказание, рассуди-



тельность, болезнь, безумие и умирание,

21/ и еще испуг и предположение должны быть известны как санчари или



вьябхичарибхава. Этих состояний названо по имени 33.

22/ Оцепенение, испарина, озноб, изменение голоса, дрожь, бледность,



слёзы и бесчувствие - вот по традиции восемь саттвабхава.

23/ Ангика (тело), Вачика (голос), Ахарья (костюм) и Саттвика (истин-

ность существования) вот четыре известных абхиная, связанных с

Натья.

24/ Локадхарми (народный театр) и Натьядхарми (классический театр) -

вот две традиции.

25/ Бхарати, сатвати, кайшики и арабхати -

вот 4 врити (стиля), составляющие существо Натья.

Аванти, дакшинатья, удхрамагадхи и панчаламадхьяма - вот известные п

правритти (разновидности).

Дайвики (расположение богов) и мануши (воля человека) - это

два фактора сиддхи (удачи).

26/ 7 звуков, поющихся и играющихся – шадджа (рождающий шесть), ниша-

да (сидящий), ришабха (бык), гандхара (принц), мадхья (середина),

панчама (пятый), дхайвата (стойкий).

Тата (струнные), также аванаддха (перкуссии), гхана (ударные) и

Сушира (духовые) -

27/ 4 известных вида инструментов, составляющих оркестр. Струнные,

как известно, обнаруживают себя звучанием струны, а перкуссии от-

носятся к воздушному пространству,

28/ ударные держат ритм, а духовые, как известно, из бамбука.

Правеша(во время входа персонажа), акшепа (демонстрации раса),

Нишкрама (во время ухода), прасадика (для достижения божест-

венной милости) и антарам (для выражения внутреннего состояния) -

29/ таковы пять известных видов пения, используемых для сочинения

дхрува.

Три вида сцены известно - квадратная, прямоугольная и тре-

угольная.

30/ Таким образом продемонстрирована эта натьясанграха, состоящая

из коротких высказываний.

Теперь я расскажу основные положения в форме сутра.


Прежде всего, мы будем говорить о раса с самого начала.

Ибо нет никакого смысла в Натья без раса. Раса же возникает через

осуществление вибхава, анубхава и вьябхичари.

И какой же пример этому?

А вот что говорится: как из-за соединения различных приправ, трав и

других веществ получается вкус кушанья, так же из-за вхождения в раз-

личные бхава рождается раса. Или подобно тому, как из-за соединения

патоки с другими веществами, приправами и травами появляются шесть

вкусов, так же стхаибхава, проходя через разные бхава, достигают

качества раса.

Теперь спрашивается: почему это называется «раса» (т.е. вкус)?

Говорят, из-за вкушения. Каким же образом вкушается раса? Здесь

сказано: ибо так же, как многими приправами обогащенная пища обладает

вкусом, и хорошо чувствующий человек, вкушая ее, наслаждается, также,

вкушая стхаибхава, приправленные различными бхава и абхиная, и сопро-

вождаемые одухотворённой речью и движениями тела, зритель, способный к сопереживанию, достигает восторга наслаждения. Отсюда название –



натьяраса (наслаждение чувством, рождённым Натья).

Об этом есть две передаваемых из поколения в поколение шлоки:

32/ Как люди, знающие толк в пище, наслаждаются вкусом пищи, обла-

дающей различными элементами и приправами,

33/ так и мудрые услаждают свою душу теми стхаибхава, что возникают

посредством абхиная различных вьябхичари. Поэтому, издревле

это называется натьяраса (вкушение Натья).

Теперь спрашивается - что, от раса ли возникают бхава или

от бхава - раса? Некоторые считают, что они осуществляются от их

взаимного соединения. Но почему? Ведь очевидно, что не бхава возни-

кают от раса, но именно из бхава рождаются раса.

Об этом есть шлоки:

34/ Знающими Натья утверждается: бхава, явленные с помощью абхиная,

создают раса.

35/ Как соединением различных компонентов в соответствии со многими

инструкциями создается своеобразие приправы, так же и проявленные

через абхиная бхава рождают раса.

36/ Без бхава нет раса, свободной от раса нет бхава. Взаимодействие

этих двух и есть успех представления.

37/ И как соединение приправ и трав сообщают вкус пище, также бхава

и раса взаимно создают друг друга.

38/ Как из семени с необходимостью возникает дерево, а от дерева –

цветок и плод, также и раса - это основания, а бхава зависимы

от них.


Теперь мы будем рассуждать о таких явлениях, связанных с раса,

как их происхождение, цвет и божество. Четыре раса являются причиной

происхождения остальных, и это – Любовь, Гнев, Геройство и Отвращение.

Теперь -


39/ Именно от Любви происходит Смех, от Гневараса Страдание,

источник Удивления - Геройство, а Страх – от Отвращения.

40/ Имитация Любви вызывает Смех, а результат Гнева известен как

раса Страдание.

41/ В итоге героического поступка возникает удивление, тот же, кто

смотрит на отвратительное, познает страх.

Теперь цвета -

42/ Смуглый – цвет Любви, белым предстает Смех, серого цвета - Страда-

ние, а красный являет Гнев,

43/ Геройство знают блестящим (светлым), а Страх - черным, Отвра-



щение синего цвета, а Удивление традиционно - желтое.

Теперь божества -

44/ Любовь почитаема Вишну, божество Смеха - Праматха, Гневу Рудра

покровительствует, божество Страдания - Яма,

45/ Махакала (Шива в облике разрушителя мира) относится к Отвраще-

нию, бог Страха - Кала (время), великий Индра бог Геройства,

божество Удивления - Брахма.

Таким образом, сообщено о происхождении, цветах и божествах этих

раса.

Теперь мы будем говорить об отличительных признаках анубхава,



Вибхава и вьябхичари. Также мы объясним стхаибхава различных раса.

Итак, чувство, называемое Любовь, происходит от стхаибхава нас-



лаждение. Костюм, что подходит для Любви - роскошный, лучший в мире,

чистый, священный, сияющий и красивый. Говорят, что тот, чей костюм

роскошен - сам олицетворение Любви.

Также как имена людей обусловлены образом жизни того рода-племе-

ни, в котором они рождены, также и названия раса, бхава и всего свя-

занного с Натья, обусловлены их назначением и соответствуют их пове-

дению.

Поэтому-то для раса Любовь стиль поведения диктует дорогой и



очень красивый костюм. Любовь - причина связи мужчины и женщины,

её характер - юность и благородство.



Любовь имеет два положения - удовлетворенная и обманутая.

Удовлетворенная Любовь рождается от следующих вибхава: весна,

цветы, мази и украшения, прогулки в роще вместе с желанным человеком

и видение и слушание всего, что пробуждает желание и доставляет удо-

вольствие, а также шутливые игры и т.п. Её должно представлять посред-

ством следующих анубхава: искусные взоры со взлетом бровей, кокетливые

взгляды искоса на свою пару, приятность в жестах и речах и т.п. А вьяб-

хичари подобные страху, вялости, ужасу и отвращению исключены.

Обманутая же Любовь должна быть представлена такими анубхава,

как отчаяние, изнеможение, подозрение, негодование, усталость, погло-

щённость страстным желанием, сон и пробуждение от сна, болезнь безумия

и упоение, томление, охлаждение, смерть и т.п.

Здесь спрашивается - если наслаждение стхаибхава Любви, то поче-

му же его бхава присутствуют в том, что связано со Страданием?

Далее говорится: уже прежде сказано, что Любовь бывает удовлет-

воренной и обманутой (хотя создателем "Науки эротики" (вайшика шастра)

названо 10 её положений). Мы же расскажем о том, что объединяет абхи-



ная этих двух раса.

Так, бхава Страдания - это состояние безнадежности, происходя-

щее от проклятия, болезни, смерти любимого человека, потери богатс-

тва, разрушения или плена. Тогда как обманутая любовь - это состояние зависимости, возникающее от сосредоточенности на страстном желании.

Так отличаются друг от друга Страдание и обманутая Любовь. Подобным

же образом это чувство Любви связано со всеми бхава.

И ещё -

46/ Вот поклонник на фоне цветущей весны, полный счастья, или некий



муж, соединённый с юной красавицей - так представляется Любовь.

47/ Раса Любовь возбуждается гирляндами весенних цветов, наслажде-

нием поэзией и музыкой вместе с возлюбленным, а также развлече-

ниями и гуляниями в рощах.

48/ Представлять это надо следующим образом - милые взгляды и речи,

полные радости от сладостных улыбок, приносящие удовлетворение

слова, приятность и легкость движений.

Теперь раса Смех. Его природу составляет стхаибхава веселье. Его



Вибхава таковы: неподходящий, с чужого плеча костюм и украшения, лег-

комысленная смелость, притворство, ложь и пустословие, непонимание

происходящего или искажение его смысла при передаче на словах, ошибки

в произношении и т.п. Представлять же его должно следующими анубхава:

рот прикрыт ладонью, нос и щеки трясутся, глаза зажмурены, тело скрю-

чено, лицо потное и красное, руки держатся за бока. А его вьябхичари

- это притворные вялость, слабость, сонливость, сон, пробуждение, недо-

вольство.



Раса Смех также бывает двух типов: поглощенный собой и заня-

тый другим. Когда смеется сам актер, тогда - поглощенный собой, когда

же заставляет смеяться другого, т.е. смешит, тогда - занятый другим.

Теперь две шлоки, переданные издревле в размере арья:

49/ С неправильно надетыми украшениями, не так ходит, не то говорит,

не в то одет, неловок и сам смеётся - так традиционно представ-

ляется раса Смех.

50/ Когда нелепыми повадками, гримасами и чудным костюмом некто сме-

шит другого человека - это тоже известно как раса Смех.

51/ Это чувство больше всего показывается женскими и низкими харак-

терами. Оно имеет шесть степеней, о которых я теперь расскажу.

52/ Улыбка (смита), веселый Смех (хасита), громкий Смех (вихасита),

хохот (упахасита), гогот (апахасита), Смех до изнеможения (ати-

хасита). Последовательно по две эти степени имеют соответственно в

возвышенную, среднюю и низшую природу.

Итак -


53/ Улыбка и веселый Смех - наивысшей природы, средней - громкий

смех и хохот, низшей же природы - гогот и Смех до изнеможения,

как известно.

Теперь шлоки -

54/ Улыбка - это Смех наивысшей природы, кода лицо спокойно, зубы

незаметны, лицо излучает силу, легкий намек во взгляде и немно-

го растянуты щеки.

55/ Веселый Смех представляется с широко раскрытыми глазами и ртом,

когда видны зубы, щеки также растягиваются.

56/ Громкий Смех в действительности должен быть громкий, но прият-

ный, щеки поднимаются так, что глаза становятся узкими, а лицо

постепенно краснеет.

57/ Если ноздри раздуты, глаза смотрят искоса, а голова и плечи сог-

нуты, то это хохот.

58/ Когда же Смех в неподходящем месте, да еще до слёз в глазах и

трясущихся плечей и головы, то это уже гогот.

59/ А Смех до изнеможения - это катящиеся из глаз слёзы, вырываю-

щиеся неясные звуки и руки, сжимающие бока.

60/ В тех местах, где представление должно быть смешным, следует

применять эти степени Смеха, как высочайшей, так средней и низ-

кой природы.

61/ Таким образом, известно, что существует два типа Смеха – возни-

кающий в себе самом и вызываемый в другом, три его природы и

шесть стадий.

Теперь о раса Страдание: его стхаибхава Печаль; его вибхава -

проклятие, истязание, разлука с возлюбленным или его гибель, потеря

богатства, смерть, пленение, вынужденное бегство или какой-нибудь

другой ущерб или невзгода; его анубхава - падающие слезы, жалобная

мольба, бледность лица, обессиленное тело, вздохи, рассеянность и

другие т.п.; его вьябхичари - отчаяние, изнеможение, поглощенность

страстным желанием, волнение, головокружение, обморок, усталость,

страх, печаль, подавленность, болезнь, оцепенение, безумие, ночные

воспоминания, томление, слабость, умирание, бесчувственность, дрожь,

бледность лица, изменение голоса и т.п.

Здесь есть две шлоки в размере арья:

62/ Раса Страдание возникает из таких характерных состояний, как

вид умершего возлюбленного или слышание неприятных слов.

63/ Абхиная раса Страдания такова - громкие причитания и плач,

полуобморочное состояние, а также ритуальное избиение тела.

Дальше раса Гнев. Его сущность составляет стхаибхава ярость,

что в природе заносчивых людей, а также ракшасов и данавов, и суть причи-

на сражений. Гнев возбуждается такими вибхава, как дикость, оскорб-

ления, унижение героя, убийственные речи, ярость, вражда, зависть и

т.п. Его действия следующие - бить, разбивать, причинять боль, резать, уничтожать, хвататься за оружие, низвергать, притягивать и бороться.

Его необходимо представлять с такими анубхава, как красные глаза,

выгнутые брови, скрежетание зубами, сжатые губы, дрожащие щеки, руки

выставлены вперед для удара.

Его бхава таковы: безрассудство, рвение, волнение, негодование,

порывистость, первенство, гордость, дрожь, волосы на теле встают

дыбом, невнятная речь и т.п.

Теперь спрашивается - сказано, что это раса Гнев прежде всего

связано с ракшасами и данавами. Имеет ли оно отношение к другим?

Говорится - да, имеет. Однако, в этом разделе поясняется, что именно

их природа соответствует Гневу. Каким образом? Они обладают огромными

руками и большими головами с рыжими волосами, враждебные и раздражён-

ные, с красными, вращающимися, как бы вылезающими из орбит глазами,

ужасные и страшные видом. А если кто-то проявляет такую природу, так

движется и так себя ведет, то он будет относится к раса Гнев. К раса



Любовь, главным образом, прибегают изысканные, а Гнев, состоящий из

борьбы и столкновений, нравится людям, похожим на вышеописанных, они

же ему и подражают.

Теперь шлоки, переданные издревле -

64/ Раса Гнев предпочтительнее в случаях сражения, борьбы, убийства,

нанесения порчи, уничтожения и опустошения, а также битв и

волнений.

65/ Оно должно быть исполнено со следующими отличительными особен-

ностями - много сражений и стрельбы и разного рода членовреди-

тельства и пленений.

66/ Итак, раса Гнев показывается яростными телодвижениями,

огромным количеством оружия и сражений и обладает природой

жестокого жертвоприношения.

Дальше раса Геройство. Его природа высочайшая, его сущность - устремленность. Его вибхава: самообладание, решительность, вежливость,

сила, могущество, творческий дар и величие, а также великолепие и т.п.

Его анубхава - твердость, мудрость, мужество, самопожертвование, учё-

ность, и подобные им. Его бхава - твердость намерения, гордость, стреми-

тельность, сила негодования, памятливость, поднятие волосков на теле

и другие.

Здесь в размере арья есть шлоки для обдумывания этого чувства -

67/ Раса Геройство рождается от силы решимости, владения собой и н

неподвластности ослеплению от удивительного.

68/ Правильно представлять раса Геройство следует так – настойчи-

вость, мудрость, мужество, сила, гордость, рвение, могущество

и величие, а также споры и брань.

Теперь о раса Страх. Стхаибхава боязнь составляет его природу.

Вид дико ревущего существа, или Шивы, или Совы, испуг и беспокойство

при посещении нежилого дома или находясь в лесу, вид убийства или

плена родственника, даже услышанный рассказ об этом -

этими и подобными вибхава возбуждается Страх. Он должен исполняться

со следующими анубхава - дрожь в руках и ногах, бегающий взгляд, во-

лоски на теле встают дыбом, бледность в лице, изменение голоса и т.п.

Его бхава следующие - оцепенение, капли пота, бессвязная речь, озноб,

дрожание, изменение голоса, бледность, боязнь, обморок, подавлен-

ность, волнение, то беспорядочное движение, то неподвижность, испуг,

одержимость, смерть и др.

Здесь шлоки в размере арья -

69/ Страх возникает при виде дико ревущего существа, при блужда-

нии в глухом лесу или в пустом доме, а также из-за проступка

перед наставником или правителем.

70/ Страх сопровождается появлением у героя изменений в глазах, ли-

це, во всем теле, заметной дрожи в оцепеневших бедрах, бледностью,

сухостью во рту и усиленным сердцебиением.

71/ Подобная же природа проявляется и в саттвабхава. Хотя в этом слу-

чае бхава те же, но выражены они должны быть слабее.

72/ Страх всегда изображается с пересохшим горлом, небом и губами,

с трепетом в сердце, оцепеневшим телом и дрожью в руках и ногах.

Далее раса Отвращение, сущность которого, его стхаибхава -



омерзение. Оно возбуждается следующими вибхава - упомининие, виде-

ние или слышание чего-нибудь некрасивого, не нравящегося, неопрят-

ного и неприятного. Оно должно быть исполнено с такими анубхава,

как рвота при изображении мертвечины, разлагающегося тела или изра-

неного лица. А его бхава таковы - стремление забыть, раздражение,

смущение, обморок, заболевание, смерть.

Здесь первоначальные строки в размере арья -

73/ Раса Отвращение возникает от раздражения и нежелания вос-

принимать нечто, обладающее дурным запахом или вкусом, неприят-

ным на ощупь или на слух.

74/ Правильное изображение Отвращения следующее - глаза сузившиеся,

рот искривлен, нос заткнут, а на лице гримаса, походка неуверен-

ная.

Теперь раса Удивление, чью природу составляет стхаибхава изум-



ление. Оно возбуждается следующими вибхава - вид чудесного человека,

желанного или очаровательного, при достижении рощи, где отдыхает

племя богов и подобные им, при входе во дворец, при виде небесной

колесницы, волшебства или собрания многих царей и т.п. Оно должно по-

казываться с помощью таких анубхава, как расширенные глаза, взгляд

как у барана, озноб, слёзы, испарина, возбуждение, искренность в сло-

вах и щедрость в дарах, крик "О!", широко открытый рот, дрожь в паль-

цах, кружение из стороны в сторону и др. Его бхава - оцепенение, слё-

зы, капли пота, невнятность речи, поднятие волосков на теле, волнение,

смущение, потеря способности соображать, полная поглощенность объек-

том и т.п.

Здесь есть существующие изначально шлоки в размере арья -

75/ Все, что создано как выдающееся - замечательная ли речь, необы-

чайное ли мастерство или удивительный характер какого-нибудь

действия - все это формы вибхава, известные для раса Удивление.

76/ Его следует показывать с таким криком, как будто дотрагиваешься

до крокодила или совы, слова должны быть непроизвольны, а речи

путаны и взволнованы, появление капель пота и т.п.

77/ Следует знать, природа Любви проявляется через три составляю-

щих - голос, костюм и исполнение. Смех и Гнев по традиции тоже

имеют три способа проявления - телодвижения, костюм и текст.

78/ Страдание, согласно традиции имеет три вида – возникшее из-за

нарушения нравственного закона, происходящее от потери славы и

рождённое горем.

79/ Раса Геройство, как сообщает Брахма, тоже имеет три вида – под-

виг щедрости, нравственный героизм и геройство, проявленное в

битве.

80/ И именно три вида раса Страх известно – от совершенного обмана,



из-за оплошности, а также от трусости.

81/ Два вида Отвращения существуют - возникшее от потрясения и

от нарушения чистоты. Нарушение чистоты создают отбросы и насе-

комые, а потрясение рождается видом крови и подобных вещей.

82/ Чудесное и возникшее от радости - два вида названы для раса

Удивления. Чудесное - это рожденное при виде чудесного, а воз-

никшее от радости традиция называет восторгом.


Теперь раса, называемая Покой, чью природу составляет такая

стхаибхава, как владение собой. Оно основа окончательного освобожде-

ния. Оно возбуждается такими вибхава, как истинное знание, аскетизм,

чистота сердца и т.п. Его следует исполнять с помощью следующих ану-

бхава - самообуздание и пост, погружение в собственное "я", созерца-

ние божества, сдержанность, преданность, любовь ко всем существам,

познание творящей силы бога и т.п. Его вьябхичари - безразличие ко

всем воспоминаниям и поискам удовлетворенности, неутомимость, чест-

ность, оцепенение, поднятие волосков и т.п.

Здесь есть шлоки в размере арья -

_/ Раса Покой возникает при погружении в самого себя ради конечно-

го освобождения, оно связано с истинным знанием целей и причин

и показывает путь к блаженству.

_/ Раса, известное под названием Покой, достигается при следующих

условиях - сдерживание органов чувств и органов действий, дух

покоится в самом себе, желание блага и счастья всем живым сущес-

твам.

_/ Это чувство глубокого Покоя равно подходит всем, в ком нет ни



страдания, ни счастья, ни ненависти, ни зависти.

_/ Состояние, которое должно быть достигнуто от чувства Покоя, обоз-

начается, как соединение с собственным "я". Все состояния, начи-

ная с наслаждения, - это меняющиеся состояния, а Покой – предпо-

лагаемая первопричина мира объектов. И все эти меняющиеся состо-

яния, рождаясь из причины, в ней же и растворяются. Всякое "я",

обладающее побуждением, достигает меняющихся состояний, выходя

из Покоя.

_/ И опять, при разрушении побуждений, Покой поглощает всё.

Таким образом, знатоками натья показаны девять раса и дано их

описание.
83/ Итак, после того, как понято описанное знание о восьми раса,

я дам определение понятию бхава.


Такова шестая глава в Натьяшастра Бхараты, называемая

«различение раса».
Перевод с санскрита Евфросиньи Сибилёвой.



Смотрите также:
Да будет благо натья шастра /наука о театре/ применённая просветлённым Бхаратой
171.77kb.
Тема урока: Музыка в театре, кино и на телевидении
94.93kb.
История создания и публикации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Дадим слово самому писателю: «В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман „Белая гвардия
224.7kb.
Физиология – наука, изучающая функции целостного организма, отдельных клеток, органов и их систем
258.19kb.
Под самый срез не бери, бери чуть повыше. Ещё. ещё, давай! Да почему не под самый срез, наводка-то прямая же! я попытался возразить, благо,дай бог па-мяти, учебник по асп на моей, сдаётся, стороне
170.76kb.
Через некоторое время наступит момент, когда скорость станет равняться нулю. В этот момент тело достигнет своей максимальной высоты и на какой-то момент остановится
29.32kb.
Конспект лекций для переводчиков. Лекция основные особенности фонетического строя английского языка в сопоставлении с русским
117.76kb.
Базельская конвенция
79.72kb.
Пятнадцатое число месяца Шват, новый год для плодов деревьев
22kb.
Между прошлым и будущим: Россия в трансатлантическом контексте
356.68kb.
Я вижу, как идёт то время, когда все узнают имя Адриан Санчес
19.13kb.
Статья единственная. В отступление от положений ст. 90 Конституция будет пересмотрена Правительством, сформированным 1 июня 1958 г., и это будет сделано при соблюдении следующих условий
617.72kb.