Главная страница 1страница 2страница 3



--


Вочман Ни


сидеть. ходить. противостать
Введение

Для того, чтобы жизнь христианина была угодна Богу, для этого она во всём должна полностью соответствовать Его намерению. В нашей жизни мы очень часто сосредотачиваем наше внимание просто на деталях нашего поведения или нашей работы для Него, не охватывая обширности, приноравливая, а иногда даже и не видя исходной точки, откуда это приноравливание должно начаться. Но Бог от начала и до конца всё измеряет совершенством Своего Сына. Священное Писание указывает ясно, что Божия воля – «всё соединить под главою Христом; в Нем мы и сделались наследниками» (Еф. 1:9-11).

Моя искренняя молитва к Богу, чтобы через это размышление наши глаза открылись заново, и мы увидели, что только таким путем мы можем надеяться осуществить Божие намерение: «чтобы нам послужить к похвале славы Его» (Еф. 1:2).

Основой этого размышления мы возьмем Послание апостола Павла к Ефесянам.

Это послание, как и некоторые другие послания апостола, естественно разделяются на две части: доктринальную и практическую. В доктринальной части послания (главы 1-3) главным образом обсуждается великое искупление, совершенное Богом для нас во Христе. А в практической части (главы 4-6) указаны требования, касающиеся нашего поведения и христианского усердия, которые во свете этого искупления должны удовлетворять Бога. Обе эти части тесно связанны между собою, но ударение в каждой части разное.

Вторая часть послания, явно практическая, может быть разделена соответственно обсуждаемым в ней темам на одну длинную часть (4:1-6:9), вторую коротенькую часть (6:10-24). Первая касается нашей жизни в этом мире, а вторая – нашей борьбы «против козней диавола».

Таким образом, в послании к Ефесянам имеется три подразделения, которые указывают положение верующего во Христе (1:1-3:21), его жизнь в мире (4:1-6:9) и его позицию по отношению к врагу (6:10-24). Мы можем это выразить вкратце следующим образом:

А. ЧАСТЬ ДОКТРИНАЛЬНАЯ (1-3)



  1. Наше положение во Христе (1:1-3:21)

Б. ЧАСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ (4-6)

  1. Наша жизнь в мире (4:1-6:9)

  2. Наша позиция по отношению к врагу (6:10-24).

Из всех посланий апостола Павла послание к Ефесянам содержит в себе самые высокие духовные истины, касающиеся жизни христианина. Это послание изобилует духовным богатством, и в то же время оно является сугубо практическим. В первой половине послания нам открывается то, что наша жизнь, соединенная с Ним, в небесах. Во второй половине послания указано нам как практически жить этой жизнью на земле. Мы не имеем в виду сейчас исследовать все послание в деталях, а затронем только некоторые принципы, составляющие основную мысль апостола. С этой целью мы отыщем в каждой из этих трех упомянутых нами подразделений главное слово, которое, как мы думаем, является ключом к пониманию и руководством для всей части.

Итак, в первой части послания мы отметим слово «посадил» (2:6), являющееся ключом к ее пониманию и секретом истинного духовного опыта. Бог посадил нас во Христе на небесах, и каждый христианин должен духовно пребывать в этом месте покоя. Во второй части мы отметим слово «ходить» (4:1), как выражающее нашу жизнь в этом мире и являющееся темой второй части. Здесь мы призываем проявлять в нашем христианском хождении образ действий, соответствующий нашему небесному званию. И, наконец, в третьем подразделении мы находим указание для нашего поведения в отношении врага, заключающееся в одном слове «противостать» (6:11), и выражающее в конечном итоге нашу победу.

Руководящие слова в послании к Ефесянам:

1. Наше положение во Христе  – «Сидеть»(2:6);

2. Наша жизнь в мире – «Ходить»(4:1);

3. Наша позиция в отношении врага – «Противостать»(6:11).


Жизнь верующего всегда имеет эти три стороны: перед Богом, перед людьми и перед сатанинской силой. Чтобы быть полезным в Божиих руках, человек должен быть хорошо приноровленным в отношении этих трех сторон: своего положения перед Богом, своей жизни в этом мире и борьбы с врагом. Человек никогда не сможет удовлетворить Божиих требований, если он недооценивает важность какой-нибудь из этих сторон, так как каждая из них являются сферой, в которой Бог хочет проявить «славу благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном» (Еф.1:6).

СИДЕТЬ

Итак возьмем эти три слова: «Сидеть», «Ходить», «Противостать», как руководство, изложенное в послании, и как главную тему этого обращения к нашим сердцам. Будет чрезвычайно назидательно обратить наше внимание и отметить их связь и порядок, в котором они изложены.

«Бог Господа нашего Иисуса Христа... воскресил Его и посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в этом веке, но и в будущем» (Еф. 1:17-21).

«Со Христом... и нас воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе... Ибо благодатию вы спасены через веру, и что это не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:5-9).

«Бог... Его посадил... и нас посадил с Ним». Прежде всего мы внимательно рассмотрим значение слова «сидеть». Как мы уже сказали, Это слово открывает нам секрет небесной жизни. Жизнь христианина не начинается словом «ходить», а словом «сидеть». Эра христианства начата Христом, о Котором сказано, что совершив очищение грехов, Он «воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3). И будет так же истинно, если мы скажем, что жизнь христианина начинается «во Христе» с того момента, когда он верою видит себя сидящим вместе с Ним на небесах.

Большинство верующих делают ошибку: они пытаются ходить для того, чтобы «сидеть», но это нарушение истинного порядка. Наш природный ум говорит: если мы не сделаем усилие, то как же достигнем цели? Как мы можем прийти куда-нибудь, если не будем идти? Но христианство – вещь удивительная! Если мы сначала будем стараться сделать что-нибудь, то это нас ни к чему не приведет; если мы сами будем пытаться достичь чего-нибудь, то все погубим. Христианство не начинается с великого «Делать», но с великого «Все сделано». Так и послание к Ефесянам начинается возвещением, что Бог благословил нас «во Христе всяким духовным благословением в небесах» (1:3), и мы призываемся сначала сесть и пользоваться тем, что Бог уже совершил для нас, а не стараться достичь этого своими силами.

Хождение требует усилия с нашей стороны, тогда как Бог говорит, что мы спасены не от наших дел, а «благодатию... через веру» (2:8). Мы постоянно употребляем это выражение «спасены по вере». Но что мы подразумеваем под этим? Мы этим хотим сказать, что спасены, покоясь в Господе Иисусе, полностью доверившись Ему. Мы сами ничего не сделали, чтобы спасти себя; мы просто возложили на Него всю тяжесть обремененных грехом душ. Мы начали нашу христианскую жизнь не в зависимости от того, что сделали мы, а от того, что сделал для нас Господь. И пока человек не доверится Христу таким образом, он не является христианином. Когда человек говорит: «Сам я ничего не могу сделать, чтобы спасти себя, но Бог, по Своей великой милости, все сделал для меня во Христе» – то этим он делает первый шаг в жизни веры. Жизнь христианина от начала и до конца основана на принципе абсолютной зависимости от Господа Иисуса. Благодать, которую Бог хочет излить на нас, безгранична. Бог хочет нам дать все, но если мы не покоимся в Нем, то и принять ничего не можем. Искупление было совершено, дело закончено, и мы посажены. Парадоксально, но истинно, что в христианской жизни мы можем продвигаться вперед только тогда, когда прежде всего научимся «сидеть».

А что в сущности означает «сидеть»? Когда мы ходим или стоим, то наши ноги несут всю тяжесть тела, но когда сидим, то вся наша тяжесть, как бы велика она ни была, покоится на стуле или на кресле, на котором сидим. Когда мы ходим или стоим, то утомляемся, но как только посидим несколько минут, то чувствуем себя отдохнувшими. Когда мы ходим или стоим, расходуем много энергии, но когда сидим – отдыхаем, потому что усилие не ложится на наши мускулы или нервы, но на что-то, находящееся вне нас самих. Так же и в духовной области, «сидеть» означает возложить всю нашу тяжесть – наше бремя, самих себя, наше будущее, одним словом все – на Господа. Мы снимаем с себя и возлагаем на Него всю ответственность.

Это было Божьим принципом с самого начала. При сотворении, Бог творил с первого дня и до шестого дня, и почил в седьмой день от дел Своих. Поистине мы можем сказать, что в течение этих шести дней Бог был очень занят. Затем, выполнив Свое намерение, Бог прекратил работать. И стал седьмой день субботой Божией, днем покоя Божия.

Но как же обстоит дело с Адамом? Нам сказано, что Адам был создан в шестой день. Это означает, что он не принимал никакого участия в работе этих шести дней, так как он начал свое существование только в конце шестого дня. Седьмой день Божий, в сущности, был первым днем Адама. Бог творил в течении шести дней, чтобы пользоваться затем Своим субботним покоем, тогда как Адам начал свою жизнь днем покоя. Бог прежде работал, а потом «почил», тогда как человек должен сначала войти в покой Божий, и затем только он имеет возможность работать. И только потому, что дело творения Божия было закончено, жизнь Адама началась покоем. В этом и заключается Благая Весть: Бог выполнил еще одно дело, Он завершил еще дело нашего спасения, и нам ничего не надо делать, чтобы его заслужить, мы можем верой войти в ценность Его вполне законченного творчества.

Конечно, мы все знаем, что между этими двумя действиями – между покоем Божиим в творении и покое Божием в искуплении – стоит трагическое повествование о грехопадении и вынесенном приговоре Адаму беспрестанного и бесполезного труда человека, и пришествие Сына Божия, Который трудился и отдал Самого Себя, пока утерянное положение не было восстановлено: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5:17). Эти слова были сказаны Им до того, как наконец, Его искупительное творчество было выполнено, Он смог воскликнуть: «Совершилось».

Из-за этого победоносного возгласа, приведенная нами аналогия является истинной. Поистине, христианство означает, что Бог все выполнил во Христе, и благодаря этому мы просто верою овладеваем тем, что совершил для нас Бог. В своем контексте, взятое нами главное слово, конечно, не является повелением «сесть», но увещеванием – видеть себя «сидящими» во Христе. Апостол Павел молит Бога, чтобы Он «просветил очи сердца нашего» (1:18), дабы мы познали, что заключает в себе для нас это двойное действие, то есть, что Бог величием могущества Своего сначала посадил Господа Иисуса «одесную Себя на небесах», и затем по Своей великой милости, и нас «посадил на небесах во Христе Иисусе». Нам, прежде всего, надо знать, что вначале это дело не наше, а Божие. Это не мы трудимся для Бога, а Он трудится для нас. Бог дает нам это место покоя. Он указывает на завершенное творчество Своего Сына, предлагает его нам, говоря: «Садись». Я думаю, что Его предложение нельзя выразить лучше, чем словами приглашения на брачный пир: «Идите, ибо уже все готово» (Лук. 14:17). Так что мы не начинаем нашу христианскую жизнь, делая что-нибудь, а через откровение, что Бог уже все сделал для нас.


ДОСТУПНОСТЬ ВЫПОЛНЕННОГО ИМ ТВОРЧЕСТВА
Начиная от этой исходной точки, христианский опыт и в дальнейшем, как и в начале, не основан на наших делах, но всегда и единственно лишь на том, что было выполнено Господом. Всякий новый духовный опыт начинается с того, что мы верою принимаем, выполненное для нас, – другими словами «садясь вновь». Это принцип жизни, установленный Богом, и от начала до конца всякий последующий опыт в жизни христианина будет основан все на том же, установленном Самим Богом принципе.

Как я могу получить силу Духа Святого для служения? Должен ли я для этого трудиться? Должен ли я умолять Бога, чтобы Он мне Его дал? Должен ли я постом и отречением томить душу мою, чтобы заслужить? Никак! Не этому учит нас Священное Писание. Подумаем еще. Как мы получили прощение грехов? В послании к Ефесянам (1:6-8) сказано, что мы имеем прощение грехов, по богатству благодати Его», и эту благодать «Он в преизбытке даровал нам». Мы ничего не сделали, чтобы заслужить прощение. Наше искупление мы имеем во Христе, и «Кровию Его». Мы это имеем на основании того, что сделал Господь Иисус. Это – «благовествование нашего спасения» (1:13).

Итак, на каком же основании был излит Дух Святой? Библия говорит нам, что Святой Дух был излит на основании того, что Господь Иисус был прославлен. Потому что Господь Иисус умер за меня на Кресте, я получаю прощение грехов. Потому что Господь Иисус был вознесен на Престол, я получаю силу Духа Святого. «Итак, Он, быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян.2:33).

Итак, Святой Дух был дан, потому что Господь Иисус был прославлен. Стало быть, этот дар не зависит от того, что я сам по себе представляю, ни от того, что я делаю. Ведь я не получил прощение потому, что я что-то сделал, так же и Духа Святого я не получаю на основании моих заслуг. Я получаю все, не делая усилие «ходить», но «сидя», т.е. покоясь в Господе.

Так же, как нам не надо ждать, чтобы получить прощение грехов, так точно не надо ждать излияния Духа Святого. Позвольте мне вас уверить, что вам не нужно умолять Бога, чтобы получить этот дар, ни томиться, ни устраивать «собрания ожидания». Вы получаете Святого Духа не в зависимости от того, что вы делаете, а на том основании, что Господь Иисус Христос был прославлен, и «уверовавши в Него, вы запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13). И это тоже включено в «благовествование нашего спасения».

Но если все сказанное о прощении грехов и о даре Святого Духа является истиной, то как же обстоит дело с нашим освящением? Как мы можем получить освобождение от гpexa? Как был распят мой «ветхий человек»? Еще раз, секрет не в том, чтобы «ходить», а «сидеть», т.е. опять таки, не делая что-нибудь, а полностью покоясь на том, что уже было сделано: «Мы умерли для греха» – «Все мы... в смерть Его крестились» – «Мы погреблись с Ним» (Рим. 6:2-4). «Бог... нас... оживотворил со Христом» (Еф. 2:5). Все эти заявления сделаны в прошедшем времени. Почему? Потому что вот уже почти две тысячи лет тому назад Господь Иисус был распят вне Иерусалима, и я тоже «был распят вместе с Ним» (Рим. 6:6). Это великое историческое событие. Поэтому все, что произошло с Господом Ииcycoм стало моей духовной историей, и Бог может сказать, что я уже все имею «в Нем». Все, что я теперь имею – имею «во Христе». Священное Писание не говорит нам об этом, как о чем-то, что должно произойти в будущем, или как о чем-то, к чему мы должны стремиться в настоящем. Нет, все происшедшее со Христом, является историческим фактом, и мы все, уверовавшие, включены во все это.

«Со Христом» – распяты, оживотворены, воскрешены, посажены на небесах. Для человеческого разума это также изумительно, как для Никодима, когда он слышал, сказанное ему Господом Иисусом (Иоан.3). Тогда речь шла о том, как человек может родиться вновь, а здесь нечто еще более невероятное, – что не только должно совершиться в нас, как новое рождение, но нечто, что мы должны увидеть и принять как наше, потому что это было выполнено очень давно не в нас самих, а в Ком-то другом. Как это может быть? Мы этого не можем объяснить. Это надо принять от Бога, как уже выполненное Им. Мы не родились вместе со Христом, но были распяты с Ним. «Я распят со Христом» (дословный перевод Гал.2:19). Наше соединение с Ним началось в момент Его смерти. В этот момент Бог вложил нас во Христа, и мы были распяты «с Ним», потому что мы были «в Нем».

Но как я могу быть уверенным, что нахожусь в «Нем»? Я могу быть уверенным, потому что Священное Писание утверждает, что Сам Бог вложил меня во Христа. «От Него (от Бога) и вы во Христе Иисусе» (1 Кор. 1:30). «Утверждающий же нас с вами (Toт, Кто нас твердо соединил со Христом...) есть Бог» (французский перевод с подлинника Ж. Н. Дарби) 2Кор.1:21. Это было выполнено Богом, Его высочайшей Божественной премудростью, – что нам дано увидеть, чему поверить, чему мы должны радоваться.

Бог соединил нас со Христом. Следовательно, все то, что произошло с Ним, произошло также и с нами: «в Нем» мы прошли через все то, что пережил Он. «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Это – историческое событие. Наша история была написана заранее, до того, как мы родились. Верим ли мы этому? Это – истинно так! Наше распятие со Христом является великим историческим событием. Наше освобождение от греха основано не на том, что можем сделать мы, ни даже на том, что сделает для нас Бог, но на том, что Он уже совершил для нас во Христе. Когда этот совершившийся факт озарит нас, и мы опираемся на Него, почитаем себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе (Рим. 6:11), – тогда мы нашли секрет святости жизни.

Но правда, мы не часто это видим на опыте в нашей жизни. Приведем пример: если кто-нибудь сделает на наш счет и в нашем присутствии нелюбезное замечание, то как вы будете реагировать на это? Вы сожмете губы, стиснете зубы, с трудом проглотите слюну, стараясь сдержать себя; и если, благодаря сделанному усилию, вам удастся сохранить спокойствие, то вы будете думать, что одержали победу. Однако, ведь злое чувство осталось внутри вас, вам только удалось его скрыть. А иногда, может быть, вам даже и скрыть его не удается. Какая же причина всему этому? Это происходит от того, что вы стараетесь сначала «ходить», а не «сидеть», но это всегда вас приведет к поражению. Позвольте мне еще раз повторить, что никакая духовная победа не может начаться с «хождения». Она всегда должна начаться с того, что вы окончательно займете позицию «сидеть». Секрет освобождения от гpexa состоит не в том, чтобы делать что-то, но опираться на то, что Бог уже выполнил.

Один инженер, проживавший в большом городе на Западе, должен был покинуть свою родину и уехать на Дальний Восток. За время его отсутствия, длившееся два или три года, его жена, не сохранив верности, уехала с его лучшим другом. Вернувшись к себе домой, он узнал, что потерял жену и двух детей, и своего лучшего друга. В конце одного собрания, на котором я говорил слово, этот человек, так болезненно раненый, открыл мне свое сердце.

– День и ночь, в течение двух долгих лет, мое сердце полно ненависти, – признался мне он. Я являюсь христианином и должен простить жену и моего друга, но, несмотря на все мои старания, я не могу их простить. Каждый день я принимаю решение их любить, но все мои старания напрасны. Что я могу сделать?

– Не делай ничего, – ответил ему я.

– Что вы этим хотите сказать? – испуганно спросил он. – Должен ли я продолжать их ненавидеть? – Тогда я ему объяснил:

– Решение вашей проблемы вот в чем: когда Господь Иисус умер на Кресте, то Он также охватил в Себе и вас. Бог распял Своего Сына, а также Он распял «в Нем» и вашего «ветхого человека», ваше «я», которое не может любить тех, кто сделал вам зло. Это ваше «я» было распято и устранено. Все это создавшееся положение Бог разрешил на Кресте. Поэтому вам больше ничего не надо делать. Скажите Ему просто: «Господи, я не могу простить, и я не буду стараться это сделать, но доверяю себя Тебе, чтобы Ты сам все это выполнил во мне. Я не могу простить, и не могу любить, но я доверяю себя Тебе, чтобы Ты простил, чтобы Ты любил вместо меня, чтобы Ты выполнил все это во мне».

Он сидел крайне удивленный и, наконец, сказал:

– Все это так ново для меня, и я чувствую, что мне надо что-то сделать в отношении всего этого, – но через несколько мгновений он добавил: – Но, что я могу сделать?

– Бог ждет, чтобы вы перестали делать, – сказал я, – Когда вы прекратите делать, тогда Бог будет действовать. Вы никогда не пробовали спасти утопающего человека? Для этого есть только два способа: или вы должны нанести ему удар с такой силой, чтобы он потерял сознание и затем вытащить его на берег, или же вы должны оставить его биться в воде и кричать до тех пор, пока он не потеряет последние силы, и только тогда ему можно помочь. Если же вы будете пытаться прийти ему на помощь раньше, когда его силы еще не иссякли, то в ужасе он ухватится и потянет вас, и вы вместе пойдете ко дну и оба погибнете. Чтобы прийти на помощь и освободить вас, Бот ждет, чтобы вы израсходовали все ваши силы. И как только вы прекратите ваши усилия, тогда Он Сам сделает все. Бог ждет, чтобы вы пришли в отчаяние от самого себя. Мой друг инженер вскочил на ноги.

– Брат, – сказал он, – я увидел. Слава и благодарение Богу, теперь все в порядке! Нет, мне ничего не надо делать. Он уже все сделал. – И с сияющим лицом, он ушел, радуясь.
БОГ ЕСТЬ БОГ, ЛЮБЯЩИЙ ДАВАТЬ
Из всех Евангельских притч, я думаю, что повествование о блудном сыне дает нам лучшую иллюстрацию того, чем мы более всего можем угодить Богу. Отец сказал: «О том надобно было радоваться и веселиться» (Лук. 15:32). Этими словами Господь Иисус открывает нам, что доставляет в искуплении наивысшую радость Отцовскому сердцу. Не старший брат, который беспрестанно работает для Отца, а младший брат, который ничего не делает и предоставляет отцу все делать для него. Не старший брат, желающий всегда быть тем, кто дает, а младший брат, готовый всегда быть тем, кто получает. Когда блудный сын, расточивший имение, возвратился домой, то отец не произнес ни одного слова упрека, ни одного слова о расточении имущества. Он не выразил никакого сожаления о потере. Он обрадовался тому, что возвращение сына предоставило ему случай потратить еще больше.

Бог настолько богат, что Его самое большое желание – давать. Его сокровищницы настолько полны, что Он страдает, когда мы не даем Ему возможности излить на нас Свои богатства. Отец радовался, найдя в блудном сыне того, кто был счастлив получить и одежду, и перстень, и обувь, и богатое угощение. Какое огорчение для отца, что в старшем сыне он не нашел такой же готовности. Мы причиняем боль Богу, когда стараемся Ему что-нибудь дать. Он ведь так безгранично, так безмерно богат. Истинная радость для Бога, когда мы предоставляем Ему возможность давать, давать, и еще раз давать. И такую же боль доставляем Ему мы, когда мы пытаемся что-то сделать для Него; ведь Он бесконечно всемогущ. Он желает, чтобы мы предоставили Ему все нам дать и все для нас сделать.

Не думаем ли мы, что если мы прекратим попытки угодить Богу, то это отразится на нашем добром поведении? Если мы предоставим Богу все нам дать и все для нас сделать, то не думаем ли мы, что результат будет менее удовлетворительным, чем если мы сами это сделаем. Когда мы сами стараемся сделать что нибудь, то этим снова становимся под закон. Но дела закона – даже наши «добрые» дела – являются только «мертвыми делами», которые Бог ненавидит. В этой притче оба сына, и старший и младший, в одинаковой степени были удалены от радости отцовского дома. Но старший сын, хотя и не ушел «в далекую страну», но, в сущности, был только «по своему положению», и его теоретическое положение никогда не могло стать практическим, т.е. жизненным, как это было с блудным сыном, потому что он не захотел отказаться от своих «добрых» дел.

Прекратим просто-напросто наши старания «дать», и мы увидим на опыте, как любит давать Бог! Прекратим «делать» и мы увидим, как Бог умеет все хорошо делать! Младший сын был грешником с ног до головы, но он пришел в дом отца и нашел в нем покой, – и именно с этого начинается жизнь христианина. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас... и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-6). «Об этом нам надобно радоваться и веселиться» (Лук. 15:32).



ХОДИТЬ

Мы старались ясно показать, что жизнь христианина не начинается тем, что мы «ходим», а тем, что мы «сидим». И как только мы нарушаем установленный Богом порядок, то последствие неизбежно окажется гибельным. Господь Иисус Христос все выполнил для нас, и теперь нам надо только лишь с доверием покоиться в Нем. Как только мы хотим сделать что-нибудь своими собственными силами, то мы, так сказать, сейчас же очутимся перед непреодолимой стеной. Только по мере того, как доверяем себя Господу, мы чувствуем себя движимыми Его силою. Мы никогда не сможем с достаточной силой подчеркнуть тот факт, что всякий истинный духовный опыт начинается покоем.

Но этим он не оканчивается. Хотя мы и начинаем жизнь христианина с того, что «сидим», но за этим всегда следует хождение. После того, как мы вполне реально займем положение «сидеть», и почерпнем необходимую силу из этого положения, тогда мы действительно можем начать «ходить». «Сидеть» описывает наше положение в небесах а «ходить» – это практическое выражение нашего небесного положения здесь, на земле. От нас, небесного народа, требуется, чтобы мы носили в себе отпечаток этого небесного характера в нашем земном хождении. И это открывает новые проблемы. Итак, что же говорит послание к Ефесянам по поводу нашего хождения? Мы увидим, что послание настаивает на двух вещах. И мы рассмотрим сейчас первую из них.

«Итак, я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью...»(4:1-2).

«Поэтому и говорю... чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего... а обновиться духом ума вашего» (4:17-23). «И живите (ходите) в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас... Богу» (5:2).

«Поступайте (ходите), как чада света... испытывайте, что благоугодно Богу» (5:8-10).

Выражение, переведенное на русском языке, как «поступайте» или «живите», а в иностранных переводах: «ведите себя» или «ходите», встречается в послании к Ефесянам 8 раз. В подлиннике это слово означает «вращаться», и употреблено апостолом как образное выражение, означающее «вести себя», «привести в порядок свое поведение». Этим апостол ставит перед нами вопрос христианского поведения, и вторая часть послания широко охватывает этот вопрос. Главным образом здесь рассматривается вопрос нашего поведения в отношении окружающих, взаимоотношения между верующими, между соседями, между мужем и женою, родителями и детьми, между работодателями и служащими обсуждаются здесь самым практическим образом.

«Поступайте... со всяким долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (4:1-2). «Отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему» (4:25). «Гневаясь, не согрешайте» (4:26). «Не крадите» (4:25). «Всякое раздражение... со всякою злобою да будут удалены от вас» (4:31). «Будьте... добры... прощайте друг другу» (4:3). «Повинуйтесь друг другу» (5:21). «Не раздражайте» (6:4). «Повинуйтесь» (6:5). «Умеряйте строгость» (6:9).

Ничего нет более жизненного и практического, чем этот список повелений. Позвольте мне напомнить вам, что Господь Иисус начал учить народ такими же поучениями. Рассмотрим внимательно сказанное Им в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати... и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и не праведных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же делают и мытари? А если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мтф.5:38-48).

«Но, – скажете вы, – я не могу выполнить этого. Эти требования невозможно выполнить». Может быть как и мой друг инженер, вы чувствуете, что вам сделали зло –может быть вас обидели очень, очень сильно – и вы не в состоянии простить. Вы были совершенно правы, и ваш враг был несправедлив в отношении вас. Любить – это идеал, но для вас это невыполнимо.


СОВЕРШЕНСТВО ОТЦА
С того дня, как Адам вкусил плод от дерева познания, человек стал самостоятельно решать, что является добром и что является злом. Природный человек установил свою собственную меру добра и зла, справедливости и несправедливости, и старается жить соответственно своим понятиям. Будучи христианами, конечно, мы живем иначе. Но в чем же заключается эта разница? После обращения новое представление о праведности развилось в нас, вследствие чего и мы тоже по справедливости заняты вопросом добра и зла. Но осознавали ли мы, что для нас исходная точка другая? Христос является для нас деревом жизни. Мы не начинаем с этического вопроса добра и зла. Мы начинаем с Господа Иисуса Христа. И все для нас является вопросом жизни.

Ничто так не вредит нашему христианскому свидетельству, как наше усилие казаться праведными, требуя в то же время праведности от других. Мы всецело поглощены вопросом, что справедливо и что несправедливо. Желая оправдать наши поступки, мы спрашиваем себя: справедливо или несправедливо поступили с нами? Но у нас теперь должна быть другая мера. Все заключается для нас в том, что мы должны нести крест. Вы спросите меня: «Если кто-нибудь ударит меня по щеке, будет ли это справедливо?» На это я отвечу: «Нет, конечно нет!» Но сейчас весь вопрос в этом – «Хотите ли вы быть только справедливым?» – Для нас, христиан, нашим правилом жизни не может быть «добро и зло», но Крест. Принцип Креста – принцип нашего поведения. Слава и хвала нашему Богу, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми. Для Него это вопрос милости, а не добра и зла. И это должно быть также и нашим правилом: «Прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). «Добро и зло», это принцип язычников и мытарей. Наша жизнь должна быть руководима принципом Креста и совершенством Отца: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мат. 5:48).

В южном Китае у одного верующего было поле, засеянное рисом. Поле находилось на скате холма, и во время засухи для его орошения надо было качать воду моторной помпой из текущего внизу ирригационного потока. Однажды ночью его сосед, у которого было два поля, расположенных выше, отклонил поднимающийся поток воды, направив его для орошения своих полей. На другой день наш брат по вере починил пробитую брешь и накачал воды для своего поля, но его сосед опять повторил свой маневр, и так продолжалось три или четыре раза. Тогда верующий обратился за советом к другим братьям. – «Я старался быть терпеливым и не воздавать злом за зло», – сказал он, – «Но разве это справедливо?» После совместной молитвы, один из братьев сказал: «Если мы будем стараться делать только то, что справедливо, то, безусловно, будем плохими христианами. Мы должны сделать что-то больше того, что только справедливо». Это произвело сильное впечатление на нашего брата, и на другое утро он сначала накачал воду для орошения полей своего соседа, а после обеда он накачал воду для своего поля. После этого его сосед перестал отклонять поток воды. Он был очень удивлен поступком верующего и начал искать причину, побудившую его так поступить. И вскоре после этого он тоже стал христианином.

Нет, мои братья и сестры, не будем защищать наши права. Не будем думать, что, пройдя одно поприще, мы сделали все, что было нужно сделать. Нашим принципом должно быть уподобление Господу Иисусу Христу. Мы не должны отстаивать свои права, мы не должны ничего ни требовать, ни просить. Мы должны только давать. Когда Господь Иисус умер на Кресте, то Он это сделал не для того, чтобы защищать наши «права». Это милосердие побудило Его пойти на Крест. Теперь мы Его дети, будем всегда стараться давать другим то, что им полагается и гораздо больше того, чем это требует справедливость.

Мы должны помнить, что часто бываем несправедливыми, часто ошибаемся и хорошо нам извлечь урок из сделанных нами ошибок, – всегда быть готовыми признать нашу вину и сделать гораздо больше того, что требует справедливость. Этого хочет Господь. Почему? – «Да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мтф. 5:45). Это практическое проявление нашего сыновнего положения. Это правда. Бог «предопределил усыновить нас себе через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5), но ошибочно думать, что мы уже сыновья, достигшие зрелости. Нагорная проповедь учит нас, дети достигают ответственности сына по мере того, как они проявляют те же чувства, как и их Отец. Мы призваны быть «совершенными» в любви, призваны проявлять Его милосердие. Апостол Павел нам тоже пишет об этом: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5:1-2).

Мы находимся перед призывом. Пятая глава Евангелия от Матфея устанавливает требования, которые нам могут показаться слишком высокими, которым мы не в состоянии следовать, и ап. Павел в этой части послания эти требования подкрепляет. Трудность состоит в том, что мы не находим в самих себе, в нашей природе, возможность следовать этим требованиям: ходить, «как прилично святым» (5:3). Итак, где же нам найти ответ на нашу трудность перед такими высокими Божьими требованиями?

Ответ на нашу трудность мы находим в словах ап. Павла, – «Божиею... действующею в нас силою» (Еф. 3:19-20). И в параллельном месте апостол говорит: «я подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно» (Кол. 1:29).

Мы снова вернулись к первой части послания к Ефесянам. В чем же секрет силы, действующей в жизни христианина? Откуда же эта сила берется? На этот вопрос можно ответить одной фразой: секрет силы христианина – покой во Христе. Его сила исходит из положения, которое ему дал Бог. Все те, кто сидит, могут ходить, потому что по Божиему плану второе непосредственно следует за первым. Мы навсегда посажены во Христе, дабы могли постоянно ходить пред людьми. Если мы оставим хоть на одно мгновение наше место покоя во Христе, то сейчас же споткнемся, и наше свидетельство этому миру будет уничтожено. Но, пребудем во Христе, и наше положение в Нем дает нам силу ходить в этом мире достойно нашего Господа. Если мы захотели иллюстрировать такого рода «хождение», то, прежде всего, не будем представлять себе бегуна, бегущего на ристалище, но человека, сидящего в автомобиле или еще лучше, паралитика, следующего в машине скорой помощи. Что он делает? Он двигается вперед, но сидит. И потому что сидит, он продолжает продвигаться вперед. И то, что он двигается вперед, зависит от положения, которое он занимает в машине. Конечно, это только иллюстрация, далеко не совершенная, чтобы изобразить жизнь христианина, но все же она поможет нам понять, что наше хождение и наше поведение фундаментально зависит от нашего внутреннего покоя во Христе.

Это объясняет нам сказанное апостолом в этом послании. Он сначала научился «сидеть». Он пришел к этому месту покоя в Боге. Следовательно, его хождение не основано на его личных усилиях, но на могущественном Божьем действии в нем. В этом и состоит секрет его внутренней силы. Потому что апостол увидел себя сидящим «во Христе», его хождение перед людьми стало возможным благодаря Христу, пребывавшему в нем. Поэтому ап. Павел преклоняет колени перед Богом, молясь за верующих ефесян, чтобы «верою вселиться Христу в сердца их» (Еф.3:17).

Как идут мои часы? Начинают ли они идти сами по себе или их надо сначала завести? Конечно, часы идут потому, что сила извне пустила их в ход, и только тогда они будут выполнять ту работу, которая им предназначена. Также и для нас есть дела, которые Бог предназначил нам выполнять. «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

То, что внешне было выражено жизнью ап. Павла, было лишь проявлением внутреннего Божьего действия. Бог Сам действовал в апостоле Павле, и Он «действовал в нем могущественно». И это сделало возможным служение апостола. В своем послании к Филиппийцам он говорит: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (2:12-13). То, что Бог производит в нас, будем проявлять внешне! В этом и есть весь секрет. Но сначала нужно дать возможность Богу «произвести в нас», иначе бесполезно пытаться проявить что-нибудь внешне. Мы часто пытаемся быть кроткими и смиренными, не зная, что значит предоставить Богу вложить в нас кротость и смирение Христово. Мы пытаемся проявить любовь и видим, что любви в нас нет, и мы просим Господа дать ее нам. И удивляемся тому, что Бог как будто не намерен нам ее давать.

Разрешите мне вернуться к примеру, уже упомянутому мною. Может быть, у вас есть брат, которого вы с трудом терпите, который доставляет вам постоянные огорчения. Когда вы его встречаете, он говорит или делает что-нибудь, что вызывает у вас раздражение. Это вас смущает. Вы говорите: «Я – христианин и должен его любить. Я хочу его любить. Поистине, я должен его любить». И вы молитесь: «Господи, умножь мою любовь к нему. Бог мой, дай мне любовь» Затем, приняв твердое решение владеть собою и, собрав всю силу воли, вы идете к этому брату с искренним желанием проявить свою любовь, о которой вы молитесь. Но, к сожалению, как только вы очутились в его присутствии, произошло что-то, что уничтожило ваши добрые намерения. В ответ вы не встретили с его стороны ничего, что могло бы вас поощрить, скорее наоборот; и сейчас же ваше старое раздражение вспыхнуло вновь. Отчего это происходит? Ошибка не в том, что вы просили у Бога дать вам любовь. Нет, но вы были не правы, желая получить любовь как отдельный дар. Ошибка в том, что вы хотели употребить Божий дар, чтобы сделать то, что по Своей великой любви, хотел сделать через вас Сам Бог. Вся разница в этом. О, если бы мы могли это понять.

Это положительная сторона вопроса. А отрицательная? Как мы можем контролировать все эти чувства: злопамятность, и эти горькие мысли, эти горькие осуждения, которые продолжают подниматься в нас при малейшем подстрекательстве? Я хотел бы обратить ваше внимание на почти что пассивное требование заповеди: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). В ответ на эти слова вы вероятно скажете: «Это слишком трудно! Как я могу возвыситься до того, чтобы выполнить это «всякое», то есть до того, что во мне не останется и следа от всего этого?» На это я вам отвечу: конечно, вы этого не можете, но Господь может. И разве из слов апостола не видно, что Господь поистине хочет выполнить все это в нас? Сила Его Креста вполне достаточна, чтобы умертвить и похоронить все то, что исходит от нашей ветхой природы, и наша ответственность не состоит в том, чтобы бороться со всем этим, но чтобы довериться Господу и предоставить Его Кресту выполнить Его творчество в нас.

Вспомним еще раз, что ваше место покоя – во Христе. Останьтесь в этом положении и дайте возможность Господу удалить из вас «всякое» злое чувство. Бог даровал нам Христа. Мы не можем ничего получить вне Христа. Святой Дух послан, чтобы проявить в нас Христа, а не для того, чтобы произвести в нас что-нибудь отдельно вне Христа. Да даст нам Бог «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке... чтобы уразуметь (познать)… любовь Христову» (Еф. 3:16 и 19). Сначала Бог утверждает в нас, и затем только мы это проявляем внешне.

Вспомним замечательные слова из 1Кор. 1:30. Бог не только вложил нас «во Христа Иисуса», но Господь Иисус «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Это одно из самых драгоценных заявлений Священного Писания. Он «сделался для нас...». Если мы этому верим, с уверенностью, что Бог уже снабдил нас всем, то это включает все, что нам нужно. Потому что Господь Иисус Духом Святым в нас Сам сделался для нас всем тем, в чем мы нуждаемся. Мы привыкли видеть святость – как дар, смирение – как милость, любовь – как дар, который надо просить у Бога. Но Христос от Бога Сам является для нас всем тем, в чем мы когда либо можем нуждаться.

Со мной часто бывало раньше, что в момент нужды я думал о Христе, как об отдельной Личности. Тогда я еще не отождествлял Его таким практическим образом со всем тем, в чем так сильно нуждался. В течение двух лет я ощупью бродил в этой темноте, стараясь приобрести добродетели, сознавая их необходимыми в жизни христианина. Но, несмотря на все усилия, я ничего не мог достичь. Но вот однажды – это было в 1933 году – меня озарил свет с неба и я увидел, что Христос мне дан Богом, чтобы проявиться во мне во всей Своей полноте. О, какая разница! Какими пустыми показались мне мои прежние попытки! До тех пор, пока мы видим наши добродетели не связанные со Христом, они – мертвые. Но как только мы все это поймем, то это будет для нас началом новой жизни. С этого момента наша святость будет читаться с большой буквы «С», любовь – с большой буквы «Л». Господь Иисус в нас Сам отвечает на все Божий требования.

Вернемся теперь к этому брату, с которым так трудно ладить. Но на этот раз до встречи с ним скажем Богу: «Господи, я наконец ясно понял, что сам по себе я никак не могу любить, но я знаю, что во мне есть жизнь, жизнь Твоего Сына, и закон этой жизни – любовь. Эта жизнь не может не любить его». Вам не надо делать никакого усилия. Доверьтесь Господу. Положитесь на Его жизнь. Смело идите к этому брату и говорите с ним, и вот здесь произойдет нечто удивительное! Совершенно бессознательно (и я хочу подчеркнуть это слово «бессознательно», так как вы осознаете это позже) вы будете с удовольствием разговаривать с ним, и без всякого принуждения вы будете любить его, и так же непринужденно вы признаете его своим братом. В истинном общении вы будете свободно беседовать с ним, а расставшись с ним, вы с удивлением скажете: «Сознательно я не сделал никакого усилия, а между тем не почувствовал никакого раздражения. Поистине, Господь был со мною, и Его любовь победила!»

Действие Его жизни в нас проявляется – в подлинном смысле этого слова –непосредственно, то есть без всякого усилия с нашей стороны. Самое главное: нам не надо «стараться», а надо «довериться» – мы должны зависеть не от наших собственных сил, a от Его силы. И обилие Его жизни показывает, что мы подлинно «во Христе». Из источника жизни воды бьют ключом.

В наши дни многие из детей Божиих заставляют себя поступать по-христиански. Жизнь многих христиан сегодня имеет только лишь внешний вид. Внешне они живут «духовной» жизнью, говорят «духовным» языком, перенимают «духовные» манеры, но все это они делают сами. И само это усилие, которое им приходится применять, должно показать им, что у них чего-то недостает. Они принуждают себя воздерживаться, чтобы не есть или не говорить, или не делать то или другое, и как трудно им это дается! Точно такую же трудность испытываем мы, китайцы, когда нам приходится говорить на чужом языке. Несмотря на наши старания, это не получается естественно, и нам приходится делать усилие. Но когда мы говорим на нашем родном языке, то тогда ничего нет более легкого, и мы можем говорить, даже не думая. Из источника все течет естественно. И сама эта непосредственность наших слов показывает всем, кем мы являемся.

Наша жизнь – это жизнь Христа, переданная нам Святым Духом, пребывающем в нас, и закон этой жизни – закон естественный. Когда мы это поймем, то прекратим всякое усилие и отбросим все показное. Ничто так не вредит жизни христианина, как его собственная деятельность. И самый благословенный момент, – когда мы оставляем наши внешние усилия, и наш образ действий становится естественным. Тогда наши слова, наши молитвы, сама наша жизнь – все это становится свободным и непосредственным выражением жизни, которая в нас. Познали ли мы, как благ Господь? Так и в нас Он также неизменно благ! Велико ли Его могущество? Так и в нас оно также велико! Слава Богу нашему, Его жизнь в нас также могущественна. И в жизни тех, кто дерзает доверять Слову Божию, Его Божественная жизнь проявляется с такой же мощной силой, как она проявлялась всегда и во все времена.

Что Господь хотел дать нам понять, говоря: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20). Затем, начиная с этого заявления, мы видим, как Господь этим частым повторением слов: «Вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...» подчеркнул разницу, существующую между требованиями Закона Моисея и Своими собственными, такими высокими требованиями. Но так как люди уже веками пытались исполнить требования закона и не смогли, то как же мог Господь еще сильнее повысить эти требования? Господь никогда бы этого не сделал, если бы не имел ввиду Свою собственную жизнь в нас, Он не побоялся предъявить Самому Себе самые строгие требования. Поистине, мы можем найти утешение, читая закон Царствия, изложенный в 5-й, 6-й и 7-й главах Евангелия от Матфея, так как в них мы видим абсолютное доверие Господа к Своей жизни, которую Он дал Своим детям. Эти три главы показывают нам, как высоко ставит Бог Свою жизнь, которую Он дал нам. Его высокие требования, предъявленные нам, показывают Его абсолютное доверие к тем ресурсам, которые Он вложил в нас для выполнения Своих требований.

Находимся ли мы перед каким-нибудь затруднением? Стоит ли перед нами вопрос добра и зла? Вопрос, что хорошо и что плохо? Нам не надо прибегать к нашей мудрости, нам не надо обращаться к дереву познания. У нас есть Христос, «Который сделался для нас премудростью от Бога». Закон Духа жизни во Христе Иисусе постоянно передает нам Свое суждение о том, что хорошо и что плохо, также и необходимое расположение духа, чтобы ответить на вставшую перед нами трудность.

Обстоятельства все более и более будут способствовать тому, чтобы наше чувство христианской справедливости было задето, и чтобы через это испытание было видно, как мы будем реагировать на это. Нам надо усвоить принцип Креста – мы теперь больше не руководствуемся правилами ветхого человека, но нового, – нам надо научиться «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости» (Еф. 4:22-24). – «Господи, я ничего не должен защищать, у меня ничего нет своего. Все, что я имею, я имею по Твоей милости, и все принадлежит Тебе!» Я знаю одну христианку, старую японку, которая была потревожена вором, забравшимся к ней в дом. В своей простой, но живой вере в Господа она приготовила еду забравшемуся к ней человеку и затем отдала ему все ключи. Такое поведение этой верующей женщины смутило его, и Бог затронул его сердце через свидетельство сестры, и этот человек стал нашим братом во Христе.

Есть много христиан, которые обладают полным познанием истины, но их жизнь находится в противоречии учению. Они хорошо знают содержание первых трех глав послания к Ефесянам, но не проводят в жизнь, сказанного нам в следующих за ними (4,5 и 6) главах. Лучше бы было им не знать учения, чем зная его, жить в противоречии этому учению. Бог требует от нас что-либо? Так будем полагаться на Него, чтобы иметь силы выполнять Его требования. Да поможет нам Господь уразуметь, что принцип жизни христианина заключается в том, чтобы перейти границу того, что только лишь справедливость, и делать то, что угодно нашему Господу.



следующая страница >>
Смотрите также:
Для того, чтобы жизнь христианина была угодна Богу, для этого она во всём должна полностью соответствовать Его намерению
657.23kb.
Макс нахмурилась. Ей совсем не нравилась перспектива покинуть Сиэтл. Но она должна была это сделать. Вернее, у неё просто не было выбора. Она сама вызвалась быть главой движения мутантов
113.04kb.
Памятка для клиента системы Интернет Банкинг
74.58kb.
Комплектность изделия должна соответствовать указанной в таблице 1
78.02kb.
В этом году исполнилось 50-лет со дня преставления великого светильника нашей земли- архиепископа Луки
116.61kb.
Великий Мастер всю свою жизнь был счастливым, улыбка всегда озаряла его лицо. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника
276.76kb.
Она была чем-то вполне реальным (как и для других семей, где растет мальчик), но далеким и к нам не имеющим никакого отношения. Более определенные формы она
312kb.
Некритическая. Для того чтобы усвоить какое-либо учение на уровне знания, необходимо подойти к нему некритически с полным доверием. Стать его искренним поклонником. Получить моральное право его пересказывать
12.72kb.
Прочитайте параграф 20 и ответьте на следующие вопросы: в чем особенность географического положения Северного Ледовитого океана? Как она отражается на его природе?
56.86kb.
Конрад Лоренц
3313.73kb.
Круглые скобки используются для того, чтобы указать на порядок в котором следуют элементы
54.15kb.
Урок главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке
841.29kb.