Главная страница 1

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ


ФГОУ ВПО «Бурятская Государственная сельскохозяйственная

академия им. В.Р. Филиппова»


Кафедра разведения и кормления сельскохозяйственных животных

Методические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов IV курса технологического факультета очного обучения по специальности 110305 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» по дисциплине «Производство продукции коневодства»

Составитель: канд. с.-х. наук, доцент Матханова А.В.

Улан-Удэ – 2007
УДК 636.084

М 90


Печатается по решению методического совета ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

Рецензенты:

доцент каф. зоологии и зоогигиены, канд. с.-х. наук К.В. Лузбаев
заведующий отделом животноводства ГНУ «Бурятский НИИСХ РАН»,

канд. с.-х. наук У.Ж. Дондитов


Матханова А.В.

Методические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов IV курса технологического факультета очного обучения по специальности 110305 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» по дисциплине «Производство продукции коневодства»


В данном издании даются основные понятия, определения по изучаемой самостоятельно теме, рекомендации по лучшему её усвоению, задания для самостоятельного выполнения, основные вопросы для тестирования и форма контроля.
© Матханова А.В., 2008

© ФГОУ ВПО БГСХА, 2008

Введение. Коневодство является многогранной дисциплиной, изучающей получение нескольких видов продукции: конины, молока, рабочих, спортивных, племенных и прогулочных лошадей. В нашей стране насчитывается около 1,5 млн. лошадей, большая часть которых составляют рабочие лошади, используемые в сельскохозяйственном производстве. В республике Бурятия имеется около 50 тыс голов лошадей. Если в середине прошлого века основная часть этих красивых благородных животных находилась в собственности государства, то в настоящее время уже половина лошадей принадлежит частным коневладельцам и различным организациям. В перспективе сельскохозяйственное производство, различные конно-спортивные организации и коневоды-любители нашей страны могут эффективно использовать до 3 млн. лошадей.

Всего на самостоятельную работу по утвержденной в 2007 г. рабочей программе по дисциплине «Производство продукции коневодства» отведено 30 часов.



Тема 1

Породы лошадей (6 ч)

Цель занятия: изучить основные породы лошадей, относящиеся по зоотехнической классификации к заводским, по следующему плану:

План семинарского занятия:

- история и методы создания породы,

- экстерьерные особенности,

- современное состояние (численность, распространение, структура породы, назначение),

- пути совершенствования.



Содержание занятия. При изучении пород лошадей необходимо выяснить их количество в нашей стране, больше внимания уделить породам, которые используются в нашей республике. Заводские или культурные породы созданы при наибольшем влиянии труда человека, по сравнению с переходными и местными породами. Заводские породы делятся на 3 основные группы: верховые, рысистые и тяжеловозные.

Задание: подготовить материал (пользуясь литературой) в тетрадях по вышеприведенному плану о верховых породах: чистокровной верховой (английской), ахалтекинской и арабской; о рысистых: орловской, русской, французской, американской стандартбредной; о тяжеловозных: советской, русской, владимирской.
Тема 2

Изучение экстерьера (8 ч)

Цель занятия: знать типы телосложения лошадей разного назначения, отличать масти, виды отметин и примет, научиться определять возраст по зубам, а также знать аллюры.

Содержание занятия: изучение экстерьера рекомендуется проводить непосредственно с лошадью, а также с альбомами, фотографиями.

Для каждой породы характерен свой тип телосложения. Экстерьер верховой лошади может быть охарактеризован следующим образом: голова сухая, легкая; шея длинная, мускулистая; холка высокая, длинная; спина короткая и прочная; лопатка длинная и косо поставленная; грудь глубокая и сравнительно узкая; круп длинный с хорошо развитой мускулатурой, спускающейся к скакательному суставу; ноги сухие, мускулистые, с хорошо очерченными суставами и ясно выраженными сухожилиями; бабки длинные, копыта средней величины; промер косой длины туловища обычно равен высоте в холке, высота в холке выше, чем высота в крестце. Мускулатура тела хорошо развита. Кожа тонкая, волос короткий и нежный.

В противоположность верховым, тяжеловозные породы относительно коротконоги, с глубоким и большего обхвата туловищем при длинном, спущенном и широком крупе. Голова средней величины, иногда большая и грубая, с широким лбом. Шея короткая и толстая, холка невысокая, спина часто вогнутая. Лопатка прямо поставлена, но длинная. Пясть короткая, широкая, бабки средней длины, кожа относительно толстая и рыхлая.

Экстерьер рысистых лошадей занимает промежуточное положение между верховыми и рысистыми.



Масть или окраска волосяного покрова лошади определяется цветом волос: покровных (головы, шеи, конечностей), защитных (гривы, хвоста, щёток). Имеется 4 основные масти лошадей: вороная, гнедая, рыжая и серая. В номенклатуре мастей имеется около 25 их наименований, которые образованы различными оттенками основных мастей.

Под отметинами понимают врожденные пятна и полосы разной формы и величины на голове (лысина, звезда, звездочка, седина, проточина, белизна), конечностях.



Приметы – внешние индивидуальные признаки, сохраняемые в течение жизни, могут быть врожденными: «сорочьи» глаза, пятна на радужной оболочке глаза, неправильное смыкание челюстей; так и приобретенные: тавра, белые пятна от повреждения кожи, травматические повреждения.

Лошадь является красивым животным, которая в отличие от других сельскохозяйственных животных не имеет на ушах и других частях тела бирок, ошейников и т.д., портящих её внешний вид. Высокая цена племенных лошадей в целях идентификации требует точного описания её экстерьерных особенностей.



Возраст лошади при отсутствии документов определяют по зубам при следующих изменениях зубной системы: по появлению и смене молочных и постоянных резцов, стиранию чашечек на постоянных резцах, изменению трущейся поверхности, по стиранию следа чашечки и появлению корневой звездочки. У лошади на верхней и нижней челюсти по 6 резцов (2 зацепа, 2 средних, 2 окрайки), 2 клыка (у жеребцов), 6 премоляров (передние коренные зубы), 6 моляров (задние коренные зубы). Возраст лошади определяют по резцам нижней челюсти. Молочные зубы различаются от постоянных по форме, величине и цвету. Молочные зубы имеют шейку (перехват или узкие у корня), белый цвет, меньше по размеру. Постоянные без перехвата и темнее.

У зуба различают верхнюю часть – коронку и корень. В центре коронки резцов эмаль (прочное блестящее вещество, предохраняющее зубы от быстрого стирания), образует глубокую складку – чашечку. Глубина чашечки у постоянных резцов нижней челюсти равна 6 мм, верхней – 12 мм. Ежегодно зуб стирается на 2 мм. При пережевывании пищи зуб постоянно стирается и выдвигается из челюсти. Стирается первоначально чашечка, затем её след и сам зуб. Чашечка представляет собой углубление в зубе, след чашечки ощущается на ощупь – небольшая неровность на трущейся поверхности зуба, корневая звездочка может быть в виде желтой полоски, затем овальной и круглой формы.

Аллюр – способ поступательного движения лошади. Различают естественные аллюры: шаг, рысь, иноходь, галоп. Они отличаются скоростью и способом передвижения. В аллюрах различают ритм и темп, аллюры бывают сокращенные и прибавленные, естественные и искусственные.

Задания:

1. Составить таблицу определения мастей из учебника.

2. Определить масть у 10-15 лошадей по альбомам, фотографиям, муляжам.

3. Сделать запись отметин и примет у 2 лошадей.

4. Составить схему определения возраста от рождения до 20 лет.

Схема определения возраста по зубам



Возраст лошади

Изменения зубов

1. прорезывание молочных резцов

При рождении




7-14 дней




15-45 дней




6-7 месяцев




2. смена молочных резцов на постоянные

2,5 года




3,5 года




4,5 года




3. стирание чашечек на постоянных резцах

6 лет




7 лет




8 лет




4. изменения трущейся поверхности постоянных рецов

12 лет




13 лет




14 лет




15 лет




16 лет




17 лет




18 лет




19-20 лет



5. Записать в тетради определения аллюров, виды рыси, галопа по скорости передвижения.



Вопросы для текущего контроля:

  1. Чем отличаются лошади разного направления использования?

  2. Дайте определение масти, отметин и примет.

  3. Для чего необходимо точное описание масти, отметин и примет?

  4. Назовите 4 основные масти лошадей. Какие масти вы знаете?

  5. По каким изменениям зубной системы определяют возраст лошадей?

  6. Напишите зубные формулы взрослых жеребца и кобылы.

  7. Как называются пары резцов у лошадей?

  8. Какие аллюры лошадей вы знаете, их характеристика.


Тема 3. Определение потребности хозяйства в рабочих лошадях (2 ч)

Цель занятия: освоить расчеты по необходимой численности рабочих лошадей в хозяйстве.

Содержание занятия: В России, в отличие от США, большая часть лошадей является рабоче-пользовательными. Потребность хозяйства в рабочих лошадях определяют с учетом общего объёма и основных видов выполняемых работ, наличия трудовых ресурсов, уровня механизации, состояния дорожной сети. По методике, предложенной ВНИИ коневодства для расчета целесообразной численности рабочих лошадей, используют 4 основных показателя:

  1. объём работ в растениеводстве и в животноводстве по периодам и уровень механизации этих работ;

  2. объём перевозок и обеспеченность механическим транспортом;

  3. потребность в живом тягле для обеспечения личных нужд рабочих;

  4. потребность в конном транспорте для разъездов бригадиров, агрономов, зоотехников и др. по обслуживанию хозяйства.

Определяют потребность в рабочих лошадях отдельно по каждому из этих показателей, а затем суммируют по периодам.

Задание. По индивидуальным заданиям рассчитать потребность лошадей в хозяйстве по методике, имеющейся на кафедре.
Тема 4. Назначение конской амуниции. Виды запряжек (4 ч).

Цель занятия: знать конскую упряжь и ее назначение, а также виды запряжек лошадей.

Содержание занятия: в зависимости от условий работы – в запряжке, под верхом, под вьюком или на сельхоз работах, применяется различная упряжь. В состав сельскохозяйственной упряжи входят: недоуздок, узда, хомут, шорка, шлея, седелка плоска или стоячая, чересседельник, вожжи, подпруга, постромки, нагрудник, нашильник.

Недоуздок состоит из суголовного ремня, двух щёчных, намордного, трех колец и чембура.

Узда состоит из суголовного ремня, двух нащёчных, налобного, подбородного, удил (трензелей), поводьев и темляка.

Хомут является главной частью упряжи, с помощью которого лошадь совершает тяговое усилие. Хомут состоит из покрышки, двух гужей для соединения хомута с оглоблями, горт. Хомут изготавливается следующих типов.

  1. для одноконной упряжи с гужами

  2. для пароконной упряжи с мочками

Шорка заменяет хомут при запряжке без дуги. Она состоит из ремней нагрудного, настрочного и поддерживающего.

Седелка служит для поддержания в определенном положении хомута. Она бывает плоская – при низкой холке и стоячая – при высокой холке. Плоская седелка состоит из войлочной подушки, покрытой кожей или керзой, двух колодок с кольцами для чересседельника, для которого колодки являются опорой.

Стоячая седелка состоит из войлочной подушки, покрытой кожей или керзой, двух лав, скобки для соединения этих лав и мочки для подпруги.



Чересседельник применяется для поддержания хомута с дугой и оглоблями.

Шлея предназначена для удержания хомута от сползания на шею. Она состоит из ремней ободового, продольного, двух откосных, поперечного, который поддерживает ободовой ремень.

Подпруга удерживает седелку на спине.

Вожжи как одноконные, так и пароконные служат для управления лошадью.

Дуга скрепляет оглобли с хомутом.

Постромки обеспечивают передачу тяглового усилия от хомута к валькам. Они бывают кожаные и тесемные.

Тяжи соединят концы оглобли с остью, с помощью которых регулируется правильное положение оглобель. Тяжи бывают обычно металлические.

Нагрудник – ремень с тремя металлическими кольцами, из которых два находятся на концах ремня. С их помощью он привешивается к мочкам хомута на крючках. К третьему кольцу (в середине нагрудника) прикрепляется нашильник.

Нашильник – часть дышловой упряжи. С его помощью соединяют конец дышла с нагрудником. Он служит для торможения повозки. Нашильники бывают кожаные и металлические.

Седло строевое (кавалерийское) состоит из двух путлищ, двух стремян, потника, потниковой крышки, покрытой кожей или керзой, ленчика, потниковые подлавы, крылья для предохранения трения ног о подпруги, крышка ленчика, переметные сумки, подпруга для укрепления седла на спине лошади.

В нашей стране распространены одноконная и пароконная запряжки. Троечная и многооконная запряжки применяются редко. Различают упряжь дуговую, бездуговую, транспортную, сельскохозяйственную и выездную.



Задание. Изучить строение упряжи, имеющейся на кафедре. В тетради записать назначение частей конской упряжи, зарисовать строение уздечки и седла.
Тема 5. Виды конного спорта и их характеристика (4 ч)

Цель занятия: знать виды конного спорта и их характеристику.

Содержание занятия: различают профессиональные (проходящие на ипподромах), классические (входящие в программу Олимпийских игр), неолимпийские, национальные виды конного спорта.

К профессиональным видам конного спорта относятся

- бега (для рысистых лошадей в качалках),

- гладкие и барьерные скачки (для верховых лошадей),

- стипль-чезы (кросс по пересеченной местности со сложными препятствиями);

К классическим видам конного спорта относятся:

– конкур (прыжки через препятствия),

- троеборье (лошадь в течение трех дней участвует в манежной езде, полевых испытаниях, конкуре),

- выездка (высшая школа верховой езды),

К неолимпийским видам относятся:

- драйвинг, который набирает популярность (преодоление препятствий в упряжках), и возможно, войдет в программу Олимпийских игр;

- дистанционные пробеги на десятки и сотни километров;

- вольтижировка (гимнастические упражнения, выполняемые на движущейся по кругу лошади).

Международные виды:

- поло (футбол верхом на лошадях);

- вестерн (близок к выездке, но содержит много сложных упражнение в различных ситуациях);

- родео (удержаться как можно дольше на необъезженной лошади).

Национальные виды спорта и конные игры: кок-пар (козлодрание), сюр-папах (напоминает баскетбол), оодарыш (два всадника стремятся стащить друг друга с седла), цхен-бурти, исинди, джигитовка и др.



Задание. Записать в тетради и рассказать на семинарском занятии о понравившемся виде конного спорта.

План семинарского занятия по теме:

«Виды конного спорта и их характеристика»:


  1. История создания данного вида конного спорта, в чем он заключается?

  2. Требования для экипировки человека и лошади.

  3. Условия и правила проведения.

Основные вопросы для тестирования по темам

«Определение потребности хозяйства в рабочих лошадях», «Назначение конской амуниции, виды запряжек»,

«Виды конного спорта и их характеристика»:


  1. От каких факторов зависит потребность хозяйства в рабочих лошадях?

  2. Для каких целей нужны рабочие лошади в сельском хозяйстве?

  3. Какие работы выполняются на лошадях в растениеводстве и животноводстве?

  4. Требования для конской упряжи.

  5. Для каких целей служит узда и хомут?

  6. Строение уздечки и хомута.

  7. От чего зависит размер хомута?

  8. На какой части тела должна находиться шлея?

  9. Виды запряжек.

  10. Какая часть упряжи не входит в бездуговую упряжь?

  11. Какая часть упряжи не входит в дуговую упряжь?

  12. Что такое выездка, троеборье, драйвинг, конное поло, вольтижировка, стипль-чез?

  13. Где проводятся скачки?

  14. Какие лошади участвуют в бегах?

  15. Какие виды конного спорта являются олимпийскими?

  16. Какова дистанция конных пробегов?

Тема 6. Государственные и общественные организации, способствующие развитию коневодства и конного спорта (4 ч).

Цель занятия: знать решения государства по развитию коневодства, какие государственные и общественные организации способствуют этому.

Содержание занятия: деятельность хозяйств различных форм собственности регулирует департамент животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства России, где издан «Закон о племенном животноводстве», регулирующий деятельность конных заводов, племенных репродукторов, государственных заводских конюшен (ГЗК). Помимо департамента в стране действует ассоциация «Росплемзавод», куда добровольно входят конные заводы и госконюшни, ВНИИ коневодства. Ежегодно проводятся конские выставки, где демонстрируются лучшие лошади, снаряжение для конного спорта, кормовые добавки, ветпрепараты и многое другое. Ипподромы являются местом проведения испытаний, без чего немыслима работа по совершенствованию лошадей. Конно-спортивная работа проводится под общим руководством Федерации конного спорта.

Вопросы для текущего контроля:

1. Каково назначение племенного репродуктора, ГЗК и ипподромов.

2. В чём заключается деятельность ВНИИК?

3. В чем суть закона о племенном животноводстве?

Основные вопросы для тестирования по теме

«Государственные и общественные организации, способствующие развитию коневодства и конного спорта»:


  1. Роль племенных репродукторов?

  2. Какая организация является головным научным центром по разведению, выращиванию лошадей в Российской Федерации?

  3. Из каких организаций состоит добровольная ассоциация «Росплемконзавод»?

  4. Роль ипподрома в развитии коневодства.

  5. Какая организация осуществляет руководство конно-спортивной работой?

  6. Роль ГЗК в массовом коневодстве.

  7. Какая организация осуществляет координацию деятельностихозяйств в области коневодства?

  8. Что представляется на ежегодно проводимых конских выставках?

Литература:



  1. Козлов С.А., Парфенов В.А. Коневодство: Учебник – Санкт-Петербург, 2004. – 304 с.

  2. Красников А.С., Хотов В.Х. Коневодство: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во МСХА, 1995, 192 с.

  3. Свечин К.Б., Бобылёв И.Ф., Гопка Б.М. Коневодство. – М.: Колос, 1984, 352 с.

Дополнительная





  1. Калашников В.В., Соколов Ю.А., Пустовой В.Ф. и др. Практическое коневодство. – М.: Колос. 376 с.

  2. Камбегов Б.Д., Балакшин О.А., Хотов В.Х. Лошади России: полная энциклопедия. – М.: Изд-во РИЦ МДК, 2002. 240 с.

  3. Куна Т.Дж. Кормление лошадей / Пер. с англ. И.С. Ковальчук. – М.: Колос, 1983, 352 с.

  4. Барминцев Ю.Н., Ковешников В.С., Нечаев И.Н. и др. Продуктивное коневодство / М.: Колос, 1980, 207 с.

  5. Журнал «Коневодство и конный спорт». – М.: Колос.

  6. Инструкция по бонитировке племенных лошадей заводских пород. М., 1991.

  7. Инструкция по бонитировке племенных лошадей местных пород. М., 1998.

  8. Чижик И.А. Альбом по конституции и экстерьеру сельскохозяйственных животных. Л., Колос, 1972, 208 с. с ил.

  9. Буденный С.М. и др. Книга о лошади. М.: Сельхозгиз, 1959, т. 4.

  10. Анашина Н.В. и др. Справочник по коневодству. М.: Колос, 1983. – 158 с.

  11. Кошаров А.Н., Соколов Ю.А. и др. Коневодство: Справочник. Сост. Ремизов А.А. – М.: Колос, 1992 – 192 с.

  12. Закон о племенном животноводстве.

Учебно-методическое издание

Анна Вячеславовна Матханова

Методические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов IV курса технологического факультета очного обучения по дисциплине «Производство продукции коневодства» для специальности 110305 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»


Редактор

Компьютерная верстка

Лицензия ЛР № 021274 от 26 марта 1998 г.


Подписано в печать

Усл. печ. л. 0,4 Тираж 100 Заказ №



Издательство ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

670024, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8



Смотрите также:
Доцент каф зоологии и зоогигиены, канд с. х наук К. В
167.33kb.
Ю. Г. Салова канд ист наук, доцент, И. Ю. Шустрова канд ист
64.54kb.
Русская культура в аспекте обучения русскому языку как иностранному
193.91kb.
Кандидат педагогических наук, доцент Дудулин В. В. Кандидат философских наук, доцент Семизоров Н. И
79.25kb.
Приведены имена ученых и преподавателей кафедр, их научные направления. Указаны специальности, по которым осуществляется подготовка инженеров-строителей
150.34kb.
Общая психопатология
9515.79kb.
Черномаз Павел Алексеевич, канд геогр наук, доцент кафедры международных экономических отношений
206.47kb.
Составители
134.37kb.
Граданский брак в современной демографической ситуации
131.3kb.
Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс под редакцией д-ра биологических наук, проф. С. И. Беляниной и канд. Биологических наук доц. Ю. И
284.36kb.
Е. В. Костарева, к ф. н, доцент каф ин
144.97kb.
Время. Искусство. Критика
4308.41kb.