Главная страница 1
скачать файл



Доклад на гуманитарной конференции 2008

Ашманов Станислав 10 класс

Ремизов Павел 10 класс

Предметный мир супергероя“



Вступление

Вначале были просто герои. Словарь дает определение этого слова: «Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности». Этим гордым званием награждали смелых и отважных людей. Тем временем ритм жизни ускорялся и диктовал новые законы жанра. Из любой мало-мальской безделицы приставкой "супер" получался новый, суперсовременный, супернужный и суперважный суперпредмет. Понятие «супергерой» впервые возникло в 1938 году в США, воплощенное в комиксах про Супермена (в дословном переводе - Суперчеловека). Этот персонаж представлял собой сверхестесственное существо, борющееся с преступностью в одном из городов Америки. В 60-ых годах появились первые фильмы про супергероя, конкретно, Бетмена, человека в костюме летучей мыши, тоже защищающего свой город от преступников. В разных странах мира вплоть до нашего времени издаются комиксы про бесчисленное множество супергероев, каждый год выходит как минимум три-четыре супергеройских блокбастера. Интерес людей к супергероям не угасает, и фильмы про них, как правило, становятся лидерами проката и продаж.

В чем же состояла наша суперзадача? Дословно тема нашего доклада звучит так: «Предметный мир супергероя». Из ее формулировки становится понятно, что мы должны описать, структурировать и проанализировать, какие вещи и как используют супергерои на своем пути.

Для начала надо было понять, что значит «супергерой», но в словарях такого слова просто нет. Даже в суперсловарях. В принципе нам был понятен этот термин, так как само это слово состоит из приставки «супер», что значит «то, что находится над» или «превосходящее» и слова «герой», значение которого всем известно. Итого получилось, что «супергерой» означает «превосходящий героя», «больше, чем герой».

После этого мы очертили свой объем работы: мы решили изучать фильмы, а не комиксы, и трех супергероев из всего их множества. Их важное отличие в том, что про каждого из них снят не один фильм, а серия – это позволяет посмотреть на эволюцию их предметных миров. Итак:

Во-первых, Бэтмен.

Во-вторых, Индиана Джонс.

В-третьих, Джеймс Бонд.

Фильмы про этих супергероев снимались параллельно, в один временной промежуток, поэтому нельзя проследить, как менялся предметный мир супергероя вообще, зато можно заметить особенности каждого конкретного персонажа, а затем выделить то, что характерно для всех.

Начнем с Бэтмена.



Бэтмен

Для начала немного истории. Бэтмена придумали в 1939г. художник Боб Кейн и писатель Билл Фингер. Они создавали героя, объединяющего в себе Супермена, Шерлока Холмса и Зорро. Можно даже сказать, что Бэтман – современная версия Зорро. Известный богач по ночам становится грозой преступного мира. Только образ еще пополнился техническим оснащением и детективными историями. Кстати, в одной из книг о Бэтмене говорится, что в детстве он часто любил смотреть фильм «Знак Зорро». Да и по поступкам они схожи: оба одеваются в черные, скрывающие лицо, костюмы, оба любят оставлять свои метки. После того, как образ, внешний облик и биография были утверждены, Кейн и Фингер предложили своего героя компании «Детектив комикс». Те поначалу отказывались, ведь был Супермен, который к тому моменту был уже популярен, да и способности у него более впечатляющие. Но в итоге выпустили небольшим тиражом журнал, который имел огромный успех. Интересно заметить, что один из главных врагов – Джокер, и не умирающая Женщина-кошка появились еще в самом первом издании. А в 1941 году появился Пингвин и психиатр Пугало. Эти злодеи позже будут фигурировать в фильмах. В 1943 году Бэтмен вместе с Суперменом, Капитаном Америкой и другими супергероями уходит на вторую мировую. Причем там он себя ведет совершенно неполиткорректно. В комиксах о Летучей Мыши во время войны было огромное количество расистских шуток, однако, все они прощались супергерою. К 60ым годам Бэтмен начал надоедать аудитории, и поэтому «Детектив комикс» сделали из Бэтмэна клоуна. В 66 годом были сняты сериалы, по мотивам новых комиксов. В них Бэтмэн и его злодеи были глупыми шутами, играющим исключительно на потеху публике. Это на время подняло интерес к Летучей мыши, но уже спустя три года новый клоун всем надоел. В 70ых годах Бэтмен исчез, как супергерой. И лишь в средине 80х положение спас Фрэнк Миллер, известный по комиксам «Город Грехов» и «300». Он нарисовал для компании DC Comics в 86 году серию комиксов о герое - летучей мыши «Бэтмэн: Темный рыцарь возвращается», где наш супергерой был таким, как мы его сейчас представляем. Чуть позже, в 89 и 92 годах, Тим Бартон снял два фильма: «Бэтмен» и «Бэтмен: Возвращение», во многом следуя миллеровской эстетике. В 2005 году Кристофером Ноланом был снят «Бэтмен: Начало», который сюжетно предваряет Бартоновские фильмы и повествует о рождении супергероя. Пожалуй, это все об истории создания Летучей Мыши.

Пора перейти непосредственно перейти к нашей теме. Для того, чтобы максимально точно проанализировать вещный мир, стоит немного рассказать о биографии Бэтмена. Настоящее имя Брюс Вэйн. Живет в Готэм Сити. Когда он был ребенком, гангстеры убили его родителей прямо на глазах Брюса. После чего его воспитанием занялся дворецкий Уэйнов Альфред Пенниворт.

Во всех трех фильмах 89, 92 и 2005 годов предметный мир Бэтмена практически остается неизменным. В первую очередь, это его костюм летучей мыши, весь черный и сделанный из пуленепробиваемого материала и плаща, который при электризации становится очень прочным, что позволяет герою парить. Затем это разнообразные лебедки и металлические тросы, которые обеспечивают Бэтмену внезапное появление. Дымовые шашки, предоставляющие возможность незаметно исчезнуть. Это также его программируемый бумеранг, которому можно задать траекторию полета и он обезоружит противников. Сразу отмечу, что бумеранг не убивает, а лишь вышибает оружие из рук злодеев. Безусловно нельзя не сказать о бэтмобиле. По сути, это перекрашенный военный Hammer. Но Брюс приделал к машине выдвижные крылья, сбивающие противников при езде, систему самотрансформации, которая превращает автомобиль в гоночный болид. Еще у Бэтмена есть несколько самолетов, но на них он летает крайне редко. Посмотрев на этот список, в первую очередь в голову приходит вопрос: где же орудия убийства? Мечи, ножи, пулеметы, огнеметы? А их нет, вообще нет. Бэтмен лишь помогает полиции поймать преступников в Готэм Сити, чтобы потом их справедливо судили. Вспомним эпизод из «Бэтмен: Начало», когда Брюс ездил в Корею обучаться боевым искусствам ниндзя. В этом фрагменте учитель говорит, что для завершения обучения необходимо убить опасного преступника, беззащитно стоявшего в этот момент на коленях. Но Брюс, следуя исключительно своим внутренним принципам, осознает, что не может убить, и что единственный выход из данной ситуации это сбежать. Если обратим внимание на гибели главных злодеев, то все они умерли не от рук Бэтмена, а сами. Пингвина убили его же друзья-животные, джокер упал с крыши. Еще раз подчеркнем, что в арсенале Бэтмена нет ни одного предмета для убийства.

Но вернемся все же к вещам. Для чего эти предметы супергерою, какую роль они играют в его образе, как они нам представлены, как сам Брюс к ним относится? На эти вопросы попытаемся ответить. Вспомним его арсенал. Все эти вещи создают образ летучей мыши, среди них нет ни одной, выбивающейся из общей концепции Бэтмена-миротворца. Если задуматься, то этот образ очень даже интересный и загадочный. В себе он содержит два разных начала. Ведь, по сути, летучая мышь она не птица, но и не зверь.

Брюс выбрал образ летучей мыши потому, что он очень точно соответствует выбранной им задаче: он понял, что средствами Брюса Уэйна нельзя бороться с преступностью, и решил начать еще одну жизнь. Теперь он хоть и человек, но обладает новыми способностями, позволяющими ему побеждать зло. Также и с летучей мышью, животным, которое летает как птица.

Весь арсенал Бэтмана создает этот образ, ни один предмет из него не выбивается. Именно поэтому у нашего супергероя нет ни пистолетов, ни огнеметов, ничего подобного. Все вещи имеют такую же двойную структуру, как и сам Брюс Уэйн: плащ его в обычном состоянии - просто часть одежды, а при необходимости он превращается в крылья; бэтмобиль – трансформируется в гоночный болид; дом Брюса, пускай это не совсем вещь, скрывает под собой логово человека-летучей мыши – пещеру, которая, кстати, оснащена по последнему слову техники.

Да, пожалуй, и бумеранг становится «летучим» только во время броска, а так это просто вещь, при этом он возвращается в руки хозяину. Из этой аналогии не сложно сделать вывод, что Бэтмен – беспредметный, а выше названные вещи - это часть его самого.



Индиана Джонс

Индиана Джонс – это персонаж серии одноименных фильмов. Настоящее имя персонажа – Генри Джонс Младший. Работает профессором археологии в одном американском университете, но в свободное от лекций время он занимается поиском всевозможных археологических древностей по всему миру. Время, в котором происходят его приключения – это 30-40-е года 20 века, т. е. Во время Второй Мировой Войны.

Этот археолог-супергерой был придуман сценаристом Джорджем Лукасом в 1972 году, а позже экранизирован в трилогии про Индиану Джонса (первая часть – 1981, вторая – 1984, третья – 1989). Режиссер фильма, Стивен Спилберг, собирался снять новый фильм о Джеймсе Бонде, когда Джордж Лукас рассказал ему о своем герое, и Спилберг снял в итоге все три части «Индианы. Кстати, в этом году через пару месяцев выходит новая, четвертая часть приключений доктора Джонса.

Кто такой доктор Джонс? Археолог. Значит, он непосредственно занимается изучением вещей, причем не современных, технологичных, а древних, старинных! Если у Бэтмена и Бонда виден интерес к техническому прогрессу, то Индиана к технике равнодушен. Тем не менее, он прекрасно чувствует себя и в ситуации, когда ему необходимо посадить самолет, и когда он на лошади против танка. Несмотря на специализацию, Джонс не теряется в реальной жизни, как происходит постоянно с его отцом, полностью погруженным в археологию.

Герой наш реальный человек, пожалуй, самый реальный из всех супергероев. Набор его предметов состоит из того, что вполне можно купить в магазине, т. е. из простых вещей. Смотрите:


  • Шляпа. Шляпу Индиане подарил в детстве археолог, занимавшийся незаконными раскопками. С тех пор Индиана очень бережет эту шляпу и снимает ее только когда преподает в университете, т. е. в обычной, не супергеройской жизни.

  • Семизарядный револьвер «Фронтиер». Это отличное оружие, которое производится в США до сих пор. Интересен факт, что у Индианы нет к нему того фанатичного отношения, какое есть к шляпе (во втором фильме Индиана даже потерял револьвер и не придал этому значения).

  • Кнут. Кнутом Индиана владеет виртуозно: выбивает оружие из рук противника, повисает на кнуте над пропастью. В юношестве Инди попал в клетку со львом и ему пришлось отбиваться от него кнутом, висящим на стене. Так он впервые овладел этим предметом.

  • Костюм.

Откуда у доктора Джонса возник этот образ? Оказывается, что Индиана Джонс не изобретал его: в третьем фильме нам показывают эпизод из детства Инди, где мы видим, как археолог, занимающийся незаконными раскопками отбирает найденную им реликвию у молодого Джонса. При этом археолог дарит юноше шляпу, именно ту, которую Индиана потом бережет всю жизнь. Выглядел же злодей точь-в-точь, как и наш герой.

Получается странная ситуация: добрый герой принял облик злодея. Похожую ситуацию мы уже встречали у Бэтмена: тот понял, что обычными средствами нельзя справиться c преступностью. Здесь же, Инди не удалось спасти украденный артефакт от злодеев, потому что шериф города был на их стороне. Тогда он стал добывать артефакты таким же незаконным способом, но передавать их затем музею. Заметим тут, что он не борется с преступностью – он спасает реликвии.

Дальше. В самом начале первого фильма, мы видим Индиану только со спины – так, что нам сразу предстает весь его предметный образ, а не его индивидуальность. При этом лица его не видно довольно долго, зато мы видим хлыст и револьвер в действии. Мы стараемся понять, что это за человек, и тут же возникает ассоциация с ковбоем: посмотрите – его костюм точь-в-точь как у героев вестернов. Он, ко всему прочему, отлично умеет ездить верхом. Довольно скоро мы узнаем, что наш ковбой, оказывается, еще и профессор археологии. Что это за археолог, который носит при себе револьвер и хлыст? Это не единственная странность: в фильмах Индиана борется с нацистами, не давая им захватить мир. Археолог, по идее, должен заниматся раскопками и работой с источниками, а не спасать человечество.

Итак, здесь возникает сочетание двух образов, представить которые вместе было невозможно: ковбой и археолог. Очевидно, что сделано это неспроста.

Во-первых, эта двойная природа супергероя расширяет его возможности и переводит из простого археолога как раз в супергероя. Джонс уходит и от стереотипа археолога, и от стереотипа ковбоя, приобретая возможности и того и другого. Это как сплав двух металлов, которые сами по себе хрупки, а вместе дают небывалую прочность.

Во-вторых, конечно, это такой эксперимент Джорджа Лукаса, создателя Индианы Джонса: попробовать что-нибудь такое, чего никогда не было. Он взял ковбоя из вестерна и сделал из него суперковбоя. Поясню. Ковбои в вестернах занимались тем, что спасали город от бандитов, возвращали украденное владельцам, вызволяли девушек из беды. Инди занимается тем же, но с приставкой «супер»: все его подвиги непосредственно спасают мир от разрушения, от полного погружения в хаос.

В-третьих, это спор с фильмами о Джеймсе Бонде, ирония над ним. Нам предстает герой, который выглядит не так шикарно и оснащен не так высокотехнологично, как Бонд, не так меток, и вообще более реален. При этом он настолько же удачлив – ему все удается. Происходит противопоставление предметного мира Бонда, полного шика, блеска, брэндов и простого мира Индианы Джонса. Похоже, что создателям фильма удалось выиграть этот спор – людям очень понравился супергерой-археолог с ковбойским стилем.

Папу Индианы в третьем фильме играет Шон Коннери, т. е. актер, сыграший первого Бонда! Он показан полностью погруженным в археологию человеком, чувствующим себя в реальности неуютно. В отличие от сына, он использует вещи, присущие интеллектуалу-археологу: шариковую ручку, зонтик и т. д.

И наконец: зачем доктор Джонс спасает мир? Это происходит случайно: он отправляется искать какой-нибудь артефакт и натыкается на фашистов или других злодеев. Не давая им заполучить реликвию, Джонс тем самым спасает человечество. Т. е. спасение человечества не его начальная цель – это происходит по ходу действия.

Индиана Джонс также обладает двойной природой, как и Бэтмен, но у Джонса его две жизни неразделимы, гармонично слиты воедино.



Итак, подытожим:

  1. Индиана Джонс принял облик и образ действий злодея, понимая, что только так он добьется результатов.

  2. С самого начала он представлен через предметы. Они представляют его сущность.

  3. Сочетание двух несочетаемых ранее образов – ковбой и ученый-археолог.

  4. Индиана с его вещным миром это спор с фильмами про Джеймса Бонда.

  5. Спасение мира – не цель Индианы Джонса, его цель – поиск реликвий, т. е вещей. Спасает мир он каждый раз между делом. Итак, спасение мира происходит из-за вещей.

  6. Предметный мир Индианы Джонса от фильма к фильму не меняется.

Джеймс Бонд

Джеймс Бонд – известный всем секретный агент британской разведки. Создал этого персонажа писатель Ян Флемминг в 1953 году в книге «Казино Рояль». Первый фильм о нем вышел в 1962 году под названием «Доктор Ноу».

Давайте посмотрим на нашего супергероя.

Во-первых, все его аксессуары – шикарны, Бонд очень хорошо одевается. Его машины – дорогие спортивные модели. Все его снаряжение высокотехнологично. Но ведь все эти вещи ему не принадлежат – они принадлежат агенству МИ6, в котором работает Бонд. По-сути, у Джеймса Бонда ничего нет, весь его предметный мир – казенный.

Как следствие этого эволюция его предметного мира такова: вначале Бонд относится к снаряжению очень бережно, аккуратно. Связанно это с тем, что он сирота и привык дорожить тем, что у него есть. Со временем Бонд начинает чувствовать себя свободнее с предоставляемым снаряжением – он ломает его, не дорожит им. В последних фильмах это достигает апогея.

Эта эволюционная линия не единственная в его предметном мире. Если посмотреть то, как изменяется предметный мир Бонда в исполнении Шона Коннери, то мы заметим, что с каждым фильмом он все больше и больше обогащается. Появляются шпионские часы, машины оснащаются все большим количеством гаджетов. Но в какой-то момент сценаристы вдруг понимают, что это уже становится комичным, и Джеймс Бонд в следующем фильме остается лишь с неизменным пистолетом. Такие кардинальные перемены происходили за всю Бондиаду 3 или 4 раза, в частности, в недавно вышедшем фильме «Казино Рояль» Бонд опять вернулся к минимальному оснащению.

Бонд – шпион, поэтому он, очевидно, живет двумя жизнями: тот, кем он является на самом деле, и тот, кем он себя преподносит другим. Т. е. по сути, это не две разные жизни, четко отделенные, как у Бэтмена. Бонд лишь маскируется под обычного человека, живя при этом своей настоящей, шпионской жизнью.

Агентство снабжает Бонда всем оборудованием. Конкретно этим занимается Кью, оружейник МИ6. В каждом фильме Бондиады Кью исполнялся одним и тем же актером. Почему мы этому уделяем внимание? Потому, что именно этот человек формирует предметный мир Бонда, именно благодаря ему Бонд такой, какой он есть. Получается, что Бонд проживает все фильмы, а при этом его предметный мир сберегает его хранитель, оружейник Кью.

Отдельно надо упомянуть про явление «product placement». Все вещи Бонда – брендовые, т. е. современной фирмы. Вещи в фильмах о Бонде стали представляться как в рекламе. Такого ни у Индианы, ни у Бэтмена мы не встречали. Зато случаев PP позднее встречается очень много. Например,

Выводы:


  1. Мир вещей Бонда состоит из шикарных брэндов.

  2. У Бонда ничего нет: весь его предметный мир – казенный.

  3. Меняется отношение Бонда к вещам от ранних фильмов к более поздним.

  4. Периодически предметный мир начинает разрастаться, пока в один момент не сбрасывается практически до нуля.

  5. Product placement”, что из наших супергероев свойственно только Бонду.

  6. Есть персонаж-оружейник, хранитель предметного мира Бонда.

Заключение

Итак, мы рассказали про каждого героя конкретно, но это не является нашей конечной целью. Нам необходимо теперь подытожить, каков же предметный мир обобщенного супергероя. Имея трех проработанных супергероей, сделать это вполне реально. При этом, конечно, эти выводы легко проверяются: достаточно просто применить их к любому другому супергерою.



Выводы:

  1. Предметный мир супергероя тесно связан с ним, полностью отражает его взгляды и определяет поступки.

  2. Предметный мир супергероя обязательно выделяет его из массы других людей.

  3. Есть супергерои, отражающие современную на момент их существования моду. Сюда же входит техническое оснащение. Их предметный мир развивается со временем.

Второй тип- супергерои, предметный мир которых сохраняется неизменным.

  1. С Бэтмена возникли два других типа супергероев: мутанты (имеют сверхестесственные силы) и суперлюди.

  2. Суперчеловек из простого человека получается благодаря его предметному миру. Т. е. если человек не обладает сверхестественными способностями, то, чтобы стать супергероем, он должен сформировать предметный мир, дающий ему их.

  3. Product placement” характерен только тем героям, образ которых не имеет ничего экстраординарного типа костюма летучей мыши или костюма человека-паука. Джеймс Бонд, Лара Крофт и подобные им привлекают крупные компании. Они платят огромные деньги за показ их брэндов в фильмах.

Следующее: хоть мы и не занимались изучением супергероев-мутантов, но заметили интересный факт: каждый из них перед тем, как начать свою супердеятельность сам шил себе костюм. Это, пожалуй, единственная вещь у героев-мутантов. Они устраивают себе своеобразный обряд посвящения в супергерои.

  1. Супергерои-мутанты посвящают себя в супергерои, делая себе костюм, т. е. формируя свой предметный мир.

И самое главное:

  1. Супергерой всегда имеет двойную природу, что четко отражается на его вещественном мире. Эта двойственность может выражаться по-разному у разных супергероев.

Почему это так – очевидно. Есть в литературе такой аспект, что читатель всегда ассоциирует себя с главным героем. Это в большей степени проявляется в кино, так как оно гораздо красочней и реалистичней, чем книга. Поэтому авторы фильма создают супергерою обычную человеческую жизнь помимо его героического пути, чтобы человек легче представлял себя спасающим мир и творящим подвиги.

скачать файл



Смотрите также:
Доклад на гуманитарной конференции 2008 Ашманов Станислав 10 класс Ремизов Павел 10 класс " Предметный мир супергероя"
134.73kb.
Доклад Ашманова Станислава на гуманитарной конференции 14 апреля 2007 года Ирония в художественных и философских произведениях Льюиса и Честертона
124.98kb.
В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира
188.83kb.
Господа клиенты, Дамы. Коллеги, Друзья
49.98kb.
«Русско-японская война»
48.49kb.
Заключение кафедры
21.99kb.
Физика 7: учеб для общеобразоват учреждений / А. В. Пёрышкин. М
208.93kb.
География. Входной контроль 7 класс. Проверочная работа за курс «География. Землеведение. 6 класс»
179.3kb.
Тематическое планирование по курсу «Православная культура» по программе Л. Л. Шевченко 5 год обучения 5 класс
18.67kb.
Г 1 класс щепетова ( 3 класс)
171.2kb.
Павел Беловол Призраки уэли и козни императора Bibe ru Павел Беловол
4620.33kb.
Школьная олимпиада по истории. 10 класс
64.63kb.