Главная страница 1

Сайт Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла
при Российском Государственном педагогическом
университете им. Герцена
Санкт-Петербург
www.restavros-spb.orthodoxy.ru
restavros-spb@orthodoxy.ru

Заварицкий Д.А.
Духовно-нравственное просвещение и воцерковление глухих: проект “Слово”.
Актуальность проблемы духовно нравственного просвещения людей лишённых слуха представляется нам очевидной.

Глухие люди способны различать добро и зло, ценить красоту, стремиться к познанию истины, но, как и слышащие подвержены влиянию современного мира. Ограничение информационного пространства неслышащего делает его наиболее уязвимым перед мощной атакой поведенческих стереотипов телерекламы, а духовная необразованность способствует тому, что глухой нередко попадает в секту. В связи с этим, необходимо признать, что духовное просвещение глухих является одной из важнейших задач Церкви.

Наши исследования показывают, что опыт Церкви в данной области является вполне успешным. Ярким примером этого служит дореволюционный опыт духовного попечения о глухонемых в Санкт-Петербургском Императорском Училище, в Арнольдо-Третьяковском Училище глухонемых в Москве, а также в Николо-Перервинском и Харьковском училищах для глухонемых.

В 2000 г, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, Епархиальным Отделом по делам молодёжи совместно с кафедрой сурдопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена была разработана специальная программа, цель которой – духовно-нравственное просвещение и воцерковление неслышащих людей. Программа получила название “СЛОВО”.

Реализация программы осуществляется в следующих направлениях:


  1. Через изучаемый глухими предмет (Закон Божий);

  2. Через специально подготовленное для глухих богослужение;

  3. С помощью специальных пастырских бесед;

  4. С помощью огласительных бесед, для глухих собирающихся принять Святое Крещение;

  5. В ходе паломнических поездок;

  6. Через действие (активное привлечение неслышащих к работе по данному проекту).

Основные принципы нашей работы:

  1. Принцип любви (личностный характер общения, построенного на любви и уважении друг к другу).

  2. Принцип терпимости (учет индивидуальных, возрастных и психо-физиологических особенностей).

  3. Принцип доступности (использование жестовой речи при совершении богослужений, в процессе обучения и живого общения, а также, использование специально адаптированной литературы для обучения глухих Закону Божьему).

  4. Принцип наглядности (широкое использование наглядных средств обучения: рисунков, плакатов, таблиц, схем, диаграмм, видеоматериалов, иконографических пособий).

  5. Принцип системности (последовательность и систематичность в обучении, практическое применение усвоенных знаний во всех сферах жизни).

  6. Принцип единства (совместное служение и совместная работа)

Накопленный нами опыт позволяет выявить основной ряд вопросов и проблем, касающихся духовно-просветительской работы с глухими.

В первую очередь, это проблема перевода текстов богослужений на язык жестов. Опираясь на принцип доступности, мы стремились обеспечить адекватное понимание глухими текста, адаптировать его, и, в то же время сохранить его догматический смысл. Мы, также, старались сохранять ритмическую структуру текста, т.о. делая его удобным для перевода на язык жестов. Используемые нами жесты, их сочетания и направленность, также отражают догматический смысл произносимого. Нами подготовлено специализированное пособие для православных сурдопереводчиков, которое содержит адаптированный текст Божественной Литургии и некоторые рекомендации по организации богослужений для глухих. Сейчас книга проходит богословскую цензуру, после чего она будет готова к печати. Хотелось бы добавить, что мы не стремимся адаптировать все богослужебные тексты, молитвы и каноны. Глухие способны изучать церковно-славянский язык, но такая практика не должна доминировать, так как это, на наш взгляд будет препятствовать духовно-просветительской работе.

Вторым, не менее важным вопросом, является вопрос организации преподавания Закона Божьего для глухих. Существует широкий спектр вопросов, к которым глухие проявляют интерес, но ограничение во времени не позволяет нам преподавать несколько предметов одновременно. Поэтому, мы считаем целесообразным вести преподавание одного предмета включающего в себя различные области духовного знания. Чтобы преподавание было системным, в его основу нами заложен годовой богослужебный круг Православной Церкви. Таким образом, мы изучаем Священную Историю, Священное Предание, Догматическое Богословие, Патристику, Иконографию в соответствии с празднуемыми событиями. Занятие, которое продолжается в течение получаса, обычно предваряет пастырская беседа. Так, глухие получают уроки благочестия, изучают Священное Писание, задают интересующие их вопросы. В конце занятия мы стараемся проводить проверку усвоенных знаний с помощью коротких тестов или просто в ходе непринуждённой беседы. Изучая догматику, мы всегда ссылаемся на Священное Писание. Это вызывает интерес глухих, помогает им лучше понять православное вероучение и научиться защищать его.

По нашему мнению, необходимо, чтобы полученные знания глухие сразу использовали на практике. Так, занятия посвящённые изъяснению догматического смысла Божественной Литургии, мы стараемся проводить накануне совершаемого богослужения, либо сразу после его завершения. Толкование евангельского чтения, также лучше воспринимается и запоминается глухими непосредственно в ходе самого богослужения. Практическое участие глухих в богослужении в качестве алтарников, свеченосцев, и чтецов-сурдопереводчиков, способствует более глубокому пониманию ими значения священнодействий.

Практическому применению полученных знаний немало способствуют паломничества. Жизнь в монастыре помогает глухим понять смысл аскетизма и монашества. Кроме того, паломничество создаёт условия, когда появляется дополнительное время для подготовки к исповеди и причастию. Совместная молитва на жестовом языке, чтение канонов, а, также, объяснение непонятных церковно-славянских слов и словосочетаний помогает глухим подходить к совершаемым таинствам осознанно, с большим благоговением и почтением.

Большое значение в работе с глухими приобретают практические уроки милосердия и благочестия. Посещение больных братьев и сестёр, взаимопомощь, совместная работа в храме, забота о бедных вырабатывают у глухих такие качества как смирение, милосердие, сострадание, самопожертвование. Теория, совмещённая с практикой, является надёжной основой духовного роста неслышащего.

Наш проект несёт в себе и социально-реабилитационные задачи. При храме бесплатно работает врач. Глухие имеют постоянное место для встреч и личного общения. Мы совместно отмечаем День Ангела каждого прихожанина и все церковные праздники. Помимо этого, мы предоставляем глухим возможность для реализации своих творческих способностей. Любой неслышащий может провести экскурсию, прочитать лекцию, написать статью для журнала или газеты, рассказать о прочитанной книге, поделиться своими впечатлениями о совершённом паломничестве, подготовить материал для стенгазеты. Изучение жестового языка слышащими прихожанами нашего храма способствует адаптации неслышащих в общецерковной среде. К сожалению эта практика не получила должного развития.

В дальнейшем мы планируем:



  1. Расширение нашей паломнической деятельности.

  2. Научно-методическую разработку и создание специально адаптированной для глухих литературы и обучающих пособий религиозного содержания.

  3. Подготовку глухих к миссионерской деятельности.

  4. Создание особых групп среди глухих прихожан для обучения английскому языку и работы с “Internet”.

4. Проведение межрегиональных и международных встреч глухих христиан.

При использовании материалов с нашего сайта, просьба указывать источник и давать ссылку на www.restavros-spb.orthodoxy.ru



Смотрите также:
Духовно-нравственное просвещение и воцерковление глухих: проект "Слово"
56.17kb.
Программа духовно-нравственного воспитания. Под «духовно-нравственным воспитанием»
62.05kb.
Обратите внимание на слова, относящиеся к разным чувствам
53.56kb.
1. I межрегиональный фотоконкурс «Верую» проводится в рамках XXI духовно-исторических чтений памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
48.41kb.
Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах Методические материалы
179.16kb.
Людмила Улицкая Роскошь, доступная каждому №1 / 2009 Слово «благотворительность»
108.14kb.
Рамзаева Т. Г. Русский язык (Дрофа) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Соловейчик М. С. и др. Русский язык (Ассоциация XXI век) Желтовская Л. Я. Русский язык (аст, Астрель) Ладыженская Т. А. и др
189.56kb.
«Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций: опыт работы муниципальных библиотек Тульской области» Тула 2012 ббк 78. 32 Ф-79 «Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций
238.59kb.
Iii. Что значит всем знакомое слово в переводе с «Вперед смотрящий»
37.75kb.
1. Слово, отвечающее на вопрос кто
62.34kb.
Согласные звонкие и глухие
26.11kb.
От греч. 'новый' и 'слово' слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке
58.76kb.