Главная страница 1

Иванова, Л. Ф. Социально-исторические предпосылки становления и развития экскурсионного дела в казанской губернии (до 1917 г.) [Электронный ресурс] / Л. Ф. Иванова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2011.html, свободный. (0,5 п.л.)




Иванова Лилия Фатыховна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры истории, культурологии и архивоведения

Казанского государственного энергетического университета

Социально-исторические предпосылки становления и развития экскурсионного дела в казанской губернии (до 1917 г.)

(24.00.01 – теория и история культуры)


Ретроспективное изучение экскурсионного движения в Татарстане представляет несомненный практический и теоретический интерес. Возможность на конкретных примерах проследить генезис и тенденции исторического развития экскурсионного дела и его связи с образованием, элитарной и массовой культурой, государственной политикой позволяет проанализировать познавательный, идейно-эмоциональный и институционально-организационный опыт в данной сфере. Анализ деятельности государственных, общественных и частных туристско-экскурсионных институтов как в целом по стране, так и в Татарстане, конца XIX – начала XX в. показывает их активную роль в стимулировании развития новых направлений естественно-экспериментального и гуманитарного знания, расширении всесторонней просветительской деятельности и формировании национальной (общественной и государственной) музейной сети.

Несмотря на то, что дореволюционный период отличался расцветом локального туристско-экскурсионного культуротворчества, и только в послереволюционное время отмечалась централизация экскурсионной системы, когда региональные структуры (в том числе, соответствующие организации ТАССР) были поставлены в прямую зависимость от верхних институтов – Москвы и северной столицы – для определения предпосылок становления и развития экскурсионного дела в Казанской губернии необходимо проанализировать не только региональный, но и широкий территориальный опыт (Россия).

История развития экскурсионной деятельности в России насчитывает свыше двух столетий. Первые сведения об экскурсиях, зародившихся на основе поездок познавательного, образовательного, научного характера, появились во второй половине XVIII в. Это были школьные экскурсии, которые предшествовали появлению экскурсионного туризма. Экскурсии, связанные с естественнонаучными, краеведческими вопросами, становятся столь органичны в школьной программе, что их необходимость была зафиксирована в Уставах учебных за­ведений, начиная с 1786 г. Школьники стали не только выезжать на природу, но еще и посещать местные заводы и мануфактуры, рудни­ки.

Во второй половине XIX в. школьно-экскурсионное дело стало активно развиваться, т.к. получило поддержку официальных властей, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественнонаучные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования.

В деятельности некоторых учебных заведений такое ознакомление учащихся со своей родиной принимает все более организованный характер. Так, автор исследования об отечественной экскурсионной школе Н.Г. Колокольцова приводит в качестве примера подобной планомерной и систематической работы экскурсии, проводимые под эгидой «Общества организации путешествий учеников Сумского реального училища для ознакомления с Отечеством» (1897 г.) [1:10]. Обществом не только устраивались ежегодные экскурсии, но и велась серьезная подготовка к этим экскурсиям в течение всего года: заранее изучался материал, вырабатывался план и маршрут путешествий, приобретались практические навыки, прослушивался курс лекций. Во время путешествия учащиеся вели дневники, делали различные наблюдения, снимки, собирали коллекции, а после него отчитывались в собраниях Общества.

Аналогичные общества, комиссии и группы по организации экскурсий стали создаваться в Москве, Петербурге, городах провинции. Большую роль в развитии экскурсионного дела сыграли также Общество любителей естествознания (1863 г.), Общество любителей природоведения (1890 г.), Русское географическое общество (1897 г.) В Москве в 1899 г. начала свою работу Комиссия по организа­ции экскурсий для всех средних учебных заведений столицы. Благодаря им, а также инициативе частных лиц, образовательные путешествия приобретали совершенно иной, по сравнению с первыми экскурсиями, качественный уровень. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок.

Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации. Например, интерес, который проявляли в конце XIX в. к Крыму, определил появление второго в России объединения любителей гор (первым был Кавказский горный клуб, основанный в 1877 г.). Клуб был основан в Одессе в 1890 г. и получил название Крымского горного клуба. Помимо активной деятельности Крымского горного клуба с филиалами в Ялте и Севастополе, в стране одна за другой стали появляться первые туристские организации: «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877 г.), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885 г.), «Русский тюринг-клуб» (общество велосипедистов) в Петербурге (1895 г.) с отделениями в Москве, Киеве, Риге и др. [2].

В конце XIX – начале XX вв. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. Для активизации экскурсионного дела стали привлекать выдающихся ученых – Д.И. Менделеева, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, К.А. Тими­рязева, И.П. Павлова, В.И. Вернадского и др.

Министерство народного просвещения содействует распространению экскурсионного метода. Об этом говорят циркуляры и распоряжения Министерства, приведенные в исследовании Н.Г. Колокольцовой (например, Распоряжение Министерства просвещения 1901 г. «О вознаграждении преподавателей естествознания за экскурсии с учащимися» и циркуляр Министерства просвещения 1902 г., согласно которому «в виде опыта» было разрешено педагогическим советам в течение учебного года до семи дней посвящать экскурсиям, осмотру музеев) [1: 17].

Повышенный интерес, возникший к 10-м гг. XX в., к экскурсиям явился толчком к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий, бюро, комитетов. Они взяли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдельным экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами. Кроме экскурсионных организаций при различных обществах, появились и частные туристские конторы, основанные предпринимателями, предлагавшие свои услуги при проведении экскурсий по России и за рубеж.

Количество экскурсионных комиссий постепенно возрастало. Они создавались в различных городах России: Екатеринодаре, Харькове, Ярославле, Москве и др. К концу 1915 г. существовало уже около 100 подобных организаций.

Стихийно развивавшаяся экскурсионная работа в учебных заведениях России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу 1900-х гг. в различных периодических изданиях стало появляться всё больше статей, в которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения. В 10-е гг. XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и одесский «Школьные экскурсии и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии [3]. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.

Понимая, что слабое знание теории экскурсионного дела отсутствие экскурсионных навыков у учителей мешает качественному проведению экскурсий, различные общества и учреждения, занимавшиеся их развитием, начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий. Разрабатывается экскурсион­ная методика и предлагается примерный план экскурсий для всего цикла обучения в школе, например, в вышедшей в 1910 г. работе «Школь­ные экскурсии, их значение и организация» под редакцией Б.Е. Райкова и Г.Н. Боча – сборнике научно-педагогических статей, в которых обсуждались такие основополагающие вопросы, как сущность экскурсионного метода, специфика естественнонаучных и гуманитарных экскурсий, техника ведения экскурсий, который содержал обширный справочный аппарат. Книга в буквальном смысле стала «настольной» для многих учителей и в немалой степени способствовала активизации экскурсионного движения, в которое вовлекается все большее число людей [4].

Подводя итоги дореволюционного экскурсионного движения в России, можно отметить то, что его характерной особенностью было развитие экскурсионной теории, методики и практики в рамках учебных заведений. Однако экскурсионная работа тематически была очень многообразна. Огромная работа, которая была проделана дореволюционными экскурсионистами, стала основой для следующего этапа, рубеж которого 1917 г.

До 1917 г. экскурсионное дело активно развивалось и в Казанской губернии, и в формах туристских поездок, и школьных экскурсий, и маршрутов выходного дня, образовательных поездок и т.п.

Казань известна своими достопримечательностями. Уникальность города в том, что он многонациональный. В историко-культурном отношении Казань представляет собой место взаимодействия двух культур – русской (православной) и татарской (мусульманской).

С XVIII в. Казань посещали путешественники, оставляя записи о достопримечательностях города. Местные историки-краеведы составляли перечни и описания наиболее значимых памятников истории и культуры и природных достопримечательностей края. Трудолюбивым исследователем края проявил себя Э.П. Турнерелли (1813-1854 гг.) Особое место в изучении культуры, этнографии, ряда народов Среднего Поволжья, в особенности татар Казани, занимают труды профессора К.Ф. Фукса (1776-1846 гг.)

Среди краеведов, связавших свою судьбу с Казанью, необходимо отметить профессоров Казанского университета М.Н. Пинегина и Н.П. Загоскина. Михаил Николаевич Пинегин (1863-1935 гг.) вошел в историю Казани как автор объемного и капитального труда «Казань в ее прошлом и настоящем», увидевшего свет в 1890 г. в Санкт-Петербурге [5]. Не менее значима и книга историка Николая Павловича Загоскина (1851-1912 гг.) «Спутник по Казани», вышедшая в 1895 г. [6]. Примечателен и «Указатель исторических достопримечательностей города Казани» (1873 г.) юриста, краеведа, археолога, заслуженного профессора Казанского университета и директора Демидовского юридического лицея С. М. Шпилевского [7].

В конце XIX – начале ХХ в. в Казанской губернии, как и в целом по России, туристско-экскурсионная деятельность активно развивается. Экскурсии не только органично входят в учебный процесс, но и становятся частью туристского движения в целом и культурно-просветительской работы музеев в частности. Экскурсионный маршрут по Волге стал одним из самых привлекательных, а Казань вошла в число самых посещаемых городов России [8].

Не только отдельные состоятельные любители путешествий, но и группы учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений других городов и областей России, студентов и служащих в организованном порядке совершали экскурсии по достопримечательностям Казани и пригородов. Многих влекло овеянное легендами Болгарское городище на берегу Волги, Свияжск, Раифский, Семиозерский и др. монастыри. Экскурсанты отправлялись на пароходах по Волге и Каме, на поездах в дальние путешествия по российским просторам и за границу.

Казанский университет и Казанские высшие женские курсы были включены в список Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе как учебные заведения, которым было разрешено принимать у себя экскурсантов из других городов. После этого Казань стали активно посещать участники школьных «образовательных путешествий» [8].

Интересным примером краеведческого туризма в рамках учебных экскурсий является «Отчет о занятиях со студентами во время географической экскурсии по Волге, совершенной в 1900 г. профессором П.И. Кротовым» [9]. Детально описывая организационные моменты, автор указывает, что в селе Верхний Услон был заарендован большой дощаник (плоскодонное речное судно небольшого размера) для экскурсии: «…треть его служила прекрасным местом для наблюдений и бесед в хорошую погоду…». Экскурсия 1990 г. была предпринята по той же программе, какая была одобрена физико-математическим факультетом для географической экскурсии, совершенной со студентами весной 1891 г. Студенты знакомились «…с особенностями волжской заливной равнины, с её длинными, плоскими грядами и лощинами, озерами и старицами». Профессор вел беседы «…о заливных равнинах рек и речных долинах вообще…», об «…истории каспийской трансгрессии, имевшей столь важное значение для формирования рельефа и др. географических особенностей Среднего и Нижнего Поволжья…». Экскурсанты «…изучали направление течения, различное положение фарватера, ветвление на протоки между многочисленными островами, что особенно характеризует Волгу ниже устья Камы, выше Ундор и ниже Симбирска…». В рамках этнографической и культурно-географической части программы экскурсии участники «…имели возможность ознакомиться с Симбирском, Самарой, со многими селами и деревнями, раскинувшимися по берегам этой части Волги, присматривались к жизни и деятельности населения, осматривали имеющиеся в них достопримечательности…». Экскурсанты были ознакомлены с условиями нахождения остатков каменного века, с расположением находившегося здесь в эту эпоху человеческого поселения, собрали некоторое количество каменных орудий и глиня­ной посуды той эпохи. Отмечено, что экскурсанты очень пожалели, «…что в уцелевших от разрушения здания когда-то славных Болгар не устроено музея, который бы заключал в себе типичнейшие археологические объекты, находимые здесь и теперь еще в большом количестве и продаваемые любителям местными жителями». Минеральные продукты и природные ресурсы страны: почвы, леса, луга, рыбные богатства точно также привлекали к себе внимание экскурсантов и требовали соответствующих объяснений. В распоряжении экскурсантов были сочинения по географии Поволжья, путе­водители по России и Волге, карты, два фотографических аппарата. В заключение отчета профессор П.И. Кротов отмечает, что «…участвовавшее в экскурсии студенты относились с живым интересом к предлагавшимся им разъяснениям и указаниям и принимали деятельное участие в выполнении задач экскурсии. Они неоднократно заявляли о пользе, которую приносят им такого рода экскурсия. А потому нельзя не пожелать, чтобы такого рода экскурсии научно-педагогического характера производились возможно чаще и захватывали собою различные местности нашего отечества» [9].

Рассматривая вопрос развития экскурсионного дела в Казанской губернии в дореволюционный период, как важного раздела культурно-просветительской работы среди населения, нельзя не упомянуть деятельность Казанского городского научно-промышленного музея, основанного в 1894 г. и открытого 5 апреля 1895 г. (с 1912 г.– «Казанский городской музей», сейчас – Национальный музей Республики Татарстан). Первый городской музей Казани с момента возникновения быстро стал одним из крупнейших в провинциальной России и оказал значительное влияние на культурную жизнь всего Волжско-Уральского региона. Музейную жизнь Поволжья и Урала XIX – начала XX в. невозможно представить без музеев Казанского университета.

Пусть сопутствующим, но очень важным моментом в становлении экскурсионного дела в Казанской губернии была и история формирования газетного и журналистского облика Казани, которая берет начало со времени выхода первых номеров «Ведомостей», основанных Петром I. Но главное событие произошло в начале 1811 г., когда казанская публика впервые увидела издание «Казанских известий». Выход газеты стал событием не только губернского масштаба: нигде в России, кроме ее столицы, подобного не имелось. Уже позже в Казани стали выходить газеты, которые формировали представление о городе далеко за его пределами: «Казанский вестник» (1821-1833 гг.), «Казанские губернские ведомости» (1838-1917 гг.), «Казанский биржевой листок» (1869-1892 гг.), «Казанский телеграф» (1893-1917 гг.), «Казанская газета» (1902-1914 гг.) и др. Так зарождалось и утверждалось данное ими символическое определение этого евразийского города – «Краса Востока», «Ворота Азии», «Татарский Иерусалим», «Место свидания Азии и Европы».

Анализируя социально-исторические предпосылки становления и развития экскурсионного дела в Казанской губернии до 1917 г., можно отменить то, что в целом в туристической деятельности наибольший акцент делался на экскурсионной работе, которая охватывала различные слои населения и носила как пропагандистский, так и научно-просветительский характер. Экскурсии предоставляли возможность путешественнику или обучающемуся удовлетворить его непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, стремление к позитивному эмоциональному переживанию, связанному с получением новой информации. Мотивы, практически, всех видов экскурсий, так или иначе, были связаны с познанием мира, людей, приобретением нового жизненного опыта. На сегодняшний день в Республике Татарстан новые формы и звучание обретает организационно-просветительная функция экскурсий, именно поэтому историческое познание становления и развития экскурсионной деятельности в Татарстане в конце XIX – первой половине XX в. актуально. Оно дает возможность непосредственного общения с культурными маршрутами прошлого, интереснейшими экскурсиями по родному краю.
Литература:

1. Колокольцева Н.Г. К истории отечественной экскурсионной школы (реферативный обзор публикаций второй половины XIX – начала XX в.). – М., 1992. – 63 с.

2. Васильев А.А. Из истории отечественного туризма // Туризм и культурное наследие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/vasiljev.htm.

3. Александров Ю.Н. Экскурсия историческая // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е.М. Жукова. – М.: СЭ, 1973-1982 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/20725/%D0%AD%.

4. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной пед. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=20799&p_page=3.

5. Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем. – Казань: Глобус, 2005. – 184 с.

6. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань: Глобус, 2005. – 195 с.

7. Шпилевский С.М. Указатель исторических достопримечательностей г. Казани. – Казань: Тип. Казан. ун-та, 1873. – 66 с.



8. Скобельцына А.С., Хакимова А.С. Туристско-экскурсионная привлекательность Казани и проблема сохранения культурного наследия // Проблемы современной экономики. – СПб.: Изд-во Евразийского междунар. науч.-аналитич. жур., 2005. - № 3/4 (15/16). – С. 388-393.

9. Кротов П.И. Экскурсия по Волге в 1900 г. – Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1901. – 21c.



Смотрите также:
Иванова Лилия Фатыховна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культурологии и архивоведения
128.86kb.
Кандидат педагогических наук, доцент Дудулин В. В. Кандидат философских наук, доцент Семизоров Н. И
79.25kb.
Граданский брак в современной демографической ситуации
131.3kb.
Составители
134.37kb.
“ Прикладные вопросы комбинаторики и теории чисел ”
91.54kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
37.8kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
93.26kb.
К вопросу отграничения институтов экстрадиции и передачи международным трибуналам военных преступников
114.75kb.
Учебно-методическое пособие Минск, 2007 г. Учреждение разработчик гуо «Белорусская медицинская академия последипломного образования»
339.53kb.
Роль адата и шариата в системе судебных органов Северного Кавказа Сотников Андрей Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и политология»
96.71kb.
«Царские» денежные знаки на переломе Российской истории начала ХХ века Ярославль
768.84kb.
Русская культура в аспекте обучения русскому языку как иностранному
193.91kb.