Главная страница 1страница 2страница 3
скачать файл

На правах рукописи


Иванова Мария Вячеславовна


Партийная реформа в России (2001-2007 гг.):

региональное измерение
Специальность 23.00.02 –

Политические институты, этнополитическая конфликтология,

национальные и политические процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Пермь 2009

Диссертация выполнена в Пермском филиале по исследованию политических институтов и процессов Институте философии и права Уральского отделения Российской академии наук

Научный руководитель: доктор политических наук

Подвинцев Олег Борисович

Официальные оппоненты: доктор политических наук

Голосов Григорий Васильевич
кандидат исторических наук

Панов Петр Вячеславович

Ведущая организация: Тюменский государственный университет
Защита состоится 9 октября 2009 г. в 12:00 на заседании диссертационного совета К 212.189.04 по политическим наукам при Пермском государственном университете по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, Пермский государственный университет, корпус 1, Зал заседания учёного совета ПГУ
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Пермского государственного университета
Автореферат разослан “_____” сентября 2009 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета, к.полит.н., доцент



Н.В. Борисова



I. Общая характеристика работы

Актуальность темы. Изменение роли института политических партий стало одним из основных составляющих политических трансформаций в России в период президентства В.В.Путина. Особенно это коснулось регионального уровня политических процессов. Если в 1990-е годы общероссийские партии в основном формировались и развивались вокруг отдельных лидеров федерального уровня и оставались на периферии региональных политических пространств, то теперь они должны были создавать региональные отделения с участием местных политиков и резко расширили возможности своего влияния на процессы формирования органов власти соответствующего уровня.

В путинский период институт политических партий оказался под воздействием серии законодательных мероприятий, инициированных федеральным центром. Открытым, однако, остается вопрос, насколько в действительности новации федерального центра способны повлиять на трансформацию состава участников и форм протекания региональных политических процессов. И, с другой стороны, насколько сложившиеся в регионах режимы способны изменить или амортизировать навязанный политический курс, сделать его результаты непредсказуемыми. При этом следует учитывать, что изменения роли партий в рамках региональных политических процессов могут происходить и под влиянием внутренней региональной логики развития. С этим также непосредственно связана проблема соотношения формальных правил, зафиксированных в нормативных документах, и, существующих на неформальном уровне практик взаимодействия политических акторов.

Таким образом, актуальность данной работы в теоретическом аспекте определяется необходимостью определения соотношения различных уровней политических процессов в современной России. Практическая актуальность заключается в необходимости диагностирования реального состояния института политических партий, призванного стать более значимым для функционирования политической системы страны.

Объектом диссертационного исследования является институт политических партий в современной России

Предметом исследования выступает трансформация российских политических партий и их роли на федеральном и региональном уровнях в 2001 - 2008 гг.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить контуры, масштаб и сущность трансформационных изменений института политических партий в России, ставших следствием политических преобразований в период президентства В.В.Путина. Основной акцент делается на региональный уровень партийного строительства, который имеет решающее значение для развития и функционирования политических партий в современной России.


Задачи исследования определяются целью и состоят в следующем:

- определить и проанализировать сущность, основные положения, цели, этапы преобразований, касающихся института политических партий в РФ в период 2001-2007 гг.;

- выявить позиции политических партий по отношению к участию в работе представительных органов власти регионального уровня, мотивы их участия в соответствующих избирательных кампаниях;

- установить масштабы и последствия изменения финансовой обеспеченности региональных отделений политических партий в рассматриваемый период;

- охарактеризовать структуру партийного представительства на федеральном и региональном уровнях в середине 2000-х гг.;

- определить характер и результаты деятельности российских партий по политическому рекрутированию в середине 2000-х гг.;

- обобщить изменение роли партий в политических процессах на региональном уровне в рассматриваемый период;
Операционализация понятий:

Политические партии – организованные группы лиц, преследующие политические цели, идентифицирующие себя в качестве партий, признаваемые как политические партии политическими партиями, и принимающие, в качестве политических партий участие в выборах.

Партийная реформа – серия законодательных и иных мероприятий, инициируемых действующей властью и направленных на качественное изменение роли партий в политической жизни страны.

Региональные отделения политических партий в России – подразделения политических партий, чья деятельность локализована в рамках политического пространства субъекта федерации РФ.

Партийная номенклатура – группа политической элиты, которая может быть определена и выделена по принципу партийной принадлежности.

Партийная система – совокупность политических партий, включающая в себя характер их взаимодействия, место в структуре государственной власти и в гражданском обществе.
Степень разработанности проблемы:

Политические партии понимались исследователями как политические организации самого разного рода, наделенные особыми признаками. М.Я.Острогорский считал политические партии институтом, в идеале способным поддержать развитие демократии. В то время как на практике политическим партиям так и не удалось реализовать возможности для контроля граждан над правительством и поддерживать функционирование политической системы1. Р.Михельс понимал политические партии, как «фракции», представляющие интересы только части политически организованного общества2. Способствуя созданию политической номенклатуры, партии, по мнению данного автора, не поддерживают демократии в развитых странах 3

Полемика вокруг способности политических партий быть основой построения демократии затем была продолжена в работах С.Вербы4, Х.Даалдера5, Р. Каца6, Л.Эпстайна7 и многих других авторов. Российские политические партии в сочетании с концептом демократии рассматривались в работах А.Н.Кулика8, В.Я.Гельмана9, И. Марченко10, Г.Хейла11, И.Б.Левина12.

М.Дюверже определил характеристики политических партий, как организаций. В качестве таковых выступают их прямая и непрямая структура, базовые элементы, способы интеграции базовых элементов, членство, степень и природа причастности граждан к партиям13. В дальнейшем проблематика вовлечения граждан в политические партии рассматривалась в работах А.Тана14, Р.Хакфельда, Дж.Спарка15 и других исследователей.

М.Дюверже также выделил и описал два идеальных типа политических партий: массовые и кадровые. Но уже через 15 лет О.Киркхаймер, анализируя кризис идеальной модели массовых партий, предложил модель «catch-all-parties»16. Затем исследователи, описывая отдельные или комплекс современных им тенденций эволюции института партий, предлагали самые разнообразные концепты и модели: «картельных партий»17, «электорально-профессиональных партий»18, «современных кадровых партии»19. Прежде всего, ими пытались описать повышение роли профессионалов в деятельности партий, сокращении роли базовых партийных ячеек, рост значимости электронных СМИ в электоральных результатах партии, усилении связей партий с группами интересов и т.д.

Российский опыт партийного строительства также способствовал осмыслению новационных процессов, происходящих с партиями во всемирном масштабе. Особо следует выделить концепт «партии власти», описывающий способность партий выполнять функции «механизма обеспечения электоральной и законодательной поддержки исполнительной власти»20. Не менее интересна рефлексия российских исследователей после подведения итогов избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в 2003 году21. Как для зарубежного, так и для российского опыта партийного строительства, актуально изучения феномена «лупхолс» или «способов обходить законные ограничения, формально их не нарушая»22.

Подход Э.Даунса предполагал понимание политических партий, как «группы людей, стремящихся установить контроль над государственным аппаратом путем приобретения должностей на должным образом проведенных выборах»23. Уточненное определение Э.Даунса, дополненное необходимостью присутствия у политической партии наименования или «ярлыка»24 применил к исследованию политических партий в России Г.В.Голосов25. С точки зрения теории рационального выбора политические партии также рассматривали С.Бартолини26 и Дж.Сартори. Последний определял партию, как «любую политическую группу, имеющую официальное название, участвующую в избирательных кампаниях и способную с помощью выборов (свободных или несвободных) проводить своих кандидатов на общественные должности27».

Р.Кац и П.Мэр ввели в научный оборот понимание политических партий, как «баланса» трех организационных составляющих («organizational faces»): совокупность территориальных организаций политических партий (the party on the ground), направляющий их деятельность центральный офис (the party in central office), и представительство партии в органах государственной власти (the public office) 28. Благодаря своей универсальности, такой подход к пониманию партий позволяет проводить анализ политических процессов происходящих, как в странах признанной демократии, так и в государствах, где политические партии могут не выполнять присущих им функций. Кроме того, институциональная теория позволяет реализовать все преимущества этого подхода. Широкое понимание института Э.Остром, как «всей совокупности правил, норм и стратегий, которых придерживаются акторы в рамках постоянно повторяющихся ситуаций»29, позволяет видеть в институте политических партий совокупность уровней, в рамках которых действуют акторы, находящиеся под воздействием «правил игры», свойств сообщества, физических и материальных условий и действующие согласно устоявшимся стратегиям. В данной диссертационной работе предпринимается попытка частично реализовать возможности данного подхода.

Наиболее масштабным опытом обобщения информации о политических партиях стал проект К.Джанды. Одним из его итогов стало определение, данное политическим партиям: «политические организации, ставящие целью проведение своих доверенных представителей на государственные посты»30.

Особенностью исследований в области политических партий и партийных систем является влияние на теоретические схемы опыта отдельных стран31 и отдельных политических партий. Исследования политических партий в России подвергались также и в последние годы обобщению в работах В.Я.Гельмана32, Ю.Г.Коргунюка33, С.Е.Заславского34, Г.В.Голосова35. В то же время необходимо признать, что российский опыт построения партийной системы последних десятилетий не стал основой построения идеальных типов политических партий, которые возможно было бы использовать для обобщений в широкой сравнительной перспективе.

Исследование развития политических партий в российских регионах значительно менее разработанная область, нежели чем изучение политических партий на общероссийском уровне. Региональные исследователи концентрируют свое внимание на особенностях партий в отдельных субъектах РФ. Эксперты, делающие попытки по обобщению регионального опыта партийного строительства вынуждены пользоваться почти исключительно количественными методами36, использование которых может дать лишь ограниченные результаты.

Роль партий в рамках функционирования политической системы РФ исследуется много и подробно. Наибольшее число работ посвящено участию политических партий в электоральных процессах. В частности большое внимание уделяется проблематике эффектов разнообразных типов и характеристик избирательных систем, вводимых в России на региональном37 или федеральном уровнях.38 При этом исследования специфики участия партий в выборах на федеральном уровне, прежде всего, касались проблематики связанной с анализом итогов выборов39, партийными стратегиями40, поведением избирателей41. Активно исследуется влияние на партии избирательных систем регионов42. Однако, к сожалению, часто оказывается невозможным отследить на большом эмпирическом материале устойчивые тенденции такого воздействия, вследствие чего выводы исследователей в ряде случаев внутренне противоречат друг другу.

Ряд работ специально посвящен региональным аспектам федеральных избирательных кампаний либо так или иначе затрагивает их43. Региональные избирательные кампании изучались широким кругом исследователей44. На основе анализа эмпирического материала, касающегося участия партий в избирательных кампаниях в тех или иных субъектах федерации, ими делались выводы о специфике и характеристиках отдельных региональных политических режимов и партийных систем регионов

Участие политических партий в деятельности законодательных органов власти рассматривается в работах Г.В.Голосова и Ю.Д.Шевченко45, Я.Куниковой и Т.Ф.Ремингтона46. Исследователями выявлена и доказана причинно-следственная связь между избранием депутата по одномандатному округу или по партийному списку и его последующей парламентской деятельностью.

В целом подход к анализу российских политических партий и партийных систем как организационных структур остается невостребованным исследователями47. Лишь отдельные вопросы организационного развития политических партий становились объектом исследования в работах С.Б.Радкевича48, Ю.Малова49, С.В.Пшизовой50, К. Стоунер-Вайс51 Кроме того, эти вопросы нашли определенное отражение и в исследовании региональных партийных систем и структур отдельных партий в регионах России, выполненные, как правило, на основе одного или нескольких случаев52.

Политические реформы и их последствия в современных условиях много раз становились предметом исследования на примере случаев различных стран и регионов53. Политические реформы В.В.Путина также неоднократно рассматривались и изучались в качестве цельного политического курса. Влияние этих реформ на региональные политические процессы, как правило, исследуется отдельно54. Конкретные аспекты последствий реформ В.В.Путина также подвергались анализу в литературе отдельно применительно к федеральному уровню55 и отдельно к региональному56.

Применительно к содержанию данного исследования следует отметить блок исследований феномена «партийной номенклатуры» на материалах советского периода. В этой связи необходимо упомянуть работы М.С.Восленского57, В.П.Мохова58, А.Б.Коновалова59 и других.

Хронологические рамки исследования.

Исследование охватывает период с середины 1990-х гг. по июнь 2009 г. В названии работы упомянуты рамки собственно партийной реформы, в то время как в самой работе используются данные о развитии института политических партий от периода зарождения концепции реформы до периода, когда начался отход от основного курса проводимых преобразований.


Методологическую основу исследования составляет совокупность теорий, выработанных по отношению к политическим партиям в рамках неоинституционального подхода. Институционализм рационального выбора позволяет проводить границу между формальными и неформальными институтами60 и одновременно исследовать достаточно широкий набор факторов, влияющий на поведение акторов.

Исследование опирается на определение института в упомянутой выше трактовке Э.Острома и определение политических партий, как организаций, в рассмотренной трактовке трактовке Р.Каца и П.Мэра. Динамика организационного развития политических партий оценивается через изменения в балансе между основными составляющими деятельности партий. Необходимо пояснить, что законодательство о политических партиях в России рассматривает их, как массовые, в то время как, они таковыми не являются. Массовые партии выделяются, прежде всего, особой значимостью территориальных организаций, прежде всего, в силу ресурсного потенциала, который они могут предоставить партии61. В то же время современные тенденции развития партий и партийных систем приводят к сокращению значимости территориальных партийных структур и характеризуются, соответственно, увеличением значимости фракций партий в органах государственной власти62. Таким образом, именно изучение проблематики связанной с ресурсной базой региональных отделений политических партий и их влияния на процесс принятия политических решений внутри партии, может предоставить данные о результатах трансформации института политических партий в России, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Собственно на региональном уровне партийного строительства в современной России, как представляется, существуют три основных потенциала для наращивания влияния политических партий в рамках регионального пространства – финансирование партийных организаций регионального уровня, влияние на распределение мандатов депутатов региональных легислатур и значимость партийной идентификации для политических элит.



В качестве конкретных методов исследования использовались:

    • кросс-региональный сравнительный анализ, с помощью которого были проанализированы избирательные списки парламентских политических партий, принимавших участие в выборах депутатов региональных легислатур в 2007 году.

    • темпоральный анализ нормативно-правовой базы, применяемый для отслеживания изменений в партийно-политическом законодательстве, которые составили основу партийной реформы.

    • темпоральный анализ избирательных кампаний: непосредственно речь идет об анализе избирательных списков парламентских политических партий, принимавших участие в выборах депутатов Государственной Думы в 2003 и 2007 годах.

    • темпоральный анализ механизма формирования списков и системы конверсии голосов, используемый для отслеживания последствий партийной реформы для регионов России.

    • регрессионный анализ, который был применен для оценки значимости влияния фактора введения территориальных групп в региональное избирательное законодательство о выборах депутатов региональных легислатур с точки зрения результатов для политических партий;


Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников:

  1. Нормативные акты и документы, в той или иной степени, влияющие на условия существования политических партий в России, создающие правовую основу для организации их деятельности. Прежде всего, в эту группу источников входит акты федерального законодательства, касающиеся политических партий, с помощью которых задавался основной тон партийно-политической реформы. Кроме этого, также акты субъектов РФ, регулирующие правоотношения, в рамках которых действуют политические партии. В период правления В.В.Путина они подверглись значительной унификации, однако при этом могут быть рассмотрены и как результат деятельности региональных элит по адаптации навязанных федеральным центром норм. Кроме собственно законов, в данную группу источников входят подзаконные акты федеральных и региональных органов государственной власти - постановления Государственной Думы, региональных легислатур, нормативные акты ЦИК и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (включая протоколы и сводные таблицы об итогах выборов, постановления о регистрации списков политических партий, постановления о жалобах в период проведения избирательных кампаний) и т.д. Необходимо отметить, что результаты выборов в России уже достаточно часто исследовались. Отдельной подгруппой источников являются нормативные акты Министерства Юстиции РФ: списки политических партий, имеющих право принимать участие в выборах, перечни зарегистрированных политических партий, постановления о регистрации политических партий и их региональных отделений и другие не менее важные документы. К этому же типу относятся рабочие документы процесса принятия законодательства - такие как таблицы поправок, законопроекты, которые в разное время находились на тех или иных стадиях рассмотрения и т.д.

  2. Внутренние документы политических партий и движений, посвященные партийному строительству и организационной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Прежде всего, это уставные и программные документы политических партий и движений: Уставы, Программы, положения, регламентирующие деятельность отдельных структур в рамках политических партий и их отношения с другими политическими акторами. Документы, свидетельствующие об организационной деятельности политических партий: материалы конференций политических партий и иных, организуемых ими мероприятий. Кроме того, в эту подгруппу входят отчетные документы об организационной деятельности партий, предоставляемые ими в органы государственной власти различного уровня. В отдельную подгруппу источников следует выделить документы политических партий о финансовой деятельности: финансовые отчеты, предоставляемые в Министерство Юстиции, избирательные комиссии различного уровня. Необходимо также упомянуть информационные материалы о деятельности политических партий, как правило, самостоятельно распространяемые ими через собственные или обычные СМИ, сайты в Интернете и т.д. Данные источники позволяют составить представление о том, каким образом политические партии презентуют себя окружению. В частности, списки политических партий, формируемые для участия в избирательных кампаниях, относятся именно к этой группе источников. Их анализ также уже неоднократно использовался для исследования специфики участия партий в избирательных кампаний63, в деятельности федерального парламента64.

  3. Электоральная статистика, прежде всего таблицы данных о региональных выборах в России, полученные благодаря проведению многочисленных мониторингов государственными органами, общественными организациями и отдельными исследователями. В частности при анализе избирательных кампаний 2007 года были использованы данные мониторингов, проведенных группой исследователей из «Независимого института выборов» во главе с А.В.Иванченко65 и группой исследователей из Европейского университета в Санкт-Петербурге во главе с Г.В.Голосовым66.

  4. Статистические материалы о регионах, предоставляемые Росстатом и его территориальными органами. Данные, полученные благодаря этой группе источников, позволяли соотнести значимость тех или иных новаций в деятельности политических партий с региональным контекстом.

  5. Результаты и материалы социологических опросов (за 2001-2007 гг.), проведенных Фондом «Общественное мнение», Левада-центром, ВЦИОМом, которые позволили произвести оценку развития института политических партий в современной России, выявить уровень доверия к различным политическим институтам и политическим деятелям современной России.

  6. Материалы экспертных интервью, проведенных автором на территории Пермского края и Свердловской области, которые непосредственно повлияли на построение рабочих гипотез диссертационной работы.

  7. Справочные и аналитические материалы о деятельности политических партий, которые являются незаменимыми дополнительными источниками информации о политических партиях, как на региональном, так и на федеральном, уровнях. Причем, речь идет как о материалах, посвященных участию партий в избирательных кампаниях, так и об их организационной деятельности.


Основная гипотеза исследования.

Партийная реформа является политическим курсом, инициированным на федеральном уровне, представляющим последовательное введение в законодательство о политических партиях норм, направленных на усиление значения и роли партий в политической жизни страны. Партийная реформа была полностью включена в контекст политических реформ периода президентства В.В.Путина и стала одной из важнейших в их рамках.

Результатом партийной реформы должно было стать придание политическим партиям функций «посредника» между различными составляющими российского общества, между элитами и массами, между избирателями и кандидатами на выборные должности. Российские партии должны были приобрести после партийной реформы характеристики, присущие «массовым» политическим партиям. В частности, именно для массовых политических партий характерно усиление влияния территориальных партийных отделений, прежде всего исходя из тех ресурсов, которые вносятся региональными организациями в продвижение интересов партии в целом.

Несмотря на такое направление партийной реформы, политические партии так и не выстроили сильные организации в регионах, более того, партии оказались не заинтересованы в самостоятельной деятельности на региональном уровне. Региональные партийные организации не смогли воспользоваться ресурсами, предоставленными им в ходе реформы. Вписавшись в систему «вертикали власти» и вытеснив иные институты из политических процессов на региональном и федеральном уровнях, политические партии оказались не в силах приобрести действительно самостоятельную роль.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Иванова Мария Вячеславовна Партийная реформа в России (2001-2007 гг.): региональное измерение
464.81kb.
Слава регионального спорта
68.19kb.
Организатор: Региональное отделение «Деловой России» Московской области
64.8kb.
Реформа органов исполнения наказания в россии в конце XIX начале XX века
315.07kb.
Отмена крепостного права в России
64.44kb.
Зарегистрировано в Минюсте России 6 августа 2007 г
352.52kb.
Полный текст госта р 51709-2001 содержательный и довольно ёмкий
64.88kb.
29 экипажей вышли на старт ралли «Псковские Виражи лето 2009»
18.78kb.
Партийная система Канады: исторический обзор
213.83kb.
О введении ограничений на ввоз из бразилии продукции, подлежащей государственному ветеринарному надзору
36.24kb.
Германия времен Второй мировой Куда пришла Мария? В предместье Оснабрюка на севере фашистского рейха
146.21kb.
Составитель: Марк Л. Готтлиб Дата внесения последних изменений: 18 июня 2007 г
406.17kb.