Главная страница 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

3 класс

I четверть




ТЕМА УРОКА

1 урок

Вводная беседа. Проверка сочинений «Мое музыкальное лето».

2 урок

Народное творчество – корень музыкальной культуры. Значение слов: «народ», «творчество».Особенности народного творчества в культурах разных этнических групп (традиции, обычаи); их общие черты. Отличия народных песен от авторских(устная природа бытования, многовариантность напевов на один и тот же текст). Сочинить мелодию в народном стиле с текстом или без текста.

3 урок

Народный календарь – совокупность духовной жизни народа (годовой цикл обрядов). Календарный круг. Народный месяцеслов - «Древо жизни» (по Н.А.Афанасьеву). Календарные песни. Осенне-зимний цикл праздников. Песни, связанные с обрядами и праздниками матушки Осенины .

Вписать дату собственных именин в календарный круг.

4 урок

Обычаи и традиции зимних праздников. Заклички зимы («Зазимка-зима»). Ямщицкие песни (установление санного пути). Зимние посиделки («Уж я золото хороню»). Пение песен, слуховой анализ музыкального и словесного текста.

Выучить песни «Зазимка-зима» и «Уж я золото хороню».

5 урок

Филиппов пост (с 28 ноября), зимний солоноворот (25 декабря) – древний праздник Коляды. Сочельник (6 января). Святки: Рождество Христово (7 января), Василий Великий (14 января – старый Новый год). Крещенье (19 января). Ряженье. Гаданья. Зимние свадьбы. Обработки песен (сб. Н.Римского-Корсакова, А. Лядова).

Сочинить современную величальную песню.

6 урок

Сретенье (15 февраля) – встреча зимы и весны. Масленица – один из передвижных праздников (проводы зимы). Праздники солнечного и лунного календаря. Широкая масленица – русский карнавал; игры, забавы. Сюжеты песен, характер, ладоинтонационные особенности. Дразнилки, скороговорки, заклинания, протяжные песни, гуканья. Пение песен.

7 урок

Многоголосие подголосочного типа; приемы развития (вариантное развертывание, повтор). Обработки песен: Н.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка», Проводы Масленицы; характер припева «Ой, честная Масленица»; вариации на тему песни «Раным-рано» (сопоставление мужской и женской группы хора, пространственные эффекты, приемы варьирования); скороговорка «Масленица-мокрохвостка» и веснянка «У нас с гор потоки» (когда гонят Масленицу и зовут весну).

8 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

Всего:

8 часов





II четверть




ТЕМА УРОКА

1 урок

Весенне-летний цикл праздников. Встреча весны. Образы птиц. Весенние и летние хороводы как игровое действо – одна из форм народного театра. Различные виды хороводов: «круговые», «замкнутые», с разыгрыванием сюжета в лицах, «змейкой», «воротца», «стенка на стенку». Диалогическая форма подачи текста. Метро-ритмические и структурные особенности песен (пары периодичностей, запев-припев); передача пластики движений с помощью метра, ритма, интонации. Разыгрывание хороводов.

2 урок

Весенне-летние песни: закликанья весны и птиц (интонации «зова» с узким звуковым объемом. 22 марта день весеннего равноденствия, 7 апреля - Благовещенье). Лирические хороводные песни. Егорьевские песнит (пастушьи наигрыши). Семик. Кумления; образ березки (зеленые святки). 24 июня – день летнего солнцестояния. Рождество Иоанна Крестителя. Праздник Ивана Купалы: 7 июля – купальские обряды, гулянья, образ огня. «Петровки» (образ кукушки в песнях). Найти примеры разных песен из сборника Сольфеджио.

4 урок

Лирические протяжные песни . Широта дыхания (длинные фразы), широкие скачки в мелодии (ч.5, м.7), ладовая переменность, самобытность ритмического склада (неподчиненность периодически правильной пульсации); тип развития – вариантное развертывание, многоголосие (подголосочная полифония). Поэтические образы, распевы, междометия. Плачи (плач невесты). Пение песен, разбор мелодии. Спеть протяжную песню по голосам из сборника сольфеджио.

5 урок

Былины – эпические сказания. Особенности их музыкальной речи, ритмики, размера. Содержание, герои. Примеры исполнения былин народными сказителями. Чтение былин нараспев. Прочитать нараспев былину, подыграть аккомпанемент на фортепиано, имитируя гусли.

6 урок

Исторические песни: события, герои. Примеры песен в разных жанровых направлениях: лирическая протяжная («Как за речкою, да за Дарьею»), солдатская походная(«Славны были наши деды», «Грянул внезапно гром»).

7 урок

Городская песня, канты. Связь с музыкой городского быта и профессиональной музыкой. Кант как самая ранняя многоголосная городская песня. Виваты. Пение и прослушивание песен в записи, анализ содержания и музыкального текста: инструментальное сопровождение (гитара, духовой оркестр), гомофонно-гармонический склад, жанровая основа (марш, вальс).Вариации на темы песен; черты кантов в музыке гимнического характера (хор «Славься»). Подобрать знакомую песню с аккомпанементом гитарного типа и спеть.

8 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК.

Всего:

8 часов





IIIчетверть




ТЕМА УРОКА

1 урок

Жанры в музыке. «Музыкальное дерево». Первичные жанры (бытовые) их признаки: пение, речь, марш, танец, сигнал, звукоизобразительность (примеры из знакомых народных песен). Вторичные жанры – концертные.

2 урок

Марши: детские, героические, сказочные, комические, марши-шествия. Жанровые признаки марша (мелодия, ритм, темп, динамика, фактура, фразы, четкие каденции, форма; сравнить признаки марша с песней), их тактовка в зависимости от характера и образного содержания. Подобрать ритмический аккомпанемент к детскому маршу.

3 урок

Понятие о маршевости. Значение привнесения элементов марша: в произведения эпического характера (подчеркнутая акцентность, усиление гимнического характера); в лирико-драматические произведения (создается или усиливается героический, иногда траурный характер – Прелюдия №20 до минор Ф.Шопена). Заполнить таблицу.

4 урок

Танцы. Старинная танцевальная сюита. Контрастное чередование танцев в сюите. Обязательные и дополнительный танцы сюиты. Широкое распространение танцевальной сюиты в творчестве композиторов 17-18 веков.

5 урок

Танцы народов мира: вальс, мазурка, полонез, краковяк, полька, фуриант, чардаш, халлинг, хота, поло, болеро, трепак, гопак, лезгинка.

Заполнить таблицу; придумать викторину и кроссворды.

6 урок

Музыкальная форма. Вступление, его значение (формула ожидания лил поэтический образ), разные варианты вступлений (фанфара, танцевальная ритмоформула, эпиграф, звукоизобразительность). Вступление как отдельное произведение (увертюра).

7 урок

Тема. Характер темы (первичный жанр, образ) и особенности ее изложения: фразы, предложения, каденции. Период, его границы. Во время слушания отмечать границы фразы, предложения, периода поднятием руки. Й.Гайдн, Соната ре мажор, часть 1; С.Прокофьев, Симфоническая сказка «Петя и волк», тема Пети.

8 урок

Период в пьесах классицистского типа; полифонический период.

П.И.Чайковский «Детский альбом». И.С.Бах, «Маленькие прелюдии».

Заполнить таблицу.

9 урок

Двухчастная форма. Песенно-танцевальные формы; тема, первый период. Второй период развивающегося типа или контрастный. Принцип репризности. Анализ детских пьес П.И.Чайковского, А.Гречанинова, Р.Шумана. Наблюдение процесса становления формы. Введение обозначений структурных единиц.

10 урок

Трехчастная форма. Процесс становления формы и динамического развития(тема как смысловое зерно произведения, граница темы- каденция, начало развития; его смысл, приемы развития; наличие нового образа (контрастная часть), смысл контраста; возврат темы (реприза, ее характер). Трехпятичастная форма.

Всего:

10 часов




IV четверть




ТЕМА УРОКА

1 урок

Форма рондо. Тема-тефрен (многократный возврат), смысл возврата темы-рефрена в разных примерах. Эпизоды (развивающего типа, контрастные). Рондо в народных танцах; Ж.-Ф.Рамо, Тамбурин; Д.Кабалевский, Рондо-токката; М.Глинка, опера «Руслан и Людмила», Рондо Фарлафа, С.Прокофьев, опера «Любовь к трем апельсинам», Марш.

2 урок

Вариационная форма. Вариации в народной музыке. Бассо остинато (чакона, пассакалия). Классические вариации (строгие). Сопрано остинато (глинкинские).

Г.-Ф.Гендель, Чакона; В.-А.Моцарт, опера «Волшебная флейта» , вариации на тему колокольчиков; М.Глинка, опера «Руслан и Людмила», хор «Ах, ты Свет-Людмила».

3 урок

Практическое задание-игра: сочиняем оперу на сюжет сказки «Колобок». Дети получают представление о музыкальных формах и опере.

Вспомнить примеры вариаций в произведениях, прослушанных в 1, 2 и 3 классах.

4 урок

Симфонический оркестр.

Бриттен-Перселл, «Путешествие по оркестру».

Подготовить рассказ о своем музыкальном инструменте.

5 урок

«Биографии» музыкальных инструментов.

И.С.Бах, Бранденбургский концерт №2, фрагмент. Ж.Бизе, опера «Кармен», Антракт к 3 действию. В.-А.Моцарт, Концерт для валторны №4, часть3. П.И.Чайковский, балет «Щелкунчик», Танец цветов, Испанский танец; балет «Лебединое озеро», Неаполитанский танец.

6 урок

Разбор оркестровой сюиты как цикла.

Э.Григ, «Пер Гюнт».

7 урок

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК

8 урок

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК

Всего:

8 часов






Смотрите также:
Календарно-тематический план по слушанию музыки 3 класс I четверть
66.33kb.
Календарно тематическое планирование 8 класс
158.39kb.
Учебно-тематический план элективного курса «история экономических учений»
138.73kb.
Тематический план факультатива
47.6kb.
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса I полугодия «Музыка и литература»
195.9kb.
Учебно-тематический план Цикла тематического усовершенствования по специальности «Радиология»
174.94kb.
Тематический план профессионального модуля пм 01
633.37kb.
Учебно-тематический план по программе «История кино»
157.92kb.
Тематический план обучения " Охрана труда для руководителей и специалистов"
39.69kb.
Тематический план учебной дисциплины
251.36kb.
Учебно-тематический план повышения квалификации педагогов образовательных учреждений по программе «Теория и методика обучения географии» Цель
49.35kb.
Программа по изо 5-7 классы 1 час в неделю
1036.77kb.