Главная страница 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Ездочное»




Методическая разработка

урока химии в 8 классе

по теме:

«Кислород. Оксиды. Горение»

Учитель химии:

Маликова В.В.
Цели:


  • актуализировать опорные знания о кислороде, оксидах, горении;

  • закрепить изученный материал в виде более существенных навыков и умений;

  • содействовать осознанию учащимися ценность изучаемого материала;

  • создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умении анализировать, сравнивать и классифицировать познавательный объект;

  • развить эмоциональную сферу учащихся;

  • развить познавательный интерес, коммуникативные качества, уверенность в своих силах, настойчивость, умения действовать самостоятельно.


Методы и приёмы: карта мыслительной деятельности (алгоритм), структурная модель, дидактические игры, обучение в движении, индивидуальная, групповая работы, работа в парах сменного состава, беседа, эксперимент.
Вещества и оборудование:

  • дидактический материал (карточки, рисунки, самодельные таблицы);

  • парафиновая свеча, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, экран, этиловый спирт, спички.


Урок закрепления изучаемого материала
Структура урока

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

  3. Этап закрепления знаний.

IV.Этап информации о домашнем задании.

V. Подведение итогов.

VI. Рефлексия.
Ход урока

I. Организационный этап.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас урок закрепления изучаемого материала. Вам предстоит выполнить несколько упражнений и заданий.


II. Актуализация субъектного опыта учащихся.

Тема урока: «Кислород. Оксиды. Горение».

Цель: закрепление и осмысление изученных понятий по теме.

А какие понятия всплывают при изучении данной темы? (Примерные ответы уч-ся: простое, сложное вещество, кислород, оксиды, горение и т.д.)

Я предлагаю вам выполнить 1-ое задание «Давайте познакомимся». Для этого вам раздали листочки с 25 предложениями. Вы читаете предложения, и если они подходят к кислороду, то соответствующую цифру обведите кружочком. Итак, начали.

В это время 3 уч-ся работают у доски (задания по карточкам).

После окончания работы учащихся за партами, демонстрирую правильный ответ в цифровом варианте. Учащиеся осуществляют самоконтроль. Затем озвучивают верные ответы по цепочке.

Проверяем правильность выполнения заданий уч-ся у доски.


III. Этап закрепления знаний.

Перед вами «волшебный цветок». На его лепестках изображены формулы неорганических веществ. Выпишите из них формулы оксидов и назовите их.



(СО2, MgCO3, HNO3, Na2O, KNO2, H2SO4, SO3, Ba(OH)2, SiO2, P2 O5)

Рис. 1. Игра «Волшебный цветок»

По желанию уч-ся выходят к доске и записывают формулы оксидов. Дают им названия.

Остальные уч-ся работают в тетрадях.

­
– По какому признаку вы определили оксиды?

– Каким образом можно систематизировать данные оксиды?

Ребята, сейчас мы должны разгадать тайну «магических колец». (к магнитной доске прикрепляются «магические кольца»)

I. II. III.

Рис. 2. Игра «Магические кольца»


Впишите в кольца отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами, составьте уравнения реакций.

Задания уч-ся выполняют по группам (кто быстрее), затем озвучивают уравнения химических реакций.

А сейчас откройте учебники и выполните задание 3 стр. 73.

(В-I C3H8+O2=…, B-II СS2+O2=…)

Взаимопроверка. Вслух зачитываются уравнения.

Решите одну из задач.



  • 1. Какое количество вещества кальция вступит в реакцию с 0,1 моль кислорода?

■ 2. Какая масса кальция потребуется для взаимодействия с 3 моль кислорода?

▀ 3. Составьте и решите задачу, используя следующие данные:

ν (Са)= 4 моль, m (Са) – ?

6 Н2О



6Н12О6
«Живое лото». 2-м группам уч-ся предлагаются составить и озвучить химические реакции (из отдельных карточек).


6 СО2 +



+ 6О2

– Q



  • Какая это реакция?

В среднем 1 га леса за вегетационный период выделяет 5 т кислорода, поглощает 6-7 т углекислого газа. Но в связи с загрязнением воздуха и большими темпами потребления кислорода возобновление кислорода отстаёт от использования. Следует больше сажать зелёных насаждений.



2 С2Н2

+ 5 О2

= 4 СО2

+ 2 Н2О

+ Q

– Где используется эта реакция?


«Автобус».

Каждый ряд – это автобус, в котором уч-ся 1-го варианта – пассажиры, 2-го – кондукторы.

Кондукторы проводят контроль знаний, предлагая пассажирам, постоянно находящимся в движении, соответствующие задания (на карточках). После завершения работы одной пары все пассажиры по сигналу учителя делают шаг вперёд по маршруту.
Тестирование. По окончании тестирования показываю верные ответы в цифробуквенном изображении. Об итогах тестирования уч-ся сигнализируют, поднимая по просьбе учителя карточки разного цвета: если их рейтинг соответствует 5 баллов – красные, 4 – зелёные, 3 – жёлтые.
Эксперимент. Перед вами процесс горения свечи. Что вы можете сказать о строении пламени? Чем отличаются зоны пламени? (экспериментальное подтверждение ответа: спичка загорается быстрее во внешней зоне пламени).

– Почему средняя часть пламени ярко светится?

– О чём это говорит? (Фарфоровая чашка вносится в среднюю часть пламени и покрывается копотью).

Вещество, содержащееся в воздухе крупных городов в виде частиц копоти и сажи, и вещество, присутствующее в средней части пламени, придающее пламени красоту и жизнь, – одно и тоже. Как прекрасен этот процесс, при котором такое невзрачное вещество, как уголь, делается таким сияющим!

Что же такое реакция горения?

Опыт: нальём в фарфоровую чашку немного спирта, подожжем его, а затем плотно прикроем листом картона.

Вопрос: почему пламя гаснет, а бумага не горит?

Каждому виду реакции (медленное окисление, горение, взрыв) соответствует свой рисунок. Чем эти реакции отличаются друг от друга?



Сравнение процессов горения и дыхания.

Для горения свечи, так же как и для дыхания, необходим кислород и образуются те же продукты реакции: СО2, Н2О+Q. При окислении пищи в организме также выделяется энергия.

Проверка дом. задания (стр.84, зад.3). Итак, на какой путь у вас хватит энергии, если вы выпили стакан чая с двумя чайными ложками сахара?
IV.Этап информации о домашнем задании.

Творческие задания:

В-I. Найти в каких-либо печатных изданиях (газетах, журналах, книгах) сообщение об экологических проблемах. Составить краткий реферат или аннотацию прочитанного.

В-II. Зад.3, стр.95.

Зад. 5, стр.84, зад. 4, стр.84. Повт. § 4.8, 4.10, 4.11. (сильным уч-ся).



V. Подведение итогов.

Оценка деятельности класса.


VI. Рефлексия.

Пришлите мне SMS-ку.



SMS

  1. Спасибо за….

  2. Я узнал…

  3. Хорошо, что…

  4. Мне понравилось…

  5. Наконец-то…

  6. Меня удивило…

Урок я хочу закончить словами великого английского учёного Майкла Фарадея, исследовавшего явления, связанные с горением свечи: «Я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производственно выполняя свой долг перед человечеством».



Вариант 1.

Тест

по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»


  1. В кислороде горят оба вещества:

  1. С и Mg

  2. CO2 и Р

  3. Н3О и Сl2

  4. MgO и Fe



  1. Кислород можно распознать

  1. лакмусом;

  2. по запаху;

  3. известковой водой;

  4. тлеющей лучинкой.




  1. При взаимодействии 1 моль азота и 1 моль кислорода поглотилось 180 кДж теплоты. Термохимическое уравнение этой реакции

  1. N + O = NO + 180 кДж

  2. N + O = NO – 180 кДж

  3. N2 + O2 = 2NO + 180 кДж

  4. N2 + O2 = 2NO – 180 кДж




  1. Больше всего в воздухе содержится

а) кислорода;

б) углекислого газа;

в) азота;

г) инертных газов.





  1. Уравнением реакции горения не является:

а) СаО + SO2 = CaSO3

б) С + О2 = СО2

в) S + О2 = SO2

г) 2Н2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2



Вариант 2.

Тест

по теме: «Кислород. Оксиды. Горение»


  1. Из перечисленных веществ сложным не является

а) кислород;

б) вода;


в) сульфид железа;

г) поваренная соль.




  1. Кислород может реагировать со всеми веществами группы:

  1. Cu, H2, Fe.

  2. P, H2, Mg.

  3. CuO, Cl2, H2O.

  4. S, Au, CO2.




  1. Содержание кислорода в воздухе составляет (по объёму)

а) 21%

б) 50%


в) 78%

г) 0,01%.




  1. В схеме реакции Р + О2 → Р2О5 поставить коэффициенты

а) 4, 5, 2

б) 2, 1, 1

в) 2, 5, 2

г) 5, 4, 2.





  1. Оксид – сложное вещество, в состав которого входит обязательно

а) хлор;

б) кислород;

в) сера;

г) водород.



Тест на соответствие – О2


  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Хорошо растворим в воде.

  3. Взаимодействует с простыми и сложными веществами.

  4. Применяют в качестве топлива.

  5. Сложное вещество.

  6. При обычных условиях – бесцветный газ.

  7. Собирают вытеснением воздуха.

  8. В природе встречается только в связанном виде.

  9. Принимает участие в процессах окисления.

  10. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.

  11. Простое вещество.

  12. В лаборатории получают из «марганцовки».

  13. Малорастворим в воде.

  14. Газ, имеющий запах.

  15. Разлагается при нагревании.

  16. Поддерживает горение.

  17. При t = –1830С превращается в жидкость.

  18. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  19. Легче воздуха.

  20. Получают из природного газа.

  21. Применяют для сварки и резки металлов, материалов.

  22. При обычных условиях – жидкость.

  23. Входит в состав воздуха.

  24. Собирают в сосуд, поставленный на дно.

  25. Необходим для дыхания.


Карточка №1.

Написать уравнения реакций кислорода с

а) метаном, используя схему СН42→ СО2+ ?

б) С6Н14


Карточка №2.

По термохимическому уравнению С + О2 = СО2 + 394 кДж рассчитайте сколько сгорело угля, если при этом выделилось 33520 кДж теплоты.


Карточка №3.

Какая масса лития потребуется для взаимодействия с 2 моль кислорода? Показать алгоритм решения.



Смотрите также:
«Кислород. Оксиды. Горение»
89.23kb.
Оксиды. Кислоты. Основания
186.98kb.
Евгений Григорьевич Мильнер Ходьба вместо лекарств
2024.65kb.
Классы неорганических веществ. Оксиды, основания, кислоты, соли: определения, классификация, названия, свойства, получение
21.2kb.
«Кислоты и Оксиды», проверить уровень усвоения учебного материала, способствовать повышению интереса к предмету через игровую форму контроля, развивать логическое мышление, творчество, активизировать познавательную деятельность
91.16kb.
Магний массой 4,8 г взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, и массу образующегося оксида магния
36.33kb.