Главная страница 1

Е.Н.Петкова, А.М.Подгаец

ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЯВЛЕНИЕ АБЛАУТА КАК ОСНОВА

КЛАССИФИКАЦИИ ОБЩЕГЕРМАНСКОГО ГЛАГОЛА


Изучение внутренних законов развития языка представляет одну из важнейших задач лингвистического исследования. Сравнительно-историческое изучение генетически родственных языков помогает понять пути становления общенациональных, что в свою очередь помогает понять изменения, происходящие в том или ином языке с течением времени.

Данная статья посвящена анализу одного из явлений сравнительно-исторического языкознания – аблауту, древнейшей закономерности чередования гласных, свойственного всем языкам индоевропейской системы. Хотя чередование по аблауту не является исключительной особенностью индоевропейских языков, а наблюдается и в других языковых семьях, в индоевропейском аблаут как фактор основополагающей важности хорошо сохранился и даже приобрел еще большее значение, став системообразующим фактором в системе германских сильных глаголов.

Аблаут является одним из важнейших элементов фономорфологической структуры индоевропейского слова вообще и глагола в частности [СГГЯ 1962: 227]. Аблаут (нем. Ablaut, англ. gradation) представляет собою спонтанное, то есть не обусловленное окружением, чередование гласных, которое было унаследовано германскими языками от периода общеиндоевропейского единства. Широкое использование аблаута как фономорфологического средства является отличительной чертой германских языков. В германских языках он приобрел самый стройный вид и особую значимость, образовав группу сильных глаголов, подразделяемых на классы в зависимости от вида чередования.

Аблаут или чередование по аблауту является отражением двух типов индоевропейского ударения. Тоническое ударение привело к чередованию гласных переднего и заднего ряда. Так как i и u не функционировали в качестве подлинных гласных в праиндоевропейском, за исключением тех случаев, когда они возникали в результате редукции дифтонгов, то этот тип чередования ограничивался чередованием гласных среднего подъема е и о. Динамическое ударение привело, с одной стороны, к редукции и выпадению неударных гласных, с другой стороны, в известных условиях, к удлинению сильно ударных гласных, несущих на себе главное ударение. Изменения, получившиеся в результате тонического ударения, называются качественным аблаутом, а изменения происшедшие в результате влияния динамического ударения – количественным аблаутом [Прокош 1954: 103].

Рассмотрим качественный и количественный аблаут на конкретных примерах.

Качественный аблаут представляет собой чередование разных гласных и касается, в основном, гласных e и o (кратких и долгих). Наиболее распространенным качественным чередованием в индоевропейских языках является чередование ĕ—ŏ, например: гр., légo 'говорю'—logos 'слово', лат. tegō 'покрываю'—toga 'одежда'; рус. бреду—брод, беру—собор и др. Возникновение такого чередования часто объясняется потерей ударения.

При количественном аблауте чередуются различные по долготе гласные одного качества. Гласные, краткие при нормальном ударении, могут редуцироваться и выпадать в безударном положении и удлиняться, неся на себе сильное ударение. Долгие гласные обычно превращаются в неясные редуцированные гласные, но полностью не выпадают. В зависимости от долготы гласного выделяются три ступени аблаута: нормальная (полная) ступень удлинения и нулевая ступень (ступень редукции). Нормальная ступень представлена гласными ĕ и ŏ, от которых ступенью удлинения были ē и ō: лат. sedeō 'сижу'—sēdi 'сел' (чередование ĕ—ē); гр. (дор.) pōs 'нога'—podós род. п. (чередование ŏ—ō). Нулевая ступень, или ступень редукции—это «нуль» гласного, т. е. его выпадение, или редуцированный гласный: скр. karomi 'делаю'—krtah 'сделанный'. Все три ступени представлены, например, в склонении греческого слова pater 'отец': ср. имен. п. ед. ч. pater—ступень удлинения, зват. п. pāter—нормальная ступень, род. п. patrōs—нулевая ступень.

В некоторых рядах чередования участвовал и качественный и количественный аблаут, например: гр. pélornai 'вращаюсь', pólos 'ось', è-plómēn 'я повернулся'.

Опишем состав чередований по аблауту. «Если в ряду ē/o/е основным, то есть нормальной сту­пенью, считать гласный ē, тогда о можно назвать каче­ственной ступенью или о-ступенью, а с—продленной сту­пенью. Следовательно, в типе ei/oi представлены нормальная и качественная ступени. В ряду ei/oi/i в чисто опи­сательном плане допустимо рассматривать i-ступень как возникшую, «трансформированную» из ei в результате выпадения е и назвать эту ступень нулевой. В ряду ē/о/ē нулевая ступень, действительно, будет представлена ну­лем, ср.: πέτ­ομαι 'лечу': έ­πτ­ομην 'летел'. По сравнению с нулевой ступенью нормальную ступень можно назвать также полной» [Семереньи 1980: 96]. Наконец, наряду с ē существует еще ступень качественного чередования о. Таким образом, основ­ная схема чередования гласных содержит пять ступеней:

полную ступень (П), тембровую полную (ТП), нулевую. (Н), продленную (количественную) (К) и тембровую количественную (ТК). Все пять ступеней представлены в следующем примере из греческого:



П

ТП

Н

К

ТК

πα­τέρ-α

εύπά­τορ­α

πα-τρ-ός

πα­τήρ

εύπά­τωρ

Естественно, не все ступени засвидетельствованы для каждого корня.

Приведем некоторые примеры:



П

ТП

Н

К

ТК

Πέτομαι

Ποτέομαι

έρτόμην

- - - - -

πωτάομαι

я лечу

Порхаю

я прилетел




часто летал
















Rego

Rogus

- - - - -

regula

- - - - -

Правлю

Костер




правило













Rex













правитель




Очень часто засвидетельствованными оказываются только ступени П/ТП/Н, например:

П

ТП

Н

К

ТК

λείπ­ω

λε­λοίπ­α

έ­λιπ­ον

- - - - -

- - - - -

Оставляю

Λοιπός










Упоминавшиеся выше ряды аблаута опираются на односложные базы с основным гласным е. Большинство индоевропейских корней относится именно к этому типу. Однако в качестве основных гласных встречаются также а и о и даже ā ē ō. В случае е а о говорят о кратких вокалических, а в случае ā ē ō — о долгих вокалических рядах аблаута. К тому же существуют не только одно­сложные, но и двусложные корни [Семереньи 1980: 98].

Особое значение приобрели ряды аблаута кратких вокалических односложных баз в общегерманском. Они образуют каркас для пяти из семи классов сильных глаголов, которые с необычайной устойчивостью продолжают существовать и в современном немецком языке, а также частично сохранились в английском. Отметим, что ряд глагольных основ, различаемых с помощью чередования корневого гласного, как главного формообразующего средства, не является парадигмой, но составляет упорядоченную систему базовых форм, которые служат основой формобразования в глагольной системе.

I. И.-e.CeiC*-/CoiC-/CiC-, repM.CīC-/CaiC-/CiC-и.-e.steigh'-:


Гот.

steigan

staig

stigum

stigans

др.-в.-н

stigan

steig

stigum

gistigan

нов.-в.-н

steigen

(stieg)

stiegen

gestiegen

*С – любой согласный

II. И.-е. CeuC-/CouC-/CuC-, repM.CeuC-/CauC-/CuC-и.-e.gheud-:



гот.

giutan

gaut

gutum

gutans

др.-в.-н.

giozan

goz

guzzum

gigozzan

нов.-в.-нем.

giefien

go8

gossen

gegossen.

NB. И.-е. еu обычно переходит в iu в готском, в io в древневерхненемецком перед а, е, о следующего слога, а в остальных случаях—в iu.

III. После основного гласного стоит носовой или плавный и согласный (обозначенный через R).

И.-e.CeRC-/CoRC-/C&C-. repM.CeRC-/CaRC-/CuRC-.и.-e.bhergh-:


гот.


bairgan

barg

baurgum

baurgans

др.-в.-н.

bergan

barg

burgum

giborgan

нов.-в.-нем.

bergen

barg

(bargen)


geborgen.

IV. Корень отличается от III отсутствием конечного согласного.

И.-е. CeR-/CoR-/CR-/CeR-, repM.CeR-/CaR-/CuR-/CeR-и.-е. bher-:



гот.

bairan

bar

berum

baurans

др.-в.-н.

beran

bar

barum

giboran

нов.-в.-н.

(ge)baren

bar

baren

geboren.

V. Структура корня такая же, как в IV, только за основным гласным следует смычный или спирант (обозна­ченный буквой Т).

И.-е. СеТ-/СоТ-, общегерм. СеТ-/СаТ. и.-е. sek :



гот.

saihwan

sahw

sehwum

saihwans

др.-в.-н.

sehan

sah

sahum

gisehan

нов.-в.-н.

sehen

sah

sahen

gesehen

В I-VI классах германских глаголов нет структурных различий по сравнению с готским. Исконные индоевропейские глаголы обладают теми же аблаутными особенностями, которые сложились в индоевропейский период.

Различия здесь чисто фонетические: спонтанные сдвиги германского вокализма и комбинаторные изменения.

В отличие от первых пяти классов германских сильных глаголов, в основе VI класса лежат долгие односложные базы. Здесь долгие нормальные ступени чередуются со ступенью редукции э. VI класс считается типичным примером количественного чередования.

И.-е. СоС-СоС Герм. СаС-СоС и.-е. -:



гот.

faran

for

forum

farenn

др.-в.-нем.

faran

fuor

fuorum

gifaran

нов.-в.-нем.

fahren

fuhr

fuhren

gefahren

VII. Другим типом качественного чередования было чередование ē — ō, представленное, например, в готском языке рядом глаголов VII класса, где вторая и третья ступени подвергаются редупликации и между удвоенным согласным мы находим краткое е: гот. letan 'оставлять' — lailot lelot – lailotum – letans 'оставил'.

Как уже отмечалось выше, почти все изменения гласных, составляющих основу аблаута, объясняются закономерными спонтанными или комбинаторными изменениями ударного вокализма, кроме гласных, лежащих в основе III и IV ступеней III класса и IV ступени IV класса. Вероятно, это ещё один случай комбинаторного изменения, но проявляющегося только в системе чередования по аблауту. В доказательство этому приводятся предварительные результаты экспериментальных исследований, проводящихся в лаборатории речевой коммуникации акустики речи на базе Пермского государственного университета.

Основной причиной изменений, рассматриваемых в качестве комбинаторных, может служить близость физических характеристик гласных звуков o/u и сонорных r, l, m, n.

Звуки речи – это сложные колебания, создаваемые органами артикуляции человека, передаваемые в воздушную среду и распространяющиеся в ней. Основными параметрами для описания колебаний являются амплитуда, период, и параллельно с ним, частота колебаний. С помощью этих характеристик можно описать простую звуковую волну, входящую в состав любого звука речи определяемую как частотная составляющая. Спектр звука составляет множество этих частотных составляющих. «Одну или несколько частотных составляющих спектра звука речи, имеющих значительно большее значение амплитуды, чем предшествующие и последующие частотные составляющие, принято называть формантами» [Грибанов 2000: 31]. «Считается общепринятым, что форманты, особенно их частотные составляющие, соответствуют передаче коммуниникативно-языковой информации и предопределяют возможность опознания (идентификации) звуков речи как фонем» [Грибанов 2000: 34]. Именно форманты звуков u/o и сонорных оказываются близки по своим значениям.

В заключении нужно отметить, что глаголы с чередованием по аблауту практически всегда имеют общеиндоевропейские корни. Они, как правило, относятся к древнейшему пласту лексики, основной тенденцией которого является постепенное растворение в более поздних пластах.

Список литературы

Грибанов И.А. Артикуляция, акустика и перцепция современной русской речи. Пермь: Изд-во Перм.ун-та, 2000.

Прокош Э. Сравнительная грамматика германских языков М.: Издательство иностранной литературы, 1954.

Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание М.: Прогресс, 1980.

Сравнительная грамматика германских языков, т. II: Фонология / ред. М.М.Гухман, В.М.Жирмунский, Э.А.Макаев, В.Н.Ярцева. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962.

Хрестоматия по истории английского языка (с VII по XVII в.) / сост. А.И. Смирницкий. 3-е изд. М., Издательство литературы на иностранных языках, 1953.



Хрестоматия по истории немецкого языка: Учеб.пособие для институтов и факультетов иностранных языков / сост. Чемоданов Н.С. 2-е изд. М., Высшая школа, 1978.

 © Е.Н.Петкова, А.М.Подгаец, 2005



Смотрите также:
Классификации общегерманского глагола
101.92kb.
Verbals. The participle неличные формы глагола. Причастие в английском языке имеются три неличные (непредикативные) формы глагола: причастие
159.85kb.
Английского и русского инфинитивов
78.6kb.
Иметь, обладать
57.73kb.
Контрольная работа №3 Вариант 1 для экономических специальностей
34.89kb.
Перечень кодов бюджетной классификации, администрируемых Департаментом городского имущества города Москвы
69.69kb.
1. Татарский язык в классификации тюркских языков. Наиболее близкие к татарскому языку тюркские языки
18.23kb.
Три наклонения глагола: изъявительное,условное и повелительное. Обобщающий урок
84.52kb.
Область применения
664.46kb.
Тестовые задания для проведения квалификационного испытания в письменной форме на подтверждение
258.06kb.
Вопросы к экзамену по психологии у студентов 2 курса специальности фтт
34.53kb.
• соответствующий индекс универсальной десятичной классификации литературы (удк)
183.77kb.