Главная страница 1

Корнилов Александр Иванович

Родился 11 августа 1947 года в селе Корнилове, Каменского района, Алтайского края. В 1965 году закончил с серебряной медалью 11 классов средней школы и поступил в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. В 1970 году с отличием закончил обучение на минно-торпедном факультете и убыл для дальнейшего прохождения службы на Северный флот.


Проходил службу в составе Северного флота на 16 дивизии подводных лодок 3 Флотилии подводных лодок:

- командиром БЧ-3 во втором экипаже ПЛ «К-142» с 10.1970 по 11.1972г.

- помощником командира ПЛ «К-88» с 11.1972 по 1.1976г.

- старшим помощником командира ПЛ «К-93» с 1.1976 по10.1978г.

В сентябре в составе дивизии передислоцирован на Дважды Краснознаменный Балтийский флот. В дальнейшем проходил службу:

- с 10.1978 по 07.1979 год обучался на 6 ВСОК ВМФ,

- старший помощник командира ПЛ «Б-183» с 08.1979 по 11.1981 год,

- командир ПЛ «Б-372» с 11.1981 по 03.1983 г,

- командир ПЛ «Б-183» с 03.1983 по 09.1984г,

- обучался в Военно-морской академии с 09.1984 по 06.1986г, которую закончил с золотой медалью,

- начальник штаба 16 ДиПЛ 14 ЭскПЛ БФ с 06.1986 по 06. 1988г,

- обучался в Военной академии Генерального штаба ВС СССР с 06.1988 по 06.1990г,

- командир 20 ДиПЛ БФ с 06.1990 по 10.1993г.

Назначен начальником штаба – первым заместителем командира Ленинградской ВМБ в октябре 1993 года. С декабря 1995 по октябрь 2002 год командир Ленинградской ВМБ - старший морской начальник в Санкт-Петербурге, с этой должности уволен в запас по выслуге лет в Вооруженных Силах РФ.


Награжден:

- орденами: «Красная звезда», «За службу Родине в ВС СССР», «За военные заслуги»;

- почетным знаком «Заслуженный специалист ВС СССР»;

- Министром обороны – именным оружием пистолетом «ПМ»;

- Главнокомандующим ВМФ именным оружием «Позолоченный кортик ВМФ»;

- Патриархом Московским и Всея Руси - «Орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского»;

- 14-ю медалями СССР и РФ;

- медалью первого класса Республики Куба.

Жена – Татьяна Ивановна, дочь – Анна, внук – Иван.
Присвоение воинских званий:
лейтенант пр. МО СССР № 01713 от 24.8.70г.

ст. лейтенант пр. Ком. СФ № 0657 от 15.9.71г.

кап. лейтенант пр. Ком. СФ № 0568 от 10.10.73г.

кап 3 ранга пр. ГК ВМФ № 01484 от 20.11.76г.

кап 2 ранга пр. ГК ВМФ № 093 от 5.2.80г.

кап 1 ранга пр. МО СССР №0195 от 25.3.84г.

контр-адмирал указ Президента РФ № 149 от 12.2.92г.

пр. ГК ОВС СНГ № 59 от 18.2.92г.

вице-адмирал указ Президента РФ №1545 от 14.11.96г.

пр. МО РФ № 407 от 15.11.96г.



Уволен в запас по выслуге лет в Вооруженных Силах РФ указом Президента РФ № 1123 от 30.09. 2002г.
От лейтенантских просветов

до адмиральских погон

Даже на выпускных экзаменах в 11 классе Корниловской средней школы Алтайского края, я и предположить не мог, что когда-нибудь свяжу свою судьбу с военно-морским флотом и тем более – стану подводником. Cобственно и слова такие в моем лексиконе не употреблялись. А все потому, что в течение 2-х лет я обучался в летней физико-математической школе при Новосибирском академическом городке и на «автомате» собирался поступать Новосибирский университет. Но в период приписной компании в районном военкомате города Камень-на-Оби, по-видимому, для того, чтобы выглядеть настоящими романтиками, мы со своим одноклассником Сашей Русановым записались в военные моряки. И мы были удивлены, когда накануне выпускного, получили повестки из военкомата с направлением на медицинскую комиссию для проверки на предмет проверки годности поступления в Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. Прибыв в военкомат, мы категорически заявили, что не только желания, но и фантазий у нас не было о таком судьбоносном решении. На что офицер в шутку или в серьез ответил: «Что вы ребята, какое училище? У нас есть разнарядка на 4 кандидата, а у вас есть возможность бесплатно прокатиться до Владивостока и обратно, пол-СССР посмотреть и вернуться для поступления в свои институты и университеты». Такой вариант нам, наивным пацанам, показался очень заманчивым. И вот Владивосток. Русанов не прошел более строгую медицинскую комиссию и поехал поступать в Новосибирский инженерно-строительный институт, а я, как закончивший школу с медалью, и отягощенный сдачей только одного экзамена по математике, был назначен старшим группы из 30 таких же желторотых романтиков. В летней физико-математической школе Новосибирска мы уже изучали высшую математику за курс технического вуза, поэтому первый и последний экзамен для меня был чистой формальностью. Вот так, до конца не осознав происшедшего, в 1965 году я оказался курсантом ТОВВМУ.

Присягу Отечеству приняли
На собеседовании с председателем приемной комиссии я выбрал для себя минно-торпедный факультет, так как он готовил офицеров только для службы на подводных лодках, штурманский факультет – для надводных кораблей и подводных лодок, а противолодочный – только для надводных кораблей. За пять лет обучения приобрел не только знания и первичные навыки для выпускника минно-торпедного факультета, но и получил первый опыт управления воинским коллективом. На третьем курсе исполнял обязанности заместителя командира взвода, а на четвертом курсе был старшиной роты.

Вот уже и лейтенанты
По окончании училища, в 1970 году, отгуляв в «родовом» селе Корнилове на Алтае положенный отпуск, добрался на перекладных до Североморска – главной базы Северного флота. В управлении кадров, расписав все прелести и перспективы службы на 3 флотилии подводных лодок, определили меня в поселок Оленья Губа. Прибыв 9 октября для дальнейшего прохождения службы во второй экипаж РПЛ «К-142» 16 ДиПЛ на должность командира минно-торпедной боевой части, я оказался в окружении «опытных» лейтенантов, почти на 3 месяца ранее меня познавших таинства и сложности флотских ритуалов, я не сразу осознал, что судьба предоставила мне шанс служить в одной из лучших школ флотской службы и жизненной практики в военно-морском флоте СССР.
Из истории 16 дивизии ракетных подводных лодок
По предложению двух главных конструкторов Н.И. Исанина, С.П. Королева и командования ВМФ, Совет Министров СССР своим постановлением от 25 августа 1955 года поставил задачу: «…создать новую ракету дальнего действия, снаряженную специальной боевой частью, с дальностью полета не менее 600 км». Этим же постановлением предписывалось Министерству обороны и Военно-морскому флоту до 15 октября 1955 года определить новые тактико-технические задания на корабль и комплекс ракетного вооружения для него. Такое ТТЗ было выдано ЦКБ-16, и ему был присвоен шифр 629.

Благодаря хорошо организованной самоотверженной работе коллектива ЦКБ-16 (Малахит), РПЛ 629 проекта была спроектирована и в начале 1957 года рабочие чертежи уже были направлены на заводы.



Директивой ГШ ВМФ от 31 октября 1957 года была создана 140 отдельная бригада ракетных подводных лодок СФ с дислокацией в Оленьей Губе. В нее вошли ракетные ПЛ проекта «611-АВ»: Б-73, Б-78, Б-79, Б-89. Командиром бригады был назначен капитан 1 ранга Сергей Степанович Хомчик. На флоте и в ВМФ в целом создавалась ракетная служба. Молодой тогда Главный конструктор В.П. Макеев, как и его учитель Сергей Павлович Королев, сам выходил в море на все пуски ракет.



Поселок Оленья Губа
Менее чем через 3 года головные лодки 629 проекта: 4 на севере и 1 на ТОФ были спущены на воду. И в конце 1958 года ПЛ Северного флота вышли на ходовые испытания. Первой ракетной ПЛ спущенной на воду была «К-96». Но первой лодкой, прибывшей в губу Оленья в ноябре 1959 года, была «К-79», командиром которой был капитан 1 ранга Эмиль Николаевич Спиридонов – будущий Командующий КТОФ. Следующими, в 1959-1960 годах, к месту постоянного базирования прибыли: «К-72», «К-83», «К-96», «К-102», «К-107», «К-88», «К-61» «К-113» «К-118», «К-93», «К-110», «К-153».

В 1959 году начали проводить стартовые испытания пусков ракет из-под воды.

После окончания строительства серии РПЛ 629 проекта на СМП-402 и с прибытием их на СФ, Директивой ГШ ВМФ ОМУ/0313-61г. и приказом Командующего СФ №00293-61, на базе 140 отдельной бригады ракетных ПЛ была сформирована 16 дивизия подводных лодок с подчинением 12-ой эскадре ПЛ СФ.

В состав дивизии вошли:

- РПЛ 611-АВ проекта: Б-73, Б-78, Б-79;

- РПЛ 629 проекта: К-72, К-79, К-83, К-88, К-96, К-102.

Командиром 16 ДиПЛ назначается контр-адмирал Хомчик Сергей Степанович.

Настоящий подвиг совершил экипаж ПЛ «К-102» под командованием капитана 2 ранга Г.И.Каймака, экипаж которой 20 октября 1961 года выполнил чрезвычайно рискованную стрельбу ракетой Р-13 с ЯБП по боевому полю Новой Земли. Это была первая и единственная стрельба такого рода с подводной лодки.

Автономные походы 1961-65 годов позволили накопить опыт, и с 1966 года директивой ГК ВМФ Северному флоту была поставлена задача: «…осуществлять в Атлантике боевое патрулирование постоянно тремя ракетоносцами».

Это было началом постоянного боевого патрулирования советских РПЛ в Атлантике и Северном Ледовитом океане.

В 1976 году Директивой ГШ ВМФ от 23 июля 16 ДиПЛ была передана на Балтийский флот с дислокацией в г.Лиепая и с подчинением 14 ЭскПЛ.

Директивой ГШ ВМФ от 29 августа 1980 года в состав 16 дивизии были переданы из 35 дивизии СФ три ПЛРК 651 проекта: «Б-124» «Б-81» «Б-24».

Спустя 10 лет Директивой ГШ ВМФ от 31 января 1990 года 16 ДиПЛ с 1 октября 1990 года была переформирована в 58 БрПЛ. Она вошла в состав 20 ДиПЛ. А через 3 года 1 октября 1993 года 58 БрПЛ была расформирована.

Соединение просуществовало на флоте с октября 1957 года по октябрь 1993 года, т.е. 36 лет. Это были годы расцвета ВМФ и дивизия вписала свою яркую страницу в создание и укрепление ракетно-ядерного могущества ВМФ.


16 дивизия подводных лодок.

23 года в школе высшего мастерства
Становлением как офицера-подводника, формированием флотского характера и прочих морально-волевых и командирских качеств, о которых писалось в служенных и служебно-политических характеристиках, я обязан коллективу и его духу товарищества и взаимопомощи, присущему штабу и экипажам 16 ДиПЛ. 23-м годам службы в этом соединении можно посвятить не один том жизнеописаний. Остановлюсь на трех кратких эпизодах, которые можно назвать жизненными уроками.
Урок первый.
9 октября 1970 года, после моего представления, командир экипажа - капитан 2 ранга Куликовский С.Е., особо не вникая в замыслы Героя СССР В.Г. Старикова по столь позднему выпуску из училища, рассудил по военному просто. Командир дивизии установил срок сдачи зачетов на самостоятельное управление группой для выпускников училищ к 7 ноября, ну, а так как ты назначен на боевую часть, то вместо 4 месяцев достаточно и одного. Вообще-то с 10 октября до 7 ноября оставалось всего 27 суток, но для экипажа, борющегося за звание «инициатор соцсоревнования» это было абсолютно несущественным.

Некоторое пояснение об экипаже. В те времена для обеспечения отдыха и выполнения послепоходовых ремонтов в дивизии было три вторых экипажа на 12 подводных лодок 629А и 629 проектов. К слову сказать, вторые экипажи были более подготовленными и выполняли чаще боевые службы и ракетные стрельбы, чем первые. С Сергеем Евгеньевичем, как командиром экипажа, я прослужи всего год, так как в 1971 году он поступил в Военно-морскую академию, а после ее окончания, в 1974 году, прибыл на должность начальника штаба дивизии. Старшим помощником был капитан 3 ранга Никитин Геннадий Анатольевич. Более грамотного, интеллигентного и образцового офицера я за 37 лет службы в ВМФ не встречал, разве что таким образцом для меня был и остается капитан 1 ранга Магаршак Михаил Борисович. Но и Геннадий Анатольевич покинул нас так же в 1971 году, поступив на учебу в 6-е ВСОЛК ВМФ. В последствии он стал командиром РПКСН «К-421», хотя начинал службу командиром противопожарного катера ПДК-31 в АСС СФ. Заместитель командира по политической части капитан 2 ранга Ручкин Владимир Александрович был типичным представителем политработника того времени, но по моей тогдашней оценке, вреда общему корабельному делу не приносящий. Помощник командира капитан-лейтенант Ланге Юрий Евгеньевич грамотный толковый офицер, но почему-то служба у него не пошла и завершил он ее в училище подводного плавания. Штурман - капитан-лейтенант Макода Виталий Сергеевич, к завершению службы стал начальником 9 НИИ ВМФ в звании контр-адмирала. Командиром ЭНГ у него был лейтенант Валера Широков – мой друг и соратник в первые годы службы на СФ. Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Лемстрем Игорь Борисович был типичным ленинградским интеллигентом, но в становлении меня, как подводника, вложил все свои знания и навыки без утайки, а командиром группы управления у него был старший лейтенант Петр Серебров – будущий кандидат технических наук. Командир БЧ-4 - начальник РТС старший лейтенант Калинин Виталий, помимо достаточно высокого воинского мастерства отличался умением быть всегда в состоянии легкого подпития, что и послужило «закатом» его служебной карьеры. Инженер-механик – командир БЧ-5 -инженер-капитан 2 ранга Куценко Николай Дмитриевич был для нас, молодых лейтенантов, высочайшим авторитетом не только в знании и умении содержать и управлять всеобъемлющим объемом корабельных систем и механизмов, но и в практике управления непростым воинским коллективом. Командирами групп в БЧ-5 были инженер-капитан-лейтенант Иван Шепель и инженер-лейтенант Александр Стахеев. Что касается медицинской службы, то её начальник старший лейтенант медицинской службы Валерий Шаповалов имел достаточный медицинский опыт, но был весьма посредственным моряком-подводником, за что частенько становился объектом всевозможных шуток и приколов. В экипаже были и настоящие профессионалы старшины-контрактники и мичманы, на которых возлагалась ответственность за исправное содержание материальной части и на которых держалась служба по управлению матросским коллективом.

Поскольку до праздника торжества Социалистической Революции, я поселился на ПЛ и чтобы я не терял темпа боевой учебы, на следующий день после моего прибытия на лодку, командир БЧ-1 капитан-лейтенант Макода взял меня с собой дублером дежурного по подводной лодке. Однако у помощника командира ПЛ капитан-лейтенанта Ланге было несколько иное понимание процесса обучения. В ближайшую пятницу, после вечернего доклада, начальник секретной части старшина 1 статьи Янис Бернотас вручил мне объемистый чемодан с ремнем через плечо и устройством для его опечатывания, доверительно заметив, что магазин закрывается в 19.00. Дальнейшие пояснения были получены от опытного инженер-лейтенанта Стахеева, прослужившего уже более 2-х месяцев на дивизии и доказавшего, что, хотя коньяк «Плиска» и дороже водки, но намного ближе, так как за ней, последней, придется добираться как минимум до Полярного. Вечернее общение с братьями по оружию прошло оживленно и обнадеживающе на всеобщее понимание и поддержку. Готовящийся к поступлению в военно-морскую академию штурман Виталий Макода, при подведении итогов вечера заметил, что завтра, то бишь в субботу, совершенно справедливо будет поставить дежурным по ПЛ, проживающего там же, лейтенанта А.Корнилова, так как вряд-ли кто на дивизии знает о том, что из 3-х десятков лейтенантов он один прослужил не 3 месяца, а 3 дня. Предложение утвердили тостом «на посошок».

На разводе суточного наряда и вахты дивизии подводных ракетоносцев легкая дрожь в коленях и других частях тела настроила меня на бдительное и строгое дежурство. Отдельных вахтенных и дежурных я уже не только узнавал в лицо, но и приблизительно знал по фамилии, что вселяло безмерную уверенность в успешности предстоящего дела. Наибольшую уверенность придавал дежурный торпедист старшина 2 статьи Григорий Филютич - мой подчиненный и главный учитель теории и практики подводной службы. Он же и убедил меня в том, что никакие знания не заменят внешней уверенности в абсолютной правоте своих действий, даже если твои знания об устройстве подводной лодки ограничиваются тем, что она делится на 8 отсеков, а самое опасное в ракетоносце – аккумуляторная батарея, не считая матросов в ней находящихся.

Все было замечательно до того времени, пока верхний вахтенный в 00.30 нервным звонком не вызвал дежурного по ПЛ (то есть меня) на причал, где строго ожидающим взглядом встретил испуганного лейтенанта заместитель командира дивизии по ЭМЧ капитан 1 ранга Печенкин Анатолий Павлович. Первый вопрос, на который у меня не нашлось ответа, был: «Почему это за 3 месяца службы такой старательный офицер ни разу не попытался сдать ему зачеты по устройству подводной лодки и борьбе за ее живучесть». Естественно все оправдания о кратковременности моего пребывания на Северном флоте, в Оленьей Губе, на 16 дивизии и соответственно на подводной лодке, было бы окончанием моей карьеры офицера-подводника, а так же непредсказуемым наказанием для моих начальников, поставивших дежурить такого несмышленыша. Поэтому длительное и нечленораздельное мычание дежурного по ПЛ было воспринято Анатолием Павловичем как глубокое и безмерное уважение к старшему начальнику, основанное на некотором отсутствии знаний по упомянутому предмету. Дальнейшее, возможно трагическое, развитие событий было прервано появлением на причале некоего капитана 3 ранга – дежурного по соседней ПЛ, проявившего непозволительно замедленную реакцию по выходу к проверяющему.

Как ни странно, но с поставленной командиром подводной лодки задачей я справился, зачеты к установленному сроку сдал и полноценным вахтенным офицером стал не позже и не хуже других.
А первый урок, полученный на службе в 16 дивизии подводных лодок на всю оставшуюся жизнь был таков:

«Нагрузив» подчиненного обязанностями «по самое не могу», окажи ему всемерную помощь, поддержку и защиту, в том числе и от себя любимого».
Урок нештатных действий.
Как я уже упомянул выше, вторые экипажи были загружены боевой подготовкой и содержанием подводных лодок иногда больше, чем основные экипажи. Наш 2-й экипаж приняв в 1971 году ПЛ «К-79», вошел в первую линию с вновь назначенным командиром капитаном 2 ранга Огневым Семеном Алексеевичем, сдал ее основному экипажу и, спустя 2 месяца, принял ПЛ «К-96» для подготовки ее к выходу на боевую службу. Боевую службу не просто как боевое патрулирование в Атлантике, а с задачей прорыва противолодочной обороны США на подходах к их юго-восточному побережью с последующим деловым заходом в столицу Республики Кубы Гавану, для планово-предупредительного ремонта и пополнения запасов. Конечно этот заход имел и политический подтекст – демонстрацию силы: ПЛ с тремя баллистическими ракетами у каждой из которых «голова» с 1 мегатонным зарядом в тротиловом эквиваленте. Хочу отметить, что эти задачи экипажем были успешно выполнены. Но об одном эпизоде из будней этого похода стоит упомянуть подробнее.

Март 1972 года, РПЛ «К-96» со вторым экипажем РПЛ «К-142» под командованием капитана 2 ранга Огнева С. А., следует на боевую службу в северо-западную Атлантику. Погода на переходе: ветер «мордотык» 8-9 баллов в течение недели, море не ниже 7-8 баллов постоянно, температура воздуха минусовая, периодически снег. Норвежское море заканчивается, впереди – форсирование Фареро-Исландского противолодочного рубежа, нужен запас хода, а у нас уже отставание от «подвижной точки» почти сутки. Решение старшего на переходе начальника штаба дивизии капитана 1 ранга Абрамова Клавдия Константиновича – следовать в надводном положении пока позволяет обстановка. А обстановка такова: встречная волна 8-10 метров; туман или облачность, не поймешь, до антенны «ВАН» достает, да еще со снегом; видимость никакая – обтекателя гидроакустической станции на носовой оконечности не видно. Работают три дизеля, а поскольку подача воздуха к ним через шахту РДП не обеспечивается, то даем «на - просос» через верхний рубочный люк. Несмотря на высоту в 9 метров аортная вода периодически заливает его в полный диаметр.

На мостике только я - вахтенный офицер и сигнальщик. Оба в полном комплекте КЗИ и пристегнуты монтажными поясами к ограждению рубки. Старпом капитан 3 ранга Печень А.Л. - в боевой рубке на перископе. Наблюдать сигнальщику нечего. Стоя под козырьком видит он только ограждение мостика, поэтому его основная задача – удержаться, чтобы не быть смытым за борт. А болтающегося на монтажном поясе в бессознательном состоянии матросика из третьей боевой смены мы уже извлекали. Качка килевая и бортовая – кренометр и дифферентометр за пределами шкалы.

Радиометрист, укачавшийся до полубессознательного состояния, решил передохнуть в подводном положении. Коль решил, то и доложил: «ГКП, радиометрист, сигнал 3 балла на 3-м слева 60, самолетная РЛС». Реакция вахтенного офицера на такой доклад автоматическая: «Все вниз, стоп дизеля, срочное погружение». Вахтенный на телеграфах с радостным облегчением ставит телеграфы на «Стоп». В 7-м отсеке тоже не первый день на станциях – уже дали тремя моторами средний вперед. Сигнальщик мешком падает в центральный пост на горизонтальные рули. Вахтенный инженер-механик капитан 2 ранга Н.Д.Куценко заполнил концевые цистерны главного балласта и через нижний рубочный люк высматривает: задраен ли верхний, чтобы дать команду на заполнение средней группы. Только вахтенный офицер почему-то на приступочке мостика матерясь во всю оставшуюся мощь легких, не спешит направиться в люк. Оказывается, что при температуре до минус 10° по Цельсию и морская вода вперемешку со снегом превращается в крепчайший лед, образовавшийся на карабине монтажного пояса. А волна-то уже полностью перекатывается через рубку лодки, находящуюся в позиционном положении. Осознав что к чему у старшего лейтенанта трепетно екает сердечко, а снизу «мать-перемать»: «Что происходит?, Доложить!». Короче, секунд через несколько удалось расстегнуть пояс под КЗИ, оставив его оттаивать на мостике и задраить верхний рубочный люк. Завершив выполнение маневра срочного погружения и уклонения от противолодочного самолета с удивлением обнаружил, что стою в центральном посту раздетый до «разухи», так как мне было очень жарко в отсеке с температурой воздуха близкому нулю градусов. Уже после этого события выясняли, как радиометрист обнаружил виртуальный самолет, разрабатывали рекомендации по борьбе с обледенением на мостике и, как всегда, радовались благополучному завершению нештатной ситуации.

Коль в эпизоде был упомянут старший помощник ПЛ капитан 3 ранга Алексей Печень не без интересно будет привести забавный эпизод произошедший с ним в период отдыха на Кубе. Нужно отметить, что кубинские власти и сами кубинцы были к нам настроены очень доброжелательно и старались как можно комфортнее обеспечить наше краткое пребывание на Острове Свободы. Для сопровождения офицеров при сходе на берег, даже на пляж, выделяли специальное сопровождение из вооруженных военнослужащих, возможно, что не только для придания статусности советским друзьям, но и для охраны от назойливых островитянок. Как правило, такими сопровождающими были симпатичные мулатки. Так вот, наш старпом решил еще более возвысится в глазах привлекательной охраны и объяснил девушкам, что он столь же высок в воинском звании, как и лидер кубинской нации майор Фидель Кастро, так как звание капитан 3 ранга равнозначно званию майора. Пораженные тем, что охраняют столь высокую персону, девушки немедленно сообщили по команде, что среди нас инкогнито находится очень высокое начальство и они не могут вдвоем обеспечить его охрану, по сему просят помощи и разъяснений о дальнейших действиях. Конечно же, это недоразумение быстро разъяснилось, но поводов для шуток и «подкалывания» на подводной лодке прибавилось.

Поход был удачно завершен. На 103-и сутки мы возвратились в базу полные впечатлений, обогащенные приобретенными навыками плавания в различных климатических условиях, став еще более сплоченным и профессионально подготовленным коллективом.


Урок жизненной практики, подсказанный старшими товарищами, и лично апробированный в этом походе:

«В любых условиях даже кажущейся простоты и повседневности службы прогнозируй многовариантность развития событий и возможные свои действия при этом».




Центральная Атлантика.

Всплыли для открытого захода.
Осенью этого же года я был назначен помощником командира на подводную лодку «К-88», командиром которой был капитан 2 ранга Ильин Владимир Дмитриевич, замечательный человек. Волевой, требовательный и справедливый командир. На этой же подводной лодке в 1974 году мне повторно повезло выйти на боевую службу с деловым заходом на Кубу. Старшим на борту был заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Магаршак Михаил Борисович – удивительный человек, широчайшей эрудиции и обладающий неоценимым опытом подводной службы. По завершении этого похода, осенью, я уже в звании капитан-лейтенант, был назначен старшим помощником командира на РПК «К-93» к командиру капитану 1 ранга В.А.Кузнецову. Владимиру Александровичу я обязан тем, что он предоставил мне практически абсолютную свободу деятельности. Формально, при внешне невидимом контроле со стороны командира, я выполнял все командирские и старпомовские обязанности одновременно.

Подводные лодки дивизии использовались с большим коэффициентом боевого напряжения. Боевые службы выполнялись ежегодно, а зачастую и дважды в год с обязательным выполнением ракетной стрельбы до или после дальнего похода. Район боевого патрулирования нарезался, как правило, в центральной или северо-западной части Атлантики, так что, несмотря на базирование в Заполярье, купаться в тропических водах приходилось почти каждый год. В 1975 году пошли слухи, а затем уже и реальные разговоры о передислокации 16 ДиПЛ на Балтийский флот. Все перемещения и переназначения были запрещены, карьерный рост на всех уровнях как-то сам по себе был приостановлен до 1978 года. Предположений о причинах перебазирования высказывалось множество, но превалирующими были две: основная - необходимость подготовки места базирования в Оленьей Губе для дивизии новейших РПКСН, а второстепенная – усиление боевого состава ДКБФ ракетными подводными лодками с баллистическими ракетами. В последующем оказалось, что эта причина вполне реальна. В зоне досягаемости ракетного комплекса Д-4 оказались все важнейшие цели НАТО на Западном и Северо-западном театрах военных действий того времени.

Во второй половине 1976 года попарно, попутно выполняя задачи боевой службы, подводные лодки 16 ДиПЛ прибыли на ДКБФ.

Уже на Балтике я встал на командирский мостик. Первую подводную лодку «Б-372» принял от убывшего на учебу в военно-морскую академию Бобровского Валерия Александровича. А вот как в марте 1983 года пришлось принимать «Б-183» – особый случай. На «Б-372» мы закончили несение боевого дежурства с ядерным оружием на борту, нужно было передавать его очередной лодке. Но, как оказалось, что некому. По различными причинами все оставшиеся 5 командиров не могли принять ПЛ и заступить в боевое дежурство. После недолгих размышлений руководство флота приняло мудрое решение назначить меня командиром ПЛ «Б-183». В таких ситуациях кадровые назначения принимаются очень быстро. Ошвартовав ПЛ «Б-372» к стоящей у 46 причала «Б-183», наш экипаж принял сам у себя ракеты, перегрузил их и заступил в очередное дежурство. Было несколько необычно и как-то даже обидно, но чего только не происходило в нашей флотской службе.

В 1984 году, как обещали при переназначении, меня отпустили на учебу в военно-морскую академию. После ее окончания с золотой медалью, был назначен начальником штаба 16 ДиПЛ. Продолжение службы хотя и в новом качестве, но на родной и знакомой технике и с, практически сроднившимися, людьми особых трудностей не представляло. Интереснейшим событием всегда был открытый надводный переход подводной лодки на СФ для выполнения ракетных стрельб. Для подводников – почти отпуск на свежем воздухе с ежедневными «развлечениями» непрерывно сопровождавшими надводными и авиационными противолодочными и разведывательными силами.

После последней и для меня и для дивизии в целом ракетной стрельбы на Севере, можно сказать прямо из прочного корпуса подводной лодки, в 1988 улетел в Москву для поступления в Военную академию Генерального штаба.




ВМБ Лиепая.

Встреча ПЛ «Б-81» КСФ.
Урок завершающий
Академия Генерального штаба. Профессорско-преподавательский состав и её слушатели – это совершенно другие взаимоотношения, преобладание чинопочитания и атмосфера взаимной конкуренции среди слушателей за будущие должности, особенно в Сухопутных войсках. Как заметил начальник ВАГШ генерал-полковник Родионов Юрий Николаевич, выпуск 1990 года оказался «золотым». Вот только самые высокие должности моих одноклассников: министр обороны генерал армии Грачев Павел Сергеевич, министр внутренних дел генерал армии Куликов Анатолий Сергеевич, вице-президент России Руцкой Александр Владимирович, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Балуевский Юрий Николаевич, главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Болдырев Юрий Николаевич, начальник главного штаба ВМФ адмирал Кравченко Виктор Андреевич и так далее.

Но вернемся на землю к нашей подводной службе.

Спустя 20 лет со дня выпуска из ТОВВМУ, после окончания Академии Генерального штаба, куда поступил с должности начальника штаба 16 ДиПЛ, я, естественно, мечтал прибыть командиром в родную дивизию. Но уже происходили необратимые процессы, приведшие к развалу СССР и его Вооруженных Сил. 14-ю ЭскПЛ, в которую входила дивизия, переформировывали в 20 ДиПЛ. Ее то я и принял у уходящего начальником тыла Балтийского флота вице-адмирала Рябинина И.И. К тому времени подводных лодок 629А проекта и офицеров «северного закваса» осталось всего ничего, но дух, традиции и принципы взаимоотношений на зависть другим остались неизменными.

В боевом составе дивизии находились ПЛ 629А, 651, 641 и 877 проектов. Ракетные подводные лодки доживали свои последние месяцы. Списывались и ржавели не только корпуса, но и люди. К великому удовлетворению моему и злобствованию недалеких завистников, офицеры и мичманы, получившие свою закалку в 16 ДиПЛ, оставались в большинстве своем честными и преданными флотскому делу людьми. Со многими из них, как верными соратниками, высочайшими профессионалами и надежными товарищами, мне пришлось служить в последующем, а так же трудиться уже вне рамок флотских коллективов, за что им огромное спасибо, искренние слова благодарности и заверения в неизменном уважении.

Бурные 3 года раздачи суверенитетов, изменений политического строя и бездумного, необоснованного сокращения военно-морского флота до сентября 1993 года стали последними годами физического существования первого в СССР соединения ракетных подводных лодок. Ушли на переплавку корпуса подводных лодок, преждевременно ушли в запас не самые плохие офицеры и мичманы.

Но на последующие 10 лет моей службы и, возможно, на оставшиеся годы жизни вне флота, отложился последний урок жизненной школы 16 дивизии ракетных подводных лодок:



«Доверие и уважение к своему начальнику, подчиненному и сослуживцу никогда не останутся забытыми и не возвращенными».
Лиепая. У памятника А.И. Маринеско. Я с женой Татьяной и дочерью Аней. А мои заместители с женами: НШ – Акулов В.А., Нач ПО В.И. Мякотин и ЗКД ЭМЧ Е.И. Гейко
Попрощавшись с сослуживцами и с уже суверенной Латвией, 24 октября 1993 я покинул Лиепаю и причалы, где закончили свой боевой и жизненный цикл подводные лодки 16 ДиПЛ и убыл в Ленинградскую военно-морскую базу.

Лиепая. Военная гавань. 1993 год.

Последний причал РПЛ 629А пр. 16 ДиПЛ.
В морской столице Российской Федерации
Командиром ЛенВМБ в то время был вице-адмирал Владимир Васильевич Гришанов – замечательный командир, товарищ и справедливый человек, сменивший адмирала Селиванова Валентина Егоровича, убывшего начальником ГШ ВМФ. Так как Владимир Васильевич не был в отпуске с 1992 года, то ГК ВМФ – адмирал Ф.Н.Громов (кстати, выпускник ТОВВМУ 1959 года), которому напрямую подчинялась ЛенВМБ, определил, что мне дается 10 суток на прием дел и с 7 ноября считать В.В. Гришанова в отпуске. Пространственный размах зоны ответственности с весьма специфическими частями и подразделениями был 300 км. с севера на юг и 600 км. с запада на восток. Для ускорения передвижения по объектам командующий 6 ВА ВВС выделил вертолет и в течение недели я посетил наиболее значимые части и соединения. В то время в состав базы входили корабли общим количеством 116 вымпелов, а также объекты - дивизия НК, бригада ПЛ, бригада учебных кораблей, бригада строящихся и ремонтирующихся НК, бригада строящихся и ремонтирующихся ПЛ, дивизион консервации ракетных катеров, 6 Особая Атлантическая экспедиция, гидрографическая служба, служба поисковых и аварийно-спасательных работ, береговые ракетно-артиллерийские войска, 5 учебных отрядов, 2 школы мичманов и прапорщиков, 2 арсенала, 2 учебных центра подготовки экипажей ПЛ, разведпункт СПЕЦНАЗ, 824 НИЦ противолодочного оружия, 2 госпиталя, 3 поликлиники, тыл, 2 полевых банка и другие более мелкие подразделения. Особую головную боль представляли части центрального подчинения со всеми проблемами по финансовому и материально-техническому обеспечению и, конечно же – воинской дисциплиной. А было их многовато: ВМА, ВСОЛК, 5 военно-морских училищ, Нахимовское училище, 6 НИЦ, Кронштадтский морской завод и т.д. всего 56 частей и подразделений.

Вот в такую структуру, со всеми проблематичными вопросами: где продовольствие, топливо, деньги, и прочее, я и попал, еще не понимая, что от ГК ВМФ кроме истерических вопросов ничего путного не получу. Самое смешное в этой ситуации было то, что меня все, в том числе газетчики и телевизионщики спрашивали: «Кто же меня протежировал на эту должность?», так как «простые люди, с улицы» на нее никогда не назначались. Прошло 2 года и с уходом В.В. Гришанова на должность заместителя начальника Генерального штаба, я стал командиром базы, старшим морским начальником Санкт-Петербурга.




Встречаем Президента США Б.Клинтона. В гостях герцог Йоркский, Принц Эндрю
Здесь же я встретился и со своими одноклассниками. Командиром самого большого учебного корабля в России - «Гангут» был капитан 1 ранга Имереков Валерий Иванович, командиром 315 объединенного учебного отряда руководил капитан 1 ранга Меньшойкин Александр Павлович, командиром 3 учебного отряда подводного плавания капитан 1 ранга Топоров Павел Иванович, капитан 1 ранга Нефедов Александр Андреевич (Классен А.Г. по училищу) командовал 137 РПСпН (в обиходе его называли - отряд спецназ) – эти однокашники непосредственно входили в состав ЛенВМБ. А вот капитан 1 ранга Сергей Иванович Устинов преподавал на кафедре оперативного искусства в военно-морской академии, капитан 2 ранга Гостев Алексей Степанович преподавал морскую практику в школе мичманов при ВМИУ, а капитан 1 ранга Шелковый Илья Дмитриевич, уволившись по состоянию здоровья из гидронавтов, посвятил себя бизнесу. В Санкт-Петербурге обосновались и однокашники других факультетов, но встречаться приходилось только с капитаном 1 ранга Орсагошем Эмилем Васильевичем, он преподавал на 6 ВСОЛК ВМФ и капитаном 1 ранга в запасе Потаревым Владимиром Ильичем – который работал начальником управления кадров администрации города.

Наиболее интересными и запоминающимися эпизодами по службе в Питере были события, связанные с подготовкой и проведением Главных морских парадов, посвященных 50-летию Победы в Великой Отечественной войне и 300-летия ВМФ, а также организация встреч многочисленных ежегодных визитов отрядов иностранных кораблей. Все остальное – как в любом объединении рутинная повседневная деятельность. Конечно же, достаточно много времени приходилось заниматься жизнью города, участием в его повседневной и праздничной жизни. Как поощрение, можно было принимать знакомство и общение с первыми лицами города и государства, главами иностранных государств и многими другими известными российскими и иностранными деятелями. Но это были лишь краткие эпизоды отдохновения. Еще в памяти остается официальный визит в Бельгию, где на учебном корабле «Смольный» мне пришлось организовывать и проводить брифинг для начальников штабов ОВС НАТО в Западной Европе «О роли, задачах и деятельности ВМФ России по поддержанию мира и стабильности в Балтийской морской зоне». Доказывать и аргументировано демонстрировать контрпродуктивную деятельность НАТО в этом направлении было не просто. Острая дискуссия с обеих сторон была весьма полезной и запоминающейся. Не припоминаю, но кто-то из участников брифинга итальянец или англичанин назвал тогда меня «министром иностранных дел ВМФ России».


* * *
Грант

благотворительного

фонда.

На шпиле

Адмиралтейства



Вручение орденов «Мужества»

вдовам погибших на «Курске»
Достаточно ровные, вполне рабочие и доверительные отношения сложились у меня к тому времени с ГК ВМФ адмиралом флота Куроедовым Владимиром Ивановичем – выпускником ТОВВМУ 1967 года. Тем не менее, видя, к чему идет ВМФ и Вооруженные Силы в целом, от предложений по продлению службы и дальнейшего карьерного роста пришлось отказаться и в октябре 2002 года уволится из ВС РФ по выслуге лет. Хотя на государственной службе мне ещё пришлось поработать до 60 лет в правительстве Ленинградской области. Сейчас работаю в группе компаний «Балтийский Эскорт» директором по развитию – практически весь мужской коллектив из бывших подводников.

Жизнь и обстоятельства подтолкнули и к другому виду деятельности – благотворительности. Учредили два фонда: «Благотворительный фонд поддержки молодежи и ветеранов театра и кино имени Андрея Краско», в нем я генеральный директор. И «Благотворительный фонд содействия восстановлению храмов и монастырей Северо-запада «Малая Лепта», здесь я председатель правления. Результаты есть и неплохие, только получается благотворительность за свой счет, трудновато найти сейчас меценатов и жертвователей.

Избитый штамп «Земля круглая, обязательно встретимся» так хочется применить к одной из моих встреч в Санкт-Петербурге. Благотворительным фондом имени Андрея Краско мы утвердили программу поддержки наиболее талантливых студентов Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, которую заканчивал Андрей. В 2009 году объявили конкурс по отбору кандидатов в стипендиаты. В ходе переговоров и встреч в академии совершенно невообразимая сцена. Моя учительница русского языка и литературы в Корниловской средней школе – профессор академии и театральный критик Коваленко Галина Вячеславовна обучает наших стипендиатов сценической речи. Настолько все это было неожиданно и радостно в то же время, что первое время не могли начать сколько-либо осмысленный разговор. Вспомнили школу, одноклассников, мой путь к флоту, её уход из литературы к театру, перешли к студентам. Вот такая, ещё одна приятная, сторона моей «питерской» жизни.


Круглый стол адмиралов.

Канун 300-летия ВМФ. 1996г.



С Виктором Конецким.

Готовим издание полного

собрания сочинений.

С Андреем Толубеевым.

Послесловие
На питерской земле сейчас проживает 8 наших однокашников по выпуску из 35Б роты: Валерий Иванович Имереков, Юрий Павлович Колотюк, Алексанр Андреевич Нефедов (в училище он был Классен), Леонид Захарович Лупач, Александр Павлович Меньшойкин, Сергей Иванович Устинов, Илья Дмитриевич Шелковый и я. А до этого, в 2010 году простились и похоронили: в феврале Павла Ивановича Топорова в Кронштадте и Алексея Степановича Гостева в Петродворце.

На встрече по случаю 40-летия выпуска из училища 22 августа 2010 года решили встречаться ежегодно в этот день, приглашая «плошников» и «штурманов». Обещали подъезжать одноклассники из Севастополя, Феодосии, Новосибирска и Москвы.



22.08.2010 год.

Встреча в Петровском Форте

Однако не все так просто. Обещания даны, но значительно сложнее их исполнить. Уже в 2011 году очередную встречу все-таки предложили организовать к 45-летию выпуска в 2015 году.



Доживем, - увидим.
2012 год г. Санкт-Петербург

«От лейтенантских просветов до адмиральских погон»

Составитель макета и литературная обработка текста – Б. Шадрина

Использован иллюстрационный материал из личного архива А. Корнилова.



Смотрите также:
Командиром бч-3 во втором экипаже пл «К-142» с 10. 1970 по 11. 1972г
269.06kb.
Перспективы экономической политики Республики Корея во втором полугодии 2012 г
37.42kb.
Мнение Александра Покровского Друзья переслали мне интервью военного прокурора Тихоокеанского флота Сергея Коломиеца
68.77kb.
V. M. Markovics: Hajnády Zoltán, Az orosz regény (Русский роман) // Slavica. XXV. 1991, 279-281
98.05kb.
А. Г. Кравецкий проблемы типикона на поместном соборе* На втором заседании отдела о богослужении, проповединичестве и храме,которое состоялось 5 сентября 1917 г
376.3kb.
Хунгэст отель аква-соль курорт Хайдусобосло Отель
62.17kb.
Биография: 1970-77 Учёба на медицинском факультете в университетах Тюбингена, Штутгарта и Фрайбурга 11/1977 Государственный экзамен
22.59kb.
Приложение 1 Задача №1 На автостоянке стояли машины. На первом этаже было в 3 раза меньше машин, чем на втором. После того, как со второго этажа уехало 6 машин, а 12 машин приехало на первый, машин на этажах стало поровну
31.19kb.
II. Античная литература
1384.9kb.
Свиридов А. В. 1971. Перфокартный политомический ключ для определения чешуекрылых (Lepidoptera) агробиостанции Чашниково Московской области
447.55kb.
Программа : 25 Методы и проблемы математической и вычислительной физики Руководитель программы: проф. В. С. Буслаев
13.02kb.
Социологический подход в изучении раннего христианства: 1970-1980 гг
114.53kb.