Главная страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл



МІНІСТЕРСТВО ОСВІТІ І НАУКИ УКРАЇНІ

КРІМСЬКИЙ ГУМАНІТАРНІЙ УНІВЕРСИТЕТ

ІНСТИТУТ ФІЛОЛОГІЇ, ІСТОРІЇ ТА МИСТЕЦТВ

КАФЕДРА ФІЛОСОФІЇ ТА СОЦІАЛЬНИХ НАУК

РЕГІОНАЛЬНИЙ ЦЕНТР ВИЩОЇ ОСВІТИ ІНВАЛІДІВ

КОНТРОЛЬНА РОБОТА І МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ
з дисципліни “ЛОГІКА”
Для студентів заочної форми навчання

ЗАТВЕРДЖЕНА


на засіданні кафедри

філософії

Протокол № 1 від 31.08.11.

Ялта - 2011


Перечень контрольных работ студентов

заочной формы обучения
Цели и задачи: закрепление учебного материала с помощью комплекса заданий, носящих как теоретический характер, так и практический. Практическая часть заключается в решении логических задач. Данный комплекс охватывает тематику всех содержательных модулей.

Контрольная работа содержит 20 вариантов, каждый вариант включает 11 заданий.



Методические рекомендации: выбор вариантов осуществляется по номеру в списке.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1

Теоретические задания

  1. Роль существенных и несущественных признаков в образовании понятия.

  2. Дайте определение «сложному суждению». Установите виды сложных суждений.

Практические задания

1. К данным понятиям подберите подчинённые и подчиняющие понятия:

- Конфета, радость, стол, Германия, постель, семейство саблезубых, хит-парад.

- Государство, парламент, уссурийские тигры, воронежские девчата, грибы, море, мозаичный пол, гвардия.



2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- «Социальная справедливость», не красный снег, туалетный утёнок, Северный ледовитый океан, Гиперборея, снежный человек Ети, «Юридическое лицо», университет.

«Источник права», ушастость, Гибралтар, «Законность», ушастый депутат, маленький Мук, горы, кухня, глазастый врач;

3. Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями

- «Правонарушение, должностное преступление, халатность, адвокат, человек»

«Министерство, ВУЗ, Учебное заведение, Университет, Школа, Завод»;

«Оружие, финский нож, огнестрельное оружие, пистолет, топор, изделие»



4. Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части:

- «Науки делятся на естественные, технические, общественные и юридические»;

- «Договора делятся на справедливые, несправедливые и безвозмездные»;

5. Определите вид суждений по объёму субъекта, укажите кванторное слово, субъект, связку, предикат

- Этот автомобиль – сильно разбит

- Очень немногие люди могут шевелить ушами

- Некоторые мамы учатся в КГУ

- Ни один муфлон не зайчик

- Все дети любят играть со спичками

- Этот ребёнок поджёг дом

6. Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Ни что не существует беспричинно», «Исполнительные документы, по которым истёк срок давности, судом в производство не принимаются»;

- «Не существует абсолютной повторяемости явлений», «Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого»;

7. Определите вид суждений по объединённой классификации количества и качества, найдите субъект, предикат, квантор и связку

- Шведы – потомки викингов;

- Многие люди – славяне;

- Розы имеют красный цвет;

- Шахтёры не имеют противогазов;

- Не многие люди действительно живут;

- Некоторые императоры не имеют легитимности;

8. Определите вид суждений исходя из видов модальности

- Возможно, дома будет скандал, если я не вынесу мусор;

- Действительно идёт дождь, ноги-то мокрые;

- Студентам необходимо повысить стипендию;

- Разрешено иногда кричать, если тебя бьют;

- Запрещено совать пальцы в розетку;

- Иногда покупатель вправе потребовать от продавца лицензию;

9. Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

- «Содержание и воспитание детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения, возлагается на государство»;

- «Если сегодня выпадет снег, то это парализует движение автотранспорта».



10. Установите отношения между суждениями по логическому квадрату

- Ни один человек не видит своих ушей;

- Некоторые люди видят свои уши;

- Некоторые яблоки – кислые;

- Некоторые яблоки не кислые;

- Все львы любят покушать мяска;

- Ни один лев не любит покушать мяска;

- Некоторые пельмени не являются съедобными;

- Некоторые пельмени являются съедобными;

11. Правильно ли построены такие силлогизмы, и по каким фигурам составлены:

А) Помидоры съедобны;

Огурцы – не помидоры

----------------------------------

Следовательно, огурцы не съедобны.

Б) Летучие мыши летают;

«летучая мышь» - оперетта

------------------------------------

Некоторые оперетты летают.

В) Критяне – лжецы;

Эпименид – критянин

------------------------------------

Эпименид – лжец.
Вариант 2.

Теоретические задания


  1. Определите и охарактеризуйте основные логические приёмы образования понятий.

  2. Определите и охарактеризуйте виды суждений по объединённой классификации количества и качества.

Практические задания

К данным понятиям подберите подчинённые и подчиняющие понятия:

- Министерство, город, порок, заяц, Москва, компьютер, автомобиль.

- Острова Эллады, театр, Спарта, гроза, орёл, вагон, Сезябск (посёлок в России).

- Окорока, мусор, килограммы стараний, Транссибирская магистраль, календарь, сезон, музыка.



Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- «Судья», синий, «Следователь», бездарность, «Депутат», мошенник, «Гуманизм», Волгоград, некрасивая не девушка, аморальный судья.

- Советский союз, подозрительный отдыхающий, Курилы, Телемилитрямдия, пупок, Двина, дымок, ополчение, Просвещение.

- Удивлённый матрос, индеец, морская капуста, желание, издевательство, петроглиф, алфавит.



Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями

«Человек, учёный, общественный деятель, юрист»,

«Дипломат, посол, консул, служащий, любитель музыки»;

«Человек, родители, сын, отец, мать, физкультурник»,

«Новый Год, Снегурочка, Дед Мороз, артист, праздник, доярка, кот Вася»

Укажите в каких задачах произведено деление понятий, а в каких – расчленение целого на части:

- «Люди делятся на мужчин, женщин и детей»;

- «Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные».

Определите вид суждений по объёму субъекта, укажите кванторное слово, субъект, связку, предикат.

- Некоторые поэтессы учатся в КГУ;

- Ни один мальчик не девочка;

- Все историки проходили практику в археологической экспедиции;

- Некоторые финансисты учились в КГУ;

- Этот автомобиль дешевле лошади;

- Все сувениры сделаны в Харькове;

Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Законность – неотъемлемая часть демократии», «Севернее островов Новой земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа»;

- «Ярославль южнее Вологды», «В атмосфере Юпитера нет кислорода».

Определите вид суждений по объединённой классификации количества и качества, найдите субъект, предикат, квантор и связку.

- Некоторые эпикурейцы достойны называться философами;

- Рим – вечный город;

- Красный человек – действительно покраснел;

- Это вино придаёт веселье сердцу;

- Этот мир – жесток по отношению к кошечкам;

- Ленин не Троцкий;

Определите вид суждений исходя из видов модальности:

- Кто-то всё-таки обязан выплатить зарплату;

- Каждый должен следить за своими эмоциями;

- Пассажиры автобуса верили, что доедут до дома;

- Судя по трещинам в стенах, жильцы дома знали, что упадёт потолок;

- Плохо, что чашечку чая сегодня в постель ни кто не принесёт;

- Хорошо, что хоть замечательный мужик есть;

Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

- «Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения граждан в порядке, установленном законом»;

- «Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения или прекращением дела, или направлением дела в суд для разрешения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера»;

Установите отношения между суждениями по логическому квадрату

- Все родители – любят своих детей;

- Некоторые родители не любят своих детей;

- Некоторые коты являются домашними;

- Все коты являются домашними;

- Некоторые студенты не получают стипендию;

- Ни один студент не получает стипендию;

- Все люди состоят из плоти;

- Ни один человек не состоит из плоти;

- Ни один лётчик не космонавт;

- Некоторые лётчики являются космонавтами;

- Некоторые готы служили в римской армии;

- Все готы служили в римской армии.

Определите вид умозаключений, правильно ли построены и какие ошибки допущены.

А) Если падает снег, то становится теплее;

На улице стало теплее

-----------------------------------

Значит, выпал снег.
Б) Если бы я вытащил Луну, то Луна была бы на небе;

Луна на небе

----------------------------------

Следовательно, я вытащил Луну.


Вариант 3.

Теоретические задания

  1. Дайте определение модальности, охарактеризуйте её виды и классификацию суждений по модальности.

  2. Соотношение понятия и слова.

Практические задания

Подберите понятия находящиеся в отношении пересечения к данным:

- Магазин, радист, бумагомаратель, физкультурник, крючкотворец, муж, любовник, овца, котёнок.

- Пижама, мусор, Ялта, сосна, мальчик, песня, солнце, мечта, кукла Маша.

- Инженер, футболист, гаечный ключ, зубочистка, продавец, Джеймс Бонд, Мальборо.



Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- Советский союз, подозрительный отдыхающий, Курилы, Телемилитрямдия, пупок, Двина, дымок, ополчение, Просвещение.

- Удивлённый матрос, индеец, морская капуста, желание, издевательство, петроглиф, алфавит.

Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями

«Сковородка, посуда, пригоревшая сковородка, горшочек, ослик Иа, шарик»

«Студент, должник, ВУЗ, Петя, лаборант, вдохновлённый попутчик, экзистенциалист»

«Бог, Рай, Свет, ангел, Архангел Михаил, счастье, лицемер»

«Девушка, дама с собачкой, блондинка, укладчица рельсов, деспотичный начальник»

Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

- «Грабёж – похищение индивидуального имущества граждан»;

- «Халатность – невыполнение лицом своих производственных обязанностей»;

- «самоуправство – это самовольное совершение лицом каких либо действий»;

- «Бытовое убийство – это убийство бытовыми приборами»;

Определите вид суждений по объёму субъекта, укажите кванторное слово, субъект, связку, предикат

- Всё мороженое – холодное;

- Не многие лётчики – падают с крыш;

- Некоторые планеты являются красными;

- Все люди – смертны;

- Некоторые военнослужащие – воевали в Афганистане;

- Тихий океан является самым большим.

Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Поэт в России больше чем поэт», «Мораль возникла раньше права»;



- «Верденская битва произошла раньше сталинградской», «духов нет без мескалина»;

Определите вид суждений по объединённой классификации количества и качества, найдите субъект, предикат, квантор и связку

- Каждый охотник знает, где сидит фазан;

- Этот триллер – клонит ко сну;

- Человек – Божье Творение;

- Не каждый воин – безжалостен;

- Оборонявшие брестскую крепость – заслуживают почтения;



Определите вид суждений исходя из видов модальности

- Запрещено совать пальцы в розетку;

- Иногда покупатель вправе потребовать от продавца лицензию;

- Кто-то всё-таки обязан выплатить зарплату;

- Каждый должен следить за своими эмоциями;

Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

- «Лицо не несёт ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определён законодательством»;

- «Лица, которые умышленно уничтожают, и разрушают памятники культуры, охраняемые государством, привлекаются к уголовной ответственности».

Установите отношения между суждениями по логическому квадрату

- Некоторые студенты не получают стипендию;

- Некоторые студенты получают стипендию;

- Все люди состоят из плоти;

- Некоторые люди состоят из плоти;

- Ни один лётчик не космонавт;

- Все лётчики являются космонавтами;

- Некоторые готы служили в римской армии;

- Некоторые готу не служили в римской армии.

Определите вид умозаключений, правильно ли построены и какие ошибки допущены.

А) Движение вечно.

Хождение по университету – движение.

----------------------------------------------------

Хождение по университету вечно.
Б) Все учебные аудитории нуждаются в проветривании.

Эта комната не является учебной аудиторией.

-------------------------------------------------------------

Эта комната не нуждается в проветривании.


Вариант 4.

Теоретические задания

  1. Охарактеризуйте виды суждений по содержанию предиката.

  2. Содержание и объём понятия. Отношения между понятиями.

Практические задания

Подберите понятия находящиеся в отношении подчинения к данным:

- Утёнок кря-кря, пи-пи мышка, зайчик Катя, грибной день, дом, танец, шейка.

- Красное дерево, кролик, крот, крепость, пасть, крошка, крышка, крик.

- Кругосветный круиз, краснокожий матрос, Красное море, крабы, икра, лосось, кальмар.

- Красная книга, красный крест, крокодил, кружева, кровля, криминалист, кристалл.

Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- Река Учан-су, бережный мальчик, столб, Ялта, столица, кошка, жена, безвозмездно.

- Лес, враг, артиллерия, Карфаген, незнакомец, шпион, глупость, тёмное озеро.

- Рассредоточение, северный ветер, чакра, мазохист, глубокий лес, поэт А.С. Пушкин, слякоть, инопланетный гость.

- Яблоко, змей-искуситель, Ева, красный камень, радость, Москва, звезда.

Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями:

«Начальник, умывальников начальник, мочалок командир, рядовая мочалка, Донна Роза, проснувшийся гость, мочалка»;

«Шпион, Штирлиц, бабушка Дуня, любитель покушать, танкист, танк»;

«Пионер, маршрутчик, путевой обходчик, мальчик Саша, уставший сосед, пёсик Бобик»;

«Мальчик, поросёнок, маленький мальчик, маленький поросёнок, большая свинья, замечательный мужик, Геленджик, Мишенька».

Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

- «Разбой – открытое хищение чужого имущества с применением насилия или его угрозы»;

- «Правовое государство – это государство», «Термометр – прибор для измерения температуры»;

- «Инкриминирование – предъявление обвинение в совершении какого либо преступления».



Определите вид суждений по объёму субъекта, укажите кванторное слово, субъект, связку, предикат:

- Не многие коровы – дают молоко

- Вся колбаса – сделана из сои

- Шашлык – блюдо горцев

- Глубокий лес – источник дров

- Эти греки – опять придумали велосипед

- Каждый студент – ждёт выходных

Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Это предмет много весит», «грибы не растут в пустыне»;

- «Любовь сильнее гордости», «на крышечке надпись – спробуй ще!»;

- «Варвара – женщина с аппетитом», «пупок ниже подбородка»;

- «Божественное провидение есть», «Крым – красивее Калифорнии».

Определите вид суждений по объединённой классификации количества и качества, найдите субъект, предикат, квантор и связку:

- Некоторые бегуны не бегают на руках;

- Не многие люди слушают «Шансон»;

- Физкультурник – отец троих детей;

- Не многие блондинки действительно блондинки;

- Каждая жизнь не является игрушкой.



Определите вид суждений исходя из видов модальности:

- Пассажиры автобуса верили, что доедут до дома;

- Судя по трещинам в стенах, жильцы дома знали, что упадёт потолок;

- Плохо, что чашечку чая сегодня в постель ни кто не принесёт;

- Хорошо, что хоть замечательный мужик есть;

- Действительно Маша уронила в речку мячик.



Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

- «Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать или распространять информацию устно, письменно, либо иным способом – по своему усмотрению»;

- «Умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, - наказывается исправительными работами на срок до одного года, или штрафом от 30 до 80 мин. зарплат, или общественным порицанием».

Установите отношения между суждениями по логическому квадрату:

- Все войны вызывают страдания;

- Некоторые войны не вызывают страданий;

- Ни одна война не обходится без жертв;

- Некоторые войны обходятся без жертв;

- Некоторые греки – философы;

- Некоторые греки не являются философами;

- Все египетские пирамиды – противостоят времени;

- Ни одна египетская пирамида не противостоит времени.

Определите вид умозаключений, правильно ли построены и какие ошибки допущены:

1. Все абитуриенты сдают экзамены.

Иванов сдаёт экзамены.

-----------------------------------------------

Иванов – абитуриент.
2. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Санкт-Петербург не находится за полярным кругом.

-----------------------------------------------------------------------

В Санкт-Петербурге не бывает белых ночей.

3. Если человек имеет повышенную температуру, то он болен.

Данный человек не имеет повышенной температуры.

---------------------------------------------------------------------------------

Данный человек не болен.


Вариант 5.

Теоретические задания

  1. Логическая структура суждения. Виды суждений по объёму субъекта.

  2. Определение и деление понятий.

Практические задания

Подберите понятия находящиеся в отношении подчинения к данным:

- Красота, крыса, кража, краски, крестьянка, крупа, кровь, крестовый поход.

- Круг, крематорий, кровопускание, любовь, кратер, огонь, друг.

- Электропровод, фуражка, инопланетный гость, вечерний чай, вода, трава Девясил.

- Бермудский треугольник, берёза, трава Татар-чай, дубовая кора, плов, Жанна Фриске, кошка.

Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- Май, цветы, пчёлы, солнышко, тепло, Чёрное море, девушки, красноармеец.

- Зимний сад, дремучий лес, враги, землянка, фея, надежда, неразумность.

- Красная шапочка, пирожки, голодный волк, дом, Левиофан, страх, трусливость.

- Быстрая бабочка, мысли, скорость улитки, Махаон, подстрекатель, дровосек, Север.

Представьте с помощью круговых схем отношения между понятиями

«Мышата, грибы, пи-пи мышка, деликатес, замечательный мужик, еда, колбаса Краковская».

«Шоу – Поле Чудес, Якубович, буква, подарок, человек, автомобиль, радость, вода».

«Мышата, грибы, пи-пи мышка, деликатес, замечательный мужик, еда, колбаса Краковская»

«Шоу – Поле Чудес, Якубович, буква, подарок, человек, автомобиль, радость, вода»

«Картина, картина репина, холст, рисунок, художник, творение, краски».



Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение):

- «Правоспособность – способность иметь права», «Разбой – это разбойное нападение»;

- «Количество – характеристика предметов с количественной стороны»;

- «Если Бог существует, то он существует».



Определите вид суждений по объёму субъекта, укажите кванторное слово, субъект, связку, предикат.

- Гора не является впадиной

- Каждый уважающий себя мужчина не обидит женщину

- Этот Титаник скоро потонет

- Некоторые дети являются непослушными

- Не многие люди имеют ясновидение.



Определите вид суждения по содержанию предиката:

- «Миры указанные Д. Бруно учёные подтвердили», «во рту имеются зубы»;

- «Харьков западнее Белгорода», «человеку присуща глупость»;

- «Рим – вечный город», «Февральская революция произошла раньше Октябрьской»;

- «Вред от курения существует», «жираф длиннее зебры».

Определите вид суждений по объединённой классификации количества и качества, найдите субъект, предикат, квантор и связку:

- Мистер Холмс не прейдёт сегодня расследовать убийство, так как ему лень;

- Каждая лошадь не является ослом;

- Некоторые военнослужащие находились в подвалах и боялись;

- Некоторые водители – обязательно выживут;

- Некоторые депутаты не являются образованными.



Определите вид суждений исходя из видов модальности:

- В Украине может быть разработан новый налоговый кодекс;



- Тётя Галя сегодня испекла действительно вкусный пирог;

- Маруся может сегодня испечь пирожки;

- Васе обязательно надо съесть хоть один пирожок;

- Васе необходимо съесть пирожок;



Установите вид сложного суждения, укажите его части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки:

- «Порядок рассмотрения споров между работником и администрацией предприятия, учреждения, организации по поводу установления изменений условий труда определён трудовым законодательством»;

- «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а так же подвергнут уголовному наказанию, не иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

Установите отношения между суждениями по логическому квадрату:

- Ни один камень не является живым;

- Все камни являются живыми;

- Некоторые музыканты не фальшивят;

- Все музыканты – фальшивят;

- Все продукты являются товаром;

- Некоторые продукты являются товаром;

- Ни одна страна не будет вести переговоры с террористами;

- Все страны будут вести переговоры с террористами;

- Некоторые страны Ближнего Востока – погрузились в смуту;

- Некоторые страны Ближнего Востока не погрузились в смуту.

Определите вид следующих умозаключений, составьте их схему.

А) Всё, что развивает интеллект, полезно.

Книги по логике развивают интеллект.

Книги по логике полезны.

Учебник логики – книга по логике.

------------------------------------------------------

Учебник логики полезен.
Б) Всё, что способствует знакомству ребёнка с окружающей средой, необходимо.

Игра способствует знакомству ребёнка с окружающей средой.

Значит, игра необходима.

Дидактическая игра есть игра.

Значит, дидактическая игра необходима.

Музыкальная игра есть вид дидактической игры.

--------------------------------------------------------------------------------

Музыкальная игра необходима.


Вариант 6.

Теоретические задания

  1. Охарактеризуйте виды понятий по объёму и содержанию.

  2. Общая характеристика умозаключения.

Практические задания

Подберите понятия противоположные или противоречащие данным:

- Брак, счастье, мальчик, Западная Европа, муж, продавец женщина, воля, дождь.

- Северная Корея, левый глаз, первичный экстаз, мука, эскадра, законный, легальный бизнес, демократичная газета.

- Грех, слёзы, Север, Свобода, Блаженство, Луна, Южная Столица (Ялта).



Дайте полную логическую характеристику понятиям:

- Не дело, проснувшийся медведь, мост, Северный полюс, бессмертный Кощей, ром, Чатырдаг.

- А.П. Чехов, герой женских грёз, принц, Восточная Пруссия, месяц, домовой Кеша, разница.

- Святость, Ксения Собчак, двор, хромая собака, живая муха, кухня, мультик.

- Удивлённый матрос, индеец, морская капуста, желание, издевательство, петроглиф, алфавит.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Контрольна робота І методичні рекомендації з дисципліни "логіка" Для студентів заочної форми навчання
643.72kb.
Методичні матеріали для самостійної роботи студентів
268.58kb.
Донецький національний університет Кафедра Комп‘ютерних технологій
171.34kb.
Власт и политика по учебната дисциплина
123.68kb.
Дипломна робота на тему психологія залежної поведінки та психокорекція залежності
655.39kb.
Боевой робот рра (Робот Российской Армии) защитник родины нового поколения
40.22kb.
Ошибки, возникающие вследствие неправильного отбора пробы, в дальнейшем исправить нельзя
526.2kb.
Установка драйвера для «iBank 2 Key» для Windows
22.97kb.
По Российскому законодательству электронная подпись необходима для работы на электронной торговой площадке: для самостоятельной регистрация на площадке; для подачи заявки на проведение торгов
28.63kb.
Энциклопедия Моддера: Магия света
78.29kb.
Модель предназначена для начинающих авиа­моделистов, а так же для поклонников «прогулочно­го» стиля полетов
53.38kb.
Аппараты. Настольные кулеры для воды идеально подходят для использования в домашних условиях, поскольку их габариты значительно меньше напольных моделей. Напольные кулеры для воды обладают рядом преимуществ
12.37kb.