Главная страница 1

Тема урока: Крымская война 1853-1856 гг.

Урок обобщения и систематизации знаний



Цели урока:
* раскрыть причины, ход, последствия Крымской войны; показать, что война дала толчок к последующей модернизации российского общества;

* воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли;

* развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

* развивать УУД – универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные
План урока:

1. Причины войны

2. Периодизация войны

3. Синопское сражение

4. Оборона Севастополя

5. Защитники Севастополя

6. Условия Парижского мирного договора
Оборудование: карта «Крымская война 1853-1856 гг.»; портреты Николая I, В.Корнилова, П.Нахимова, материалы презентации урока, контурные карты.

Предварительная подготовка: сообщения учащихся «Н.И.Пирогов», «Севастопольская панорама»

Ход урока
- В марте 2011 г. исполнилось 155 лет со дня окончания Крымской войны. В юбилейные даты принято не только давать оценку событию, но и извлекать из него урок .

Так вот: О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня?

На этот вопрос вы должны ответить в конце нашей встречи.

Фронтальный опрос:

- Что такое восточный вопрос, почему он обострился в середине XIX в.? - Каковы были причины Крымской войны?

- Из названных причин вытекает характер войны. Каков он?

- Сумел ли Николай I правильно определить возможных союзников и противников России? ( Не сумел, считал, что Россия быстро разгромит Турцию, а европейские страны не вмешаются. Сделал ставку на личные, династические связи. Не придал значения тому, что капитализм в Англии и Франции, даже в Австрии и Пруссии неуклонно развивается, и они будут искать новые рынки сбыта.)

- Мог ли Николай I в вопросах внешней политики опереться на толковых министров?

Да, но министром иностранных дел в ту пору был граф Нессельроде —«человек без собственного лица» - как о нем говорили современники. Весь

смысл своей жизни он видел в том, чтобы угадывать, куда склоняется воля

царя и спешно забегать вперед в требуемом направлении. Конечно, такой

министр не мог грамотно направить Николая I.

- Каких еще персонажей Крымской войны вы бы отнесли к лагерю

Нессельроде?

- Свои Нессельроде и Горчаковы есть, наверное, в любые эпохи. Что

порождало таких людей в XIX в.? Почему они боялись проявить инициативу?

- На какие периоды можно разделить Крымскую войну?

- На каких фронтах разворачивались основные события войны?

- Почему дела на Кавказе дела шли успешнее, чем в Крыму? (Русские

воевали только против турок, война на Кавказе шла уже давно, поэтому

офицеры не очень то следовали официальным воинским уставам, а солдаты проявляли ту самую инициативу, действуя по обстановке.

- Выполните задания к контурной карте. (отметить 10 объектов: Синоп,

Севастополь и т.д.)

- Обменяйтесь с соседом контурными картами, сверьте правильность

выполнения задания с экранной картой.

- Коротко расскажите о Синопском сражении, объясняя то, что мы увидим на экране.

- Синоп, как бич подхлестнул союзников. Именно после этой блестящей победы Англия и Франция вступают в войну. Начинает действовать Крымский фронт.

- Кто возглавил оборону Севастополя? И как укреплялся город?

- Прочтите документы в учебнике. Почему, высказывая несогласие с

решением главнокомандующего затопить корабли в Севастополе В.Корнилов

и П. Нахимов не только выполнили этот приказ, но и нашли слова для

подчиненных показывающие правильность этого решения?

(Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы , моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили

последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской

бухте — памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы — строгая, величественная колонна.

- О каком защитнике Севастополя историк Е.В.Тарле сказал такие слова: «за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться и забыл жениться»

Опустив биографические данные дайте характеристику Нахимову, как

человеку и флотоводцу.

- Среди защитников Севастополя был знаменитый хирург, бескорыстный человек — гуманист Николай Иванович Пирогов. Сделайте заголовок в тетрадях: «Хирург Пирогов, его открытия и заслуги» Слушая сообщение о нем, запишите несколько фраз: что он открыл и впервые использовал во врачебной практике

- Проверка задания.

- Вся передовая Россия гордилась тогда Севастополем. Имена героев, солдат и матросов были на устах у всей России. Умирая в далекой Сибири, декабрист Н. Бестужев с надеждой спрашивал: «Держится ли Севастополь?» - Приведите примеры мужества и героизма защитников Севастополя (Петр Кошка, Даша Севастопольская, дети, женщины Севастополя)

- Прочтите фрагмент письма Л.Н.Толстого - участника обороны Севастополя. Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны? (Мы восхищаемся защитниками Севастополя. Передовые Англия и Франция целый год были прикованы к этому городу, потому что, как сказал Лев Толстой «главным героем здесь был народ русский»)

- Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм русский, российский? Он какой? Особенный... укорененный, глубинный, не зависящий от политического строя. Он проявляется тогда, когда речь идет о Родине, о родной земле.

- На прошлом уроке, выясняя причины поражения России, мы составили таблицу «Состояние российской армии в период Крымской войны» Две графы мы уже заполнили: «Причины отставания российской армии» и «Следствия». Сегодня нужно заполнить третью графу, запишите ее название: «Пути преодоления отсталости России»

Состояние российской армии в период Крымской войны


Причины отставания

русской армии



Следствия

Пути преодоления отставания

1. Рекрутская система набора в армию

Невозможность быстро увеличить армию в случае необходимости. Большие расходы на ее содержание.

Отмена крепостного права.

Введение всеобщей воинской повинности

2. Отсутствие дееспособно е го геншаба

Стратегические ошибки.

Боязнь проявить инициативу



Дать гражданские свободы. Ограничить абсолютизм законом

3. Отсутствие железных

дорог. Войска рассредо

точены по всей стране


Много времени тратится на переброску войск, низкая маневренность войск.

Строительство железных дорог

4. В армии процветает

Пока показная строевая выучк



Слабая боевая подготовка

Реформа армии, разработка новых,

тактических приемов

5.Плохое техническое оснащение армии

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат

Техническое перевооружение армии

6. В армии процветали

воровство, произвол



Падение нравов. Ослабление

армии, государства



Борьба с бюрократией

Война обнажила отсталость России, стране нужны были реформы во всех сферах жизни.

- Дайте оценку условий Парижского мира.

- Известно, что в ходе обороны Севастополя, умирает Николай I. Стала ли Крымская война личной трагедией Николая I?

(... на глазах Николая I рушился порядок, поддержание и охранение которого, он считал делом всей своей жизни)

- Некоторые историки называют Крымскую войну предмировой. Правомерен ли такой взгляд?

(... думается, характер столкновения сразу нескольких стран в одном месте в восточном вопросе позволяет ее квалифицировать как предмировую.

- Вернемся к нашему первому вопросу: О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?

(Война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских,

английских, русских? )

Поэтому первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.

Второй урок — прозорливо, умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.

Третий урок — идти в нoгy со временем в социально-экономической

политике.



Четвертый урок — нельзя играть роль великой державы без глубокой,

последовательной модернизации общественного строя.

- Память о героической обороне Севастополя увековечена в названиях улиц, площадей, памятниках. Послушайте сообщение об уникальном памятнике —Севастопольской Панораме. (Рассказ ученика о монументальном памятнике батальной живописи, об истории созданиия панорамы, о художнике Рубо)

Рассмотреть фрагменты панорамы изображающих возвращающихся из

ночной разведки П. Кошки и Ф. Заики. Нахимов у бруствера. Даша

Севастопольская с коромыслом на плече, несущая воду защитникам

Севастополя. Панорама создает полное ощущение присутствия, как будто

зритель является реальным участником событий.

Подведение итогов.

- Комментирование оценок.



- Домашнее задание. Написать мини сочинение-рассуждение на тему:

« Истоки и особенности русского патриотизма»



Смотрите также:
Крымская война 1853-1856 гг
65.89kb.
Крымская война 1853 – 1856 г г. Оборона Севастополя
78.72kb.
Отмена крепостного права в России
64.44kb.
Плеханов Георгий Валентинович 1856, д. Гудаловка Тамбовской губ
114.05kb.
Б. Г. Тилак арктическая родина в ведах
6440.07kb.
Короткие истории из жизни известных химиков
151.13kb.
Да, действительно война ужаснейшее явление на Земле. Сколько жизней и сердец уносит она, мужей, сыновей и братьев. Для чего вообще нужна война
58.19kb.
Информационная война против российской оппозиции 2005-2010 годов
109.25kb.
Экскурсионно-развлекательный тур по Крыму «крымская кругосветка-2»
57.98kb.
Урок письма. Цели:  познакомить учащихся с традициями эпистолярного жанра
60.32kb.
Маленькая война большой политики. Ссср и США в войне в Корее 1950-1953 Маленькая война большой политики
193.52kb.
9 мая 2010г года вся наша страна будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне
240.94kb.