Главная страница 1

Логическая идея

(Газета «Зауральский стадион» № 13 от 05.05.11 г.)
Обучение младших школьников игре в шахматы должно сделать их умнее и успешнее в жизни.

Один из идеологов и руководитель рабочей группы областного пилотного проекта «Преподавание шахмат в системе начального общего образования «Интеллектуал Зауралья», вице-спикер Курганской областной Думы Марат Исламов рассказывает.

Марат Нуриевич, как родилась идея шахматного всеобуча в Курганской области?

— Идея того, что сегодня вылилось в проект с красивым названием «Интеллектуал Зауралья», подчеркиваю — интеллектуал, т.е. индивидуум, появилась 7-8 лет назад. Надо было каким-то образом повышать успеваемость школьников, организовать их досуг, убрать детей с улицы. И мне попалась публикация о том, как с этими же целями в Калмыкии начало развиваться шахматное движение. Его особенность в том, что это недорого, массово и эффективно. Но я долго не мог найти способ реализации этой идеи у нас в области.

В мае прошлого года я поделился мыслями о шахматных уроках с Борисом Куганом (в то время начальником главного управления образования Курганской области, ныне ректором ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий» — прим. авт.). Оказалось, что Министерство образования и науки РФ еще в начале 1990-х годов рекомендовало внедрить в школьное образование шахматы. Идею шахматного всеобуча активно поддержал губернатор Олег Богомолов. И нам этого было достаточно. Мы начали предметно обсуждать, осмысливать идею. Разработчиками проекта «Интеллектуал Зауралья» выступили Борис Куган, заместитель главы Сафакулевского района по социальным вопросам Николай Абрамов, начальник управления по социальной политике правительства Курганской области Сергей Руденко, первый заместитель начальника ГлавУО Эдуард Абрамов, директор МОУДОД ДООСЦ «Ладья» города Кургана Владимир Предеин и заслуженный работник культуры РФ Валерий Паниковский.

Мы создали рабочую группу, куда вошли кроме перечисленных коллег еще заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Курганской области Иван Гаста, директор ГОУДОД «Детско-юношеский центр» Александр Меркучев, заместители глав по социальным вопросам Альменевского и Щучанского районов Ренат Каримов и Евгений Захаров. Мы договорились перед тем, как внедрить проект на всей территории области, его обкатать. Вот почему появилось три пилотных района — Альменевский, Сафакулевский, Щучанский. Это мой избирательный округ, я с ними плотно работаю, мне там легче контролировать реализацию проекта. Более того, в Сафакулевском районе давние и глубокие шахматные традиции, на которые можно было опереться. Нам повезло, что есть в Курганской области активный пропагандист игры в шахматы Николай Абрамов, член рабочей группы. Из него, как из рога изобилия, фонтанировали идеи и предложения!

Первое заседание рабочей группы состоялось в июне 2010 года. А с 1 сентября мы запустили проект. При этом ответственность за его реализацию была возложена на глав районных администраций.

То есть изначально проект рассматривался больше как социальный, нежели спортивный?

— Только так. Вначале у родителей были настороженность, непонимание, что это такое, для чего это надо. Но когда мы разъяснили им суть проекта, получили полную поддержку населения.

Ведь на чем базируется проект «Интеллектуал Зауралья» и почему мы его так назвали? Доказано, что если ребенка заинтересовать и обучать азам игры в шахматы в младшем возрасте, до 11 лет, то он быстрее научится системно и логически мыслить. Именно в младшем возрасте. И это обучение обязательно должен проводить учитель начальных классов — в игровой форме и постепенно.

Спортсмены потом появятся. А наша задача была охватить всех учеников младших классов и научить их мыслить шахматными категориями.

Как учителя отнеслись к этой идее?

— У них тоже поначалу была настороженность, потому что большинство из них не умели играть в шахматы. Но это было и необязательно, поэтому пособие для учителя так и называется «Учу и учусь». Они просто должны овладеть методикой, по которой обучать детей.

Если проект запустить через шахматного тренера, то, считайте, мы дело погубим. И мы это красной нитью проводим — шахматы преподают учителя младших классов. На начальном этапе Владимир Предеин и Александр Меркучев специально в каждом районе провели двухдневные семинары для учителей, после которых все вопросы снялись.

Потом в районах прошли открытые уроки. Я видел, как детишки с огромным интересом идут на этот предмет и как они активно работают. На вопросы учителя -лес рук, каждый хочет ответить. Вот что значит умение правильно преподать учебный материал.

И дети становятся другими. На перемене, в любую свободную минуту они стараются шахматную доску разложить, поиграть — кто на подоконнике, кто в читальный зал идет...

Ведь сегодня жизнь, телевидение, компьютеры стали людей разъединять. А шахматы способствуют живому общению. Это очень важно. Для того чтобы обучать детей шахматам, в школе обязательно должна быть большая демонстрационная магнитная доска. Я каждой школе подарил такую доску. Районные администрации обеспечили все школы шахматами, главное управление образования — методической литературой и электронными учебными материалами. А, например, в альменевской школе организовали полностью оборудованный шахматный класс, где и проводят занятия.

То есть настолько далеко пошли школы друг за другом, увлекаясь, соревнуясь. И очень важно, что три пилотных района конкурируют, и мы видим, как развивается проект. Нарабатывается опыт, за которым с интересом следят все районы Зауралья.

Причем в каждом районе нашелся шахматный энтузиаст среди взрослых, этакий генератор проекта. В Альменево это Александр Бабиков, бывший глава района, он шахматный кружок ведет, в Сафакулево — Николай Абрамов, в Щучье —Артур Балачан. Они поддерживают интерес к шахматам и у детей, и у их родителей. И получается, что в проекте задействованы и заместители глав районов по социальным вопросам, и взрослые энтузиасты, и учителя начальных классов, и дети.

А какая роль в проекте отводится тьюторам?

— Для того чтобы начать развивать шахматное движение на всей территории области, в начале мая мы будем проводить двухнедельные курсы тьюторов* для специалистов из районных отделов образования. Они потом будут проводить обучающие семинары каждый в своем районе. И посредством тьюторов мы должны к 1 сентября 2011 года подготовить всех учителей младших классов к началу обучения шахматам. Это первое. Второе — в течение лета все школы будут обеспечены учебной и методической литературой, электронными материалами, дневниками шахматиста, демонстрационными магнитными досками. Администрациям районов останется закупить шахматные доски, но это недорого. Главное, что мы сегодня уже знаем, как проводить эту работу — методика и опыт есть.

И все-таки какой-то соревновательный стимул предусмотрен проектом? Любому ребенку важно показать, чему он научился.

— А вот в этом и прелесть программы обучения детей, что в нее заложен принцип соревновательности. Они привыкают бороться, стремиться к победе. Дети становятся другими — смелее, активнее, инициативнее. Соревнования идут постоянно, и не только между учениками. Мы организовали конкурс среди районных СМИ на лучшее освещение шахматного движения, в мае будем подводить итоги. ГлавУО проводит конкурс-соревнование среди учителей начальных классов по преподаванию шахмат. Сейчас идет конкурс «Папа + мама + школа + я = шахматная семья». Он проходит в три этапа: сначала в школе выявляют сильнейших шахматистов, потом в районе, а в октябре победителей ждут финальные областные соревнования в Кургане. Совместная игра сближает родителей и детей, и это уже воспитательный процесс.

Значит, через принцип соревновательности решаются и общеобразовательные, и воспитательные задачи?

— Конечно. А если нужны спортивные достижения — есть шахматные кружки, секции. Кроме того, на очередном заседании рабочей группы мы договорились с заместителем губернатора Курганской области по социальной политике Мариной Калугиной об открытии специальной шахматной смены в загородном лагере — лучшие шахматисты приедут отдыхать и продолжать соревнования. Опять же это новая дружба, общение и стимул для сверстников лучше учиться.

Хорошо ребенок играет в шахматы, значит, будет хорошо овладевать знаниями, у него будут лучшие карьерные перспективы. И не обязательно все будут инженерами и экономистами. Области нужны высококлассные механизаторы, рабочие.

Каких результатов вы ожидаете от шахматного всеобуча?

— Это долгосрочный проект, его результаты мы увидим не завтра, а через 5-10 лет. Через проект «Интеллектуал Зауралья» мы хотим сделать наших детей умнее, успешнее в жизни. Ведь это им в будущем развивать экономику Курганской области. Вот главная идеология, чего мы хотим и для чего мы это делаем. Поэтому губернатор охотно поддержал проект. Более того, Олег Богомолов дал поручение рассмотреть возможность ремонта шахматного клуба «Ладья» в Кургане. И мы попросили его о строительстве или подборе здания для Дворца шахмат. Это все реально, практически осуществимо.

Учитывая значимость проекта, мы проводим заседания рабочей группы каждый месяц. Она и дальше должна работать, потому что проект требует постоянного внимания, контроля, чтобы он вошел в нашу жизнь навсегда.

Александр Тетерин, Павел Стенников.



*Tutor в переводе с английского значит «домашний учитель, опекун». Это же слово, но в качестве глагола, переводится как «обучать, давать уроки, наставлять».



Смотрите также:
Логическая идея (Газета «Зауральский стадион» №13 от 05. 05. 11 г.)
64.42kb.
1. Газета «Московские ведомости». – 1798. №52-105
54.48kb.
Некоторые правила
82.85kb.
Г. Кишинев, стадион Зимбру Отборочные чм, Групповой этап, 1 Тур
72.87kb.
Г. Мбе, стадион Стад Мунисипать де Пумпумрей Чемпионат Мира, Групповой этап, 1 Тур
71.28kb.
Кроссворд по предмету "шахматной теории" на тему "Общий" По горизонтали
20.82kb.
Ибрагимова Альбина, Привалова Наталья
14.46kb.
Авиаград Жуковский (газета)
31.23kb.
Опасны ли изобретатели вечного двигателя? Газета «Республика»
65.16kb.
Современное традиционное обучение (ТО)
394.88kb.
Газета «Наш город Краснокамск» №41 от 12 октября 2012 г. Владимир Александрович Чествилов
33.22kb.
Перевод с английского создание волны обучение – путь к благополучию новая Идея
160.4kb.