Главная страница 1

Материалы XIV Международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011

УДК 327 (470.6)



ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИКАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федотов Давид Сергеевич

Армавирская государственная педагогическая академия

352901 г.Армавир, ул. Р.Люксембург, 159 

E-mail: dav7700@yandex.ru


Каспийско-Черноморский регион, будучи в силу многих причин одним из наиболее слабых звеньев российской государственности от первой кавказской войны XIX века и до наших дней, после распада бывшего СССР и существенного ослабления, а то и полного уничтожения существовавших здесь многие годы политико-экономических условий жизни, системы органов и инфраструктуры управления, внутренней и внешней безопасности стал чрезвычайно уязвимым не только от любых внутренних неурядиц и конфликтов, а также внешнего вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Геополитическая обстановка для России в кавказско - каспийском регионе остается весьма сложной. Россия теряет стратегическое пространство на южном направлении. Речь идет о переделе в Закавказье сфер влияния, в результате чего позиции России ослабевают, а Запада последовательно усиливаются. Нефтяные проекты в зоне Каспия привлекли внимание западных держав и в первую очередь США, которые объявили регион, где раньше доминировала Россия, зоной своих стратегических интересов. Причем, присутствие мировых держав в регионе явно перестает быть сбалансированным, и преимущество США становится подавляющим. Сказанное означает, что возникающая ситуация неизбежно порождает столкновение не только экономических, но также политических и военно-стратегических интересов. Регион становится ареной длительного и острого противоборства интересов различных, в том числе нерегиональных государств. Серьезным фактором, отрицательно влияющим на региональную стабильность, остается неурегулированность существующих конфликтов (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах), а также сохраняющаяся вероятность возникновения новых конфликтных ситуаций, основанных на межнациональных, этнических, религиозных противоречиях [6; 2].

Мы видим, что набирают силу различные экономические, транспортные и военно-политические структуры типа ГУУАМ, формирующиеся на антироссийской основе и в противовес России, опирающиеся на влияние и поддержку западных держав.

Закавказье стало эпицентром столкновения разнонаправленных сил. Именно здесь, а также на пространстве за Каспием, по мнению аналитиков, формируется конфликтная зона между Турцией и Ираном. Соревнование между этими двумя державами за господство и влияние в регионе грозит со временем вылиться в широкомасштабный региональный конфликт между тюркской и арабо-иранской этнокультурными общностями. Серьезным дестабилизирующим фактором продолжает оставаться Афганистан.

Идет формирование "тюркской дуги", где Азербайджану на постсоветском пространстве отводится роль ключевого звена, соединяющего Турцию с мусульманским центральноазиатским регионом. Реализация этого проекта, несомненно, усилила бы Турцию как региональную державу, превратила ее в мощный центр силы в этом регионе и реального противника России. В этом смысле Закавказье рассматривается как плацдарм для броска через Каспий в богатейшую природную кладовую - Центральноазиатский регион.

Мы можем наблюдать, что создаются невыгодные и даже опасные для интересов России альтернативные транспортные коридоры, связывающие через кавказский регион Азию и Европу, изолирующие Россию от важных мировых коммуникаций и основных грузопотоков. А в прибрежных районах и на акватории Каспийского моря складывается критическая экологическая ситуация, которая создает угрозу населению, экономике, уникальной и уязвимой природной среде этого региона. Угроза исходит от негативных последствий резких подъемов уровня Каспийского моря, но главным образом от активизации нефтедобывающей деятельности на Каспии, что приводит к стремительному истощению природных ресурсов и деградации природной среды в регионе.

Следует ожидать, что под воздействием указанных и других техногенных и природных факторов на фоне непринятия адекватных мер в регионе могут произойти значительные негативные социально-экономические изменения, существует угроза региональной экологической катастрофы. При этом следует подчеркнуть, что в деятельности участников нефтегазодобычи на Каспии, в первую очередь внерегиональных, как показывают мировой опыт и практика, будет преобладать потребительское и хищническое отношение к природным ресурсам и окружающей среде Каспия и прилегающего региона.

Таким образом, кризисные тенденции в политической, социально-экономической, демографической, экологической ситуации в рассматриваемом регионе представляет вполне определенную угрозу национальным интересам и безопасности России, что требует коренного пересмотра несбалансированной и хаотичной политики России в регионе, разработки взаимоувязанных, отвечающих фундаментальным интересам страны направлений, осуществления обоснованных практических мер в рамках этой политики, направленных на решение главной стратегической задачи: сохранение мира и стабильности в регионе, укрепление дружбы и сотрудничества между Россией и прикаспийско-закавказскими государствами на основе взаимного учета интересов и ответственности за будущее наших народов.

В то же время рассмотрение ситуации в целом оставляет для России надежду на то, что при соответствующих условиях и взвешенных подходах удастся не только сохранить, но вернуть и нарастить утраченные нами позиции и влияние в кавказско - каспийском регионе, минимизировать те вызовы и угрозы для национальных интересов и безопасности, которые уже сформировались и еще будут возникать на этом геостратегическом направлении [1; 3].

Реализация геополитических, геостратегических целей России в кавказско - каспийском регионе предполагает, прежде всего, умение управлять системами национальных интересов государств региона таким образом, чтобы они не только не выходили за рамки государственных интересов нашей страны, но и в максимальной степени соответствовали им [4; 5].

При этом, как минимум, должна быть определена и разработана система российских приоритетов в государствах кавказско - каспийского региона как части общенациональной политики с учетом всего многообразия и особенностей кавказской действительности. Такая система в целостном виде в настоящее время отсутствует. Принимаемые хаотичные решения нередко далеки от государственных интересов, поскольку в высших эшелонах власти и отдельных ее ветвях существуют весьма различные представления о приоритетах и способах их реализации. Отсюда подходы различных ведомств порой кардинально отличаются и друг от друга, и от политики государства.

Будем надеяться, временную потерю государством прежних позиций в кавказско - каспийском регионе, последовательно и тщательно оберегая и наращивая то, что осталось, необходимо спокойно перейти к активным и прагматическим действиям во всех сферах и структурах политики, экономики и безопасности.

Серьезным аргументом кавказско - каспийской политике России становится сфера энергетики, продуманная и единая энергетическая политика, поставки в Закавказье российских энергетических ресурсов, которые для современной Армении, Азербайджане и Грузии имеют жизненно важное, а во многом и политическое значение. Подобный рычаг воздействия, которым не располагают ни США, ни Турция, как представляется, позволит сохранить и закрепить закавказские государства в сфере российского притяжения.

Важным остается использование традиционных исторических связей России с закавказскими республиками, растущих в государствах Закавказья настроений в пользу возврата к прежним социальным ценностям и на этой основе - восстановление устойчивых дружественных тенденций среди различных слоев населения по отношению к России как государству - защитнику малых народов. При отсутствии серьезных экономических рычагов влияния особый смысл приобретает более широкое использование российской национальной культурной, образовательной и информационной инфраструктуры, поддержка и усиление экономического и политического влияния, к сожалению, неумолимо сокращающейся, русской диаспоры, российских соотечественников в этих странах.

Целесообразно формирование с участием России системы транспортных, коммуникационных, торговых, энергетических, информационных, инфраструктурных, гуманитарных проектов, позволяющих "связать" ближайших южных соседей интересом своего участия в них. В этой связи целесообразно рассмотрение полноправного участия России в реализуемых или предполагаемых региональных проектах с перспективой лидерства в них. Важно приобретение в государствах Закавказья объектов недвижимости, особенно в энергетической сфере.

Важно повышение роли России в разблокировании региональных конфликтов. Имеется в виду активизация роли России в Минской группе по урегулированию карабахского вопроса, недопущение утраты российской инициативы в урегулировании грузино-абхазского конфликта и его перехода полностью под эгиду ООН или НАТО, исключение возможности развития в зоне интересов России на Кавказе предпосылок для сценариев, аналогичных боснийскому или косовскому.

Поощрять развитие торгово-экономического сотрудничества, в том числе за счет активного подключения субъектов РФ, оказывать поддержку в такой жизненно важной сфере как энергетика, совершенствовать опыт использования взаимовыгодных грузопотоков, в том числе за счет льготной тарифной политики. Расширять рамки гуманитарной помощи, прежде всего в отношении наших соотечественников, стимулировать приобретение в российскую собственность различных объектов недвижимости. Активизировать разнообразные сферы совместной деятельности в приграничных зонах, а также в рамках широкого взаимовыгодного взаимодействия с субъектами РФ.

В рамках стратегии на отстаивание геополитических и военно-стратегических интересов России в Закавказье одним из направлений является политика продуманного и взвешенного военного и военно-технического сотрудничества с государствами региона с учетом необходимости соблюдения соответствующего баланса. Необходимы усилия дипломатии по снятию претензий Баку по якобы незаконным поставкам оружия Еревану, состыковке мер укрепления доверия, безопасности, снижению уровней военного противостояния.

Особое внимание должно быть уделено Северному Кавказу, поскольку в настоящее время угроза безопасности России и ее национальным интересам в целом может возникнуть не столько из-за взаимоотношений с республиками Закавказья, сколько из-за угрожающе кризисного развития ситуации в северокавказском регионе. Поэтому возрастает значение применения общих усилий для прекращения и недопущения внутренних вооруженных конфликтов на этнической и религиозной почве, для устранения проявлений агрессивного национализма, религиозного экстремизма, ущемления прав коренных малых народов, которых на Кавказе немало. Необходимо исключение деятельности внешних деструктивных сил на российском Кавказе, принятие упреждающих мер для пресечения различного рода терроризма, в том числе международного, распространения оружия, контрабанды наркотиков и других международных преступлений. Целесообразно обсудить подходы и приступить к выработке модели устойчивого развития Кавказа как региона стабильности, безопасности и сотрудничества, а также разработке механизмов по урегулированию и недопущению конфликтов на религиозной и этнической основе.

В этом плане представляется продуктивным налаживание диалога и сотрудничества между культурами и религиями данного региона, восстановление и развитие культурных и конфессиональных связей христианства и ислама.

Генеральная линия российской дипломатии на Каспии должна базироваться на следующих фундаментальных позициях:

- судьбу Каспия должны решать только прикаспийские государства;

- до принятия новых соглашений остаются незыблемым режим Каспия в том виде, в каком он предусмотрен Договорной системой 1921 и 1940 гг.;

- во главу угла должна быть поставлена реализация каспийскими странами единой политики ресурсопользования в рамках договоренностей только между ними.

Политику в кавказско - каспийском регионе необходимо вести таким образом, чтобы приоритет в любом случае был отдан, прежде всего, экологической, природоохранной стороне; в природоресурсной политике России приоритет мог бы быть отдан использованию не нефтяных, а рыбных ресурсов, имеющих для России высокую экспортную ценность; разведка и разработка нефтегазовых ресурсов не являются для России сколь-нибудь экономически значимыми в ближнесрочной или среднесрочной перспективе.

Необходимо исключить варварское извлечение нефти без соблюдения экологических норм и добиваться разработки соответствующих природоохранных нормативных документов и привлечения в случае необходимости международных природоохранных организаций, расширения, а не сужения каспийской заповедной зоны. Необходимо принятие неотложных коллективных мер по оздоровлению Каспийского, Черного и Азовского морей.

Библиографический список


  1. Захаров В.А. Арешев А.Г. Расширение НАТО в государства Закавказья: этапы, намерения, результаты. М, 2008. 67 с.

  2. Арешев А.Г. Политически мотивированные энергетические проекты и рост военно-политической напряженности в Закавказье// Аналитические заметки. 2007. №23. С.72-78.

  3. Григорьева Ю.Г. Проблемы прогнозирования конфликтов и северо­кавказские реалии: теоретические угрозы и прикладные вопросы// Аналитические записки. Конфликтный потенциал и процессы трансформации в Кавказском ре­гионе. М.: МГИМО-Университет; Центр Кавказских исследований, 2006. С. 18-39.

  4. Панин В.Н. Современные тенденции в кавказской геополитической экспансии//Евразийский проект: кавказский вектор: сб. науч. ст. Ростов н/Д: Изд. СКНЦ ВШ, 2005. С. 178-188.

  5. Dobaev I., Dugin A. Geopolitical Transformations in the Caucasian-Caspian Region // Central Asia and the Caucasus. Luleo. 2005. V. 5 (35).

  6. Gasanov M. The Caspian and the Caucasus in Russia's Geopolitical inter­ests: historical aspects // Central Asia and the Caucasus. Luleo. 2005. V. 1 (31).


Geo-strategic value of Caspian-Caucasian region FOR RUSSIA
David S. Fedotov
Armavir State Pedagogical University,159, Rosa Luxemburg str.,
Armavir, 352901, Russia 
The Caspian-Black Sea region, being owing to many reasons for one of the weakest links of the Russian statehood from the first Caucasian war of a XIX-th century and up to now, after disintegration of the former USSR and essential easing, and even utter annihilation of political-economical living conditions existing here much years, systems of bodies and an infrastructure of management, internal and external safety became extremely vulnerable not only from any internal disorders and conflicts, and also external intervention in internal affairs of the Russian Federation.
Рецензия-рекомендация

на статью Федотова Давида Сергеевича «Геостратегическое значение Прикаспийско-Кавказского региона для Российской Федерации»

Современная Россия находится в поиске своего места в мировом сообществе. Новые реалии состояния нашей страны в изменившейся системе международных отношений требуют переосмысления многих устоявшихся приоритетов ее внутренней и внешней политики, а также всестороннего комплексного анализа новых геополитических возможностей России. В свете последних событий в мировой политике энергетический фактор в международных отношениях начинает носить ключевой характер.

Статья посвящена анализу геополитической обстановки в кавказско-каспийском регионе и ее влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.

В работе проведен анализ потенциальных военных опасностей и реальных угроз, которые могут возникнуть перед Россией и где главным геополитическим фактором угрозы являются США и НАТО, которые сегодня становятся глобальной военно-полицейской структурой монополярного мира, увеличивая как военные, так и невоенные средства геополитического воздействия. Серьезным аргументом кавказско-каспийской политики России становятся сфера энергетики, которая сегодня играет одну из важных ролей в мировых экономических взаимоотношениях. А значение региона, как одного из крупнейших в мире по энергетическим и транспортным составляющим определяет включение таким мировых игроков как США, НАТО и ЕС.

Статья отличается научным лаконизмом и хорошей смысловой компоновкой, отвечает требованиям научного анализа, содержит необходимый библиографический аппарат.

Рекомендую работу соискателя Федотова Давида Сергеевича для публикации.

Профессор кафедры политологии и

социально-экономических дисциплин

Армавирской государственной педагогической академии,



д.п.н. Вартумян А.А.



Смотрите также:
Материалы XIV международной конференции молодых ученых «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии». Пермь, 2011
109.77kb.
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф», 28 апреля 2011 г
101.17kb.
Дисциплины «отечественная история»
654.16kb.
Как Подготовить Вашу Статью на Школу Молодых Ученых ГрафиКон’2013
31.04kb.
Статья публикуется в рамках Международной заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодые ученые о современном финансовом рынке рф», 28 апреля 2010 г
99.64kb.
Расписание работы Конференции: 2 марта
40.07kb.
Лубский А. В. Сравнительная политология: научная дисциплина или когнитивное «знахарство» (вместо предисловия) // Преподавание сравнительной политологии и мировой политики в вузах России. Материалы всероссийской научной конференции
68.19kb.
Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при
3028.28kb.
Программа VIII международной научно-практической конференции проблемы развития экономики и сферы сервиса в регионе
636.52kb.
Ильин илья Петрович. Постмодернизм. Словарь терминов
6156.96kb.
Материалы к экзамену по социологии для юристов 263 гр
10.33kb.
Лекция Человек в философии эпохи Возрождения
117.29kb.