Главная страница 1

Международный научный семинар стран бассейнов Чёрного и Каспийского морей по проблемам управления судовыми балластными водами и контроля их качества.
Научный семинар по проблемам управления судовыми балластными водами и контроля их качества прошел в Чёрном море на борту исследовательского судна «Георгий Ушаков» с 14 по 17 сентября 1999 года.
В работе семинара принимали участие 40 представителей в основном из стран бассейнов Чёрного и Каспийского морей, а именно из Азербайджана, Болгарии, Грузии, Казахстана, Румынии, Российской Федерации, Турции, Туркменистана, Украины, кроме того, на семинаре присутствовали и принимали активное участие консультанты из Федеративной Республики Германии, Литвы и Великобритании, представляющие Международную морскую организацию (ИМО), – под эгидой которой и благодаря финансовой поддержке которой и смогла состояться данная акция.

В профессиональном отношении участники разделились приблизительно пополам между представителями судоходной отрасли и представителями органов охраны природы и здоровья. Тем самым, создалась достаточно оптимальная среда не только для разносторонней оценки проблемы и путей ее решения, но и для широкого обмена мнениями по разным вопросам, характеризующим определенное противостояние транспорта и экологии.


Делегация Украины была представлена в расширенном составе. В частности, присутствовали представители Министерства транспорта Украины (в лице начальника Главного управления научно-технической политики и безопасности транспорта О.Л. Петрашевского), Госфлотинспекции Украины (в лице заместителя начальника В.Г. Работнева и нескольких других сотрудников), Института биологии южных морей Академии наук Украины (ИнБЮМ) (в лице директора института Б. Александрова и академика Ю.В. Зайцев и других сотрудников), УкрНЦЭМа, Украинского отделения Международной академии наук, экологии и безопасности человека (У.о.МАНЭБ) (в лице президента, академика Ю.И. Бланка), Государственной инспекции охраны Черного моря Минэкобезопасности, Украинского регионального управления Российского морского регистра судоходства, УкрНИИ медицины транспорта, морских торговых портов Ильичевска и Южного, Черноморской экологической службы, Украинского Дунайского пароходства, Южного научно-исследовательского проектно-конструкторского института морского флота (ЮжНИИМФ).
Целью семинара было повышение уровня информированности специалистов стран бассейнов Черного и Каспийского морей и широкой общественности этих стран о проблеме внесения чужеродных водных организмов и патогенов в экосистемы прибрежных государств и способах смягчения его негативных последствий.
Учитывая то обстоятельство, что по оценкам специалистов источником вторжения нежелательных пришельцев чаще всего является морское судно, перевозящее значительные количества видов водных организмов на своей внешней обшивке и в балластных водах, – наиболее заинтересованными в решении проблемы специалистами являются представители органов и организаций, прямо или косвенно связанных с охраной природы и здоровья человека, а также с торговым судоходством. Многие из них владеют большим объемом информации о проблеме, чаще всего односторонним, отражающим интересы и специфику своей профессии, а обмен мнениями и позициями представителей этих профессий происходит крайне редко, чаще всего в рамках работы органов ИМО, в частности, на сессиях Комитета по защите морской среды. Недостаточная информированность и незнание уровня готовности той или иной отрасли к решению общей проблемы крайне затрудняет поиск оптимальных и своевременных вариантов ее решения и поэтому повышение уровня коммуникабельности и широкий обмен мнениями всех участников признаны приоритетными мерами для ускорения поиска возможных решений данной проблемы.
Решение указанной проблемы связано с необходимостью внедрения ряда международных документов в практику торгового мореплавания и природоохранной деятельности каждого государства, расположенного на побережье Мирового Океана, к каковым в том числе относятся страны двух замкнутых водных бассейнов - Черного и Каспийского морей. Учитывая, что единообразную (и являющуюся наиболее целесообразной с различных точек зрения) имплементацию любого международного документа в национальное законодательство даже двух стран невозможно осуществить без реализации ряда предварительных мер, а семинары такого рода и служат той самой предварительной мерой, обеспечивающей единообразное понимание необходимости соблюдения принципов и осуществления практических шагов по применению подобных документов.
Для достижения этой цели было решено:
- провести семинар на действующем судне в открытом море;

- путем проведения лекций и дискуссий ознакомить представителей стран бассейнов Черного и Каспийского морей с проблемой внесения чужеродных гидробионтов и его возможными последствиями;

- провести показательные процедуры взятия проб балластной воды из балластных танков и забортной морской воды согласно разным методикам отбора проб;

- провести лабораторные исследования биологического содержания балластной воды на предмет обнаружения водных организмов, представляющих определенную угрозу для экосистемы Черного моря;

- в портах захода судна (Одесса, Констанца, Варна) провести пресс-конференции с представителями СМИ, на которых обратить внимание широкой общественности на наличие серьезной проблемы, возможные методы борьбы с нею и роль в этом Международной морской организации и регионального сотрудничества.

Международной морской организацией (ИМО), во исполнение условий подпрограммы по защите окружающей среды, являющейся частью Совместной программы технического сотрудничества для развивающихся стран Юго-Восточной Европы на 1997-1999 годы, принимая во внимание тот факт, что в Украине имеется достаточно значительный научный потенциал, способный решать сложные природоохранные задачи, а также учитывая постоянную активность делегации Украины в рассмотрении подобных вопросов в рамках ИМО, было предложено организацию этого семинара доверить Госфлотинспекции Украины. После проведения соответствующих консультаций с Минтрансом, Укрморречфлотом, Минэкобезопасности, получения их принципиального согласия, осуществление функций ответственного за проведение семинара официального лица было предложено представителю Украины – заместителю начальника Госфлотинспекции Украины В.Г. Работневу.


Взаимные обязательства сторон (ИМО и Госфлотинспекция Украины) были согласованы и оформлены в виде Меморандума о взаимодействии. В соответствии с которым ИМО полностью компенсировало все расходы, связанные с организацией семинара, а Госфлотинспекция обеспечила наличие для целей семинара судна с необходимым оборудованием для проведения его научной части, удобными помещениями для размещения участников и лекционной работы, с достаточным рационом питания и т.д.
Для проведения семинара было выбрано научно-исследовательское судно «Георгий Ушаков», принадлежащее Украинскому научному центру экологии моря (УкрНЦЭМ).
Судно было признано как удовлетворяющее условиям Меморандума как по техническим характеристикам и состоянию, так и по причине того, что на нем имеются необходимые для целей семинара балластные танки, достаточно удобный доступ к которым позволяет демонстрировать методики отбора проб; лабораторный комплекс с оборудованием для биологических анализов; необходимым количеством жилых помещений для размещения участников; кают-компанией, способной вместить до 50 человек и оборудованной для лекционной работы и демонстрации видеоматериалов.
Мореходные качества судна подтверждены необходимым комплектом свидетельств международного образца, капитан и экипаж судна имеют достаточную для осуществления международных рейсов квалификацию.
Взаимные обязанности сторон (Госфлотинспекции и УкрНЦЭМ) были согласованы и оформлены договором о сотрудничестве, положения которого в течение срока его действия не были нарушены ни одной из сторон.
Программу семинара можно условно разделить на две части: научную и информационную.
Научная часть проходила в соответствии с программой, представленной ИМО; согласно которой специалистами из ИМО, Украины и других стран-участниц семинара был прочитан ряд лекций и проведены практические занятия по применению различных методов отбора проб балластной воды из балластных танков и за бортом судна, а также были выполнены лабораторные анализы взятых проб на предмет определения их биологического содержания и идентификации выявленных видов водных организмов.
Информационная часть включала в себя выполнение одной из основных задач ИМО – широкое оповещение общественности разных стран о возможных и реальных угрозах для прибрежного государства, возникающих при антропогенном воздействии, каковым является торговое мореплавание; о конкретных способах предотвращения этих угроз и о той роли, которую играет ИМО в решении подобных проблем в глобальном масштабе, а отдельные государства или объединения государств – в региональном (что, следует особо отметить, в полной мере отвечает духу семинара).
Научная часть семинара осуществлялась исключительно на ходу судна в открытом море, а его информационная составляющая реализовывалась на стоянках в портах захода.
В течение двух лекционных дней участникам были представлены следующие сообщения и лекции:
В.Г. Работнев (Госфлотинспекция Украины), Х. Братхог (ИМО): Развернутое сообщение о целях, содержании и структуре семинара, о его значении для развития региональных связей в области охраны окружающей среды от вредного воздействия судоходства и популяризации совместных усилий для решения единых для всего региона проблем.
Д-р С. Голлаш (ИМО/ФРГ): Вторжение экзотических водных видов с балластными водами судов. Размеры проблемы. Широко известный специалист-практик в области морской биологии, профессор Кильского университета осветил весь спектр проблем, связанных с вторжением в экосистемы прибрежных государств и замкнутых водных бассейнов чужеродных водных организмов и патогенов. Приведя большое количество примеров разрушительных последствий таких вторжений, основанных на богатом фактическом материале, д-р С.Голлаш напомнил участникам о том, что проблемы подобного рода, имеющие ярко выраженный глобальный характер, невозможно решать, не скоординировав усилий всей мировой общественности, и сеть семинаров в разных точках земного шара призвана заложить основы единообразного понимания серьезности угрозы и вариантов поиска методов предотвращения этой угрозы.

Лекция сопровождалась демонстрацией видеофильма по проблеме, подготовленного специалистами Береговой охраны США.


Академик Ю.П. Зайцев, содокладчик - проф. Б. Александров (ИнБЮМ АН Украины): Чужеродные пришельцы в Черном море: примеры, информация, экологические последствия. Состояние проблемы сохранения биологического разнообразия видов в Черном море из-за вторжения чужеродных хищников, таких как рапана, гребневик - мнемиопсис, является крайне неустойчивым. Экологическое равновесие постоянно подвергается серьезным воздействиям, причем исторический опыт учит, что эти воздействия до сих пор имели крайне негативные последствия. Ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что под действием постоянно усиливающейся антропогенной нагрузки морская среда постепенно ослабляет свои рекреационные возможности и нужны абсолютно неординарные усилия, чтобы сохранить экосистему Черного моря хотя бы в том состоянии, в котором она пребывает в настоящее время.

Доклад прочитан в блестящем, присущем лектору стиле и вызвал огромное количество заинтересованных комментариев специалистов-экологов Украины, Грузии, Турции, Румынии, Азербайджана и др.


Х. Братхог (ИМО): Роль ИМО и меры, предпринимаемые для решения проблемы управления судовыми балластными водами и контроля их качества (Рез. А.868(20)). В течение ряда последних лет по инициативе стран, пострадавших в разное время от вторжения в их прибрежные экосистемы чужеродных хищных водных организмов, занесенных туда в составе судовых балластных вод (США, Канада, Норвегия), Комитет по защите морской среды ИМО рассматривает различные варианты решения этой проблемы в глобальном аспекте. Для этой цели Комитет образовал постоянно действующую рабочую группу по балластным водам, результаты работы которой уже воплощены в два Руководства по управлению балластными водами, последнее из которых (отменившее предыдущее) введено в действие Резолюцией 20 Ассамблеи (А.868(20)). Учитывая приоритет вопросов безопасности судна и экипажа при проведении балластных операций, Комитет принял также Руководство по аспектам безопасности, которое является одним из важнейших инструментов вышеупомянутого Руководства.

Глобальный характер проблемы принуждает ИМО к поиску такого юридического решения, которое бы позволило распространить разработанные и согласованные методы предотвращения переноса опасных пришельцев на все страны - участники МК МАРПОЛ 73/78 (ввести положения Руководств в действующие Приложения, разработать новое Приложение или новую самостоятельную конвенцию). В связи с тем, что поиск юридической формы во многом зависит от возможностей его практического применения, в настоящее время осуществляется ряд практических мер по реализации совместного ЮНДП/ ИМО/ ГЭФ экологического проекта: Глобальное устранение барьеров, препятствующих эффективному осуществлению мер по управлению балластными водами и контролю их качества в развивающихся странах. Согласно этому проекту в ряде развивающихся стран разных регионов земного шара будут функционировать демонстрационные центры, проводящие единую политику ИМО в области предотвращения заноса опасных водных организмов и патогенов с судовыми балластными водами в условиях конкретных регионов, отличающихся один от другого. Результаты, полученные за три года функционирования этих центров, будут обобщены и лягут в основу дальнейших действий ИМО в направлении глобального разрешения проблемы.


Следует отметить, что страной, представляющей европейский регион, выбрана Украина, в частности, ее демонстрационный центр решено организовывать на базе Одесского торгового порта.
Д-р С. Голлаш (ИМО, ФРГ): Проблема переноса опасных водных организмов с балластными водами и на наружной обшивке судов. В лекции представлены результаты исследований, иллюстрирующие широкую вероятность выживаемости видов в условиях постоянного пребывания в одной среде замкнутого пространства при длительных переходах, влияния на выживаемость таких факторов, как температура, соленость, плотность воды. Озабоченность мировой общественности вызывает также серьезная проблема переноса опасных водных организмов на наружной обшивке (переменном поясе) судов, связанная с тем обстоятельством, что наиболее надежные противообрастающие системы (красочные покрытия), основным компонентом которых являются оловоорганические соединения (так называемые трибутилоловянистые компаунды), признаны экологически вредными и требуют введения на их применение постепенного запрета. Решение проблемы связано с необходимостью рассмотрения и оценки ряда противоречащих друг другу факторов и поэтому пока строится исключительно на признании самого факта существования проблемы и возможности выйти из положения путем глобального запрета ТБТ-покрытий. Под давлением экологов робкие попытки представителей судоходства защитить свои, далеко не праздные, интересы оказываются слишком слабыми. Можно ожидать, что решение о полном запрете использования на судах оловоорганических систем в том или ином виде будет реализовано на Дипломатической конференции ИМО в 2000-2001гг.

Опасность распространения чужеродного вида была продемонстрирована на примере установленных последствий внедрения в экосистему Северной Европы китайского мохнатого краба (Chinese Mitten Crab), обладающего чрезвычайно высокой способностью к воспроизводству и, что много хуже, способностью в кратчайшие сроки приводить береговые гидротехнические сооружения в состояние, близкое к разрушению. Интенсивность расселения этого краба настолько велика, что в настоящее время он занимает свою биологическую нишу не только в европейских морских водах и реках ( на 700 км вверх по течению), но уже становится фактором, угрожающим судоходству в Великих озерах и реках Северной Америки. Отдельные особи краба еще в 60-х годах найдены в Черном море в непосредственной близости от Одессы.


Д-р С.Оленин (ИМО, Литва): Процедуры взятия проб балластной воды. В связи с тем, что одной из основных задач семинара являлось ознакомление участников с практическими методами отбора проб балластной и забортной воды, с проведением лабораторных анализов, в докладе были представлены существующие методы отбора проб, применяемые учеными разных стран, с использованием всей номенклатуры пробоотборного оборудования. В процессе практических занятий лектор неоднократно возвращался к содержанию лекции, иллюстрируя те или иные средства и методы отбора проб.
С.Лиманчук (Госфлотинспекция Украины): Проблема балластных вод и судоходство. На всех сессиях Комитета ИМО по защите морской среды, где рассматривалась проблема предотвращения переноса чужеродных организмов с балластными водами судов, делегация Украины в своих выступлениях неизменно защищала интересы судоходства как отрасли, для которой решение проблемы связано прежде всего с огромной дополнительной нагрузкой и риском для безопасности судов и экипажей. Позиция делегации Украины пользовалась широкой поддержкой представителей судоходства, но, к сожалению, не все предложенные нами меры были реализованы в принятых документах. По нашему мнению, выполнение этих (и всех последующих) документов для судоходства будет связано с необходимостью преодоления целого ряда затруднений, связанных, прежде всего, с отсутствием апробированных технологий обезвреживания балластных вод и осадков на судне, а также с очевидной неготовностью портов к приему и обезвреживанию больших масс балластной воды, привозимых из неблагополучных регионов Мирового океана. В докладе содержалась попытка обратить внимание экологов на проблемы судоходства с тем, чтобы эти проблемы учитывались не только в практической деятельности стран-участниц, но и при разработке всех последующих документов по проблеме как в ИМО, так и на национальном уровне.
По итогам семинара участниками были сделаны следующие выводы и заключения:


  1. Принимая во внимание тот факт, что чужеродные организмы распространяются не только в пределах границ какого-либо отдельно взятого региона, что было доказано результатами анализов проб балластной воды, необходимо предпринимать глобальные усилия в рамках всего мирового сообщества по управлению балластными водами судов и осуществления контроля за их качеством. Было также предложено рассматривать регион Чёрного и Каспийского морей как одно целое, а не в качестве двух отдельных экосистем.

  2. Соответствующие министерства всех стран черноморского бассейна должны быть поставлены в известность о последствиях внесения чужеродных организмов и, возможно даже, что соответствующим структурам и агенствам следует признать, что сведение к минимуму вторжений чужеродных организмов в будущем, представляет одну из самых наболевших проблем в сфере защиты морской среды и минимизации возможного отрицательного влияния как на национальные экономики стран, так и на мировую экономику в целом.

  3. Должны быть разработаны и внедрены эффективные меры по осуществлению контроля и управления судовыми балластными водами с целью предотвращения в будущем вторжений чужеродных морских организмов, переносимых вместе с судовыми балластными водами, в Чёрное море.

  4. Участникам семинара было рекомендовано убедить соответствующие министерства своих стран предоставлять полную поддержку совместному проекту GEF/UNDP/IMO «Устранение препятствий на пути эффективного осуществления мер по контролю водяного балласта и управлению им в развивающихся странах» (Проект №GLO/99/G31/A/1G/19), начало выполнения которого намечено на конец 1999 года.



Конкретным результатом семинара может являться также вывод о том, что при постановке подробной и конкретной задачи и обеспечении необходимого финансирования, т/х»Георгий Ушаков» имеет все основания претендовать на приоритетную роль при выборе места для проведения любых международных мероприятий (научных семинаров, совещаний, рабочих встреч и т.д.) с составом участников не более 50 человек.



Смотрите также:
Международный научный семинар стран бассейнов Чёрного и Каспийского морей по проблемам управления судовыми балластными водами и контроля их качества
128.69kb.
Территория области расположена на обоих берегах великой русской реки Волги, которая соединяет регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Черного и Азовского морей
569.26kb.
22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия вероломно напала на нашу Родину. Ожесточенные бои шли на всем громадном фронте от Черного до Баренцева морей
48.16kb.
20 марта 2014 года г. Волгодонск На основании уведомления Финансового управления города Волгодонска от 10. 02. 2014 №119-01/15 начальником отдела финансового контроля Финансового управления города Волгодонска Петраковой Е
181.79kb.
Семинар «диагностика и контроль качества в произвдстве и эксплуатации кабельных изделий»
26.43kb.
Политическое и экономико-географическое положение
184.9kb.
Семинар на тему «Современное состояние и перспективы развития гис для решения управленческих задач: международный опыт
39.64kb.
Также по региону на телеканале «Казахстан Кызылорда» в программе «Өзекжарды» принимал участие начальник областного управления образования А. С
15.94kb.
Государственная административно-техническая инспекция
62.46kb.
1. Понятие качества в рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности
166.38kb.
Американская власть России
51.77kb.
Семинар "Финансовое управление компанией"
985.58kb.