Главная страница 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Астрахани

Дом детского творчества «УСПЕХ»

Методическая разработка.

План-конспект занятия по теме: «Виды транспорта»

для детей 7-9 лет

Педагог: Мордвинцева Е.Н.

г. Астрахань – 2012



Аннотация методической разработки: Данная методическая разработка посвящена методике организации занятий по авторской образовательной программе «Дорожная Азбука» для детей 7-9 лет. Данное занятие поможет педагогам дополнительного образования, а также учителям начальной школы школ города Астрахани провести качественное занятие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Благодаря этим методической разработке педагоги смогут ненавязчиво, интересно объяснить правила дорожного движения и выработать потребность в соблюдении этих правил.

Пояснительная записка:

Сегодня проблемы социального поведения детей, в том числе поведения на дороге являются важнейшими в деятельности образовательных учреждений города Астрахани. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и в целом профилактики ДДТТ подчеркивается высокой статистикой ДТП с участием детей. Неспособность адаптироваться в сложных дорожных ситуациях приводит к тому, что на дороге ребенок не может быстро среагировать и найти выход из сложившейся ситуации, часто у него просто срабатывает инстинкт: «От опасности надо убегать». А младшие школьники вообще не вполне осознают, что такое опасность.

Это ставит педагогов дополнительного образования и учителей начальной школы перед необходимостью обучать детей безопасному поведению на дороге, начиная уже с младшего школьного возраста, поскольку в этом возрасте гораздо успешнее формируются умения прогнозировать опасность и ее последствия, способность правильно оценивать свои возможности.

Данная методическая разработка поможет педагогам и учителям начальной школы поможет провести занятие по данной теме нетрадиционно, а в игровой форме.

Новизна предполагаемой методической разработки заключается в следующем:

- основы правил адаптированы к пониманию и усвоению детьми младшего школьного возраста;

- данное занятие проходит в игровой форме, ребята путешествуя на ковре-самолете по сказочной стране «ТРАНСПОРТЦИЛИИ» не только знакомятся с историей создания транспорта, но и выполняют мини-проект, включающий в себя транспортные средства, которые они изготовляют своими руками.

В результате у ребят повыситься мотивация к занятиям по основам правил дорожного движения и соблюдении этих правил на дороге.

Содержание методической разработки.

Тема занятия : Виды транспорта.

Тип занятия: получения новых знаний

Методы: словесный, наглядный, практический.

Материально-техническое оснащение: магнитофон, диск с записью, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, импровизированный ковер-самолет.

Методическо-дидактический материал:карточки для занятия, клей, цветные карандаши, картон, шаблоны машины и самолета для мини проекта.

Занятие рассчитано на 40 минут для детей 7-8 лет.

Цель: сформировать у учащихся представление о видах транспорта.

Задачи:

- познакомить детей с историей создания транспорта;

- научить распознавать и классифицировать виды транспорта;

- развить интерес к изучению правил дорожного движения;

- воспитывать коммуникативные качества для рациональной и

продуктивной работы.



Ход занятия

  1. Организационный момент (Проверка готовности детей к занятию)Мотивация детей к занятию.

Здравствуйте ребята! Меня зовут … Начиная с сегодняшнего занятия мы с вами будем изучать правила дорожного движения. Ребята, а кто мне подскажет, что такое правила дорожного движения (ответы детей). Молодцы, а как вы думаете, нужны ли для нас эти правила, может быть их можно вообще исключить из нашей жизни (ответы детей). Конечно, правила дорожного движения знать и изучать необходимо, иначе можно попасть в дорожно-транспортное происшествие. Совсем недавно вы пошли в школу и стали кем? (ответы детей - школьниками, учениками и т.д.) Ребята, а кем мы становимся, выходя из дома, когда мы идем по улице? (ответ детей – пешеходами) А кто мы, когда едем в автобусе или маршрутке? (ответ детей –пассажиры) А кем становятся наши мама или папа, если ведут автомобиль? (ответ детей – водителями) Молодцы! Все они: пешеходы, пассажиры и водители являются участниками дорожного движения, которые в течение всей своей жизни путешествуют по транспортному миру.

Мы с вами в течение нескольких занятий тоже немного попутешествуем по транспортному миру, познакомимся и изучим его правила и законы и надеюсь интересно и с пользой проведем все это время. Прислушайтесь… (педагог включает магнитофон, звучат звуки автомобиля, самолета, поезда /трек № 1, 2, 3/) Что это? (ответы детей) Правильно, это звуки транспорта, которые нас окружают в современном мире. Сегодня я предлагаю вам совершить вместе со мной путешествие по сказочной стране «ТРАНСПОРТЦИЛИИ» на ковре-самолете (показ картинки или слайда) и познакомиться с историей создания транспорта, изучить основные его виды и распределить некоторый транспорт на своем макете.



  1. Основная часть

Но прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия (показ маршрута). Первый город, в которой мы прибудем, носит название «ИСТОРГРАД», но чтобы очутиться в нем мы должны с вами отгадать загадку: «Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком,

Они перевозят различные грузы –

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

За эту работу мы их полюбили,

Они называются … (ответ – автомобили)

Молодцы, правильно. Именно автомобиль встречает нас в этом городе. Он и расскажет нам об истории средств передвижения (звучит запись /трек №4/, которая сопровождается показом презентации или картинок)

Историческая справка: История транспорта началась с древнейших времен. Уже в поэмах Гомера встречаются разные виды транспорта - переносные и самодвижущиеся.При раскопках в Закавказье и Египте были найдены остатки грубых, деревянных повозок. Они приводились в движение быками. А когда человек приручил лошадей и заменил ими медлительных быков, родилась - колесница - первый пассажирский экипаж. Поездка в них была мучительной, т.к. их делали очень тяжелыми и прочными чтобы они не разваливались от толчков. Поэтому путешествовали большей частью верхом, иногда в ручных или конных носилках. 

В Турции и Иране люди использовали для передвижения арбы. Внешне и внутренне арба была очень красива, но совершенно не пригодна для езды т.к. в ней сидели на полу и ощущали каждый толчок. В Европе использовали колымагу, но она так же неудобна, как и арба.

В XV в. повозка преобразилась. К ней прикрепили ремни. Теперь кузов, как люльку подвешивали к изогнутой раме повозки. Раскачиваясь и покачиваясь, кузов, ремни-рессоры смягчали толчки и удары. Так колымага превратилась в более удобный и спокойный экипаж-карету.Но езда в тяжелых и высоких каретах была довольно опасной. На поворотах она кренилась. Готовая упасть набок, на крутых спусках била по ногам лошади, необходимо было устройство, при помощи которого можно было бы замедлить или остановить движение. Так появились тормоза.

В конце XVII в. появились экипажи для общественного пользования. Это был дешевый и всем доступный транспорт - омнибусы. Этот транспорт изобрел известный французский физик Паскаль.

Первый автомобиль появился в 1885 г. на улицах немецкого города Нейштадта. Появление первого автомобиля в России относится к началу последнего десятилетия XIX в. В 1891 году на одной из улиц Одессы, пыхтя и громыхая двигался странный – экипаж без лошади. По внешнему виду он почти не отличался от обыкновенной коляски. 'Экипаж вызвал всеобщее изумление и смятение в городе. Пешеходы жались к стенам, лошади шарахались в сторону. В начале 1895 г. подобная машина появилась па улицах Петербурга. Скорость ее была 26 км/ч. Первый советский автомобиль был создан в 1922 г.

 А 7 ноября 1924 г. по праздничной Красной площади Москвы прошли 10 грузовиков АМО-Ф25. окрашенных в ярко-красный цвет. Это были первенцы новой отрасли народного хозяйства молодой страны Советов. В современном мире транспорт многолик и разнообразен.

Что ж ребята давайте поблагодарим наш автомобиль за интересный рассказ, а нам пора отправляться дальше в путь на ковре-самолете. (звучит музыка / трек № 5/, дети встают на импровизированный ковер-самолет) Ребята, а теперь повторяйте за мной все движения, которые я вам буду показывать иначе мы не долетим до нужной нам с вами остановки (педагог показывает движения, проходит физкультминутка)

Молодцы, вот мы с вами и прибыли в следующий город, который называется «РАЗНОВИДИНСК», в этом городе живут все виды транспорта. Ребята, какой транспорт вы знаете? (дети отвечают: воздушный, водный, автомобильный и т.д.Если ребята дают ответ: мерседес, самолет и т.д. – это неверный ответ, так как это название транспорта, а не его вид). Молодцы ребята, вы назвали несколько видов транспорта, в современном мире весь транспорт делится на пять видов. Вы назвали только … и никто из вас не дал название вот этому виду транспорта (показ картинки или слайда, на которой(м) изображен гужевой вид транспорта). А этот вид самый древний, он появился,когда еще не существовало ни дорог, ни машин, но он до сих пор существует в нашем мире. Этот вид транспорта носит название – гужевой. Ребята, скажите, пожалуйста, каких животных мы можем использовать для гужевого транспорта? (дети дают ответы: собак на севере, ослов и т.д. Если говорят про волков, медведей – ответ неверный, так как это не домашние животные и для такого дела не используются, так как могут нанести вред человеку.) Ребята, скажите, а какие животные были запряжены в упряжку, для перевозки Марфушеньки в сказке «Морозко»? (дети должны дать ответ – свиньи). Молодцы! А теперь посмотрите, перед вами еще один вид транспорта, который вы не назвали (показ слайда или картинки, на которой изображен поезд). А как он называется, мы попытаемся с вами отгадать. Скажите мне, как называется этот транспорт? (дети дают ответ – поезд)Правильно, а как осуществляет передвижение поезд? (дети должны дать ответ – по рельсам) Молодцы, но в целом все рельсы образуют железную дорогу и в связи с этим этот вид транспорта называется – железнодорожный. Вот мы с вами и познакомились с пятью видами транспорта, а теперь давайте еще раз все вместе дадим название каждому виду (педагог показывает слайды или картинки дети еще раз называют вид транспорта). Молодцы! А теперь каждый проверит самого себя, сейчас я вам раздам карточки, на ней вы красным карандашом обведете в кружочек автомобильный транспорт, синим – воздушный, зеленым – водный, желтым или оранжевым – железнодорожный (педагог раздает карточки, дети выполняют задание). Ребята, скажите какого вида транспорта здесь нет? (дети дают ответ – гужевого, если забыли название, еще раз делается акцент на этот вид транспорта) Ребята, а скажите, на этой карточке изображен только транспорт (ответ – нет)? А кто еще здесь изображен? (дети отвечают) Молодцы! С видами транспорта мы познакомились, я хочу предложить вам самостоятельно на картоне при помощи клея, цветных карандашей и шаблонов автомобиля и самолета сконструируем небольшую картину, на которой будет изображена дорога, небо, автомобиль и самолет.

(звучит музыка, дети выполняют мини-проект)

Рефлексия

Ребята, наш ковер-самолет запылился и ему срочно нужно вернуться назад, да и нам с вами пора отдохнуть, поэтому мы с вами сегодня заканчиваем свое путешествие и возвращаемся домой. Но мы продолжим наше путешествие на следующем занятии. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)А кто мне напомнит, какой же из видов транспорта появился раньше всех? (ответ детей – гужевой) А какой транспорт мы можем встретить, переходя дорогу? (ответ детей- гужевой и автомобильный) Молодцы, до новых встреч.



Методическое обеспечение учебного занятия:

- презентация к занятию

- музыкальные треки для занятия;

- карточка для занятия;

-шаблоны для изготовления мини-проекта.

(см. папку «Приложение к занятию»)



Заключение:

Список литературы:

  1. Козловская Е.А., Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника», Москва – Третий Рим, 2002г.

  2. Минниханов Р.Н., Сахаров А.Н., Халиуллин И.А., Уразаев К.Г. «Безопасность на дорогах – забота общая», Нурлат 2005 г.



Смотрите также:
Методическая разработка. План-конспект занятия по теме: «Виды транспорта»
89.22kb.
Методическая разработка занятия «Хорошо, что все мы разные»
76.74kb.
Программа I. „Разработка политики и менеджмент в области транспорта и дорожного хозяйства включает учреждения и службы, ответственные за разработку политик в отрасли и мониторинг их внедрения
83.15kb.
Методическая разработка по воспитательной работе в начальной школе по зож
55.68kb.
Конспект интегрированного занятия по теме
39.3kb.
Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе на тему: «Зимние забавы» План
21.48kb.
План конспект урока по теме «Приближенное вычисление площадей» (Школа 2100)
80.71kb.
План-конспект открытого урока в 7а классе по теме: «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними»
84.2kb.
Методическая разработка урока по дисциплине «история россии» тема: «внешняя политика СССР в предвоенный период» подготовила
255.61kb.
Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование
278.58kb.
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе кро для детей
76.05kb.
Конкурса «Лучшая учебно-методическая разработка»
9.54kb.