Главная страница 1страница 2 ... страница 6страница 7







МУХАММАД КУТБ

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ЕДИНОБОЖИИ
ЧАСТЬ II

(для второго класса школы второй ступени)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

ГЛАВА I. Отклонение от веры (многобожие и атеизм)

Причины многобожия и то, что приводит к нему

Преклонение и почитание

Склонность к вере в ощутимое и безразличие по отношению

к тому, что чувствами воспринято быть не может

Страсти и желания

Высокомерное отношение к поклонению Аллаху

Существование притеснителей, которые хотят

подчинить себе людей и отказываются судить

по тому, что ниспослано Аллахом

Виды многобожия

Многобожие, проявляющееся в поисках близости

и попытках снискания милости

Многобожие, связанное с просьбами о заступничестве,

обращаемыми не к Аллаху

Многобожие в подчинении и следовании

Многобожие, проявляющееся в любви и дружеском

расположении

Многобожие лицемерия

Воздействие многобожия

Причины атеизма и то, что приводит к нему

Атеизм не основывается ни на разуме,

ни на знании

Воздействие атеизма на современную жизнь

людей

Отношение к атеизму мусульманина



ГЛАВА II. Вера в ангелов

Обязанности ангелов

Воздействие веры в ангелов на жизнь человека

ГЛАВА III. Вера в Писания

Обязательность веры в ниспосланные свыше Писания

Искажение предыдущих Писаний

Коран включает в себя все предыдущие Писания

Аллах позаботился о сохранении Корана

Место Корана в душе верующего

Коран сам по себе является методом мусульманского воспитания

Коран является Книгой законов

Коран ведёт за собой идущих по дороге жизни

Коран призывает к размышлению и знамениях Аллаха,

проявляющихся в окружающем человека мире

Размышление о законах, управляющих жизнь

человека

Познание важнейших исторических событий

Чего требует вера в Коран



ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Хвала Аллаху, который щедро оделил человека своими благодеяниями явно и тайно, облегчил им ведения по правильному пути и вложил в самую его сущность знание об Аллахе.

Аллах Всевышний сказал:

— И вот, Господь твой извлёк из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Разве не Господь ваш Я?" Они оказали: "Да, мы свидетельствуем..."1

А затем Он направил к людям своих посланников, да пребудут над ними благословение и мир, чтобы они сообщили людям о том, что Аллах повелел им поклоняться одному лишь Ему и больше никому иному.

Всевышний Аллах сказал:

— Мы отправили уже Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, кроме Него..."2

И Он ниспослал людям свои Писания, в которых указал правильный путь, чтобы в жизни своей они не отклонялись от истины.

Аллах Всевышний оказал:

— Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними Писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости...3

Мы восхваляем Его, просим Его о прощении и просим направить нас на путь истинный, и мы молимся за нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и приветствуем того, кто стал последним из посланников и пророков, и да пребудут благословения Аллаха и мир до самого дня воскресения также над членами его семьи, сподвижниками и теми, кто последовал за ними с чистыми сердцами.

А затем:

Ранее нами была подготовлена книга о единобожии, в которой было изложено то, что требуется знать об этом для учащихся первого класса школы второй ступени. Темой этой книги являлась вера в Аллаха, а также покорность и поклонение Аллаху наряду соблюдением установлений шариата в делах поклонения и в повседневной жизни человека, чего и требует такая вера.

Сегодня мы представляем следующую книгу, предназначенную для учащихся второго класса школы второй ступени, в которой раскрываются те темы, которые им положено знать в соответствии с требованиями учебных программ. По сути дела всё это является продолжением того, что они изучали в первом классе. В этой книге раскрываются три основные темы:

1 — Отклонение от веры и единобожия. Здесь затрагиваются вопросы, связанные с многобожием и атеизмом и воздействием подобных вещей на душу человека и повседневную жизнь людей, особенно в наше время.

2 — Вера в ангелов.

3 — Вера в ниспосланные свыше Писания.

Как и во время написания первой книги, излагая эти вопросы, я старался делать это как можно более просто, чтобы всё это оказалось доступным для учащихся и чтобы они смогли дать свою оценку современной жизни человечества с точки зрения основ их религии, разъяснение которым было дано в Книге их господа и сунне их пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

И мы молим Аллаха, чтобы Он внушил нам то, что соответствует здравому смыслу, и помог на делать лишь то, что Он любит и что является угодно Ему.

Поистине, лишь Аллах проводит к успеху!

МУХАММАД КУТБ



ГЛАВА ПЕРВАЯ

ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ВЕРЫ

(МНОГОБОЖИЕ И АТЕИЗМ)
И многобожие и атеизм являются отклонением от веры и единобожия. Разница между ними состоит в том, что многобожник знает о том, что существует Бог, который сотворил всё сущее, однако делает объектом своего поклонения не только Его и поклоняется другим божествам наряду о Аллахом или же помимо Аллаха, что выражается в посвящении им обрядов поклонения, обращении к ним со своими мольбами, проявлении по отношению к ним покорности и готовности следовать за ними или проявлении к ним любви и дружеского расположения, И многобожник превращает других божеств в посредников между собой и своим Господом...

Что же касается атеистов, как их сегодня называют, то ими являются те, кто вообще отринет факт существования Аллаха и не связывает с Ним творение, смерть и жизнь.

И многобожие и атеизм относятся к числу проявлений вырождения, которое поражает людей в те времена, когда ими овладевает невежество и они отклоняются от собственной здравой сущности, данной Аллахом каждому человеку от рождения. Если в предыдущие века на протяжении всей истории человечества основным видом отклонений среди невежественных людей являлось многобожие, а атеисты встречались лишь изредка, то в условиях современного невежества, до которого люди докатились в наше время, атеизм распространился среди них столь широко, что исторических аналогий этому просто невозможно подыскать. Распространению этого явления в столь широких масштабах способствовал целый ряд факторов, о которых мы поговорим подробно на страницах этой книги.

В Коране на упомянутое нами вырождение указывается там, где приводятся слова Аллаха Всевышнего:

— Мы сотворили человека лучшим сложением,

а потом вернём его в нижайшее из низких,

кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, — им награда неисчислимая!1

Кроме того, Коран поясняет, что основой в людях является вера и единобожие, а Аллах всех их привёл к свидетельству о том, что только Он один, и никто больше, является их Господом, и это было ещё в то время, когда люди до своего рождения существовали в форме частиц.

Аллах Всевышний сказал:

— И вот, Господь твой извлёк из сынов Адама, из спин их, их потомство и заставил их засвидетельствовать о самих себе: "Разве не Господь ваш Я?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем.." Чтобы вы не сказали в день Воскресения: "Мы были небрежны к этому".

Или не сказали бы: "Ведь ещё раньше отцы наши придавали Аллаху сотоварищей, а мы были потомством после них. Неужели Ты погубишь нас за то, что делали следующие лжи?"

Так Мы распределяем знамения, может быть, они обратятся!1

Эти аяты указывают на то, что Аллах внушит, всем людям, что Он является их Господом и их Богом и что нет у них иного господа и иного бога. Они указывают также и на то, что Он заключил с ними договор, поскольку они сказали: "Да, мы свидетельствуем..." Таким образом, если в день воскресения они скажут: "Мы забыли об этом договоре и были небрежны к нему", — то слова их приняты Им не будут! Не будут приняты также и доводы о том, что отцы их были многобожниками, а они последовали за ними, так как являлись их потомством! Ведь многобожие отцов не может служить для сыновей оправданием того, что они перестали соблюдать договор, заключённый с Господом самой их сущностью, поскольку этот договор касается лишь их и Господа, а отцы не имеют к Нему никакого отношения И если Аллах по милости своей не станет требовать у людей отчёта на основании одного лишь этого договора, то он всё же потребует у них отчёта после напоминаний об этом, сделанных Его посланниками.

Аллах Всевышний сказал:

— И Мы отправили посланников, ...посланников благовествующих, чтобы не было у людей против Аллаха довода после посланников.2

И Он не станет наказывать людей, пока не пошлет к ним посланника с увещеваниями, поскольку Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:

— ...и Мы не наказывали, пока не посылали посланца.3

Кроме того, в суре "Румы" Коран сообщает нам о сущности людей следующее:

— Обрати же свой лик к религии верным — по устроению Аллаха, который устроил ладей так. Нет изменений в творении Аллаха, это — религия истинная, но однако большинство людей не знает!

Обращаясь к Нему, бойтесь Его, и выстаивайте молитву, и не будьте из числа многобожников...

Два цитированных нами только что аята указывают на то, что истинная религия, то есть единобожие и посвящение поклонения одному лишь Аллаху и никому иному, есть присущее человеку от рождения состояние, в котором Аллах Всевышний, слава Ему, сотворил всех людей.

И посланник Аллаха, да благословят его Аллах и приветствует, также сообщает нам о том, что Ислам, иначе говоря, — покорность Аллаху и поклонение одному лишь Ему, является религией, присущей человеку от рождения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Каждый младенец рождается в этом состоянии4, а родители уже превращают его в иудея, христианина или огнепоклонника5.

Более того, Коран сообщает нам, что вообще всё сущее, а не только человек, по самой природе своей устроено так, чтобы поклоняться Аллаху, и это относится к небу и земле, солнцу и луне, звёздам и горам, животным и растениям.

Аллах Всевышний сказал:

— Разве ты не видел, что перед Аллахом падает ниц тот, кто в небесах, и кто на земле: и солнце, и луна, и звезды, и горы, и деревья, и животные и много людей и много тех, для которых заслужено наказание6.

Аллах Всевышний также сказал:

— И перед Аллахом падает ниц то, что в небесах и на земле из животных, и ангелы, и они не превозносятся7.

Аллах Всевышний также сказал:

— Перед Аллахом падают ни те, кто на небесах и на земле, вольно и невольно, и тени их утром и по вечерам1.

Таким образом, поклонение Аллаху, на которое указывают те аяты, где говорится о падении ниц (что является одним из самых характерных признаков поклонения), изначально присуще и свойственно всему сущему, так как Аллах всё во Вселенной устроил таким образом, что оно поклоняется и подчиняется Ему.

Аллах Всевышний сказал:

— Потом утвердился Он к небесах — а они были дымом — и сказал им и земле: "Приходите добровольно или невольно!" И сказали они: "Мы приходим добровольно"2.

Человек является одним из созданий Аллаха, и, подобно всему остальному, он изначально устроен так, чтобы поклоняться Аллаху, однако Аллах почтил его и выделил среди многих своих созданий, наделив его сознанием, способностью к постижению и свободой выбора.

Аллах Всевышний сказал:

— Мы почтили сынов Адама и носили их на суше и на море, и уделил им блага, и оказали им предпочтение пред многими, которых создали.

Аллах Всевышний также сказал:

— Мы ведь создали человека из капли, смеси, испытывая его, к сделали его слышащим, видящим.

Мы ведь повели его по пути либо благодарным, либо неверным3.

Аллах Всевышний также сказал:

— И Аллах вывел вас из утроб ваших матерей такими, что вы ничего не знаете. И Он дал вам слух, зрение, сердца, — может быть, вы будете благодарны4!

Аллах Всевышний также сказал:

— Разве не сделали Мы ему пар глаз,

и зубы, и пару губ

и повели его на две высоты5, 6?

Однако именно из-за того, что Аллах почтил человека, положение его в отношении поклонения стало отличаться от положения остальных созданий Аллаха. Часть людей сохранила в себе здоровую сущность, вложенную в ним Аллахом, иначе говоря, они всегда продолжали поклоняться одному лишь Аллаху и никому иному наряду с Ним, другая же часть людей впала в многобожие и атеизм.

Аллах Всевышний сказал:

— Разве ты не видел, что перед Аллахом падает ниц и тот, кто в небесах, и кто на земле: и солнце, и луна и звёзды, и горы, и деревья, и животные, и много людей и много тех, для которых заслужено наказание!

А кого унизит Аллах, тому никто не окажет почёт. Поистине Аллах делает, что пожелает7!

Аллах Всевышний также сказал:

— Клянусь... всякой душой, и тем, что её устроило

и внушило ей распущенность её и богобоязненность!

Получил прибыль тот, кто её очистил;

понёс убыток тот, кто её утаил8.

Если говорить о людях, продолжавших придерживаться истинной религии и поклоняться одному только Аллаху и больше никому, то они продолжали оставаться в "наилучшем сложении", то есть такими, какими сотворил их Аллах. Что же касается отклонившихся от правильного поклонения из-за своего многобожия или атеизма, то они переродились, стали "нижайшими из низких" и перестали заслуживать того почёта, которой оказал человеку Аллах. Более того, они стали объектом унижения для Аллаха:

— А кого унизит Аллах, тому никто не окажет почёт.

И они заслужили гнев и проклятие Аллаха, так как на благодеяние Господа ответили дурным, а на милости Его ответили неблагодарностью!

А сейчас, когда мы узнали обо всём этом, поговорим отдельно о многобожии атеизме.


ПРИЧИНЫ МНОГОБОЖИЯ И ТО, ЧТО ПРИВОДИТ К НЕМУ

Поскольку мы узнали, что многобожие связано с перерождением, поражающим сущность человека, и с болезнью, охватывающей его сердце, попытаемся теперь выяснить причины этого, подобно тому, как врач пытается выяснить причины телесного недуга, чтобы излечить его.

Основой тела является здоровье, однако оно окажется подверженным болезни, если человек не позаботится о том, чтобы это здоровье сохранить. Если он не сделает этого и не будет принимать меры для лечения, то болезнь укоренится в нём и станет опасной.

То же самое относится и к душе человека, для которой здоровье также является основой. Она также оказывается подверженной болезням в тех случаях, когда человек перестаёт постоянно следить за тем, что она делает, и взвешивать её на верных весах. Иными словами, если человек не будет уделять должного внимания поминанию Аллаха, то шайтан станет наущать его и пытать удалить его от пути Аллаха. Болезнь может также укорениться в душе и стать опасной, если человек не поспешит покаяться перед Аллахом, обратиться к Нему и вернуться на Его путь. В таком случае человек станет одним из тех, о ком в Коране сказано:

— В сердцах их болезнь. Пусть же Аллах увеличит их болезнь1!

К болезни, которая поражает сердце, может привести целый ряд факторов, о чём говорится во многих аятах Корана и хадисах пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ниже мы перечислим некоторые из этих факторов:


1 — ПРЕКЛОНЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ

Душа человека устроена таким образом, что она преклоняется перед героизмом, величием, а также перед огромными и необычными вещами. Само по себе подобное преклонение, как и являющееся его следствием почитание, не является пороком и не приносит вреда здоровой душе, наоборот, во многих случаях оно является даже необходимым.

Так, например, преклонение сына перед родителями и почитание их им является делом не только естественным, но и необходимым.

Аллах Всевышний сказал:

— И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям оказывали благодеяния. Если состарится у тебя один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное.

И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: "Господи! Помилуй их, ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким"2.

Столь же необходимым является и почитание пророка, посланного Аллахом к людям.

Аллах Всевышний сказал:

— Какого посланника Мы посылали для того, чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха3.

Аллах Всевышний также сказал:

— Не делайте обращения к посланнику среди вас таким же, как обращение вас друг к другу4.

Аллах Всевышний также сказал:

— О вы, которые уверовали! Не поднимайте своих голосов выше голоса пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, а вы и не знаете.

Те, которые понижают свои голоса у посланника Аллаха, — это те, сердца которых испытал Аллах для богобоязненности. Мы — прощение и великая награда1.

Необходимо почитать также знающих и праведных людей, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Знающие являются наследниками пророков2.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллаха и приветствует, также сказал:

— Не имеет отношения к нам тот, кто не почитает наших старцев и не признаёт превосходства над собой тех из нас, кто обладает знанием3.

Источником отклонений становится преувеличенное почитание, превращающееся в культ, что относится уже к понятию многобожия, поскольку почитать таким образом подобает только Аллаха Всевышнего, слава Ему, и больше никого иного. Если же почитание других начинает приобретать именно такой характер, то независимо от того, кто становится его объектом — человек или что-либо иное из того, что существует во Вселенной — оно превращается уже в многобожие, поскольку представляет собой обращение не к Аллаху так, как следует обращаться только к Нему.

В истории человечества подобные отклонения привели к многобожию многих, на что указывает как Коран, так и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Так, например, в суре "Нух" говорится:

— Сказал Нух: "Господь мой, они ослушались меня и пошли за тем, богатство и дети которого увеличили у него только убыток.

И применили они великую хитрость

и сказали: Не оставляйте никак ваших богов, не оставляйте никак Вадда, и Сува’,

и Йагуса, и Йа’ука, и Насра!4"

Ибн Кясир пишет:

— Али бин Абу Тальха передал, что Абдаллах бин Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Это — идолы, которым поклонялись во времена Нуха".

Что же касается Ибн Джарира, то он сказал: Ибн Хумайд сказал нам: Михран передал нам слова Суфйана о том, что он слышал, как Мухаммад бин Кайс сказал: "Иагус, Йа’ук и Наср — это имена праведных людей, живших в период от Адама до Нуха. У них были последователи, которые подражали им, а когда они умерли, эти люди сказали: ,Если мы сделаем их изображения, то станем вспоминать их, и это будет подталкивать нас к поклонению’. И они сделали их изображения, а когда умерли и эти люди, и на смену им пришли другие, шайтан проник к ним и сказал: ,Поистине, они поклонялись им и вызывали с их помощью дождь’ — , и эти люди стали поклоняться уже изображениям как таковым"5.

Другая же группа людей впала в многобожие по причине излишнего почитания своих пророков.

Аллах Всевышний сказал:

— И сказали иудеи: "’Узайр — сын Аллаха". И сказали христиане: "Христос — сын Аллаха". Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего они отвращены6!

Другие же стали почитать таким образом своих книжников и монахов.

Аллах Всевышний сказал:

— Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха и Христа, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, Он выше того, что они придают Ему в соучастники7!

Были и такие, кто впал в многобожие, начав почитать таким образом ангелов и джиннов, относящихся к числу созданий Аллаха. Эти люди утверждали, что эти джинны и ангелы являются сыновьями или дочерями Аллаха, на основании чего они и стали почитать их.

О таких людях Аллах Всевышний сказал:

— И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов, в то время как Он их создал, и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Хвала Ему, Он выше того, что они Ему приписывают1!

Аллах Всевышний также сказал:

— И устроили они родство между Ним и джиннами, а знают джинны, что они будут собраны.

Хвала Аллаху, Он выше того, что они Ему приписывают...2

Аллах Всевышний также сказал:

— И сделали они ангелов, которые являются рабами Милосердного, женщинами. Разве они присутствовали при их создании? Запишется их свидетельство, и будут они спрошены!

И говорили они: "Если бы пожелал Милосердный, не поклонялись бы мы им!" Нет у них знания об этом, они только измышляют3!

Другая же часть людей впала в многобожие из-за подобного почитания тел, и они стали поклоняться солнцу, луне и звёздам. О них в Коране говорится так:

— Из Его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, если вы Ему поклоняетесь!4

А о тех из них, что стали поклоняться Сириусу из-за яркости его сияния в Коране говорится так:

— ...и что это — Он, который умертвил и оживил,

и что Он создал супругов — мужа и жену —

из капли, когда она извергается,

и что Ему предстоит второе создание,

и что это — Он, который обогатил и наделил,

и что это — Он, Господь Сириуса...5

Так все эти сбившиеся с пути группы и впадали в многобожие из-за того, что они начинали почитать те или иные одушевлённые создания Аллаха столь сильно, что окружали их ореолом святости и приходили к поклонению им наряду с Аллахом или помимо Аллаха. Таким образом, они отошли от своей собственной здравой сущности, которая устремляется к одному лишь Аллаху и поклоняется одному только Ему.

2 — СКЛОННОСТЬ К ВЕРЕ В ОЩУТИМОЕ И БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОМУ, ЧТО ЧУВСТВАМИ ВОСПРИНЯТО БЫТЬ НЕ МОЖЕТ
Если взять человека в том виде, как сотворил его Аллах, то мы обнаружим в нём две врождённые характерные особенности; в силу одной из них он тяготеет к вере в познаваемое чувствами, то есть в то, что находится в сфере чувственного восприятия, и о существовании чего чувства могут узнавать благодаря зрению, слуху, обонянию, вкусу или осязанию. Что же касается другой особенности, то благодаря ей человек тяготеет к вере в сокровенное, то есть в то, что лежит за пределами сферы чувственного восприятия и не может восприниматься непосредственно.

Если первая особенность присуща не только человеку, но и некоторым другим существам, то особенностью второй, то есть верой в сокровенное, Аллах наделил только человека, почтив его ею и отдав ему в силу этого предпочтение перед многими иными своими творениями. Этот дар Господа явился одним из факторов, способствовавших возвышению человека, расширению его кругозора, возвеличиванию его духа и распространению сферы его деятельности за пределами того, что он может воспринимать непосредственно, поскольку он способен размышлять и думать обо всей Вселенной, что даёт возможность делать выводы о величии её Творца и Создателя.

Однако, как мы уже отмечали, сущность человека подвержена болезням, охватывающим её в том случае, когда человек перестаёт заботиться о ней и снабжать её подходящим для неё питанием, которое состоит в поминании Аллаха и стремлении приблизиться к Нему с помощью праведных дел, а если этого не происходит, тогда сердца покрывает мрак.

Аллах Всевышний сказал:

— Так нет же! Покрыло ржавчиной их сердца то, что они приобрели1.

Одна из болезней, поражающих сущность человека, состоит в том, что она начинает проявлять невнимание к тому, что не воспринимается чувствами и постепенно всё её внимание концентрируется лишь на том, что ими воспринимать можно, а в конце концов эта невнимательность доходит до того, что сущность вообще ограничивается одной лишь сферой чувственных восприятий и перестаёт нуждаться в том, что лежит за её пределами. Иногда дело заходит ещё дальше, и сущность начинает полностью отрицать всё то, что находится вне досягаемости чувств, утверждая, что этого просто не существует2!

На первых этапах развития своей невнимательности многобожник ещё не отрицает факта существования Аллаха. Он воспринимает то, что можно воспринимать чувствами и добавляет к этому в своём воображении некоторые особые качества, присущие только божественной природе к выражающиеся в способности приносить пользу и наносить вред, знания о сокровенном и возможности распоряжаться всем сущим. Многобожник считает, что кто-то может обладать всеми этими возможностями наряду с Аллахом! И хотя он и знает, что Аллах является Творцом и никто не принимал с ним участия в процессе творения, тем не менее он утверждает, что такой-то человек (например, пророк или один из праведных друзей Аллаха), или ангел, или джинн или идол способен приносить пользу или наносить вред, или отвечать на обращённые к нему мольбы, или щедро оделять наделом кого пожелает или же знать о сокровенном и сообщать об этом тем, кто способен воспринять подобное сообщение. Всё это было весьма характерным для арабов, живших во времена джахилийи. В Коране указывается на то, что они знали о существовании Аллаха и о том, что Он является Творцом.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

— А если ты их спросишь: "Кто сотворил небеса и землю?" — , они, конечно, скажут: "Аллах"3.

Аллах Всевышний также сказал:

— А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллах". До чего же они обольщены!4

И тем не менее наряду с Ним они поклонялись джиннам, ангелам и идолам, утверждая, что делают это для того, чтобы они помогли им приблизиться к Нему!

Как мы уже указывали, подобная небрежность имеет свойство распространяться, в результате чего многобожник постепенно перестаёт замечать и самого Аллаха, о котором в Коране сказано следующее:

— Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он — Проницательный, Осведомлённый5!

Многобожник начинает думать, что Аллах представляет собой нечто такое, что можно воспринимать чувствами, и поэтому он не ограничивается тем, что приписывает воспринимаемыми чувствами объектам лишь отдельные свойства божественной природы, но начинает наделять такие объекты уж„е всеми свойствами божества. В пример можно привести египтян, живших во времена фараонов, которые утверждали, что Ра (то есть диск Солнца) является Творцом, Подателем благ, Оживляющим и Умерщвляющим и что именно Ра воскресит людей в день воскресения и потребует у них отчёта за то, что они делали! Таким же образом огнепоклонники считали источником творения, вреда и пользы, а также оживляющей и умерщвляющей силой огонь! На таком же уровне находились представления людей в период невежества в Древнем Риме, Греции, Индии и Китае.

Некоторые из этих невежественных представлений придавали многобожию несколько иной оттенок. Так, например, люди начинали утверждать, что тот или иной человек является сыном Аллаха, и ему приписывали обладание некоторыми или же всеми свойствами и способностями божества. Примером могут служить утверждения невежественных людей эпохи фараонов, утверждавших, что фараон является сыном Аллаха (то есть сыном бога Ра) и что в день воскресения он воссядет по правую руку от него. В Древней Индии невежественные люди утверждали, что брахманы созданы из головы божества, и поэтому они образуют собой некую священную касту, никому не подотчётную в своих делах (в то время как неприкасаемые являются нечистыми, так как они созданы из ног божества и поэтому достойны унижений и презрения!). Однако искажённое христианство тоже недалеко ушло от этого, поскольку христиане утверждают, что сын Марйам Христос является сыном Аллаха. Иногда они заявляют, что он и есть Аллах, а иногда говорят, что он является одним из членов Троицы, которые в совокупности представляют собой Единого Бога. Коран указывает на это следующим образом:

— Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах — Христос, сын Марйам1".

В Коране говорится также:

— Не веровали те, которые говорили: "Ведь Аллах — третий из трёх", — тогда как нет никакого божества, кроме Единого Бога2.

Однако нечто ещё более отвратительное измыслили израильтяне, которые сказали Мусе:

— Мы не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто3.

А когда они пришли к людям, поклонявшимся идолам, то попросили Мусу сделать им такого же бога (то есть идола), которому бы они стали поклоняться подобно тем людям.

Аллах Всевышний сказал:

— И перевели Мы израильтян через море, и пришли они к людям, которые чтут своих идолов. Они сказали: "О Муса! Сделай нам бога — такого бога, как у них". Он сказал: "Поистине, вы — люди невежественые4".

А потом они стали поклоняться тельцу и стали считать его своим богом:

—"...также вверг и самарит"5. И вывел он им тельца во плоти, мычащего. И сказали они: "Это — Бог ваш и Бог Мусы...6"

И они позволяли себе подобное в то время, когда с ними находился их пророк, учивший их тому, что имело отношение к их религии7!

Высшая же степень подобного небрежения и невнимательности приводит к тому, что человек начинает вообще отрицать сам факт существования Аллаха, о чём мы поговорим, когда коснёмся вопросов, имеющих отношение к атеизму.


3 — СТРАСТИ И ЖЕЛАНИЯ

К числу болезней, поражающих сущность человека и приводящих его к многобожию, относится также и то, что он поддаётся своим страстям и желаниям, в то время как ниспосланная свыше религия Аллаха всегда включает в себя определённые установления Господа, и Аллах требует от людей неуклонно придерживаться и исполнять их, чтобы жизнь их была правильной и уравновешенной.

Аллах Всевышний сказал:

— Мы послали Наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ним писание и весы, чтобы люди придерживались справедливости...1

Если сущность человека придерживается правильного, то она с удовлетворением принимает то, что Аллах вменяет ей в обязанность и старается пополнять это, поклоняясь Аллаху и желая снискать Его благоволение. Если же её подчиняют себе страсти и любовь к удовлетворению своих желаний, то ниспосланное Аллахом кажется ей невыносимым и она предпочитает следовать своим страстям.

Об этом Аллах Всевышний сказал так:

— И когда скажут им: "Следуйте за тем, что ниспослал вам Аллах!" — , они говорят: "Нет, мы последуем за тем же, за чем следовали и отцы наши"2.

Аллах Всевышний также сказал:

— И последовали за ними потомки, которые отказались от молитвы и пошли за страстями, и встретят они погибель3.

Аллах Всевышний также сказал:

— Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. А кто более уклонился от пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт прямым путём людей неправедных4!

Аллах Всевышний также сказал:

— Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть? Разве ты будешь над ним надсмотрщиком5

Аллах Всевышний также сказал:

— Разукрашена перед людьми любовь к удовлетворению своих страстей: к женщинам и детям, и нагромождённым кинтарам6 золота и серебра, и меченым коням, и скоту, и посевам. Это — наслаждения жизни дольней, а у Аллаха — хорошее пристанище7!

И именно из-за этих страстей они предпочитают жизнь эту жизни вечной, как говорится о них в Коране:

— Если не считать тех, которые были вынуждены, а сердца их остались спокойными в вере, то отказывается от Аллаха после веры в Него лишь тот, кто открыл неверию своё сердце. На них обратится гнев Аллаха, и им — наказание великое.

Это — за то, что они возлюбили жизнь дольнюю, предпочтя её жизни будущей, и потому, что Аллах не ведёт людей неверных.

Это — те, которым Аллах наложил печать на их сердца, слух и зрение; они — небрегущие...8

В Коране также сказано:

— Горе же от мучительного наказания неверным,

которые любят жизнь эту больше жизни вечной и отклоняют от пути Аллаха, стремясь в нём к кривизне! Такие находятся в глубоком заблуждении9.

Такие люди отвергают руководство Господа и отказываются признавать ниспосланные Аллахом откровения, даже если я глубине души они и убеждены в том, что эти откровения являются истиной, потому что если они признают истинность откровений, то им обязательно нужно будет придерживаться того, о чём в них говорится. Но они не хотят придерживаться ниспосланного Аллахом, поскольку их отрасти подчиняют их себе и притупляют их чувства. Именно поэтому они и отрицают тот факт, что ниспосланное Аллахом является истиной, оспаривают это, используя ложные доводы, и устанавливают для жизни и поведения людей не те правила и мерила, которые были утверждены Аллахом, после чего ещё и утверждают, что они правы и что те установления, правила и мерила, которым следуют они, больше заслуживают того, чтобы им следовали, чем то, что ниспослано Аллахом. Вследствие этого они впадают в один из видов многобожия, а именно — в многобожие следования1.

Такими были арабы-язычники, которых Коран подробно описывает во многих аятах, что особенно касается мекканских сур. Но точно такими же предстают перед нами и язычники современные, которые с головой погрязли в своих страстях и отказались признать ниспосланное Господом откровение лишь по той причине, что они хотят следовать своим страстям и не хотят придерживаться того, что было ниспослано Аллахом.


4 — ВЫСОКОМЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОКЛОНЕНИЮ АЛЛАХУ

Высокомерие также относится к числу болезней, поражающих сущность человека, вследствие чего истинный облик её искажается и она впадает в многобожие.

Существует различные степени высокомерия, начиная о высокомерного отношения к людям и заканчивая проявлением высокомерия по отношению к поклонению Аллаху. Всё это относится к проявлениям порочного и отвратительного нрава и не может исходить от здравой и придерживающейся правильного души. Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

— Не войдёт в рай тот, кого в сердце будет хоть на вес пылинки высокомерия2.

Как правило, высокомерием отличаются те, кто в жизни этой достигает богатства, высокого положения или власти, однако свойственно оно не только таким людям и может проникнуть в любую больную душу, поразив человека тем, что сейчас именуют "манией величия", даже если сам он относится к числу наиболее презренных людей!

В своей мудрой Книге Аллах объясняет нам, что высокомерие является одной из причин неверия и многобожия, как говорится об этом в рассказе о Нимруде:

— Разве ты не видел того, кто препирался с Ибрахимом о Господе его потому, что Аллах дал ему власть? Вот оказал Ибрахим: "Господь мой — тот, который оживляет и умерщвляет". Сказал он: "Я оживляю и умерщвляю". Сказал Ибрахим: "Вот Аллах выводит солнце с востока, выведи же его с запада". И смущён был тот, который не верил; Аллах ведь не ведёт прямо людей неправедных3!

Об этом же говорится и в рассказе о фараоне:

— И воззвал фараон к своему народу, сказав: "О народ мой! Разве не у меня власть над Египтом, и разве не у моих ног текут эти реки? Разве вы не видите?...4"

Аллах Всевышний также сказал:

— Дошёл ли до тебя рассказ о Мусе?

Вот воззвал к нему его Господь в долине священной Тува:

"Иди к фараону, он ведь уклонился,

и скажи ему: ,Не следует ли тебе очиститься?

И я поведу тебя к твоему Господу, и ты станешь богобоязненным’".

И показал он ему знамение величайшее,

но тот счёл это ложью и ослушался,

а потом отвернулся, усердствуя.

И собрал, и возгласил

и оказал: "Я — Господь ваш высочайший!"

И подверг его Аллах наказанию в жизни вечной и в жизни этой5.

И об этом же говорится, когда речь в Коране заходит об Аль-Валиде бин аль-Мугире1:

— Оставь Меня и того, кого создал Я единым,

и кому дал богатство большое,

и сыновей, находящихся здесь,

и даровал ему всё.

А после этого он хочет ещё, чтобы Я добавил.

Но нет! Упорствует он пред Нашими знамениями.

Я возложу на него подъём2.

Ведь он задумал и рассчитал.

Но быть ему убитым! Как он рассчитал!

И ещё быть ему убитым! Как он рассчитал!

Потом он посмотрел!

Потом нахмурился и насупился,

потом отвернулся и возвеличился

и сказал: "Не что иное это, как колдовство, что передаётся!

Не что иное это, как речь людская!"

Сожгу Я его в сакаре3, 4!

Далее Аллах поясняет нам, что это общее правило, а не единичное явление:

— Поистине, в сердцах тех, которые препираются о знамениях Аллаха, не обладая властью, только превознесение, но они не достигнут его; ищи же защиты у Аллаха, поистине, Он — Слышащий, Видяший5!

И это превознесение или же высокомерие яснее ясного проявляет себя среди современных язычников, причём не только тех, кто достиг богатства, высокого положения или власти, поскольку эта болезнь распространилась на Западе настолько, что даже самые ничтожные люди там считают поклонение Аллаху ниже своего достоинства!



следующая страница >>
Смотрите также:
Мухаммад кутб
2127.32kb.
А. В. Журавский иисус в коране
175.42kb.