Главная   страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7
скачать файл


5 — СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРИТЕСНИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ПОДЧИНИТЬ СЕБЕ И ОТКАЗЫВАЛСЯ СУДИТЬ ПО ТОМУ, ЧТО НИСПОСЛАНО АЛЛАХОМ

Одной ив основных причин распространения многобожия во всех языческих обществах являлось существование притеснителей из числа тех людей, которые стремятся подчинить себе других и заставить их выполнять свои желания. Именно поэтому они отказываются подчиняться тому, что ниспослал Аллах и устанавливают собственные законы, не имеющие ничего общего с законами Аллаха. Они сами разрешают и запрещают, следуя лишь своим собственным страстям, и навязывают свои фальшивые законы другим людям, пользуясь тем, что обладают властью.

Эти притеснители фактически делают себя господами помимо Аллаха, поскольку наделяют себя правом устанавливать законы помимо Аллаха, в то время как так правом обладает один лишь Аллах, ибо Он, слава Ему, является Творцом к Он — Знающий и Осведомлённый.

Аллах Всевышний сказал:

— О да! Ему принадлежит и создание и власть6.

Аллах Всевышний также сказал:

— ...поистине, Аллах знает, а вы не знаете7!

Поскольку один лишь Аллах обладает божественной природой и является единственным Творцом и тем, кто указывает путь всему сущему, и поскольку лишь Он обладает полным знанием обо всём, то лишь Он имеет право говорить: "Это запретно, а это дозволено, это хорошо, а это плохо, это допустимо, а это недопустимо".

Если же какой-нибудь человек станет присваивать себе право разрешать и запрещать, объявлять нечто допустимым или недопустимым, то он тем самым не только приравняет себя к Аллаху, но и фактически объявит себя божеством вместо Аллаха, а те, кто последует за ним в этом, по сути дела станут поклоняться ему наряду с Аллахом или даже помимо Аллаха!

Эти притеснители, именуемые в Коране "знатью", всегда первыми объявляли ложью слова посланников, которых Аллах направлял к людям для того, чтобы указать им правильный путь.

Аллах Всевышний сказал:

— Мы отправили уже Нуха к его народу, и сказал он: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, кроме Него! Я боюсь для вас наказания дня великого".

Сказала знать из его народа: "Мы видим тебя в явном заблуждении"1.

Аллах Всевышний также сказал:

— ...И к адитам — брата их Худа. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас божеств, кроме Него! Разве вы не побоитесь Бога?"

Сказали знатные из его народа, которые не верили: "Мы видим, что овладело тобой неразумие, и мы полагаем, что ты — лжец"2.

Аллах Всевышний также сказал:

— ...И к самудянам — брата их Салиха. Он сказал: "О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас никакого божества, кроме Него! Пришло к вам ясное свидетельство от вашего Господа: верблюдица Аллаха будет для вас знамением. Оставьте её пастись на земле Аллаха и не касайтесь её со злом, чтобы вас не постигло мучительное наказание.

Вспоминайте, как Он сделал вас преемниками после адитов и поместил вас на земле: из долин её вы устраиваете замки, а горы высекаете, как дома. Поминайте же милости Аллаха, и не ходите по земле распространяя нечестие!"

И сказала знать из его народа, которая возгордилась, тем, которые считались ничтожными, — тем, которые уверовали из них: "Знаете ли вы, что Салих послан от Господа своего?" Они оказали: "Поистине, мы веруем в то, с чем он послан!"

Сказали те, которые превозносились: "Поистине, мы не веруем в то, во что вы уверовали!3"

Таким образом, знать всегда объявляла ложью слова посланника, но не ограничивалась этим, переходя ещё и к угрозам.

Подобное отношение, которое может на первый взгляд показаться странным, на самом деле таковым не является!

Эта знать прекрасно понимает, что власть, пользуясь которой она подчиняет себе людей, на самом деле противозаконна, так как она противоречит тому, что ниспослал Аллах, и тем не менее они игнорируют это и продолжают пребывать в своём обольщении, притесняя других и превозносясь перед ними. А когда является к ним от Аллаха посланник, который говорит: "О люди! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас иного божества, кроме Него" — , повторяя то, что каждый посланник говорил своему народу, то это фактически становится призывом вернуть Аллаху захваченную у Него власть, поскольку один лишь Аллах обладает правом устанавливать законы для людей и определять что является дозволенным, а что запретным, что допустимо, а что недопустимо.

В подобных обстоятельствах знать чувствует себя подобно вору, который видит, что к нему приближается полицейский! Однако если обычный вор в таких случаях убегает от полицейского, то вор наглый сам преграждает ему путь! Эти притеснители встречали посланников именно как наглые воры: они объявляли их слова ложью, а потом начинали угрожать им тюрьмой, смертью или пытками.

При этом они не ограничивались угрозами по адресу одних только посланников, а начинали ещё и бдительно следить за людьми, которые находились у них в подчинении, опасаясь, что они убегут от этой тиранической власти к Аллаху... Поэтому они угрожали им подобно тому, как угрожали и пророкам, требовали, чтобы они сохраняли им верность и запрещали всякие проявления преданности Аллаху! Иначе говоря, они приказывали им придерживаться многобожия и угрожали расправой, если они подчинятся Аллаху!

Существование таких притеснителей с одной стороны приводит к тому, что с другой появляются слабые люди, которые им подчиняются. Первые повелевают придерживаться многобожия, вторые же покоряются им из страха или потому, что они ничего не видят, кроме своих господ-многобожников.

О первых в Коране говорится следующее:

— Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и поселили народ свой в обители гибели —

в геенне, где они будут гореть? И скверно это пребывание!

Приравнивали они кого-то к Аллаху, чтобы сбить о Его пути. Скажи: "Наслаждайтесь, потому что путь ваш в огонь!1"

О вторых же там оказано так:

— И сказали те, которые не веровали: "Не уверуем мы в этот Коран и в то, что ниспослано до него!" О, если бы ты увидел неправедных поставленными пред их Господом! Одни из них обращаются к другим с речами. Те, которые были слабыми, говорят превозносившимся: "Если бы не вы, то мы были бы верующими!"

Отвечают те, что превозносились, тем, которые были слабы: "Разве мы отклонили вас от прямого пути после того, как он пришёл к вам? Нет, вы были грешниками!"

И скажут те, которые были слабыми, тем, которые превозносились: "Да! Хитростью ночи и дня было то, что вы приказывали нам не верить в Аллаха и уподоблять Ему других!" И утаили они раскаяние, когда увидели наказание. И наложили Мы оковы па шеи тех, которые не веровали. Разве воздастся им за что-либо, кроме того, что они творили2?
ВИДЫ МНОГОБОЖИЯ

Отбивание земных поклонов идолам является не единственным проявлением многобожия, как это кажется некоторым людям, узнающим из книг по истории, что во времена джахилийи арабы были многобожниками и поклонялись идолам, в результате чего они сразу же делают вывод о том, что арабов называли многобожниками только за то, что они поклонялись своим идолам. С другой стороны, они начинают думать, что поклонение идолам является единственным видом многобожия.

Однако если обратиться к Корану и присмотреться к жизни арабов-язычников, мы увидим, что поклонение идолам в эпоху язычества у арабов было только одним из видов многобожия, не говоря уже о многих других языческих культурах, существовавших на протяжении долгой истории человечества.

Верно, что поклонение идолам является явной и ощутимой формой многобожия, которая ни в каких комментариях не нуждается, однако по сути своей многобожие представляет собой нечто более широкое, чем поклонение идолам, отбивание перед ними поклонов и принесение им жертв. В условиях различных языческих культур оно принимало разные формы, более того, оно и до сих пор продолжает принимать всё новые и новые обличья, так или иначе проявляясь в жизни людей как на Востоке, так и на Западе, в то время как сами люди могут не обращать внимания на подобные вещи и не понимать, что они относятся к числу различных видов многобожия, а объясняется это тем, что представление о многобожии в их умах связано с одним лишь поклонением идолам.

В эпоху арабского язычества наряду с поклонением идолам, ангелам и джиннам и представлении о том, что они выступают в качестве ходатаев за людей перед Аллахом или могут приближать их к Аллаху и способствовать тому, что Он станет проявлять к ним свою милость, были распространены и многие другие виды многобожия.

Так, например, "племя" было божеством, которому поклонялись наряду с Аллахом или помимо Аллаха!

Послушай, что говорит поэт:

— Разве не принадлежу я к племени? Если оно собьётся с пути,

То и я собьюсь, а если пойдёт правильным путём, то и я пойду им!

Что означают эти слова? Смысл их в том, что для сказавшего это единственным критерием правильного и ошибочного является его племя. Однако по сути дела они указывают на нечто ещё более худшее. Они означают, что племя определяет то, что является дозволенным и что является запретным, и если оно впадёт в заблуждение, то он последует за ним, даже зная о том, что оно заблуждается, ведь и заблуждения, по его мнению, являются дозволенными, когда их придерживается всё остальное племя. Если же оно пойдёт правильным путём, то и он пойдёт вместе с ним, но не потому, что посчитает правильным путь чем- то более подходящим, а потому, что так поступило племя, в силу чего в данный момент подобное является дозволенным.

И в том и в другом случае мы не видим, чтобы на чувства поэта, написавшего эти строки, хоть какое-то воздействие оказывал Аллах! Определяя для себя что является дозволенным, а что — запретным, он обращается не к Аллаху, не от Него получает веления и не к Нему обращается, прежде чем совершить что-либо. По всем этим вопросам он обращается к своему племени и ориентируется только на него. Это означает, что фактически оно и является для него божеством, даже если теоретически он и знает о существовании Аллаха и о том, что это Он создал его самого, как создал Он небо и землю!

Таким же образом для этих невежественных людей роль божества, которому они поклонялись помимо Аллаха, играли обычаи их отцов и дедов.

Аллах Всевышний сказал:

— А когда к ним обращаются со словами: "Следуйте за тем, что ниспослал вам Аллах!" — , они говорят: "Нет, мы последуем за тем, чему, как мы видели, следовали и наши отцы!1"

Нечто подобное говорили не только арабы-язычники, так как Коран сообщает нам о том, что то же самое было характерно также и для народа Нуха, адитов, самудян и тех, кто жил позже.

Аллах Всевышний сказал:

— Разве не дошла до вас весть о тех, кто был раньше вас, о народе Нуха, адитах, самудянах

и тех, которые жили после них и о которых не знает никто, кроме Аллаха. К ним пришли Наши посланцы о ясными знамениями, а они вложили руки в уста свои2 и оказали: "Мы не веруем в то, о чем вы посланы; мы в сомнении сильном относительно того, к чему вы зовёте".

Сказали их посланники: "Разве в Аллахе, Творце небес и земли, можно усомниться? Он зовёт вас, чтобы простить вам грехи и отсрочить до названного срока".

Они сказали: "Вы — только люди, такие же, как и мы, и вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам власть явную!3"

Таким образом, мы уже можем насчитать несколько различных видов многобожия, существовавших как в эпоху язычества среди арабов, так и в условиях других языческих культур. Эти виды многобожия были распространены наряду с поклонением идолам в чистом виде, то есть в тех случаях, когда каждого из таких идолов считали Аллахом. Мы имеем в виду, например, веру древних египтян в то, что Ра (солнечный диск) является Богом, веру огнепоклонников в то, что Богом является огонь, веру ассирийцев в то, что Богом является Ваал, или же веру людей из народа Нуха в то, что Вадд, Сува’, Йагус, Йа’ук и Наср являются различными божествами.

А теперь приведём примеры различных видов многобожия.


1 — МНОГОБОЖИЕ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В ПОИСКАХ БЛИЗОСТИ И ПОПЫТКАХ СНИСКАНИЯ МИЛОСТИ

Аллах Всевышний сказал:

— А те, которые избрали себе помощников, кроме Него, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху и привели бы к Его милости"1.

Как мы уже упоминали раньше, в эту разновидность многобожия впадает человек, знающий о существовании Аллаха и о том, что Он является Творцом, Подателем благ, Оживляющим и Умерщвляющим, но вместе с тем ошибочно полагающий, что существуют и некие иные существа, обладающие некоторыми божественными качествами и вследствие этого близкие к Аллаху, и это для них означает, что сближение с ними приблизит человека и к Аллаху!

Некоторые из таких людей приближаются к идолам и трутся о них, некоторые молятся и кланяются им, а некоторые приносят жертвы, зная о том, что это не Аллах, но воображая, что тот, кому они поклоняются, занимают близкое к Аллаху положение и благодаря своей физической и духовной близости к Аллаху способен приблизить к Нему и того, кто поклоняется им! Таким образом, он является посредником во взаимоотношениях между рабом и АллаЈхом, которого они называли "Господом господ"! Это являлось указанием на то, что существовали ещё и разные мелкие господа, которые принимают у раба его молитвы, славословия и жертвы и передают всё это Аллаху, поскольку находятся поблизости от Него, а Аллах уже принимает всё это от них в соответствии с тем, насколько благосклонно Он относится к самим этим мелким господам и насколько близко они находятся к Нему! И благодаря этому Аллах проявляет благоволение к этому рабу и вознаграждает его в соответствии с тем, что он преподнёс этим мелким господам! В соответствии с этими представлениями, благоволение и награда Аллаха приходят к рабу не непосредственно от Аллаха, но через посредство этих мелких господ! Что же касается жрецов или же служителей этих идолов, то они сообщают рабу о том, принята его жертва или нет, то есть о том, доволен им Аллах или же Он гневается на него!!!

На первый взгляд нам может показаться, что, коль скоро этот многобожник знает о том, что Аллах является "Господом господ", или признаёт это, то он подчиняется Ему в большей степени, чем остальных, то есть мелким, господам и почитает Его в большей степени, чем почитает их.

Однако на самом деле, как это весьма тонко описано в Коране, имеет место нечто совершенно иное, а не то, о чём можно было бы подумать... В действительности они больше подчиняются этим мелким господам, больше почитают их и больше уделяют им внимания, чем "Господу господ".

Аллах Всевышний сказал:

— Они выделяют для Аллаха долю того скота и тех посевов, которые он произрастил, и, по их утверждению, говорят: "Это — Аллаху! А это — нашим сотоварищам". И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей. Скверно то, как они судят2!

Таким образом, они прежде всего утверждали, что Аллаху предназначается часть от урожая и от приплода скота, другая же часть — сотоварищам (идолам)... И они запрещали употреблять это в пищу, поскольку это предназначалось Аллаху или же сотоварищам!

Поступая так, они совершали сразу два великих греха, и каждый из них был грехом многобожия. Первый грех состоял в том, что они запрещали нечто, не имея на то позволения Аллаха, в то время как только Аллах, как Владыка и распоряжающийся всем, может разрешать или запрещать3.

Аллах Всевышний сказал:

— О да! Ему принадлежит и создание и власть4.

Второй же грех состоял в том, что они выделили этим сотоварищам долю наряду с Аллахом, приписывая им обладание божественной природой, как они её понимали, и воздавая им должное в соответствии со своими представлениями!

Однако при этом они не выполняли и того, о чём говорили, когда утверждали, что выделяют долю от урожая с приплода Аллаху наряду с тем, что выделяли они сотоварищам, поскольку выделяемое Аллаху они давали сотоварищам, а того, что выделяли сотоварищам, не давали Аллаху!!!

— И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей. Скверно то, как они судят!

Это — странные поступки, о которых в Коране говорится:

— Скверно то, как они судят!

Они же оправдывали это тем, что Аллах богат и ни в чём не нуждается, в то время как сотоварищи могут испытывать нужду!

С точки зрения логики подобные оправдания просто глупы. Если Аллах богат, то зачем же они выделяли Ему какую-то долю, в то время как Он не требовал от них этого?! Если эти сотоварищи нуждаются в том, что есть у Аллаха, то на каком основании их следует считать божествами?! И если они не в состоянии обеспечивать себя сами, то как могут дать они что-нибудь тем, кто поклоняется им?!

Эти оправдания были не только глупыми, но ещё и указывали на ту истину, которую они скрывали и которая состояла в том, что по-настоящему они почитали не истинного Бога, каковым является Аллах Всевышний, а тех идолов, которым они поклонялись наряду с Аллахом!

Сегодня нам может показаться, что такая разновидность многобожия является очень наивной и глупой, и современный человек, пользующийся свободным доступом к источникам информации и культурным ценностям и обладающий большим запасом знаний и идейным багажом, просто побрезговал бы заниматься чем-либо подобным.

Однако посмотрите на миллионы ладей, совершающих обходы вокруг гробниц различных шейхов, друзей Аллаха и святых как в странах Ислама, так и за их пределами, и обращающихся к ним с просьбами приблизить их к Аллаху и способствовать тому, чтобы Он оказал им свою милость! Обратите внимание также и на тех, кто в глубине души опасается гнева почитаемых ими правителей, шейхов и знатных людей и считает, что такие люди, будь они королями, обладателями знания или президентами, могут повредить им или сделать для них что-то полезное скорее, чем Аллах!

Как вы думаете, далеко ли они ушли от тех язычников, о которых в Коране сказано так:

— А те, которые избрали себе помощников, кроме Него, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху и привели бы к Его милости"1.
2 — МНОГОБОЖИЕ, СВЯЗАННОЕ С ПРОСЬБАМИ О ЗАСТУПНИЧЕСТВЕ, ОБРАЩАЕМЫМИ НЕ К АЛЛАХУ

К многобожию, проявляющемуся в поисках близости и попытках снискания милости Аллаха через кого-то, весьма близко стоит многобожие, связанное с просьбами о заступничестве, обращаемыми не к Аллаху, которое по сути дела является продолжением первого.

Во времена джахилийи арабы, как правило, впадали в оба вышеуказанных многобожия, поскольку, о одной стороны, они поклонялись идолам, желая, чтобы они приблизили их к Аллаху и помогли им снискать Его милость, с другой же стороны, они в то же самое время просили о заступничестве этих идолов, так как воображали, что, поскольку они близки к Аллаху Всевышнему, слава Ему, то их слова что-то для Него значат и Аллах отвечает на их просьбы, не отвергая их в силу того, что они относятся к числу тех, кого Аллах полюбил и приблизил к Себе! И они были убеждены в том, что если эти божества или же идолы обратятся с ходатайством за кого-либо из рабов, то Аллах примет его и проявит по отношению к этому рабу Своё благоволение.

Аллах Всевышний сказал:

— И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: "Это — наши заступники перед Аллахом". Скажи: "Разве вы сообщите Аллаху что-нибудь такое, чего Он не знает в небесах и на земле? Хвала Ему, Он выше того, что они придают Ему в соучастники!1"

Аллах Всевышний также сказал:

— Разве они нашли помимо Аллаха заступников? Скажи: "Даже если они не владеют ничем и не разумеют?"

Скажи: "Аллаху принадлежит заступничество полностью. Ему принадлежит власть над небесами и землёй, а потом к Нему вы будете возвращены"2.

И наряду с идолами, которым они поклонялись, добиваясь того, чтобы они заступились за них перед Аллахом (основными объектами поклонения при этом являлись такие идолы как Аль-Лат, Аль-’Узза и Манат), они поклонялись также и ангелам, считая их дочерьми Аллаха, к словам которых якобы прислушивается Всевышний.

Аллах Всевышний сказал:

— Они сказали: "Взял Милосердный для Себя ребёнка". Хвала Ему! Да, это — рабы почтенные.

Не говорят они раньше Него, и по повелению Его они действуют.

Знает Он, что было до них и что будет после них, и они не заступаются,

кроме как за того, ко Он благоволит, и они от страха перед Ним трепещут3.

И опять же нам может показаться, что после того, как с язычеством среди арабов было покончено, подобные вещи исчезли навсегда, однако если присмотреться к современной жизни людей, то нечто подобное можно обнаружить без всякого труда, поскольку многие просят о заступничестве перед Аллахом покойных друзей Аллаха и праведников, надеясь благодаря этому получить для себя какую-то пользу и снискать благоволение Аллаха.

Многобожие, связанное с просьбами о заступничестве, подобно многобожию, проявляющемуся в попытках снискать милость Аллаха через кого-то, поскольку оба этих вида многобожия развиваются из представлений о том, что кто-либо может распоряжаться чем-то наряду с Аллахом, или же, что кто-то способен оказывать влияние на волю и желания Аллаха... Что же касается самих этих представлений, то их возникновению способствует проведение неправомерных аналогий, когда люди начинают считать, что положение Аллаха хоть в чём-то подобно положению сотворённых Им, слава Ему, существ, являющихся Его рабами. Люди видят, что если в нашем мире какой-нибудь человек становится приближённым к обладателям власти, то они прислушиваются к его словам, он же, пользуясь их расположением к нему, обращается с ходатайствами за людей, и ходатайства его принимаются и удовлетворяются. И видя это, они, по своему небрежению, начинают считать, что нечто подобное имеет место и в том, что касается Аллаха Всевышнего, слава Ему, и что некие сотворённые Аллахом существа, например, ангелы также обязательно обладают влиянием на Аллаха, так как они приближены и почтены Им. И людям начинает казаться, что заступничество их за рабов в силу всего этого обязательно будет иметь успех, в результате чего рабы добьются желаемого. Однако они забывают о разнице между положением Аллаха Всевышнего, слава Ему, и положением сотворённого Им. Аллах является Богатым, Он управляет всем и заботится обо всём сущем, и лишь Его воля имеет силу во всей Вселенной, так что же может заставить Всевышнего, слава Ему, ответить какой-либо вещи или человеку, которым Он отвечать не желает? Иными словами, что может заставить Всевышнего, слава Ему, привлечь к участию в управлении чем-либо из дел Вселенной кого бы то ни было? Ведь все созданные Им существа являются Его рабами, и самые близкие из них к Нему проявляют и наибольший страх перед Ним.

Это, однако, не противоречит тому, что в день Воскресения к Аллаху Всевышнему, слава Ему, будут обращены слова заступничества, которые будут Им приняты4. Но прежде всего это будет сделано с позволения Аллаха, слава Ему, а кроме того, ходатайствовать станут только за тех, ходатайство о ком Аллаху будет угодно выслушать.

Аллах Всевышний сказал:

— ...в тот день, когда станут дух и ангелы рядами; не будет говорить никто, кроме тех, кому дозволит Милосердный, и скажет Он истину...1

Аллах Всевышний также сказал:

— Знает Он, что было до них и что будет после них, и они не заступаются,

кроме как за того, к кому Он благоволит, и они от страха пред Ним трепещут2.

Аллах Всевышний также сказал:

— Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит,

если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит3!
3 — МНОГОБОЖИЕ В ПОДЧИНЕНИИ И СЛЕДОВАНИИ

В основе поклонения лежит покорность. Таким образом, смысл поклонения Аллаху состоит в подчинении Его велениям и запретам. Правильное восприятие величия Аллаха и того факта, что Он обладает божественной природой, является Творцом Вселенной, управляет всеми её делами и заботится обо всём сущем, и в то же время ощущение истинного места человека перед Аллахом, требующего от него полноты поклонения Творцу небес и земли и Владыке всего, обязательно приводит к тому, что человек покоряется этому Богу, так как лишь Он обладает божественной природой, лишь Он достоин поклонения и лишь Он является Творцом всего и указывает путь всему сущему.

Однако иногда человек забывает об Аллахе на какое-то время, и тогда шайтан начинает наущать его неподчинению Аллаху, как наущал он в своё время Адама, мир ему.

Аллах Всевышний сказал:

— Мы прежде уже заключили завет с Адамом, но он забыл, и не нашли Мы в нём стойкости4.

Аллах Всевышний также сказал:

— И нашептал ему сатана, сказав: "О Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую?"

И они оба поели от него, и обнаружилась пред ними их скверна, и стали они сшивать для себя райские листья, и ослушался Адам Господа своего и сбился с пути5.

Однако Аллах по милости своей прощает рабу отдельные моменты небрежения, если только он не упорствует и не укореняется в заблуждении, как простил Он Адаму, мир ему, когда тот попросил прощения у Господа своего и обратился к Нему.

Аллах Всевышний сказал:

— ...и ослушался Адам Господа своего и сбился с пути.

Потом избрал его Господь и простил его и повёл прямым путём6.

Таким же образом прощает Он рабам Своим, когда они возвращаются к Нему.

Аллах Всевышний также сказал:

— А те, которые совершили мерзость или обидели самих себя, но вспомнили Аллаха и попросили прощения своим грехам, — а кто прощает грехи, кроме Аллаха? — и не упорствовали в том, что они совершили, будучи знающими, —

у этих в награду — прощение от Господа их и сады, где внизу текут реки, — вечно пребывать они будут там — и прекрасна награда делающих7!

Что же касается тех, кто упорствует в заблуждениях, отказывается подчиняться велениям Аллаха и покоряется кому-то иному, начинающему определять для него, что является дозволенным, а что — запретным, что является допустимым, а что — недопустимым, то в глубине души они не считают Аллаха единственным Творцом и единственным божеством, хотя на словах могут и утверждать это! По сути дела такой человек находит вместо Аллаха другого господина и другое божество и начинает поклоняться ему, то есть проявлять ему покорность, что следует делать по отношению к одному лишь Аллаху.

Так, например, об иудеях и христианах в Коране сказано следующее:

— Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Христа, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, Он выше того, что они придают Ему в соучастники1!

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал абсолютно ясное определение поклонению как таковому и пояснил, в чём состоит смысл слов о том, что они избрали для себя господами помимо Аллаха книжников и монахов, о чём говорится в рассказе об Ади бин Хатиме.

Сообщается, что в своё время он был христианином, но пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы принять Ислам в его присутствии. Об этом сообщают имам Ахмад, Ат-Тирмизи и Ибн Джарир, ссылавшиеся на разные источники. В передаваемых ими хадисах говорится, что когда Ади бин Хатима, да будет доволен им Аллах, достиг призыв посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то сначала он бежал в Сирию, а сам Ади ещё во времена джахилийи стал христианином. Что же касается его сестры и части людей из его племени, то их захватили в плен, но потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал милость его сестре и отпустил её на свободу, и она вернулась к своему брату и стала склонять его к Исламу и к тому, чтобы он сам поехал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И Ади, который был вождём племени тай и сыном известного своей щедростью Хатима ат-Таи, приехал в Медину, и люди стали говорить о его приезде.

Когда Ада вошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он (то есть пророк) как раз читал аят, где говорится:

— Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха... — , а в то время Ади носил на шее серебряный крест.

Потом Ади рассказывал:

— Я сказал: "Поистине, они им не поклонялись!" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возразил: "Нет, ведь они запрещали людям дозволенное и разрешали запретное, а люди следовали за ними, в чём и состояло их поклонение монахам и книжникам!"

Таким образом, Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, считал, что поклонение выражается только в поясных и земных поклонах, и поэтому он сказал, что люди не поклонялись им! Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил ему истинную суть этого дела в соответствии с тем, что сам он узнал от Аллаха. Он объяснил ему, что подчинение книжникам и монахам в том, что касается позволения и запрещения без учёта того, что было ниспослано Аллахом, и представляет собой поклонение им, а, значит, приравнивание их к Аллаху, иначе говоря, это — многобожие. А сказано так было потому, что подчиняться в таких делах следует одному лишь Аллаху, поскольку он является Господом, и поклоняться должно только Ему. Если же человек подчиняется кому-либо помимо Аллаха, то это является поклонением тем, кому он подчиняется, даже если такое подчинение не сопровождается ни отбиванием поклонов, ни жертвоприношениями! Более того, это становится поклонением не Аллаху и многобожием, даже если при этом человек продолжает совершать поясные и земные поклоны Аллаху и не кланяется никому иному, поскольку совершение поклонов перед Аллахом и подчинение Ему в том, что касается дозволенного и запретного равнозначны друг другу и только в сочетании друг с другом представляет собой то, что называется поклонением. Аллах не говорил своим рабам, что если они будут совершать перед Ним поясные или земные поклоны, то благодаря этому поклонение их Ему станет полным, и что если при этом они станут подчиняться другим в том, что касается позволения и запрещения, то в этом не будет ничего дурного... Поистине, Аллах повелел Своим рабам кланяться в пояс и падать перед Ним ниц, но Он сообщил им также и о том, что Ислам их не будет полным, если одно из вышеупомянутых двух дел не будет дополняться другим, и что если в том или ином отношении они будут обращаться не к Аллаху, то это будет означать, что они впали в многобожие.

Аллах Всевышний сказал:

— Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, который сотворил их, если вы ему поклоняетесь1!

Аллах Всевышний также сказал:

— Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте вместо этого за покровителями. Мало вы вспоминаете2!

Таким образом, ясно, что падение ниц перед Аллахом, о чём упоминается в первом из цитированных выше аятов, противоречит Аллаху, а отказ от следования тому, что ниспослано Аллахом, упомянутый во втором аяте, равнозначен следованию другим покровителям, то есть сотоварищам, помимо Аллаха.

Кроме того, в Коране приводятся слова неверных, которые они произносили в качестве оправдания своего многобожия:

— И сказали те, которые придавали Ему сотоварищей: "Если бы Аллах пожелал, мы не поклонялись бы никому, кроме Него, — ни мы, ни наши отцы, и не запрещали бы без Него ничего"3.

Таким образом, они сами определяют своё многобожие как нечто состоящее из двух частей, а именно — из внешних проявлений поклонения, каковыми являются поясные и земные поклоны, и разрешении и запрещении без учёта того, что было ниспослано Аллахом. В этом аяте указывается, что они пытались оправдать своё многобожие, проявляющееся двояко, волей Аллаха, однако Аллах объявляет их слова ложными и приводит им в качестве довода то, что Он направлял к ним посланников, чтобы они сообщили им об истинной сути Ислама.

Аллах Всевышний сказал:

— И сказали те, которые придавали Ему сотоварищей: "Если бы Аллах пожелал, мы не поклонялись бы никому, кроме Него, — ни мы, ни наши отцы, и не запрещали бы без Него ничего". Так поступили и те, которые были до них, а разве возложено на посланников что-нибудь, кроме ясной передачи?

Мы отправили к каждому народу посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества"4.

И этот вид многобожия сегодня распространился по всей земле.

Если говорить о немусульманских странах, то там можно встретить вообще все виды неверия и многобожия, но более всего бросается в глаза то, что они подчиняются не тому, что было ниспослано Аллахом относительно разрешения и запрещения, а также то, что они избрали для себя многих различных господ помимо Аллаха.

Если же говорить о странах Ислама, то в этот вид многобожия впадает каждый из тех, кто довольствуется любым из законов, не имеющих отношения к шариату и заимствованных с Востока или с Запада, и также каждый из тех, кто призывает к объединению и борьбе не под знаменем Ислама, а под лозунгами национализма, патриотизма или любыми иными светскими лозунгами, недозволенными Аллахом.

И те и другие избирают себе господ, пусть даже и не воспринимаемых чувствами, и поклоняются этим господам вместо Аллаха.

Человек, провозглашающий националистические или патриотические лозунги и использующий это как предлог для того, чтобы на его родине не применялись законы Аллаха, фактически делает своим господом национализм или патриотизм, которому и начинает поклоняться вместо Аллаха. При этом те, кто выдвигает подобные лозунги, ничем не отличается от тех, кого они устраивают, поскольку первые, прикрываясь ими, устанавливают законы, разрешающие и запрещающие нечто без учёта того, что было ниспослано Аллахом, другие же принимают эти законы и подчиняются им вместо того, чтобы воспринимать законы от Аллаха и подчиняться им.„

Человек, объявляющий необходимым приём пищи рабочими во время рамадана под предлогам того, что пост снижает производительность труда, по сути дела избрал производство материальных благ господом для себя и стал поклоняться ему вместо Аллаха, потому что он подчиняется этому, поступая вопреки велениям Аллаха.

Человек, выступающий за разрешение украшающим себя женщинам без покрывала выходить из дома и общаться с мужчинами под предлогом рассуждений о прогрессе и освобождении, фактически избирает этот прогресс и освобождение господами для себя, которым он начинает поклоняться вместо Аллаха, потому что, прикрываясь подобными вещами, он объявляет дозволенным то, что запрещено Аллахом, и подчиняется этому, забывая об Аллахе.

Тот, кто призывает к отмене законов Аллаха или отказу от исламских традиций, стоящих на страже нравственности и чести людей, только для того, чтобы на Западе нас считали цивилизованными, а не отсталыми, избирает для себя в качестве господ Запад его традиции, которым он начинает поклоняться вместо Аллаха, даже если при этом он молится, постится и называет себя мусульманином, потому что Запад с его традициями является для него чем-то более весомым, чем веления Аллаха, и более достойным следования и подчинения, чем эти веления!

Таким образом, мы видим, что сегодня вся жизнь людей пронизана многочисленными проявлениями многобожия в подчинении и следовании, в то время как они даже не понимают, в чём именно проявляется их многобожие, хотя Книга Аллаха и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ясно я недвусмысленно указывают на то, что имеет к этому отношение, а именно — на то, что поклонение состоит в восприятии от Аллахи указаний относительно всех жизненных дел. Мы получаем от Аллаха указания относительно того, что касается обрядов поклонения, а потом поклоняемся Всевышнему, слава Ему, совершая молитвы, соблюдая посты, выплачивая закят и совершая хадж, но точно также мы воспринимаем от Него и то, что касается дозволенного и запретного для нас, то есть — законы, управляющие нашей жизнью и регулирующие её как в большом, так и в малом. И это означает, что, соблюдая законы Аллаха, мы поклоняемся Ему, точно так же, как поклоняемся мы Ему, совершая молитву, соблюдая пост, выплачивая закят или отправляясь в хадж, поскольку эти вещи равнозначны друг другу. Если же относительно того или другого человек обращается не к Аллаху, то Он считает это многобожием и говорит о тех, кто поступает таким образом, следующее:

— Или же для них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах1?

И Аллах Всевышний повелел нам отделяться от людей, впавших в многобожие, сказав:

— Скажи: "О обладатели писания! Приходите к слову, равному для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха. Если же они отвернуться, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы — мусульмане"2.

И поэтому нам следует хорошо уяснить себе, каким путём следует идти среди всего этого многобожия, распространившегося сегодня по всей земле, прилагая все усилия для того, чтобы поклоняться только Аллаху, ничего и никого к Нему не приравнивать и не избирать себе других господ (как воспринимаемых чувствами, так и всех иных), посвящая им своё поклонение и забывая об Аллахе.

скачать файл


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Мухаммад кутб
2127.32kb.
А. В. Журавский иисус в коране
175.42kb.