Главная   страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


* * *
АЛЛАХ ПОЗАБОТИЛСЯ О СОХРАНЕНИИ КОРАНА

Как мы упоминали ранее, Аллах ниспослал Коран в подтверждение того, что было ниспослано Им раньше, и он вобрал в себя всё то, что было ниспослано раньше. И Аллах Всевышний, слава Ему, позаботился о том, чтобы сохранить Свою последнюю Книгу от того, чем подверглись все предыдущие книги, то есть — от исчезновения или искажения.

Аллах Всевышний сказал:

— Это Мы ниспослали напоминание и Мы его охраняем1.

И поэтому Коран, как и пожелал Аллах, в течение четырнадцати веков оставался хранимым и останется таким ещё столько, сколько угодно будет Аллаху, не подвергаясь ни изменениям, ни искажениям, а с тех пор, как он был ниспослан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не била ни убавлена от него, ни прибавлена к нему ни одна буква.

Аллах Всевышний оказал милость этой общине, сделав её лучшей религиозной общиной в истории.

Аллах Всевышний сказал:

— Вы были лучшей из общин, которая выведена перед людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха2.

И Аллах Всевышний оказал милость этой общине, сделав так, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сам был одним из этих людей.

Аллах Всевышний сказал:

— Оказал Аллах милость верующим, послав им посланника из их самих; он читает им Его знамения, очищает их и учит их Писанию и мудрости, хотя они и были раньше в явном заблуждении3.

И он оказал ей милость, сохранив ниспосланное этой общине Писание и не допустив его исчезновения или искажения.

Что касается Торы, то ей владели люди, которые навлекли на себя гнев Аллаха за то, что перестали верить в Аллаха, убивали своих пророков и распространяли по земле зло.

Аллах Всевышний сказал:

— И ввергнуты были они в унижение и бедность и оказались под гневом Аллаха. Это — за то, что они не уверовали в знамения Аллаха и избивали пророков, забыв о справедливости! Это — за то, что они ослушались и стали преступниками4!

И поскольку они отличались такими качествами, то посмели внести искажения в ниспосланное им Писание, убрав оттуда то, что не соответствует их страстям, и добавив к нему разные выдумки, которым Аллах не придавал никакой власти.

Аллах Всевышний сказал:

— Горе же тем, которые пишут Писание своими руками5, а потом говорят: "Это — от Аллаха", —, чтобы купить за это то, что немногого стоит! Горе же им за то, что написали их руки, и горе им за то, что они приобретают6!

Что же касается Евангелия, то надо сказать, что последователи и апостолы Исы, мир ему, пребывали в постоянных странствиях и разобщённости вследствие того, что подвергались гонениям со стороны Римского государства, и поэтому они не сумели записать Евангелие так, как слышали его от самого Исы, мир ему. Они передавали его друг другу, вернее, передавали они то, что сумели запомнить, делая это втайне от властей. Когда же Евангелие всё же начали записывать, то к тому времени прошло уже тридцать лет со времени вознесения Исы, мир ему7, и самая суть сказанного им оказалась уже утраченной, зато появились различные посторонние дополнения. Кроме того, даже по словах самих христиан, Евангелия в их современном виде являются не ниспосланным свыше Писанием, а личными воспоминаниями их авторов, записанными по отдельности и включающими в себя некоторые из приписываемых Христу слов.

Если же говорить о Коране, то Аллах создал для него совершенно иные условия, обеспечившие его сохранение, что, собственно, и было предопределено Аллахом этому Писанию в предвечности и что было записано на Сохраняемой Скрижали.

1 — Аллах создал народ, для которого сохранение устных сообщений стало традицией. Известно, что во времена джахилийи арабы передавали друг другу тысячи бейтов стихов своих поэтов, не прибегая ни к каким записям, но сохраняя всё это в своей памяти.

2 — Аллах сделал его лёгком для запоминания.

Аллах Всевышний сказал:

— И мы облегчили Коран для запоминания, но найдётся ли хоть один припоминающий1?!

3 — Аллах создал для этого стабильную, находившуюся в безопасности и пользовавшуюся прочным положением на земле общину, у которой были все условия для запоминания и записывания. И среди первых мусульман были такие, кто точно записывал всё сказанное посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, записывая то, что он запоминал, после чего записи эти проверял сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

4 — Кроме того, Аллах обеспечил проверку записанного и со стороны высших сил, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запоминавший то, что ему ниспосылалось, раз в год сверял всё это с самим Джибрилем, мир ему, а в последний год его жизни Джибрил проверил ниспосланное посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дважды.

5 — После того, как Коран был записан, возможностей для его искажения кем бы то ни было уже не осталось, поскольку хранители его веками проверяли каждую сделанную с того или иного свитка копию и делали это весьма тщательно, а когда Коран стали печатать в типографиях, то стали создаваться и специальные комиссии из авторитетных знатоков, которые досконально проверяли каждую букву, прежде чем допустить набранный текст к печати.

Благодаря всему этому Корану и была обеспечена та сохранность, которая в предвечности была предопределена ему Аллахом.

Аллах всевышний сказал:

— Это мы ниспослали напоминание и Мы его охраняем2.

Истину говорит Аллах!
МЕСТО КОРАНА В ДУШЕ ВЕРУЮЩЕГО

В душе верующего Коран занимает такое место, которое не может занимать ни одна другая книга.

Коран заключает в себе слова Аллаха, ниспосланные Им Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, который поклонялся Господу Своему, читая его, и уже одного этого довольно, чтобы в душах верующих всегда сохранялось почтение к нему.

Ведь прежде всего верующий человек почитает своего Господа, а, следовательно, почитает он и всё, что от Него исходит, и в первую очередь это относится к словам его Господа, обращаемым к нему, чтобы вывести его на прямой путь, озарить светом его сердце и его дорогу и привести его к благу в этом мире и в мире вечном.

Любая книга, попадающая мне в руки и написанная тем или иным автором, являющимся знатоком в своём деле и в своей области знания, оценивается мной прежде всего на основании имеющихся у меня данных об уровне знания этого автора, так что же можно сказать о Коране, Книге Господа миров, Могущественного, Всемогущего, Знающего и Мудрого?

Книга, которая может дать мне малую толику сведений в той или иной области познания будет дорогой для меня настолько, насколько она окажется для меня полезной, так что же можно сказать о Книге, объемлющей собой всё благо вообще и указывающей путь к благу?

Я всегда буду предпочитать чтение тех книг, благодаря которому мои товарищи станут больше уважать меня, а что же сказать о чтении такой Книги, благодаря которому я смогу возвысится в глазах ангелов и самого Господа миров?!

Если мой учитель предложит мне прочитать какую-нибудь книгу, и я буду знать, что благодаря этому он станет относиться ко мне с большим уважением, то я буду испытывать тем большее желание прочитать её, чем больше он станет меня уважать за это и чем более высокую оценку я за это получу, так что же сказать о той Книге, чтение которой является поклонением и возвышает меня пред Аллахом?!

Аллаху принадлежат наивысшие примеры и на небесах и на земле.

Поистине, не было в истории человечества книги, которую ценители её в глубине души своей почитали бы также, как верующие почитают Коран.

Не было в истории человечества книги, которую читали бы и хранили также, как читали и хранили Коран, и поэтому неудивительно, что Господь миров назвал её Кораном, что означает "Книга читаемая", ведь чтение её не прекращается ни днём, ни ночью, ни во время молитвы, ни во время поминания Аллаха, ни во время уроков по изучению её смысла и правил её чтения.

И помимо чтения этой Книги нам следует также размышлять о смысле Корана, ибо веление об этом содержится в самой Книге Аллаха.

Аллах Всевышний сказал:

— Писание, ниспосланное тебе, благословенно, и пусть обдумывают его аяты и вспоминают обладатели рассудка1.

И Аллаха порицает тех, кто не размышляет о смысле Корана и не понимает его аятов:

— Почему же они не размышляют о Коране? Или на сердцах их запоры2?

А если мы станем размышлять о Коране, то для нас обязательно прояснится целый ряд вопросов, которые мы должны ясно представлять себе, а именно то, что:
1 — КОРАН САМ ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОДОМ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ:

Коран является Книгой воспитания, дарованной Господом моим этой общине, которую её Творец, слава Ему, охарактеризовал следующим образом:

— Вы были лучшей общиной, которая выведена пред людьми...3

Из этого следует, что Коран заключает в себе все необходимые элементы воспитания человека. С другой стороны, каждое его слово представляет собой наставление, имеющее воспитательную направленность и способствующее созданию в этой жизни "праведного человека", независимо от того, является ли это слово велением относительно необходимости поклонения, или наставления нравственного характера, или запретом на решение чего-то такого, чего Аллах не любит и чего не желает для Своих рабов, или же это какая-нибудь притча о верующих или тех, кто считает слова Аллаха ложью, или же какой-нибудь из законов, данных людям для регулирования их жизни, или упоминание о дне Воскресения, или описание сцен истребования у рабов отчёта и получения ими награды или воздаяния за дурные дела или нечто, предназначенное для того, чтобы направить разум к размышлению о знамениях Аллаха, проявляющих себя в бытии, или к размышлению о тех Его законах, которым подчиняется жизнь.

Всё это приводится в Коране с целью воспитания и соответствующей ориентации человека, а одним из плодов размышления обо всём этом должным образом и должного применения этого на практике стало появление того необыкновенного поколения верующих, к которому относились сподвижники посланники Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заслужившие такого отзыва о себе в целом со стороны Аллаха, поскольку они действительно представляли собой лучшее поколение людей из общин, когда-либо появлявшихся среди людей.
2 — КОРАН ЯВЛЯЕТСЯ КНИГОЙ ЗАКОНОВ

Коран является Книгой, в которой изложены законы, регулирующие собой жизнь людей на земле.

Таким образом, Коран представляет собой совершенную программу жизни.

О чём бы из сторон жизни человека ни шла речь, в Коране обязательно содержится нечто подходящее для этого и служащее для улучшения этого, поскольку Коран связывает человека с обществом, в котором он живёт, связывает правителя с подданными, связывает между собой членов семьи, способствует укреплению связей между мужчиной и женщиной, определяет собой характер связей мусульман с немусульманскими группами населения, живущими в мусульманском обществе, и, наконец, определяет собой характер связей мусульманского государства с другими государствами, существующими на земле.

Поистине, эта удивительная Книга в деталях или в целом касается всех сторон жизни человека1.

Из этого следует, что в своей политической, экономической или общественной деятельности, а также в том, что касается нравственной, идейной или духовной стороны его жизни, мусульманин не должен обращаться ни к какому иному источнику, кроме этой Книги (а если он захочет получить какие-нибудь пояснения или узнать о чём-то более подробно, то ему надо будет обратиться к сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует), как не должен он в своей жизни и выходить за пределы того, чему учит его эта Книга, ни при каких новых обстоятельствах, с которыми он может столкнуться!

Аллах ниспослал этот закон для того, чтобы он управляв жизнью людей до самого дня воскресения. Что же касается заявлений людей, сердца которых поражены болезнью о том, что закон этот был ниспослан четырнадцать веков назад и поэтому не годится для применения в современных условиях, то по сути дела они являются обвинением Аллаха Всемогущего и Великого — да упасёт нас Аллах от неверия! — в том, что, ниспосылая шариат, Он не знал о том, что с течением времени в жизни людей появится нечто такое, чего не было во время ниспослания Корана! Или же подобные заявления являются обвинением Его в том, что Он ниспослал какой-то несовершенный закон, а потом обязал людей руководствоваться только этим законом и пригрозил им за нарушение его вечным пребыванием в огне, но ведь Аллах намного выше этого!

В течение всего времени существования Ислама мусульмане знали о том, что этот закон заключает в себе все установления, касавшиеся их жизни, и что если в их жизни возникает нечто новое, то им прежде всего следует обращаться за суждением по этому вопросу к своему твёрдому и неизменному законе.

Кроме того, они знали и о том, что Господь славы не ниспослал соответствующих откровений относительно некоторых дел, но сделал Он так не по забывчивости, ибо могущество Его велико, но по милости Своей к рабам Своим, как и поведал Он об этом Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Это означает, что по таким делам решения следует принимать самостоятельно, но так, чтобы это соответствовало интересам людей, не противореча положениям шариата.

Закон Аллаха должен править в жизни людей при всех обстоятельствах.

Аллах Всевышний сказал:

— А если кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, то это — неверные2.

Аллах Всевышний также сказал:

— Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения относительно того, что ты решил, и подчиняются полностью3.


3 — КОРАН ВЕДЁТ ЗА СОБОЙ ИДУЩИХ ПО ДОРОГЕ ЖИЗНИ

Коран является тем, что знакомит нас с истинной сутью человека, его ролью на земле, целью его создания, его происхождением, пределами его возможностей и его уделом.

Иначе говоря, он является для него путеводителем в жизни с самого её начала и до конца.

Каждый из тех, кто оправляется в дорогу, нуждается в путеводителе, который подсказывал бы ему, где начинается и где завершается его путешествие, что может встретится ему на пути, где этот путь завершится и где он должен будет остановиться, чтобы пополнить свои запасы. Если же такого путеводителя у путника не будет, то он станет действовать вслепую, и всё это кончится для него гибелью.

В путеводителе, указывавшем бы человеку на различные вехи его пути, нуждается и тот, кто отправляется в самое большое своё путешествие.

Когда же людьми овладевает невежество, и они отклоняются от того, что служит для них указателем, они начинают пробираться наощупь, испытывать замешательство и беспокойство, а в конце концов погибают, как выразил это в своих стихах один из современных поэтов-язычников1:

— Я не знаю, откуда я пришёл, но я пришёл! Увидел я перед собой какую-то дорогу и двинулся в путь!

Едва ли состояние человека, оказавшегося в подобном заблуждении можно было бы выразить лучше! Подобные кризисы в той или иной форме неизбежно возникали во всех языческих культурах, когда-либо существовавших в истории человечества, однако в условиях современного язычества кризис этот достиг такой остроты, какой история ещё не знала!

Поистине, человек осознанно или неосознанно задаёт себе самому такие вопросы: Кто я? Откуда я пришёл? Куда я попаду после смерти? Зачем я живу? В каком направлении идёт моя жизнь?

И если он не находит ясных и удовлетворительных ответов на эта вопросы, возникающие в самой его сущности, тогда он начинает мучаться, блуждать, испытывать замешательство и ощущать приближение гибели.

Аллах, являющийся Творцом человеческой души, знает, что в сущности человека возникают подобные вопросы и что они требуют ответа, как знает Он, слава Ему, и о том, что весь образ жизни человека в этом мире и удел его в мире вечном зависят от того, сумеет ли он найти правильные ответы на эти вопросы. Именно поэтому Он и ниспослал в своей мудрой Книге полные и ясные ответы на те вопросы, от правильного ответа на которые в человеческой жизни зависит всё.

Он поведал человеку о том, из чего он был сотворён в самый первый раз: из горсти глины и частицы духа Аллаха.

Аллах Всевышний сказал:

— Вот сказал Господь твой ангелам: "Я создаю человека из глины.

— А когда Я его завершу и вдохну в него от Моего духа, то падите, поклоняясь ему!2"

Благодаря этому человек узнал, что он состоит из тела и духа и что вследствие этого жизнь его должна охватывать собой как материальный, так и духовный аспекты, которым следует сочетаться друг о другом, а не отделяться друг от друга. Иначе говоря, он не должен быть полностью поглощённым ни материальным, ни духовным аспектом своей жизни.

И Аллах поведал человеку о предназначении его существования на земле.

Аллах Всевышний сказал:

— И вот, сказал Господь твой ангелам: "Я установлю на земле наместника"3.

Аллах Всевышний также сказал:

— Он вас возрастил из земли и поселил вас на ней4.

Аллах Всевышний также сказал:

— Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись5.

Аллах Всевышний также сказал:

— Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие моё, жизнь моя и смерть— для Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища...6"

Таким образом, Аллах поведал человеку о том, что он сделан Его наместником на этой земле для того, чтобы обустраивать её и что целью его существования является поклонение Аллаху в широком смысле этого слова, подразумевающем разные виды поклонения и всю деятельность человека в его жизни. Иными словами, речь идёт о посвящении Аллаху всех дел человека и о том, чтобы он жил, сообразуясь с велениями Аллаха.

И Аллах поведал человеку о том, в соответствии с чем он должен жить.

Аллах Всевышний сказал:

— Мы сказали: "Низвергнитесь оттуда все! А если придёт к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за ним, не будет страха, и не будут они знать печали"1.

Аллах Всевышний также сказал:

— Скажи: "О люди! Я — посланник Аллаха к вам всем, того, которому принадлежит власть над небесами и землёй, — нет божества, кроме Него, Он оживляет и умерщвляет. Веруйте же в Аллаха и Его посланника, пророка неграмотного, который верует в Аллаха и Его слова, и следуйте за ним, — может быть, вы пойдёте прямым путём!2"

Аллах Всевышний в подробностях описал человеку тот путь, которым ему необходимо идти, в Своей Книге и в сунне посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Кроме того, Он поведал ему о том, что его ждёт после смерти, то есть сообщил ему о том, что завершение земной жизни ещё не означает завершения жизни вообще и что мудрый Бог ничего не делает понапрасну.

Аллах Всевышний сказал:

— Неужели вы думали, что Мы создали вас, забавляясь, и что вы к нам не будете возвращена? Велик Аллах, Царь Истинный и нет божества, кроме Него, Господа благородного трона3!

Таким образом, человеку обязательно предстоит воскреснуть, дать отчёт за свои дела и получить за них соответствующее воздаяние, и людям сообщается об этом, чтобы они ко всему относились серьёзно и знали, что в конце концов творящие благо не будут равными творящим дурное.

Аллах Всевышний сказал:

— И не создали Мы небо и землю и то, что между ними понапрасну. Так думают те, кто не верует. Горе же неверующим — от огня.

Разве уподобим Мы тех, которые уверовали и творили благое, распространяющим зло по земле и разве уподобим богобоязненных распутникам4?

И Он потребует у человека отчёта в мире ином сообразно с тем, что Он ниспослал для того, чтобы управлять жизнью людей на земле.

Аллах Всевышний сказал:

— "...над теми, кто подчинится Моему руководству, не будет страха, и не будут они знать печали".

А те, которые не веровали в считали ложью Наши знамения, окажутся в огне и останутся там навечно5.

И Он сообщил о том, что воздаяние будет заключаться в вечном пребывании либо в раю, либо в огне.

Аллах Всевышний сказал:

— Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжём в огне! Всякий раз, как изжарится их кожа. Ми будем заменять её им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах — Великий, Мудрый!

А тех, которые уверовали и творили благое, Мы введём в сады, где внизу текут реки, и вечно пребывать они будут там. Для них там — чистые супруги. И введём Мы их в тень густую6.

Таким образом, Аллах дарует человеку Коран в качестве путеводителя для всей его жизни от начала и до конца и разъясняет ему всё, что ждёт его на его пути.


4 — КОРАН ПРИЗЫВАЕТ К РАЗМЫШЛЕНИЮ О ЗНАМЕНИЯХ АЛЛАХА, ПРОЯВЛЯЮЩИХСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЧЕЛОВЕКА МИРЕ

Коран явно обращает ваше внимание на необходимость размышления о знамениях Аллаха, которые мы видим в окружающем нас мире: о небесах и земле, солнце и луне, горах и морях, растениях и животных, а также и обо всём том, что познаётся чувствами человека.

Коран обращает наше внимание на всё это, чтобы мы познали необыкновенное могущество Аллаха, который создал всё сущее и который управляет всем, чтобы мы уверовали в Аллаха и стали поклоняться Ему должным образом.

Аллах Всевышний сказал:

— Разве ты не видишь, что Аллаха славят те, кто в небесах и на земле, и птицы, летящие рядами. Всякий знает свою молитву и своё восхваление, а Аллах знает о том, что они делают!

Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, и к Аллаху — возвращение.

Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает в тучу, и ты видишь, как из расщелин её падает ливень. И низводит он с неба горы, в которых град, и поражает им, кого желает, и отклоняет, от кого пожелает, а блеск Его молнии чуть не лишает зрения.

И Аллах переворачивает ночь и день. Поистине, в этом — назидание для тех, кто не утратил зрение. Аллах сотворил всякое животное из воды. Из них есть такие, что ползают на животе, и есть из них такие, что ходят на двух ногах, и есть из них такие, что ходят на четырёх. Творит Аллах, что пожелает, ведь Аллах может сделать всё!

Мы ниспосылали знамения ясные, и Аллах ведёт, кого хочет, к прямому пути1.

И Коран в то же время обращает наше внимание на всё это для того, чтобы мы познавали те законы Аллаха, в соответствии с которыми устроена Вселенная и могли бы благодаря своему знанию использовать силы природы, изначально подчинённые нам Аллахом.

Аллах Всевышний сказал:

— И Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле...2

Аллах Всевышний также сказал:

— Аллах — тот, который сотворил небеса и землю, и низвёл с небес воду, и вывел ею плоды вам в удел, и подчинил вам суда, чтобы они ходили в море по Его повелению, и подчинил вам реки, и подчинил вам солнце и луну, которые трудятся, и подчинил вам ночь и день...3

Эти силы природа подчинены человеку Аллахом, да, но ему необходимо постичь те законы, в соответствии с которыми они действуют, чтобы использовать их для обустройства земли. Коран направляет нас к обретению такого познания, поскольку лишь оно может привести нас к возможности использования подчинённых нам сил.

Аллах Всевышний сказал:

— И сделали Мы ночь и день двумя знамениями, и стираем Мы знамение ночи и делает знамение дня тем, что даёт видеть, чтобы вы искали жалости от вашего Господа и чтобы знали число годов и счёта, и всякую вещь Мы распределили в порядке4.

Аллах Всевышний также сказал:

— Спрашивают они тебя о новолуниях. Скажи: "Они — определение времени для людей и для хаджа"5.

Аллах Всевышний также сказал:

— Он — тот, который сделал вам землю покорной, ходите же по её сторонам к питайтесь от Его удела...6

Аллах Всевышний также сказал:

— ...и Мы низвели железо; в нём большое зло7 и польза для людей, и чтобы знал Аллах, кто помогает Ему и Его посланникам втайне1. Поистине, Аллах — Сильный, Великий2!

И Он говорит о пророке Аллаха Даде:

— Мы смягчили ему железо...3

Аллах Всевышний также сказал:

— И научили Мы его делать одежду4 для вас, чтобы она защищала вас от вашей ярости5.

И благодаря этим и многим иным наставлениям, которые заключает в себе Коран, мусульмане устремились к знанию, что касается особенно знания эмпирического, то есть приходящего из опыта, и стали вследствие этого основоположниками эмпирического метода в научных исследованиях, который послужил основой нынешнего подъёма науки в Европе после того, как в своё время европейцы прошли обучение в мусульманских школах. Если же говорить о более раннем периоде, то наука в Европе тогда полностью находилась под вилянием греков, являлась чисто теоретической и не могла привести к ощутимому прогрессу.


5 — РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЗАКОНАХ, УПРАВЛЯЮЩИХ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Коран обращает наше внимание также и на те законы, в соответствии с которыми проходит жизнь людей на земле, и делается это для того, чтобы мы познавали их и сообразовывались с ними в своей жизни, постольку законы эти постоянны и неизменны.

Аллах Всевышний сказал:

Никогда не увидишь ты в законе Аллаха перемены!

Никогда не увидишь ты в законе Аллаха изменения6!

И в соответствии с этими законами, когда верующие станут неуклонно придерживаться велений Аллаха, Он сделает их Своими наместниками, укрепит их положение на земле, дарует им безопасность и спокойствие и таким образом ниспошлёт им Своё благословение в их жизни.

Аллах Всевышний сказал:

— Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он оставит их преемниками на земле, как оставил тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен их страха безопасность, Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи. А кто после этого окажется неверных, те — распутники7!

Аллах Всевышний также сказал:

— И написали Мы уже в Псалмах после напоминания, что землю наследуют рабы Мои праведные8.

Аллах Всевышний также сказал:

— А если бы обитатели селений уверовало и Боялись Бога, Мы открыли бы им благословения неба к земли9.

Вместе с тем и неверная не чинится препятствий в укреплении на земле, однако здесь всё имеет иную подоплёку.

Аллах Всевышний сказал:

— Для тех, кто стремился к жизни бренной, ускоряли Мы для них в ней то, что желаем для тех, кому хотим, а потом сделали Мы для них геенну, чтобы они горели в ней порицаемыми и униженными.

А кто стремится к жизни вечной и желает её по-настоящему, сохраняя веру, — это те, стремление которых будет вознаграждено.

Всех Мы поддерживаем — и этих, и тех — на даров твоего Господа, и нет пределов дарам Господа твоего1.

Аллах Всевышний также сказал:

— Для тех, кто желает жизни близкой и её украшений, тем Мы полностью завершим дела их в ней, и они здесь не будут обделены.

Это — те, для которых нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетным окажется всё то, что они совершали здесь, и пустым будет то, что они творили2.

Аллах Всевышний также сказал:

— И когда они забили то, о чём им напоминали, Мы открыли пред ними врата всего. А когда они радовались тому, что им было даровано, Мы внезапно схватили их, и вот, они — в отчаянии3.

Верующие укрепляются в мире этом для улучшения земли, а в мире вечном их ждёт доброе завершение, и они будут наслаждаться раем и благоволением Господа.

Аллах Всевышний сказал:

— Поможет Аллах тому, кому Он поможет, — ведь Аллах силён, славен! — тем, кто — если Мы их укрепляем на земле — продолжают молиться, и выплачивают закят, и приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Аллаху принадлежит завершение дел4!

Что же касается неверных, то их укрепляют для испытания и искушения, и когда они уже значительно удаляются от Аллаха, им даётся сила и возможность наслаждаться, и они в изобилии получают всё, но не потому, что Аллах посылает им всё это в знак своего благоволения, но лишь для того, чтобы они ещё больше погрязли в грехе, а потом Аллах возьмёт их так, как делает это Славный и Всемогущий.

Аллах Всемогущий сказал:

— Жизнь эта подобна воде, которую Мы низвели с неба: смешались с нею растения земли, которыми питаются люди и животные, а когда земля приобрела свой блеск и разукрасилась, и подумали обитатели её, что они властвуют над ней, пришло к ней Наше повеление ночью или днём, и Мы сделали её пожатой, как будто и не была она богатой вчера. Так распределяем Мы знамения для людей, которые размышляют5!

Кроме того, укрепление верующих отличается от укрепления неверных ещё и с другой стороны. Аллах дарует верующим "благословения неба и земли", и благодаря этому они живут в безопасности и спокойствии, и благословенными становятся их время, здоровье, имущество и дети... Что же касается неверных, то для них открываются все возможности материального благополучия, однако они не получают благословления и не наслаждаются ни безопасностью, ни спокойствием, потому что спокойствие приходит лишь благодаря поминанию Аллаха, а они Аллаха не поминают.

Аллах Всевышний сказал:

— Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, — о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца...6

К числу законов Аллаха относится также и то, что все дела людей, как хорошие, так и дурные, влекут за собой определённые последствия, изменить которые уже невозможно, потому что законы Аллаха беспристрастны и не действуют в угоду никому.

Аллах Всевышний сказал:

— Появилось нечестие на суше и на море из-за того, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся7!

Аллах Всевышний также сказал:

— А когда Мы желали погубить какое-нибудь селение, Мы отдавали приказ тем его жителям, кто был одарён благами, и они начинали творить там нечестие; тогда сбывалось для него сказанное, и уничтожали Мы его полностью1.

Аллах Всевышний также сказал:

— Это — потому, что Аллах не таков, чтобы изменить милость, которой Он одарил людей, пока сами они не изменят того, что у них в душах...2

Аллах Всевышний также сказал:

— Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними3.

Аллах Всевышний также сказал:

— А если вы отвернётесь, то Он заменит вас другим народом, и они не будут подобны вам4.

И все эти вышеупомянутые последствия являются результатом тех или иных действий в силу предопределения Аллаха, однако Аллах сообщает нам о том, что предопределение его на земле действует в соответствии с тем, как ведут себя люди.
6 — ПОЗНАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ

Благодаря изучению законов Аллаха, действию которых Он подчинил жизнь людей, мы можем постигать суть важнейших событий в истории, как можем мы и оценивать то положение, в котором находимся сами, взвешивая свои устремления и надежды на будущее на весах реальной действительности.

К числу важнейших исторических событий относится существование мусульманской общины в течение долгого времени на значительной части территории земли, что стало возможным благодаря тому, что в своё время эта община неуклонно придерживалась велений Аллаха, во исполнение обещания Аллаха о преемничестве на земле и обеспечения укрепления и безопасности для тех, кто уверовал и творил благие дела, а также потому, что во время своего наместничества эта община распространяла по земле благо и повсеместно утверждала на ней справедливость, которой повелел придерживаться людям Господь.

К числу важнейших исторических событий относится также и то, то исламское движение в политической, военной, экономической, научной и культурной областях пошло на спад после того, как мусульмане отвернулись от того послания, которое было даровано им Аллахом, в то время как они должны были повести за собой и всех остальных людей, строго придерживаясь велений Аллаха. Когда же они отклонились от пути Его и отказались придерживаться Ислама должным образом, то действие беспристрастных законов Аллаха распространилось и на них, и не помогло им то, что они являются потомками верующих людей.

Аллах Всевышний сказал:

— И вот, Господь испытал Ибрахима словами, а потом завершил их. Он сказал: "Поистине, Я сделаю тебя для людей предстоятелем". Он сказал: "И из моего потомства?" Он оказал: "Не объемлет завет Мой неправедных"5.

К числу важнейших исторических событий относится и то, что Европа (иными словами — целая группа языческих народов), не верующая в Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и не руководствующаяся тем, что было ниспослано Аллахом, достигла укрепления на земле, и перед ней открылись широкое возможности во всей — в политике, в военной области, а также в сфере финансов, науки и производства.

Многих людей ослепляет то могущество и высокое положение, которого достигла Европа, и они начинают думать, что это противоречит законам Аллаха! Однако размышление над аятами Корана показывает нам, что ни одно из исторических событий законам этим не противоречит и ничего подобного не может произойти никогда.

В действительности имеет место следующее:

Во-первых:

Эти языческие народы достигли укрепления па земле лишь после того, как мусульманская община отказали от исполнения своей роли, и в результате этого отказа со стороны мусульман укрепились государства неверных.

Во-вторых:

После того, как эта народы достигли укрепления, на земле распространилось зло "из-за, того, что приобрели руки людей"1.

В-третьих:

Это укрепление, о котором в Коране сказано:

— Мы открыли пред нами врата всего2 —,

лишено благословения, даруемого только верующим, когда они укрепляются на земле, и нет в нём спокойствия, приходящего лишь к тем, кто поминает Аллаха. Такому укреплению сопутствуют эпидемии нервных болезней, случаев безумия, самоубийств и преступлений, общей обеспокоенности, замешательства и предчувствия гибели, и всё это, по данным их же статистики, имеет тенденцию к дальнейшему росту.

В-четвёртых:

Их языческая цивилизация находится на пути к краху, что соответствует законам Аллаха и что видно внимательному главу, который проникает за ослепляющую многих мишуру материального прогресса, и об этом заявляют их же мыслители. Однако крах этот наступит не в одночасье, так как Аллах Всевышний говорит:

— Они торопят тебя с наказанием, но Аллах не изменит Своего обещания, и, поистине, день у твоего Господа подобен тысяче лет по вашему счёту!

И скольким селениям Я отсрочил, когда они были неправедны, но потом я схватил их, ведь ко Мне возвращение3!

Вот что можно сказать о прошлом и настоящем в связи с законами Господа, о которых Аллах повелел нам размышлять во время чтения Корана.

Если же говорить о наших устремлениях и надеждах, связанных с будущим, то мы стремимся вернуть утраченную нами силу, наместничество, прочность положения и безопасность, которые были нами утрачены. Стремление к этому является для нас обязательным, поскольку Аллах вывел эту общину не для того, чтобы она прозябала в состоянии слабости, унижения и пренебрежения.

Аллах Всевышний сказал:

— И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них...4

Аллах Всевышний также сказал:

— У Аллаха величие, и у Его посланника, и у верующих, но лицемеры не знают5!

Однако это не может случиться благодаря одним только желаниям. Это не случится до тех пор, пока люди не изменят то, что с ними, как не случится это без усилий и без борьбы, которые являются обязательными.

Аллах Всевышний сказал:

— Это — не ваши мечтания и не мечтания обладателей Писания. Кто делает зло, тому воздаётся тем же...6

Аллах Всевышний также сказал:

— Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними7.

Аллах Всевышний также сказал:

— О вы, которые уверовали! Почему, когда говорят вам: "Выступайте по пути Аллаха" —, вы тяжело припадаете к земле? Разве жизнь эта нравится вам больше жизни вечной? Ведь достояние этой жизни по сравнению с достоянием жизни вечной ничтожно.

Если вы не выступите, накажет вас Аллах мучительным наказанием и заменит вас другим народом. Вы же ни в чём не сможете повредить Ему, ведь Аллах может всё1!

Аллах Всевышний также сказал:

— Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с друзьями сатаны, ведь козни сатаны слабы2!

И когда мусульмане действительно захотят вернуть себе то положение на земле, которое они когда-то занимали на ней, то путь, по которому они должны будут пойти, известен! Это тот путь, который становится нам ясным, когда мы изучаем законы Аллаха, размышляя о смысле Корана.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Мухаммад кутб
2127.32kb.
А. В. Журавский иисус в коране
175.42kb.