Главная страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
скачать файл

Святитель Феофан Затворник

Начертание христианского нравоучения.


Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни

Часть 1



Содержание

А. Основы христианской жизни 4

а) Корень христианской жизни в воплощенном домостроительстве 4

б) Вторая основа христианской жизни, с первою неразлучная, есть живой союз с телом Церкви, коей Господь — глава, живитель и движитель 11

в) Норма христианской жизни 12

Б. Характеристические черты христианской деятельности как нравственной 26

1) Условия нравственности деяний — общие и христианские 27

2) Производство нравственных деяний 29

3) Чем определяется нравственное достоинство дел? 35

а) Предмет в нравственных действиях 35

аа) Об обязанностях, или заповедях 35

бб) О советах 39

вв) О действиях безразличных 41

б) О цели нравственных деяний 42

в) Об обстоятельствах нравственных деяний 43

4) Виды нравственности и возрасты нравственной жизни в добром и худом направлении 45

а) О добродетели 45

аа) О трех видах проявления добродетели 45

1) О добродетели как настроении христиански действующего духа 45

2) О добродетели как разных добрых расположениях 49

3) О добродетели как добром деле 51

бб) О возрастах добродетельной жизни христианской 53

б) О грехе 57

аа) Грех в трех видах проявления его 57

1) Грех как дело 57

2) О грехе как расположении 66

3) О грехе как состоянии, или греховном настроении 68

бб) Возрасты греховной жизни 69

В. Последствия и плоды доброй христианской жизни и жизни противоположной ей 72

а) В каких чертах Слово Божие изображает истинного христианина, и человека не христианина? 72

б) Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике 74

в) Состояние сил познавательных, желательных, чувствующих в христианине и грешнике 84

аа) Состояние сил познавательных 84

1) Состояние высшей способности познания, или разума 85

2) Состояние рассудка 90

3) Состояние низших способностей познавательных 99

3а) Состояние наблюдения 100

Зб) Состояние памяти и воображения 102

3в) Состояние воспоминания, или воспроизводительного воображения 102

3г) Состояние фантазии 103

3д) Состояние сна 104

бб) Состояние деятельных сил человека 105

1) Состояние совести 106

2) Состояние воли 111

3) Состояние низших пожеланий 120

вв) Состояние сил чувствующих, или сердца 121

1) О сердце как о точке соприкосновения, или седалище симпатии 122

2) О сердце как центре сил существа человеческого 124

2а) Сердце как приятелище и вместилище духовных чувств 124

2б) Сердце как вместилище душевных чувств 125

2в) О низших, чувственно-животных чувствах 128

г) Отношение к телу 129



Введение
1) Христианство есть домостроительство нашего спасения в Господе Иисусе Христе. Так как чело­веку нельзя спастись без Бога, а Богу нельзя спа­сти человека без человека, то христианская вера учит с одной стороны тому, что Бог сделал для спасения человека, с другой — тому, что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение.

Пследнее составляет предмет христианского нравоучения. Ищущий спасения, просвещаясь ве­рою, должен иметь основательное познание и о том, чего требует от него вера, как следует ему жить и действовать как христианину.

2) Такое познание может быть приобретаемо через чтение и слушание Слова Божия, отеческих писаний, бесед и поучений, предлагаемых с цер­ковной кафедры, и друг от друга во взаимных от­ношениях с христианами. Но вернейшим спосо­бом к тому служит изображение христианской жизни в общем обзоре, где разные правила хрис­тианской жизни были бы изложены в порядке, во взаимном подчинении одних другим и в возмож­ной полноте. Правила жизни в сем случае легче могут быть усвоены и вернее поняты.

Если собрать воедино все обращающиеся в жизни правила, найдется, что от иных требований христианства себя увольняют, другим дают пре­вратный смысл, иные ограничивают условиями внешних обстоятельств — и вообще великое най­дется смешение в понятиях о должной христиан­ской жизни и должном нравственном поведении христианина. Все сие от того, что правила нрав­ственности христианской доходят до сведения по частям, а в отдельности действительно иное пра­вило может показаться очень строгим, иное — до­пускающим многообразные толкования и приме­нения. Отвратить сию неправость легче всего пол­ным изображением всего христианского нравоуче­ния. И св. Василий Великий в свое время заметил подобное смешение в понятиях о нравственной жизни, когда «всякий самовластно свои мысли и положения выдавал за истинное правило жизни, а укоренившиеся обычаи и предания человеческие сделали то, что одни грехи извиняли, а за другие без всякого разбора взыскивали; на некоторые, по-видимому, малые, негодовали, а иные не удостаи­вали и легкого выговора». И потому, чтобы увра­чевать сей недуг, он за нужное почел «выбрать из Богодухновенного Писания все, чем угождает и чем не угождает человек Богу, и все рассеянные по разным местам запрещения и повеления, для лег­чайшего уразумения, представить совокупно в правилах, чтобы тем легче отучить людей посту­пать по навыку своей воли или по преданию че­ловеческому» (Творения свв. отцов, т. 9). С такою же целью предлагается и настоящее начертание образа истинной христианской жизни.

3) Жизнь христианина характеризуется верою, потому и нравоучение христианское должно быть охарактеризовано вероучением. Как в жизни вера и дела по вере входят друг в друга, переплетают­ся и взаимно друг другу содействуют, так и в уче­нии — вероучение и нравоучение не должны терять друг друга из виду. Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утонченности, когда не держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные направления, когда не ос­вещалось вероучением, главное же, оно тогда ни­чем не отличалось от нравоучения философского.

Последним замечанием не намекается, будто умозрительному, на естественных началах постро­енному нравоучению совсем нет места в нравоу­чении христианском. Напротив, без него обойтись нельзя. Христианство восстановляет наше есте­ство и поставляет его в должный чин. Естество наше, таким образом, служит точкою отправления для воздействия на него христианства. То же и в нравоучении — показание, каковым должен бы быть человек по естеству, служит истолкованием, почему от него требуется то и то, если он хочет стать в настоящий свой чин, что есть в целях хри­стианского нравоучения. Этого везде держится наше начертание.

4)  Об источниках нравоучения христианского нечего говорить много. Они одни и те же с источ­никами вероучения. Довольно помянуть, что здесь, кроме Слова Божия и согласного учения свв. отцов Церкви, должно руководствоваться осо­бенно аскетическими писаниями отцов-подвиж­ников, житиями святых и церковными песнопени­ями, в коих прославляются христианские добро­детели.

Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская психология. За неимением её при­ходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов-под­вижников.

5)  Начертание наше имеет две части: в первой содержатся общие рассуждения и положения о нравственной и нравственно-христианской жизни; а во второй излагается сама жизнь христианина, как ей следует быть, или предлагаются правила жизни христианина как христианина и как лица, находящегося иногда в разных состояниях и по­ложениях.
А) Общие рассуждения и положения о нравственно-христианской жизни.

Положения сии указывают:

A) основы христианской жизни;

Б) определяют характеристические черты христианской деятельности как нравственной;

B)  изображают последствия и плоды доб­рой христианской жизни и жизни противопо­ложной ей.

А. Основы христианской жизни

Жизнь христианская а) коренится в вопло­щенном домостроительстве; б) поддерживает­ся, раскрывается и плодоносит в живом союзе с Церковью; в) течет по предначертанной нор­ме, вытекающей из двух предыдущих момен­тов.



скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Начертание христианского нравоучения
3029.03kb.
Ведь христианство это не литературное творение, не философское начертание, не эстетическое вдохновение
297.44kb.
Происхождение христианского образа
191.95kb.
Более чем Антиохии и Александрии, византийское богосло­вие боговидения будет обязано творениям таинственного авто­ра, известного под именем св. Дионисия Ареопагита
196.98kb.
Программа экзамена «История и теория христианского искусства»
235.19kb.