Главная страница 1

Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы
Н.П. Бехтерева, С.Г. Данько, С.В. Медведев

Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербург



dnk@ihb.spb.ru
Психофизиология творчества еще только зарождается как направление. Количество электроэнцефалографических (Martindale et al, 1975, 1978, 1999; Petsche, 1996, 1997; Molle, 1996, 1999; Razoumnikova, 2000; Juasovec, Jausovec, 2000) работ и данных ПЭТ исследований (Сarlsson, 2000; Bekhtereva, 2000) пока невелико. Это обусловлено сложностью проблемы и малой вероятностью быстрых успехов в ее сколько-нибудь полном решении. Однако даже поэтапные, частичные приближения к пониманию мозговых механизмов творчества могут иметь важное значение для самого широкого круга проблем – от философских до медицинских, педагогических и технических. Существенно и то, что решение проблем такого уровня оказывает самое стимулирующее влияние на развитие методов исследования в фундаментальной науке. Исследования мозговой организации творчества – частный случай и более высокий уровень исследования мозговой организации мыслительных процессов, их продолжение и развитие. Этот более высокий уровень во многом возможен благодаря достигнутой в последнее десятилетие и продолжающей развиваться интеграции когнитивной психологии, нейропсихологии и когнитивной нейрофизиологии. Важной составляющей здесь является прогресс сложных современных технологий исследования деятельности мозга посредством регистрации регионарного мозгового кровотока - позитронно-эмиссионной и магнито-резонансной томографии.

В наших исследованиях, следуя принципиальному стремлению к полиметодичности (Бехтерева, 1971, 1980, 1988), мы, наряду с позитронно-эмиссионной томографией, с высокой пространственной разрешающей способностью обеспечивающей доступ к процессам и в коре, и в глубоких структурах мозга, интенсивно использовали компьютерную электроэнцефалографию как инструмент многомерный и позволяющий работать с большими контингентами испытуемых, в частности различными по своим психофизиологическим характеристикам (актеры и неактеры в нашем случае).

В проводимых работах мы руководствовались пониманием креативности как способности индивида порождать новые, необычные идеи, отклоняться в мышлении от стереотипов и традиционных схем, быстро разрешать нетривиальные проблемные ситуации. Разработка тестов, адаптированных к условиям нейрофизиологических исследований, проводилась на первых этапах с использованием компонентов известных в психологии «классических» субтестов Гилфорда на креативность, модифицированного теста Медника на отдаленные ассоциации и других элементов тестовой батареи на исследование творческого мышления Гилфорда-Торренса (апробация Туник 1998).

Наиболее полно – с применением ПЭТ и ЭЭГ методов и досточно детальным сопоставительным анализом полученных данных – на сегодняшний день проведены исследования нейрофизиологических коррелят творческого вербального мышления с использованием теста, включающего составление связного рассказа из заданного набора слов (иссл.1) и с использованием теста, включающего подбор общего определения к заданному набору слов (иссл.2). На основе ранее проведенного психологического исследования (Старченко и др., 2000) предполагалось, что основное когнитивное отличие в мыслительной деятельности испытуемых в иссл.1 и иссл.2 будет заключаться в степени использования инсайтной когнитивной стратегии. Ряд результатов этих исследований опубликован (Бехтерева и др.2000, 2001; Данько, Старченко, Бехтерева 2003). Кратко эти результаты можно охарактеризовать как указывающие на функционирование многоуровневой системы мозгового обеспечения творческих процессов человека, существенными элементами которой являются интенсивные локальные процессы в лобных и теменных зонах коры головного мозга , а также выраженная модификация межполушарных связей. Вместе с тем, следует отметить, что зоны статистически-значимых различий коррелят выполнения основных и контрольных заданий в иссл.1 и 2 дали лишь частично совпадающие паттерны. Это имело место при том, что иссл.2 в двух различных группах испытуемых показало хорошую воспроизводимость ЭЭГ показателей.

При проведении исследования пространственного творческого мышления (Н.П. Бехтерева, С.Г. Данько, М.Г. Старченко, Н.В. Шемякина), в котором регистрация ЭЭГ проводилась в процессе выполнения тестовых заданий на составление определенных изображений из заданного набора геометрических фигур и простое рисование объектов, называемых экспериментатором также были обнаружены множественные статистически достоверные различия рассматриваемых параметров ЭЭГ, представленные в той или иной мере во всех частотных диапазонах, однако паттерны их отличались как от полученных при исследовании вербального мышления, так и между группами участвовавших в исследовании испытуемых.

Нами (с участием М.Г. Старченко и Н.В. Шемякиной) были также проведены ЭЭГ исследования решения вербальных задач творческого характера с отличными от примененных в иссл.1 и 2 тестами. Контрасты творческого и нетворческого заданий и в этих случаях характеризовались множественными статистически значимыми различиями ЭЭГ, но со специфичными задачам паттернами.



Таким образом в целом проведенными исследованиями показано самое существенное влияние типа (содержания) задания и особенностей применяемой испытуемыми стратегии решения поставленной задачи на мозговые корреляты исследуемого процесса. Это объективное обстоятельство, характерное для исследований мозговых механизмов реального мышления - высших психических функций, которое проявляется как прис сопоставлении соответствующих литературных данных, так и в работе одной группы при соблюдении установвившихся в соответствующем научном сообществе требований к статистическому анализу результатов. На наш взгляд, это обусловлено в первую очередь тем, что при выолнении достаточно сложных заданий более элементарные психические процессы конфигурируются в комплексы, соотношение компонентов в которых может быть известно нам лишь весьма приблизительно. Что может быть еще более важно – мы не можем априорно исключать нелинейный характер взаимодействия таких компонентов, т.е. несводимость эффекта целого к сумме эффектов.

Понимание этого не означает в нашем представлении невозможность или преждевременность такого рода исследований. По-видимому, приближение к нужным результатам может быть достигнуто на пути к усложнению эксперимента – перехода к многофакторным экспериментам с намеренно варьируемыми уровней факторов. Нами проведены пилотные исследования значимости влияния эмоционального фактора и фактора детекции ошибок на корреляты творческого мышления. Результаты показали, что влияние этих факторов сравнимо по своей интенсивности с эффектом основного фактора – творческой нагрузки – при переходе от контрольного задания к основному.



Смотрите также:
Нейрофизиологические исследования творческого мышления: пути, результаты, проблемы
43.51kb.
1. Понятие о мышлении. Обобщенность и опосредованность мышления Предметом исследования психологии является мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности
112.2kb.
История журнала это история становления творческой свободы слова и мысли, большого и тяжелого творческого пути советских литераторов к завоеванию права творить что хочется и как хочется
19.05kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. Тема урока: «Что за гений этот Бах». А. Серов Учитель: Гончар Людмила Емельяновна г. Краснодар
55.27kb.
Проблемы твердых отходов шлака и золы в г. Харабали и пути утилизации этих отходов
83.32kb.
И культура востока
34.89kb.
Такое название получил метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников
90.66kb.
Проблемы физики твердого тела… Р. А. Садыков
12.07kb.
Зимнее бетонирование при монолитном строительстве
79.01kb.
Конференция «Проблемы и пути решения ветеринарного обеспечения сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности»
43.22kb.
Формирование медиаграмотности при подготовке по иТ как педагогическое решение проблемы медиатизации Т. С. Жилинская
99.1kb.
Аналитический вестник №18 (461)
1057.05kb.