Главная страница 1

Номинация: Умом Россию не понять…

Рецензия на фильм П. Лунгина «Царь»

1565 год. Темное время. Кровавое. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и Ливонской войной. Царю везде мнится измена и предательство. Опричники заливают страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них — царь.
Честно сказать – не балуют нас режиссеры и прокатчики, соответственно, историческими фильмами о России. Не фантазийными зарисовками, не «околоисторическими» поделками, а настоящим, реальным кино, по не менее реальным событиям. Казалось бы, чего проще: конкретный исторический персонаж, его характер, эпоха, дела, события. Есть летописи, архивы, свидетельства современников, но… Видимо история не оставляет размаха для творчества, ограничивая создателей очень жесткими временными и достоверно-событийными рамками. Ни тебе вурдалаков клыкастых, ни восставших из могилы ведьм, даже в любовном сюжете особо не порезвишься. До восемнадцатого века времена были суровые, не без греха, конечно, но все же…

Фильм Павла Лунгина «Царь», вышедший в прокат в конце прошлого года, действительно событие, и не только в рамках российского кино, но, наверное, и мирового. Такой России на экране еще не было. Если судить, по отзывам историков, времена Грозного сегодня не очень «востребованная» тема у режиссеров и драматургов. Для них более привлекательна Россия современная, в крайнем случае, начала прошлого столетия. Хотя самого Ивана IV историки считают одной из самых загадочных фигур в истории государства. Мне показалось, простите мою смелость, что Лунгину удалось приблизиться к разгадке этого «исторического ребуса».

Кто он на самом деле первый царь всея Руси? Судя по историческим архивам и летописям, более противоречивого и непоследовательного правителя на Руси ни до Ивана IV, ни после него не было. Он обладал феноменальной памятью, был наделен талантами: писал музыку для богослужения, слагал стихи на библейские темы, слыл знатоком литературы, ценителем шахмат. При Грозном в Москве появилась первая типография. Вместе с этим с юности считался маниакально кровожадным и злопамятным.

Именно при Грозном началась реформа судебных органов, был издан свод законов - Судебник, созываются первые земские Соборы, вводится даже что-то вроде местного самоуправления на местах, в уездах. Московское княжество выходит на международный рынок, устанавливаются торговые связи с Англией, страна укрепляется за счет завоеванных Казанского и Астраханского ханств, начинается освоение Сибири. Но в фильме этого всего нет, либо уже, либо еще.

Грозный у Лунгина – в первую очередь больной человек. Катастрофически, безысходно, безнадежно. Но галлюцинации, бред, мания преследования, мания величия, раздвоение, а может и «растроение», личности, это еще не все. Это болезни души, все они родом из детства. Рано потерявший отца, буквально видевший смерть отравленной матери, сам долгое время живший под страхом насильственной смерти, он не мог вырасти другим. Озлобленный, подозрительный, запуганный, ожесточившийся сердцем, царевич Иоанн вырос Грозным Царем, в первую очередь на страх тем, кто ближе. Он не может простить ни себе, ни другим, что его знали еще слабым, зависимым. И со временем приходит возможность уничтожить память о себе прежнем, под корень, вырубив всех, кто помнит его таким. Говорят, что вкус власти, крови сродни наркотическому зелью, попробовав только раз, остановиться уже не возможно. Опричнина, узаконенный разбой, заливает страну кровью. Но еще иногда в глазах царя мелькает, если не надежда, то ее ожидание, на выздоровление. Как это удается Петру Мамонову передать? Не знаю.… Но буквально на секунду мелькает в глазах актера детское ожидание чуда. Вот сейчас, все плохое закончится, рядом будет кто-то надежный и любящий, и все пройдет, страх, боль.…Сейчас… Грозный-Мамонов вообще в ряде сцен напоминает обиженного или капризного ребенка. Он сам не ведает, что творит – ломает, рвет, портит, а потом горько сожалеет, пытается что-то исправить. Но люди не куклы, отрубленные головы уже «не надеть». Страдающий тиран, на мой взгляд, это очень по-русски. Как и кающийся грешник. Это вообще у русских в крови. Грешить, а потом, выворачивая на изнанку душу, казниться.

Митрополит Филипп, и реальный, исторический, и «кинематографический» - абсолютный антипод Грозного. Друзья в юности, теперь они не просто полярны, они представляют на земле два уровня власти. Филипп – монах, его жизнь и дела символ духовности, он «наместник» власти божественной. Иван – «властитель» материальный. Царь и великий князь «звания» земные, перед Богом, там, все равны. Филипп нужен царю и как близкий друг, человек, которому можно доверять, и как духовный наставник, он все поймет, простит, успокоит. Грозный ждет от будущего митрополита и помощи, и участия. Ведь он - «царь и великий князь всея Руси» бесконечно одинокий человек. Совсем. Кто рядом? Вторая жена, не любимая, а именно вторая. Потом будет третья, четвертая, пятая, и даже седьмая. Верные псы – Басмановы, Скуратовы, Годуновы? Только споткнись при них, толкнут дальше, не задумываясь. Хищники покорны только сильным. А Грозный у Лунгина не просто бесконечно больной человек, но и смертельно уставший. Он ждет Колычева, надеется, он вероятно готов к некоему перерождению, но…

Испытание чужой добродетелью страшная пытка. Друг юности, вопреки ожиданиям становится не единомышленником, а противником. Филипп единственный, кто видел в грозном правителе в первую очередь человека, со всеми его страстями, страданиями и грехами. Он единственный кто видит в опричнине не оплот царской власти, а бесконечное зло. Как истинный пастырь он готов принять покаяние грешника, но ждет, когда сам грешник придет к пониманию своей вины. История этого противостояния рассказывает, на что была способен русский человек в величии подвига и греховности.

После убийства Колычева Иван Грозный правил еще больше десяти лет. И также лилась кровь невинных, был разгромлен Великий Новгород, на плаху попали и вчерашние сподвижники – Басмановы, Калитины, Вяземские. Царь искал врагов уже в ближнем круге. И все уже и уже становился этот круг, все меньше и меньше число сторонников.

Вера – одна из центральных тем фильма. Народ, который представлен в «Царе» дик, но верует в Христа. Иван Грозный одержим концом света, в котором погибнут все его враги, а Россия останется в образе Нового Иерусалима. Новые дома строились без окон, он говорил, что окна не понадобятся, так как мира не станет, и не на что будет смотреть. Он всячески потакает дикой толпе, но забывает о том, что у них еще есть другая сторона – вера в Христа. И остается в полном одиночестве, спрашивая в конце фильма: «Где мой народ?» Православная церковь остается самой чистой в «Царе».

Это не просто исторический фильм о сложной и темной эпохе нашего государства. Это довольно сложный кусок жизни нашей страны, нашей истории. Возможно, эту Россию и не возможно понять, но забыть – не возможно.

Образ царя и образ России, это безумие от непосильной ноши собственной власти, собственного греха…
Огнева Александра 9А класс

МОУ «Общеобразовательный лицей №28»












Смотрите также:
Номинация: Умом Россию не понять…
46.17kb.
Когда Россию пытаются сравнивать с Америкой, в каком угодно ключе, я, как правило, отмахиваюсь: какие тут могут быть сравнения
26.04kb.
Классификации общегерманского глагола
101.92kb.
Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена
156.67kb.
Меня давно занимал вопрос, почему в социологии нет психологии. Целью истории не могут не быть мотивы каждого индивида [36, p. 297]; чтобы понять общество, нужно понять мотивы индивидов. Это было ясно первым социологам
261.34kb.
Номинация «Добрый свет моей земли»
142.7kb.
Номинация Население Социокультурные особенности межэтнического взаимодействия
209.32kb.
Рассказ о Наропе и Марпе. С каким умом следует воспринимать Учение. Принцип самайя, принцип Карма-йоги
264.56kb.
Леонард И. Браев Как нам сохранить Россию
157.99kb.
Номинация: Программирование
115.07kb.
Бред Бёрд Номинация
35.02kb.
Номинация: «Сказка в новогоднюю ночь», проза
43.81kb.