Главная страница 1





17.10.12.

«О мерах принимаемых Правительством Республики Бурятия по адаптации экономики республики к условиям присоединения России к ВТО»

Зал заседаний Правительства

Республики Бурятия каб. 301

Уважаемая аудитория!

В начале своего выступления хочу сделать небольшое резюме о проблематике нашего обсуждения. В последнее время тема ВТО становится популярной и можно даже сказать модной, рассуждения о плюсах и минусах сильно разнятся, дискуссии имеют очень бурный характер.

Часто упоминается цифра потерь в 1,5 триллиона рублей по России, в т.ч. 19 млрд. рублей по Бурятии. Критикуются обязательства по отказу от поддержки сельского хозяйства и промышленности, выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители, ликвидация контроля за ввозом товаров.

Считается, что откроются границы, хлынет поток дешевых иностранных товаров, товаропроизводители будут разорены из-за низкой конкуренции, либо ценовой, либо качественной, прогнозируются значительные изменения в макроэкономике, проблемы на рынке труда и т.д.

По последним оценкам для регионов Сибири выделяются следующие риски:

- наибольшее сокращение объемов производства и доли товаров на внутреннем рынке ожидается в обработке древесины, целлюлозно-бумажном производстве и производстве изделий из дерева (-16,93% от уровня базового года), машиностроении (-7,40%), легкой промышленности (-5,55%); производстве строительных материалов (-3,42%), пищевой промышленности (-3,26%) и сельском хозяйстве (-2,70%);

- объем реального потребления населения региона сократится на - 0,14%

- реальная заработная плата неквалифицированных рабочих сократится на 0,29%.

Наибольший рост объема производства в регионах Сибири ожидается в цветной металлургии, химическом производстве и производстве электроэнергии.

По Республике Бурятия основные риски в первые годы членства России в ВТО связаны с сельским хозяйством и промышленным сектором.

Вместе с тем, на данный момент нельзя дать окончательную оценку хорошо для нас ВТО или плохо. Итак, попробуем разобраться.

Как уже было сказано, уязвимой отраслью большинство аналитиков считает сельское хозяйство.

Одним из условий членства в ВТО стало сокращение господдержки села вдвое, до 2013 года предельный уровень составляет 9 миллиардов долларов, к 2017 году он должен снизиться до 4. Фактически объем дотаций за пять лет урезан не будет, так как сегодня на развитие АПК тратится чуть больше 4 миллиардов долларов в год.

Кроме того ограничения касаются только той поддержки, которая, по мнению ВТО, нарушает конкуренцию, это – субсидии на поддержку производства, включая льготы на топливо, электроэнергию и льготное кредитование. Все, что идет на развитие инфраструктуры, можно применять без ограничений.

В Республике Бурятия господдержка сельхозпроизводителей в 2012 году увеличена к уровню 2008 года более чем в 2 раза, в объеме 1,2 миллиарда рублей, включая федеральный и республиканский бюджеты.

По итогам переговоров импортные пошлины на мясо говядины и птицы остались на прежнем уровне, отмены квот здесь не предполагается.

Опасения вызывает ожидаемое трехкратное сокращение пошлин и отмена квот на мясо свинины после 2020 года.

Это может оказать негативное влияние на рынок республики в связи с ростом предложений иностранного мяса и высокой себестоимостью продукции местных производителей.

Вместе с тем, в республике с 2011 года успешно реализуется крупный инвестиционный проект «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», полная окупаемость проекта будет достигнута к 2018 году и предприятие начнет получать чистую прибыль на вложенные инвестиции. В 2013 году руководством предприятия планируется реализация продукции на экспорт в Китай при полном удовлетворении потребности республиканского рынка свининой.

Высокие транспортные тарифы и ограниченные сроки реализации отдельных видов товаров увеличивают себестоимость продукции иностранных конкурентов.

Кроме того, Россия ужесточает санитарные и ветеринарные требования по доступу на рынок мяса свинины и птицы, а снижение пошлин на корма позволит сократить издержки по выращиванию молодняка и снизить себестоимость производства.

Что касается птицеводческих комплексов, в настоящее время импортное мясо птицы уже сейчас не является и не будет в дальнейшем конкурентом российскому, поскольку отечественная продукция предлагается потребителю охлажденной.

В настоящее время данный сегмент рынка Бурятии практически заполнен.

В 2012 году на республиканский рынок зашли южнокорейские инвесторы (компания «Чунчеон Дакгалби») с совместным проектом по строительству птицеводческого комплекса в Иволгинском районе мощностью 5000 тонн мяса бройлера и 120 млн.шт. яиц в год. ЗАО «Бурятмяспром-Агро» планируется строительство птицефабрики в Кабанском районе.

Хочу отметить, что эти соглашения были подписаны в рамках Байкальского экономического форума.

Ожидаемый ввод на полную проектную мощность инвестиционных проектов в сельском хозяйстве к 2013-2017 годам позволит удовлетворить потребность населения за счет дополнительных объемов продовольствия и тем самым обеспечить увеличение удельного веса мяса местного производства до 97,6% и яйца куриного до 76,2%.

Основным показателем вовлеченности регионов в ВЭД является доля импорта в емкости товарных рынков.

На сегодняшний день доля импортной продукции на рынке мяса составляет – 30%, мяса птицы - 50%, сухого молока – 25%, сыров – 5 %, рыбы и морепродуктов – 5-7%, кондитерских изделий – 2%, масла растительного – 1 %, по макаронным изделиям доля импортных товаров незначительна.

Напрямую по импорту в республику поступает только мясо говядины и конины, как сырье для Бурятмяспрома, а также фрукты и овощи. Удельный вес импортного мяса в общем объеме ввоза составляет около 23%.

Импортная рыба поступает в переработанном виде и в небольших объемах 5% в емкости рынка. Между тем, процессы, которые сегодня происходят на рыбном рынке республики такие, как открытие рыбозавода «Байкал», стабильное производство действующих предприятий, способствуют повышению уровня самообеспеченности местной продукцией.

Итак, основной задачей стоящей перед АПК республики является создание условий для ускоренного насыщения внутреннего потребительского рынка, а в будущем и мирового, продукцией собственного производства, экологически чистой, качественной и конкурентоспособной. Эту задачу нам необходимо выполнить как минимум до 2017 года.

В этих целях Министерством экономики разработан План мероприятий по адаптации экономики и социальной сферы к новым условиям. Предусмотренные меры имеют как системный, так и точечный характер.

В сфере АПК в План мероприятий включены меры, представленные на слайде.

Правительством России принято решение о выделении субсидий на модернизацию предприятий, занимающихся переработкой мяса свиней и крупного рогатого скота, предусмотрено ежегодно в течение трех лет выделять на эти цели по 6 миллиардов рублей.

В рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы предусмотрены субсидии бюджетам регионов в 2013 году – 15 млрд.рублей к 2020 году 38 млрд.

В первую очередь необходимо обеспечить выполнение принятых целевых программ в полном объеме и усилить работу по увеличению финансирования мероприятий господдержки предприятиям АПК в рамках федеральных программ.

Рассмотрим промышленный сектор

Снижение таможенных пошлин, возможно, отразится на производстве Улан-Удэнский ЛВРЗ - филиал ОАО «Желдорреммаш», ЗАО «Улан-Удэстальмост» и ОАО «Улан-Удэнское Приборостроительное объединение», однако столь существенного влияния на объем выпуска продукции этих предприятий снижение пошлин не окажет, так как глубокий ремонт электровозов и оборонная продукция по технологии и конструктивным решениям уникальны и не имеют зарубежных аналогов.

Что касается Авиазавода и кооперированных с ним предприятий ситуация здесь не изменится. Договоренности ВТО не распространяются на деятельность предприятий, выпускающих продукцию военного значения.

Здесь необходимо продолжать работу по включению авиапродукции в госзаказ Минобороны России.

Улан-Удэстальмост сохранит преимущества на переходном периоде, темпы строительства в ближайшие годы обеспечены заказами по подготовке к Олимпиаде-2014г., чемпионата мира по футболу-2018г. Предприятию предлагается рассмотреть возможность создания сопутствующих производств, может быть это должен быть выпуск товаров народного потребления и т.п.



Лесопромышленный комплекс. ОАО «Селенгинский ЦКК « и ОАО «Байкальская лесная компания» многие годы являются активными участниками мировой торговли.

В сентябре т.г. рамках БЭФ подписано соглашение с китайской компанией по организации лесозаготовительного производства и модернизации мощностей Селенгинского ЦКК.

Таким образом, в данном направлении республике нужна региональная программа развития промышленного производства.

Нам необходимо разработать комплекс мер по коммерциализации результатов научной и инновационной деятельности в области новых технологий и материалов, а также производства высокотехнологичной промышленной продукции.



Производство строительных материалов.

В промышленности строительных материалов Республики Бурятия в основном производится шифер и цемент. Действующие импортные пошлины на данную продукцию, а также сухие строительные смеси и стеновые материалы сегодня незначительны 0-5%, в принципе предприятия уже работают в беспошлинном режиме. Вместе с тем перед данной отраслью также стоит острый вопрос - конкурентоспособность продукции.

И в заключение, от членства в ВТО выиграют наши экспортеры, так как условия мировой торговли станут более выгодными и доступными, появилась возможность приобретать импортное сырье и оборудование, современные технологии и услуги.

В долгосрочной перспективе, главным фактором, влияющим на положительные изменения, следует выделить привлечение иностранных инвестиций с помощью механизмов ВТО.

В рейтинге Евразийского института конкурентоспособности составленного в сентябре текущего года, Республика Бурятия заняла 18-ое место среди 30 наиболее развитых регионов России.

В общих экономических результатах Бурятии отмечен рост прямых иностранных инвестиций, заметный рост среднедушевого валового регионального продукта, изменение уровня занятости и так далее. На графиках по сравнению с другими российскими регионами эффективность направлений политики региональной администрации, отношения с бизнесом и борьба с коррупцией – уровень Бурятии выше среднего.



Республика Бурятия занимает место в рейтинге между Чувашской Республикой и Ульяновской областью. Первое место в рейтинге заняла Новосибирская область, последней из 30 наиболее развитых регионов названа Астраханская область.

Единственной устойчивой закономерностью при построении моделей является преимущественное лидерство густонаселенных регионов. В первой десятке регионы имеют численность населения более 3 млн. человек, исключение составляют только Воронежская и Белгородская области. Далее тенденция в основном сохраняется – во второй половине рейтинга большинство регионов с численностью менее 1,5 млн. человек.

Вместе с тем, влияние данного фактора не является определяющим: Белгородская и Липецкая области смогли опередить, Московскую область и Санкт-Петербург, республики Бурятия и Чувашия обладают лучшим бизнес-климатом, чем Красноярский край, Омская и Иркутская области.

Спасибо за внимание.



Итоги исследования Доклада о конкурентоспособности

регионов России в 2012 году для Республики Бурятия

«Доклад о конкурентоспособности России 2012. Регионы на пути повышения производительности» (далее – Доклад) представлен Евразийским институтом конкурентоспособности совместно со Сбербанком России и Strategy Partners Group на XI Международном инвестиционном форуме «Сочи-2012».

Основным аналитическим инструментом в Докладе является рейтинг международной конкурентоспособности 30 наиболее развитых российских регионов (Прилагается). Оценка производилась по методологии, сопоставимой с подходом Всемирного экономического форума к оценке конкурентоспособности стран. Сравнение проводилось между регионами Российской Федерации, а также с другими странами мира по пяти критериям: национальные факторы, базовые условия, портфель кластеров, бизнес-климат, эффективность и стратегический фокус администрации.

По итогам исследования, 6 из 30 регионов (Новосибирская область, Свердловская область, Москва, Краснодарский край, Челябинская область и Самарская область) по уровню конкурентоспособности опережают страны Центральной и Восточной Европы, а также страны БРИК.

Республика Бурятия заняла 18 место в рейтинге конкурентоспособных регионов России, что соответствует общей позиции России и Уругвая в глобальном рейтинге (63 место), уступая основным странам Центральной и Восточной Европы, но опередив такие страны, как Мексика, Румыния, Латвия, Болгария, Казахстан, Египет, Греция. Республика Бурятия занимает место в рейтинге между Чувашской Республикой и Ульяновской областью.

По данным исследования, показатель среднедушевого ВРП в 2010 году (140 тыс.руб.) и рост среднедушевого ВРП за 5 лет (2,7%) занимают положение ниже среднероссийского показателя. Уровень занятости Республики Бурятия в 2010 году отмечен на уровне 57,5%, что ниже среднероссийского показателя, однако, по изменению уровня занятости за последние 5 лет (5,6%) Республика Бурятия находится в числе лидирующих регионов. По показателю объема прямых иностранных инвестиций на душу населения в 2010 году Республика Бурятия находится в числе отстающих регионов, однако среднегодовой темп роста среднедушевых прямых иностранных инвестиций за 5 лет (с 2005 по 2010 гг.) имеет рост более, чем 100% и занимает лидирующие позиции среди регионов России.

Рост прямых иностранных инвестиций в последние годы обусловлен возрастающим интересом со стороны иностранных инвесторов, Республика Бурятия занимает активную позицию в отношении участия в международных и конгрессно-выставочных мероприятиях и проведения масштабных имиджевых мероприятий на территории республики.

В 2011 году иностранные вложения от прямых инвесторов направлялись в производство строительных работ, это вложения китайской компании в ООО «Тян-Чен» на реализацию инвестиционного проекта «Комплексная застройка 104 микрорайона юго-западной части г.Улан-Удэ» (3,4% от общего объема поступивших инвестиций), прочие инвестиции за отчетный период в основном поступали в виде торговых кредитов (77,9%) предприятиям авиапромышленности: ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» и ОАО «Аэротех» (предоплата за поставки авиатехники и запчастей к ней по внешнеторговым контрактам) и в оптовую и розничную торговлю (18,7%).

По данным Единого государственного реестра юридических лиц ФНС РБ состоянию на 1 октября 2012 года на территории республики зарегистрировано 53 действующих коммерческих организаций с участием в уставном капитале иностранных юридических лиц из 16 стран мира в размере 187,3 млн.рублей.

Более того, 60% от указанной суммы вложено иностранными учредителями в уставной капитал совместных предприятий в 2012 году. Наиболее крупные коммерческие организации с участием иностранного капитала в 2012 году стали – ООО «Аэропорт Байкал» и ЗАО «Бурятмяспром-Агро».

По итогам исследования авторами сделан вывод о том, что конкурентоспособность и экономическое развитие российских регионов уже не определяются исключительно благоприятным географическим положением или запасами природных ресурсов. Например, влияние такого фактора, как численность населения, не является основанием для рейтинговой оценки: например Белгородская и Липецкая области смогли опередить Московскую область и Санкт-Петербург, республики Бурятия и Чувашия и обладают лучшим бизнес-климатом, чем Красноярский край, Омская и Иркутская области. Успех зависит от активности региональной власти, качества человеческих ресурсов, инфраструктуры, что в будущем окупится за счет новых привлеченных инвестиций и созданных высокопроизводительных рабочих мест.

Для развития российских регионов в настоящее время важно, какова национальная отраслевая конъюнктура для ключевых кластеров региона. Например, рост промышленного производства в российских регионах в 2010 году на 35% объясняется ростом выпуска в отраслях по России в целом. Быстрый «восстановительный» рост наблюдался, прежде всего, в таких отраслях, как производство транспортных средств и производство электрооборудования, и регионы, являющимися центрами концентрации данных отраслей, в том числе Калужская, Калининградская, Самарская и Ульяновская области,а также Республика Бурятия, получили наибольший «отраслевой» импульс роста.

Для повышения конкурентоспособности авторами исследования предлагается регионам провести новую индустриализацию, которая состоит из десяти приоритетных направлений, названных «колесом развития»: активация кластеров, производственная инфраструктура и территориальное планирование, прямые иностранные инвестиции, политика содействия занятости нового поколения, реструктуризация и рыночная адаптация компаний, профессиональное образование, предпринимательство и малый и средний бизнес, транспортно-логистическая инфраструктура, технологическое обновление и инновации, финансовые ресурсы для развития. Таким образом, руководству региона совместно с бизнесом предлагается «раскрутить колесо развития» и взять курс на повышение региональной конкурентоспосоности.

_______________________________________

Отдел прогнозирования и координации

внешнеэкономической деятельности



Эрдыниева А.И. 8(301-2) 22-014-05





Смотрите также:
«О мерах принимаемых Правительством Республики Бурятия по адаптации экономики республики к условиям присоединения России к вто»
126.44kb.
Закон о внесении изменения в закон республики бурятия об
12.01kb.
Закона Республики Бурятия о программе социально экономического развития Республики Бурятия
314.79kb.
Закон кыргызской республики
200.45kb.
Министерство экономики республики бурятия экономический барометр
735.87kb.
Между правительством союза советских социалистических республик и правительством социалистической республики румынии о международном
58.14kb.
Международной конференции «языки меньшинств в компьютерных технологиях: опыт, задачи и перспективы»
113.41kb.
Общая характеристика района Джидинский район крупный сельскохозяйственный район, территория которого составляет 8600 кв км. Район расположен в юго-западной части Республики Бурятия. Административный центр с
513.41kb.
Указ Главы Республики Калмыкия от 23 марта 2010 г. N 86 "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Калмыкия, законов Республики Калмыкия
44.24kb.
И правительством федеративной республики германии о международном автомобильном сообщении
151.16kb.
Республика карелия закон о некоторых вопросах государственной гражданской службы и правового положения лиц, замещающих государственные должности
583.35kb.
Паспорт программы социально-экономического развития муниципального образования «курумканский район» республики бурятия на 2011-2015 годы
2207.99kb.