Главная страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать файл



В этом документе Вы найдете следующие статьи А.В. Дубровского:
Обновление как Божий принцип
ДВА ХРИСТИАНСТВА
ОСНОВАНА ЛИ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА НА ЗАКОНЕ?
СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЕВАНГЕЛЬСКОГО БОГОСЛОВИЯ
Социальная доктрина Евангелия в понимании Адольфа Гарнака
Почему человек ходит в церковь?
Террор и Церковь

А.В. ДУБРОВСКИЙ

Обновление как Божий принцип

Проповедь
Я думаю, что обновление, новизна, является Божьим принципом, чем-то угодным Богу, соответствующим Его воле. Далеко не все христиане думают так же. Многие боятся всякой новизны как огня. Есть церкви, которые утверждаются не на принципе обновления и новизны, а на принципе старины. Это церкви, обращенные своим взором назад. Здесь провозглашается ценность и авторитет традиции, древности, неизменности. Такое преклонение перед древностью, на мой взгляд, не соответствует духу Евангелия, но, вероятно, это очень удобно для многих; многим это приносит покой и уверенность.

В Послании к евреям 10:19 говорится о новом пути во святилище, который мы имеем посредством крови Иисуса Христа. Вообще, понятие новый завет связано с кровью Христа: 4 раза в Новом Завете эти два понятия встречаются вместе:

Мф 26:28: «Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Мк 14:24: «И сказал им: сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая».

Лк 22:20: «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается».

1 Кор 11:25: «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание».

Понятие новый завет впервые появляется в Иер 31:31-34. Это место цитируется в Евр 8:8-13. Прочитаем из восьмой главы Послания к евреям с 6-го стиха по 13-ый: «Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению».

Насколько мы понимаем революционность пророчества Иеремии и революционность утверждений Послания к евреям? И то, и другое должно было звучать в ушах израильтян, как некое богохульство! Но такова воля Божья. Как важно для нас не утратить ощущение свежести и актуальности этих слов!

Посмотрим остальные отрывки, где говорится о новом завете.

Евр 9:14-15: «То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное». (Хочу обратить ваше внимание на то, что «мертвые дела» – это не «грехи», как думают многие, а дела закона.)

Евр 12:24: «И к Ходатаю нового завета – Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».

2 Кор 3:6: «Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». Мы являемся служителями нового завета не благодаря формальной принадлежности к христианской церкви. Ибо есть множество христиан и целые церкви, которые не являются служителями нового завета. И это страшно! Даже сам Новый Завет они приняли как букву и не познали служения Духа. Нам нужно осознать, что же такое быть служителями нового завета…

В Послании к римлянам 7:6 написано: «Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве». Обновиться духом можно только умерев для закона. Почему же многие христиане этого не понимают? Закон – это не просто Ветхий Завет. Закон – это тип мышления, когда на первом месте для нас стоит некий список заповедей, раз и навсегда сформулированных, и за этим списком мы не видим ни Бога, ни ближнего, ни самих себя с нашей совестью.

Здесь мне бы хотелось обратить ваше внимание на серьезное отношение апостола Павла к той проблеме, когда верующие впадали в законничество. Павел мог спокойно относится к каким-либо доктринальным разногласиям, вроде «крещения для мертвых», против которого он даже не стал возражать, хотя нам сегодня совершенно ясна бессмысленность этой практики (см. 1 Кор 15:29). Но когда в церкви, им основанные, приходили некие проповедники, призывающие «соблюдать закон» и обрезываться, Павел не мог сохранять спокойствие. Он восставал против этого со всей страстностью. Ибо он прекрасно понимал, что «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал 2:21).

Обратимся в связи с этим к одному месту Писания, которое почему-то считается трудным – Евр 6:4-6: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Послание написано евреям – тем людям, которые пришли из ветхозаветной религиозности и у которых было особенно сильное искушение к ней вернуться и тем самым отождествить себя со своими соплеменниками, которые действительно распяли Сына Божьего и надругались над Ним. Здесь говорится о тех людях, которые отпали от благодати. Сравним: «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал 5:4). Давайте осознаем: отпадает от благодати тот человек, который отпадает «в закон». Это самое страшное отпадение! А часто ли мы учим об этом в церквах? Про «обычное» отпадение говорится: «Семь раз упадет праведник и встанет» (Притч 24:16). А про отпадших в закон говорится, что они остались без Христа и их невозможно обновлять покаянием.

В Послании к филиппийцам Павел говорит, что он «правду законную» (3:6), т.е. праведность по закону, почел тщетою (3:7), ибо пожелал «найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп 3:9).

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3:5). Обновление духа иногда понимают как нечто слишком таинственное. Многие христиане никак не могут это объяснить. Но это гораздо более конкретно, чем нам обычно кажется: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4:22-24). Оказывается, есть дух ума! О том же говорится в Рим 12:2: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Итак, должен обновиться ум, мышление. Но часто приходится видеть христиан, чье мышление не меняется годами. Они не развиваются. Это значит, что нет обновления в их жизни. Это касается и целых церквей, чье богословие в 21 веке, например, ничем не отличается от богословия 17 века. Это церкви, которые уже не способны эффективно обращаться к этому миру с проповедью Христа. Они продолжают говорить, что слово Божье есть у них, но они давно уже заменили это слово какими-то окостеневшими формами.

Лк 5:36-39: «При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: «старое лучше». Эта притча поясняет все вышесказанное. Здесь раскрывается сложнейшая проблема соотношения содержания и формы. Болезнь многих христиан, церквей, богословских течений заключается в вопиющей неспособности отличать форму от содержания. Они концентрируют все внимание на форме и не видят содержания. Форма для них священна, но содержание они попрали. Это проблема фарисейства.

Обновление духа связано еще и с тем, что мы – новая тварь. Об этом говорится в следующих местах Писания: 1 Кор 5:7; 2 Кор 5:17; Гал 6:15; Кол 3:9-10; 2 Кор 4:16; Рим 6:4-14. Обратим внимание только на окончание последнего отрывка – Рим 6:14: «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». Здесь объясняется, почему грех не должен над нами господствовать – потому что мы не под законом! Это прекрасно и удивительно. И все же бывает, что учение о новой твари искажается. Это происходит в том случае, если утверждается, что христианин якобы вообще не в состоянии грешить, или если провозглашается наша фактическая (или возможная еще в земной жизни) безгрешность, или если, например, условием принятия крещения (вот вопиющий случай!) объявляется предварительное «самоизбавление» от грехов. В таком учении о «новой твари» игнорируются многие места Священного Писания:

1 Ин 1:8, 10: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. <…> Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас»;

Рим 7:18-20: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

Повторяю, что Рим 6:14 объясняет нам, на каком основании грех теряет господство над нами – потому что мы не под законом. Ужасно, что некоторые проповедники и церкви пытаются учить о «новой твари», но при этом отнюдь не отказываются от законнического мышления. Это трагический парадокс…

«Новая тварь» вовсе не такое мистическое понятие, как думают некоторые. Это вполне конкретное понятие. «Новой тварью» является человек, живущий по новой заповеди.

Ин 13:34: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

1 Ин 2:7-10: «Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна».

Почему эта заповедь является новой? Потому что она полагает новый принцип морали – морали нового завета. В свете этой морали грех или праведность определяются не через закон, а через любовь1. Однажды я с трудом поверил своим глазам, прочитав в претендующих быть евангельскими комментариях к Библии примерно следующее: мы можем и должны поступиться любовью ради «истины» (читай – ради наших представлений об истине, ибо автор комментариев, повторивший эту мысль в благочестивых выражениях не один раз, явно полагал, что его представления об истине тождественны самой истине). Если такие идеи на полном серьезе воспринимаются как евангельские, то впору ужаснуться. Какова та истина, ради которой нужно поступиться любовью, которая есть первейшая Божья заповедь? Не страшна ли эта «истина»? Не сделает ли она нас духовными слепцами?

Наконец, кульминацией проявления Божьего принципа обновления являются новое небо и новая земля:

2 Петр 3:13: «Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»;

Откр 21:5: «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны».

Творить все новое – в природе Божьей. Пусть Господь даст нам мудрость для осознания этого великого принципа – принципа Божьего обновления.

ДВА ХРИСТИАНСТВА



Эмоционально-мистическое, «религиозное» понимание духовности: духовность – это нечто, связанное с религией.

Целостное понимание духовности: духовность – это то, что делает человека человеком. Духовность выражается не только в религии, а во всех сферах человеческой жизни и культуры.

«Спасение от»

Индивидуалистическое понимание спасения: «умереть и попасть на небеса». Пассивность. Закрытость.



«Спасения для»

Спасение как творческое участие в Царствии Божием; преображение всей твари (Рим 8:19-23). Активность. Открытость. Мф 5:14-16.



«Религиозно-мирское» разделение.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Обновление как Божий принцип
646.7kb.
Заключается в том, чтобы дать обучающимся представление о современной парадигме инновационного менеджмента, как системного обновления бизнеса на всех уровнях: от стратегичского до процессного и продуктовгого
59.21kb.
Методические рекомендации студенту по теоретической части курса
17.06kb.
Ловушка для израиля
137.17kb.
Системное единство формальной и диалектической логик
376.14kb.
Как начинать тестирование?
31.21kb.
Рассказ о Наропе и Марпе. С каким умом следует воспринимать Учение. Принцип самайя, принцип Карма-йоги
264.56kb.
№1 принцип телефонной передачи
105.31kb.
Программа обновление
2246.18kb.
Цели и задачи учебного занятия: Расширить и углубить понятие относительности движения. Учащиеся должны знать: принцип относительности, понятия «геоцентрической»
54.1kb.
Ярким подтверждением того факта, что конец XX века в образовании США характеризуется поистине «революционным переворотом», является обновление американской философии образования
82.96kb.
Библия ветхий завет
20922.77kb.