Главная страница 1

«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено

директор МКОУ СОШ№15 зам.дир. по УВР на заседании МО, проведена

Р.А. Новиков Н.В.Карпенко внутренняя экспертиза,

______________________ _______________ протокол № _____

«__» ____________2014г. «___» ______ 2014г. «___» _____________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Клочковой Натальи Валентиновны, высшая категория

Ф.И.О., категория



по Изобразительному искусству, 7 класс

(предмет, класс)

2014-2015 учебный год

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 7-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.


Общая характеристика учебного предмета

Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.


Цель программы:

Задачи художественного развития учащихся в 7 классе:

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

- формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

- формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

- формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

Формирование художественно-творческой активности:

- творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, на исторические темы, используя наблюдения и зарисовки с натуры;

- творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.


III. Содержание тем учебного курса.
Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления учащихся при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.


Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 7 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков . Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Для изучения раздела программы «Изображение фигуры человека и образа человека»-8ч.

Для изучения раздела программы «Поэзия повседневности»-7ч.

Для изучения раздела программы «Великие темы жизни» - 12ч.

Для изучения раздела программы «Реальность жизни и художественный образ»- 8ч.


Программа рассчитана на 35 часов.
IV. Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе

По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство


Номер урока

Наименование разделов
темы

Кол-во часов

Тип урока

Основные понятия

Межпредметные
связи

Домашнее задание для учащихся

Дата проведения

1

2

3




4

5

6







Изображение фигуры человека и образ человека




1

Изображение фигуры человека в истории искусства

1

Урок новых ЗУН

Пластика, рельефы, динамика, живопись

История, обществознание, литература

Подобрать репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций




2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

1

Комбинированный

Пропорции, канон, «золотое сечение»

История, технология, математика

Принести проволоку и пластилин для выполнения скульптуры человека




3–4

Красота фигуры человека в движении.
Лепка фигуры человека (спортсмена)

2

Комбинированный

Скульптура, каркас, пропорции

Математика, технология

Подобрать материал о творчестве художника-скульптора (по предложенному списку)




5

«Великие скульптуры»

1

Урок-конференция

Скульптура, памятник

История, обществознание,

литература



Принести графические материалы для работы в технике рисунка




6

Изображение фигуры с использованием таблицы

1

Комбинированный

Пропорции, набросок, эскиз

Геометрия

Принесите графические материалы для работы с натуры




7

Набросок фигуры человека с натуры

1

Комбинированный

Набросок, рисунок, эскиз, пропорции

Геометрия

Подобрать материал для тематической картины «Профессия»




8

Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия»

1

Урок – путешествие, практикум

Набросок, эскиз, картина

Технология, литература, граждановедение










Итого

8



















Поэзия повседневности




9

Тематическая (сюжетная) картина

1

Урок навых знаний

Сюжет, картина, жанр

История, литература

Подобрать материал по теме «Малые голландцы»




10

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»?

1

Комбинированный

Жанр, сюжет, бытовой жанр

История обществознание

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова;

«передвижников»






11

«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов
и П. Федотов

1

Комбинированный

Жанр, сюжет, бытовой жанр

История обществознание

Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова;

«передвижников»






12

«Передвижники»

1

Комбинированный

Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат

История обществознание, экономика, музыка, литература

Познакомимся с творчеством художников бытового жанра XX века




13

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»

1

Комбинированный

Жанр, сюжет, бытовой жанр, Третьяковская галерея, меценат

История обществознание, экономика, музыка, литература

Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи




14–
15

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи».

Работа над картиной «Жизнь моей семьи»



2

Комбинированный

Композиция, эскизы, колорит, сюжет




Подобрать материал по темам и проблемам III четверти







Итого

7



















Великие темы жизни




16

Историческая тема в искусстве. творчество В. И. Сурикова

1

Комбинированный

Исторический жанр, сюжет, содержание

История, обществознание, литература

Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему




17–
19

Сложный мир исторической картины.

Изображение исторического события.



3

Комбинированный

Исторический жанр, сюжет, содержание, эскиз, набросок

История, обществознание, литература







20

Зрительские умения и их значение для современного человека

1

Комбинированный

Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык»

История, обществознание, литература

Познакомиться с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи»




21

Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи»

1

Комбинированный

Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык»

История, обществознание, литература

Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В. Васнецова




22

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки

1

Комбинированный

Сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр

История, обществознание, литература

Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»




23

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»

1

Комбинированный

Библейский жанр, сюжет, содержание, колорит, «художественный язык», сказочно-былинный жанр

История, обществознание, литература

Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира» по предложенному списку




24

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Комбинированный

Музей, галерея, выставочный зал; типы музеев

История, обществознание, литература

Перечислить музеи родного города (края)




25

Эрмитаж – сокровищница мировой культуры

1

Комбинированный

Музей, коллекция, выставочный зал

История, литература

Подготовиться к экскурсии в городской музей




26

Художественные музеи моего города
(края)

1

Комбинированный

Музей, коллекция, выставочный зал

История, литература, краеведение

Повторить пройденный материал по темам I–III четверти




27

Знакомые картины и художники

1

Комбинированный




История, литература, краеведение

Придумать задание или кроссворд для тематической викторины







Итого

12



















Реальность жизни и художественный образ




28–
31

Плакат и его виды. Шрифты.

Коллективная работа над плакатом.

Выставка плакатов, анализ работ.


4

Комбинированный

Плакат, шрифт, шрифтовая композиция

История, литература, экономика, биология, технология

Подобрать материал о шрифтах, их видах и особенностях выполнения




32–
35

Книга. Слово и изображение.

Искусство иллюстрации.

Работа над иллюстрированием книжки- раскладушки.

Выставка, анализ работ.



4

Комбинированный

Книга,

обложка, переплет, титул, иллюстрация, страница



История, литература, экономика, биология, технология










Итого

8



















Всего

35
















V. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.



Формирование художественных знаний, умений, навыков:

3 год обучения (7 класс)

Учащиеся должны знать:

  • о процессе работы художника над созданием станковых произведений;

  • о месте станкового искусства в познании жизни;

  • о бытовом жанре, историческом жанре, графических сериях;

  • о произведениях агитационно-массового искусства;

  • о произведениях выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения, голландского искусства 17 века; испанского искусства 17- начала 19 веков; французского искусства 17 – 20 веков; русского искусства;

  • о выдающихся произведениях современного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

  • работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

  • передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

  • изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

  • выполнять элементы оформления альбома или книги;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

VI. Критерии и нормы оценок.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.



3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

характерное.
Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока.
Оценка "1"
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».

VII. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации;

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/


Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php


Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 



VII.  Список методической литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

14. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

15. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

16. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

18. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

20. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

21. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

22. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.



Список видеофильмов
к тематическому планированию по предмету
«Изобразительное искусство и художественный труд»


7 класс

1. Сериал «Эрмитаж».

2. Искусство ХХ века.

3. Сериал «Русский музей»:

– «Обзор»;

– «Искусство XVIII века»;

– «Искусство половины XIX века»;

– «Передвижники»;

– «На рубеже веков».

4. Сериал «Дом на Волхонке» (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

5. Сериал «Великие чудеса света»:

– «Московский Кремль. Россия».

6. «Рождение картины: этюд, эскиз, композиция».

7. «Как смотреть картину».

8. Сериал «Ты пришел в музей».

9. Сериал «Рождение картины»:

– «От натуры к художественному образу»;

– «В мастерской художника»;

– «От замысла к воплощению».

10. Сериал «Скульптура».

11. «Век русского музея» (2 серии).

12. «Третьяковская галерея» (2 серии).

13. «Мир искусства» (Великие имена русского искусства).

14. «Карл Брюллов».



15. «Земная жизнь Христа» (в произведениях русских живописцев).

16. «Визит в Лувр» и др.



Смотрите также:
Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета
148.92kb.
Общая характеристика учебного предмета
204.58kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» для основной школы предназначена для учащихся 5-9 -х классов
782.4kb.
1 Общая информация 2 Характеристика, цели и задачи
250.44kb.
Проект ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в рамках учебного процесса с уроками математики, географии, истории и повседневной жизни
64.53kb.
Территория вселения «Ишимский муниципальный район» Общая характеристика территории вселения
115.98kb.
I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности трудовых функций
236.1kb.
Табуков Сиражутдин Камилович
1028.05kb.
Место учебного предмета в учебном плане
273.24kb.
Зубарева И. И., Лепешонкова И. П., Мильштейн М. С. Математика: 6 класс. Самостоятельные работы
763.14kb.
Общая характеристика и периодизация
455.3kb.
Общая характеристика работы актуальность работы
304.27kb.