Главная страница 1

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

Проект на тему:

« От «школы для всех» к «школе для каждого».

(Создание условий успешного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья).

Разработчики:

Мельникова Г.С., директор МОУ лицей № 6 г. Шахты Ростовской области;

Мокаев Д.Х., директор МОУ СОШ им. Р.А.Батчаевой с.п.Бабугент Черекского района КБР ;

Свечникова Н.М., директор МАОУ гимназия № 8 г. Тихорецка Краснодарского края;

Скорикова Г.В., директор МОУ СОШ № 36 г. Шахты Ростовской области;

Харламова З.В., директор МОУ лицей № 26 г. Шахты Ростовской области;

Чениб И.Б., директор МБОУ СОШ № 10 а. Козет, Тахтамукайского района РА.

Ростов-на-Дону

2011 год.


  1. Введение.

Основную миссию «Школы для всех» мы видим в обеспечении равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

В основе проекта « От «Школы для всех» к «Школе для каждого» лежат три принципа, отраженные в высказывании А.Г. Асмолова «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».



Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

-дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов;

-интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

-инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. В реальности уже второе десятилетие в России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в последнее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

2. Содержание проекта.

Актуальность темы проекта.

Основная задача в направлении развития инклюзивного образования сформулирована Дмитрием Анатольевичем Медведевым:

"Мы просто обязаны, - подчеркнул президент, - создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества".

Эту же задачу ставит перед нами национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. В Ростовской области проживает более 14 тысяч детей с особыми образовательными потребностями.


Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей. В частности, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.

При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в размере 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 млрд. рублей.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) эти процессы значительно продвинулись в своем развитии, в других регионах эта практика только начинает складываться.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

Мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основной вопрос в том, как сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ получил не только богатый социальный опыт, но были реализованы в полной мере его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей. Таким образом, вопросы из идеологической плоскости переместились в организационные, научно-методические и исследовательские.

При сформировавшейся и развитой системе специального образования в нашей стране, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации молодых людей с инвалидностью.

Таким образом, на сегодняшний день остаются нерешенными проблемы в организации инклюзивного образования:

-на федеральном уровне при фиксировании основополагающих принципов права на образование не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе (в образовательном учреждении общего типа);

-при организации инклюзивного образования необходим комплексный подход, включающий как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении;

-развитие сетевого взаимодействия с учреждениями здравоохранения, дополнительного и профессионального образования с целью удовлетворения образовательных запросов с учетом индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления здоровья и развития творческих способностей участников образовательного процесса.

Цели и задачи проекта:


  • построение в ОУ целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности;

  • вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями;

  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.

Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:

  • создание модели образовательного учреждения, осуществляющего комплексное сопровождение детей с особыми потребностями, включающее психологическую и социальную поддержку семьи;

  • предоставление возможности родителям обретения необходимых знаний, навыков и умений для полноценного воспитания своего ребенка в семье при сохранении родителями социальной активности;

  • обеспечение преемственности дошкольного и общего образования для детей с ограниченными возможностями через включение их в общее образовательное пространство (инклюзию);

  • обобщение опыта работы с детьми с особыми потребностями, оказание консультативной помощи специалистам системы образования, здравоохранения и социальной защиты в области адаптации к российским условиям новейших зарубежных технологий и методик реабилитации детей-инвалидов, позволяющих максимально реализовать их потенциал; разработка индивидуальных учебных планов и маршрутов психолого-педагогического сопровождения;

  • внедрение новых форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие дистанционного обучения;

  • организация сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования для индивидуального развития ребенка;

  • формирование ключевых компетенций детей с ОВЗ;

  • формирование механизмов оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • непрерывное образование и переподготовка педагогических кадров;

  • изменение отношения к детям с особыми потребностями, способствовать включению детей в общество.

Проектное решение.

Основываясь на анализе имеющихся проблем, была создана система, обеспечивающая оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности.

Система обеспечивает реализацию принципов доступности, непрерывности и вариативности образования детей с ОВЗ от дошкольного до профессионального.

Создаваемая модель организации образовательного процесса предусматривает в первую очередь работу по созданию комплексной безбарьерной образовательной среды (приобретение и монтаж пандусов и подъемников, оборудование санитарной комнаты, предметных кабинетов, столовой, кабинет ЛФК).

Инклюзивное образование представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. Эта технология предполагает использование «педагогики отношений», а не «педагогику требований», природосообразный учебный процесс, отличающийся от уроков и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов.

В рамках использования технологий инклюзивного образования необходима разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока, разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов, организация работы междисциплинарной команды специалистов, создание системы воспитания толерантного самосознания у обучающихся.

Представленная модель допускает существование дистанционного обучения: очная работа учеников под руководством учителя с удаленными от них ресурсами и источниками информации. В современных школах имеется достаточная база (мультимедийное оборудование, сеть, выход в Интернет) для использования дистанционных форм для эффективного внедрен6ия технологий инклюзивного обучения, позволяющим учащимся с особыми образовательными потребностями работать в своем собственном режиме, по индивидуальной программе, не будучи привязанными к определенному рабочему месту.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный:

-разработка нормативно-правовой базы;

-подбор и переподготовка кадров;

-создание безбарьерной среды;

- разработка программ.

2. Основной:

- развитие инклюзивного образования;

-создание условий, обеспечивающих эффективность и качество организации образовательного процесса;

- обеспечение детей с ОВЗ современными техническими средствами обучения;

-реализация дистанционного обучения;

-использование ресурсов сетевого взаимодействия.



3. Обобщающий:

-анализ достигнутых результатов;

-коррекция модели;

-обобщение и распространение опыта по организации инклюзивного образования.



Ресурсы, необходимые для реализации проекта.


Ресурсы

Вид ресурсов

Организационные:

-руководитель проекта;

-рабочая группа;

-технический персонал.




директор ОУ;

заместители директора; руководители МО, педагог-психолог, социальный педагог, тьюторы;

программист, учитель информатики,PR-менеджер.


Кадры:

-развитие компетенций;

-повышение квалификации;

-консультанты;

-эксперты.


Администрация, тьюторы.

Педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники.

Логопед, дефектолог, PR-менеджер, специалисты здравоохранения.


Материально-технические:

-оборудование для организации дистанционного обучения;

расходные материалы;

канцтовары.



Модем, компьютер, ноутбуки, мультимедийное оборудование;

Специальное оборудование для творческих занятий.




Инфраструктура

-кабинет ЛФК;

-учебные кабинеты;

-территория школы;

-библиотека;

-раздевалка;

-столовая.


Комната для занятий лечебной физкультурой;

Пандус, лифт (подъемник), санитарная комната.

Оснащение кабинетов и помещений в соответствии с требованиями.


Информационно-коммуникационные технологии

-информационное сопровождение проекта.



-медиатека, ЦОР, электронные учебники;

-интернет-трафик;

-локальная сеть;

-сайт;



Учебно-методическое обеспечение


-программы адаптации, методические разработки

GR-отношения

-взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления;

-взаимодействие с учреждениями здравоохранения, дополнительного и профессионального образования


межотраслевые семинары;

мастер-классы;

публикации в СМИ;

репортажи на телевидении;

издание методических сборников.


Требования к организации образовательного пространства.

Школьное оборудование для детей-инвалидов - необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.



Вход в школу.

Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.

Внутреннее пространство школы

Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80 85 см, иначе человек на инвалидной коляске через нее не пройдет. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Для детей-инвалидов по зрению необходимо предусмотреть разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Это может быть и напольная плитка и просто ковровые дорожки. Крайние ступени внутри школы, как и при входе, нужно покрасть в яркие контрастные цвета и оборудовать перилами. Названия классных кабинетов должны быть написаны на табличках крупным шрифтом контрастных цветов. Необходимо дублировать названия шрифтом Брайля.

Школьная раздевалка.

Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.



Школьная столовая.

В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.



Школьный туалет.

В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.



Спортивный зал.

Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.



Школьная библиотека.

В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.

Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.

Классные кабинеты.

В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.

Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.

Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.



Территория школы.

Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.



Идентифицированные риски проекта:

  • отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной вертикали и механизмы их взаимодействия;

  • неориентированность стандартов общего образования на обучение детей с особыми образовательными потребностями;

  • неучтенность разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды и поддерживающих услуг при организации целевого финансирования;

  • пассивность и недоверие со стороны людей с ОВЗ;

  • нескоординированная работа государственных, муниципальных и общественных организаций;

  • недостаточное финансирование, нескоординированная работа организаций;

  • отсутствие специализированного оснащения и опыта работы с данной категорией у обычных образовательных учреждений;

  • отсутствие поддержки и участия со стороны учреждений здравоохранения;

  • закрытый образ жизни людей с ОВЗ, пассивная роль общественных организаций;

  • не популярная и не рейтинговая тема для СМИ.

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:



  • построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования;

  • вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

  • создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

  • формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

  • организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • компенсация недостатков дошкольного и начального образования;

  • привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;

  • разработка и апробация эффективных технологий психолого-педагогического и социально-юридического сопровождения инклюзивного образования;

  • разработка и реализация программ подготовки специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в различных образовательных учреждениях города, повышение их профессиональной квалификации и переподготовки;

  • аккумуляция передового опыта и эффективных технологий в области интегрированного (инклюзивного) образования;

  • разработка и апробация программ формирования позитивных представлений о лицах с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с привлечением средств массовой информации;

  • разработка и апробация программ по сопровождению и психолого-педагогической поддержке родителей детей с ОВЗ, воспитывающихся и обучающихся в ОУ;

  • разработка системы взаимодействия ОУ с учреждениями дополнительного образования по развитию инклюзивного образования и социальной адаптации детей с ОВЗ;

  • изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

Критерии эффективности.

-охват образованием всех без исключения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом территориальной доступности;

-комфортность пребывания обучающихся в школе и удовлетворенность качеством образовательных услуг учеников и их родителей;

-устойчивость и воспроизводимость базовых знаний;

-соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям реализации государственного стандарта образования и индивидуальным познавательным потребностям обучающихся;

-понижение уровня тревожности, удовлетворенность качеством развивающей функции образовательного процесса;

-удовлетворенность качеством психолого-педагогического сопровождения;

-толерантность обучающихся, удовлетворенность социализацией со стороны обучающихся и их родителей;

-востребованность услуг школы.

Мониторинг проекта.


Показатели достижения

Измерение

Доля детей с ОВЗ, которым обеспечено инклюзивное образование

Результаты соцпедмониторинга

Удельный вес численности кадров, прошедших курсы повышения квалификации по исследуемой проблеме

Анкетирование

Удельный вес детей-инвалидов, получающих обучение на дому с использованием дистанционных технологий, от общего числа детей-инвалидов, которым это показано

Результаты соцпедмониторинга

Полное или частичное восстановление функций ОДА, улучшение физического состояния

Медицинское заключение

Получение детьми с ОВЗ полноценного общего и среднего образования

Статистические данные ОУ

Свободное перемещение по городу, учёба и отдых детей с ОВЗ.

Фотонаблюдение

Полноценное общение, улучшение настроения, уверенность в себе.

Результаты анкетирования

Участие в конкурсах, общественных и муниципальных мероприятиях детей с ОВЗ, проведение спортивных состязаний и экскурсий

Мониторинг мероприятий, видеорепортажи

Оказание психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ, проведение круглых столов с участием различных организаций, СМИ и администрации города

Анкетирование, публикации

Репортажи и статьи об обучении и достижениях детей с ОВЗ, проведение семинаров и конференций с участием представителей власти, СМИ.

Статьи в прессе, репортажи на телевидении

Новая система ценностей с установкой на политкорректность и толерантность

Результаты психологических обследований

Мониторинг комфортности пребывания в школе и удовлетворенности качеством образовательных услуг учеников и их родителей.

Анкетирование


Заключение.

Реализация проекта будет осуществляться посредством широкомасштабного осуществления опытно-экспериментальной и инновационной деятельности на научной основе, по следующим основным направлениям:

-разработка и апробация целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития личности;

- разработка новой модели организационной и методической системы ОУ, ориентированной на совершенствование профессионально - методической компетентности современного педагога в области инклюзивного образования;

-внедрение новых технологий и методов обучения, соответствующих индивидуальным образовательным запросам детей с ОВЗ;

-организация учебного процесса, основанного на широком применении актуальных педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества и эффективности образовательного процесса;

-разработка и апробация модели психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего эффективную реализацию включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения, являющегося одним из основных условий успешности работы модели «От «школы для всех» к «школе для каждого»

Приложение № 3.



План действий по реализации проекта.

№п/п

Этапы

Сроки реализации

Вид ресурсов, объем ресурсов




1. Подготовительный.

3 месяца (июнь-август)






Изучение научно-теоретических, организационно-педагогических подходов к проблеме образования детей-инвалидов.




Интернет -ресурсы




Изучение имеющегося опыта работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.




Интернет, библиотека




Формирование банка данных специалистов психолого –педагогического сопровождения:

логопеды;

психологи;

дефектологи;

социальные педагоги





Кадры



Прохождение курсов повышения квалификации









Создание единой муниципальной базы данных о лицах до 18 лет, имеющих ограничения здоровья.





Муниципальные медицинские учреждения здравоохранения, управление образования, ОУ города






Приобретение специального оборудования и технических средств.





Бюджет муниципального образования, внебюджетные источники ОУ, благотворительные средства



Обеспечение бесплатного доступа к сети Интернет.





Бюджет муниципального образования



Формирование пакета документов в образовательном учреждении, регламентирующих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.





Руководитель проекта




Создание безбарьерной среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья.





Муниципальные медицинские учреждения здравоохранения, строительные организации,

муниципальное образование города





Организация информационно-разъяснительной работы с детьми, имеющими ограничения здоровья и их родителями.




Администрация школы



Формирование статьи расходов в проекте муниципального бюджета на реализацию модели обучения детей с ограниченными возможностями.





Администрация школы.




Проведение муниципального межведомственного совещания по решению проблем, связанных с обеспечением образования детей.





Руководитель проекта




Работа с учреждениями дополнительного образования с целью организации инклюзивного образования.




Члены рабочей группы



Создание модели социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.





Члены рабочей группы



Разработка программ адаптации детей с ОВЗ в ОУ.




Члены рабочей группы



Разработка перспективного плана по укреплению и совершенствованию материальной базы, необходимой для развития инклюзивного образования




Администрация ОУ




2. Основной этап.

9 месяцев (сентябрь-июнь)




1

Апробирование модели




Члены рабочей группы

2

Мониторинг образовательных потребностей учащихся




Психологическая служба

3

Определение методов управления социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями.




Члены рабочей группы

4

Разработка и апробация программ взаимодействия педагогов и учащихся с детьми с ОВЗ.




Члены рабочей группы

5

Коррекция модели вариативной системы получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.




Администрация ОУ.

4

Коррекция методов психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья по их социальной адаптации.




Психолого-педагогическая служба

5

Реализация дистанционного обучения




Администрация, программист

6

Организация работы постоянно действующего семинара по вопросам организации и проблемам инклюзивного образования




Администрация, рабочая группа

7

Создание условий, обеспечивающих безопасное обучение.




Администрация, члены рабочей группы

8

Создание условий, обеспечивающих эффективность и качество обучения.




Администрация, члены рабочей группы

9

Обеспечение детей-инвалидов современными техническими средствами, облегчающими им самообслуживание и обучение.




Администрация





3. Обобщающий этап.

3 месяца (июль-август)




1

Анализ достигнутых результатов




Руководитель проекта, члены рабочей группы

2

Оформление результатов работы




Администрация

3

Коррекция модели




Рабочая группа

4

Издание и публикация методических рекомендаций




Администрация

5

Трансляция опыта инновационной работы.




Администрация

6

Пропаганда и распространение новых разработок, трансляция результатов экспериментальной деятельности как элемент повышения квалификации педагогов ОУ.




Методическая служба ОУ



Смотрите также:
«От «школы для всех»
249.36kb.
С 16 по 25 апреля в классных коллективах школы прошли мероприятия, приуроченные к этой трагичной для всех даты
79.44kb.
Современное традиционное обучение (ТО)
394.88kb.
Только у нас! Газета школы №89
41.6kb.
Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании бизнес-школы это сравнительно новая для России организационная форма дополнительного образования взрослых
61.25kb.
Сценарий торжественного приема в кадеты
62.13kb.
Б. И. Джинджолия восточная философия xix–xx веков
544.14kb.
Урок для тренировки всех мышечных групп, возможно использование различного аква-оборудования. Урок рекомендован для всех уровней подготовленности
27.33kb.
Ульяновский региональный сегмент сети для науки и высшей школы
25.7kb.
«Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, прежде всего предметов естественнонаучного цикла, в частности физики…»
278.87kb.
Николай Рерих
2944.44kb.
«Художественная литература Кузенкова Любовь Николаевна самое сокровенное и самое Первая квалификационная категория действенное средство общения»
13.91kb.