Главная страница 1



Геннадий КОСОЛАПОВ,

генеральный секретарь Международной Конфедерации

профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей
ПРАВОЗАЩИТНАЯ РАБОТА В ПРОФСОЮЗАХ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

И ТРАНСПОРТНЫХ СТРОИТЕЛЕЙ
Правозащитная работа признана одним из приоритетных направлений деятельности всеми профсоюзами Конфедерации. Но во всех странах постсоветского пространства в настоящий момент действуют новые законы в социально-трудовой области, которые зачастую ограничивают возможности профсоюзов. Сейчас только в профсоюзах Беларуси, Казахстана, России, Узбекистана и Украины имеются полноценные правовые инспекции. В других странах эта работа возложена на специалистов отделов, чаще технических инспекторов. К примеру, в Эстонии правовой защитой по мере необходимости занимается юридическая фирма, с которой профсоюз заключил договор.

Конфедерация видит свою задачу не только в обобщении, но и выявлении новых трендов профсоюзной жизни. И ряд современных тенденций бросают вызов всему нашему движению.

Одной из них является глобальная тенденция разукрупнения предприятий, железнодорожных комплексов с целью снижения издержек, в том числе на содержание персонала, ослабления влияния профсоюзов. Поэтому сохранение единства отраслевого профсоюза, укрепление взаимодействия его территориальных и отраслевых структур должно быть нашей стратегической задачей.

В 2010 г. проявились попытки вмешательства железнодорожных администраций в деятельность профсоюзов. Так, в ответ на критику профсоюзом Молдовы немотивированного увольнения ведущих специалистов дороги, бывший в то время начальник дороги на пленуме профсоюза заявил, что «не будет возражать или препятствовать созданию на дороге нового независимого профсоюза». Дело дошло до попыток образования инициативных групп. МКПЖ направила протест руководству дороги и страны, указав на недопустимость подобных действий в нарушение конвенций МОТ, призвала расследовать этот инцидент. Со сменой руководства дороги диалог с профсоюзом восстановился.

Тяжелая ситуация сложилась в профсоюзе железнодорожников Грузии, где в конце октября побывала наша делегация для изучения ситуации. Там начальник дороги в нарушение коллективного договора своим распоряжением запретил безналичное перечисление членских профсоюзных взносов. Это распоряжение было опротестовано, но суд до сих пор не вынес решения. Профсоюз был вынужден пойти на организацию перечисления членских взносов непосредственно с банковских счетов работников. В результате, в регионе Самтредиа, например, только половина членов профсоюза перечисляет взносы, остальные ещё не обратились с заявлениями в банки, в целом по профсоюзу – лишь 25% членов смогли выполнять эту уставную обязанность. Многие рабочие боятся репрессий, администрация начала сокращение штата, перевод работников на временные трудовые контракты, что порождает атмосферу страха.

Вопреки противодействию администрации был проведён внеочередной съезд, на котором избран новый председатель профсоюза, но переговоры с ним не начались. В конце октября состоялась встреча нашей делегации Конфедерации с генеральным директором дороги, на которой речь шла о необходимости начала социального диалога. К сожалению, позиция руководителя по противодействию профсоюзу не изменилась.

При этом нужно отметить, что дорогой была достигнута договорённость о получении кредита от Европейского банка реконструкции и развития, и в условиях его предоставления есть обязательство обеспечить охрану и надлежащие условий труда рабочих, ведение коллективных переговоров с профсоюзом.

Из-за нарушения этих требований Объединение профсоюзов Грузии обратилось в банк, который отреагировал и приостановил выделение кредита. На днях Исполком Европейской федерации транспортников принял резолюцию в адрес Еврокомиссии и руководства Грузии. Мы будем и дальше взаимодействовать с европейским и глобальным объединениями профсоюзов транспортников по нормализации ситуации.

В условиях реформирования отрасли, когда происходит приватизация предприятий железнодорожного транспорта, появляется принципиально новое направление правовой работы профсоюзов – защита имущественных прав своих членов. Новыми явлениями переходного периода от плановой к рыночной экономике стали разгосударствление и приватизация предприятий, что было важным и во многом необходимым шагом. Однако правовое регулирование участия работников и представителей профсоюзов в советах директоров, производственных советах созданных акционерных компаний законодательно не определено, распространено слабо и действует неэффективно. Анализ показывает, что большинство граждан стран и после массовой приватизации остаются не более чем дешёвой рабочей силой.

Наши профсоюзы внесли заметный вклад в корректировку программ реформирования железнодорожного транспорта своих стран. Всё внимание тогда было сосредоточено на изменении организационно-правового положения отрасли, но вопрос её последующего имущественного дробления, частной приватизации составляющих оставался в тени.

Смена собственника вносит новые черты в коллективно-договорной процесс. В большинстве стран в трудовом законодательстве роль собственников в этом процессе не прописана. Поэтому профсоюзам придётся инициировать изменения трудового законодательства.

Приватизация 1991-1998 годов в странах СНГ предусматривала участие в ней коллективов предприятий, выделение значительной доли акций (в ряде стран до 50%) для реализации работникам. Железнодорожники, как работавшие в то время на государственных железных дорогах, были лишены возможности использовать своё право в приватизации отрасли.

Анализ ситуации в странах Восточной Европы, прошедших через разгосударствление, показал, что тема защиты имущественных прав своих членов актуальна для многих профсоюзов. Например, в Венгрии, одной из причин забастовок в 2008 г. было требование выплат всем работникам части дохода от продажи акций компании MAV Cargo. В Польше акционирование железных дорог проводилось по специально принятому в 2001 г. закону, которым, в частности, предусматривалось выделение 25% акций работникам отрасли, спустя почти 13 лет после массового разгосударствления в стране.

Этот вопрос рассматривался на заседании Совета Конфедерации, где был рекомендован ряд мер. Так, сейчас акционером железнодорожных компаний в странах является государство и решения об условиях их продажи принимаются правительствами. Поэтому представляется необходимым профсоюзам добиваться от правительств участия железнодорожников в приобретении доли акций на особых условиях.

Другим важным аспектом может стать предложение по использованию доходов от продаж на социальное развитие отрасли. Для этого необходимо передавать часть доходов от продажи акций, объектов и предприятий имущественного комплекса в специальный отраслевой социальный фонд, который должен совместно управляться головной компанией и профсоюзом. Основной задачей этого фонда должно стать инвестирование отраслевых социальных программ, в том числе пенсионного фонда, страховых, ипотечных и молодежных. Следует считать справедливым часть доходов от продаж направлять на нужды ветеранов, поскольку именно их трудом создавались продаваемые активы.

Важно при подписании приватизационных договоров вносить в них ряд условий, подобно тому, как Российские железные дороги планируют подписывать с покупателями этих компаний соглашения, которые обяжут новых собственников вести поставки по фиксированным ценам. В частности, добиваться включения в них положений, обязывающих инвесторов сохранять рабочие места и обеспечивать выполнение действующих коллективных договоров, признавать право работников свободно вступать в профсоюзы, соблюдать права профсоюзов в соответствии с законодательством стран и конвенциями МОТ. А также воздерживаться от использования заёмных работников за исключением случаев, когда стороны социального партнёрства признают их использование неизбежным.



Мы должны осознавать, что поставить и решить эти проблемы по силам только авторитетным, сильным и сплоченным профсоюзам, таким как наши профсоюзы железнодорожников.



Смотрите также:
Правозащитная работа признана одним из приоритетных направлений деятельности всеми профсоюзами Конфедерации
54.03kb.
В туркменистане забота о детях, подрастающем поколении является одним из приоритетных направлений государственной политики
220.89kb.
Информация Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» о работе с обращениями граждан, поступившими в 2011 году
123.36kb.
Одним из приоритетных направлений развития системы общего образования рс
73.4kb.
Одним из приоритетных направлений в области образования в конце XX начале XXI веков является гражданское образование
58.13kb.
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных направлений зарубежной и отечественной психологии и составляет основу самостоятельной психологической дисциплины, получившей название психологии здоровья
229.37kb.
Изыскания о деятельности первых лиц государства в сфере правосудия неоспоримо являются одним из важных направлений познания национального прошлого
181.65kb.
Семинар-презентация для психологов школ «Профориентация как одно из приоритетных направлений в работе школьной психологической службы образовательного учреждения»
329.4kb.
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений использования научно-технических достижений в правоохранительной деятельности является идентификация личности методами днк-анализа
61.51kb.
Информация о работе отдела кадров администрации мого "Ухта" за 2010 год Одним из основных направлений в работе администрации мого
63.4kb.
Внутрисистемные отношения итальянского языка
28.67kb.
В последнее время одним из наиболее актуальных направлений в научных исследованиях является системное, комплексное изучение проблем, связанных с преступностью
59.81kb.