Главная страница 1

Приложение 1.1. Индейцы ацтеки.

1. Старинное индейское стихотворение.
Народ кецалькоатля, ацтеки,

был многоопытным среди народов.

Все им давалось легко и просто:

камень бесценный они гранили,

золото плавили и отливали,

дивные делали украшенья

из птичьих перьев они…

Были ацтеки очень богаты,

было еды у ацтеков вдоволь:

тыквы - так говорит преданье-

толстыми и большими были,

как жернова, початки маиса…

Хлопок красивый ацтеки растили

разных цветов и разных оттенков…

ярким таким вырастал он в поле,

никто не красил его.

Были ацтеки очень богаты,

счастливы были они чрезмерно,

грусти и нищеты не знали,

были полны добра их жилища,

им голод неведом был.

Какими ремеслами владели ацтеки?

Какие культуры выращивали?
2. Стихотворение ацтекского поэта.
Я собирал цветы в свою накидку,

щедроароматные, усладу сердца,

и, цветы, срывая, говорил я:

«…Я приду еще сюда с друзьями,

и цветов нарвем мы много- много…

Вместе с песнями мы поднесем их

самым знатным, самым благородным

из мужей земли орлов и ягуаров…

А незнатным никаких подарков?

Где им взять цветов дивнодушистых?

… Разве им, сносящим только беды,

им, злосчастным, ничего не надо?

Лишь прислуживать тому - кто-с нами!»

Какие выводы о составе ацтекского общества можно сделать?

Каково положение и обязанности разных слоев населения?

Как поэт относится к разным слоям населения?

Приложение 1. 2. Индейцы майя.

1. Испанский епископ Диего де Ланда « Сообщение о делах в Юкатане»
«….майя сеяли кукурузу, а также винные деревья, хлопок, перец: «мулов и быков у них заменяли люди». Земли у них общие, и первый, кто займет их, владеет ими. « Эти индейцы имеют хороший обычай помогать друг, другу взаимно во всех своих работах». Во время посева они объединяются в группы около 20 человек и «работают вместе, сообразно размеру участков и количеству работы у всех…».

Какие выводы из текста мы можем сделать?

Почему приходится объединяться?

Кому принадлежала земля?
2. . Испанский епископ Диего де Ланда « Сообщение о делах в Юкатане»
Обычно в центре поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были расположены дома синьоров (т.е. знатных) и жрецов, затем людей наиболее богатых и почитаемых, на окраинах – людей низших. Простые люди строили за свой счет дома сеньоров, делали для них посевы и «собирали урожай, количество которого было достаточно ему (сеньору) и его дому». Сеньоры управляли делами своих общин; знатные были очень влиятельны и уважаемы. Если сеньоры выходили из селения и даже из своих домов, они вели с собой большую свиту.

На какие слои разделялось население поселков майя?

Что об этом свидетельствует?

Каковы обязанности простых людей?

Какие дела были возложены на знатных?
3.Отрывок из книги В. Чичкова «Тайна священного колодца».
Ранним утром крестьяне наполняли мешочки зернами маиса, заостряли ножом палки и отправлялись к своим участкам земли. Острой палкой делали они углубления в земле, бросали туда несколько зерен, пяткой заравнивали ямку и шли дальше.

…. С самого раннего утра на городском базаре было шумно. Женщины приходили с корзинами. На их груди большие ожерелья из ракушек, в мешочке на поясе – плоды какао, которые заменяют деньги. На них можно купить любой товар: маис и перец, мед и перья редких птиц, ткань для покрывала, маленького деревянного идола. Раб стоит 100 бобов, заяц – 10.

Десятки строителей трудятся на строительстве нового храма. Умелые руки построят колонны, украшенные барельефами, иероглифами и календарными датами.

О каких занятиях вы узнали из текста?

Имеется ли у майя письменность?

Какие еще достижения культуры вы увидели?
Приложение1.3. Индейцы инки.


  1. Отрывок из книги Б. Суйковского «Листья коки».

Он тотчас же представил себе продуманную, жестокую организованность государства инков…

Оно разделено на четыре провинции, которыми управляют родичи царствующего верховного Инки. Провинции делятся на области в каждой из которой 10 тысяч семей. Области делятся на более дробные единицы вплоть до самой малой, включающей 10 семейств. Во главе каждой такой группы стоит старший, ответственный за все. Всюду чиновники. Всюду сторожевые посты, а в более крупных городах – крепости.

Законы извечны, тверды, неумолимы. Земля, рудники, стада не могут быть ничьей собственностью. Они общие. Никто не знает нужды. Стариков и больных опекает община, каждая семья получает дом, землю каждый год делят между всеми жителями общины. Сперва на три части: для сына Солнца, для храма, для простого люда. На своем участке каждый работает, как хочет, в одиночку, земли жрецов и властителей обрабатывают сообща.

Никто не голодает, не страдает от холода, не остается без крова. Если ты расторопен и трудолюбив, можешь ткать из шерсти красивые ковры, пушистые плащи и накидки. Эти ковры в свою очередь обмениваются на серебряные украшения, на глиняные сосуды, на все, что нужно. Каждый трудится, каждый получает то, что ему нужно.

Но… работу, на которую тебя определили, ты не имеешь права оставить. Если ты любишь лам и горы и хочешь быть пастухом, пасти общественный скот, а чиновник решит, что сейчас нужнее рудокопы, и прикажет тебе отправиться на рудники, то ты обязан это сделать.

Власти знают о твоем существовании, постоянно помнят о тебе и сами распоряжаются твоей судьбой. Им виднее, что тебе делать, что есть, как одеваться. Все установлено, предначертано свыше. В поле ты начинаешь работать строго по приказу. Ткани для одежды получаешь определенные, даже украшения предписано иметь каждому племени свои, для каждой профессии особые.

Без позволения, которое необычайно трудно получить, не разрешается покинуть деревню или город. Самовольно не сменишь профессию. Власти знают о тебе и сами решают за тебя. Недаром по всем дорогам бегут гонцы, разнося кипу и устные приказания.


Какие занятия были у инков?

Кто являлся правителем?

Какой общественный порядок существовал?



Смотрите также:
Приложение Индейцы ацтеки
41.24kb.
Требования к условиям выращивания (температура, освещенность, влага, почва, подготовка участка)
103.03kb.
Приложение №1 к книге: Анатолий Глазунов (Блокадник)
309.96kb.
Приложение Заметка
128.49kb.
Приложение 2 к письму Министерства
86.18kb.
Приложение 1 утверждены приказом
1245.81kb.
Приложение Текст Types of Current
139.16kb.
Северный морской путь — дорога в будущее?
352.08kb.
1 возможности
367.17kb.
Приложение 1 к договору № от г
75.06kb.
Приложение III
455.34kb.
Приложение 1 график приёма академических задолженностей студентов с 14 февраля по 01 марта Кафедра профессионально-ориентированных иностранных языков
305.7kb.