Главная страница 1



Департамент образования Кировской области

Государственное учреждение дополнительного образования одаренных детей «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»


УТВЕРЖДАЮ
Заведующий по учебной работе

______________И.С. Рубанов

«____» _____________________2012 г.

Авторская ПРОГРАММА


для углубленного изучения биологии

2011/2012 учебный год

Курс «Морфология растений»

Составила:

методист ЦДООШ

____________ Е.Н. Лимонова



Киров – 2012


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предназначен для учащихся, имеющих базовые знания по предмету, и направлен на углубление, а также ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по биологии растений в темах, касающихся внешнего строения растений. Курс построен с учетом обязательного минимума и отвечает современным требованиям теоретической и практической подготовки учащихся к Региональным, Окружным и Всероссийским олимпиадам по биологии.

В школьном курсе биологии растений предусматривается знакомство учащихся с морфологическим строением растений; рассматривается строение растений в зависимости от мест их обитания; видоизменения органов, при этом недостаточно уделяется внимание строению, происхождению, функционированию органов растения; мало времени отводится на проведение практических занятий. Программой курса предусмотрено изучение таких тем, как «жизненные формы растений по
К. Раункиеру; классификации соцветий, плодов; строение генеративных органов растения» и т.д., которые слабо освещены в основных учебных пособиях по биологии.

Цель курса: актуализация и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков по морфологии растений.

Задачи курса:


  1. Образовательные:

– продолжать знакомить с морфологическими особенностями органов растения;

– способствовать формированию навыков изготовления коллекций и учебных гербариев;

– способствовать формированию умений определять растения по внешнему виду и по определителю;

– расширять представления учащихся о внешнем строении органов растений разных систематических групп;

– продолжать формировать общебиологические понятия на основе связи строения с функцией, зависимости строения организма от условий обитания.


  1. Развивающие:

– способствовать развитию навыка работы с оптическими приборами;

– способствовать развитию навыков наблюдения за возрастными и сезонными явлениями в жизни растений;

– способствовать развитию навыков работы с биологическими объектами.


  1. Воспитательные:

– продолжать воспитывать познавательный интерес к предмету;

– продолжать создавать условия для формирования личностных качеств: аккуратности, внимательности, целеустремленности;

– способствовать формированию навыка самостоятельной работы.

В ходе проведения занятий используются методы: словесные (лекция, беседа, рассказ), наглядные (демонстрации объектов, пособий), практические (изготовление коллекций, распознавание и определение объектов, овладение техникой изображения биологического рисунка). Учебные занятия проводятся в форме лекций, практических занятий, экскурсий.

Для проведения лабораторных работ используются наиболее интересные объекты исследования. При их отборе необходимо следовать принципам доступности, широкой распространенности и многообразия строения растений разных систематических групп и местообитаний.

Программа рассчитана на 45 часов. Ежедневные групповые трехчасовые занятия проводятся в июле в Летней многопредметной школе, расположенной на территории Детского оздоровительного центра «Вишкиль».

Программа по «Морфологии растений» включает следующие разделы: «Корень», «Побег», «Цветок и плод». По завершении курса программой предусмотрено проведение итогового контрольного мероприятия по определению и морфологическому описанию одного из биологических объектов; защита и презентация коллекций различных органов растений.

Особенностью программы является



  • изучение онтогенетических изменений вегетативных и генеративных органов растений;

  • знакомство с классификацией корневых систем по расположению в почве;

  • изучение способов нарастания и ветвления побегов;

  • знакомство с классификацией почек по выполняемым функциям;

  • изучение основных закономерностей листорасположения;

  • изучение анизо- и гетерофиллии;

  • знакомство с теломной и стробилярной теориями происхождения цветка;

  • изучение эволюции основных типов гинецея;

  • знакомство с гинетической классификацией плодов.

Данная программа может быть использована для проведения индивидуальных работ с учащимися, может быть предложена в 9 классе как курс по выбору; в качестве эликтивных курсов в 10-11 классах.

Используя данную программу в своей работе, учителя могут столкнуться со следующими трудностями:



  1. недостаточным обеспечением средствами обучения (оборудованием и наглядностью) для проведения практических занятий;

  2. отсутствие дидактического материала для проведения теоретических занятий.

В результате прохождения курса учащиеся углубляют знания, умения и навыки по морфологии растений, что позволяет им успешно справляться с заданиями по этой теме на олимпиадах разного уровня.

В результате изучения курса «Морфология растений» учащиеся должны знать:

  • строение растения, его отличие от представителей других царств;

  • жизненные формы растений по И.Г. Серебрякову и по К. Раункиеру;

  • морфологические особенности растений разных экологических групп.

В результате изучения курса «Морфология растений» учащиеся должны уметь:

  • давать морфологическую характеристику растений

  • писать формулы и диаграммы цветка

  • собирать, сушить растительные объекты

  • составлять и оформлять ботанические коллекции различных органов.


II. МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ (VII класс)

Учебно-тематический план


п/п

Название тем учебных занятий

Всего часов

Форма работы

Лекция

Экскурсия

Практическая работа



Морфология типичного растения, жизненные формы растений.

3




3






Правила сбора, сушки растений, изготовление коллекций разных органов растений.

3

1




2



Морфология корня, типы корневых систем. Строение корня на примерах некоторых растений, метаморфозы.

3

2




1


Побег, строение, классификация.

3

2




1



Нарастание и ветвление побегов.

3

2




1



Строение почек, классификация.

3

2




1



Морфология стебля и листа. Алгоритм характеристики листа.

3

2




1



Онтогенез листа. Формации листьев. Гетерофиллия.

3

3








Специализация и метаморфозы побегов.

3

2




1


Репродуктивные органы покрытосеменного растения. Опыление, оплодотворение.

3

3









Строение цветков некоторых растений, формула и диаграмма цветка.

3







3


Соцветия, их классификация Многообразие соцветий в природе.

3

2




1



Строение семени. Надземный и подземный способы прорастания семян.

3

2




1



Современные подходы к классификации плодов.

3

3









Морфологический анализ растений.

3







3

Итого

45

26

3

16


III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

Морфология типичного растения, жизненные формы (3 часа).

Строение типичного растения. Отличия растений от организмов других царств. Классификации жизненных форм растений по И.Г. Серебрякову и


К. Раункиеру. Роль растений в природе и для человека.

После изучения темы учащийся должен знать:

  • отличительные признаки растений;

  • различные подходы к классификации жизненных форм растений.

После изучения темы учащийся должен уметь:

  • по внешнему виду растений определять их жизненную форму согласно классификациям И.Г. Серебрякова и К. Раункиера.

Самостоятельная работа учащихся:

  • определение жизненной формы по предложенным классификациям 10-и растений лесного сообщества.

Обработка растительных объектов, предназначенных для хранения

(3 часа)

Правила сбора, сушки и фиксации растительного материала. Монтировка и этикетирование гербария. Составление тематических коллекций.



После изучения темы учащийся должен знать:

  • способы сбора и фиксации растительного материала;

  • правила монтировки и этикетирования гербария и коллекции.

После изучения темы учащийся должен уметь:

  • монтировать гербарий, писать этикетку, составлять коллекции.

Самостоятельная работа учащихся:

  • оформление коллекции простых и сложных листьев; коллекции сухих и сочных плодов; систематического гербария.

Корень (3 часа)

Корень – основной вегетативный орган растения. Происхождение корня. Морфология корня, виды корней, типы корневых систем. Методы изучения корневых систем. Развитие в онтогенезе. Метаморфозы корня.



После изучения темы учащийся должен знать:

  • значение корней в жизни растения;

  • морфологические особенности корней;

  • видоизменения корней;

  • происхождение и развитие корней в онтогенезе.

После изучения темы учащийся должен уметь:

  • объяснять особенности строение корня в связи с выполняемой функцией;

  • определять тип корневой системы;

  • определять происхождение видоизмененного корня.

Самостоятельная работа учащихся:

  • определение корневой системы у 5-ти предложенных растений.

Побег (18 часов)

Побег – основной орган растения. Строение побега в связи с выполняемой функцией. Различные подходы к классификации побегов. Нарастание и ветвление. Образование системы побегов. Почки, их строение и классификация. Морфология стебля.

Листорасположение. Листовая мозаика. Морфология листа. Онтогенез. Разнообразие листьев: формации, гетеро- и анизофиллия. Специализация и метаморфоз побегов.

После изучения темы учащийся должен знать:


  • морфологическое строение безлистного и олиственного побегов;

  • морфологические особенности листа;

  • видоизмененные органы побегового и листового происхождения.

После изучения темы учащийся должен уметь:

  • на конкретных растениях проводить классификацию побегов по нескольким признакам;

  • отличать простые и сложные листья;

  • определять примерный возраст побега и древесного растения;

  • определять кустарники и деревья в безлистном состоянии по совокупности признаков;

  • давать характеристику листа по алгоритму;

  • писать формулы листовых циклов.

Самостоятельная работа учащихся:

  • написание характеристики листьев по алгоритму, определение формулы листовых циклов.

Цветок и плод (15 часов)

Цветок, части цветка, их значение в образовании семян и плодов. Строение андроцея и гинецея, различные типы завязи. Опыление, оплодотворение. Формула цветка, диаграмма цветка. Значение соцветий. Строение и классификация соцветий. Типичное строение семян однодольных и двудольных растений. Растения с надземным и подземным прорастанием семян Плод. Морфологическая и гинетическая классификации плодов. Способы распространения плодов и семян.



После изучения темы учащийся должен знать:

  • строение цветка в связи с выполняемой функцией;

  • строение соцветия;

  • различные подходы к классификации соцветий;

  • отличительные особенности строения семян разных классов растений;

  • способы опыления;

  • классификации плодов;

  • способы распространения плодов и семян.

После изучения темы учащийся должен уметь:

  • составлять формулу и диаграмму цветка;

  • на примерах конкретных растений давать характеристику соцветия по нескольким признакам;

  • определять по строению семени принадлежность растения к определенному классу;

  • на примерах конкретных растений давать характеристику плодов, определять способ их распространения.

Самостоятельная работа учащихся:

  • препарирование цветков, написание их формул и диаграмм.

Морфологический анализ растений (3 часа)

Общий план морфологического анализа. Отличительные особенности морфологического анализа разных авторов.



После изучения темы учащийся должен знать:

  • алгоритм морфологического анализа растений.

После изучения темы учащийся должен уметь:

  • проводить морфологический анализ растений по предложенному алгоритму.

Самостоятельная работа учащихся:

  • написание морфоанализа растений разных видов и жизненных форм.

Список рекомендуемой литературы для учителя:

  1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – М.: Колос, 2002. – 488 с.

  2. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г., Серебрякова Т.И. Ботаника. Анатомия и морфология растений. – М.: Просвещение, 1978. – 478 с.

  3. Еленевский А.Г. Ботаника: Систематика высших, или наземных, растений: – М.: Академия, 2001. – 432 с.

  4. Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 528 с.

  5. Определитель растений Кировской области. В 2-х частях. – Киров. 1975.

  6. Серебряков И.Г. Экологическая морфология растений. М. 1962 – Высшая школа – 378 с.

  7. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.1. Введение. Бактерии и актиномицеты. – М.: Просвещение, 1974. – 487 с.

  8. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.2. Грибы. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.

  9. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.3. Водоросли. Лишайники. – М.: Просвещение, 1977. – 487 с.

  10. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.4. Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники. Голосеменные растения. – М.: Просвещение, 1978. – 447 с.

  11. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.5. Ч.1. Цветковые растения. – М.: Просвещение, 1980. – 430 с.

  12. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.5. Ч.2. Цветковые растения. – М.: Просвещение, 1981. – 510 с.

  13. Федоров А.А. Жизнь растений. В 6-ти т. Т.6. Цветковые растения. – М.: Просвещение, 1982. – 543 с.

  14. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники: учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1979. – 422 с.

Список рекомендуемой литературы для учащихся:

  1. Бавтуто Г.А., Ерей Л.М. Практикум по анатомии и морфологии растений. – Минск: Новое знание, 2002. – 464 с.

  2. Грин Н., Стаут Т., Тейлор Д. Биология. – М.: Мир, 1990. – т.т.1-3.

  3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.

  4. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 2001. – 272 с.

  5. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. – М.: Мнемозина, 1998. – 160 с.


Мультимедийное сопровождение:

    1. Презентации по основным разделам морфологии растений.

    2. В/ф Девид Этенборо «Жизнь невидимого растения».

    3. В/ф «Голубая планета»

    4. В/ф «Планета Земля»




Смотрите также:
Программа для углубленного изучения биологии 2011/2012 учебный год Курс «Морфология растений»
130.95kb.
1. Заседание Педагогиче­ского совета Итоги работы педагогического коллектива за 2011/2012 учебный год. Планирование работы на 2012/13 учеб­ный год
1281.34kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
I. Анализ учебно-воспитательной и методической работы за 2010-2011 учебный год и основные задачи на новый 2011-2012 учебный год
3430.62kb.
Отчет зам декана по вр фф за 2011-2012 учебный год Барыс-Хоо В. С
39.35kb.
«Образовательная карта» муниципальных общеобразовательных учреждений г. Трехгорного на 2011-2012 учебный год
42.5kb.
Публичный доклад о деятельности мбоу «сангарская гимназия» за 2011 2012 учебный год сангар 2012 год
853.1kb.
Образовательная деятельность на 2011 / 2012 учебный год
124.72kb.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по литературе для обучающихся 11 класса на 2011-2012 учебный год
106.63kb.
Примерный перечень тем курсовых работ на 2011/2012 учебный год
34.44kb.
Учебный план на 2012/2013 учебный год
182.31kb.
Анализ работы педагогического коллектива за 2011-2012 учебный год в 2011 – 2012 учебном году педагогический коллектив мбоу «сош №2 г. Строитель Белгородской области»
3754.36kb.