Главная страница 1

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ





Утверждено на заседании

Научно-методического совета

КазНУ им. аль-Фараби

протокол №_________

от «_____»_____2012 г.


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«6M020400 – КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

АЛМАТЫ 2012

Программа составлена в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом по специальности «6M020400-Культурология». Программа составлена доктором, филос.н., профессором Габитовым Т.Х.


Программа рассмотрена на заседании кафедры Религиоведения и культурологии

Протокол № _______от_________________2012 г.

Зав.кафедрой__________________ А.Д. Курманалиева

Одобрена на заседании методбюро факультета ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Философии и политологии Протокол №______от__________________2012 г.

Председатель методбюро___________ Н.А. Саитова

Утверждена на заседании Ученого совета

Протокол №______ от ________________ 2012г.

Председатель Ученого совета,

декан факультета ____________________ А.Р. Масалимова

Ученый секретарь ____________________ З.Н. Исмагамбетова

СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи вступительного экзамена по специальности

Цель вступительных экзаменов: определить уровень знаний, умений, навыков и компетенций, который достигнут поступающим по завершении обучения на бакалавриате, а также возможности в усвоении конкретных дисциплин и в целом магистрской программы. Программа предполагает знание студентами фундаментальных основ базовых культурологических дисциплин, изучаемых в рамках учебного плана, а также умение применять эти знания и основные методы культурологического анализа при решении культурологических задач.



Основные задачи экзамена – определить наличие у поступающих интереса и навыков анализа в отношении текстов культуры, наличие у их необходимых при этом знаний и интеллектуальных инструментариев; ответы рассматриваются через призму фундаментальных категорий и понятий философии культуры, входящих в фонд классического философствования и служивших средством тематизации проблем культуры; знание концепций культуры, логики и результатов рефлексии зарубежных мыслителей над проблематикой культуры должен активизировать интерес будущих магистров не только к конкретно-историческим аспектам культурного развития, но и к методологии познания культуры в целом.

Форма вступительного экзамена – комбинированный письменно-устный экзамен. Экзаменующиеся записывают свои ответы на вопросы экзаменационного билета на листах ответов, отвечают экзаменационной комиссии устно. В случае апелляции основанием для рассмотрения являются письменные записи в листе ответов.
2. Требования к уровню подготовки лиц, поступающих в магистратуру

Поступающий должен быть специалистом, способным концептуализировать проблемы культуры в комплексе их философско-теоретического обоснования, ознакомлен со спецификой культурологического знания; снабжен методологическим инструментарием культурологии; он должен определить приоритетные ориентиры культурологии и ее современные стратегии, должен знать основные проблемы становления культуры и творчества в мировой и казахской цивилизации, главных подходов в понимании традиционных, новых и новейших феноменов культуры, исходя из классических текстов и духовно-исторических контекстов их формирования и способов выражения, он должен уделять внимание изложению эмпирико-натуралистических, рационалистических подходов к творчеству и культуре, а также – неклассических, альтернативных подходов в понимании культурных феноменов – «философии жизни», феноменолого-экзистенциалистического понимания и интерпретаций культуры в русле постмодернистского философствования.


3. Пререквизиты образовательной программы

Пререквизитами являются: Философия и теория культуры -2 кредита (БД), История казахской культуры - 3 кредита (БД), Культурная антропология – 3 кредита (ПД). Изучение культурологии в магистратуре связано со знакомством и знанием материала смежных дисциплин: теории и истории культуры, культурной герменевтики, экологии культуры, семиологии, структурной лингвистики и др.


4. Перечень тем вступительного экзамена

4.1. Темы «Философии и теории культуры» - 2 кредита (БД)

1. Становление проблем культуры в античной философии

Рационалистический подход к проблемам творчества в западной философии. Проблема творчества в философии Платона: «теория воспоминания» и проблема «перевода» души в творческий режим бытия; эйдосы как формы организации предельно понятного чувственного многообразия. Аристотель об условиях творческой деятельности: учение об уме как непрерывной актуальности; учение о времени («теперь») и творчество; ум как «форма форм», «мышление мышления», вечный двигатель и Демиург как самотворчество; творчество как состояние ума, причастное истинному бытию.



2. Картезианское понимание творчества: проблема чистого «я» в философии Декарта.

Естественный свет разума как условие творческого познания мира; «теория врожденных идей» и картезианская максима «Мыслю – существую – могу».

3. Лейбниц о творчестве

Проблемы натурального и виртуального интеллекта; познание «возрожденных идей» как знание природы духа и открытие истинного бытия; Лейбниц и искусство барокко (Ж. Делез. Складка. Лейбниц и барокко).



4. Понимание творчества и культуры в философии И. Канта

Творчество как преодоление антитезы эмпирического и разумного (феноменального и ноуменального) начал человеческой природы; отношение свободы и природной необходимости, свободы и творчества; человек как «свободная причинность»; противоречия кантовского трансцендентализма в понимании культуры.



5. Философия культуры и ее методологические обоснования

Формирование культурфилософии как самостоятельного раздела философского знания. Базисные принципы классической философии как предтеча философии культуры. Философия культуры и историко-культурный подход к ее изучению. Философия как феномен культуры.



6. Формирование современного понимания феномена культуры

Определения философии культуры как философской дисциплины, исследующей идею культуры, ее цели, принципы и предпосылки. Конституирование философии культуры в оппозиции универсалий «природа» и «культура».



7. Модус «природа и культура» в антропологической интерпретации культуры Оппозиция природа/культура метафизическая универсалия. Культура как победа над природой: тождество «культурного» и «социального». Природопреобразующая функция культуры. Дилемма «природа-культура» в европейской философской традиции: натурализм, природоцентризм, концепция «естественного человека» (Аристотель, Леонардо, Руссо).

8. Субстанциализация духовных и социальных оснований культуры (немецкий идеализм и марксистская философия).

  1. Культура как предмет культурфилософского анализа.

Проблема бытия культуры. Онтологический статус культуры. Культурное пространство и культурное время. Предметное бытие культуры.

10. Культура как специфический способ освоения реальности

Когнитивная функция культуры. Культурфилософская рефлексия и авторефлексия. Культурфилософские антиномии: культура трагическая и сократическая; дионисийское и аполлоновское начала в основании западного типа культуры (Шеллинг).



11. Культура в противопоставлении жизни (Ницше, Бергсон)

Рационализм и иррационализм в трактовке культуры. «Переживание» и рефлексия. Проблема символа как центральная в решении вопроса о существе взаимоотношений культуры и реальности. Культурный универсализм и культурный релятивизм.



12. Понятие культурного стиля

Культура классическая и неклассическая. Культурный фундаментализм. Моно- и полистилизм. Категории культурного моно- и полистилизма. Иерархия и рассеивание. Идеологизация и «культурная открытость». Канонизация и деканонизация. Телеологизм и ателеология. Функционализм и контекстуальность.


13. Неклассические теории творчества и культуры

А. Шопенгауэр как теоретик культуры: противоречие «понимающего» и «исчисляющего» мышления как проблема культуры; спонтанность (выход за пределы разума и воли) созерцающего мышления – условие творчества и культуры; созерцание как интуиция; культура и творчество как интуитивное постижение непостижимого, уникального; антиевропоцентризм в понимании культуры и творчества, восточные мотивы в понимании последних; культура и цивилизация.



14. Проблема культуры в творчестве Ф. Ницше

Противоречия новоевропейской культуры и пути ее преодоления; классическая культура как продукт «технически истолкованного» разума; разрыв традиционной культурной формы и выхода в истинную стихию бытия – главное условие творчества и самотворчества; «дионисийские страдания» Ф. Ницше; проблемы выражения творчества в тексте культуры (от филологии к философии и от последних к музыке и поэзии); жизнь и судьба как «культурный текст», сам себя уничтожающий, возрождающий в стихии становления. Ницше в оценке постмодернизма (М. Фуко о Ницше).



15. Философия жизни

В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, О. Шпенглер и др. и феноменолого-экзистенциалистическое направление (Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др.) в понимании проблем культуры, творчества в контексте современной цивилизации: критика рассудочно-рациональных оснований научного и технического творчества как фундамента современной индустриальной цивилизации; проблема «жизненного мира» – априорной смысловой предпосылки творческого освоения мира; «жизненный мир» как ценностно-смысловой горизонт человеческой деятельности, выражение непосредственного единства человека и природы.



16. Сартр о проблеме «бытия» и «ничто»

«Творческая эволюция» и проблемы основания творчества (А. Бергсон).



17. Постметафизика как культурфилософия

Осмысление культуры в русле творчества представителей философии жизни. Культурологический вектор философии Ф. Ницше, О. Шпенглера, А. Бергсон, Р. Гвардини. Методология теории О. Шпенглера. «Мир как история» историзм теории О. Шпенглера. Теория локальности и антиисторизм. Псевдоморфоз культуры. Игровая концепция культуры И. Хейзинга. Игра и ее природная сущность. Философия как игра.



18. Культурфилософские аспекты психоанализа

Психоаналитическая философия. Психология и философия человека. Психическая реальность. Онтология бессознательного. Психоаналитическая теория познания. Психоанализ и основные философские направления XX столетия. Психоанализ как герменевтика культуры. Техника толкования сновидений. Символический язык бессознательного. Место Эдипова комплекса в психоаналитической теории. Значение Эдипова комплекса в истории становления и развития культуры. Психоаналитическое объяснение возникновения религии. Психоаналитическое понимание культуры. Основные функции культуры. Принуждение и запрет влечений. Психологический арсенал культуры. Патология культурных сообществ. Психоаналитическое понимание возникновения искусства. Воображение и мифическая форма выражения бессознательных влечений. Перевод бессознательных желаний в символы.



19. Философско-лингвистические концепции культуры

Смена представлений о языке в эпистемах различных эпох. В. фон Гумбольдт: языкознание как сравнительная антропология. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сэпира – Б. Уорфа. Языковые универсалии и национальные особенности. Язык как деятельность. Индивидуальное и национальное в языке. Нелинейная логика развития и открытия в области внутренней формы языка. Текст, знак и символ, метонимия и метафора. Культура текста. Герменевтика текста и внутренняя реконструкция языка.



4. 2. Темы «Культурной антропологии»

20. Предметная область культурной антропологии

Антропология как научное познание фундаментальных проблем существования человека в природной и искусственной среде. Варианты систематизации антропологических дисциплин. Составляющие антропологические дисциплины: палеонтология как предыстория человека, этнология как наука о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социология, рассматривающая отношения людей между собой, социальная география, изучающая воздействие климата и ландшафта на человека и его культуру, демография, представляющая статистические данные о составе и распределении человеческих популяций, экология человека. Расширительное понимание антропологии: включение гуманитарных и социальных дисциплин. Англоязычная трактовка понятия антропологии как науки о человеке и его культуре.



21. Систематизация антропологического знания

Биологическая (естественнонаучная) антропология как наука о древнейших формах человека и их эволюции, учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела. Социальная антропология как наука о социальном поведении человека, о взаимодействии человека и культуры на различных стадиях развития общества. Философская антропология как наука о структуре человеческого бытия. Теологическая антропология как представление о взаимодействии человека с миром божественным. Психологическая антропология как научное знание о деятельности, знании и чувствовании индивида в условиях различного культурного окружения. Когнитивная антропология как наука о когнитивных категориях в разных культурах. «Метаантропология» как наука о культуре (Д. Бидни).



22. Социальная антропология: проблемы и практические аспекты

Антропология современного общества. Узнаваемость феноменов изучаемой культуры и способы её антропологического постижения. Проблема инобытия культуры как центральная проблема социальной антропологии. Общая теория культуры. Теория социальной организации. Теория этноса и этничности. Антропология повседневности; антропология семьи и родства. Экологическая антропология искусства. Антропология образования и воспитания. Социальная инженерия как сфера применения антропологического знания.



23. Психологическая антропология: проблемы и практические аспекты

Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Этническое сознание и самосознание. Этническая картина мира. Психология межэтнических отношений. Развитие и трансформация этнической идентичности. Исследования «национального характера»; взаимосвязь культурного и психологического. Культурная обусловленность восприятия, памяти, мотивации. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности. Этнические стереотипы; урегулирование этнических конфликтов.



24.Экономическая антропология: проблемы и практические аспекты

Формы антропологических решений в экономике. Общества потребления и нормы потребления в разных обществах. Культурная теория товара. Потребление и социальная идентичность. Механизмы иррационального поведения. Виртуализация потребления. Понятие дарообмена; системы церемониального обмена. Торговые меньшинства и этническое предпринимательство. Модели экономической интеграции и глобализация.



25. Эволюционистское направление в культурантропологии

Эволюционизм как теоретическая модель необратимых культурных изменений (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган). Понятие «адаптация» как ключевой теоретический концепт этого научного направления. Обоснование культуры как объекта научного описания и как закономерного процесса. Методологическая база эволюционизма: реконструкция эволюции, сравнительный метод, систематизация детерминантов социокультурной эволюции.



26.Неоэволюционизм 50-х гг. ХХ века

Установление соответствий между биологией и культурной эволюцией. Исследования Л. Уайта и их роль в возрождении эволюционизма. Три типа эволюционистских концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции как наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем. Выявление глобальных изменений, носящих форму развития в концепции универсальной эволюции (Л. Уайт). Возможность множества равноценных путей социокультурного развития, не ориентированной на установление всеобщих законов эволюции в теории многолинейной эволюции (Дж. Стюард). Экологическая антропология или культурная география (А. Вайда, Р. Раппопорт) о связи человеческих популяций и отдельных сообществ с природным окружением.



27. Историческая культурантропология и ее принцип

Немецкая культурно-историческая школа и ее методологические ориентиры (баденская школа неокантианства, В. Дильтей). Принцип непрерывности Ратцеля. Теория культурных кругов (Фробениус, Ф. Гребнер). Ф. Боас – основатель американской исторической этнологии (К. Уисслер, Р. Лоуи, Л. Уайт, Рут Бенедикт, А. Кребер). Признание понятия «культура» основным в этнологических исследованиях. Особенность методологических посылок и методики исследований в исторической культурантропологии (диффузионизм). Поиск отличия и особенность каждой культуры как результат ее собственного развития. Понимание культурной динамики и аккультурации. Преодоление ограниченности традиции исторической школы Боаса в концепциях его учеников. Общие культурные формы, конфигурации культурного роста – «паттерны» А. Кребера. Влияние психоаналитической теории на психологический подход к типологии культуры в концепции Р. Бенедикт.



28. От функционализма к структурализму

О. Редклифф-Браун. Влияние Э. Дюркгейма. Выбор андаманцев как объекта исследования. Неприятие психологизма. Не культурная, а социальная антропология. Структура как система отношений между компонентами, обеспечивающая постоянство жизнедеятельности. Различение исторического и функционального объяснения. Сравнительный метод. Недоверие к археологии. Социологическое объяснение религии, ритуалов и мифологии. Попытки сформулировать «социальные законы». Структуралистское объяснение территориально далеких фольклорно-мифологических параллелей.



29. Британская социальная антропология

Эдвард Эванс-Причард: лидер Оксфордской школы. Исследования в Судане, открытие конического клана. Общество может быть удовлетворительно объяснено без знания его прошлого. Мейер Фортес — теоретик акефальных африканских обществ. Реймонд Ферт (исследователь полинезийцев Тикопии), его интерес к истории возникновения социальных структур. Открытие культурной динамики. Эдмунд Лич: общество есть собрание не вещей, а переменных. Культурная динамика как норма. Лич о власти, культурной обусловленности представлений о времени. Макс Глакман: антропология конфликта.



30. Центральноевропейская школа

Романтизм, диффузионизм с элементами эволюционизма, эндемичный расизм. Учение Гердера о национальном духе и немецкие фольклористы и античники (Маннхардт, Гримм, Кун). «Метеорологическая» и «аграрная» интерпретации в мифологии (влияние на Фрэзера и на русскую этнографию). «Антропогеография» Фридриха Ратцеля. География расселения. «Этнографические предметы» и «этнографическое родство». Разделение миграции и культурного воздействия. Идеи географического детерминизма. Негативное мнение Дюркгейма о немецкой науке вообще и о Ратцеле в частности. Открытие Генрихом Шурцем мужских союзов и возрастных классов.


31. Фрейдизм как культурантропологическая теория

Психоанализ Зигмунда Фрейда и представление о расслоении психики. Объяснение явлений культуры психопатологическими факторами из сферы индивидуальной и семейной жизни. Эдипов комплекс. Определяющее значение детского периода в формировании психики. Культура как система запретов. «Тотем и табу». Ученики Фрейда. Отто Ранк об архетипе матери. «Коллективное бессознательное» Карла Юнга. Теория архетипов. Альфред Адлер («социальный интерес», сознательное важнее бессознательного). Фрейдизм (Геза Рохейм, Алан Дандес) и пансексуализм (Херардо Рейхель-Долматов) в этнографии.



32. Социометрия американской культурантропологии

Культурная экология Джулиана Стьюарда. Полемика с Уайтом. «Справочник по индейцам Южной Америки». Открытие вождества при отсутствии самого термина. Многолинейная эволюция. Бетти Меггерс: ученица Уайта на диффузионистских позициях (спор об истоках амазонской культуры и объяснение Джеймсом Фордом культурного единства Нуклеарной Америки). Маршал Салинз и Элман Сервис. Разработка концепции вождества.



33. Интерпретативная культурантропология

Интерпретация как базовая процедура в этнометодологии («Исследования в этнометодологии» Г. Гарфинкеля). Культура как знаковая система и текст. Герменевтические принципы анализа культуры. Интерпретативная теория культуры К. Гирца, в основу которой положено «насыщенное описание культуры», т.е. поиск значений семиотических знаков культуры. Виктор Тэрнер: ритуал и его символика. Наследие Ван Геннепа. Лиминальность. Коммунитас и структура как чередующиеся стадии существования общества. Экзистенциальная, нормативная и идеологическая коммунитас. Гадание. Цветовая классификация. Теории кризисных культов (Энтони Уоллес и Уэстон Ла Барр).



34. Постмодернистская культурантропология

Семиотическая ветвь антропологии «(интерпретативная антропология К. Гирца) как почва постмодернистской культурантропологии. Критика (деконструкция) традиционной этнологии, ее основных положений и методологии постмодернистской культурантропологией. Диалогичность как принцип культурантропологических исследований в модусе «чужой» и «свой». Отношение дискурса и власти в методологии нового подхода в этнологии. Основные аспекты постмодернистской культурной модели. «Полифоничность» самого объекта исследования: полифония культуры. Тема «изобретения традиции» и ее постмодернистская трактовка. Постмодернистская ситуация в традиционной культуре. Понятия традиционной и посттрадиционной культуры. Современные аспекты проблемы: традиционное и модернизированное в культуре.


4.3.Темы «Истории культуры казахов»

35. Влияние других культур на культурологический феномен Казахстана

Общность происхождения тюркских культур, единство культурно-исторического процесса развития. Характерные этнические признаки. Этническая структура казахского


общества. Значение культурно-исторического наследия. Его роль в формировании духовного облика человека. Диалог культур Востока и Запада.

36. Кочевничество, номадизм

Особая форма хозяйственной деятельности и связанного с ней образа жизни. Своеобразие социально-экономических, исторических, географических условий жизни и быта народа, кочевой образ жизни, политическая раздробленность, территориальная


разобщенность, отсутствие широких торговых связей с другими народами.

37. Казахская культура как форма кочевой культуры

Своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине не уступала оседлым культурам. Философское отношение к миру было для казахов нормой жизни. Изучение духовного наследия казахского этноса должно дать полную картину духовной сферы народного творчества, где проявляется синкретизм мышления, прослеживается неразрывная связь космоса и человека.



38. Культура номад Евразии

Общность происхождения тюркских культур, единство культурно-исторического процесса развития. Характерные этнические признаки. Этническая структура казахского


общества. Значение культурно-исторического наследия. Его роль в формировании духовного облика человека. Диалог культур Востока и Запада.

39. Раннее тюркское государство

Тюркский каганат. Система отношений с крупнейшими государствами того времени, такими как Иран, Византия. Китай был данником каганата. Ядро Западно-Тюркского каганата (603 – 704 годы) - «десять племен», самоназвание Он Ок эли – государство десяти стрел, занимавшие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии.



40. Присоединение Казахстана к России и развитие образования.

Дети состоятельных родителей получали образование в медресе Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента. Дети простых кочевников, в основном мальчики, получали азы грамотности в мусульманских мектебах. Учебные заведения светского характера стали открываться в связи с потребностью подготовки чиновников колониального аппарата: писарей, переводчиков.



41. Выдающиеся представители казахской культуры

Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.



42. Казахский эпос, фольклор

Приоритет в постановке и разрешении ряда узловых проблем истории тюркских народов, таких как этногенез, социальная структура, политическое положение, национально-освободительная борьба, роль ислама в их жизни.



43. Место казахской культуры в мировой цивилизации

Концепции истории культуры Казахстана и критика евроцентризма. Номадизм как архетип казахской культуры. Мир культуры древнейших скотоводческих племен на территории Казахстана.



44. Тюркская цивилизация

Основные верования, стиль жизни и искусство древних саков. «Звериный стиль» саков и проявления его в казахском орнаменте. Анахарсис – скифский философ. Культурные связи сакских племен с соседними цивилизациями. Великое переселение кочевых народов с Востока. Уйсуни, канглы, аланы и гунны как носители прототюркской культуры. Письменность, материальная и духовная культура прототюрков. Великий Шелковый путь и прототюрки.



45. Значение тюркской культуры в мировой цивилизации

Первые государственные образования тюрков. Древние города и поселения на территории Казахстана.



46. Архитектура и искусство

«Орхоно-Енисейские» памятники и их значение в становлении письменности тюркских народов. Религия и верования тюрков. Космогония и мифология тюркских народов.



47. Социокультурная обстановка в Республике Казахстан

Развал Советского Союза и демонтаж тоталитарной культуры. обострение межнациональных отношений и коллизий этнокультуры. Рынок и культура.



48. Вестернизация казахской культуры

Духовная ситуация времени и задач культурного возрождения. Эрзац-культура и антикультура. Социокультурные процессы в религии, искусстве, образовании.



49. Программа культурного возрождения Республики Казахстан

Основные направления культурного строительства. Национально-культурные центры в РК и их роль в упрочении межнационального согласия. Перспективы развития казахской культуры в XXI веке.



50. Казахская культура как форма кочевой культуры

Своеобразное философское осмысление мира и по своей глубине не уступала оседлым культурам. Философское отношение к миру было для казахов нормой жизни. Изучение духовного наследия казахского этноса должно дать полную картину духовной сферы народного творчества, где проявляется синкретизм мышления, прослеживается неразрывная связь космоса и человека.


.

5. Список рекомендуемой литературы:

Основная:

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  2. Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кулсариева А.Т. Культурология. Алматы, Раритет, 2004.

  3. Масалимова А.Р. Культурная антропология. – Алматы, 2010

  4. Габитов Т.Х., Кулсариева А.Т. и др. Энциклопедический словарь культурологии. Алматы, 2004.

  5. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

  6. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. Алматы, 1996.

  7. Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы, 1995.

  8. Культурология: Словарь. М., 1994.

  9. Культурология. Антология. Т. 1-4. М., 1994

  10. Хасанов М.Ш., Каракузова Ж. Космос казахской культуры. Алматы, 1993.

  11. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1992.

  12. Лосев А.Ф. Культура. Мифология. Культура. М., 1991.

  13. Нуржанов Б.Г. Культурология. Курс лекций. Алматы, 1994.

  14. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991

  15. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989

  16. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992.

  17. Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992

  18. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1999

  19. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

  20. Хейзинга Й. Осень Средневековья.М., 1988

  21. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства, - М.; Искусство, 1990

  22. Нурланова К. Человек и мир. Казахская национальная идея. Алматы,1994.

  23. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  24. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1999


Дополнительная:

  1. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Ч.1, Л., 1987.

  2. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

  3. Бичурин И.К. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древности. Т. 1-2, М., 1950.

  4. Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977.

  5. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993.

  6. Древние цивилизации. М., 1989.

  7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

  8. Дж. Дж. Фрезер. Золотая ветвь. М., 1980.

  9. Кочевники. Эстетика. А., 1993.

  10. Касымжанов А.Х. Портреты. Алматы, 1994.

  11. Фромм Э. Душа человека. М., 1993.

  12. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

  13. Нуржанов Б.Г. и др. На пути к культуре мира. Алматы

  14. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. А., 1994.

  15. Темирбеков С.Т. Введение в культурологию. Алматы, 1996.

  16. Толеубаев А. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов. Алма-Ата, 1991.

  17. Фромм Э. Душа человека. М., 1993.

  18. Фромм Человек для себя. М., 1999.

  19. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.

  20. Янушквич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. Алма-Ата, 1966.



Смотрите также:
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M021000 Иностранная филология»
97.95kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности
196.14kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M011300- биология
196.37kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в докторантуру phd по специальности
100.13kb.
Программа и вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 05 – «Романские языки»
166.15kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру нияу мифи по специальности 010900 Прикладные математика и физика
66.25kb.
Программа вступтельных испытаний для поступающих в 2012 году в магистратуру по направлению 031300. 68 «Журналистика» процедура экзамена комплексный экзамен для поступающих в магистратуру по направлению 031300. 68 «Журналистика»
377.7kb.
Вопросы для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 02. 00
32.29kb.
Программа вступительного экзамена в магистратуру по специальности 1-49 80 03
334.8kb.
Программа «Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности»
116.09kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности
22.83kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 08 «Социология управления»
153.19kb.