Главная страница 1
скачать файл

Дидактическая модель

проведения урока истории

Отечества с применением

Интернет – технологий.

Тема: Сталинградская битва –

коренной перелом в ходе

второй мировой войны

(11 класс)


Автор: Аминова Зухра Ахатовна, учитель первой

квалификационной категории МОУ

«Северная средняя общеобразовательная школа № 1»


Северное 2008



Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе второй мировой войны". 11-й класс

Аминова Зухра Ахатовна – учитель истории


Цель урока:

  • рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,

  • на примере подвигов М. Паникахи, Н. Сердюкова, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование: карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, схема “Сталинградская битва”, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа “От Кремля до рейхстага”, выставка книг по теме.

Понятийный минимум: Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операция “Уран”, “Сатурн”, “Кольцо”.

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль-Аламейна.

План:

1. Оборонительные бои за Сталинград.


2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.
3. Сражение под Эль-Аламейном. Значение Сталинградской битвы.

Ход урока

1. Организационный момент.


2. Постановка проблемного задания.
3. Поисково-исследовательский этап.
4. Решение проблемного задания.
5. Рефлексивный момент.
6 Задание на дом.

Ход урока

В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

- Вижу, вы удивлены. Почему?

- Значит, какой вопрос возникает?

- Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?

III

Идёт показ слайдов:

1. Тема: “Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны”.

2. Эпиграф: “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…”

У. Черчилль.

Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?

3. Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

4. Основные события коренного перелома:


  • Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

  • Курская битва.

  • Битва за Днепр.

5. Этапы Сталинградской битвы:

17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительные бои.

18 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск под Сталинградом.

А теперь давайте познакомимся с ходом битвы. По ходу просмотра постарайтесь выполнить следующие задания:

а) составьте в тетрадях хронику событий,
б) выпишите фамилии участников событий, фронты, командующих,
в) определите значение битвы.

(идёт показ фрагмента “Сталинградская битва” из компьютерной программы “От Кремля до рейхстага” - 10.52).

- У вас возникли вопросы? (если возникли, учитель в ходе беседы с учащимися отвечает на них, показывает ход битвы по карте, даёт комментарии).

- Эта битва, как вы убедились, существенно отличается от тех сражений, которые мы с вами уже разбирали. По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. В нём приняли участие 3-го авиакорпуса 4-го воздушного корпуса Рихтгофена. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 70 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск. “Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление”.

Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Радимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 “мессершмитов” или “юнкерсов”. В центре города на бетонной стене написаны слова: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть”.

Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприна, поднявший в атаку на крутой склон кургана бойцов своей роты.

Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

Сколько таких городов было в Сталинграде! Огромный город стал полем боя. Мамаев курган стал центром этого смертельного боя. “Остров Людникова”… Его не найдёшь среди многочисленных волжских островов. Нет его ни на одной карте мира. “Островом Людникова” в дни боёв называли узкую полосу земли между Волгой и заводом “Баррикады”. Тогда здесь на смерть стояли воины дивизии Ивана Ильича Людникова. Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды. Но эти 300 метров немцы не прошли. Бои продолжались 40 дней и 40 ночей. “Остров Людникова”.

О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка. “Ни шагу назад!” - стало клятвой защитников Сталинграда.

Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины… Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане (проецируется на экране).

Николай Сердюков… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.

Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский… Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, сандружинницы… Они отстояли город на Волге.

В чём же значение Сталинградской битвы?

(Слайд 6 “Значение Сталинградской битвы” проецируется на экране после ответов учащихся).

Наверное, каждый согласится со словами генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова: “Но живут и будут жить в памяти народа были о подвигах героев Сталинграда. Были, похожие на легенды” (Слайд 7).

Назовите причины победы советских войск в этой битве.

А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…



IV

Итак, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?



V

Для закрепления даются тестовые задания по вариантам (прилагаются).



VI

Домашнее задание:

§23-24 стр.224-239, повторить §22

Опережающее задание: подготовить сообщение о битве за Кавказ.

Приложение Тесты

Тестовый контроль к уроку

«Сталинградская битва – коренной перелом в ходе второй мировой войны».

Вариант I.

1-я часть.

1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл в:



а) 1942-1943 гг.,

б) 1941-1942 гг.,

в) 1943-1944 гг.,

г) 1944-1945 гг.



2. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны:

а) за Берлин,

б) под Москвой,

в) Сталинградская,

г) Смоленская.



3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

а) Гудериан,

б) Ф. Паулюс,

в) Г. Гот,

г) В. Лист.



4. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:

а) «Тайфун»,

б) «Барбаросса»,

в) «Уран»,

г) «Вайс».



5. К результатам Сталинградской битвы не относится:

а) укрепление антигитлеровской коалиции,

б) перерастание наступления под Сталинградом в общее стратегическое наступление,

в) реальное руководство военными действиями оставалось в руках И.В. Сталина,

г) победа положила начало коренному перелому в войне.

6. Приведите в соответствие следующие данные:



а) Донской,

б) Сталинградский,

в) Юго-Западный,

1) А.И. Ерёменко,

2) Н.Ф. Ватутин,

3) К.К. Рокоссовский.




2-я часть.

1. Германский план нападения на СССР предусматривал

а) расчленение СССР на отдельные государства,

б) сохранение СССР как единого государства,

в) колонизацию Германией территории СССР,

г) уничтожение единого государства, колонизацию европейской части СССР.

2. В 1941 году началось одно из перечисленных сражений


а) Сталинградская битва,

б) Курская битва,

в) освобождение Крыма,

г) битва под Москвой.



3. Верховным Главнокомандующим в годы войны был

а) И.В. Сталин,

б) Г.К. Жуков,

в) К. Е. Ворошилов,

г) С.М. Будённый.



4. Для партизанского движения в годы войны не характерно:

а) взаимодействие Красной Армии с партизанами,

б) создание единого руководящего центра партизанским движением,

в) полная самостоятельность партизанских отрядов в определении задач своей деятельности,

г) многонациональный состав участников.

5. Выдающимся военачальником в годы Великой Отечественной войны был



а) А.М. Василевский,

б) М.Н. Тухачевский,

в) В.И. Чапаев,

г) М.В. Фрунзе.



6. В годы Великой Отечественной войны СССР воевал с

а) Италией,

б) Англией,

в) Францией,

г) США



Вариант II.

1-я часть.

1. Приведите в соответствие следующие данные:



а) Донской фронт,

б) Сталинградский фронт,

в) Юго-Западный фронт,

1) А.И. Ерёменко,

2) Н.Ф. Ватутин,

3) К.К. Рокоссовский.



2. Какая битва положила начало коренному перелому в ходе второй мировой войны

а) за Москву,

б) Сталинградская,

в) за Днепр,

г) Курская.



3. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством

а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского,

б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,

в) А.М. Василевского, И.В. Сталина,

г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.



4. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

а) 2 февраля 1942 г.,

б) 2 февраля 1943 г,

в) 2 января 1942 г.,

г) 2 января 1943 г.



5. Предъявил ультиматум о сдаче немецким войскам

а) Г.К. Жуков,

б) А.М. Василевский,

в) К.К. Рокоссовский,

г) Н.Ф. Ватутин.



6. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была создана группа армий «Дон» под руководством

а) Паулюса,

б) Гота,


в) Манштейна,

г) Гудериана.



2-я часть.

1. Так называемый «план Барбаросса» не предусматривал



а) превращение СССР в военного союзника Германии,

б) «молниеносную войну»,

в) присоединение Европейской части СССР к Германии,

г) выход фашистских войск на линию Архангельск – Волга через 6-8 недель после начала войны.



2. Для партизанского движения характерно

а) взаимодействие основных сил Красной Армии и партизанских отрядов,

б) незначительные масштабы движения,

в) отсутствие Центрального штаба партизанского движения,

г) создание партизанских отрядов стихийно.



3. Перестройку экономики на военный лад характеризует

а) использование экономической базы Урала и Западной Сибири,

б) массовое закрытие лагерей и освобождение политических заключённых,

в) введение оплаты по труду,

г) свободный переход на другую работу.

4. Причина неудач Красной Армии в начале войны

а) эвакуация военных заводов за Урал,

б) уничтожение органами НКВД высшего командного состава Красной Армии,

в) милитаризация экономики,

г) разрушение системы органов НКВД.

5. Выдающимся военачальником в годы войны был


а) В.К. Блюхер,

б) С.М. Будённый,

в) К.К. Рокоссовский,

г) М.В. Фрунз


6. Первое поражение немцы потерпели

а) под Смоленском,

б) под Сталинградом,

в) под Москвой,



г) под Киевом


скачать файл



Смотрите также:
Проведения урока истории Отечества с применением Интернет технологий. Тема: Сталинградская битва коренной перелом в ходе второй мировой войны (11 класс)
118.94kb.
В данной работе рассматриваются задачи, тактика и боевое применение подводных сил зарубежных стран участниц Второй Мировой войны
238.07kb.
Цель: раскрыть причины войны, охарактеризовать основные события, выяснить причины поражения российской армии, итоги и значение русско-японской войны, показать примеры героизма и драматизм войны
62.65kb.
Н. Агеева Публикация «Развитие событий до, вовремя и после Второй Мировой войны. Мюнхен 1938 /Май 1939. Причины, события, следствия»
64.51kb.
В статье рассматривается проблема использования Интернет-технологий в процессе обучения студентов иностранным языкам, в первую очередь речь идёт о разработке современных мультимедийных образовательных программ в России
45.96kb.
Стала ответом на пережитые в прошлом ужасы Второй мировой войны. В то время, когда создавался ее текст, память об ужасах и зверствах, совершавшихся во время войны, все еще была свежа в памяти европейцев
642.14kb.
Современная система жизнеобеспечения
35.85kb.
Том (Томаш) Стоппард родился в 1937 году в городе Злин (Чехословакия). Почти вся его семья погибла во время второй мировой войны и мальчик остался с матерью и братом
183.97kb.
Земство и мировой суд в России: законодательство и практика второй половины XIX века
781.74kb.
«Современные технологии в обучении английскому языку» по материалам Интернет-семинара для сетевых педагогов, оказывающих Интернет-поддержку участникам курсов повышения квалификации учителей английского языка
276.41kb.
План-конспект Тема урока : «Икона в православной культуре». Тип урока: изучение нового учебного материала
139.86kb.
Тема урока: в королевстве карбоновых кислот Цель
46.82kb.