Главная страница 1
скачать файл

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУМинздравсоцразвития России)

УТВЕРЖДАЮ

Декан лечебного факультета

«С.В.Логвинов

«___»_________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «БИОЛОГИЯ»

Для специальности «060105 (стоматология)»

Форма обучения очная

Кафедра биологии и генетики

Курс 1

Семестр 1,2



По Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 180 часа

По учебному плану 177 часов

Томск 2011г.


Составитель: старший преподаватель

А.Г. Семенов


Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры

Биологии и генетики

Протокол №____ от «____»____________201__ года
Заведующий кафедрой, доктор биологических наук, профессор

Ильинских Н.Н.

«____» ___________ 201_ г.

Согласовано:


  1. Библиотечно-информационный центр научно-медицинской библиотеки, зав. отделом

__________ (Вишнякова Г.Н.) «____» __________ 201_ г.

2. Председатель методической комиссии по специальности «060101 лечебное дело» _______________ С.В.Логвинов

Протокол №____ от «____»____________201__ года


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 060105 стоматология, утвержденным «10» марта2000г. и примерной программой, рекомендуемой ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ..

Дисциплина биология относится к циклу естественных наук.

В рабочей программе сохранены основные принципы построения ГОС ВПО: системность, научность, преемственность, гуманистичность, прогностичность, практическая значимость, позволяющие обеспечить возможность усвоения студентами теоретических основ дисциплины и формирования практических умений и навыков.




  1. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060105.

2. Учебный план СибГМУ по направлению специальности 060105.

утвержденный «25» мая 2010г.

3. Учебный план на текущий учебный год.

4. Примерная программа учебной дисциплины, утвержденная УМО по биологии.


  1. НОРМАТИВНАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. По государственному образовательному стандарту 180 часа

2. По учебному плану 177 часов.





Трудоемкость

Количество часов

1 семестр

(20 недель)



2 семестр

(18 недель)



Всего

Общая

117 часов

60 часов

1+2= часов

Обязательная аудиторная,

в том числе:

Лекции

Практические занятия



80
20

60


40
6

32


120
26

92


Самостоятельная работа

40

19

59

ИТОГО

120

59

177




  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина биология – система наук о живой природе, которые служат теоретической основой медицины.


Целью изучения дисциплины является: приобретение студентами общетеоретических знаний в области биологии, как фундамент естественно-научного мировоззрения в практической деятельности специалиста-медика с высшим образованием.

Задачи:

- Изучить многоуровневую организацию биологических систем, закономерности эволюции органического мира, функционирования биологических систем.

- Выделить человека, как центральный объект изучения медицинской биологии.

- Показать его биосоциальную природу, подчиненность общебиологическим законам развития, единство человека со средой обитания.

- Изучить современные экосистемы, действие в них антропогенных факторов, адаптации человека к среде обитания.

5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

5.1.Виды учебной работы




Разделы программы

Семестр

Количество часов по видам занятий







Лекции

Практ. занятия

Лаб. занятия

Семинары

Самостоят. работа

Всего

1.

Введение. Современные представления о сущности жизни.

1

2

2







2

6


2.

Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.

2

4

4







4

12


3.

Клеточный и организменный уровни организации живых систем. Размножение. Онтогенез.

1

4

6







12

22


4.

Общая генетика. Генетика человека

1

8

38







8

54


5.

Гомеостаз

1

2













2

6.

Эволюционное учение.

1,2

-

4







17

21


7.

Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем.

1

-

8







8

16


8.

Медицинская паразитология

2

6

30







8



34



5.2. Тематический план дисциплины
Тематический план лекции на 1 ,2 семестр



Наименование раздела, тема лекций

Кол-во часов

1.

Введение. Биология в системе медицинских наук

2

2.

Строение ДНК. Репликация ДНК.

2

3.

Транскрипция. Генетический код.

2

4.

Размножение как общее свойство живого

2

5.

Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов.

2

6.

Основы генетики. Основные закономерности и понятия генетики.

2

7.

Взаимодействие неалллеьных генов

2

8.

Генетика пола. Сцепленное наследование.

2

9.

Генетика человека. Методы исследования генетики человека.

2

10.

Медико-биологические основы паразитизма

2

11.

Медицинская протозоология

2

12

Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви.

2

13

Медицинская арахноэнтомология

2




ИТОГО:

26



Тематический план практических занятий на 1, 2 семестр



Тема занятия

Вид занятия (семинар, лабораторное, практическое, и др.)

Кол-во часов

Аудитор.

Самостоят.

1.

«Введение. Современные представления о сущности жизни»




2

2

2.

Тема 1. «Молекулярная организация наследственного материала »




8

4

3.

Тема 2. «Размножение как общее свойство живого»




8

2

4.

Тема 3. «Онтогенез. Эмбриональное развитие организмов»







10

5.

Тема 4. «Основные закономерности наследования»




8

2

6.

Тема 5. «Генетика пола. Сцепленное наследование»




14

2

7.

Тема 6. «Закономерности изменчивости»




8

4

8.

Тема 7. «Генетика человека»




20




9.

Тема 8. «Эволюционная теория»




6

15

10.

Тема 9. «Антропогенез»




4

2

11.

Тема 10. «Экология человека»




4

8

12.

Тема 11 «Медицинская протозоология»




10

2

13.

Тема 12. «Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви»




12

2

14.

Тема 13. «Медицинская гельминтология. Тип Круглые черви»




8

2

15.

Тема 14. «Медицинская арахноэнтомология »




8

2




ИТОГО:




120

59



5.3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Введение. Биология в системе медицинских наук. Современные представления о сущности жизни.
Предмет биологии. Биология как наука о живой природе планеты, об общих закономерностях жизненных явлений и механизмах жизнедеятельности и развития живых организмов. История и современный этап развития биологии. Биологические науки их задачи, объекты познания. Связь биологии с другими естественными науками. Уровни организации жизни. Особенности проявления биологических закономерностей у человека. Биосоциальная природа человека.
Раздел 2. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем.

Тема 1. Структура и свойства ДНК. Репликация ДНК

Доказательства роли ДНК в хранении наследственной информации. Универсальная организация и функции нуклеиновых кислот в хранении, передаче и реализации наследственной информации. Структура ДНК. Репликация ДНК. Механизмы репликации. Компактизация ДНК.



Тема 2.Генетический код и транскрипция

Строение гена у прокариот и эукариот. Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка. Транскрипция. Этапы транскрипции. Гетерогенная ядерная РНК. Процессинг , сплайсинг г.я.РНК. Виды РНК, особенности их строения и функции. Генетический код, его свойства.


Тема 3. Трансляция и белки

Трансляция. Этапы трансляции и их характеристика. Гипотеза “Один ген -один фермент”.


Тема 4 «Регуляция экспрессии генов»

Регуляция генной активности. Оперонная система Негативный и позитивный контроль генной активности на примере работы лактозного, арабинозного, триптофанового оперонов.


Тема 5 «Структура хромосом и организация ДНК-последовательностей»

Хромосомы вирусов и бактерий. Специализированные хромосомы. Организация эухроматического хроматина. Организация ДНК у эукариот. ДНК-повторы и сателлитная ДНК. Последовательности ДНК центромерных и теломерных участков хромосом. Участки ДНК с уникальными и повторяющимися последовательностями нуклеотидов, их функциональное значение.


Раздел 3. Клеточный и организменный уровни организации живых систем. Размножение. Онтогенез.

Тема 1. Клетка – элементарная биологическая система. Клеточная теория как доказательство единства всего живого, её основные положения, современное состояние. Типы клеточной организации. Структурно-функциональная организация про- и эукариотических клеток. Поток информации, энергии и вещества в клетке.

Тема 2. Размножение - универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Эволюция размножения. Биологическая роль и формы бесполого размножения. Временная организация клетки. Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл, фазы репродукции и распределения генетического материала. Строение хромосомы и динамика ее структуры в клеточном цикле. Гетеро- и эухроматин. Значение митоза для размножения организмов и регенерации. Регуляция митоза.

Тема 3. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Осеменение. Партеногенез. Гиногенез. Андрогенез. Половой диморфизм: генетический, морфофизиологический, эндокринный и поведенческий аспекты. Биологический аспект репродукции человека. Индивидуальное развитие (онтогенез) Периодизация онтогенеза (предэмбриональный, эмбриональный и постэмбриональный периоды). Периодизация и общая характеристика эмбрионального периода: предзиготный период, оплодотворение, зигота, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез.

Общая характеристика эмбрионального развития: предзиготный период, оплодотворение, дробление, гаструляция, гисто- органогенез. Зародышевые оболочки плода. Взаимоотношение материнского организма и плода.

Основные этапы эмбриогенеза. Зародышевые листки и их производные. Понятие об осевых органах. Эмбриональная индукция, дифференциация и интеграция в развитии.

Критические периоды эмбриогенеза. Аномалии развития.


Раздел 4. Общая генетика. Генетика человека

Тема 1. Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство. Значение наследственности и изменчивости на разных уровнях организации живой материи. Этапы развития генетики. Г.Мендель - основоположник современной генетики, его законы.

Наследственность как свойство, обеспечивающее материальную преемственность между поколениями. Понятие об аллельности, гомозиготности, гетерозиготности. Гибридологический анализ - фундаментальный метод генетики.

Правило единообразия гибридов первого поколения. Правило расщепления гибридов второго поколения. Доминантность и рецессивность. Ди- и полигибридное скрещивание. Независимое комбинирование неаллельных генов. Статистический характер менделевских закономерностей. Условие менделирования признаков. Менделирующие признаки человека.

Генотип и фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточной, рецессивность, кодоминирование, межаллельная комплементация. Множественные аллели. Наследование групп крови АВО.


Тема 2. Взаимодействие неаллельных генов.

Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия. Полигенное наследование как механизм наследования количественных признаков

Количественная и качественная специфика проявление генов в признаки: пенетрантность, экспрессивность, поле действия гена, плейотропия, генокопии. Мультифакториальный принцип формирования фенотипа как выражение диалектического единства генетических и средовых факторов.
Тема 3. Генетика пола. Сцепленное наследование.

Сцепленное наследование признаков и кроссинговер. Наследование признаков сцепленных с полом. Наследование признаков контролируемое генами Х и Y -хромосом человека. Механизмы генотипического определения и дифференциации признаков пола в развитии. Переопределение пола.

Генетические и цитологические карты хромосом. Хромосоы как группы сцепления генов. Основные положения хромосомной теории наследственности. Методы картирования генов у человека.
Тема 4. Фенотип организма. Закономерности изменчивости признаков.

Изменчивость как свойство, обеспечивающие существование живых систем в различных состояниях. Формы изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная и их значение в онтогенезе и эволюции. Модификационная изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Адаптивный характер модификаций. Генотипическая изменчивость (комбинативная и мутационная). Механизмы комбинативной изменчивости. Значение комбинативной изменчивости в обеспечение генотипического разнообразия людей. Мутационная изменчивость. Мутации как качественные или количественные изменения в половых и соматических клетках.

Классификация мутаций по изменению силы и направления действия мутантного аллеля. Полиплоидия, гетероплоидия и гаплоидия, механизмы их обуславливающие. Хромосомные мутации: делеции, инверсии, дупликации, транспозиции и транслокации. Генные мутации: трансверсии, транзиции, мутации со сдвигом рамки считывания. Миссенс-, нонсенс- и сейсменс-мутации. Спонтанные и индуцированные мутации. . Мутагены: физические, химические и биологические. Мутагенез и его генетический контроль. Мутагенез у человека. Мутагенез и канцерогенез. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды и меры защиты.
Тема 5. Основы генетики человека.

Человек как специфический объект генетических исследований. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический, культивирования и гибридизации соматических клеток, метод моделирования. Возможности и ограничение методов генетики человека. Современные молекулярно-генетические методы, лежащие в основе геномных технологий и ДНК-диагностики.

Понятие о наследственных болезнях, роль среды в их проявлениях. Классификация наследственных заболеваний. Генные болезни, механизм их развития, частота встречаемости, примеры. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом и структуры хромосом у человека, механизм их развития, примеры. Генная инженерия, перспективы ее в лечение генных наследственных болезней. Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое прогнозирование - определение риска рождения больного ребенка в семье. Пренатальная диагностика, ее методы и возможности.
Тема 6. Генетика и онкогенез

Характеристика опухолей. Генетическая предрасположенность к развитию опухолевого процесса. Вирусная гипотеза рака. Вирусно-генетическая теория рака. Протовирусная гипотеза рака. Онкогены. Мобильные генетические элементы и их роль в развитии рака.


Раздел 5. Гомеостаз.
Виды гомеостаза и механизмы его поддержания. Генетический гомеостаз и его нарушения. Репарация генетического материала, механизмы репарации ДНК: фотореактивиция, эксцизионная репарация, пострепликативная репарация. Наследственные заболевания, связанные с нарушением систем репарации. Физиологическая и репаративная регенерация.

Раздел 6. Эволюционное учение.
Тема 1. Органический мир как результат процесса эволюции.

Происхождение жизни. Главные этапы развития жизни. Гипотезы происхождения эукариотических клеток.

Дарвиновский период в развитии естествознания. Сущность представлений Ч. Дарвина о механизмах органической эволюции. Современная синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Элементарные эволюционные факторы. Человек как объект действия эволюционных факторов. Популяционная структура человечества. Роль системы браков в распределении аллелей в популяции.

Соотношение онто- и филогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон. Учение А.Н. Северцова о филэмбриогенезах.



Тема 2. Эволюция систем органов.

Общие закономерности в эволюции органов и систем. Филогенез систем органов хордовых: опорно-двигательной системы, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной и эндокринной. Онто-филогенетические обусловленные пороки развития систем органов.



Тема 3. Антропогенез.

Доказательства естественного происхождения человека. Систематическое положение человека в родословном древе животного мира. Характеристика основных этапов антропогенеза. Действие биологических и социальных факторов в процессе становления человека как биосоциального существа. Расы. Морфофункциональные адаптации рас к различным климато-географическим условиям существования. Факторы расообразования


Раздел 7. Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем.

Тема 1.Общая экология.

Биосфера, ее структура. Экосистема. Трофические уровни. Экологические пирамиды. Круговорот биогенных элементов в экосистеме.



Тема 2. Экология человека.

Среда обитания человека, факторы среды. Виды адаптации организма человека к факторам среды. Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в историческом развитии человечества. Морфофизиологические характеристики людей ряда естественных экосистем и географических районов. Зона умеренного климата, континентальная зона Сибири, арктический район, аридные области, высокогорные области, зона тропиков. Антропогенные факторы. Виды антропогенного загрязнения среды. Последствия действия загрязнителей окружающей среды на организм человека. Экологические болезни.


Раздел 8. Медицинская паразитология
Тема 1. Взаимоотношения организмов в природе. Медико-биологические основы паразитизма.
Организм как среда обитания. Экологические основы паразитизма. Паразитизм как экологический феномен. Специфика среды обитания паразитов. Классификация паразитических форм животных. Пути происхождения различных групп паразитов. Взаимодействие паразита и хозяина на уровне особей. Факторы действия хозяина на организм паразита. Факторы действия паразита на организм хозяина. Пути морфофизиологических адаптаций к паразитическому образу жизни.

Принципы регуляции и механизмы устойчивости системы “паразит-хозяин”. Жизненные циклы паразитов. Чередование поколений и феномен смены хозяев. Промежуточные и основные хозяева. Структура природного очага. Основные элементы природного очага: возбудитель, резервуар возбудителя, переносчик. Понятие об антропонозах и зоонозах.

Экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями.

Обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.

Основные понятия паразитологии. Система паразит - хозяин.

Пути циркуляции возбудителей заболеваний в природе. Круг хозяев, механизм передачи возбудителей.

Условия питания как фактор заражения паразитарными болезнями. Примеры. Средства профилактики.

Жизненный цикл паразитов. Чередование хозяев и феномен смены хозяев. Промежуточные и основные хозяева. Понятие о био- геогельминтах

Трансмиссивные и природноочаговые заболевания. Понятие об антропонолзах и зоонозах. Теория академика Е.Павловского о природной очаговости паразитарных заболеваний. Биологические методы борьбы с трансмисивными и природноочаговыми заболеваниями.
Тема 2. Медицинская протозоология.

Простейшие. Характерные черты организации. Значение для медицины. Тип Жгутиковые. Тип Споровики. Токсоплазма. Тип Инфузории. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.


Тема3. Медицинская гельминтология.

Понятие о гельминтах. Био- и геогельминты. Тип Плоские черви. Характерные черты организации. Медицинское значение. Класс сосальщики. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики. Класс Ленточные черви. Характерные черты организации. Бычий цепень, свиной, карликовый, альвеококк, эхинококк. Широкий лентец. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики. Тип Круглые черви. Характерные черты организации и медицинское значение. Аскарида, острица, власоглав, анкилостома, трихинелла, ришта, филярии, угрица кишечная. Морфология. Циклы развития, пути проникновения в организм, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики.


Тема 4. Тип Членистоногие и их значение в медицине.

Характеристика особенностей типа и классов, имеющих значение в эволюционном и эпидемиологическом плане. Класс ракообразные. Высшие и низшие раки – промежуточные хозяева паразитов человека. Класс Паукообразные. Клещи: переносчики, природный резервуар, эктопаразиты, возбудители заболеваний. Иксодовые клещи (собачий, таежный, дермаценторы)., аргазовые клещи(поселковый). Чесоточный клещ. Строение, циклы развития, меры борьбы и профилактики. Трансовариальная передача таежным клещом вируса весенне-летнего клещевого энцефалите. Профилактика. Класс Насекомые. Отряды, имеющие эпидемиологическое значение. Насекомые – переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (тараканы, мухи, вши, блохи, комары, москиты, мошки). Миазы.



6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Литература:
6.1.1. Основная литература:

1. Биология. [Текст]: учебник для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений: в 2-х книгах/ ред. В.Н.Ярыгин. – 8-е изд. - М.: Высшая школа. Книга 1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. – 2007. – 431 с.

2. Биология. [Текст]: учебник для студентов медицинских специальностей высших учебных заведений: в 2-х книгах/ ред. В.Н.Ярыгин. – 8-е изд. - М.: Высшая школа. Книга 2: Эволюция. Экосистема. Биосфера. Человечество. – 2007. – 336 с.
6.1.2. Дополнительная литература:

1. Ильинских Н.Н. Медицинская паразитология / Н.Н.Ильинских, А.И. Венгеровский, А.В.Лепехин, В.П.Зуевский, Е.Н.Ильинских – Томск.: Печатная мануфактура. – 2001. – 335 с.

2. Генецинская Т.А Частная паразитология / Т.А.Генецинская, А.А.,Добровольский - М.: Высшая школа. Книга 1. – 1978. - 303с.

3. Генецинская Т.А Частная паразитология / Т.А.Генецинская, А.А.,Добровольский - М.: Высшая школа. Книга 2. – 1978. - 292с.

4. Мушкамбаров Н.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для студентов медицинских вузов.- М.: МИА, 2003. - 436с.

5. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 1: - 1986. - 309 с.

6. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 2: - 1990. - 379 с.

7. Фогель Ф. Генетика человека: в 3-х томах/ Ф.Фогель, А.Мотульски – М.: Мир. Книга 3: - 1990. - 366 с.

8. Биология. Учебник/Н.В.Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В.Козарь, С.И.Гуленков.- М.: ВУНМЦ,2000.-592с.

6.2.Материально-техническое обеспечение
Преподавание дисциплины осуществляется на кафедре биологии и генетики, образовательный процесс обеспечен:

1. Компьютерный класс, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).

2. Микроскопы, лупы, микро и макропрепараты, таблицы.
7. ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
После окончания изучения дисциплины студент должен:
«Иметь представление»:

-об общих закономерностях происхождения и развития жизни;

- о свойствах биологических систем, антропогенез и онтогенез человека;

- об особенностях структуры биосферы;



«Знать»:

- знать основные закономерности эволюционного преобразования органов и систем органов человека;

- законы генетики и ее значение для медицины;

-современные методы изучения генетики человека;

-принципы медико-генетического консультирования;

-закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний у детей и подростков;

-основные свойства экосистем, экологические законы и правила, основные свойства экосистем, экологические законы и правила, особенности антропобиоэкосистем, влияние на организм человека биотических, абиотических и социальных факторов, адаптации человека к среде обитания, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания

«Уметь»:

-пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности;

-пользоваться лабораторным оборудованием, работать с микроскопом;

-определять митотическую активность тканей;

-объяснять характер отклонений в ходе развития, ведущих к формированию вариантов, аномалий и пороков;

-идентифицировать паразитов человека на микро- и макропрепаратах;

-проводить статистическую обработку экспериментальных данных;

-схематически изображать хромосомы. Используя эти обозначения, решать задачи на митоз, мейоз, гаметогенез;

-объяснять причины и возможные механизмы рождения детей с хромосомными болезнями. Иллюстрировать ответ схемами;

-решать задачи по генетике – на взаимодействие генов, сцепленное наследование, наследование, сцепленное с полом и др. Решать задачи по молекулярной генетике – по редупликации ДНК, биосинтезу белка;

-составлять родословные, используя стандартные обозначения; анализировать родословные. Составлять и анализировать идеограммы, используя Денверскую систему классификации хромосом;

-приготовить препараты полового хроматина, определить тельца Барра;


«Иметь навык»:

  • работы с микроскопом;

  • приготовления временных препаратов;

  • отображения изучаемых объектов на рисунках;

  • определения кариотипов;



8. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Текущий контроль успеваемости проводится в виде устного опроса и компьютерного тестирования.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена во 2 семестре.



Порядок проведения промежуточного и итогового контроля определен соответствующими организационно-методическими указаниями (инструкциями), все виды контроля обеспечены контрольно-измерительными материалами.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине «биология» Для специальности «060105
234.47kb.
Рабочая программа по дисциплине механика жидкости и газа (наименование дисциплины) для специальности
208.58kb.
Рабочая программа по дисциплине «социология» для студентов юридического факультета по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
338.96kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «теория языка» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» по циклу опд. В3
265.97kb.
Программа вступительного экзамена по специальности для поступающих в магистратуру по специальности «6M011300- биология
196.37kb.
Учебно-методические материалы по дисциплине «Введение в биотехнологию» для 4 курса специальности 020201. 65 «Биология» на 8 семестр
215.21kb.
Рабочая программа дисциплины «Техника и технология фотографии» для специальности 032401 «Реклама» Москва 2012
396.65kb.
Рабочая программа по дисциплине «математика»
686.31kb.
Рабочая программа по дисциплине цикла опд р 01. «Графическое проектирование» Для специальности 240801. 65 «Машины и аппараты химических производств»
112.63kb.
Программа по курсу/дисциплине Органическая химия для специальности 02. 00. 03 органическая химия
264.71kb.
Учебная программа для специальности: 124 01 02 «Правоведение» Факультет: юридический Кафедра: теории и истории государства и права
865.91kb.
Рабочая программа по дисциплине дс 02. 09 «Оборудование для добычи, подготовки и транспорта газа, нефти и жидких углеводородов»
230.77kb.