Главная страница 1


Согласована

Зам. директора по УВР

Средней школы №7 ______________________О.А.Елисеева

«_____»________________20___г.




Утверждена

Директор

Средней школы №7 _________________Л. Н. Сидоркина
 приказ № _______ от__________20___г.


Комитет по образованию администрации МО Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»
 
 


Рабочая программа


по предмету биология

(среднее (полное) общее образование)

 
 
Рассмотрена на заседании

ШМО учителей естественнонаучных дисциплин,

протокол №_____ от «____» ___________ 20__ года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И.Н. Пономаревой.

Рабочая программа рассчитана на 70часов в течение двух лет обучения (по 1ч в неделю).

Цели обучения биологии на ступени основного общего образования:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности школьника.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

-обеспечить понимание научной картины мира;

-обеспечить знание и понимание учащимися основных положений биологической науки о системе органического мира, о строении, жизнедеятельности живых организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под действием деятельности человека;

-добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы мясной, рыбной промышленности, сельского хозяйства, медицины, здравоохранения и природоохранной деятельности;

-формировать экологическое образование и воспитание, ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по её охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира;

-формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний.


Система биологических знаний и умений сгруппирована в следующие содержательные линии:

  • организм - биологическая система; главные признаки живого организма ;

  • особенности строения и жизнедеятельности живого организма;

  • формирование системы знаний о строении и жизнедеятельности организмов всех царств живой природы, о клетке как о единице строения и жизнедеятельности организма, о строении и функциях тканей, органов и систем органов, о вирусах.

Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснование:

В связи с тем, что количество учебных недель по годовому календарному учебному графику составляет- 35, а по авторским программам. И.Н.Пономаревой и Н.М. Черновой – 34 недели, внесены изменения в изучение следующих тем:





класс

Тема, раздел

По авторской программе

По рабочей программе

1

10

Биосферный уровень жизни

8

9




10

Биоценотический уровень жизни

9

8




10

Популяционно-видовой уровень жизни

12

13

2

11

Заключение

2

3

Увеличение количество часов на 1 час в 10 классе по теме «Биосферный уровень жизни»

и «Популяционно-видовой уровень жизни» запланировано для осуществления повторения изученного материала. В теме «Биоценотический уровень жизни» объединила последние темы.

Система биологических знаний и умений сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии:

- организм - биологическая система;

- надорганизменные системы;

- многообразие и эволюция органического мира.


Особенности содержания учебной деятельности школьников:

Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений — тесную связь с курсом химии.

Программа по биологии для 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи.

Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». Программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения.

В курсе «Общая биология» для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом в программу еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования.

Формы организации учебной деятельности школьников

Изучение учебного материала; фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные, самостоятельные и практические работы; беседы; наблюдения; исследовательские работы; сообщения с использованием дополнительной литературы. Для выполнения используются гербарии, микроскоп, коллекции, таблицы, географические карты, глобус, муляжи. Кабинет оборудован также телевизором, DVD, документ-камерой, ноутбуком.



Образовательные технологии:

  • Личностно-ориентированные ;

  • Дифференцированного обучения;

  • Здоровьесберегающие;

  • Информационно-коммуникационные;

  • Проблемного обучения;

  • Поисковые и исследовательские технологии;

  • Проектного обучения;

  • Модульного обучения;

  • Развивающего обучения .

Методы обучения:

  • Словесные методы (рассказ, беседа, лекция);

  • Наглядные (показ, демонстрация.);

  • Практические (лабораторные работы, творческие сочинения)

  • Объяснительно-иллюстративный метод,




  • Репродуктивный метод,

  • Метод проблемного изложения,

  • Частично-поисковый,

  • Исследовательский метод.




Формы обучения:

  • Экскурсии,

  • Традиционные уроки,

  • Комбинированные уроки,

  • Уроки-семинары,




  • Лабораторные и практические занятия,

  • Лекции,

  • Зачеты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.10 класс
Введение в курс общей биологии (5ч).

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.



Лабораторная работа

1.Морфологическое описание одного вида растений.



Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.
.Биосферный уровень организации жизни (9ч).

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой природы.



Лабораторная работа.

2.Оценка состояния условий окружающей среды.


Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч).

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правило экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экологические законы природопользования.



Лабораторная работа.

3.Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.


Популяционно-видовой уровень организации жизни.(12).

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции..Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видоообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биологическое разнообразия — современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биоразноообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.



Лабораторная работа.

4.Изучение морфологических свойств вида.


Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (общеобразовательный уровень)

В результате обучения учащиеся должны:



характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; агроэкосистемы и их структурные компоненты, их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10 % в экосистеме; саморегуляцию; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы); регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животных, грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений; организм как биосистему; регуляцию процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды (мутационную, комбинативную и модификационную и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем;

сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;

обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

Список литературы

Анастасова Л.П. Общая биология: дидактический материал 10-11классы. - М: Вентана-Граф.2005.

Биологический энциклопедический словарь. – М: Просвещение.1997.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. Методическое пособие. – М: Вако. 2006.

Полянский Ю.И. Общая биология: 10-11классы. – М:2006.

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. , Ижевский П.В. Общая биология. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Вентана-Граф.2006.



Пономарёва И.Н. Общая биология. Программы 10-11 классы М: Вентана-Граф.2007.



Смотрите также:
Рабочая программа по предмету биология (среднее (полное) общее образование) Рассмотрена на заседании
139.19kb.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии, гуманитарных дисциплин и естествознания «24» марта 2014 года
194.74kb.
Рабочая программа Учебного курса «Всеобщая история» для 7 класса. Ступень образования основное общее образование. На 2013 – 2014 учебный год
102.05kb.
Рабочая программа по предмету: «Английский язык» для 8 класса на 2012/2013 учебный год Программу составила
386.01kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «теория языка» для специальности 031202 «Перевод и переводоведение» по циклу опд. В3
265.97kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе Пантелеевой Татьяны Александровны
315.42kb.
Рабочая программа по дисциплине «биология» Для специальности «060105
234.47kb.
Рабочая программа по учебному предмету
2574.52kb.
Предметная область: Биология. Возрастная группа (класс): 6 класс Полное название разработки: Итоговая контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
39.35kb.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Гистология с основами цитологии Направление подготовки Бакалавриат 020400. 62 Биология
417.08kb.
Рабочая учебная программа по учебному предмету «Английский язык»
684.7kb.
Академический лицей Часто задаваемые вопросы
28.59kb.