Главная страница 1
скачать файл

Рабство в Древнем Риме.

I. Вопросы и задания для повторения:



1. Соотнесите даты и события

1) Битва у Тразименского озера.

2) Битва при Каннах.

3) Разрушение Коринфа и Карфагена.

4) Сражение при Пидне.

5) Битва у Зама.

A. 217г. до н.э. Б. 202г. до н.э.

B. 168г. до н.э. Г. 216г. до н.э. Д. 146г. до н.э.

2. О ком идет речь:

A. Царь горной страны Эпир, считавшийся лучшим полководцем своего времени, искатель славы и приключений. Весной 280 г. до н.э. он высадился в Италии с 20 тыс. воинов и 20 слонами. Невиданные животные навели страх на римских солдат, и первые две битвы царь выиграл, но по­нес при этом такие большие потери, что родилось выражение, означающее победу, добытую слишком дорогой ценой («пиррова победа», царь Пирр).

Б. Римский консул, настаивавший на решительном сражении с Ганнибалом, обещал расправиться с его армией одним ударом. Когда на­стал день его командования, римские легионы двинулись навстречу противни­ку. Однако вместо ожидаемой победы битва закончилась каннским побоищем. Ганнибал взял неприятеля «в кольцо» и уничтожил вдвое превосходящую армию противника. (Консул Гай Теренций Варрон)

B. Выдающийся древнегреческий ученый, живший в Сиракузах, изобретенные машины которого поднимали и опрокидывали римские суда, зажигали их с помощью огромных линз. Он погиб в 212 г. до н.э. при взя­тии города римлянами. (Архимед)

Г. Выдающийся 24-летний римский полководец, изгнавший кар­фагенян из Испании (за что получил триумф и консульскую власть), одер­жавший решающую победу над армией Ганнибала близ городка Замы. (Публий Корнелий Сципион)

Д. Сирийский царь, советником которого стал Ганнибал, советам которого, к сожалению, он не внял, отказался помочь Македонии, а позже его армия потерпела поражение около лидийского города Магнезия. Си­рийское царство навсегда лишилось своего могущества. (Сирийский царь Антиох)

Е. В 168 г. до н.э. в битве при македонском городе Пидна этот кон­сул, сын героя, погибшего при Каннах, разгромил последнего македонского царя Персея и был удостоен приумфа. (Луций Эмилий Павел)

(На доске имена этих исторических деятелей выписаны.

Учащиеся выбирают из предложенного списка)

3. С какими целями вел войны Рим во II в. до н.э.? Сколько было войн Pwwa с Карфагеном? В чем заключалось основное отличие третьей

Пунической войны от двух первых? Кому из противников в этой войне вы со чу ест в vein e ? Почему ?

4. Какие области римляне называли провинциями? Назовите пер­вую римскую провинцию. (Сицилия)

5. Про одного римлянина говорили: «Бедным он приехал в бога­тую провинцию и богатым уехал из бедной провинции». Как это могло произойти? Кем был этот римлянин?

Со II в. до н.э. Римское государство резко разделилось на две час­ти: Италию и провинции. Провинциями управляли римские магистраты, т.е. бывшие преторы, полномочия которых продлевались на год или не­сколько лет. (В Риме преторы руководили судами) Римские наместники были полными хозяевами провинций: они командовали войсками, творили суд, издавали законы; они распоряжались жизнью и смертью всего населе­ния своей области. У наместников имелось много возможностей разбога­теть нечестным путем: они устраивали незаконные поборы с населения, присваивали себе общественное имущество и ценные произведения искус­ства, получали от провинциалов взятки или хорошие подарки. Алчные наместники грабили провинцию не хуже разбойников. Жаловаться на на­местника можно было только по окончании его службы.

6. В 146 г. до н.э. римские войска ограбили, а затем разрушили гре­ческий город Коринф. Легионами командовал консул Муммий. Отправляя в Италию корабль с добычей - множеством созданных величайшими масте­рами прошлого произведений греческого искусства, - Муммий вполне серь­езно наставлял сопровождающих воинов: «Если с этими картинами, статуя­ми и расписными вазами что-нибудь случится, они разобьются или утонут, то вы должны будете изготовить новые, причем точно такие же!»

Что можно сказать на основании этого факта о культурном уровне римских полководцев? Была ли осуществима эта угроза? II. Новая тема

Учитель: Войны Рима послужили главным источником рабст­ва. Во время I пунической войны римляне захватили в Африке 20 тыс. пленных, при взятии Тарента - 30 тыс. пленных, в Карфагене захвачены и проданы в рабство - 50 тыс. жителей.

Такой приток рабов содействовал быстрому развитию рабства в Италии и во всем Средиземноморье.

Другим источником рабства было пиратство. Пираты на малона­селенных побережьях Восточного Средиземноморья создали свои государст­ва. Пиратские флоты насчитывали сотни судов. Они нападали на тортовые суда, а людей продавали в рабство. Пираты пополняли свои ряды за счет бег­лых рабов. И сами являлись поставщиками «живого товара».

Третьим источником пополнения рабов было долговое рабст­во. Хотя в Риме и было отменено рабство за долги (когда?), но в провин­циях оно оставалось.

Четвертым источником было естественное размножение рабов.

Вопрос: Почему рабы, родившиеся и выросшие в доме рабовладельца, ценились выше, чем купленные?

Также существовали и другие способы попадания в рабство - по приговору суда, за дезертирство, отец мог продать в рабство своих детей.

Основную массу рабов продавали на невольничьих рынках, кото­рые существовали во всех крупных городах. В самом Риме рынок нахо­дился у храма Кастора. Самый крупный невольничий рынок был на остро­ве Делос, где продавалось до 10 тыс. рабов ежедневно.

©(Описание рынка учитель может зачитать из книги Р.Джованьоли «Спартак» на с. 7)

Задание: Где же в Риме применялся труд рабов? Предлагается объединить в группы.

I группа - п.2 §49 «Рабы в имении землевладельца»;

II группа - п.З §49 «Рабы в богатом доме»;

III группа - п.4 §49 «Рабы-гладиаторы»:

IV группа - сюжет из книги «Спартак», стр. 41—44;

Vгруппа - текст внизу па стр.228 (и вопрос к тексту).

Охарактеризуйте, чем занимались рабы, какую работу выполняли?

Каким было отношение к рабам?

Предположите, каковы могли быть последствия такого отно­шения к рабам?

Римский рабовладелец был хозяином жизни и смерти раба. Известен один жестокий господин, который за малейшую провинность бросал своих невольников в домашний пруд на съедение прожорливым рыбам. Большинст­во же римлян относились к рабам как к рабочей скотине: их держали в снос­ных условиях, но не жалели. Старых и больных рабов продавали на сторону или ссылали на остров Эскулапа, где они были обречены на смерть; прови­нившихся секли и заставляли трудиться в поте лица. Нерадивые сельские рабы попадали в домашнюю тюрьму - эргастул; на них налагали цепи, их ставили на самые тяжелые работы - таскать воду и вращать мельничные жернова. Не­покорные городские рабы наказывались плетью и ссылкой в деревню. За пре­ступления (воровство, побег, хулиганство) невольников забивали в колодки, истязали на дыбе или даже казнили, распиная на кресте. Казнь на кресте пред­назначалась только для рабов и разбойников, более почтенным преступникам рубили головы. Разрешалось также допрашивать рабов под пыткой, в то время как свободных граждан нельзя было пытать ни при каких обстоятельства. Тя­желейшим наказанием для раба была продажа его в каменоломню, на рудник (в шахту) или в гладиаторскую школу. Гладиаторские сражения были позор­ным явлением римской жизни. Случилось так, что именно рабы-гладиаторы положили начало великой рабской войне в Италии. Домашнее задание:



1) Прочитайте §49, ответьте на вопросы к §49.

2) Составьте рассказ «Рабство в Риме».

Древний Рим. Земельный закон братьев Гракхов

1. Вопросы и задания для повторения:

/. Назовите источники рабства в Риме.



2. Римляне говорили, что есть орудия «немые», «мычащие» и «говоря­щие»; «Сколько рабов, столько врагов»; «Раб должен работать или спать». Объясните смысл этих высказываний. Как римские рабовладель­цы применяли эти орудия в своем хозяйстве? Используйте для ответа иллюстрации в учебнике. Какие выводы можно сделать о положении ра­бов в Риме и о взаимоотношениях их с рабовладельцами?

3. Издевательства рабовладельцев над рабами были разнообразны и от­вратительны. Не проходило дня, чтобы кого-нибудь из рабов не били плетьми или прутьями. Рабовладельцы повторят: «Раб не человек», «Гос­подин имеет над рабом право .жизни и смерти».

О чем свидетельствуют эти факты? Чем можно объяснить такое жес­токое к ним отношение? Что было общего в отношении к рабам во всех странах древнего мира?

4. Не иметь ни одного раба считалось в Риме признаком крайней бедно­сти. О чем свидетельствует этот факт?

5. Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Умираю­щий гладиатор»:

Ликует буйный Рим... Торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? Кто и как решал судьбу побежденного гладиатора?

Какие выводы можно сделать из этого отрывка о характере зрелищ в Риме?

6. Любимым зрелищем в Древней Греции были ... (Олимпийские игры и поста­новка пьес: комедий и трагедий, т.е. театральные представления)

В Древнем Риме не почитались литература и искусство. Это счи­талось рабским занятием. Римляне ценили такие виды деятельности, как война, политика и право, ценили в человеке мужество, стойкость выносли­вость и т.д. Поэтому любимым зрелищем жителей Рима были гладиатор­ские бои в амфитеатрах.

- Как назывался самый большой амфитеатр, выстроенный в Риме в I в. до н.э. и вмещавший более 50 тыс. зрителей?

В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Почетные места занимали сенаторы, дамы из патрицианских семей, весталки. Сюда же при­водили и подростков: считалось, что вид крови раненых и умирающих людей воспитывает мужество, презрение к опасности и физическим страдани­ям. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.

- Какие выводы можно сделать о римском обществе? (Римляне были жестокими людьми. Трудно понять психологию этих людей, когда в самые праздничные дни вид крови и ран умирающих гладиаторов, их стра­дания приносили радость и удовольствие римлянам.)

II. Новая тема

Пока римляне завоевывали Италию, крестьяне были довольны: при дележе земли они получали свою долю. Заморские же походы кресть­янам выгодны не были: они приводили к их разорению. Почему? (Долгое отсутствие крестьянина приводило в запустение его участок, а значит, вело к разорению земледельца. Но и в городе ему работу не найти. Почему?) Кроме того, из провинции на рынки Рима стали при­возить дешевое зерно. Многие земледельцы разорялись. Крупные землевла­дельцы Италии давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно. Они выращивали виноград и оливки. Для этого в хозяйстве нужны пресс и рабы. У бедняка же на это денег не хватало, он влезал в долги. Однако труд рабов в имении обходился настолько дешево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене, чем крестьянин. Бьется крестьянин год-другой, терпит нужду, но, в конце концов, вынужден расстаться со сво­им участком.

Большинство рабовладельцев проявляли полное равнодушие к бедствиям разоряющихся крестьян. Такое положение привело к вражде между богатыми и бедняками, к гражданской войне (войне между гра­жданами одного государства).

Однако в среде римской знати были и такие люди, которые дума­ли не только о своей выгоде, но, прежде всего, об укреплении Римского государства. Они были встревожены разорением крестьян.



Задание:

- Кто же эти люди?

Давайте познакомимся с п. 2 §50, с. 231.

Почему они были обеспокоены сложившейся обстановкой?

I. Огромное скопление рабов, чей труд все больше применялся в имениях.

II. Страх перед восстанием бедноты.

III. Ослабление армии.

- Чего же добился Тиберий Гракх, став народным трибуном? Прочитаем п.З §50.

На доске:



133 г. до н.э. - принят земельный закон о распределении земли. Вопросы: Как отнесся сенат к предложению Тиберия? Почему народное собрание приняло закон?

Какие результаты имел этот закон? (Тысячи земледельцев получили участки.)

Тиберий не успел в течение года наделить всех бедных граждан землей. Он предложил, чтобы его избрали народным трибуном на сле­дующий год. Разъяренные сенаторы обвинили Тиберия в преступных за­мыслах. «Цель Гракха, - говорили они, — не благо бедняков, а смута и за­хват власти!» В ходе выборов сторонников сенаторов, не желавших по­вторного избрания Тиберия, было больше. Они задумали расправу над Гракхом. Показывая народу, что враги посягают на его жизнь, Тиберий коснулся рукой головы. Тотчас недруги трибуна помчались в сенат с из­вестием, что Гракх требует себе короны! Сенаторы ринулись на площадь, где происходило народное собрание. Началось небывалое избиение граж­дан. Тиберий пытался бежать, поскользнулся на склоне холма и был убит ударом в голову. Труп народного трибуна бросили в реку; долго еще в Ри­ме шли суды над его сторонниками.



Побоище на Капитолии стало первым в истории Рима мятежом - так называли римляне беззаконные насильственные действия, связанные с кровопролитием.

Домашнее задание:

1) Прочитайте §50, ответьте на вопросы к параграфу.

2) Выпишите новые понятия и даты, выучите их.

3) Составьте рассказ на тему «Народный трибун Тиберий Гракх».



скачать файл



Смотрите также:
Рабство в Древнем Риме
87.69kb.
В российском праве одним из первых свидетельств особого правового отношения к информации личного характера в отечественных памятниках является дозволение не уличать себя самого, содержащееся в ст
177.22kb.
Декларация прав народов России
27.75kb.
Очерки истории государственного хозяйства, государственных финансов и налогообложения в Древнем мире / В. В. Коровкин. М.: Магистр, 2012. 736 с.: 60x90 1/16
43.61kb.
Реферат на тему: «Медицина в Древней Месопатамии и Древнем Египте» студентка 187 группы стоматологического факультета Туркаловой Алины
354.25kb.
Рабство в Римской Испании
528.98kb.
Феофан Прокопович (1681 1736)
468.41kb.
Центр библеистики и иудаики рггу rsuh center for biblical and jewish studies третья всероссийская студенческая конференция по иудаике
25.77kb.
В древней Греции и Риме сложилось общество, не похожее на общества других стран древности
491.72kb.
Из истории происхождения дней, недели, месяцев и года
17.78kb.
Тезисы в настоящей разработке представлены страницы устного журнала под названием «Новая Земля земля тревоги нашей»
795.16kb.
Стыковки Alitalia в Риме
29.94kb.