Главная страница 1
скачать файл

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!
Разве лежит на имуществе обязанность помимо закята?
Распространилось мнение (что кроме закята деньги не даются на нужды мусульман) в этом вопросе до той степени, что как будто это и есть основное мнение в этом положении, а то, что пришло напротив этого (т.е. что в имущества есть обязанность кроме закята) то на это мнение как будто вообще не смотрится из-за слабости довода.

И так же из этого то, что распространилось у учёных последних поколений, что нет на имуществе право кроме закята. И это положение стало заключительным для тех, кто занимается знанием.

И мы разберём это положение и приведём утвердительные тексты и Шариатские правила.

Это тема будет разбита на 3 части:

1) Мнение тех, кто считает, что помимо закята нет в имуществе права.

2) Мнение тех, кто считает, что на имуществе обязанность помимо закята.

3) Подведение итога.

Часть первая: Мнение тех, кто считает, что помимо закята нет в имуществе права.

Большинство факихов (говорит так автор аль-Бахра 2\138) считают что право или обязанность только закят. И кто дал закят тот очистил своё имущество и не требуется с такого больше ничего из имущества кроме того что он сам пожелает, желая этим саваба и добавления вознаграждения.

И этот мазхаб распространен среди поздних поколений учёных до такой степени, что как, будто другого мнения нет в этом вопросе.

Хадисы которые берут доводом отрицающие:

1) Хадис Тальхи то что он говорит: «Пришёл один человек из Неджда к посланнику Аллаха со взъерошенными волосами, слышался его громкий голос и не было понятно что он говорил, пока мы не приблизились к посланнику Аллаха и тот человек спрашивал посланника Аллаха и посланник ему отвечал: «Пять молитв предписано дневных и ночных». Сказал тот: А на мне из молитв что-то ещё? Ответил посланник: «Нет! Если только не захочешь сам дополнительных молитв. А также пост в месяц рамадан». Спросил человек: А что-то ещё из поста? Ответил посланник: «Ничего! Если только не захочешь из дополнительного»…. И упомянул также закят. И спросил тогда этот человек: Разве на мне ещё что-то в этом (т.е. в закяте)? Посланник ответил: «Нет! Если только не захочешь дополнительного». Тогда тот человек сказал: Ничего я не прибавлю к этому и не убавлю. Тогда сказал посланник Аллаха: «Преуспеет, если правдив», или «Зайдёт в рай, если правдив». Пришёл этот хадис в 6-ти сборниках. Как об этом сказано в Джамъ аль-Фаваид 1\11

2) И наподобие хадис у Бухари от Абу Хурайра: «То, что пришёл бедуин к посланнику Аллаха и сказал: «Укажи мне на такое дело, которое если я буду делать зайду в рай? Сказал посланник Аллаха: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему ни в чём сотоварищей, выстаивай предписанные молитвы, давай обязательный закят и постись в рамадан». Сказал тот бедуин: клянусь Тем, в чьих руках моя душа не убавлю я из этого ничего и не прибавлю. И когда ушёл он, сказал посланник Аллаха: «Кто хочет смотреть на человека из обитателей рая пусть посмотрит на него» см. Тирмизи китабу закят 3\97-98 и сказал он хадис хороший гариб.

В первом хадисе сообщил посланник Аллаха человеку, что на нём кроме закята ничего нет, только если он сам не захочет, и это явный далиль.

И в этих двух хадисах оба этих человека объявили то, что не добавят к закяту обязательному ничего, и посланник Аллаха на это ничего не сказал, но даже вместе с этим сообщил им что они из обитателей рая, и если было бы помимо закята в имуществе обязанность разве сообщил бы им что они из рая вместе с оставлением этого?

3) Также берёт эта группа доводом хадис от Абу Хурайры: «То, что пророк Аллаха сказал: «Если выплатишь из имущества твоего закят, то ты выполнил то, что на тебя наложено» передал аль-Хаким и сказал сахих и с ним согласился Захаби 1\390, но ибн Хаджар сказал в «Тальхысе» стр.177 иснад этого хадиса даиъф.

4) И наподобие такого же, что пришло у аль-Хакима от Джабира марфуъан: «Если выплатишь из твоего имущества закят, то убрал ты зло его».1

И если человек выплатит закят то зло имущества уйдёт от него как в этой жизни так и в той.

5) И также то что пришло у аль-Хакима от Ум Салямы то что она одевала украшение из золота и спросила об этом посланника Аллаха: А это канз (т.е. из накопленных богатств)? Ответил посланник Аллаха: «Если выплачиваешь с этого закят то это не канз».2

И добавила группа этого мнения аргумент от посланника Аллаха на это: «Нет на имуществе обязанности помимо закята».3

И если посмотреть внимательно на доводы, то становится ясным, что эта группа учёных берёт поверхность первых 2-х хадисов которые находятся в Сахихах, а что касается третьего хадиса то иснад его слабый как сказал об этом ибн Хаджар, что касается четвёртого то более правильное мнение что это не от посланника Аллаха, а от сахабы было передано, а в пятом хадисе или правильнее сказать в его иснаде есть разногласие у мухаддисов.

А тот хадис о котором был разговор выше: «Нет на имуществе обязанности помимо закята» то он не достоверный и отвергаемый без сомнения.

И что можно с уверенностью взять в расчёт, то это 2 первых хадиса, которые находятся в Сахихах. И они по своему смыслу указывают также на того, кто не делал хадж, а как известно хадж тогда ещё не был вменен. И, в общем стало понятно, что указывают эти хадисы на то, что не было вменено в тот момент так же как хадж, или сопровождая другими текстами это положение. Но всё придёт с позволение Аллаха в своём месте.


Часть вторая: Мнение тех, кто считает, что на имуществе обязанность помимо закята.
Считает другая группа начиная со времён Сахаба и табиъин то, что на имуществе помимо закята есть обязанность. И пришло это от Умара, Али, Абу Зарра, Аиъшы, ибн Умара, Абу Хурайры, Хасана ибн Али и Фатымы бинт Кейс из сахабов. И так же достоверно пришло от Шаъби, Муджахида, Тавуса, Аъто и других из табиъинов.

И доказательства этого мнения:


Во Первых: Слова Аллаха: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные». аль-Бакара 177

И пришло от Тирмизи и других на то, что посланник Аллаха прочитав этот аят аргументировал на то положение о котором говориться. Пришло от Фатымы бинт Кейс я спросила… о закяте и посланник Аллаха сказал: «Поистине в имуществе помимо закята есть обязанность» и прочитал этот аят который в суре аль-Бакара 177. И если даже дело обстоит так, что в иснаде хадиса есть слабость, то здесь будет так как об этом сказал имам ат-Тирмизи: «И аят благочестия упомянутый, усиливает противоположность его и усиливает в подкреплении». Так как он один уже стоит как довод доведённый, а это то что сделалось из столпов благочестия и его составной части, то даётся от имущества вместе с тем что любишь её, родственникам, сиротам, бедным и путникам и до конца аята. И потом всё это соединилось с намазом и выплачиванием закята. И известно, что соединение чего-то с чем-то, указывает на разность вещей и указало это всё на то, что это расходование ни то как расходование или выплачивание закята.

Говорит имам аль-Куртуби в конце хадиса: «от Фатымы бинт Кейс я спросила… о закяте и посланник Аллаха сказал: «Поистине в имуществе помимо закята есть обязанность» и прочитал этот аят который в суре аль-Бакара 177: «И если даже о нём есть разговор, то в самом аяте идёт указание на этот смысл, т.к. Аллах сказал: «совершал намаз и выплачивал закят…» и сказано о намазе вместе с закятом, и всё это далиль на то, что слова: «кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему» не имеется ввиду известный закят фарза (не имеется ввиду один и тот же вид), потому что здесь идёт повторение. Говорит имам ат-Табари: «И если скажет говорящий: Разве на имуществе ваджиб помимо закята? И сказано то, что у учёных в этом вопросе есть разногласие.

Говорят некоторые: В имуществе обязанность помимо закята. И взяли доводом на это, этот аят и сказали зачем Аллах тогда сказал: «кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам…» и тем кто дальше в этом аяте и потом сказал Аллах: «совершал намаз и выплачивал закят…» И узналось то что имущество которое расходуют верующие родственникам и остальным о ком было сказано в аяте, не закят о котором было сказано после этого аята, т.к. если бы это было одно имущества (или одно расходование) то в повторении его не было понятного смысла.

И дальше они говорят: «И если невозможно приписать Аллаху Всевышнему слово, которое не понятно по смыслу, то узналось что первое упоминание имущество не имеется ввиду тот закят (который известен всем с его условиями) т.к. о нём было упомянуто после».

И дальше они говорят: И выяснился тафсир в правильности наших слов, о которых мы упоминали выше (В имуществе обязанность помимо закята).

Сказали другие: Что имеется ввиду в этих словах Аллаха закят… Тафсир Табари 3\348

И стало понятным из слов имама Табари то, что он склонился к первому мнению». Тафсир аль-Куртуби 1\42

И не было сказано, что смысл раздавания имущества в этих аятах имеется ввиду дополнительное саадака, а не обязательное. И в аяте может быть опровержение яхудом которые взяли явный образ и просто форму. А разъяснение благочестия и истинной религии в этом аяте на самом деле объяснение в подробности этого. И вера в Аллаха, в судный день, в ангелов, в книги и пророков, а так же выстаивание молитвы, выплата закята, выполнение договоров и терпение во время нужды, болезни и во время сражения и всё это составная часть и невозможно без этого вероубеждение, поклонение или нрав. И почему аят: «раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов…» будет только это нафилем (добровольное) или как желательное из всего аята?



Во вторых: Доказательство на обязанность отдавать должное с посевов.

И доказательством этому служат слова Аллаха: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует». аль-Анъам 141

И довод из этого аята в том, что здесь повеление отдать должное с урожая, хотя это имущество помимо закята и это с нескольких сторон:

1) То, что этот аят Мекканский, и он низведен до фарза уъшра (т.е. выдаётся десятая доля от урожая…). И далиль на то, что этот аят Мекканский это что известно в самых распространенных риваятах о том, что вся сура была целиком низведена в Мекке.

2) И в том, что здесь требуется отдать во время уборки урожая, а уъшр даётся после очистки и отбора, чтобы узнать количества урожая и только после этого отдаётся уъшр (десятая часть) или половина десятой части.

3) Слова Аллаха в аяте «но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует». Не может быть излишества в закяте, потому что закят, определён конкретными размерами и нельзя уменьшить как хочешь и так же добавить в закят как хочешь (имеется ввиду сделать это фарзом, а если добровольно то нет в этом проблем). См. Мухалля ибн Хазма 5\216-217

А кто скажет что хак (обязанность) в аяте имеется ввиду была ваджибом потом аннулировалась. То ответом на это будет то,что аннулирование не аннулируется простым утверждением.

Говорит ибн Хазм: «А кто скажет, что аннулировалось это положение, то этому не вериться кроме как с тем, чтобы было это утверждено достоверно от посланника Аллаха, а если нет, то каждый может тогда утверждать за любой аят что хочет или хадис то, что они аннулированные. И аннулирование это то, что отбрасывается один из видов подчинения Аллаху, которое Он приказал. И это нельзя делать кроме как текстом достоверным». См. Мухалля ибн Хазма 5\216-217

Так же говорит ибн Хазм: «А если скажут, какая обязательность имеется ввиду в этом аяте? То мы скажем: «Эта обязанность, но помимо закята, и это то, что даёт тот, который собирает из урожая, то, что нравиться ему и это необходимо. И нет этому границ! И это и есть явный текст аята. И это слово группы из Саляф» См. Мухалля ибн Хазма 5\216-217

Из-за этого пришло в тафсире к этой обязанности, а это: «Были они дающими то, что помимо закята»

Говорит Аъто: «Давали, кто присутствовал в это время то, что ему было легко дать помимо закята»

Говорит Муджахид: «И если приходили бедняки, то им давалось из этого». Говорит Ибрахим ан-Нахаъи: «Давалось им наподобие тюка (или вязанки)». И так же пришло от Абу аль-Аълия, Саъид ибн Джубейра, Али ибн аль-Хусейна и Рабиъ ибн Анаса такие же слова. См. Мухалля ибн Хазма 5\216-217

Говорит ибн Касир: «Порицал Аллах тех, которые удерживают (или скупятся) и не дают саадака, наподобие людей сада о которых Аллах упомянул в суре «Нун» (письменная трость)» тафсир ибн Касира 2\181-182.

И великий сахаба ибн Умар и группа из учёных табиинов как Аъто, Муджахид, Ибрахим ан-Нахаъи и другие берут из этого аята то: «Что помимо закята на людях лежит обязательства»



Доказательство третье: Обязанность с лошадей и скота.

И в третьих взяли доводом те, которые говорят, что помимо закята есть обязанность на имуществе достоверными хадисами о верблюдах и скоте и в них:

Хадис от Абу Хурайры что находится у имама Бухари что посланник Аллаха сказал: «Придёт верблюд хозяина (в судный день) в лучшем виде, каким он был, а если не давалось с него его обязанность, то топтать будет хозяина копытами. И придут овцы (или бараны) в лучшем своём виде, но если не давалось с неё (или с барана) его обязанность, то топтать будут своего хозяина копытами и бодать будут хозяина своего рогами. И дальше сказал посланник Аллаха: «И право с неё (с этого скота) это то, что доится молоко около воды (имеется ввиду около водопоя т.к. там собирались бедняки для этого, как это пришло в шархе убн Хаджара)». Сахих аль-Бухари 3\172-173.

И наподобие этого хадиса пришёл в «Сунан» ан-Насаи: «Какой бы хозяин верблюда, коровы или овцы и не будет давать с этого обязанность».… И спросили посланника Аллаха: «Какие же обязанности (или права) с них? Ответил: «Давать им совокупляться (т.е. скрещивание) если кто попросит для этого, дать вытащить из колодца воду, если нет у человека, чем вытащить кроме этим скотом и нести на нем, на пути Аллаха (имеется ввиду дать тому из муджахидов у кого нет скота нет)». Сунан ан-Насаи вместе с Хашия ас-Сунди имама Суюти 5\27.

И наподобие этого пришёл хадис когда посланника Аллаха спросили о обязанностях на верблюда? Ответил посланник Аллаха: «Чтоб резалась откормленная, давалась для скрещивания и чтобы доилось в день водопоя»4 Говорится в «Маджмаъ аз-Зауаид 3\107: Привёл хадис ат-Табарани в «Аусат» и передатчики достоверные кроме шейха Табарани и от него приводил ибн Аби Хатим и никто его не считал слабым.

Такой же хадис приходит у Табарани в «Кабире»: «Режется откормленная, переносится на ней (те виды которые упоминались ранее) и доится молоко около воды (имеется ввиду около водопоя т.к. там собирались бедняки для этого как это пришло в шархе). Говорит аль-Хайсами в «Маджмаъ аз-Зауаид» 3\107 иснад хороший.

И сторона довода из этих хадисов в том, что смысл их привязан за обязанность, а за невыполнение обязанности идёт уаъид (угроза). И указало на то, что эта обязанность ваджиба. И обязанность эта помимо закята.

И сказал из-за этого ибн Хазм: «Сделалось фарзом каждому хозяину верблюда, коровы и овцы, чтобы в день водопоя доились они и давали саадака этим молоком, от души»… аль-Мухалля 6\50

Дальше говорит ибн Хазм: «И кто говорит что в имуществе нет обязанности помимо закята, тот говорит слово ложное и нет довода на его это слово как из Текста (Коран, Сунна) или иджмы. И каждое обязательство которое сделал посланник Аллаха на имущество то это и есть ваджиб». аль-Мухалля 6\50

Доказательство четвёртое: Права Гостя.

Так же взяли доводом эти учёные хадисы гостя и какие права имеет на того к кому пришли в гости, и из них:

Сообщается, что Абу Шурайх Хувайлид бин Амр аль-Хуза`и, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему гостю в качестве дара /джаиза/ ему” (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, а каков (размер) его дара?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: “День и ночь5, (всего же) гостеприимство (следует оказывать) в течение трёх дней, а всё, что сверх этого, будет уже садакой для него”.6 Аль-Бухари и Мусли. И так же хадис от Абу Хурайры, что посланник Аллаха сказал: «Какой бы гость не пришёл к народу то становиться гость этот почитаемым, то ему можно брать по степени гостеприимства и нет в этом проблем». Говорит шейх Альбани: Достоверный хадис и ему есть подтверждение другим хадисом от Уъкбы то, что посланник Аллаха сказал: «Если вы будет гостями у какого-нибудь народа то и они будут обращаться с вами как полагается обращаться с гостями, а если не будут они с вами обращаться как с гостями то берите размер из того права что полагается им тратить на гостя» И этот хадис находится у Бухари и Муслима и он приведён в «Ирва» 8\162\2524.

И все эти хадисы указывают на то, что у гостя есть права на имущество брата мусульманина у кого он остановился.

Говорит имам аш-Шаукани: «И истина в том что гостеприимство ваджиб по причине:

1) Разрешение наказать тем, что можно забрать имущество (…то берите размер из того права что полагается им тратить на гостя) и нельзя это делать кроме как в ваджибе.

2) Связалось всё вместе с верой в Аллаха и Судный день…

3) Слова посланника Аллаха: «всё, что сверх этого, будет уже садакой для него». И это достоверно в том, что до этого не просто саадака, а ваджиб по шариату.

4) Слова посланника Аллаха: «Ночь гостя, право - ваджиб» и это явный текст указываю на ваджиб»… Нейль аль-Аутар стр.163

Доказательство пятое: Обязанность проявление солидарности среди мусульман.

И эта группа так же взяла в доказательство многочисленные тексты, которые указывают на проявление солидарности, помощи и милости между собой. Сделалось фарзом накормить бедняка и побуждалось на это, и всё это из плодов братства и смысла веры и ислама. И из этих текстов: «Милостивые между собой» аль-Фатх 29. И так же: «Откуда ты мог знать, что такое крутая тропа? Это – освобождение раба, или кормление в голодный день сироту из числа родственников или приникшего к земле бедняка. А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. Таковы люди правой стороны». Аль-Баляд 11-18. И так же «И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику» аль-Исра 26. И так же те аяты в которых идёт побуждение накормить бедняка и сделалось это из признаков веры и отказ от этого принадлежность или похожесть на куфр и оболгание. «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка». «аль-Маун» 1-3. И так же вход преступников в огонь: «Говорят они: «Мы не были среди молящихся, и не кормили мы бедняка». Аль-Мудассир 43-44. И так же о том кому даруется книга в левую руку и будет он гореть в аду. «И он тот, кто не верил в Аллаха Великого, и не побуждал накормить бедняка» аль-Хаакка 33-34.

И посланник Аллаха объяснил нам, что общество мусульман это те, которые проявляют солидарность, помогают друг к другу и т.д. и т.п. «Верующий для верующего как здание где один кирпичик поддерживает другой» хадис согласован Бухари и Муслимом. И не имеется ввиду что одно здание стоит от другого отдельно т.к. имелось ввиду что они как одно здание и как одно тело. «Пример мусульман в любви, милости и чувствах между собой как одно тело, и если болит один орган его, то все органы откликаются на это жаром и бессонницей».Бухари и Муслим. И эти органы одни другим в услужении и получают одни от других пользу и болеют от одного органа все. Говорит посланник Аллаха: «Не является верующим тот, кто засыпает сытым, зная, что его сосед ложиться голодным» Сильсиля Сахиха 149.

Пришло от Али то, что посланник Аллаха сказал: «Поистине Аллах сделал фарзом на имущество богатых мусульман размер того, что хватит беднякам, и не трудятся бедняки голодными и голыми только из-за того что сделали их богатые (т.е. из-за жадности их). И Аллах рассчитает их сильным расчётом и накажет мучительным наказанием».7

Всевышний Аллах говорит в Коране: «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите неимущего бедняка (аль-баис аль-факир)» Хадж 28.

Говорит ибн Аббас: «альбаис – это то что видна его немощь, или сильная нужда на лице и одежде, а у простого бедняка одежда чистая, и на лице не видно нужды. аль-Баъс это сильная бедность». Тафсир аль-Баб ли ибн аль-Аъдиль 11\412.

Говорит алляма Амин аш-Шанкыти к этому аяту после того как привёл разногласие учёных по поводу смысла этого кормления, разве это будет мустахаб или ваджиб: «И сильнее далилем из двух мнений то, что ваджиб это мясо кушать и раздавать.… Ведь, как известно в шариате и в языке, что форма «делай» указывает на ваджиб, кроме как если это повеление склонит что-то другое из далиля (к мустахабу), как пришло это в аяте: «Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные наказания» Нур 63. Адвауль баян 5\204.

Мнение Имама ибн Хазма на это положение в его книге «аль-Мухалля» 6\156-159 т.к. он самое большее разобрал это мнение в этом вопросе.

Говорит ибн Хазм: «Сделалось фарзом на богатых людей из каждого города, чтобы они помогали бедным, и заставляет это делать их правитель, если не хватает им из закята или из других запасов мусульман, то даруется им пища для пропитания и одежда для одевания как зимой, так и летом. И так же покупается для них жилье, в котором они будут скрываться от холода и зноя»… аль-Мухалля 6\156

Доказательства, которые привёл ибн Хазм из Корана: Говорит Всевышний: ««И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику» аль-Исра 26. И так же слова Аллаха: …«А родителям - делание добра, и близким родственникам, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и невольникам, которыми овладели ваши десницы». Ан-Ниса 36.

Говорит ибн Хазм: «И сделал Аллах ваджибом права бедняков и путников вместе с правами близких родственников. И сделал Аллах фарз – добра- к родителям, близким родственникам, беднякам, соседям и невольникам. И – добро- это то, что было нами приведено, а не делать этого, нет сомнения зло». И дальше Аллах говорит: «Что завело вас в сакар? Говорят они: «Мы не были среди молящихся, и не кормили мы бедняка». Аль-Мудассир 43-44.

Говорит дальше ибн Хазм: «И связал Всевышний Аллах между кормлением бедняка и выстаиванием молитвы».

Доказательства, которые привёл ибн Хазм из Хадисов: Пришло от посланника Аллаха то, что он говорит: «Кто не милостив к людям к тому не будет милостив Аллах» Хадис передан Ахмадом, Бухари, Муслимом и др. и он достиг степени мутаватир как об этом сказано в «Тайсире» у аль-Манауи 2\447.

Говорит ибн Хазм «И кому дарована милость тем, что у него в имуществе добавка выше нужды и видит такой мусульманина брата своего голодным, бедным (несчастным, обанкротившимся, разорившимся, нуждающимся), полуголым и не помогает ему. То нет сомнения в том, что он не милостив».

И дальше идёт в хадисе от Абдур-Рахмана ибн Абу Бакра: «То, что люди под навесом были людьми бедными и посланник Аллаха сказал: «У кого есть пищи на двоих пусть с третьей долей придёт к ним (т.е. разделит на три, как это было в хадисе «Пища на двоих хватит трём» Сахих), а у кого есть пищи на четверых то пусть с пятой долей придёт к ним (или отнесёт им)»… аль-Бухари 1\216.

Так же пришло в хадисе от ибн Умара то, что посланник Аллаха сказал: «Мусульманин брат другому мусульманину не причиняет вреда и не оставляет без поддержки» Бухари, Муслим и др.

Говорит ибн Хазм «И кто оставляет его голодать или одевать лохмотья, вместе с тем у него есть возможность накормить его и одеть то такой оставил своего брата без поддержки».

И пришло в хадисе от Абу Саъида аль-Худри то, что посланник Аллаха сказал: «Пусть имеющий лишнее верховое животное, отдаст его тому, кто его не имеет, и пусть тот, у кого есть лишние припасы, отдаст их тому, у кого их нет”, - и он упомянул то, что упомянул из видов имущества (перечислив их), пока мы не (поняли), что никто из нас не должен иметь ничего лишнего. Муслим 3\1354. Говорит ибн Хазм: «И это было иджма сахабов о котором сообщил от них Абу Саъид и то, что в этом сообщение передано мы так же говорим».

Также пришло в хадисе от Абу Мусы, что посланник Аллаха сказал: «Накормите голодного, и навестите больного, и освободите пленного. (Говорит ибн Малик: «То есть освободите пленного из рук врагов. И это фарз кифая» Миркат аль-Мафатих 5\245)». аль-Бухари 5058.

Говорит ибн Хазм: «И текстов в Коране и Сунне наподобие этого очень много».

Доказательства, которые привёл ибн Хазм из Асаров (предания от сахаба и дальше).

Говорит Умар ибн аль-Хаттаб: «Если дело моё останется таким же, как сейчас (т.е. так же я буду правителем) то возьму я излишества богатых и поделю между бедными мухаджирами».

Говорит Али ибн Аби Талиб: «Поистине Аллах сделал фарзам на богатых в их имуществе, что хватит так же и беднякам. А если голодать будут, или раздетыми будут, или страдать будут то всё это по причине того что богатые не дают им (должное). И право Аллаха в том, что рассчитает их (богатых) за это и накажет»

Говорит ибн Умар: «В имуществе обязанность помимо закята».

Пришло от Аишы матери правоверных, Хасана бин Али и ибн Умара то, что они все говорили, когда их спрашивали о вещах этих: «Если ты спрашиваешь о крови болезненной, или о страшных потерях, или о нищете? То тогда на тебе лежит обязанность помочь в этом».

И достоверно пришло от имамов табиин как аш-Шаъби, Муджахид, Таус и другие то, что они говорили: «В имуществе обязанность помимо закята». Аль-Мухалля 6\158.



Дискуссия ибн Хазма с теми, кто противоречит этому мнению:

Говорит Абу Мухаммад (т.е. ибн Хазм): «И мы не знаем ни от одного разногласия в этом вопросе кроме как от Даххака бну Музахима и он говорит: «Аннулировалось закятом все обязанности помимо него». И если риваят Даххака не довод (наверное имеет ввиду ибн Хазм, что ривая от Даххака к посланнику не будет доводом потому что Даххак был табиином, а значит хадис будет мурсаль), а как же тогда говорить о простом его мнении?

И удивительное дело, что беря это доводом он первый ему же и противоречит… И ты увидишь в имуществе обязанности помимо закята из этого трата имущества на нуждающихся родителей, на жену, на невольника, на животное, на долги, на лекарство… И явное противоречие здесь»

И видишь ты, что они говорят: «Если ты в жажде и боишься смерти то фарз на тебе взять воду где бы ты её не нашёл, даже если убьёшь из-за этого» И какая разница здесь что они разрешают сражаться из-за жажды и запрещают сражаться из-за голода или из-за несуществование одежды? И это всё противоречие Иджма, Курану, Сунне и кыясу.

Говорит Абу Мухаммад: «И не разрешено мусульманину в крайней необходимости кушать свинью или мертвечину если он находит излишек у друга своего мусульманина или зимми (кафир кто платит подушную подать). Потому что является фарзом хозяину пищи накормить голодного. И если это так то на самом деле тот не нуждается в том, чтобы кушать свинину или мертвечину. И ему сражаться из-за этого, и если убитым будет, то кто убил его то такому месть (аль-кысос). А если убьётся тот, кто не даёт из имущества то к проклятию Аллаха он уйдёт, потому что обязанность свою не выполнил и он из группы вероломной, а Аллах Всевышний сказал: “Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха”. Аль-Худжрат 9. И препятствующий тому, чтобы выполнить свои обязанности, является вероломным по отношению к своему брату. И из-за этого воевал Абу Бакр с теми, кто препятствовал в выплате закята» аль-Мухалля 6\159.
Часть третья: Подведение итога.
И после того, когда были приведены слова этих двух групп учёных, а это те которые говорят что помимо закята на имуществе обязанность и наоборот что помимо закята нет обязанностей на имуществе, то стало понятно, что разногласий у них нет в том, что на имуществе лежит обязанность в некоторых вещах, а это:

а) Обязанность детей тратить имущество на нуждающихся родителей.

б) Права близких родственников изначально, но разногласие в том какая близость делает необходимым расходовать на них

в) У кого нет пропитания, одежды и приюта (прибежище) даётся помощь, и нет в этом разногласия. Говорит аль-Джассас: «И фарз в этом давать из закята, кроме как если произойдут дела в которых нужно соболезновать и давать (что-то), наподобие накормить голодного или одеть «голого» или если умрёт кто-то, у кого нет того, кто бы его похоронил» ахкам аль-Куран 3\131.

г) Или убрать проблему от общины мусульман наподобие того, когда враг нападёт, или выкупить пленных мусульман из рук неверных, или если наступит эпидемии чумы или холеры или наподобие этого. То в таких случаях даже не разногласят факыхи что права общины стоят впереди отдельных личностей. И соучастие в таких проблемах общины ваджиб и на этом согласие всех.

Говорит ар-Рамли: «И из фарза кифая убрать вред от мусульман, как одеть «голого», или накормить голодного, и если на это не хватает из закята или из бейт аль-Маль (мусульманская казна) то тогда на тех, кто может, и это те, у кого есть излишки после подсчёта того что хватит на год (т.е. в общем, подсчитывается если хватит 500-700 долларов в месяц, значит на год где-то 16-17 тыс. долларов, то остальное уже излишек) для них и так же на кого у них лежит обеспечение. И что имеется ввиду под убрать вред от мусульман, разве это то что даётся из имущества для того чтобы он мог подкрепится, или то, что ему будет достаточно? Два слова в этом вопросе. И более достоверное из этого, что даётся ему из имущества то, что ему будет достаточно. А это что будет достаточно в одежде из того что закроет всё тело зимой бы это было или летом, и это входит в смысл одеть «голого», или накормить голодного или то, что надо для лечения, а это оплата врача и лекарств и так же прислугу если будет ампутация, как это явно» нихаят аль-Мухтадж 7\149.

И пришло у Шафиитов по поводу наемных солдат, если нет трофеев и не находится у правителя ничего чтобы дать этим наёмным солдатам, разве даётся из доли закята тем кто на пути Аллаха? Говорит имам ан-Навави: «В этом положении два мнения. И более явное что не даётся из доли закята, а ваджиб снарядить этих солдат из имущества богатых мусульман». «Рауда» 2\321

Говорит коды (и он из тех, кто считает, что кроме закята на имуществе нет обязанности) Абу Бакр ибн аль-Араби: «На имуществе помимо закята нет обязанностей. Но если после этого произойдёт нужда, то ваджиб тратить имущество на эту нужду и на этом согласились все учёные. И говорит Малик: «И ваджиб лежит на всех мусульманах выкупить мусульман из плена, даже если всё имущество уйдёт на это». И так же из этого если берущий закят не будет распределять его среди нуждающихся, то разве богатым помочь беднякам в их нужде? И достоверно у меня, что ваджиб это сделать» Ахкам аль-Куран 1 \59-60.

Говорит имам аль-Куртуби: «И согласились учёные на том, что если произошла какая-то нужда у мусульман после выплаты закята, то ваджиб расходовать на эту нужду» тафсир аль-Куртуби 2\223.

Говорит имам аш-Шатыби: «Если опустела казна (а если нет казны, как в наше время то постоянно присутствует это положение) мусульман и поднялась нужда военного дела, то правитель назначает на богатых, долю из их имущества что они смогут выплачивать, пока не появится имущество в казне» аль-Иътисам стр. 103.

И эти явные тексты были приведены от тех ученых, которые говорят что помимо закята нет обязанности на имуществе. И понимается от этой группы учёных что запрещают они брать имущество помимо закята по причине того чтобы не обкладывали правители, богатых мусульман просто так преступными налогами (т.е. без нужды как доказали общие правил), чтобы хватало для них (т.е. этим несправедливым правителям) и кто за ними следует вместе с тем, сделали бы тесноту обычному народу. И чтобы не сделали эти несправедливые правители слова учёных для своей несправедливости как щит.

д) И самое важное, о чём упоминалось из этих обязанностей, это права бедняков на богатых. И эти права или обязанности ваджиб у второй группы учёных, а это чтобы богатые какого-то города заботились о проблемах бедных мусульман из пищи, питья, одежды и крыши над головой и то что необходимо человеку для проживания. И заставляет султан богатых на это дело, если не хватает имущества из закята или из казны.

И в конце хотелось бы рассмотреть доводы двух групп для того чтобы определить это положение в общем.

1) Что касается отдавать должное с посевов, то близкое по смыслу из доказательств, что указывалось на закят с посевов, как это сказала группа из саляф. И нет проблем в том, что сура Мекканская. Аллах Свят Он и Велик повелел в начале это в общем,а потом разъяснил это право языком посланника в Медине. И это из раздела аль-Муджмаль – и это выражение, смысл которого скрыт и не понятен до тех пор, пока не будет объяс­нения и толкования со стороны говорящего.

2) А что касается гостя, то явно видно из хадисов, что имеется ввиду путник, который приходит в чужой город и это как будто имеется ввиду как сказал ибн Аббас и другие из табиинов: «Путник это и есть гость» см. Тафсир ибн Касира 1\208. И хадисы указали на то, что право по отношению к нему приют и угощение. И нет сомнение в том, что это не входит в закят. Значит из другого разряда ваджиба.

3) А что касается прав бедняков на имущество богатых и то что Аллах обязал проявления добра к ним и заботится об их нуждах в пище, одежде и т.д. то положение в этом очень даже понятное и разъяснённое, а это как пришло в аятах и хадисах которые были в смысле «На имуществе есть помимо закята обязанность». А что касается самой темы то пришло в текстах обязательность солидарности, помощи верующих друг с другом и то, что сильный помогает слабому, и то, что богатый берёт за руку бедного (т.е. помогает ему), также то, что поддерживаются родственные связи, и то, что сосед относится хорошо к своему соседу. И кто отходит от этих вещей, то на самом деле он отходит от самого смысла Ислама.

Как то пришёл человек из племени Тамим к пророку Аллаха и сказал: «О посланник Аллаха я человек, у которого очень большое имущество, семья и сады. Сообщи мне что делать и как это тратить? Ответил посланник Аллаха: «Отдай закят со своего имущества ведь это очищение, которым ты очистишься, поддерживай родственные связи и знай право спрашивающего, соседа и бедняка» ат-Таргиб уа ат-Тархиб 1\263, ад-Дар аль-Мансур 1\49. Насчёт иснада разногласие, некоторые посчитали достоверным, другие слабым.

И сделалось в этом хадисе право для спрашивающего, соседа и мискина после закята и это соответствует аяту: «И дай родственнику его право, и бедняку и путнику» Исра 26. И так же подтверждает этот смысл хадис: «И у спрашивающего есть право, даже если он пришёл на коне»8

И самое меньшее, что может быть из этих достоинств милости, помощи, солидарности и доброты, на которые указали хадисы, это то, чтобы мусульманин из этого общества который не может найти еды, одежды или нуждающийся в чём-то, не был игнорирован этим обществом из-за безразличия мусульман к нему или из-за того, что это общество занимается только собой и не охраняет нужды нуждающихся этого общества. Так как мусульмане братья, а брат никак не может оставить своего брата в нужде, если сам живёт в полном достатке.

На этом закончим эту работу, вся хвала принадлежит Аллаху, мир и милость последнему посланнику и его семье.

Материал подготовлен редакцией http://www.tayhid.lact.ru



1 Привёл ибн Хузейма в своём сахихе и аль-Хаким 1\390 и сказал сахих подпадает под условия Муслима и согласился с ним Захаби. И сказал Хафиз ибн Хаджар в «аль-Фатхе» 3\175: «Перевесил мнения того, что это передано от сахаба Абу Зуръа, аль-Байхакы и другие, как это пришло у аль-Баззара».

2 Говорит аль-Хаким 1\390 сахих подпадает под условия аль-Бухари и согласился с ним Захаби. Говорит аль-Мунзири в иснаде этого хадиса Иътаб бни Башир передавал от него аль-Бухари и был разговор о нём. «Мухтасар ас-Сунан» 2\175. Говорит шейх Альбани: Иътаб бну Башир в нём разногласие говорил о нём ибн аль-Маъин иногда сикот (т.е. достоверный), в другой раз охарактеризовал как слабый. Сказал ан-Насаи: ни о чём в хадисах (т.е. не достоверный). Сказал Ахмад: Надеюсь в нём нет проблем. Приводил в конце хадисы мункар. Сильсиля Даиъфа 3\15

3 Утвержают что этот риваят есть у ибн Маджа. Но говорит имам Навави: «Этот хадис очень слыбый (у Мухадисов это считается хадис очень не достоверный), не известный». «Маджмуъ» 5\332. И до него имам аль-Байхакы: «Приводят наши учёные в таъликах, но я не знаю у него иснада» Сунан аль-Кубро 4\84. И возражал Хафиз аль-Иъраки на этот риваятс таким произношением от ибн Маджа в его «Сунане». И сказал его сын Абу Зуръа что у ибн Маджа есть хадис вот с таким произношением: «На имуществе помимо закята обязанность» «Тарху ат-Тасриб» 4\18. И смысл этого в том, что слово «Нет обязанности» добавилось в хадис от переписчиков его, и распространилась ошибка после этого как об этом разъяснил Алляма Ахмад Шакир в Таълике аъля Асар 2530 на тафсир имама ат-Табари 3\343-344 Издательство «Маъариф». И также пришло на аргументацию того, что это ошибка:

1) Риваят на Асар у имама Табари 2527 по этой же цепочке от Яхъя ибн Адама которая у ибн Маджи: «Поистине в имуществе обязанность помимо закята».

2) То что ибн Касир в своём тафсире указал на то что не только у ибн Маджа такое, но и у Тирмизи и не разделил между двумя риваятами. И также ан-Набулюси в «Захаир» 11699 то, что привёл от них обоих один и тот же хадис.

3) Слова аль-Байхакы о том, что он не знает такого иснада у ибн Маджа. И такое же от имама Навави которое упоминалось выше.



Также сказал шейх Албани об этом хадисе: Слабый, мункар. Сахих ва Даиф «Сунан» ибн Маджа 4\289.

4 И ограничилось в день водопоя т.к. в этот день там собирались бедняки, как сказал ибн Малик и ат-Тыби «ауън аль-Маъбуд» 5\53

5 - Имеется в виду, что в течение дня и ночи гостю следует оказывать особое внимание и угощать его всем самым лучшим, что послужит гостю как бы подарком /джаиза/ от хозяина, по истечении же суток гостя следует кормить тем же, что обычно едят хозяева.

6 - Иначе говоря, после этого оказание или неоказание гостеприимства становится делом добровольным.

7 Говорит аль-Мунзири в «ат-Таргибе»: « Передал Табарани в «аль-Аусате» и в «аль-Кабир» и пришло только от Сабита бин Мухаммада аз-Захида и Сабит достоверен садук передовали от него аль-Бухари и др., а остальные передатчики то в них нет проблем. И передовалось от Али маукуфан (от Сахаба) похожее» ат-Таргиб 1 том глава закята. И передал ибн Хазм в «Мухалля» 6\158 маукуфан от Али по цепочке Саида ибн Мансура.

8 Муснад Ахмада и говорит хафиз аль-Иъраки: «Иснад хадиса хороший и передатчики все достоверны» как это пришло в «аль-Алаи» ли Суюты 2\140. И сказал Ахмад Шакир что иснад достоверный после проверки Муснада под номером 1730 в 3 томе на стр. 173.

скачать файл



Смотрите также:
Разве лежит на имуществе обязанность помимо закята?
261.26kb.
«Потерпевший в уголовном процессе»
402.06kb.
О доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
173.66kb.
Это история о Райслинге, Слепом Певце Космических Дорог Разве что не официальная версия
143.42kb.
1. Исповедание Ислама это важнейшее условие, которое лежит в основе принятия всех деяний
33.33kb.
Компьютерная зависимость у детей
113.92kb.
Фрактальность и многомерное пространство-время в науке и эзотерической философии
325.94kb.
Юридический факт
17.08kb.
«Влияние сроков посева на урожай свеклы сорта «Красный шар»
169.5kb.
«За ледяными горами» Энкиду
151.18kb.
В основе пособия лежит аутентичный текстовый материал, направленный на изучение функционирования государственных и политических структур США
394.54kb.
Запишем систему в виде
48.32kb.