Главная страница 1

«Навстречу юбилею!»

(75 – летию образования Краснодарского края)
кубань моя степная.jpg

Сценарий обобщающего урока-викторины по истории и культуре

кубанского казачества

«Кубанский край – казачий край»

Для учащихся 10-11 классов

Выполнила: учитель истории и кубановедения

МОУ СОШ №6 г-к. Анапа

Краснодарского края

Киселёва Анна Николаевна
Анапа 2011 год
Тема: «Кубанский край – казачий край» (история и культура кубанского казачества).
Цель урока: активизировать знания учащихся по истории родного края, казачества
Задачи:

  1. Воспитывать чувство прекрасного, уважения к традициям, культуре

кубанского казачества, гордости за свою историческую Родину.

  1. Продолжить формировать знания по истории и культуре кубанского

казачества.
Тип урока: урок – викторина
Учебное оборудование: карта Краснодарского края, атлас «История Кубани», иллюстрации быта казаков, слайды основных памятников культуры и достопримечательности Краснодарского края.
Ход урока:

I Подготовительный этап.

Разделить класс на команды и раздать вопросы для подготовки.



II Проведение викторины по вопросам.

Тематическая викторина (вопросы для домашнего задания).




1. История Кубанского Казачества

1. Откуда появилось слово «казак»?

Ответ: Слово «казак» не русское. Оно взято из киргизского языка:

киргизы с древнейших времён называют себя казаками. Полагают, что слово это перешло к нам от татар, у которых казаками назывались передовые отряды, служившие для разведок неприятеля. В эти отряды набирались лучшие наездники, которыми всегда были киргизы, т.е. казаки, потому и отряды эти назывались у них казаками.

2. Когда появились казаки на Руси?

Ответ: Во времена монголо-татарского ига. Татары покорили всю Русь,

Сожгли города, принудили князей платить им ежегодную дань и поселились сами в степях, прилегающих к Каспийскому и Чёрному морям.

С этого времени и начались страдания русского народа, жившего по

Соседству с татарами. Татары часто грабили русские поселения, а защищать их было не кому. Особенно часто подвергались грабежам селения Рязанского

княжества. И вот из числа жителей этого княжества стали выделяться люди, которые обязывались следить за кочующими татарами и предупреждать своих поселян об опасности. Для этого они разъезжали по границе и при появлении скопищ татар поджигали заранее приготовленные вехи. По этим сигналам жители убегали и угоняли свой скот в лес, благодаря чему в руки татар попадали только те, кто не успевал скрыться.

Сначала таких добровольцев было немного, но с течением времени

количество их постепенно увеличивалось. Когда же в 1480 году Великий Князь Иван III прогнал татар и перестал платить им дань, и когда татары начали особенно часто совершать набеги, тогда и количество добровольцев, несших пограничную службу, стало быстро увеличиваться. Они собирались в небольшие отряды, избирали себе начальника, называвшегося атаманом, и не только вступали в битву с наступавшими татарами, но и сами нападали на их поселения и угоняли у них скот. За свою службу они освобождались от разных повинностей и стали называться казаками.



З. Во сколько лет будущий казак «малолеток» получал от деда шапку и

выбирал себе жеребенка?

Ответ: В 17 лет.



4. Что такое Запорожская Сечь и как она устроена?

Ответ: Казаки осваивали степные просторы к югу от Днепровских

порогов, создавая свои укрепления, так называемые «сечи»,

объединенные в XVI в. в крупное военизированное сообщество -

Запорожскую Сечь.

Запорожская Сечь представляла из себя поселение, обнесенное валом и

окопанное рвом. И вал, и ров служили защитой от неприятеля.

Посреди Сечи стояла церковь, а вокруг нее располагались длинные низкие

здания, крытые камышом и называвшиеся «куренями». В «куренях» этих,

и вообще в Сечи, жили только бессемейные казаки. Женщины туда не

допускались, а если у кого из казаков была семья, то она жила далеко от

Сечи. Вокруг Сечи расположены были кузницы, лавки, духаны, в которых

торговали евреи.

Все запорожцы считались равноправными товарищами. Для поступления

в число запорожцев требовались только годность к службе, исповедание

православной веры и подчинение сечевым порядкам. Так как у

запорожцев писаных законов не было, то все подчинялись обычаям,

существовавшим в Сечи.



5. Почему содержание казачьих войск очень дешево обходилось

государству?

Ответ: Главным отличием казачьей службы было то, что снаряжался казак

и вооружался за собственный счет. Обходилось это казачьей семье более

чем в 300 рублей.



6. Кто был главным начальником Запорожской Сечи?

Ответ: Главным начальником Запорожской Сечи, избиравшимся

Войсковой Радой, был кошевой атаман. Он пользовался в Сечи

неограниченной властью. По его приказанию запорожцы выступали в

поход. Провинившихся казаков во время войны он мог наказывать даже

смертью. Кроме кошевого атамана Войсковая Рада избирала войскового

судью, чинившего суд; войскового писаря, который исполнял

распоряжения кошевого атамана, заготавливал продовольствие для

войска и вообще заведовал войсковым хозяйством.

За свою службу кошевой атаман, войсковой судья, писарь и есаул

получали особые участки земли. Кроме того, им было положено и

жалование: атаману и судье по 70 руб., писарю - 50 руб. и есаулу - 40 руб.

в год. Но жили они одинаковой жизнью со всеми казаками, каждый в том

курене, из которого избирался и довольствовался, как и все запорожцы, из

общего куренного котла.

7. 0 каких казаках идет речь в произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

Ответ: О казаках Запорожской Сечи.



8. Когда и почему разорена Запорожская Сечь?

Ответ: 4 июня 1775 г. По приказу Екатерины 2 за участие казаков в

восстании Кондратия Булавина и Емельяна Пугачева.
9. Когда к России присоединено Правобережье Кубани?

Ответ: 1793 г. к России присоединены Крым, Таманский полуостров,

Правобережье Кубани.

10. Когда было образовано Черноморское войско?

Ответ: в 1787 г. графом Потемкиным.

Во всех сражениях, казаки принимали самое видное участие и за свою

храбрость заслуживали похвалу и благодарность от всех начальников. Но

особенно они отличились при взятии острова Березань и крепости Измаил.

«За храбрость», им были возвращены белое полковое знамя, куренные

значки и войсковая печать с повелением именоваться Черноморским Войском. Кроме того, императрица разрешила князю Потёмкину поселить Черноморское Войско на землях, прилегающих к реке Кубани, в местах, которые будут признаны удобными.

11. Когда и кем была подписана «жалованная грамота» Черноморскому

казачьему войску (и за усердную и ревностную службу дарован

Таманский полуостров и Прикубанье .

Ответ: 30 июня 1792г. Екатерина II.



12. Назовите символ атаманской власти.

Ответ: Булава атаманская - короткий жезл, в древности использовался

как оружие.

13. Назовите указатель местонахождения атамана.

Ответ: Бунчук - конский хвост на высоком древке.



14. Назовите, как называется воинское подразделение вольного казачества
и сооружение для жилья (дом, казарма, хата)?

Ответ: Курень.



15. Как называется высший совещательный орган у казаков?
Ответ: Рада - совет (родиться - советоваться).

16. Когда к Таманскому берегу пристала первая флотилия и кто её
возглавил?

Ответ: 25августа 1795г. к Таманскому берегу пристаёт флотилия,

доставившая 3847 переселенцев. Её возглавил Савва Белый.

17. Кто пришёл на кубанскую землю сухопутным путём, и когда это
было?

Ответ: 2октября 1792г. Захарий Алексеевич Чепега выступил на Кубань с конными и пешими казаками, войсковыми регалиями и войсковой церковью.



18. Как назывался первый документ, регламентирующий жизнь бывших
запорожских казаков на новом месте?

Ответ: «Порядок общей пользы».

19. Какая разница между кошевым и наказным атаманом?
Ответ: кошевой - избирался, наказной - назначался.
20.Что такое регалии? Перечислите казачьи регалии.

Ответ: Регалии - предметы, символизирующие воинскую доблесть.

Войсковое знамя и литавр, булава, перначи, войсковая печать.

21. Кого на Кубани называли «кнутобойцами»?

Ответ: Донских казаков, упорно не желавших переселяться на Кубань для

Охраны кордонной линии. Руководителей мятежа - Никиту Белогорохова и Фоку Сухорукова и их приверженцев арестовали 12августа 1793г.

Они были биты кнутом с вырыванием ноздрей, а затем отправлены в

Сибирь на каторгу.

22. Каково было административное деление Кубанской области?

Ответ: Кубанская область делилась на 7 отделов (заключавших в себе 11

полковых округов): Екатеринодарский, Темрюкский, Кавказский,

Лабинский, Майкопский, Баталпашинский. Во главе управления отделов стояли атаманы. В области в конце XVIII века было 5 городов: Екатеринодар, Ейск, Майкоп, Темрюк, Анапа.



23. Перечислите армейские чины казаков.

Ответ:


  1. рядовой казак, приказной, младший и старший урядники.

  2. вахмистр - помощник командира сотни или эскадрона.

  3. хорунжий - подпоручик пехоты или корнет (современный лейтенант).

  4. казачий сотник - поручик.

  5. подъесаул - штабс-капитан, или штабс-ротмистр.

6. есаул - это одно из первых и старинных казачьих званий, в переводе с

тюркского означающее «начальник».

Есаулы были войсковые, полковые, сотенные, походные и станичные.

Генеральный есаул, а на всё войско их полагалось два, был высшим чином

после гетмана или атамана.

24. Назовите главное оружие казака? Когда и за какие заслуги вручали это

оружие?

Ответ: Главное оружие казака - шашка - символ полноты всех его прав в

войске. Её вручали в 17 лет, но за особые боевые заслуги могли вручить и раньше. Шашка хранилась в семье и передавалась, как правило от деда к внуку, то есть, когда старший казак уже терял силы и менял оружие на посох, часто монастырский. Казаки в древности имели обычай, если не погибали в битвах, уходить на старости лет в монастырь (одинокие). Если в роду

после гибели всех старших казаков не было наследника, то шашка

ломалась пополам и укладывалась в гроб к усопшему.

25. В каком году был открыт памятник Екатерине II и кто его автор?

Ответ: монумент открыт 6 мая 1907г., автор М.О.Микешин. На

сооружение ушло 200 тысяч золотом.

26. В каком году Екатеринодар был переименован в Краснодар?

Ответ: в 1920г.



27. В каком году был заложен войсковой город Екатеринодар?

Ответ: в 1793г.



2 8. Какой год принято считать временем организации Кубанского

казачьего войска?

Ответ: 1696г. - когда в войско влились хоперские казаки, которые ещё при

Петре I (1696г.) участвовали в осаде крепости Азов. Хоперские казаки

впоследствии были расквартированы на Северном Кавказе.



29. Как называлась казачья лодка для плавания по рекам, имеющая один парус и вёсла?

Ответ: байдак.



30. Какой срок службы назначался казакам?

Ответ: Срок службы казакам был назначен пятидесятилетний. Пять лет

казаки были в действующем полку, а десять лет состояли на льготе и

призывались на службу только в случае войны, формируя вторые и третьи

полки тех же названий. По достижении тридцатишестилетнего возраста

казаки перечислялись в разряд внутренне служащих и в этом разряде

оставались до 42 лет, после чего перечислялись в отставку.

31. Кому по легенде принадлежат слова: «Здесь граду быть!», связанные со строительством Екатеринодара?

Ответ: Захарию Чепеге.



32. Где был воздвигнут 14-ти метровый обелиск в честь 200-летия кубанского казачьего войска?

Ответ: в городе Екатеринодаре – Краснодаре, на пересечении улиц Красной и Новой.



33. Сколько лет в этом году исполняется Краснодарскому краю?

Ответ: 70 лет.



34. Кто был первым обладателем регалий в черноморском казачьем войске?

Ответ: Захарий Чепега.



35. Кто он – единственный из казачьих атаманов, удостоенный Георгия всех степеней?

Ответ: Григорий Антонович Рашпиль (1801 – 1871гг.), генерал-майор, начальник штаба Черноморского казачьего войска (1841г.), наказной атаман и командующий Черноморской кордонной линией (1844г.).

Его память увековечена в названии одной из улиц города Краснодара – улица Рашпилевская (бывшая Шаумяна).

36. Черномория, Кубанская область когда они были созданы и какими они были в год создания?

Ответ: Черномория (1794 год) – 3 млн. десятин, 25 тысяч человек.

Кубанская область (1860 год) – 81 тысяча кв. километров, 180 тысяч человек.

37. Назовите день образования Краснодарского края. Каким он был в год создания.

Ответ: 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделяется на Ростовскую области и Краснодарский край. Краснодарский край ( вместе с входившей в его состав Адыгейской автономной областью) занимал территорию площадью в 81, 5 тысячи кв. километров (в настоящее время – без республики Адыгея – 76 тысяч кв. километров)

Административным центром края является г.Краснодар, получивший это имя в 1920 году.

Проживало в столице Кубани около 200 тысяч человек, всего же в крае насчитывалось 3 миллиона 258 тысяч 200 жителей.



2. Культура кубанского казачества.

1 .Что являлось основным и первоначальным занятием казаков? Ответ: Война. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в славу русского оружия. Поэтому и понимания большинства людей казаки - прежде всего, воины. Действительно, первоначально казаки жили только войной. Долгое время им было строжайше запрещено заниматься хлебопашеством. Это объяснилось и близостью границ, когда урожай мог быть разгромлен, и необходимостью надолго уходить в опасные походы. То было время, когда «свинцом засевали, подковой косили, шашкой жали». 2.Дайте объяснение слову «станица». Ответ: Служилые казаки подразделялись на городовых и станичных. Городовые охраняли города, станичные в конных отрядах ходили в дозор. Станица в основном значение слова и есть дозор, разведка. Обычно она уходила в степень ранней весной, чтобы отслеживать передвижение вражеской конницы.

З. В каком архитектурном стиле строили свои жилища казаки? Что было характерно для хаты казака? Ответ: 1)«Мой дом - моя крепость».Эти слова с полным основанием можно отнести к казачьему жилищу. Казачьи станицы, курени, строились как малые военные укрепления. Вокруг селений, которые имели круговую застройку, что в случае нападения облегчало оборону, делали ров. Жилища строили в глубине усадьба, при этом фасадная часть дома часто была глухой. Позже, с удалением передовой линии, строительство станиц всё больше стало регламентироваться войсковым начальством, начали вводить улично - квартальную планировку. Но в центре, как и раньше, была церковь станичное правление и рыночная площадь. 2)Казаки разных родов войск разные по типу архитектурные здания. Например, дом донских казаков присущ древнерусский новгородский стиль, который предки казаков, вероятно, переняли на службе у новгородских князей. В старых станицах черноморских казаков на Кубани преобладал украинский стиль, как на Днепре. Это глинобитные и тур лучные дома, обмазанные глинной и побеленные как изнутри, так и снаружи. Крыши домов кровельного железа и черепицы, в зависимости от дохода хозяина. Многие дома украшали парадные крылечки, с нарезными и сквозными карнизами в затейливых узорах. Дом разделялся на две части - кухню и «великую хату», или чистую половину. В каждой хате обязательно имелся «красный угол» где находилась семейная икона.

4.Какой тотемный культ издревле бытовал у казаков? Ответ: Культ коня.

5.Что из украшений держали в хате казака?

Ответ: Из украшений в доме держали, прежде всего, кинжалы, шашки.

Некоторые стены украшали даже парадной конской сбруей (культ коня). С появлением позапрошлого века фотографии казаки очень полюбили фотографировавшихся на память, и изображения боевых «другов» и многочисленных сородичей щедро развешивали по стенам в деревянных рамках, любовно украшенных рушниками. Нередко в казачьем доме можно было встретить портреты всей императорской семьи, и знаменитых казачьих атаманов.

6.Опишите боевой наряд казака

Ответ: В 1801 г. указом для казаков была установлена единая военная форма.

Сначала для Донцов, а потом и для других казачьих войск. Для бывших запорожцев сначала утвердили традиционные для них турецкие шаровары и куртки. Потом, когда они пришли служить на Кубань, установили новую форму: черкеска в талию и с широкими рукавами, бешмет, шаровары - галифе ,сапоги, папаха и бурка. Чекмень, который уступил место черкеске, весьма похож на нее. Это старинная одежда казаков. Парадный чекмень носили на распашку поверх бешмета и оружия. Расхожий чекмень стягивался поясом с украшениями, на него навешивалось холодное оружие - шашка или кинжал. Лампасы были введены обязательным элементом казачьей формы при Екатерине!!. Их цвет и цвет околыша фуражки определялся отдельно для каждого казачьего войска.

Неотъемлемой частью боевого наряда казака является бурка. Она, как известно, казаку во степи - станица, то есть дом и постель. На самом деле, бурка - это плащ. Правда, шерстяной, лохматый и без рукавов, но за то очень удобный и практичный. Когда казак на коне, часть бурки, как попона, накрывает и лошадь,

защищая обоих от непогоды.

Указом 1908 г. на мундиры для казаков были введены боевые петлицы, украшенные серебряным галуном - на воротниках и обшлагах рукавов. Они вводились в награду за верную и ревностную службу, в ознаменование особого монаршего благоволения. По этому поводу казаки шутили: ждали землицы, а получили петлицы. 7. Одно из названий казачьих предков на Днепре было черные клобуки.



С чем это связано? Ответ: В древности славяне называли папаху - черный клобук. Поэтому одно из названий казачьих предков на Днепре так и звучало -Черные клобуки. Папаха-шапка из овчины или каракуля - предмет особой гордости казака. Ее снимали только во время молитвы в церкви, присяги и выступления казака на кругу, или Раде. Сбитая с головы во время ссоры папаха означала вызов на поединок. В доме ее ставили на видное место, а если казак погибал, ставили под иконами в знак того, что семья теперь находится под защитой Бога.

8. Какое значение имела серьга в ухе казака?
Ответ: Серьга в ухе казака имела не только символические и сакральные значения, но и означала его роль и место в роду. Так, в левом ухе указывала, что он единственный сын у матери, в правом - что у него нет наследников по мужской линии. Порой, исходя из этого, командир мог принять решение, кого следует беречь в бою. Этот древний обычай поддерживался всеми казаками.

9. Опишите костюм казачки.
Ответ: Костюм казачки составляли лишь юбка и кофта («кохточка»), а основой его были рубаха и нижняя юбка («спидница»). Современники так описывают костюм казачки: в праздник казачки любят «пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шелковые, на голове красивые шелковые платки, на ногах полусапожки; на руках золотые и серебряные кольца; на шее у многих янтарные монисты, в ушах - золотые и серебряные серьги. Девушки вплетают в косы дорогие шёлковые ленты. Все женщины заплетают волосы на голове в круг».

10. Какие духовные качества казаку прививали с раннего детства?

Ответ: Понятие товарищеской верности, гордости казачьим званием,

дисциплины, доблести и чести, христианской веры и патриотизма были

качествами, прививаемыми с раннего детства. Таким образом слагалась

особая психология природного воина. Уже на сороковой день по рождении отец по обычаю надевал сыну саблю, подстригал волос в кружок и сажал на коня. Потом, возвращая матери, говорил: «Вот тебе казак». С трёх - пяти лет мальчиков приучали ездить верхом. Стрелять учили с семи. А шашкой рубить - с десяти. Сначала пускали тонкой струёй воду и «ставили руку», чтобы клинок шёл под правильным углом и резал воду. Передавали особые, в каждом роду хранившиеся секреты. Праздничные встречи и проводы казаков, совместные тризны по погибшим воинам, прославление их славных подвигов - всё это скрепляло казачий святой союз, Предательство считалось страшнейшим грехом и позором.

11. Какие праздники у казаков были наиболее почитаемыми?
Ответ: Наиболее почитаемыми были церковные праздники - Рождество

Христово и Пасха. Широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Троицу (с наступлением лета) и другие

праздники.

12. Что обозначает выражение «казак «гулял»?
Ответ: Каждое воинское братство казаков представляло, по сути, Рыцарский орден. Вступая в него, казак давал обет нестяжания и самопожертвования.

Воля понималась, как свобода от мирских соблазнов, первый из которых - богатство. Разбогатевший казак, если он был холостой, в базарный день шёл на ярмарку, сбрасывал свою пригнанную для боя и обязательно чистую одежду. Покупал самое дорогое платье и, нарядившись, нанимал музыкантов, которые повсюду его сопровождали. Казак «гулял». Угощал всех вином, покупал детям лакомство, девушкам и старикам обновки. Истратив всё, выбрасывал оставшуюся мелочь на «драку» и садился в своём роскошном платье в бочку с дегтем в знак призрения к земной красоте и богатству. Затем облачался в боевую одежду и уезжал в степь. 13.Что делало казака бесстрашным в любом бою? Ответ: Всю свою ратную жизнь казак понимал, как служение Богу и ближним. Во время церковных служб в момент чтения Евангелия казак брался за рукоять и обнажал шашку до половины. Это было символом его готовности стать в любой момент на защиту христианства. Твёрдая вера казака в то, что убитый за правое дело, за веру христову попадает в рай и что «смерть за друга своя» освобождает от всех грехов, делали его бесстрашным в любом бою.


14. Что обозначает у казаков понятие «перейти через майдан»? Ответ: Достойным завершением жизни одинокий казак считал монашество. Всё имущество он делил между товарищами, делал большой вклад в Церковь и в воскресный день с двумя штофами вина, пританцовывая в присядку, шёл через майдан в храм или к монастырю, где потом и принимал постриг. Понятие «перейти через майдан» и означало прожить свою земную жизнь...

15. Как проводили свободное время станичники? Ответ: Свободное время проводили в «беседах», на «посиделках». Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья: после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно - спортивных состязаний. 16.Какие песни пели казаки? Ответ: Были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко - героические старинные песни, песни военно - исторической тематики.

Бытовали колядки (накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. 17. Какой была традиционная пища казаков? Ответ: По давнему казачьему обычаю готовили из просяной муки саламату, квашу или кулагу, заменявшую хлеб. Каждодневной пищей была рыба, которую клали в щи, просяную кашу, из неё делали вареники. Рыбу сушили, солили, варили. Ели мясо птицы, свинины, баранины. Любили казаки вареники, галушки, борщ. Употреблялось много фруктов и овощей не только в свежем виде. Из них делали начинки для пирогов, варенья, узвары. Кубанцы готовили арбузный мёд, пастилу. Широко употребляли мёд. Делали вино, готовили квас.



18. Какие виды прикладного искусства получили широкое развитие на Кубани? Ответ: Резьба по дереву на различных предметах быта: на деревянном блюде, прялке, ткацком станке, в убранстве домов (крылечки, подзоры, наличники).

Гончарное ремесло: посуда, детские игрушки, кирпич, черепица, облицовочные плиты к печам. Кованые изделия: ажурная ограда, крылечки домов, оконные и дверные решётки. Линейно—геометрическими орнаментами, животными или растительными узорами украшались многие предметы: рукоятки кинжалов, сабель, ножей, рога -бокалы, ковры и циновки, керамика, рушники.

Плетение из лозы: корзины. Наиболее развитыми видами декоративного - прикладного искусства были вышивка, кружево, ткачество (полотенца-рушники, скатерти, салфетки, наволочки, занавески, рубахи и др.).

19. Что означают эти слова? (элементы одежды: башлык, бобочка, жупан).

Ответ: Башлык - принадлежность казачьей одежды, накидка на голову. Бобочка - мужская лёгкая рубашка с короткими рукавами. Жупан - старинная, верхняя зимняя одежда казаков.



20. Что означают эти слова? (еда: варяныця, вышкварка, гронка).
Ответ: Варяныця - кружочки теста для вареников, пельменей. Вышкварки — остатки мяса или сала после выжарки. Гронка - гроздь винограда.

21. Что означают эти слова? (посуда: барыло, бодня, глечик).
Ответ: Барыло - бочок для вина. Бодня - кадушка для засолки мяса.

Глечик - глиняный сосуд.



22. Что означают эти слова? (предметы быта: батыг, басрык, баштармакы).

Ответ: Батыг - искусно сплетённый из кожи кнут.

Басрык - толстая жердь, скрепляющая на возу сено или солому.

Баштармакы - деревянные вилы с загнутыми концами.



23. Что означают эти слова? ( о людях: варывода, варнак, гарный).
Ответ: Варывода - мучитель, истязатель. Варнак - драчун, забияка. Гарный - красивый.

24. Что означают эти слова? ( животный мир: вутак, грабак, бзык).

Ответ: Вутак - селезень. Грабак - толстый дождевой червь. Бзык - овод, слепень.



25. Что означает выражение «что казак одной рукой держится за плуг, а другой за строевого коня»? Ответ: 5 лет срочной службы, а потом в любой момент могли быть призваны на царскую службу.

26. Чем примечательны «Заветы Игната», какую воспитательную нагрузку они несли? Ответ: Заветы выдающегося предводителя Булавинского восстания атамана станицы Есауловской Донского Казачьего войска Игната Некрасова. Казаки, получившие название некрасовских казаков, жили по заветам своего атамана, в которых нашло отражение общеказачье обычное право. Его нормы были сгруппированы в 170 статьях правил морали общественной жизни.

27. Кто из кубанских атаманов получил от Екатерины II саблю с алмазами? Ответ: Первый на кубанской земле кошевой атаман Чепега получил чин генерала, орден Святого Владимира 2-ой степени, а саблю с алмазами подаренную Екатериной И.


28.Кто такие просветители? Назовите имя первого просветителя Черноморского войска. Ответ: К началу XIX века на Кубани не было школ. Не только рядовые казаки, но даже атаманы ни читать, ни писать в большинстве не умели, а вместо подписи ставили крестики. Просветителем, распространителем знаний на Кубани стал Кирилл Васильевич Российский.

29. Назовите авторов гимна Кубанского казачества. Ответ: Слова Константина Образцова музыка М. Ф. Сиреньяно 1916г.

30. Когда был утвержден герб Краснодарского края? Что он символизировал? Ответ: Утвержден Законом «О символах Краснодарского края», принятым 24 марта 1995 г. Законодательным собранием края. В основу положен исторический герб Кубанской области 1874г. На зеленном щите изображена крепость, указывающая о военных заслугах казачества. Щит окружают лазоревые знамена, пожалованные нашими предками за мужество и верную службу. На середине штандарта знамени буквы РФ, означающие ,что наш край входит в состав Российской Федерации.

31. Какому из показанных на слайдах храмов в этом году исполнилось сто лет?

Ответ: Свято-Георгиевскому храму.



32. Какое белокаменное здание византийского стиля, возведённая на Базарной площади г. Екатеринодара, украсила город в 1872 году?

Ответ: Войсковой собор Александра Невского, проект храма выполнили выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств, обучавшиеся в ней за счёт войска, братья Иван и Алексей Черники.




Список литературы
1. Анфимов Н.В Древнее золото Кубани. Краснодар, 1987. 2. Бардадым В. Радетели земли Кубанской. Краснодар, 1998. 3. 3а други своя, или Всё о казазачестве. М., 1993.

  1. Из дореволюционного прошлого кубанского казачества. Краснодар, 1993.

  2. Ковтюх Е.И. Таманцы. Краснодар, 1984.
    б. Куценко И.Я. Кубанское казачество. Краснодар,1993.
    7. Матвеев О. Слово о кубанском казачестве. Краснодара995.
    8. Недвиа Н.Г. Казаки и церковь: образ жизни, образование, культура. Краснодар, 1997.

9. Очерки истории Кубани Краснодар, 1996.

  1. Очерки истории Кубани с древнейших времён по 1920г. Краснодар, 1996.

  2. Пословицы, поговорки и загадки Кубани. Краснодар, 1993.

12. По страницам истории Кубани. Краснодар, 1993. 13. Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце XVIII-первой половине XIX в.в. Краснодар, 1993



Смотрите также:
Сценарий обобщающего урока-викторины по истории и культуре
224.54kb.
Проверь себя!!! Правильные ответы на вопросы викторины по истории, географии и культуре Мурманской области
59.37kb.
План-конспект Тема урока : «Икона в православной культуре». Тип урока: изучение нового учебного материала
139.86kb.
Сценарий урока по истории для 11 класса Тема: «Причины, идеи и персоналии гражданской воны в России в 1918 1920 гг.»
298.33kb.
Сценарий интеллектуально-познавательной викторины, посвященной жизни и творчеству Ч
80.3kb.
Сценарий внеклассного мероприятия
102.44kb.
Цель урока: развивать иноязычную языковую компетенцию (способность учащихся использовать полученную информацию в различных ситуациях), формировать интерес к культуре англо-говорящих стран Развивающие задачи
61.64kb.
Сценарий творческого урока
65.1kb.
Кафедра всеобщей истории и регионоведения
418.54kb.
Сценарий конкурсно игровой программы выпускного для начальной школы «Курс на каникулы» Сценарий
59.11kb.
Сценарий проведения урока. Тема : "What is a family for us?" Цель
110.94kb.
Тема: «Встреча весны» (подготовительная группа)
54.43kb.