Главная страница 1

Тема урока: «Тайна обычной соли».

Форма урока – интегрированная

Цели:

  • обучающие – актуализировать и систематизировать знания о поваренной соли через анализ свойств и определение основных областей её применения;

  • развивающие – совершенствовать умения работать с учебной, научно-популярной литературой, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, развить интерес к науке химии;

  • воспитательные – сформировать осознанное отношение к своему здоровью, развить научное мировоззрение, чувство гордости за природные богатства.

Организационный момент.
Ребята посмотрите фрагмент фильма, который создали ученицы нашего класса.
Просмотр видеофрагмента

Как вы думаете, какое вещество было использовано для создания данного фрагмента?




  • А что вам известно о поваренной соли?

Сегодня нам на уроке предстоит познакомиться со свойствами удивительного вещества поваренной солью.

  • Какова цель нашего занятия?

  • По какому плану мы изучаем вещества на занятиях?

Что бы урок получился мобильным, в его проведении нам помогут ученики - эксперты. Это учащиеся победители предметных олимпиад, члены школьного научного общества, лаборатории химического творчества.

И я приглашаю экспертов в области физики пройти к демонстрационному столу.



Физические свойства соли.

Эксперт – физик. Какие физические свойства соли нам известны?

Определите физические свойства соли и запишите их в «Дневник открытий».

Однако соли необыкновенное вещество.

Обратимся к опыту.
Опыт 1 «Несгораемая нитка» (проводит ученик)

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Какое свойство соли – химическое или физическое было рассмотрено в данном эксперименте?

Не менее интересный эффект – эффект Мертвого моря. Но в этом вы убедитесь самостоятельно.


  • Опыт 2. «Эффект Мертвого моря»

В качестве исследуемого объекта используем обычную картошку. Нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка или большой химический стакан и пищевая соль. Налейте полбанки или стакана воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку (стакан) насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды.

Почему так происходит? Сделайте вывод.

Учитель


  • Ребята эксперты пройди по рядам, и проверьте, как класс справился с исследованием физических свойств поваренной соли.

Учитель

  • Соль представляет собой сложное химическое соединение, в котором присутствует не только хлорид натрия, но и магний, кальций, фосфор и калий Пищевая соль состоит из 39% натрия и 61% хлора

Я приглашаю экспертов – химиков.

Как можно доказать, что поваренная соль содержит ионы натрия?



  • Опыт 1 «Поваренная соль окрашивает пламя»( проводит ученик)

Возьмем железную проволочку с ушком. Положим на это ушко несколько кристаллов соли и подержим над нижней частью пламени спиртовки. Все пламя тотчас же окрасится в желтый цвет.

  • Данная реакция лежит в основе качественного анализа обнаружения ионов натрия в различных растворах.

Какова качественная реакция на хлорид ион?

  • Опыт 2 «Качественная реакция на хлорид ион»

Смешайте в пробирке растворы поваренной соли и нитрата серебра.

Что образуется? Составьте уравнения реакции и разберите его в ионном виде.

Ребята эксперты, проверьте составленные ионные уравнения.
Учитель

Существует несколько типов соли.



  1. Поваренная соль – грубого помола и экстра

  2. Йодированная соль – содержит иодид калия и иодат калия, как вещества с целью профилактики заболеваний щитовидной железы. Утрачивает свои свойства через 3-4 месяца. Чаще всего добавляют йодаты и карбонаты, в последние годы всё чаще добавляют фториды

  3. Морская соль – это не соль для ванн. Её содержит 60 элементов: кальций, калий, магний и тд.

  4. Черная соль – неочищенная природная соль, приобретшая свой цвет из-за с содержания в ней железа и сероводорода.

Определите, какая соль содержит большее количество хлорид – ионов. Результаты занесите в таблицу.
Опыт 3 «Определение хлорид ионов в различных типах солей»

Результаты:

признаки

Поваренная соль

Йодированная соль

Морская соль

Черная соль



















  • Какие химические свойства характерны для хлорида натрия?

  • Что нового вы узнали об обычной соли?


Биологические свойства

Соль участвует в важнейших физиологических процессах в организме человека и животных.

Как влияет соль на организмы, мы узнаем от экспертов – биологов.

Эксперт - биолог


  • Она содержится в слюне, желудочном соке, желчи, лимфе. Соль участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.

  • Обычная пищевая соль может служить сильнейшим ядом. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 10 раз превышающая обычную, является смертельной. В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость.

  • Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 грамм соли в холодных странах и до 20 грамм в жарких. Чрезмерное или просто повышенное потребление соли увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, может приводить к повышенному артериальному давлению и болезням почек, нарушению обмена кальция, отложению солей, остеопорозу, различным заболеваниям суставов.

Опыт 1 «Воздействие соленого раствора на инфузорию туфельку» (проводит ученик)

На предметное стекло наносим каплю сенного настоя. Помещаем данное стекло под электронный микроскоп. Мы наблюдаем передвижение организмов. Если в данный раствор поместим кристаллик соли, то видим изменения. Почему они происходят?



Учитель

Проведите подобный опыт, но с растительной клеткой



Опыт 2 «Плазмолиз клетки»

Кожица лука. Микроскоп. Раствор хлорида натрия 10%, предметные стекла, фильтровальная бумага.

Приготовить микропрепарат из листа элодеи. Нанести на один край покровного стекла каплю 10% раствора хлорида натрия. А с противоположной стороны положить полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды.

Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду. Объем цитоплазмы при этом уменьшится. И она начнет отходить от клеточной стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара.

Назовите данное явление? (плазмолиз)

Если затем под покровное стекло добавить дистиллированную воду, она начнет поступать в цитоплазму, которая в результате займет прежний объём.

Ребята эксперты, проверьте полученные результаты.

Учитель

В приготовлении пищи поваренная соль употребляется как важнейшая приправа. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку характерный вкус, без которого пища кажется пресной. Соль также выполняет функцию консерванта. Высокая концентрация соли в воде губительна для живущих в этой воде организмов.

Неоднозначный это продукт — поваренная соль.
Все хорошо в меру
Несколько советов по использованию соли:


  1. Никогда не досаливайте готовую пищу.

  2. Включайте в рацион как можно больше овощей и фруктов, богатых калием и магнием, благодаря которым выводятся излишки соли.

  3. Откажитесь от чересчур соленой пищи и чипсов, осторожнее с фастфудовской едой быстрого приготовления, полуфабрикатами и различными соусами.

Вы сегодня познакомились с обыкновенной солью. Какие тайны были вами раскрыты? Напишите об этом в дневниках открытий.


Домашнее задание:

Как из соленой воды добыть питьевую воду?




Смотрите также:
«Тайна обычной соли»
64.11kb.
Луи Мари Гриньон де Монфор. Его маленький трактат "Тайна Пресвятой Богородицы" Св. Гриньон де Монфор. Тайна Пресвятой Богородицы. Перевод М. Н. Гаврилова
167.85kb.
Даты События Произведения
16.01kb.
Открытая заочная олимпиада школьников в области естественных наук «На пути к Олимпу» физика и астрономия два электромеханических зайца соревнуются в беге. Один из них питается от обычной батарейки, а другой от
27.19kb.
Девятый класс
371.32kb.
Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли. Для смазки: сладкий крепкий чай
29.17kb.
Оптимизация малокомплектных школ
72.97kb.
Литература для взрослых и детей волхов 2013 Абгарян Н
298.04kb.
Сценарий мероприятия к 70-летию освобождения г
90.19kb.
Состав: на 2,5 литра сока-пюре-2 ст ложки соли,4 ст ложки сахара, 1/4 стакана молотого чеснока,1/4 стакана молотого хрена, 250 гр сладкого перца
541.82kb.
Классы неорганических веществ. Оксиды, основания, кислоты, соли: определения, классификация, названия, свойства, получение
21.2kb.
«В чем заключается внутренняя противоречивость Раскольникова?»
27.52kb.