Главная страница 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЭТНОЛОГИИ

студента ИФ ИО-11-0_ ______________________________________


/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия

Вид деятельности

Баллы

Сроки

1.

Этнология как наука и учебная дисциплина

2

Вводный семинар

Присутствие, конспектирование




06.02

2.

Направления этнологической мысли




Самостоятельная работа

Составление и заполнение таблицы «Направления и концепции этнологической мысли» (эволюционизм, неоэволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, американская историческая школа Боаса, этнопсихологическая школа, культурный релятивизм, функционализм, постмодернизм)

5

До 05.03

3.

Современная наука о сущности этноса и этничности

4

лекция

Присутствие, конспектирование

1

13.02

20.02


4.

Классификации народов мира

4

Лекция

Присутствие, конспектирование

1

27.02

05.03


5.

Этническая картина мира




Самостоятельная работа

Заполнить контурные карты «Языковая классификация народов мира» и «Этнический состав Российской федерации»

12

До 2.04

6.

Этногенез

2

Лекция

Присутствие, конспектирование

0,5

12.03

7.

Этническая культура и культура этноса

2

Лекция

Присутствие, конспектирование

0,5




8.

Народы Австралии и Океании

2

Практическое занятие

Присутствие, выступление

5,5




9.

Основы этнической психологии

2

Лекция

Присутствие, конспектирование

1




10.

Народы Азии

4

Практическое занятие

Присутствие, выступление

6




11.

Межэтнические коммуникации

2

Лекция

Присутствие, конспектирование

0,5




12







Самостоятельтная работа

Составление терминологического словаря

5




13.

Народы Африки

2

Практическое занятие

Присутствие, выступление

5,5




14.

Народы Америки

2

Практическое занятие

Присутствие, выступление

5,5




15.

Народы Европы

4

Практическое занятие

Присутствие, выступление

6




16.

Народы РФ. Народы Европейской России и Кавказа.

4

Практическое занятие

Присутствие, выступление

6




17.

Специфика традиционной культуры народов Сибири

4

Практическое занятие

Присутствие, выступление

6




18.

Коллоквиум

2

Коллоквиум

Терминологический диктант. Работа с картой. Работа с раздаточным материалом.

15
















Зачет










ИТОГО










82





Штрафные баллы

отсутствие конспектов лекций, подготовки к семинарским занятиям

-1 балл

опоздания

-0,5 баллов

списывание письменных работ

-5 баллов

нарушение сроков сдачи работ

-2 балла



66-82 балла – получение зачета автоматом

40-65 баллов – зачет в общем порядке

< 40 баллов – нет допуска к зачету

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1 курса


  1. Составление таблицы по теме

«Направления и концепции этнологической мысли».

Таблица составляется на отдельном листе формата А4 или тетрадном развороте.

В колонку период следует вписать время возникновения и наивысшей популярности этой теории (например, 30-40-е гг. ХХ в.). В колонку «Представители» нужно внести основоположника или группу основоположников течения (не более 5 имен). Основные идеи необходимо изложить тезисами, обобщив их. Не следует расписывать идеи по персоналиям. Ваша задача состоит в обобщении идей всех представителей. Колонки достоинства и недостатки концепции необходимо заполнить самостоятельно, указав на значительный вклад течения в науку и, напротив, отметить просчеты и недочеты концепции.

Работу следует сдать до установленного срока, который указан в технологической карте.



Рекомендованная литература:

  • Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. Учебник для вузов. М.: «Академия», 2003. С. 29-78.

  • Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2002. С. 30-54. (Гл. 2. Основные этнологические теории и научные направления).

  • Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. С. 131-150. (См.: http://www.ethnology.ru/doc/its01/its01_ann.htm)

Таблица «Направления и концепции этнологической мысли»



Направление

период

представители

основные идеи

достоинства

недостатки

эволюционизм
















диффузионизм
















социологическая школа
















американская историческая школа Боаса
















этнопсихологическая школа
















культурный релятивизм
















функционализм
















неоэволюционизм
















постмодернизм

















2. Заполнение контурной карты.

В качестве промежуточного контроля и организации самостоятельной работы студентов предусмотрено заполнение контурных карт “Языковая (лингвистическая) классификация народов мира” и «Этнический состав народов РФ». Все задания должны быть выполнены на контурных картах для общеобразовательной школы (8-9 и 10 классы).

1) Карта «Языковая классификация народов мира» делается не на общей карте мира, т.к. ее масштаб не позволяет разборчиво нанести на карту все языковые семьи. Стоит отмечать языковые семьи и народы на отдельных контурных картах Африки, Северной и Южной Америки, Зарубежной Азии, Европы (Контурные карты в атласе за 10 кл. С. 6, 7, 12, 13, 15).

2) Карта «Этнический состав РФ». При нанесении на карту Российской Федерации различных этнических групп особо стоит уделить внимание таким регионам, как Кавказ и Сибирь! При заполнении контурной карты РФ формата А3 (Контурные карты в атласе География России за 8-9 кл. С. 2-3, 9) необходимо наносить названия народов, а цветом отражать языковые семьи и группы.

При выполнении задания следует учитывать следующие требования:


  1. Все наносимые на карту этнонимы (этнические названия), цифры и условные знаки должны быть чёткими, аккуратными, легко читаться и просматриваться. Выполнять карты нужно с использованием значительного количества цветных карандашей. Нанесение этнонимов и этнических границ рекомендуется выполнять простым карандашом, тушью или чернилами (пером), или, в крайнем случае, шариковой ручкой. Использование фломастеров или маркеров не рекомендуется. Не будут приниматься к проверке карты, скопированные с научных и учебных изданий, а также с работ сокурсников.

  2. Во избежание ненужной информационной нагрузки, не следует наносить на карты дополнительные сведения, не предусмотренные в задании. Загромождают карту также географические названия.

  3. Каждое из перечисленных заданий следует выполнять на отдельной карте.

  4. На каждой карте внизу (в легенде) приводятся условные обозначения.

  5. На карте РФ не забудьте красной жирной линией обвести границу.

  6. Если при заполнении контурной карты РФ или мира вы используете атласы и карты до 1991 года, то следует учитывать изменения границ. Народонаселение стран СНГ на карту РФ наносить не следует.

  7. Большую часть этнонимов на карту следует наносить в словесной форме. Однако при большой плотности информации на карте допускается обозначение этнонимов цифрами. При этом в легенде следует указать, что обозначает каждая цифра. Здесь же необходимо отметить, какая языковая группа или этнос обозначается тем или иным цветом.

Для правильного составления языковой классификации и этнического состава народов мира и РФ рекомендуем пользоваться учебными и научными изданиями:

  • Экономическая и социальная география мира. Атлас для десятого класса. М., 2009-2012. С. 12-13.

  • География России. Атлас для 8-9 классов. М., 2009-2012. С. 13.

  • Этнография: учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Марковой. М., 1982. С. 18-19, 34, 65, 79, 95, 109, 128, 163-164, 198-199, 226-227, 258, 288-289!

  • Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1964. С. 4-5, 6-7, 8-9, 14-15, 18-19, 20, 21, 22-23, 24-25, 36-37, 42-43, 50-51, 60-61, 68, 74-75, 78-79, 82-83, 85, 86-87, 90-91, 96,97,98,99,101,102-103, 106-107, 111, 112.


3. Составление терминологического словаря.

В течение семестра студент на основе лекционного материала, семинарских занятий и учебной литературы самостоятельно составляет терминологический словарик. Терминологический словарь составляется в тетради (12л.) от руки. Термины выписываются из списка в алфавитном порядке. Каждому термину дается научное определение, которое студент должен запомнить. Иллюстрировать термины примерами не стоит, т.к. это будет загромождать текст. Для составления словарика рекомендована следующая учебная литература:



  • Садохин А.П. Этнология. Учебный словарь. М.: Гардарики, 2002.

  • Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. Учебник для вузов. М.: «Академия», 2003.

Список терминов

Аборигены

Автохтоны

Аккультурация

Антропогенез

Антропология

Ассимиляция

Вестернизация

Геноцид


Геополитика

Диаспора


Знак

Идентичность

Инкультурация

Инородцы


Инструментализм

Историко-этнографическая область

Контркультура

Конструктивизм

Ксенофобия

Культурный шок

Малые народы

Метисация

Миграция

Мулат


Народность

Национализм

Нация

Негритюд


Обряд

Обычай


Пассионарность

Племя


Примордиализм

Раса


Расизм

Резервация

Ритуал

Русификация



Сепаратизм

Символ


Стереотип

Субкультура

Субэтнос

Суперэтнос

Толерантность

Традиция


Шовинизм

ХКТ


Экзоэтноним

Эндоэтноним

Этникос

Этничность



Этническая культура

Этногенез

Этнография

Этнология

Этноним

Этнофобия



Этнофор

Этноцентризм




4. Коллоквиум.

Коллоквиум проходит устно в виде беседы и включает в себя три формы работы:



  1. Опрос по терминам из терминологического словарика. Студент в произвольном порядке получает 5 терминов, которым должен дать определение. За каждый верно раскрытый термин он получает 1 балл. Если студент набирает менее трех баллов, то коллоквиум по терминам считается не сданным и оценивается 0 баллов.

  2. Работа с картой «Народы РФ» (особое внимание следует уделить народам Сибири и Кавказа). Студент получает 5 вопросов по карте. За каждый верный ответ он получает 1 балл. Если студент набирает менее трех баллов, то коллоквиум по карте считается не сданным и оценивается 0 баллов.

  3. Работа с карточками по теме «Классификации этносов». Студент получает карточку с пятью вопросами по разным видам классификаций (например, определить большую, малую или промежуточную расу и дать ей характеристику на основе изображения представителя этой расы, локализовать эту расу на карте; определить в какую языковую семью входит определенная языковая группа, локализовать ее на карте, привести примеры и др.). Студент получает 5 вопросов. За каждый верный ответ он получает 1 балл. Если студент набирает менее трех баллов, то коллоквиум по этой части считается не сданным и оценивается 0 баллов.






Смотрите также:
Технологическая карта по этнологии
144.63kb.
Урок В. Данько «Загадочные буквы» (технологическая карта)
3298.87kb.
Производства работ и организации труда на смесительных установках по приготовлению цементобетонных смесей
363.85kb.
Технологическая карта по теме «Русское государство и общество в XVII веке»
19.52kb.
Презентация, технологическая карта моделирования фартука. Оборудование, инструменты и приспособления: фигурка девочки из картона, линейка, карандаш, ножницы, бумага, ткань, клей, кружево, лента, нитки, шаблон фартука м 1 Ход урока
43.17kb.
Козлов В. И. Этнология и перепись населения //Исследования по прикладной и неотложной этнологии №132. М
99.19kb.
§ 10. Внешние процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления
52.33kb.
Рабочая программа по курсу «основы этнологии»
634.89kb.
Урок: Технология. Швейное дело 5 класс (ско 8 вид) Тема: Сведения о швейных машинах Цели: 1) познакомить учащихся с историей возникновения и видами швейных машин
122.49kb.
Рейтинговая карта I курса
661kb.
Учебно-тренировочная карта №4
50.48kb.
Сила Америки Видео
72.41kb.