Главная страница 1

Урок 5

Тема: Сочинение-описание по картине В.М.Васнецова "Аленушка"

Цели: учить описывать картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме; развивать способность точно употреблять слова в устной и письменной речи; воспитывать творческую активность и эстетическое восприятие произведений живописи.

Ход урока.

I . Организационная часть.

II. Сообщение темы.

III. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Мы с вами встречались с картиной В.М.Васнецова " Иван-царевич на сером волке". И.В.Васнецов написал еще иллюстрации к сказкам "Ковер-самолет", "Три царевны подземного царства" и др.

Васнецов сохранил любовь к народным сказкам и былинам, написал на эти темы немало картин.

А сегодня будем писать сочинение-описание по картине "Аленушка".

-Какую сказку напоминает сюжет этой картины?

-А что вы знаете о В.М. Васнецове?
В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах.

По решению семейного совета сына готовили к званию священника. Его определили в духовное училище, оттуда он перешел в вятскую духовную семинарию. Но сан священника не отвечал склонностям Виктора Васнецова, поэтому он бросил семинарию и уехал в 1867 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.



IV. Рассматривание иллюстрации по картине В.М.Васнецова «Аленушка». (Беседа)

-Какое первое впечатление производит на вас иллюстрация картины В.М.Васнецова "Аленушка"?

-Какое время года изображено? Почему?

-Как выглядит Аленушка?

-Что выражает ее лицо?

-Как природа подчеркивает (грусть) горе Аленушки?

-Какие краски использует автор?

V. Полный рассказ по своим впечатлениям.

VI. Обобщение по рассказу учащихся.
Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Аленушка, убежавшая с горя из дома, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, попечалиться о своей тяжелой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются.

На белгорючем камне одиноко сидит Аленушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей ее поникшей фигуре, в печальном лице безысходное горе. Глаза застилают слезы, взгляд неподвижен, каштановые волосы спутанными прядями рассыпаются по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхвативших колени. Из полуоткрытого рта, кажется готов вырваться стон, если на всем белом свете нет человека, который пожалел и приласкал бы девочку!

Одета Аленушка бедно; в старенький порванный сарафан, и выцветшую голубую кофточку, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению Аленушки. Печально застыли вокруг молодые березки, осины, ели. Пожелтевшая листва падает на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Над головой девочки щебечут ласточки, стараясь рассеять ее грусть.

Колорит картины подчеркивает ее печальное, грустное содержание. Преобладают неяркие, темно-зеленые, красновато-коричневые краски.

Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розовые цветы на сарафане Аленушки.

В сказке как и в жизни по-разному складывается жизнь девушки, но везде светлое и доброе побеждает темное и злое.

Хочется верить, что для Аленушки наступят счастливые дни.

VII Составление плана.

Обсуждение его.



Примерный план №1.

1. Художник В.М.Васнецов сохранил любовь к народным сказкам.

2. Девушка у омута.

а) фигура

б) поза

в) лицо, глаза



г) одежда

3. Природа сочувствует Аленушке.

4. Краски, которыми написана картина.

5. Чувства, которые хотел вызвать художник.



Примерный план №2.

1. Как художник Васнецов написал картину к сказке "Аленушка и братец Иванушка"?

2. Какое впечатление производит она на вас?

3. Что вы видите на переднем плане? Вдали?

4. Какие краски преобладают на картине?

5. Что вам особенно нравится на полотне Васнецова?



VIII. Лексико - орфографическая подготовка.

1. Как объясните значение слов: омут, поза, сиротская доля.

2. Лексическая работа.

Заменить близкими по значению:

грустный - печальный,

сиротская доля-горькая доля,

поникла голова- свешивается,

вокруг - здесь.

3. назвал

напоминало

неподвижно сидит

смотрит


застилают

свешиваются спутанные пряди

каштановые волосы

печально сложены

старенький рваный сарафан

выцветшая кофта

сиротская доля

сочувствует

застыли

падают


зеркальная вода

Проверить слова с бр.

неяркие, темно-зеленые,

красновато-коричневые,

осока

IX. Запись текста на черновике.

Редактирование.



X. Анализ творческих работ.
Аленушка.

Художник В.М.Васнецов назвал картину "Аленушка". Нравилось ему это русское имя. Напоминало оно грустную сказку про Аленушку и братца Иванушку.

Неподвижно сидит Аленушка на камне и смотрит на холодную воду омута. Поникла ее голова. Глаза застилают слезы. Свешиваются спутанные пряди каштановых волос. Печально сложены на коленях руки.

Старенький порванный сарафан, выцветшая кофта, босые ноги говорят о бедности и горькой сиротской доле. Природа сочувствует Аленушке. Печально застыли вокруг молодые березки, осины, ели. Желтые листья падают на зеркальную воду. Вокруг осенняя грусть и тишина.



Краски неяркие, темно-зеленые, красновато-коричневые передают грустное настроение девушки. Но светлая полоска зари, зелень осоки, розовые цветы на сарафане - это контрастные тона, которые подчеркивают, что светлое и доброе побеждает темное и злое.

Смотришь на картину, и хочется верить, что и для Аленушки наступит счастливые дни.



Смотрите также:
Тема: Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова "Аленушка"
51.96kb.
Учебно-тематический план 2-го года обучения (4 часов в неделю) № п/п
24.37kb.
«Составление рассказа по картине с проблемном сюжетном»
45.61kb.
Лингвистическое сочинение показатель коммуникативной компетенции выпускника основной школы
74.74kb.
Приблизительно-упрощённое описание медитативно полученной информации о творческой динамике миров различной мерности. В одной из медитаций мой «освобождённый»
37.2kb.
Домашнее задание
46.97kb.
Рассказы по картине о лете(обобщение, особенности лета) Итог: выставка «Как я провёл лето» Осень в лесу
98.29kb.
Реферируемое диссертационное исследование посвящено изучению объективации лингвокультурологического концепта «Питие» в русской языковой картине мира
323.81kb.
Сочинение «Один день в музее»
33.98kb.
Е. Ф. Фурсова (Новосибирск) Благотворительные деяния Каинских купцов Шкроевых
103.57kb.
Конспект урока музыки в 3 классе
121.95kb.
Том Вулф Костры амбиций
8523.21kb.