Главная страница 1

Теория «множественности интеллекта», Говард Гарднер.
Гарднер (11 июля 1943 г.) утверждает, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.

Интеллект – питательная среда для ума. Можно ли развить свой интеллект или он дается нам от рождения и до конца жизни? Можно, вне всякого сомнения. Теория множественности интеллекта Говарда Гарднера впервые была опубликована в 1983 году в книге «Рамки ума: теория множественного интеллекта».

Г.Гарднер утверждает, что каждый человек обладает, по крайней мере, восемью типами интеллекта в разной степени выраженности:

1. Вербально-лингвистический интеллект (любит читать, имеет хорошую словесную память, имеет богатый лексический запас, любит сочинять и т.д.). Он наиболее сильно развит у поэтов, писателей и ораторов.

2. Логическо-математический интеллект (любит счет и работу с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях). Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.

3. Визуально-пространственный интеллект (мыслит зрительными образами; легче, чем тексты, читает карты, схемы, диаграммы; любит предаваться фантазиям и заниматься искусством; хорошо рисует; конструирует интересные трехмерные модели; при чтении больше информации получает из иллюстраций, а не слов). Это тип интеллекта, зависящий от чувств, зрительного представления/ восприятия и способности зрительно представить предметы, включает способность создавать внутренние умственные образы, изображения. Такой вид интеллекта превосходно развит у художников, скульпторов, архитекторов, изобретателей и шахматистов.

4. Моторно-двигательный интеллект (показывает высокие спортивные результаты; удачно копирует жесты, мимику, манеры других; любит разбирать и вновь собирать предметы; трогает руками все, что видит; любит бегать, прыгать, бросаться; демонстрирует способность к ремеслу). Этот тип интеллекта имеет отношение к физическим движениям и к знаниям/ мудрости организма, включая кору головного мозга, отвечающую на мышечные движения тела. Приобретается с опытом и наиболее развит у танцоров, мимов, актеров и спортсменов.

5. Музыкально-ритмический интеллект (запоминает мелодии песен; имеет хороший голос; играет на музыкальном инструменте, поет в хоре; двигается и говорит в ритмичной манере; бессознательно напевает про себя; ритмически постукивает по столу, занимаясь чем-нибудь.) Этот тип интеллекта основан на узнавании музыкальных образов, включая окружающие нас звуки, и на чувстве ритма. Сильнее развит у композиторов, музыкантов, певцов и танцоров.

6. Межличностный интеллект (любит общаться со сверстниками; оказывается лидером в различных ситуациях; любит играть с другими детьми и поучать их; умеет сопереживать, проявлять заботу о других; другие дети стремятся в его компанию). Этот тип интеллекта проявляется в основном в межличностном общении, подразумевает способность работать в коллективе на условиях сотрудничества, а также способность к вербальному/ невербальному общению с другими людьми. Священники, политики и дипломаты – это люди, у которых он наиболее развит.

7. Внутриличностный интеллект (демонстрирует чувство независимости/ силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства.) Это тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.

8. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя) проявляет интерес к природе, природным явлениям, животным, растительности, демонстрирует способность понимать мир природы, различать, классифицировать признаки и свойства окружающей среды и т.д.

Как утверждает Гарднер, степень проявления и развития того или иного типа интеллекта зависит от жизненного опыта индивидуума. Чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей и лучше обучение, тем лучше развивается данный тип интеллекта. Все восемь видов интеллекта могут быть связаны между собой. Но любой из этих видов вы можете развить превосходно самостоятельно.

Применение теории множественности интеллекта в школе основывается на использовании многообразия индивидуальных различий и создании множества путей для их актуализации и обучения на их основе.

Варианты применения теории Гарднера в школе могут быть настолько разнообразны, насколько разнообразны сами школы, важен главный принцип – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.



Как теория множественности интеллекта влияет на обучение:

Учебная программа – образовательный процесс должен строиться таким образом, чтобы дать возможность детям приобрести опыт, который требовал бы вовлечения разных типов интеллекта.

Инструктирование. Обдумывая план предстоящего урока (или уроков) и способы вовлечения разных типов интеллекта в изучение темы, учитель ставит перед собой ряд вопросов: Как включить чтение, письмо и устный рассказ? Каким образом можно привлечь классификации, манипулирование числами, вычисления? Как задействовать воображение, цвет, графику, картины, искусство? Как включить музыку, звуки, ритм, движение, драматизацию? Каким образом сочетать индивидуальный выбор и время для индивидуальной работы, групповую работу, обмен мнениями с одноклассниками, дискуссию?

Оценка. Цель учителя – определить, что знают и могут ученики, выявить их пробелы и слабости с тем, чтобы сделать дальнейшее обучение более инструментальным, основывая его на его сильных сторонах и усиливая и развивая при этом слабые.


Тип интеллекта

Определители

Умения

Лингвистический интеллект

Исключительная способность применять слова и язык в языковой практике

Чаще использует словесные образы, нежели изобразительные

Хорошее чувство юмора

Быстрое схватывание языковых нюансов



Слушать

Говорить


Писать

Рассказывать истории

Преподавать

Запоминать



Логико-математический интеллект

Исключительная способность думать концептуально с использованием логических и/ или числовых моделей

Способность быстро связывать различные идеи/ информацию

Склонен задавать множество вопросов

Любит проводить “эксперименты”



Решать проблемы

Применять сложные цепи в рассуждениях в построении логических последовательностей

Проводить контролируемые эксперименты

Способность производить сложные математические вычисления

Способность хорошо работать с геометрическими формами


Пространственный интеллект

Исключительная способность удерживать в памяти умственные образы

Нравится смотреть на карты, фильмы, картины и т.д.

Способность быстро составлять практические объекты (стулья, столы и т.д.)

Прекрасное чувство ориентации на местности

Хорошие способности к рисованию


Понимание карт и графиков

Манипулирование образами

Построение/ создание

Чтение


Способность выделяться «аналогичными» оценочными вопросами

Двигательный (кинетический) интеллект


Способность умело обращаться с объектами

Исключительная двигательная координация и умелые руки

Хорошее чувство равновесия

Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта

Эти ученики самовыражаются посредством движения


Спорт

Рукоделие

Драма/ мимика

Использование рук для создания, построения и понимание идеи или объекта

Исключительно хорошее понимание языка тела


Музыкальный интеллект

Исключительная чувствительность к окружающим или природным звукам (текущей воде, колоколам и т.д.)

Мгновенная реакция на музыку (положительная или отрицательная)

Запоминание улучшается, когда текст прикладывается к ритму или песне


Игра на музыкальных инструментах

Узнавание образцов музыкальных произведений – в частности, тональных

Способность отличиться, когда даются чрезвычайно точные параметры для представления


Межличностный интеллект

Способность испытывать чувства

Прекрасные организаторские качества

Умение быть эффективным миротворцем

Способность поддерживать сотрудничество

Применение вербального и невербального языка в эффективном общении с широким кругом людей


Консультирование

Разрешение конфликтов

Построение команды

Установка взаимоотношений

Лидерство


Внутриличност-ный интеллект

Спокойный и скрытный

Очень интуитивный

Говорит о своей роли в классе во взаимоотношениях с другими

Обдумывает смысл задач сверх заданного содержания



Способность рассуждать

Умение работать в команде

Умение сочувствовать

Склонность к философским размышлениям



Постоянная озабоченность вопросами о взаимоотношениях с другими людьми



Смотрите также:
Теория «множественности интеллекта», Говард Гарднер
70.36kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности
210.22kb.
Теория литературы
300.17kb.
Регистрационный № уд /р
372.67kb.
Службы ssis для Azure и гибридное перемещение данных
1309.66kb.
Реферат по дисциплине «Информатика»
187.78kb.
Программа курса «теория государства и права»
131.26kb.
Современная реклам а теория и практика
2381.68kb.
П. Д. Успенский
7838.86kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности
313.36kb.
Рабочая программа дисциплины интеллектуальные системы направление подготовки 230700 Прикладная информатика
103.2kb.
Программа по дисциплине «теория государства и права» Методологические основы научного понимания государства и права
203.25kb.