Главная страница 1

Журнал "Наш Бухгалтер"

Дополнительные материалы для подписчиков

Информация по сегментам (ПБУ 12/2000)
Информация о разных видах товаров (работ, услуг), а также о деятельности организации в различных географических регионах, полученная в результате оценки соответствующих рисков и прибылей, называется сегментной информацией, или информацией по сегментам. Такая информация является основой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и имеет большое значение для принятия управленческих решений. Ее раскрытие в составе годовой бухгалтерской отчетности направлено на удовлетворение в первую очередь интересов внешних пользователей (инвесторов, партнеров по бизнесу, работников контролирующих органов и т. д.).
Сфера применения ПБУ 12/2000
Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном Приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н, которые, в свою очередь, были разработаны на основе МСФО 14 «Сегментная отчетность».

Анализ п. 1 ПБУ 12/2008 позволяет утверждать, что формировать информацию по сегментам должны только те организации, которые представляют сводную информацию. Причем сводную отчетность они составляют по двум причинам.

Во-первых, из-за того что у организации есть зависимые и дочерние общества.

Во-вторых, из-за того что организация, согласно учредительным документам, должна составлять сводную отчетность (это относится к юридическим лицам, созданным на добровольных началах: ассоциациям, союзам и прочим юридическим объединениям).

Однако, по мнению многих комментаторов, формировать сегментарную отчетность также должны не только организации, которые составляют сводную отчетность. Это необходимо делать в двух следующих случаях:

- организация производит товары или услуги, отличные друг от друга по производственному процессу, технологии, виду продукции. Как правило, такие группы различаются по видам и степени риска для организации, а также приносят разную прибыль;

- организация осуществляет свою деятельность в различных географических районах, регионах, несущих отличные друг от друга риски для организации и приносящие разную норму прибыли.

Такой вывод делается на основании п. 4 ПБУ 12/2000, согласно которому применение данного стандарта должно обеспечить заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность и перспективы развития организации, и п.5, в котором содержатся определения видов информации по сегментам.

Настоящее Положение может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства (п. 3 ПБУ 12/2000).
Основные понятия и определения
Поскольку сегмент - это часть чего-либо, то процедура определения (выделения) сегментов заключается в условном разделении всей деятельности организации на части, которые и называются сегментами. Применительно к комментируемому Положению сегмент - это часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях, информация о которой подлежит раскрытию посредством представления установленного перечня показателей в бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п. 5 ПБУ 12/2000 сегменты подразделяются на два вида: операционные и географические.

Операционный сегмент - это часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

Географический сегмент - это часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

Сегмент (операционный или географический), информация о котором подлежит обязательному раскрытию в годовой бухгалтерской отчетности, называется отчетным сегментом. При этом информация по отчетному сегменту должна быть представлена в разрезе следующих показателей:

- выручка (доходы);

- расходы;

- финансовый результат;

- активы;

- обязательства.


Порядок выделения информации по отчетным сегментам
Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (далее - отчетные сегменты), устанавливается организацией самостоятельно исходя из ее организационной и управленческой структуры.

При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по отчетным сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их (п. 6 ПБУ 12/2000).

При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условии сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):

- назначению товаров, работ, услуг;

- процессу производства товаров, выполнения работ;

- оказанию услуг;

- потребителям (покупателям) товаров, работ, услуг;

- методам продажи товаров и распространения работ, услуг;

- системам управления деятельностью организации (если применимо).

При выделении информации по географическим сегментам следует исходить из (п. 8 ПБУ 12/2000):

- сходства условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых ведется деятельность организации;

- наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах;

- сходства деятельности;

- рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе;

- общности правил валютного контроля;

- валютного риска, связанного с деятельностью организации в определенном географическом регионе.

Географический сегмент подразделяется на два вида: по местам расположения активов или ведения деятельности организации (например, у организации есть несколько филиалов, расположенных в разных регионах РФ) и по местам расположения рынков сбыта или потребителей (покупателей) товаров, работ, услуг (например, организация имеет постоянных покупателей в разных областях РФ или в разных странах).

Пунктом 9 Положения установлено, что сегмент считается отчетным, если одновременно соблюдаются два требования:

1) значительная величина выручки сегмента получена от продажи внешним покупателям (не менее 50%);

2) выполняется одно из следующих условий:

- выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

- финансовый результат деятельности данного сегмента (прибыль или убыток) составляет не менее 10% суммарной прибыли или суммарного убытка всех сегментов (в зависимости от того, какая величина больше в абсолютном значении);

- активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

Кроме того, если на отчетные сегменты, выделенные в результате применения требований 1) и 2), приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности этим требованиям (п. 10 ПБУ 12/2000). Следовательно, для выделения дополнительных отчетных сегментов следует рассмотреть сегменты с более низкими показателями.

При подготовке бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена последовательность в выделении отчетных сегментов. Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен обязательно выделяться и в отчетном периоде (безотносительно каких-либо условий) (п. 11 ПБУ 12/2000).

Выделение отчетных сегментов можно продемонстрировать на следующей схеме:


Информация по сегменту 1

Информация по сегменту 2

Информация по сегменту 3

Информация по прочей деятельности

----------------------------------

Итого по организации


Таким образом, на отчетные сегменты (1 + 2 + 3) должно приходиться не менее 75% всей выручки организации и 25% - на прочую деятельность. Для каждого из выделенных сегментов определяется один из трех способов его представления: самостоятельный сегмент; сегмент, объединенный с другими сегментами; сегмент в составе прочей статьи. Установленная Положением процедура выделения отчетных сегментов содержит еще одно требование: применять нужно не общепринятый 5%-й порог существенности, а 10%-й, поскольку именно такой порог установлен п. 35 МСФО 14.
Что отразить в учетной политике
1.Применение (неприменение) ПБУ 12/2000 (п. 3 ПБУ 12/2000).

2.Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 12/2000).

3. Способ распределения доходов, расходов, активов и обязательств между отчетными сегментами (п. 13 ПБУ 12/2000).

4. Порядок выделения первичной и вторичной информации по отчетным сегментам (п. 16 ПБУ 12/2000).


Способ представления и состав информации по отчетным сегментам
При раскрытии информации по отчетным сегментам выделяется первичная и вторичная информация. Выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности (п. 16 ПБУ 12/2000).

В п.п. 17-20 ПБУ 12/2000 раскрываются принципы деления информации на первичную и вторичную.

Если риски и прибыли определяются главным образом различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим. Примером может служить ситуация, когда разброс в уровнях рентабельности продаж (в сравнении с общим уровнем по организации в целом) наблюдается в большей степени по видам продукции, чем по географическим регионам.

Наоборот, если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в географических регионах, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной - по операционным. Если же риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим.

В составе первичной информации по отчетному сегменту в бухгалтерской отчетности раскрываются следующие показатели, относящиеся к отчетному сегменту (п. 21 ПБУ 12/2000):

- общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами;

- финансовый результат (прибыль или убыток);

- общая балансовая величина активов;

- общая величина обязательств;

- общая величина капитальных вложений в ОС и НМА;

- общая величина амортизационных отчислений по ОС и НМА.

- выручка от продажи внешним покупателям;

- балансовая величина активов;

- величина капитальных вложений в ОС и НМА.

В п.п. 22 - 23 ПБУ 12/2000 приведены перечни показателей вторичной информации. Для географических сегментов: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов по местам их расположения; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов.

Для операционных сегментов: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов.



Информация по сегментам раскрывается в пояснительной записке к годовому отчету.
Хобачева И.В., аудитор



Смотрите также:
Требования и порядок формирования сегментарной отчетности сформулированы в пбу 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденном Приказом Минфина России от 27. 01
80.98kb.
1. 2 Настоящий Порядок разработан с целью обеспечения контроля за сохранностью и целевым использованием бланков строгой отчетности
172.81kb.
Ошибки, допускаемые при подготовке и представлении технических планов зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства
219.29kb.
Государственный образовательный
345.64kb.
«утверждено»
1212.89kb.
Прикладная физика, 2000, №3, с
208.86kb.
А аудит финансовой отчетности за предыдущий период не проводился
152.35kb.
Следующие после космоса. В россии нашлась национальная идея – народная война с педофилами Кажется, нам, жителям России 2000-х, можно ликовать. «О чем так долго говорили большевики…!»
51.8kb.
«Особенности формирования правового сознания в современной России»
74.73kb.
А. А. Монисов 8 июня 2000 года Дата введения 2000 год определение общей токсичности почв по интенсивности биолюминесценции бактерий методические рекомендации
275.62kb.
3 утвержден и введен в действие приказом мчс россии от 25 марта 2009 г
1874.35kb.
Программа определяет понятие практики, порядок ее организации и руководства, раскрывает содержание и структуру программы практики, требования к отчетной документации
812.52kb.