Главная страница 1

Участник дорожного движения — звучит гордо!

5-6 кл
Тема: «Участник дорожного движения — звучит гордо!». 

Цели: 
Ознакомление учеников с историей создания Правил дорожного движения, объяснение необходимости ответственного отношения к соблюдению Правил дорожного движения; повторение месторасположения пешеходных переходов вблизи учреждения образования, безопасных маршрутов движения учащихся в школу, на занятия в спортивную секцию, кружок; обратить особое внимание на нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах; рассказать о направлениях деятельности отрядов ЮИД, направлениях подготовки юного инспектора движения, о проводимых конкурсах и соревнованиях.

Задачи:

образовательная: 
систематизировать знания по ПДД, закрепить понятие «участник дорожного движения», учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице; повторение месторасположения пешеходных переходов вблизи учреждения образования, безопасных маршрутов движения учащихся в школу, на занятия в спортивную секцию, кружок; обратить особое внимание на нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах; рассказать о направлениях деятельности отрядов ЮИД, направлениях подготовки юного инспектора движения, о проводимых конкурсах и соревнованиях. 
развивающая: 
развивать навыки соблюдения ПДД, безопасного поведения на проезжей части, формирование умения логически мыслить, навыков наблюдательности;
воспитательная: 
воспитывать культуру общения, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения. 

Оформление:
музыкальное сопровождение, плакаты по ПДД.

Оборудование: 
Видеофильм, мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями.

Структура занятия:

I. Организационный момент. 


II. Основная часть. Из истории ПДД.
I. Организационный момент.
II. Основная часть. Из истории ПДД.
III. Месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения образования. 
IV. Нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах.
V. Деятельность отрядов ЮИД.
VI. Подведение итогов занятия (Рефлексия: закрепляющие вопросы и тезисы по ПДД).


Ход занятия:

I. Организационный момент

Все мы множество раз за день пользуемся улицами и дорогами городов, и населенных пунктов, в которых живем, любим гулять по родным местам. Тем самым мы становимся участниками дорожного движения. Правила дорожного движения гласят: участник дорожного движения — физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

Ради своей безопасности Вы должны ориентироваться в сложной дорожной ситуации, самостоятельно принимая решение. Помогает нам в этом знание соответствующих правил поведения.

II. Из истории ПДД. 

Знаете ли Вы, когда возникли первые правила поведения на дороге?

Необходимость в регулировании дорожного движения возникла в те времена, когда еще не было машин, а улицы находились во власти конных экипажей. Первых правил дорожного движения придерживались уже более двух тысяч лет тому назад. 


Еще в I в. н. э. Юлий Цезарь запретил колесницам появляться на улицах Рима днём, так это создавало реальную опасность жителям города. В Европе попробовали ввести правила движения конных экипажей в XXVII веке, а в России первые правила и ответственность за их нарушение было введено в 1683 году.
Шло время. Изменялась жизнь, появились современные автомобили. Соответственно изменились и правила. Для того чтобы на дорогах было безопасно, весь автотранспорт стал подчиняться строгим законам уличного движения.
Сегодня в Беларуси мы придерживаемся Правил дорожного движения, которые действуют с 28 ноября 2005 г. (с 18 октября 2007 г. — внесены изменения и дополнения) — это основные правила поведения всех участников дорожного движения.
Нам предстоит привести ваши знания ПДД в систему, научиться охранять свою жизнь и безопасность, быть наблюдательными. Вы готовы, ребята?

III. Месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения образования:

Дать определение понятия «пешеход».


Учитель. Пешеход — это физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам. Для безопасного перехода проездной части пешеходы пользуются пешеходными переходами. В основном пешеходные переходы обустраивают возле перекрестков. При интенсивном движении пешеходов переход может быть расположен вне перекрестка.
Границы пешеходного перехода обозначаются разметкой. Нерегулируемые пешеходные переходы обозначаются знаками «Пешеходный переход». Наиболее безопасным являются подземный и наземный переходы (мостик), которые полностью исключают пересечение пешеходных и транспортных потоков. 

Виды пешеходных переходов (слайд):

• Пешеходный переход. 


• Подземный пешеходный переход. 
• Наземный пешеходный переход. 

При переходе нерегулируемого перекрестка последовательность обзора проезжих частей будет такой: посмотреть налево — прямо — направо.


По каждому направлению пешеход должен оценить дорожную ситуацию и определить: автомобиль стоит — пропускает, автомобиль далеко, автомобиля на участке приближения нет. Эти три признака безопасного перехода проверяются в каждом направлении. Если хоть одно из условий не выполняется, на переход ступать опасно, следует подождать улучшения дорожной ситуации.
Перекрестки, на которых светофоры отсутствуют либо неисправны (выключены все сигналы), либо светофор работает в режиме желтого мигания, также считаются нерегулируемыми.
Если на перекрестке включен светофор или находится регулировщик, то это регулируемый перекресток. Движение через такой перекресток осуществляется по другим правилам.

Переход дороги на регулируемом перекрестке 

Очередность движения интенсивных транспортных и пешеходных потоков на улицах регулируется с помощью светофоров. Движение пешеходов регулируется двухсекционными пешеходными светофорами. Значение сигналов такое — красный запрещает движение, зеленый разрешает. Возле перекрестков для пешеходов обустраиваются пешеходные переходы. Границы этих переходов обозначаются соответствующей дорожной разметкой.



Переход проездной части в условиях ограниченной обзорности 

Дорожно-транспортные происшествия при участии детей в условиях ограниченной обзорности случаются очень часто.


Обзорность — это возможность пешехода наблюдать за дорожной обстановкой со всех сторон. Ограниченная обзорность — это видимость участка дороги, которая ограничена крутыми поворотами или холмами, придорожными сооружениями, насаждениями и другими объектами, а также стоящими или двигающимися автомобилями. Ограниченная обзорность создает ложную мысль: «автомобиля не видно, значит безопасно». В населенных пунктах здания и зеленые насаждения, расположенные вблизи дороги, создают определенные трудности в оценке дорожной обстановки перед переходом улицы. В случае, когда часть улицы закрыта от наблюдения каким-то препятствием, пешеходу необходимо действовать следующим образом: подойти к краю препятствия, остановиться, осторожно выглянуть из-за нее и определить «что там?» — есть ли автомобиль, который для него опасен. Если безопасно, то осуществить переход.
При ограниченной обзорности пешеходы не только ни в коем случае не должны выходить на проезжую часть без остановки, а искать место, где дорога хорошо просматривается во все стороны на достаточном расстоянии 150 — 200 м.

Переход проездной части в условиях недостаточной видимости 

Термин «недостаточная видимость» — это отрезок времени, который охватывает период, когда пешеход не может четко различать дорогу и автомобили, которые находятся на расстоянии, достаточном для обеспечения безопасности движения. Имеется в виду темная пора суток и другие случаи, когда видимость недостаточна, например, в результате тумана, снегопада или сильного дождя и т.д. 


В Правилах содержится адресованная пешеходам рекомендация относительно движения по дорогам в темное время суток: прикреплять к одежде светоотражающие элементы, которые при освещении пешеходов светом фар делает их хорошо заметным для водителей. 
В условиях недостаточной видимости переходите дорогу только на пешеходном переходе. Второе условие — пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (фликером). 
Школы чаще всего располагаются в микрорайонах с плотной жилой застройкой, что подразумевает большое количество и интенсивное движение транспортных средств. Для регулирования движения применяются различные средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки и светофорные объекты.
Необходимо перечислить наиболее крупные и аварийно опасные перекрёстки, расположенные вблизи учреждения образования, с интенсивным движением транспортных средств. Возможна демонстрация фотографий или видеоматериалов заснятых на указанных перекрёстках, либо мультимедийная презентация на основе местного материала с игровыми заданиями.

IV. Нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах.

Первое, что Вам надо знать, ребята, это то, что двигаясь на роликовых коньках или скейтбордах, Вы всё равно являетесь пешеходом. И на Вас распространяются все права и обязанности пешеходов, предусмотренные Правилами дорожного движения. Для регламентации движения на велосипедах и мопедах в Правилах дорожного движения выделена целая глава (двадцатая).


Необходимо помнить, что проезжая часть предназначена в первую очередь для движения транспортных средств. Пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии по обочине. Переходить проезжую часть разрешено только, по пешеходному переходу. Как правильно это делать мы рассмотрели сегодня в третьей части нашего урока.
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движения велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от её правого края. Важно помнить, что при движении по дороге в тёмное время суток и (или) при её недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены: спереди — фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади — фонарь, излучающий красный свет.
Велосипедисту запрещается использовать технически неисправные велосипеды и мопеды, двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях, двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы.
И самое гласное, что вы должны знать: запрещается управлять велосипедом на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица лицам моложе четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек).

V. Деятельность отрядов ЮИД.

Вы знаете, что во всех школах нашей республики созданы и функционируют отряды юных инспекторов движения.



Основными задачами создания и деятельности отрядов стали: 

— углубленное изучение Правил дорожного движения,


— овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения,
— овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения,
— овладение практическими методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. 
Кроме этого в сферу деятельности членов отрядов ЮИД входит ещё много различных направлений работы, о которых Вы, несомненно, сможете узнать, если станете его членом.
Ежегодно в нашей республике проводятся слёты-конкурсы отрядов ЮИД, целью которых является:
— профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
— воспитание законопослушных участников дорожного движения;
— пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
— популяризация деятельности отрядов юных инспекторов дорожного движения (далее — отряды ЮИД).
Соревнования проводятся на различных уровнях: районном, региональном, республиканском. Победители республиканского слёта-конкурса представляют нашу страну на международных соревнованиях.

Показ агитационного фильма, созданного по результатам деятельности отряда ЮИД.



VI. Итог занятия, закрепление знаний.

Учитель: Ребята! Сегодня вы познакомились с историей создания ПДД, узнали необходимость ответственного отношения к соблюдению ПДД участниками дорожного движения.


Повторили месторасположение пешеходных переходов вблизи Вашего учреждения образования, безопасные маршруты движения учащихся в школу, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок.
Также мы обратили особое внимание на нормы безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах.
И получили основное представление о деятельности отрядов ЮИД, направлениях подготовки юного инспектора движения, о проводимых конкурсах и соревнованиях.

Рефлексия.

Учащимся предлагаются закрепляющие вопросы и тезисы по ПДД.



Вопросы и задания:

— Рассказать историю создания Правил дорожного движения. 


— Рассказать и показать месторасположение пешеходных переходов вблизи учреждения образования.
— Рассказать и показать безопасные маршруты движения учащихся в школу, магазин, на занятия в спортивную секцию, кружок.
— Какие нормы необходимо соблюдать для безопасного поведения при движении на роликовых коньках, скейтбордах, велосипедах.
— Рассказать о деятельности отрядов ЮИД



Смотрите также:
Участник дорожного движения звучит гордо!
83.73kb.
Отмечают следующее
65kb.
1. Пацан это звучит гордо
46.7kb.
Игра-соревнование «Знайте правила движения, как таблицу умножения»
60.62kb.
Название проекта: «Знай и выполняй правила дорожного движения»
32.1kb.
1. Настоящая Методика определяет основания и алгоритм расчета социально-экономической и бюджетной эффективности Программы
50.57kb.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся 2012 г
294.57kb.
«Звук /й/ и буква «й». Закрепление»
62.8kb.
Должностная инструкция водителя транспортного средства, выполняющего перевозку опасных грузов, и транспортно-сопроводительная документация при перевозке ог
79.9kb.
Данный проект был реализован в моу новосёлковская сош дмитриевым Артёмом в 2010-2011 учебном году в рамках мегапроекта «Правовой ликбез школьника»
93.82kb.
Психические особенности детей
41.11kb.
В. де Ситтер (перевод с немецкого – проф. В. В. Чешев, 2010 г.)
20.12kb.