Главная страница 1страница 2 ... страница 39страница 40

А.П.Красов, А.А.Вовк, Т.Н.Кузьминова, И.М.Ряхов, Л.Я.Афанасьева

Бухгалтерский финансовый учет

на железнодорожном транспорте

Под редакцией профессора А.П.Красова

Рекомендовано

Управлением кадров, учебных заведений и правового обеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве учебника для студентов экономических специальностей высших учебных заведений Министерства транспорта Российской Федерации

Москва 2008

Учебное издание


Анатолий Павлович Красов

Алексей Александрович Вовк

Татьяна Николаевна Кузьминова

Иван Михайлович Ряхов

Лидия Яковлевна Афанасьева
Бухгалтерский финансовый учет

на железнодорожном транспорте


Учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта

Редактор


Корректор

Компьютерная верстка

Изд.лиц. ИД №04598 от 24.04.2001 Подписано в печать

Формат 60х84 1/16 Печ.л. Тираж экз. Заказ

Учебно-методический Центр по образованию на железнодорожном транспорте

Издательство «Маршрут», 107078, Москва, Басманный пер., д.6

Аннотация
Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте: Учебник для вузов железнодорожного транспорта/ А.П.Красов, А.А.Вовк, Т.Н.Кузьминова, И.М.Ряхов, Л.Я.Афанасьева; Под ред. проф. А.П.Красова. М.: Маршрут, 2007, с.
В учебнике излагаются вопросы организации и методологии бухгалтерского финансового учета на железнодорожном транспорте после преобразования его в открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Основой учебника являются нормативные документы по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством финансов РФ и ОАО "РЖД". При его подготовке использованы также материалы научных разработок, выполненных членами авторского коллектива в последние годы. Структура учебника с точки зрения перечня вопросов, подлежащих изучению студентами, в основном соответствует учебной программе по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте» для студентов специальности 080109 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".

Учебник может быть использован студентами других экономических специальностей, а также работниками учетно-аналитических и планово-финансовых служб подразделений железнодорожного транспорта.

Авторы: А.П.Красов, канд. экон. наук, проф. – предисловие, главы 1, 8, 10, 11, 12; А.А.Вовк, доктор экон. наук, проф. – главы 14 и 15; Т.Н.Кузьминова, канд.экон.наук, доцент – главы 9, 17, 18, 19, 20; И.М.Ряхов, канд.экон.наук, доцент – главы 4, 5, 6, 7, 13, 16; Л.Я.Афанасьева, ст. препод. – главы 2,3.

Предисловие


Новая организационно-правовая форма и условия рыночной экономики обусловили повышение роли информации бухгалтерского учета в управлении видами деятельности железнодорожного транспорта. Одновременно повышаются требования к качеству подготовки специалистов, осуществляющих формирование учетной информации и ее представление пользователям.

Для успешной подготовки специалистов в любой отрасли знаний необходимо иметь учебник, содержащий научные основы изучаемой дисциплины.

Первый учебник по бухгалтерскому учету на железнодорожном транспорте был издан в середине 60-х годов прошлого века и предназначался для студентов эксплуатационных факультетов вузов МПС1.

В 1970 г. вышел в свет учебник «Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте», подготовленный в основном преподавателями МИИТа под руководством проф. Н.Г.Винниченко и предназначенный для студентов экономических специальностей. В дальнейшем (1978 г. и 1986 г.) этот учебник с изменениями и дополнениями издавался под руководством А.П.Красова.

Издание учебников для студентов экономических специальностей вузов МПС способствовало повышению уровня их подготовки по отраслевому бухгалтерскому учету и положительно сказалось на качестве изучения ими других дисциплин учетно-аналитического цикла.

Указанные учебники явились, кроме того, серьезной основой для создания нового учебника по бухгалтерскому учету, в котором представлена методология учета хозяйственных операций, обусловленная рыночными отношениями и международной практикой. Этот учебник (авторы А.П.Красов, Т.Н.Кузьминова, И.М.Ряхов, Л.Я.Афанасьева) отличается от предыдущих изданий и содержанием, и структурой.2

В настоящем издании учебника для вузов представлена методология бухгалтерского учета хозяйственных операций железнодорожного транспорта в условиях централизованного управления финансами и ресурсами. Произошло усложнение бухгалтерского учета практически во всех звеньях отрасли от линейных структурных единиц до Центрального аппарата ОАО "РЖД". Существенно изменилась как методология учета, так и его технология. Вопросы последней в учебнике почти не рассматриваются, поскольку технология в значительной мере носит индивидуальный характер.

Методология учета в отличие от его технологии носит общий характер и в основном определяется соответствующими нормативными документами. В учебнике раскрывается ее содержание, и объясняются причины применяемых методологических решений.

Структурной особенностью учебника является выделение в особый раздел вопросов, относящихся к налоговому учету. Это позволяет рассматривать проблемы финансового учета в «чистом виде», как они есть, не отвлекая внимание студента на систему налогообложения.

При изложении учета хозяйственных операций ОАО "РЖД" авторы посчитали целесообразным в бухгалтерских проводках указывать коды и наименования синтетических счетов, и только наименования субсчетов всех уровней. Такой порядок позволяет в известной мере рабочий план счетов ОАО "РЖД" сблизить с типовым планом счетов Министерства финансов РФ, что необходимо для студентов, которые по окончании института избирают местом работы нежелезнодорожные коммерческие организации.

Исходя из того, что учебник не должен быть «инструкционным», он не содержит всех положений действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету. Эти документы могут и должны изучаться студентами и использоваться ими при выполнении практических, лабораторных и курсовых работ.

Глава 1. Организация бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте




1.1. Бухгалтерский учет в системе отраслевого управления

Современный железнодорожный транспорт России представляет собой единый хозяйствующий субъект, где совершаются различные экономические процессы, требующие управления. Это приобретение производственных запасов, использование их в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, реализация результатов производства. Управление экономическими процессами как область человеческой деятельности базируется на информации, одним из источников которой является бухгалтерский учет. Данные бухгалтерского учета в совокупности с другими видами информации – статистической, технической и т.п. позволяют контролировать хозяйственные действия, анализировать их и на этой основе вырабатывать управленческие решения, в результате которых объект управления переводится из одного состояния в другое.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и капитале организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

В документах ведется первоначальная регистрация данных о хозяйственных операциях и, следовательно, составление документов есть начальная стадия создания информационного потока. На железных дорогах этот поток преимущественно зарождается в структурных единицах и в процессе обработки и обобщения по мере продвижения по восходящей приобретает свойства, необходимые для принятия решений на вышестоящих уровнях управления.

Таким образом, бухгалтерский учет, являясь одной их функций хозяйственного управления, выполняет в ней роль информационной системы, осуществляющей сбор, регистрацию и систематизацию данных об операциях, под влиянием которых совершается кругооборот средств. Он не только фиксирует, но и контролирует движение средств, их переход из одной формы в другую, наличие средств по их видам на каждой стадии кругооборота. Посредством бухгалтерского учета получают информацию о наличии и движении основных средств и нематериальных активов, материальных ресурсов и денежных средств, капитала, кредитов и займов, расчетов с юридическими и физическими лицами, определяют издержки производства и обращения, себестоимость перевозок и готовой продукции (работ, услуг), выявляют финансовые результаты. Полученная в бухгалтерском учете информация в форме финансового отчета или другим способом доводится до внешних и внутренних пользователей, использующих ее для анализа объекта управления по интересующей их программе. Анализ позволяет судить, насколько состояние объекта управления соответствует цели (целям), определить причины отклонений и принять соответствующие решения. Последние обычно принимаются для устранения или закрепления действия факторов, в результате которых фактическое состояние объекта управления отличается от ожидаемого, предусмотренного планом, сметой и т.п.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет не только информационную, но и контрольную функцию, которая проявляется в процессе формирования первичной информации и получения итоговых обобщенных данных.

Контрольная функция бухгалтерского учета имеет, а точнее, должна иметь тенденцию к усилению благодаря тому, что сбор, обработка и обобщение информации, т.е. наиболее трудоемкая часть учетного процесса передается вычислительным центрам и, следовательно, в какой-то мере отделяется от бухгалтерии. В результате аппарат бухгалтерии освобождается от выполнения рутинных, технических операций и получает возможность уделять больше внимания контролю деятельности хозяйствующего субъекта.

На железнодорожном транспорте объектами контроля являются:



  • расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при формировании издержек производства по грузовым и пассажирским перевозкам и другим видам деятельности;

  • доходы от перевозок и других видов деятельности, уровень рентабельности производства;

  • сохранность имущества, являющегося собственностью акционерной компании;

  • своевременное обеспечение филиалов и их структурных подразделений денежными средствами для погашения ими обязательств перед кредиторами;

  • соблюдение кассовой, расчетной и финансовой дисциплины, осуществление всех видов платежей в установленные сроки, своевременное взыскание дебиторской и погашение кредиторской задолженности, исключающее иммобилизацию средств и замедление их оборачиваемости;

  • правовая обоснованность хозяйственных операций, соответствие их действующему законодательству с целью обеспечения высокой достоверности учетной информации.

К началу 21 века в России по примеру других стран с рыночной экономикой в основном сформировались три вида бухгалтерского учета: финансовый, управленческий и налоговый.

Финансовый учет дает общую картину деятельности хозяйствующего субъекта. Его объектами на железнодорожном транспорте являются основные средства и материально-топливные ресурсы, затраты и результаты по видам деятельности, капитал, денежные средства и кредиты, дебиторская и кредиторская задолженность. Информация финансового учета обобщается в финансовой отчетности. Ее содержание не составляет коммерческой тайны и служит основой для анализа имущественного, финансового состояния и финансовых результатов в целом. Следовательно, информация финансового учета необходима собственнику для целей управления, но в основном рассчитана на внешних пользователей: поставщиков, банки, налоговые органы и органы статистики, потенциальных инвесторов и т.п. По общему правилу ведение финансового учета является обязательным для всех хозяйствующих субъектов. На железнодорожном транспорте он ведется в Центральном управлении компании, филиалами и их структурными подразделениями. В настоящее время финансовый учет в России является объектом государственного регулирования и на этом основании отражение в нем хозяйственных операций осуществляется в соответствии с принципами и требованиями, сформулированными в нормативных документах Министерства финансов России. Соблюдение установленных принципов и требований рассматривается как одно из важнейших условий достоверности и полезности финансовой информации для пользователей.

Управленческий учет как информационная система сложился в США к середине 20 века и первоначально назывался производственным учетом. Его основной задачей является обеспечение управления затратами, контроль их уровня, определение себестоимости исходя из целей ее использования в управлении, анализ отклонений от стандартных величин, смет, себестоимости прошлых периодов. На железнодорожном транспорте объектами управленческого учета, наряду с затратами на производство, которые отражаются по местам образования, центрам ответственности, а по перевозкам и по статьям номенклатуры расходов, являются также доходы и результаты по видам деятельности, операционным и географическим сегментам. Управленческий учет организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно по решению собственника, учредителей, носит внутренний характер и, в отличие от финансового учета, практически почти не регламентируется государством. В нем могут использоваться любые методы, позволяющие обосновать наиболее эффективное управленческое решение. Наряду с чисто учетными применяются методы экономики, математики, статистики и других областей знаний. В значительной мере, являясь планово- контрольной системой, управленческий учет использует бюджетирование. Информация управленческого учета доводится до пользователей посредством внутренней отчетности, содержание и сроки представления которой филиалы и их структурные подразделения устанавливают самостоятельно, за исключением отчетности отраслевого характера. Содержание этой отчетности представляет собой коммерческую тайну, так как через отчетность можно узнать технологию производства, затраты и выпуск новой продукции и т.п., что в рыночной экономике каждая компания стремится скрыть от конкурентов.

Налоговый учет представляет собой совокупность приемов и способов формирования налоговой базы для расчета суммы соответствующего налога. Он охватывает все виды существующих в России налогов: федеральных, субъектов федерации и местных. Его особенность в том, что он не имеет собственной методологии и в основном информация для него отражается и обобщается в финансовом учете. При необходимости в контрольных целях или для определения некоторых показателей на основе первичных документов ведутся специальные налоговые регистры (ведомости). Как правило, их применение необходимо, когда порядок формирования какого-либо показателя для целей налогообложения отличается от порядка, установленного правилами финансового учета. Обособленный налоговый учет на железнодорожном транспорте в настоящее время отсутствует. Существующая интегрированная система бухгалтерского учета позволяет по ее данным составлять финансовую отчетность, формы отчетности управленческого учета и налоговые декларации (расчеты).



следующая страница >>
Смотрите также:
Учебник для вузов железнодорожного транспорта/ А. П. Красов, А. А. Вовк, Т. Н. Кузьминова, И. М. Ряхов, Л. Я. Афанасьева; Под ред проф. А. П. Красова. М.: Маршрут, 2007, с
4840.1kb.
Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учебное пособие / Под ред проф. П. Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник: инфра-м, 2012. 319 с.: 60x90 1/16. (переплет)
89.25kb.
Общие требования к содержанию и технической эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования Содружества Независимых Государств
359.66kb.
Основные понятия о транспорте, транспортной технике; технические средства для развития различных видов транспорта и всех его направлений и хозяйств, их основные характеристики
265.13kb.
Литература Основная История мировой культуры (мировых цивилизаций) : учеб пособие для вузов
27.64kb.
Социология семьи: Учебник / мгу им. М. В. Ломоносова
90.32kb.
Наш исследовательский центр образован в конце 2007 г по инициативе и под руководством молодых ученых и аспирантов ведущих юридических вузов и учреждений разных регионов РФ
25.19kb.
Издатель: Zivorad Mihajlovic Slavinski
2958.79kb.
Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. 2-е изд., изм. М.: Изд-во норма, 2001. 572 с
781.63kb.
PR: методы работы со средствами массовой информации : учебное пособие для вузов/ Б. Р. Мандель. М.: Вузовский учебник; М.: Инфра-м, 2010. 204 с
1062.84kb.
Стандарт отрасли система испытаний подвижного состава требования к составу, содержанию, оформлению и порядку
156.01kb.
Лекция Бизнес в экономике современного азербайджана план Понятие бизнеса. Бизнес и экономика
196.39kb.