Главная страница 1




Учебно-методический
комплекс дисциплины

ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА
Для студентов факультета журналистики

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики периодической печати

С о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак


Учебно-методический комплекс дисциплины «Искусство заголовка» / сост. М.И. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 11 с.

Подготовлен на факультете журналистики.

© Шостак М.И., 2009

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Лекции и практические занятия по дисциплине «Искусство заголовка» – необходимая составляющая блока дисциплин «Основы творческой деятельности журналиста». В предлагаемом курсе работа над заголовком рассмотрена прежде всего с точки зрения функциональной – к заголовку предъявляются требования, единые для всех журналистских произведений: содержательность (информативность) и коммуникативность. Представлены разные возможности заголовков: констатирующих, интонированных, игровых – в ракурсе современной журналистской практики. Заголовки рассматриваются как самое краткое литературное произведение журналиста со всеми соответствующими требованиями ответственного выступления в прессе, а также как важнейший компонент, определяющий лицо издания, а значит, и проблемы соответствия заголовочной политики аудиторным запросам конкретной модели той или иной газеты и журнала.

Цели дисциплины: обратить внимание студентов на заголовок как важную составляющую газетно-журнальных публикаций, нацеленных на социальную ориентацию аудитории; дать конкретные технологические рекомендации с опорой на опыт российской и в целом мировой журналистики; побудить к созданию заголовков ярких, запоминающихся, в чем-то самодостаточных – как завершенный журналистский текст – и в то же время работающих на общий замысел журналиста, творческого коллектива редакции. Важно осознание студентами, будущими журналистами, того, насколько осуществлено взаимодействие «заголовок – текст» и, что не менее важно, насколько самостоятельно и ответственно прямое взаимоотношение «заголовок – читатель». В основе курса – понятие «заголовочная политика изданий» в историческом аспекте, что подразумевает сопоставление задач газетных заглавий в прессе вчерашнего и сегодняшнего дня.

Заголовки в данном курсе представлены как важнейший компонент, определяющий конкретное лицо издания. Уточняются вопросы соответствия заголовочной политики аудиторным запросам конкретной модели той или иной газеты и журнала. Обращено внимание на тот факт, что периодичность выхода издания, его типология не могут не оказывать влияния на заголовки, что на заголовках отражается и специфичность информации, связанная с уровнем интеллектуальной и эстетической подготовки читателей, возрастными и социальными характеристиками аудитории.

Слушателям предлагается рассматривать работу над заголовком журналистского произведения в свете общих проблем мастерства, ознакомиться с современными принципами и приемами творческой работы над заголовками и заголовочными комплексами.

Курс лекций и семинарских занятий, посвященный проблемам и технологии литературной работы журналиста над заголовками, построен таким образом, что предполагается активная практическая работа слушателей. Студенты самостоятельно изучают предложенную литературу; готовят по каждой теме «досье» – подборку вырезок из текущей прессы; выполняют контрольные к каждой теме.

Отчетность: зачет. Студент отвечает на вопросы зачетного собеседования, иллюстрируя свой ответ примерами из «досье», представляет контрольные работы.


ПРОГРАММА

Вводная лекция. Заголовок как литературное произведение журналиста


Особенности литературной работы над заголовком.

К истории вопроса. Осмысление функциональности заголовков в истории прессы. Заголовок в советской прессе: установки, рекомендации, практика. Цензура заголовков. Заголовки-трафареты. Разные модели заголовков ХХ в. в журналистике разных стран.

Функции заголовка в современной прессе. Заголовок как часть текста, способная изменить отношение к материалу. Заголовок как определение предпочтений, следствие авторского выбора. Феномен «чтения по заголовкам». Возможности заголовков: привлечь внимание к журналистскому произведению, подготовить восприятие, повлиять на способ читательского общения с материалом и формирование оценок. Зависимость работы с заголовками от типа издания и характера аудитории. Эстетика заголовка.

Раздел I. ФУНКЦИИ ЗАГОЛОВКА

Тема 1. Информативность заголовков
и «рекламные приманки»


Информативная функция: разные аспекты. Особенности информации о содержании материала. Представление авторской позиции. Сообщение посредством заголовка о позиции издания, его модели, его аудиторных предпочтениях.
Ориентирующая задача заголовков в прессе; система рубрик, тематических разделов. Заголовок как средство организации внимания; выделение «гвоздя» номера, полосы. Заголовок как средство внушения.

«Рекламные приманки» заголовков. Что именно рекламирует заголовок. Идеологический оттенок «рекламы идей» в советской прессе; отождествление заголовка с лозунгом и призывом. Проблемы сенсационности и сбалансированности информационной и рекламной стороны заголовков.

Тема 2. Коммуникативные возможности заголовков


Сущность коммуникативной функции заголовка.

Современные требования к «общению посредством заголовка»; возможности и наработки журналистов как коммуникаторов. Принципиальность требований к заголовку, открывающему процесс перетекания информации: взаимная настройка коммуникатора и реципиента, достижение согласия на взаимодействие, доверительность и пр.

Разговорный стиль заголовков. Проблема протяженности (обстоятельность длинных заголовков и энергичность кратких). Цитата в заголовке. «Лесенка смысла» заголовочных комплексов, которые создают с целью усиления коммуникативных контактов автора с аудиторией.

Тема 3. Типы заголовков и их функциональность


Взаимосвязь функции заголовка в современной прессе. Первенство коммуникативной функции, усиление рекламной функции, новое наполнение информативной функции.

Основные разновидности заголовков, употребляемых в прессе (типы и виды). Варианты классификации: по преобладающей функции, по эффекту общения с читателем, по уровню сенсационности, по комментирующим возможностям заголовков, по степени отражения личности автора и границам творческой игры с фактическим материалом.

Сенсация содержания и сенсация заглавий. Эффект – «убийство сенсации» (банальные заголовки к интересным материалам).

Учебное задание к семинарскому занятию (по темам 1–3)


Вопросы для обсуждения

  1. Соотнесение основных типов заголовков с их функциональностью.

  2. Пути усиления коммуникативных возможностей заголовков.

  3. Проблемы сенсационности заголовков.

Упражнения в аудитории

  1. Сопоставить варианты заголовков качественного и массового издания (газеты или журнала).

  2. Рассмотреть и прокомментировать заголовки новостной полосы популярного еженедельника.

  3. Определить типы заголовков, использованных при оформлении тематического разворота (пример взять из текущей периодики).


Раздел II. ПРЯМЫЕ ЗАГОЛОВКИ И ЗАГОЛОВКИ С ПОДТЕКСТОМ

Тема 4. Повествующая «заголовочная строка»
и заголовок-констатация


Сообщение в заголовке. Заголовки, исчерпывающие смысл. Заголовки с элементом недоговоренности, интриги. Новость в заголовке. Связь формы заголовочной строки с концепцией новостной подачи материалов. Возможности усиления элемента новизны. Заголовок новости, переходящий в текст (заголовок как часть лида).

Констатация и резюме. Возможности оценки и комментария в констатирующем заголовке. Декларативный вариант заголовка-констатации. Номинации – «имена» ситуации или характеристики людей. Недостатки этой формы: малая информативность, навязывание суждений.

Тема и смысл заголовка. Нарушение логики в констатирующем заголовке («заголовок-бессмыслица»). Опасности двусмысленности. Интрига в констатирующем заголовке. Газетные штампы констатаций.

Тема 5. Заголовок-резюме и развернутый комментарий


Возможности комментирования средствами заголовка.

Разновидности заголовка-резюме. Прямой комментарий. Безличные и неопределенно-личные формы. Заголовок – комментирующая цитата.

Резюме с оговоркой. Усиление комментирующего эффекта при форме «составное резюме». Особенности заголовков реплик и оперативных комментариев. Заголовок «вдогонку», присоединяющий комментарий, основанный на новейших сведениях, к оперативно переданному тексту.

Сенсационный заголовок-комментарий: разновидности, структура. Творческие находки, рекомендации по применению.


Тема 6. Персонифицированный и интонированный заголовки


Интонированный заголовок. Обращение в заголовке. Риторические восклицания. Интонация призыва и интонация реплики. Заголовок-вопрос. Рекламно-декларативный заголовок (лозунги как категоричная форма резюме и пародии на них.) Интонация размышления. Интонированное резюме. Интонация парадокса. Опасности интонированных заголовков.

Заголовок-цитата и другие варианты «персонифицированного» заголовка: традиционное применение и творческие варианты. Разновидности цитирования, рекомендации. Прямой, косвенный и фрагментарный заголовок-цитата. Варианты ссылки на источник мнений, автора высказывания. Сенсационные персонифицированные заголовки.


Учебное задание к семинарскому занятию (по темам 4–6)


Вопросы для обсуждения

  1. Повествование и констатация в заголовках.

  2. Границы и возможности комментирования средствами заголовка.

  3. Заголовок как реплика автора и авторская «ремарка».

Упражнения в аудитории

    1. Сменить заголовок: предложить свой вариант комментирующего заголовка, использовав «составной вариант» (с разделяющей точкой либо многоточием).

    2. Cменить заголовок: превратить персонифицированный заголовок с косвенным цитированием в заголовок-цитату.

    3. Сменить заголовок, интонировав его (в форме вопроса, восклицания).


Раздел III. ИГРОВЫЕ ЗАГОЛОВКИ

Тема 7. Переосмысление, пересоздание, иносказания


Работа над игровым заголовком как творчество и как приглашение к «сотворчеству» (обращение автора к фантазии читателя).

Основные разновидности игровых заголовков. Использование средств литературной выразительности для «игры смыслов».

Перефразировка. Работа с известными цитатами, крылатыми словами. Обращения и персонификация в игровых заголовках. Игра слов и «игры ума» - парадоксы, каламбуры. Ирония в игровом заголовке. Стилизация (под научное определение, под стиль «доноса» и пр.). Иносказания. Ироничный вывод и ироничный прогноз.

Тема 8. Ритмическая и графическая организация игровых заголовков


Ритмизированный игровой заголовок. Звуковая инструментовка-аллитерация. Ритмические совпадения и соответствия. «Подражание ритму» (разгадка первоисточника). Перебивка ритма («игра в неожиданность»). Рифмованные заглавия.

Иностранные слова в тексте многослойно-смыслового заголовка. Игровой комплекс «заголовок-фотография» (коллаж, рисунок); варианты: преобладающая роль текста и преобладание изображения.

Современные способы графических выделений фрагментов заголовка как элементы игры. Эффект внушения, достигаемый зрительным образом заголовка (цветовые пятна, графика, текстовые переносы как средство организации «игровой стихии»).

Тема 9. Уровни игры. «Минусы» игровых заголовков


Иллюзия «чистого творчества» и публицистика игрового заголовка.

Игровой заголовок, соблазны и опасности: особенности употребления в современной прессе, привлекательные и отрицательные черты, наиболее распространенные ошибки. Проблемы функциональности заголовков этого типа; слабая информативность.

Двусмысленный заголовок и ложная сенсация.

Этико-профессиональные ограничители «игры» в заголовке.


Учебное задание к семинарскому занятию (по темам 7–9)


Вопросы для обсуждения

  1. Основа для игры в заголовке. Проблема «узнаваемости» первоисточника.

  2. Ритмизированный и стихотворный заголовок.

  3. Этика игровых заголовков.

Упражнения в аудитории

  1. Подобрать примеры заголовка-аллитерации.

  2. Превратить заголовок-резюме в игровой.

  3. Стилизовать текст заголовка под «научное определение».

  4. Дать вариант стихотворного заголовка на предложенную тему.

Раздел IV. ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС

Тема 10. Работа с подзаголовком


Заголовочный комплекс как важный инструмент привлечения и удержания внимания читателя. Элементы заголовочного комплекса, современные приемы использования «многоступенчатых» названий. Эффект проведения читателя по разным ступеням смысла, постепенность включения в текст. Игра интонаций в заголовочном комплексе. Включение в комплекс первого абзаца текста (лида).

Подзаголовок как уточнение концепции, как пояснение и как дополнительная интрига. Резюмирующая функция подзаголовка. Коррекция заголовка: «добавление смысла» и др. Сопоставление и контраст. «Перекличка». Подзаголовок-реплика.


Тема 11. Надзаголовок, шапка, эпиграф в заголовочном комплексе


Рубрики и надзаголовки: спектр возможностей и вариантов.

«Маркировка» тематических полос и разворотов.

Надзаголовки-«оттяжки». Введение дополнительного смысла. Авторские оговорки и предостережения. Ассоциативный надзаголовок и эпиграф. Источники цитирования.

Эпиграфы как «лозунги» изданий; традиции прессы и современные варианты.

Роль шапки на полосе. Первополосные шапки в партийной, идеологизированной прессе. «Шапка» как комментарий «от редакции», концентрация смысла тематической полосной подборки материалов.

Тема 12. «Сквозная игра» заголовков полосы и номера


Сложные игры с заголовком. Многослойные заголовки. Объединение нескольких материалов одним заголовком. Варианты одного и того же заголовка при публикации контрастных материалов (двойная игра). Заголовки-«обманки».

Несколько заголовков к одному материалу в журналах-еженедельниках. Переход из номера в номер ведущего образа заголовочного комплекса.

Сочетания заголовка с фрагментами изопублицистики (коллажем, жанровой фотографией, рисунком). Современный дизайн заголовков и публицистическая выразительность.

Учебное задание к семинарскому занятию (по темам 10–12)


Вопросы для обсуждения

  1. Смешанные заголовки (объединение возможностей заголовков разных типов в едином составном заголовке, или в заголовочном комплексе).

  2. Разновидности подзаголовков.

  3. Надзаголовки в газете и в журнале.

Упражнения в аудитории

  1. Рассмотреть и прокомментировать варианты заголовочных комплексов одного из общенациональных российских изданий.

  2. Сопоставить рубрики и надзаголовки («оттяжки») в двух изданиях молодежной прессы.

  3. Рассмотреть «колонку-аншлаг» первой полосы популярного еженедельника.

Заключительная лекция


Заголовок: общие проблемы технологии и мастерства.

Заголовок как произведение журналиста (журналистская афористика). Варианты афористики: серьезный и ироничный «афоризмы» первых полос еженедельников. Рекламные строчки-«фонарики». Афористика шапок тематических страниц.

Общие тенденции работы с заголовком в современной прессе.

Проблемы профессиональной ответственности.



Вопросы для подготовки к зачету


  1. Функции заголовков в современной прессе.

  2. Основные типы заголовков.

  3. Повествовательный заголовок-констатация.

  4. Повествовательный заголовок-резюме.

  5. Составной заголовок-резюме.

  6. Интонированный заголовок.

  7. Вопрос и восклицание.

  8. Персонифицированный заголовок.

  9. Заголовок-цитата.

  10. Заголовок-цитата и другие варианты персонификации заглавий.

  11. Интонированные заголовки: восклицание, вопрос, многоточие.

  12. Разновидности игрового заголовка.

  13. Игровой заголовок: рекомендации и предостережения.

  14. Варианты заголовочных комплексов.

  15. Соотнесение основных типов заголовков с их функциональностью.

  16. Пути усиления коммуникативных возможностей заголовков.

  17. Проблемы сенсационности заголовков.

  18. Повествование и констатация в заголовках.

  19. Границы и возможности комментирования средствами заголовка.

  20. Заголовок как реплика автора и авторская «ремарка».

  21. Основа для игры в заголовке. Проблема «узнаваемости» первоисточника.

  22. Ритмизированный и стихотворный заголовок.

  23. Этика заголовков.

  24. Разновидности подзаголовков.

  25. Надзаголовки в газете и в журнале.

  26. «Сквозные» заголовки современной журнальной прессы.



Темы рефератов


  1. Заголовки новостной полосы популярного еженедельника.

  2. Заголовочные комплексы газеты «Комменсантъ».

  3. Художественно-изобразительная сторона современных заголовков.

  4. Персонифицированный заголовок: традиционное применение и творческие варианты.

  5. Заголовок-цитата в современной прессе.

  6. Особенности игрового заголовка, привлекательные и отрицательные черты, наиболее употребительные варианты.

  7. «Многоязычный» современный заголовок (вставки английских слов, игра со сленгом).

  8. Разновидности резюмирующих и комментирующих заголовков в современной прессе.

  9. Особенности работы над заголовочным комплексом.

  10. Стихотворный заголовок: история и современность.

  11. Функции подзаголовков.

  12. Рубрики и шапки современной газеты.

  13. Названия газет и журналов: реклама и ответственность.

  14. Этико-профессиональные ограничители в употреблении заголовков.


ЗАДАНИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ «ДОСЬЕ»
И ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


  1. Привести примеры констатирующего заголовка.

  2. Приобщить к досье примеры констатирующего заголовка-«обманки».

  3. Найти в текущей прессе интересные заголовки-резюме.

  4. Привести примеры интонированных заголовков.

  5. Подобрать несколько примеров заголовков-цитат («сенсационное заявление» «ответственное заявление», «общий вывод» и др.).

  6. Найти примеры ироничного двусоставного заголовка-резюме.

  7. Предложить несколько вариантов игрового заголовка к одному и тому же материалу («сентенция», «стихи», обыгранная цитата).

  8. Сопоставить варианты заголовков качественного и массового издания (газеты или журнала).

  9. Рассмотреть заголовки новостной полосы популярного еженедельника.

  10. Определить типы заголовков, использованных при оформлении тематического разворота.

  11. Сопоставить рубрики и надзаголовки («оттяжки») в двух изданиях молодежной прессы.

  12. Рассмотреть «колонку-аншлаг» первой полосы популярного еженедельника.

  13. Привести наиболее удачные заголовки из собственной практики. Определить их тип.


ЛИТЕРАТУРА


Бессонов А. Газетный заголовок. – Л., 1958.

Блисковский З. Муки заголовка. – М., 1981.

Воскобойников Я., Юрьев В. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. – М., 1993.

Если для понимания заголовка нужно прочесть статью, это не заголовок. Советы американских коллег // Журналист. – 1998. – № 6.



Кайда Л. Эффективность публицистического текста. – М., 1989.

Костомаров В. Из наблюдений за языком газет: газетные заголовки. – М., 1965.

Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

Погребенков В. Заголовочный комплекс в американской военной газете: структура и функции: Дис... канд. филол. наук. – М., 1977.

Подчасов А. Функционально-стилистические особенности газетных заголовков (на материале российских и британских газет второй половины 1980–90 гг): Дис... канд. филол. наук. – М., 2001.

Толомасова О. Структурно-функциональные особенности английских газетных заголовков. – Горький, 1981.

Шостак Г. Коммуникативные тактики в создании заголовков (на материале современных британских газет) // Журналистика 2003. – М., 2004.

Шостак М. Журналист и его произведение. – М.,1998.

Шостак М. Реплики прессы // Журналистика 2003. – М., 2004.

Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.

Шостак М. Сочиняем заголовок // Журналист. – 1998. – № 3.



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс дисциплины искусство заголовка для студентов факультета журналистики
169.09kb.
Учебно-методический комплекс Для студентов факультета журналистики Минск бгу 2007
1894.47kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины политология для студентов
245.88kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов очной формы обучения по специальности 031202
913.4kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск
789.37kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности Юриспруденция
1463.59kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история россии
732.3kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург
3050.02kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «философия религии» по специальности 080507. 65 «Менеджмент организации» Формы обучения
370.54kb.
Российская федерация
262.67kb.
Российская федерация
202.22kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 04 «Организация патронажной службы» для студентов, обучающихся по специальности 040101. 65 «Социальная работа»
205.48kb.