Главная страница 1

Русский глагол в правилах и упражнениях: Учебное пособие / А.А. Караванов. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2012. - 176 с.: 60x90 1/16. - (Русский как иностранный). (переплет)

ISBN 978-5-9558-0238-1

Цель пособия – помочь учащимся овладеть русской грамматикой в рамках вузовского курса и подготовиться к сдаче соответствующих тестов.

Пособие состоит из трех частей, где рассматриваются категории залога и наклонения, формы причастия и деепричастия, неопределенно-личная конструкция и конструкции косвенной речи, глаголы движения и виды глагола. В каждой части представлены систематизированные правила и упражнения.

Пособие будет также полезно преподавателям русского языка как иностранного, студентам педагогических вузов и университетов.

Для иностранных студентов, магистрантов, аспирантов и стажеров высших учебных заведений; может быть использовано на любом этапе обучения русскому языку – от начального до продвинутого.


Предисловие 3

Часть 1


ПРИЧАСТИЕ. НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНАЯ КОНСТРУКЦИЯ. ЗАЛОГ. ДЕЕПРИЧАСТИЕ. СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ. КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

§ 1. Причастие 5

Правило 1. Активное причастие настоящего времени: значение и формы 5

Правило 2. Причастный оборот и определяемое слово 6

Правило 3. Активное причастие прошедшего времени: значение и формы 8

Правило 4. Пассивное причастие настоящего времени: значение и формы .... 12 Правило 5. Употребление пассивных причастий настоящего времени

в пассивной конструкции с творительным падежом 13

Правило 6. Пассивное причастие прошедшего времени: значение и формы... 17 Правило 7. Краткое пассивное причастие прошедшего времени:

значение и формы 22

Правило 8. Употребление полных и кратких пассивных причастий прошедшего времени в пассивных конструкциях с творительным падежом 28

§ 2. Неопределённо-личная конструкция 29

Правило 9. Неопределённо-личная конструкция: значение и употребление 29

§ 3. Залог 31

Правило 10. Преобразование активных предложений в пассивные 31

Правило 11. Употребление кратких причастий в разговорной речи 33

Правило 12. Употребление глаголов с частицей -ся в пассивных

предложениях 34

Правило 13. Пассивные предложения с глаголом с частицей -ся

и активные предложения с обратным порядком слов 36

Правило 14. Пассивные предложения с глаголом с частицей -ся, не содержащие объекта в творительном падеже, обозначающего

производителя действия 38

Правило 15. Употребление глаголов с частицей -ся

в разговорной речи 42

Правило 16. Употребление глаголов с частицей -ся

в разговорной речи (продолжение) 45

Правило 17. Употребление глаголов с частицей -ся

в разговорной речи (окончание) 46

§4. Деепричастие 48

Правило 18. Деепричастие: значение и формы 48

Правило 19. Деепричастный оборот 52

Правило 20. Согласование деепричастия с субъектом предложения 54

Правило 21. Отсутствие у причастий временнбго значения 60

Правило 22. Образование деепричастий от глаголов

смотреть, хотеть, быть 62

Правило 23. Деепричастия, употребляющиеся как наречия 66

§ 5. Сослагательное наклонение 68

Правило 24. Сослагательное наклонение: значение и формы 68

Правило 25. Использование формы сослагательного наклонения для выражения значения несбыточного, трудноосуществимого

или просто сильного желания 74

Правило 26. Использование формы сослагательного наклонения для выражения значения несбыточного, трудноосуществимого

или просто сильного желания (продолжение) 75

Правило 27. Использование формы сослагательного наклонения для выражения значения желания и значения способности

к совершению действия 76

Правило 28. Усилительные предложения с частицей ни

и формой сослагательного наклонения 79

Правило 29. Усилительные предложения с частицей ни,

не содержащие формы сослагательного наклонения 83

§ 6. Предложения, выражающие значение желательного наклонения.... 86

Правило 30. Употребление конструкции чтобы + субъект + форма прошедшего времени, выражающей значение

желательного наклонения 86

§ 7. Косвенная речь 91

Правило 31. Употребление частицы ли в предложениях с косвенной

речью, не содержащих вопросительного слова 91

Правило 32. Предложения с косвенной речью, содержащие

вопросительное слово 96

Приложение 100

Образование форм кратких пассивных причастий прошедшего времени 100

Образование форм полных пассивных причастий

прошедшего времени 104

Часть 2


ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ 108

Правило 1. Глаголы, обозначающие движение пешком, и глаголы,

обозначающие движение на транспорте 108

Правило 2. Глаголы, обозначающие однонаправленное

и разнонаправленное движение 108

Правило 3. Глаголы, обозначающие движение «туда и обратно»,

и глаголы, обозначающие движение «в одну сторону» 109

Правило 4. Глаголы движения, выражающие значение самой общей констатации действия в прошлом, и глаголы движения, выражающие

значение процесса 110

Правило 5. Значения, выражаемые глаголами разнонаправленного

движения в настоящем, прошедшем и будущем времени 111

Правило Б. Значения, выражаемые глаголами однонаправленного

и разнонаправленного движения в форме инфинитива 113

Правило 7. Значение глаголов нести/носить, везти/возить, вести/водить 115

Правило 8. Типы глагольных пар, возникающие при соединении префиксов с глаголами однонаправленного

и разнонаправленного движения 117

Правило 9. Глаголы движения с приставкой за- 119

Правило 10. Глаголы движения с приставкой до- 120

Правило 11. Употребление глаголов с приставкой до- и исходных однонаправленных глаголов для обозначения пути,

пройденного за какое-то время .122

Правило 12. Употребление слов всего и целый (всего полчаса — целых два часа) для оценки продолжительности пути

в предложениях с глаголами однонаправленного движения 123

Правило 13. Значение вопросов Как вы долетели [доехали, дошли)?

и Как вы летели (ехали, шли)? ..'. 124

Правило 14. Глаголы движения с приставкой про- 125

Правило 15. Употребление глаголов пройти и проехать

с предлогами в и на и с предлогом к 128

Правило 16. Глаголы движения с приставкой пере- 128

Правило 17. Глаголы движения с приставкой об- (обь-, обо-) 129

Правило 18. Три варианта приставок, оканчивающихся

на согласный (на примере приставки об-: об-, обь-, обо-) 129

Правило 19. Глаголы движения с приставками под- (подъ-, подо-)

и от- (отъ-, ото-) 130

Правило 20. Глаголы движения с приставками при- и у- 131

Правило 21. Значение словосочетаний прийти к кому-то

и подойти к кому-то 131

Правило 22. Значение словосочетаний уйти от кого-то

и отойти от кого-то 132

Правило 23. Глаголы движения с приставками в- (еь-, во-) и вы- 133

Правило 24. Значение предложений Он вышел и Он ушёл в случаях,

когда они выражают отсутствие субъекта в указанном месте 134

Правило 25. Глаголы движения с приставками

в- (еь-) и с- (сь-, со-) 134

Правило 26. Глаголы переехать, съехать и въехать 135

Правило 27. Глаголы движения с приставками вы- и с- (сь-, со-) 135

Правило 28. Глаголы движения с приставками с- (сь-, со-)

и раз- (разъ-, разо-, рас-) и частицей -ся 136

Правило 29. Четыре варианта приставки раз-: раз-,

разъ-, разо-, рас- 136

Правило 30. Употребление глаголов принести — отнести — унести, привезти — отвезти — увезти и привести —

отвести — увести 137

Правило 31. Значение глаголов однонаправленного движения

с приставкой по- [пойти, поехать и др.) 139

Правило 32. Значение глаголов разнонаправленного движения с приставкой по- (походить, поездить, побегать,

поплавать, полетать и др.) 140

Правило 33. Значение переходных глаголов однонаправленного

движения с приставкой по- (понести, повезти, повести и др.) 142

Правило 34. Соотношение значений однонаправленных и разнонаправленных переходных глаголов с приставкой по-

(понести и поносить, повезти и повозить, повести и поводить) 143

Правило 35. Соотношение значений однонаправленных и разнонаправленных переходных глаголов с приставкой по- (понести и поносить, повезти и повозить, повести и поводить)

(продолжение) 145

Приложение 147

Часть 3

ВИДЫ ГЛАГОЛА 154



Правило 1. Несочетаемость СВ с фазовыми глаголами 154

Правило 2. Несочетаемость СВ со словами не надо, не нужно

и подобными 154

Правило 3. Несочетаемость СВ со словами разонравиться, наскучить,

наскучивать и подобными 155

Правило 4. Несочетаемость СВ с глаголами нравиться/понравиться,

привыкать/привыкнуть и др 156

Правило 5. Несочетаемость СВ со словами вредно, больно,

грустно и др 157

Правило 6. Несочетаемость СВ с конструкциями типа посоветовать не...,

попросить не... и подобными 157

Правило 7. Несочетаемость СВ с глаголами успеть, удаться, суметь,

смочь и забыть 158

Правило 8. Несочетаемость СВ со словами часто, редко и подобными 159

Правило 9. Несочетаемость СВ со словами с каждым часом

[днём, месяцем и т.д.) и подобными 160

Правило 10. Несочетаемость СВ со словами всё больше, всё чаще и

подобными 160

Правило 11. Несочетаемость СВ со словами, обозначающими

ограниченный отрезок времени 161

Правило 12. Несочетаемость СВ со словом всё, употреблённым

в значении наречия 162

Правило 13. Особенности сочетаемости видов со словом давно 162

Правило 14. Особенности сочетаемости видов со словом раньше 163

Правило 15. Употребление НСВ для выражения значения

«будущего в прошедшем» 164

Правило 16. Употребление видов для выражения значений

сохранения и «аннулированности» результата 164

Правило 17. Употребление СВ для выражения значения отсутствия

предмета в указанном месте 165

Правило 18. Употребление НСВ для выражения значения занятости

субъекта в определённое время каким-то делом 166

Правило 19. Употребление НСВ для выражения значения

непричастности к совершению действия 167

Правило 20. Особенности употребления видов со словом нельзя 168

Правило 21. Употребление видов в императиве для выражения значений



запрещения и предостережения 168

Приложение 170



Смотрите также:
Учебное пособие / А. А. Караванов. М.: Вузовский учебник: ниц инфра-М, 2012. 176 с.: 60x90 1/16.
96.32kb.
Культурология: Учебное пособие / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. М.: Альфа-М: ниц инфра-м, 2015. 448 с.: 60x90 1/16
69.96kb.
Практикум по экономике, организации и нормированию труда: Учебное пособие / Под ред проф. П. Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник: инфра-м, 2012. 319 с.: 60x90 1/16. (переплет)
89.25kb.
Новые технологии в производстве специальной и спортивной одежды: Учебное пособие / Н. М. Конопальцева, Н. А. Крюкова, Л. В. Морозова. М.: Форум: ниц инфра-м,2013 -240с.: 60x90 1/16.
41.02kb.
PR: методы работы со средствами массовой информации : учебное пособие для вузов/ Б. Р. Мандель. М.: Вузовский учебник; М.: Инфра-м, 2010. 204 с
1062.84kb.
Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. М.: Инфра-м, 2012. 185 с.: 60x90 1/16.
59.14kb.
Жестерева Е. В., Стерина Е. И. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вуз. М.: Вузовский учебник, 2005. 218 с
280.79kb.
Базы данных: Учебное пособие / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. 3-e изд., перераб и доп. М.: Форум, 2012. 400 с.: ил.; 60x90 1/16.
99.74kb.
Основы гуманитарной географии: Учебное пособие / Ю. Н. Голубчиков. М.: Инфра-м, 2015. 364 с.: 60x90 1/16.
58.76kb.
История государства и права зарубежных стран. В 2-х т. Т. Древний мир и Средние века: Учеб. / Отв ред. Н. А. Крашенинникова и др. 3 изд., перераб и доп. М.: Норма: ниц инфра-М, 2014 720 с.: 60x90 1/16
29.43kb.
Социология семьи: Учебник / мгу им. М. В. Ломоносова
90.32kb.
Автоматическое управление: Учебное пособие / А. М. Петрова. М.: Форум, 2014. 240 с.: ил.; 60x90 1/16.
68.52kb.