Главная страница 1
скачать файл

Приложение.
А.П. Чехов. «Тоска». 9 класс. (Модельный урок).

Урок по технологии развития критического мышления.

Используемые приемы: обращение к личному опыту, корзина идей, чтение с остановками, эссе.
I стадия. Вызов.

На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

На доске записано предложение: «В какой ситуации (когда) меня не слышат другие люди?». Для ответа на вопрос используется прием «корзина идей». Предполагаемые ответы учащихся записываются на доске: не интересно, думают о своем, не считаются с твоей точкой зрения, игнорируют сознательно, не хотят.

Обсуждая полученные ответы, учащиеся приходят к выводу: «Люди глухи!»


II стадия. Осмысление.
Как эту проблему, проблему людской глухоты, решает А.П. Чехов в рассказе «Тоска».

Используется прием «чтение со стопами». (Рассказ заранее не читается).


Первая остановка. (Конец первого абзаца).

Возможный вопрос:

-- Почему в таком состоянии мы видим Иону Потапова? (Горе, тоска).


Вторая остановка. (До слов «По тротуару, громко стуча калошами…»)

Возможные вопросы:

-- Как автор передает состояние Ионы? (Не понимает, что делает; не может сказать).

-- В чем причина горя, тоски? (Сын умер)

-- Как реагирует военный (слышит ли ) на рассказ Ионы о смерти сына? (Барин произносит дежурную фразу. Больше не слушает Иону.) Почему?


Третья остановка. (До слов «Иона видит дворника с кульком…»)

Возможные вопросы:

-- Усиливает ли автор состояние тоски, горя? (Иону опять занесло снегом).

-- Стало ли легче Ионе после разговора с военным? («Утихшая ненадолго тоска появляется вновь…).

-- Кто следующие пассажиры? (Трое молодых людей).

-- Что отвечают молодые люди, когда извозчик заговорил о сыне? («Все помрем»). Почему они так говорят? (Молодость)

--Стали ли они слушать дальше? (Нет).


Четвертая остановка. (До слов «Пойти лошадь поглядеть, -- думает Иона…»

Возможные вопросы:

-- К кому еще обращается Иона? (К дворнику, молодому извозчику).

-- Почему они не слушают его? (Некогда, спросонья).

-- Зачем А.П. Чехов «заставляет» молодого извозчика пить воду? (Жажда сильна, как сильно желание рассказать).


Вопрос-прогноз: -- Как вы думаете, кому все-таки рассказал свою историю Иона Потапов? (Лошади) Почему?

После обсуждения текст дочитывается до конца.
III стадия. Рефлексия. На стадии рефлексии сначала обращаемся к эпиграфу «Кому повем печаль мою?..»
Вопрос:

-- Как вы понимаете смысл эпиграфа? (Люди не хотят меня слышать, они глухи, поэтому я могу обратиться к Богу, который не сможет мне отказать).

Затем обращаемся к записанным на доске ответам учащихся в начале урока, когда использовался прием «корзина идей» и выбираем наиболее точный из списка. (Не хотят).
Далее следует письменная работа: эссе на тему: «Можно ли считать рассказ важным и для нашего времени?»

Эссе.


Этот рассказ прежде всего об одиночестве человека, о глухоте окружающих, о равнодушии. Актуален ли он сейчас? Безусловно, да.

Люди все больше и больше становятся занятыми сами собой, своими проблемами и переживаниями, и поэтому человек, ищущий сопереживания и поддержки, натыкается на «железобетонную» стену черствости, равнодушия…

Эта проблема остро стояла всегда, а рассказ Чехова помогает понять, что лучше быть терпимее, что надо учиться услышать человека.


Рассказ Бунина «Кавказ». Модельный урок.

Используемые приемы: обращение к личному опыту, прогнозирование, полемика.


Первая стадия - вызов. Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

1. Чтение концовки рассказа о самоубийстве.

2. Вопрос написан на доске: « Что может заставить человека пустить себе пулю в лоб?»

— Любовь, трудная жизнь...

3. Чтобы ответить, нужно прочитать текст.

Вторая стадия - осмысление. Полемика.

Чтение текста вслух (10 минут)

Итак, убийство произошло из-за несчастной любви.

4. Работа с текстом.

1). Что мы знаем о самоубийце?

— офицер,

-- его портрет, — его высказывание, 2). Защитил ли он свою честь?

-Да.

3). Человек умер, и это трагедия.



Можно ли было поступить иначе, не убивать себя?

4). Честно ли поступают другие?

-- Нет.

5). Докажите по тексту.



-- воровски, «... по вокзалу и по платформе пробежал бегом...»,

--путают местопребывание.

6). Героиня заявляет: «Лучше смерть, чем эти муки...»

Каков смысл этих слов?

7). Почему она не могла расстаться с мужем, не обманывая его?

8). Счастливы ли герои, находясь на Кавказе ?

9). Докажите текстуально.

.10). Будут ли счастливы они, узнав о самоубийстве?

11). Каковы должны быть взаимоотношения людей в браке?

12). Почему рассказ называется «Кавказ»?

-- место, где происходят события.;

--где герои счастливы;

-- где происходит самоубийство;

--фон, пейзаж.

13). Почему противопоставлены пейзажные зарисовки в Москве

и на Кавказе?

-- В Москве дожди, грязно... -- они убегают.

-- На Кавказе солнце - они счастливы.


Третья стадия - рефлексия.

Написание эссе на тему: «Над чем заставил меня задуматься рассказ Бунина».
скачать файл



Смотрите также:
Урок по технологии развития критического мышления
35.87kb.
Конспект урока "Языковая экология как важнейшая проблема современности"
71.65kb.
Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей
10.77kb.
Урок: Трудовое обучение Тема: Ёлочная игрушка Цель
24.37kb.
Урок чтения и развития речи в 3 классе
73.76kb.
Урок-эвристическая беседа на тему «Любовь и смерть в повести А. Куприна
44.79kb.
"Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
175.37kb.
Основные функции проблемного обучения
166.73kb.
Конкурсный «Мультимедиа урок в современной школе» в 6 классе по музыке. Тема урока: «Что за гений этот Бах». А. Серов Учитель: Гончар Людмила Емельяновна г. Краснодар
55.27kb.
1. Понятие о мышлении. Обобщенность и опосредованность мышления Предметом исследования психологии является мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности
112.2kb.
Урок семинар по технологии 7 класс Тема: Силуэт и стиль в одежде. Классификация современной одежды
24.01kb.
Тема: С. Козлов «Если меня совсем нет»
58.7kb.