Главная   страница 1страница 2страница 3

Положения, выносимые на защиту


1. Внешнеполитические стратегия и поведение Китая и России на международной арене обусловлены не только экономическими и военно-политическими факторами, но и социокультурными особенностями обеих стран.

2. Социокультурными особенностями Китая являются длительность и непрерывность развития, многообразие, уникальное сочетание консервативной замкнутости с толерантностью к иным культурам и традициям.

3. Современные китайские концепции международных отношений, такие как «совместное процветание», «мирное возвышение» и «межцивилизационная гармония», которые выдвинуло китайское руководство, ведут свои начала от конфуцианства, которое оказывает существенное влияние на социокультурные особенности Китая.

4. На пути построения гармоничного сообщества, китайское руководство стремится добиться не только внутри-социальной гармонии в стране, но и гармонии во взаимодействии с государствами на мировой арене, в том числе и в отношениях с Россией.

5. Внешняя политика Китая и в настоящее время, и в обозримой перспективе будет оставаться мирной, направленной прежде всего на обеспечение внешнеполитических условий для решения громадных внутренних проблем страны. Это основывается на социокультурной традиции, согласно которой внимание китайского правительства направлено в основном на решение внутренних проблем.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что конструктивистский подход позволил дополнить имеющиеся исследования истории и современного состояния российско-китайских отношений в контексте социокультурных особенностей Китая и России, а также наметить перспективы развития этих отношений в будущем с точки зрения духовных факторов. Научные результаты диссертационного исследования могут быть использованы как для продолжения работы по углубленному и всестороннему изучению проблемы влияния социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения, так и применительно к другим странам. Теоретические выводы работы и вытекающие из них практические положения могут представлять интерес для ученых и широко использоваться в дальнейшем изучении обозначенной проблематики. Материалы диссертации могут найти применение в процессе разработки и преподавания курсов международных отношений, истории политических учений, политологии, политической социологии, культурологи, а также ряда других смежных дисциплин. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы политиками Китая и России в своей практической деятельности для выстраивания внешнеполитического курса обеих стран.


Апробация работы результатов исследования


Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, была одобрена и рекомендована к защите. Отдельные положения работы обсуждались и апробировались автором на конференциях молодых учёных, «Ломоносов – 2007», а также нашли отражение в научных публикациях.

Структура диссертационной работы.

Структура диссертационного исследования определяется логикой достижения поставленной цели и вытекающих из неё задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 237 источников.



II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности проблемы в научной литературе, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, обозначается их научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, называются теоретико-методологические основы исследования и его научно-практическая значимость.



Первая глава «Социокультурные факторы в международных отношениях», состоящая из трех параграфов, посвящена рассмотрению социокультурных факторов, оказывающих влияние на международные отношения, и их основных характеристик. Существенное внимание уделено исследованиям национальной идентичности. Приведены основные положения конструктивизма – нового направления социологии международных отношений, изучающего роль нематериальных, идеальных, духовных факторов в международных отношениях. Показана внутренняя неоднородность этого направления и рассмотрены различные подходы к проблеме идентичности. Изучено влияние образов, установок, стереотипов и «значимых Других» на внешнеполитическое поведение стран.

В первом параграфе «Теоретические исследования социокультурных факторов в международных отношениях» дается определение культуры и приводятся наиболее известные теории, описывающие влияние социокультурных факторов на международные отношения. Теория культурных измерений Г. Хофстеде описывает социокультурные особенности разных стран по 4 основным шкалам культурных измерений: индивидуализм – коллективизм, мужественность – женственность, дистанция власти и избегание неопределенности8. Культурное измерение – это набор ценностей, установок, норм и моделей поведения, которыми одна культура отличается от другой. Показано, что в Китае выше, чем в России уровень коллективизма; в культуре Китая больше мужественных черт; однако в России выше дистанция власти и уровень избегания неопределенности.

Теория английского культуролога Р. Льюиса9 делит культуры разных стран в зависимости от отношения ко времени на моноактивные, полиактивные и реактивные. В моноактивных культурах принято делать одно дело в единицу времени. Поэтому представители моноактивных культур планируют свою жизнь в определенной последовательности и составляют расписания. Раз назначенное, событие уже не может быть отменено. К моноактивным культурам относятся прежде всего немецкая и швейцарская. Россия ближе к полиактивным культурам, которые допускают выполнение нескольких дел в одно время. Поэтому график русских непредсказуем, они не очень пунктуальны. Китай – типичный и наиболее яркий представитель реактивных культур, время которых движется циклично. Китайцы реагируют по ситуации, а вся история Китая развивается циклами.

Американский антрополог Э. Холл разделяет культуры разных стран в зависимости от их отношения к контексту на высоко- и низкоконтекстуальные10. Китай, как и многие восточные культуры, относится к высококонтекстуальным культурам. Именно поэтому китайцев отличает невыраженная, скрытая манера речи, многозначительные и многочисленные паузы. Конфликт считается в Китае разрушительным и под любыми предлогами избегается, открытое выражение недовольства неприемлемо ни при каких условиях. Россия, как и по многим другим шкалам, занимает промежуточное положение между низко- и высококонтекстуальными культурами. Это приводит тому, что у русских невербальное общение менее значимо. Русские испытывают недоверие к молчанию. В отдельных случаях у них возможно открытое выражение недовольства.

В XX веке Россия и Китай пережили период беспрецедентной культурной интеграции, основанной на общей марксистской иде­ологии. Китайцы воспринимали мир во многом через призму советской литературы и искусства. Коллапс официальной идеологии в СССР и ее скрытый кризис в Китае сходным образом привели обе страны к возвращению к "корням" и истокам. Это дает шанс на осуществление конструктивного взаимодействия современных России и Китая, в ходе которого они смогут значительно обогатиться в процессе познания друг друга.

Во втором параграфе первой главы «Понятие и основные характеристики национальной идентичности» приводится определение национальной идентичности как культурной нормы, которая отражает эмоциональные и аффективные ориентации индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе11.

Главными характеристиками национальной идентичности являются общность и отличительность.

С позиции национальной идентичности объясняются процессы регионализма и региональной экономической интеграции. На основе проведенных им исследований А.П. Цыганков считает, что процесс восстановления посткоммунистической Евразии не может быть адекватно понят без рассмотрения исторического прошлого республик и их представлений о собственном национальном «Я»12. Региональные экономические связи не могут успешно развиваться без соответствующих культурных условий и отсутствия страха потерять свою идентичность в результате такого развития. Сходства в религии, истории и языке, так же как совместимость национальных культур, может служить мощным стимулом регионального сотрудничества.

Исследование национальной идентичности также проливает свет на вопросы безопасности, государственного суверенитета, военных альянсов и союзов (например, ШОС). Важнейшим понятием национальной идентичности является «значимый Другой». По отношению к Китаю в качестве референтов выступают разнообразные типы «Других» - «реальные Другие»: США, Запад, Россия, соседние государства, региональные и международные организации, в том числе ШОС и ООН; «исторические Другие»: Российская Империя, СССР, социалистический лагерь; «цивилизационные Другие»: западная цивилизация, православная цивилизация, а также мусульманская цивилизация.

Ядро национальной идентичности составляет традиционная, национальная культура, для которой глобализация является сильнейшим испытанием. Основным средством сохранения идентичности, по мнению многих авторов, выступают диалог и преемственность культур. Однако, на сегодняшний день, такой общий ответ уже не является исчерпывающим, так как в случае кризиса идентичности, ее быстрых изменений, или в ситуации плюрализации идентичности сам диалог и преемственность культур очень затруднены. Например, для России характерен плюрализм идентичности. Ситуация сложилась таким образом в большой мере потому, что Россия рассматривалась как мост между Востоком и Западом, и соответственно, как держава, которая соединяет в себе европейские и азиатские начала.

В диссертации описывается два возможных направления влияния национальной идентичности на политическое поведение. Во-первых, национальная идентичность определяет то, как международные акторы будут интерпретировать политическую ситуацию. Во-вторых, национальная идентичность влияет на принятие политических решений. Сильная национальная идентичность зачастую способна снабжать политических акторов дополнительными ресурсами для мобилизации необходимой социальной поддержки.

Национальная идентичность является основным понятием нового направления социологии международных отношений – конструктивизма. Особенно интенсивно он развивается в Западной, прежде всего американской науке о международных отношениях. Конструктивизм внутренне неоднороден. В нем можно выделить по меньшей мере 3 расходящихся ветви, представленных А. Вендтом, П. Катценстайном и И. Нойманном.

В третьем параграфе первой главы «Исследования национальной идентичности в социологии международных отношений» проанализированы связанные с ней понятия образа, установки, стереотипа и мисперцепции.

Еще в середине прошлого века широкое распространение получило понятие «образы». Образы в международных отношениях изучали К. Боулдинг13, Р. Джервис14, Г. Келман15, О. Холсти16, Р. Броуд и др. Образы бывают положительные и отрицательные, правильные и неправильные, адекватные и неадекватные. Соответственно, они оказывают различное влияние на ход событий, развивающийся на международной арене. Правильные образы играют важную роль в управление страной и разрешении международных вопросов.

Образ подвержен влиянию установки. Установка – это состояние готовности, возникшее на основании опыта и оказывающее определяющее влияние на поведение17.

Стереотипы – это упрощенные представления об объекте, имеющие яркую эмоциональную окраску, прямо не вытекающие из собственного опыта. Можно выделить два превалирующих стереотипа – это стереотип восприятия и стереотип пропаганды.

«Мисперцепция» – это ошибочное восприятие, которое может привести к неправильным внешнеполитическим решениям и действиям. Примерами можно служить восприятие в Китае в 60-е годы США и СССР как врагов № 1. Вместе с тем образ меняется по прошествии некоторого времени под влиянием тех или иных событий. В качестве примера можно привести идеализированное восприятие Соединенных Штатов Америки в Китае в начале XX в. Данный пример показывает, что по мере изменения ожиданий, надежд и идентификации себя с разными идеалами, одна и та же страна может восприниматься в разное время как «Друг», «Враг» или «Соперник». Занимая важное место в исследовании международных отношений, идентичность для конструктивистов выступает в качестве посредника между средой и интересами акторов, главным образом, государств18. Конструктивисты ставят во главу угла взаимосвязь между государственными интересами и идентичностями.

А. Вендт попытался создать концепцию национальной идентичности как продукта интерактивных взаимодействий акторов в рамках международной структуры19, выделяя три «культуры20 анархии» (гоббсианскую, локкианскую и кантианскую), три соответствующих им на основе идентичности различных идеальных типа «структуры ролей» (враг, соперник, друг), и три типа интернализации правил по способу легитимации системы (посредством насилия, путем рациональной калькуляции издержек и выгод, в силу взаимной комплиментарности).

В отличие от реалистского и либерального подходов, сторонники конструктивистского подхода настаивают на том, что идентичность, по сути, является центральной для осуществления того или иного внешнеполитического и внутриполитического стратегического выбора каждого актора на международной арене.

Вторая глава «Социокультурные особенности Китая и России», состоящая из трёх параграфов, посвящена описанию социокультурных особенностей Китая и России, а также наиболее важных факторов, повлиявших на их формирование. К числу важнейших автор относит исторические факторы – такие, как исторически свершившиеся события, наложившие отпечаток на историческую память народа; географические факторы – особенности геополитического расположения государства, рельеф местности; природные факторы – климат, природный ресурсный потенциал; культурные факторы – национальное культурное наследие, идеологические направления, менталитет народа. Изложенные в первой главе положения конструктивизма конкретизируются применительно к Китаю и России.

В первом параграфе второй главы «Факторы формирования социокультурных особенностей Китая». к числу важнейших автор относит исторические факторы – такие, как исторически свершившиеся события, наложившие отпечаток на историческую память народа; географические факторы – особенности геополитического расположения государства, рельеф местности; природные факторы – климат, природный ресурсный потенциал; культурные факторы – национальное культурное наследие, идеологические направления, менталитет народа. В историческом развитии Китая диссертант выделяет шесть этапов: династия Цинь – первое в истории Китая единое высокоцентрализованное государство; династия Хань – формирование государственного устройства на основе конфуцианства и даосизма; династии Суй и Тан – эпоха расцвета и благополучия; новая история (1840 –1911 гг.); Китайская республика Сунь Ятсена (1911 – 1949 гг.); Китайская Народная Республика (1949 г. – наст. время).

Автор выделяет три основных направления в изменении национальной идентичности Китая после образования КНР.

Во-первых, в сфере государственных интересов Китай ставит развитие своей национальной экономики на первое место. С точки зрения государственных экономических интересов Китай должен отстаивать стабильность и мир и устанавливать тесную связь с мировой экономикой.

Во-вторых, Китай всесторонне участвует в делах мирового сообщества. В первые годы после образования КНР Китай считал, что он принадлежит к социалистическому лагерю, и поддерживал антиимпериалистическую борьбу как в политической, так в экономической и военной областях. Переориентация идентичности на «развивающееся социалистическое государство с рыночной экономикой» обеспечивает Китаю осуществление интеграции в мировое сообщество при сохранении единства с государствами третьего мира в политике, с одной стороны, и позволяет все более благоприятно выстраивать независимую внешнюю политику, с другой.

В-третьих, участие Китая в делах мирового сообщества усиливает его национальную идентичность. С 90-х годов, по мере того, как регионализация и глобализация все более ясно становились важнейшими тенденциями международных отношений, китайское правительство начало подчеркивать свою азиатско-тихоокеанскую идентичность, укрепляя отношения добрососедства и дружбы с сопредельными странами. Китай придает большое значение политическим консультациям с АСЕАН и «Шанхайской пятеркой», активизирует диалоги по вопросам безопасности, стимулирует экономическое сотрудничество, играя важную роль в укреплении мира и стабильности в Азии.

Автор выделяет следующие природно-географические факторы формирования социокультурных особенностей Китая:

Во-первых, обширная территория дает Китаю чувство собственной значимости, самосознание и самоидентичность великой державы. Типичный материковый характер местоположения Китая придал государству относительно консервативный и скромный, довольствующий настоящим положением характер. Из-за большого количества населения, ограниченного количества пахотных земель и других природных ресурсов в течение длительного времени внимание китайского правительства было занято и остается занятым в настоящее время в основном внутренними проблемами.

Во-вторых, многообразие природных и климатических условий регионов Китая обусловливает многообразные формы социальной структуры и жизненного уклада, а также многочисленные идеологические школы и направления, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.

В-третьих, Китай представляет собой сухопутную континентальную державу. Тихий океан на востоке, нагория и горы на западе, пустыни на севере, горы и тропические леса на юге ограничивают возможность контактов с внешним миром. Этим также обусловливается консервативный и оборонительный менталитет народа и традиционный характер цивилизации. В свою очередь, это обеспечивает независимость, устойчивость, длительность и непрерывность самостоятельного развития производства с одной стороны, и культуры, с другой.

Во втором параграфе второй главы «Социокультурные особенности Китая» прослеживаются своеобразные социокультурные характеристики, особенности национальной идентичности и менталитета Китая.

Конфуцианство, которое всегда оказывало и продолжает оказывать существенное влияние на социокультурные особенности Китая, делает акцент на гармонии (равновесии) между всеми слоями общества, внутренним и внешним миром, также обществом и природой при сохранении их множественности и многообразия.

Идеология равновесия, лежащая в основе конфуцианства и даосизма – основных идеологических систем Китая - безусловно, на каком-то этапе затормозила технологическое, экономическое и социальное развитие китайского общества и обусловила его временное отставание от европейской цивилизации. Однако именно эта идеология обеспечивает в настоящее время невероятную эффективность политики «Срединного Царства» на мировой арене, делая Китай одним из самых мощных в экономическом отношении государств мира. Кроме того, как отмечает А. А. Сусоколов, концепция баланса сил и равновесия, лежащая в основе китайской идеологии, несомненно, в гораздо большей степени соответствует задачам, стоящим перед современным человечеством, чем альтернативные концепции21.

Сущность конфуцианской морали состоит в том, чтобы «не принуждать другого делать то, чего не желаешь делать сам». Согласно этому, мир и развитие на международной арене возможны лишь тогда, когда каждая страна имеет шанс развиваться своим путем, опираясь на собственные культурно-исторические традиции. На основе этих идей сформировались традиции добрососедства китайской внешней политики и позиция «многополярного мира».

Вместе с тем легизм и даосизм также играют важную роль в формировании социокультурных особенностей Китая. Важно, что во всем этом культурном многообразии сохраняются единые принципы, которые признаются всеми жителями «Поднебесной» и связывают воедино ее культуру. Одновременно, при едином политическом управлении центральные правительства всех династий не вмешивались в многообразие социальных, экономических и культурных особенностей развития различных частей страны. Иными словами, стремились лишь к политическому объединению, а не гомогености в культурном отношении. Эта традиция позволяет вполне совместить два направления: отдельную самоидентификацию (семейную, языковую, религиозную, местную, этническую, национальнальную) и высшую «Поднебесную» идентификацию, что в конечном счете приводит к огромной силе сцепления внутри государства.

Все феодальные династии Китая традиционно дружески относились к соседям и успешно сохраняли дружеские отношения между собой. В результате этой традиции, а также идеи Конфуция о единении без унификации формировался лозунг «мирное возвышение». В современном внешнеполитическом контексте российско-китайских отношений эта идея Конфуция может быть истолкована как желание Китая укреплять мир, гармонию и сотрудничество с Россией (единение) без перехода на позиции союзника России и признания ее ценностей (унификации).

В третьем параграфе второй главы «Социокультурные особенности России» диссертант изучает факторы, повлиявшие на формирование социокультурных особенностей России. К ним он относит географический, климатический, религиозный и исторический факторы.

Для формирования социокультурных особенностей России существенное значение имеет территория и расположение страны, которая находится на стыке разных типов цивилизаций и культур. Современная Россия входит во многие политико-географические пространства и системы - такие, как Европа, Восточная Европа, Ближний, Средний и Дальний Восток, Центральная и Северо-Восточная Азия – что дает ей возможность решать целый ряд цивилизационных и геополитических задач.

Положение России на стыке Европы и Азии, а также особый российский климат привели к формированию своеобразного российского менталитета, который включает коллективизм, общинность, преобладание нравственных и моральных ценностей над правовыми, крайности, противоречия, преобладание интуиции над логикой («авось»), патриотизм, преобладание индивидуально-личностных отношений над формальными, преобладание мотивации принадлежности над мотивацией достижения, диффузное общение, пессимизм, негативное отношение к богатству (нестяжательство). Россия исторически всегда была цивилизационным балансиром, мостом, важнейшим фактором гармонизации всего комплекса международных отношений. «Евразийская идея», как цивилизационная программа действий, заложенная в глубине русской культуры, как идея специфической цивилизационной общности, интегрирующей цивилизационные ценности разных типов, может явиться центром притяжения для многих народов евразийского пространства.

Оказала влияние на социокультурные особенности русского народа и православная религия. В отличие от католичества и протестантизма, православная ветвь христианства призывает к смирению, терпению и отказу от активного преобразования окружающей действительности, обещая взамен вечное блаженство в загробной жизни. Этим можно объяснить недостаточное внимание русских к обустройству своего быта, слабость мотивации достижения: зачем что-то менять, если пребывание в этом мире временно и можно потерпеть.

Для лучшего понимания социокультурных особенностей России автор обращается к ее истории. Он выделяет следующие этапы формирования России: монголо-татарское нашествие, Петровские преобразования, Отечественная война 1812 г., Первая мировая война и создание СССР, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., распад СССР и останавливается на том влиянии, которое каждый из этих этапов оказал на социокультурные особенности России. Только на протяжении XX века в России сменилось три типа социального характера: традиционный русский менталитет сменил «советский человек», а затем «новый русский». Автор отмечает следующие особенности «советского человека»: вера в светлое коммунистическое будущее; ощущение принадлежности к великому и сильному народу, включенности в движение по магистральному пути мировой цивилизации, подвластности могущественному, никогда не ошибающемуся государству, превосходства под остальным миром. Вместе с тем отмечается двойственность советского человека: высокий уровень образованности сочетался с низкой бытовой культурой, «Я» расщепляется на общественное и личное. «Новые русские» - это бывшие «теневики» и выходцы из советской номенклатуры (КПСС и ВЛКСМ), которые использовали перестройку для легализации и увеличения своего материального благосостояния. Менталитет «новых русских» отличает цинизм, предпочтение силы разуму, примитивные заимствования западной массовой культуры.

В третьей главе «Российско-китайские отношения в контексте социокультурных особенностей Китая и России» конкретные факты российско-китайских отношений находят свое объяснение с позиций конструктивизма и с точки зрения социокультурных особенностей обеих стран.

В первом параграфе третьей главы «Влияние социокультурных особенностей Китая и России на российско-китайские отношения в исторической ретроспективе» описывается, как социокультурные особенности влияли на всю историю российско-китайских отношений.

Начало взаимодействию двух стран было положено на рубеже XVI-XVII веков. Важную роль в российско-китайских отношениях всегда играли и продолжают играть пограничные проблемы. Помимо большой протяженности совместной границы, одной из причин этих проблем являются социокультурные различия, состоящие в том, что Россия и Китай – это разные цивилизационные центры, сформировавшиеся в разное время. Длительное время китайское правительство трактовала контакты с Россией через призму китаецентристских воззрений. Только в XIX в. вследствие укрепления позиций России и ослабления Китая было признано равенство в отношениях. Однако, несмотря на сложные взаимоотношения между Китаем и Россией на протяжении всей истории их взаимодействия, между ними никогда не было официально объявлено состояние войны. Это может быть связано с конфуцианским положением о гармоничном развитии в Китае и толерантным, миролюбивым отношением к другим народам со стороны России.

Несмотря на то, что период с середины XIX в. по 1911 г. был очень сложным для Китая, по мнению автора, он сыграл конструктивную роль. Никогда за моноготысячелетнюю историю Китая не было столько поражений, смуты, упадка развития, культурного хаоса. Вместе с тем, в том числе и в результате переосмысления некоторых устаревших, догматических положений конфуцианства Китай сформировал новую идентичность, которая через столетие позволила ему выйти на передовые рубежи мирового прогресса.

Первая мировая война и революция 1917 г. привели к коренной ломке социокультурных особенностей России. Китай не воспользовался ситуацией в свою пользу, т.к. у него тогда также было время смуты и хаоса. С этого времени вплоть до образования КНР российско-китайские отношения все более начинают принимать межпартийный характер. Вместе с тем правящая в России ВКП (б) выжидала, какая партия – КПК или Гоминьдан – победит в Китае, чтобы поддержать победителя.

Образование КНР в 1949 г. положило начало развитию отношений между двумя коммунистическими державами. Советско-китайские отношения осуществлялись на трех уровнях. Первый уровень подразумевал отношения между лидерами – прежде всего, Мао Цзедуном и И.В. Сталиным. В то время политика была чрезвычайно «персонифицированной». Это связано с социокультурной традицией высокой дистанции власти в России и Китае, согласно которой независимо от политического режима вся полнота власти принадлежит одному человеку. В России единоличную власть воплощал в разные исторические эпохи президент, генеральный секретарь, царь, император. В Китае если не все, то очень многое зависело от императора или председателя партии. Высокая дистанция власти сложилась в России и Китае вследствие больших географических размеров и многонационального населения. Поскольку такие отношения считались наиболее важными, принципиальные решения могли приниматься только на уровне высших лидеров. Второй уровень охватывал отношения в международном коммунистическом лагере, где проходил водораздел между двумя враждебными и противостоящими силами. Третий уровень имел отношение к идеологии, которую следовало доводить до населения. На протяжении всего XX в. главным фактором, определяющим взаимоотношения двух стран, стал идеологический.

В отношениях между двумя коммунистическими странами можно выделить несколько периодов: период дружбы (1949 - 1959 гг.), конфронтации (1959 – 1981 гг.) и нормализации (1981 - 1991 гг.). Особую роль сыграла «культурная революция». В конце этого периода, основываясь на социокультурной особенности интравертности и закрытости, Китай отдал предпочтение решению внутренних проблем и взял курс на экономическое развитие.

Второй параграф третьей главы «Анализ современного состояния российско-китайских отношений в свете социокультурных особенностей двух стран» посвящен анализу современного этапа российско-китайских отношений, наступившего с распадом СССР. Быстрое признание Китаем России в качестве преемника СССР (26 декабря 1991 г. Россия объявила себя правопреемником СССР, а 27 декабря 1991 г. КНР признала РФ) свидетельствовало о том, что в основе взаимоотношений обеих стран лежат не идеологические причины, а национальные интересы и социокультурные факторы. Отношения этого периода характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Оба государства проявляют политическую волю к превращению конструктивных партнерских отношений в стратегическое партнерство в XXI веке.

Нынешнее состояние китайско-российских отношений со стороны Китая именуют новой высотой22 в истории двусторонних отношений, а со стороны России – наилучшим этапом23. На региональном уровне также отмечается определенное совпадение национальных интересов Китая и России. Успешным примером можно служить создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На глобальном уровне также наблюдается сходство. Две стороны приняли решение о становлении многополюсного мироустройства и создании нового международного порядка. Стороны тесно сотрудничают в сфере повышения авторитета и эффективности ООН, борьбы с террористической угрозой, решения «горячих вопросов». Стороны ведут эффективную работу по сохранению безопасности и стабильности в Средней и Северо-Восточной Азии. Именно с этими регионами тесно связаны интересы двух стран.

В этот период контакты между Китаем и Россией приобрели интенсивный характер. Встречи глав государств проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС). Стороны углубили взаимное доверие и усилили сотрудничество и координацию в военной области. Особенно в последние годы наблюдается прорыв в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран. Специфической разновидностью сотрудничества Китая и России на уровне регионов является приграничная торговля. Наряду с взаимной экономической выгодой, приграничная торговля выполняет важную социокультурную функцию. Именно на приграничных территориях наблюдается наибольшая плотность повседневных контактов между гражданами двух стран, что приводит к взаимному знакомству с культурными особенностями обеих стран.

Китай и Россия к настоящему времени построили многоуровневые всеобъемлющие отношения в области политического, экономического, военно-технического, культурного сотрудничества. Китайский взгляд на международные отношения заключается в том, что развитие Китая как великой мировой державы возможно одновременно на основе развития других стран – малых и больших, находящихся в отдалении и соседей, в том числе и России. Китайская позиция заключается в том, что в глобальном мире ни одно государство не может развиваться без связи и помощи со стороны других стран.

В третьем параграфе «Тенденции развития российско-китайских отношений в контексте социокультурных особенностей Китая и России» показано, что перспективы развития российско-китайских отношений были намечены в марте 2007 г. во время государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию.

В совместной декларации, подписанной президентом РФ В.В. Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао, особый акцент сделан на сотрудничестве двух стран в разных областях, такие таких как сотрудничество в ООН, борьбе против международного терроризма, в ШОС и других международных организациях, в деле предотвращения распространения оружия массового поражения, вопросе о безъядерном статусе Корейского полуострова и о продолжении шестисторонних переговоров по соответствующим вопросам, в том, что касается ситуации в Ираке, арабо-израильского конфликта, положения в Афганистане, взаимоотношений между Индией и Пакистаном, защиты мира и стабильности в АТР.

Большинство из этих направлений перспективного сотрудничества связаны с социокультурными особенностями Китая и России. Например, в рамках ШОС сотрудничают только культурно комплиментарные страны. Проблемы нераспространения ОМП и обеспечения мира также помимо реалистских причин имеют и конструктивистские, заключающиеся в миролюбивых традициях Китая и менталитете русского народа.

По мере «возвышения» Китая внешняя обстановка становится все менее благоприятной для него. В последние десять с лишним лет все громче раздаются заявления о «китайской угрозе». Для их опровержения Китай демонстрирует ответственный подход к международным делам. Во время азиатского финансового кризиса в 1997 г. Китай сохранил стабильный курс национальной валюты, не прибегая к ее девальвации. Тем самым он способствовал смягчению кризиса в других странах региона. Чтобы найти форму контраргументации зарубежным рассуждениям о «китайской угрозе», в последние годы в Китае широко обсуждается идея «мирного возвышения». В более широком смысле эта концепция адаптирует имидж Китая к современным реалиям24. Это можно понимать как «мирное возвышение» Китая на основе соразвития с Россией и другими государствами. Формируется разделяемая обеими странами идентификация, заключающаяся в понимании необходимости обеспечения мира и стабильности как первого и главного условия возрождения, прежде всего и главным образом экономического возрождения двух стран, возрастания совокупной мощи каждой из них и создания необходимых условий для их соразвития. С уверенностью можно констатировать, что концепция «мирного возвышения» выгодна и для России.

Следуя заветам Дэн Сяопина, в КНР считают обязательным исходить из национальных интересов. Россия при В.В. Путине также руководствуется своими национальными интересами. Теория международных отношений считает, что национальный интерес – объективно-субъективная категория25. Он зависит в том числе и от социокультурных особенностей участников международных отношений. Вместе с тем еще Г. Моргентау26 призывал четко разграничивать мотивы внешнеполитического поведения стран на международной арене и их национальные интересы. Национальные интересы, с одной стороны, и заявления о намерениях, а также мотивировки, с другой – не одно и то же. Национальные интересы формируются в первую очередь под воздействием материальных факторов и поэтому достаточно легко просчитываются. Именно объективные обстоятельства Китая (перенаселенность, недостаток ресурсов и др.) вызывают обеспокоенность в мире, в том числе и в России, относительно его будущей внешней политики. Другое дело – мотивировка внешней политики. Для Китая она традиционно подается вовне в духе конфуцианства.

Можно выделить ряд совпадающих интересов Китая и России: сохранение мира во всем мире, освоение Северо-восточного Китая и Дальнего Востока России, борьба против международного терроризма, построение многополярного мира и противодействие однополярности, защита международного права. В них отчетливо прослеживается влияние социокультурных особенностей обеих стран. В то же время у России и Китая имеют место различные взгляды на проблемы миграции рабочей силы, существуют различия в вопросах о разработке и получении сырья, отсутствует необходимая заинтересованность в инвестиционном сотрудничестве.



В заключении приводятся итоги и формулируются теоретические выводы по основным результатам работы, а также обозначаются актуальные аспекты проблемы, требующие дальнейшего изучения.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Влияние социокультурных особенностей китая и россии на российско-китайские отношения
399.07kb.
Нынешний флаг Китая был принят в 1949г с основанием Китайской Народной Республики
23.76kb.
«стимулирование или жесткая экономия» довольно легко упустить из виду важные сдвиги, происходящие в мировой экономике. Мы быстро переходим от «старого мира», возглавляемого Европой, США и Японией, к «новому миру» во главе с Китаем
179.19kb.
О деятельности тпп россии в 2010 г
108.97kb.
Т/к «Россия 24» программа «Экономика». Сюжет о ситуации на российско-украинской границе. Выступление руководителя фтс россии Андрея Бельянинова
705.12kb.
Дата и время
25.13kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Спец семинар по языку» для специальности «Иностранный(Английский )язык»
2039.67kb.
Почему и насколько пути Украины и России разошлись в 1991 2008 гг.? Материалы российско-украинской конференции историков
1125.18kb.
Развитие библиотечно-информационной сферы в современной России, бесспорно, осуществляется с учетом мирового опыта, как американского, так и европейского, но имеет ряд своих, отличительных особенностей
84.99kb.
Годовщина возвращения
45.46kb.
Динамика этнополитических процессов в постсоветской россии и ее влияние на модернизацию
254.88kb.
Риа «Новости» 29. 05. 12
179.9kb.